От чего зависит длительность адаптационного периода детей в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

В скором времени ваш ребенок начнет посещать садик, и вы хотите, чтобы он безболезненно и быстро привык к новым событиям и людям в своей жизни? В таком случае, вам будет полезно ознакомиться с некоторыми несложными рекомендациями, способствующими комфортной адаптации к детскому саду. Итак, каких ошибок нужно обязательно избегать и как помочь своему малышу?

Что такое адаптация ребенка

Адаптацией называют приспособление организма к новой обстановке. Речь идет и об адаптации ребенка к детском саду.

Первое время подобное учреждение для любого малыша является неизведанным и чужим пространством, с новыми людьми и отношениями. Процесс привыкания требует серьезных психических затрат, нередко сопровождается напряжением и даже истощением физических и психических сил.

Некоторые проявления настроения ребенка в дни адаптации вызывают тревогу у родителей, заставляя их сомневаться в том, что он вообще сможет пройти этот период без серьезного нервного срыва. Важно помнить: особенности поведения, нередко волнующие родителей, зачастую являются типичными при адаптации к детскому саду.

Адаптационный период

Существует несколько степеней адаптации ребенка в детском саду.

Легкая степень

Обычно длится до недели. Это довольно короткий период, характеризующийся плохим сном малыша, потерей аппетита, нежеланием вступать в игры с прочими малышами. Постепенно все приходит в норму, наступает полное привыкание к новым условиям. К концу первой недели аппетит возвращается к прежнему уровню, режим сна восстанавливается немного дольше. Может наблюдаться затормаживание речи. Обычно эта степень адаптации не сопровождается внезапными заболеваниями.

Средняя степень

Длится от недели до месяца. Эмоциональное состояние малыша приходит в норму медленнее, нежели при легкой форме. В первый месяц начинают проявляться болезни: обычно в виде острых респираторных инфекций. Заболевание длится около недели и заканчивается без осложнений. На восстановление аппетита требуется месяц или немного больше. Эмоциональный фон неустойчив, настроение часто меняется. В течение дня наблюдается плаксивость. В отношениях с близкими людьми ребенок эмоционально возбужден: при расставании и встрече плачет или кричит. Отношение к сверстникам чаще безразличное, но заинтересованность тоже может проявлять. Замедляется речевая активность.

Характерные внешние проявления:

  • красные щеки или бледность;
  • темные круги под глазами;
  • потливость;
  • диатез.

Эти симптомы длятся около 2-х недель. Чувствуя эмоциональную поддержку близкого человека, ребенок начинает проявлять познавательную активность и адаптируется быстрее.

Тяжелая степень

Самая сложная степень адаптации ребенка в детском саду, длящаяся 1-2месяца (или больше). Эмоциональное состояние малыша очень медленно восстанавливается. Дошкольник может перенести несколько заболеваний, протекающих с осложнениями.

Тяжелая степень характеризуется стойкими нарушениями в поведении:

Сон прерывистый, тревожный.

Малыш может просыпаться со слезами или вскрикивать во сне.

Аппетит практически пропадает – временами вплоть до отказа от еды.

Возможна невротическая рвота.

Ребенок сознательно и бессознательно пытается выйти из положения, и все его эмоции направлены на это: крик, плач, агрессия. Может наблюдаться активный двигательный процесс или отсутствие активности при очевидных отрицательных эмоциях (подавленности, пассивное подчинение, тихий плач, напряженность). Малыш старается избегать сверстников, может проявить агрессию. Отказывается от игр.

Какие факторы влияют на адаптацию ребенка

Имеется немало важных факторов, влияющих на адаптацию к детскому саду:

  • Состояние здоровья ребенка и уровень его развития. Хорошо развитый и почти не болеющий дошкольник проще справляется со сложностями социальной адаптации.
  • Наличие любимых игр или предметной деятельности. Это помогает увлечь его соответствующими занятиями.
  • Возраст. Сложнее адаптация происходит у деток, не достигших двухлетнего возраста. Перейдя этот рубеж, они легче приспосабливаются к новым условиям. Этому имеется простое объяснение: взрослея, дети становятся любознательней, приобретают больше опыта поведения в разных ситуациях.
  • Индивидуальные черты. Дети одной возрастной категории могут вести себя по-разному в период адаптации. Одни могут впасть в стрессовое состояние, перестав проявлять интерес к окружающему миру или проявляя явный протест. Однако проходит небольшой период, и поведение нормализуется: аппетит, сон, настроение возвращаются. Другие дети могут первые дни внешне не показывать своего беспокойства, но спустя несколько дней их напряжение выплескивается наружу: настроение ухудшается, им не хочется расставаться с родителями. Эта категория ребят требует помощи близких людей, воспитателя. Будьте бдительны: подваленные реакции могут продлиться долго, обернувшись серьезными заболеваниями.
  • Половая принадлежность. Мальчикам адаптация дается сложнее, так как в дошкольном возрасте они больше привязаны к родителям, тяжело перенося расставание с ними.
  • Семья и условия жизни. Речь идет о создании режима для малыша в соответствии с его индивидуальными чертами и возрастом, формировании навыков и умений. Если семья не создает правильные условия для развития ребенка, не обучая его элементарным навыкам, то ему будет нелегко привыкнуть к детскому садику. Непросто протекает адаптация и у единственных детей в семье – в особенности, если они чрезмерно опекаемы и зависимы от матери или отца.

Причины тяжёлой адаптации

Выделим отдельно причины, из-за которых адаптация проходит сложно:

  • Отсутствие в домашних условиях режима, совпадающего с тем, который установлен в детском саду.
  • Неумение самостоятельно себя занять.
  • Наличие специфических привычек.
  • Отсутствие элементарных навыков.
  • Отсутствие опыта общения с незнакомым окружением.

Факторы, указывающие на завершение периода адаптации

Имеются факторы, характерные для завершения адаптации к детскому саду:

  • Хороший аппетит.
  • Крепкий сон.
  • Бодрость и хорошее настроение.
  • Восстановление ранее приобретенных навыков, бодрость.
  • Прибавка в весе, соответствующая возрасту.

Негативная реакция детей: основные этапы адаптации

Важно понимать все критические моменты, затрудняющие адаптацию к детскому саду.

Выделим основные из них:

  • Ранний подъем. Для деток, режим дня которых ранее регламентировался редко, пробуждение в 7:30 (или еще раньше) может стать серьезным стрессом. Чтобы смягчить этот негативный для адаптации фактор, за пару недель до визитов в садик, начинайте будить малыша раньше, приучая к новому режиму. В детский сад тоже будите его немного раньше необходимого, чтобы он 10-15 минут мог собраться с мыслями, нежась в постели, постепенно переходя от сна к полному пробуждению.
  • Дневной сон. Чтобы дошкольник проще адаптировался к детскому саду, не игнорируйте этот аспект. Ребенок привык засыпать с мягкой игрушкой? Пусть поначалу берет ее в сад. Также для сна в саду можно приобрести забавную пижаму, которая понравится вашему сыну или дочери.
  • Обед без компании мамы или папы. Немало проблем в адаптации вызывает кормление деток. Некоторые отказываются от еды, отличающейся по вкусу от домашней, другие просто не желают обедать без мамы.
  • Привыкание к режиму. Хотите, чтобы адаптация прошла мягче? Выясните заранее режим выбранного детского сада. За месяц-два начните введение режима в домашних условиях. Делайте это не резко, а постепенно. В дошкольном возрасте ребенку рекомендуется спать около 2-3 часов днем и 10 часов ночью. Для комфортной адаптации к садику, укладывание ко сну следует начинать уже в 21:00.
  • Пребывание в детском садике полный день. Рекомендуется первую неделю посещать садик до сна. На вторую неделю уже можно остаться до полдника. На полный день желательно оставаться через месяц посещений. Безусловно, эти нормы довольно индивидуальны. При тяжелой степени адаптации, забирайте ребенка раньше. Для любой степени адаптации не рекомендуется забирать малыша последним – дети тяжело переживают это осознанно, либо подсознательно. Старайтесь не допускать ситуации, чтобы ребенок оставался в одиночестве после того, как всех детей заберут родители.
  • Контакты с незнакомыми детьми. Часто в современных семьях растет лишь один ребенок, и он нечасто имеет возможность завязать отношения со сверстниками. Обычно пересечения с ними происходят лишь в поликлинике, на детской площадке или в гостях. Результат: ребенок не приучен к контакту с другими ребятами. Понаблюдайте за тем, как он общается с окружающими. Ребенок-экстраверт быстро вступает в контакт, активно общается с окружающими – в таком случае адаптация будет проходить легче. Маленький интроверт обычно стеснительный и очень послушный, поэтому у него, вероятно, возникнут трудности в общении с более агрессивными или активными сверстниками.
  • Контакт с воспитателем. Бесспорно, воспитатель – важная фигура в процессе привыкания к детскому садику. Опыт и коммуникабельность позволяют ему правильно оценить психологическое состояние дошкольника и предотвратить различные проблемы. Если есть возможность заранее познакомьтесь с воспитателем – наверняка, вы сразу определите, насколько вашему сыну или дочери будет комфортно с таким человеком. Расскажите ему об индивидуальных чертах ребенка, его предпочтениях, опасениях. Осуждайте все стадии адаптации.

Чем родители могут помочь ребенку в период адаптации

Помощь родителей можно назвать основополагающей в адаптации.

Общие рекомендации:

Позаботьтесь о приобретении ребенком простых навыков (умение пользоваться ложкой, проситься на горшок, одеваться, контактировать с окружающими, пользоваться носовым платком, выражать свои просьбы словами или жестами).

Не обсуждайте свои переживания в присутствии ребенка.

Одевайте малыша по сезону. Обувь и одежда не должны создавать для него трудностей. Выбирайте обувь не на шнурках, а на липучках, а одежду не на пуговицах, а на кнопках.

Изучите заранее режим детского сада. Соблюдайте его каждый день (в выходные тоже).

Слишком частые посещения общественных организаций (спектакли, кружки) в сочетании с множеством интеллектуальных занятий дома могут перегрузить нервную систему малыша.

Часто рассуждайте при дошкольнике, как полезен детский сад, и как важно ему там бывать (уложить спать кукол, напоить цветочки, поиграть с мягкими игрушками).

Регулярно проверяйте содержимое карманов малыша, исключая наличие в них колющих, мелких или острых предметов.

Встречаясь с воспитателем, рассказывайте ему о настроении и здоровье малыша. Интересуйтесь, как он ведет себя с садике.

Не давайте ребенку слишком дорогие игрушки, и если это произошло, и малыш не уследил за вещью, не будьте к нему слишком строги.

Планируйте собственный график так, чтобы в первый месяц пребывания в садике, дошкольник не находился там до конца дня, и мог быстрее оказаться в привычных домашних условиях.

Приучайте сына или дочь к общению с другими людьми. Ходите в гости или чаще бывайте на многолюдных детских площадках.

Посещение детского сада допустимо лишь здоровыми детьми. Помните о профилактике ОРВИ и ОРЗ.

Если вы пришли к выводу, что малыш испытывает потребность в контактах со знакомыми взрослыми и не боится незнакомцев, то это хороший знак. Если он стремиться к самостоятельности, охотно вступает в игры, владеет некоторыми навыками самообслуживания, доброжелателен и открыт, то, вероятно, он уже готов к детскому садику.

Памятка родителям

Главные ошибки родителей

Многие родители допускают ошибки, мешающие адаптации к детскому саду. Итак, рассмотрим наиболее распространенные заблуждения:

«Чем раньше отдать ребенка в ясли (год-два), тем скорее он адаптируется

Специалисты, занимающиеся дошкольным развитием, пришли к выводу, что в последние годы у дошкольников зачастую наблюдаются трудности в развитии, поэтому в раннем возрасте лучше пребывать под наблюдением и заботой матери. Это не исключает совместного посещения игровых занятий для раннего развития, что станет первым шагом к социализации.

Детские садики в основном принимают детей с трехлетнего возраста. Однако не у каждого дошкольника в 3 года имеется такая готовность, в особенности, если речь идет о пребывание на полный день. Кому-то удается адаптироваться в три года, другим – в четыре, а третьи – и в пять нелегко переносят разлуку с мамой или папой. Адаптированный ребенок ходит в сад с желанием и прощается с мамой без плача и страданий.

Девочкам быстрее удается привыкнуть к новым людям и режиму, и им это проще дается в 3-4 года, чем мальчикам, которые адаптируются значительно медленней. Мальчики эмоционально сильнее привязаны к родителям, и тяжелее переживают разлуку даже на несколько часов. Ориентируйтесь на состояние малыша, анализируйте его.

Чаще детей приводят в сад в сентябре, но более благоприятное время для адаптации – конец весны и лето. В этот период обычно завершаются занятия познавательного цикла, дети больше гуляют, занимаются творчеством. Световой день становится длиннее, ярче и теплее. Пробуждение поутру проходит легче.

Осень сложно назвать удачным временем для адаптации. Первое время малышу важно наблюдать неспешность процессов, чтобы иметь возможность осмотреться вокруг, привыкнуть. Проще это сделать именно летом, когда в саду меньше детей, а воспитатели покончили с основными образовательными программами и больше времени уделяют ролевой игре.

Отметим прочие трудности, проявляющиеся весной:

  • Малыш быстрее утомляется, ему сложнее сконцентрироваться.
  • Наблюдается снижение эмоционального фона из-за недостатка солнечного света, мрачной погоды, раннего захода солнца.

Для некоторых детей это возможно, но далеко не для всех. Первый месяц желательно не оставлять ребенка на весь день. Одна-две недели – период привыкания для эмоционально устойчивого ребенка 5-6 лет или для того, кому уже доводилось посещать детский садик. Девочкам быстрее удается привыкнуть, мальчикам обычно нужно не менее месяца. Как уже упоминалось, первую неделю малышу желательно проводить время в саду до обеда, потом – до полдника, и лишь через месяц попробовать полное пребывание.

Случается, что ребенок сразу остается на полный день, не высказывая особых признаков беспокойства или неудобства, но через 1-2 месяца начинает проявляться психическое перенапряжение (навязчивые движения, тики, энурез, потеря аппетита, вирусные заболевания). Описанные факторы указывают на высокую нагрузку, оказавшуюся не по силам дошкольнику.

Мифы

Адаптация ребенка к детскому саду: советы психолога

Это тот самый этап, когда ваш ребенок рыдает в три ручья в раздевалке группы, а вы едете на работу и чувствуете себя худшим родителем на свете. Мы побеседовали с практикующим семейным психологом и кандидатом психологических наук Румией Калининой и разобрались, как может проходить адаптация, на что обратить внимание, и как смягчить этот процесс для вас и для ребенка.

Что такое адаптация?

Адаптационный период в детском саду — это период, в который ребенок приспосабливается к новой для него ситуации. Важно помнить о том, что адаптация и приспособление нельзя приравнивать к любви и воодушевлению — ребенок может успешно адаптироваться к детскому саду, но это значит, что ему там будет очень нравиться.

Сколько длится адаптация?

Продолжительность периода, в который ребенок привыкнет ходить в детский сад (и перестанет страшно рыдать в раздевалке) зависит от того, как эта самая адаптация у него проходит. В случае, если все идет легко и хорошо, полный адаптационный период может занимать 10-15 дней.

Адаптация средней тяжести пройдет за месяц, а тяжелая адаптация может длиться от двух до шести месяцев и быть уже опасной для ребенка, которой находится в состоянии постоянного стресса и напряжения. В среднем принято считать, что спустя один-два месяца большинство детей уже полностью адаптированы к детскому саду и могут ходить в него без проблем.

Как понять, что адаптация проходит хорошо?

Период приспособления к садовской жизни обычно проходит нелегко. Однако если все идет по плану, вы довольно быстро сможете заметить положительные признаки того, что ребенок постепенно адаптируется. Вот, как это можно понять:

  • Ребенок со временем реже плачет и меньше капризничает
  • Ребенок быстро переключается (сперва плачет в раздевалке, но потом спокойно бежит играть в группу)
  • После выходных или болезни ребенок с радостью возвращается в сад (даже если до этого не очень хотел туда идти)
  • В детском саду у ребенка есть то, что ему нравится (любимые занятия, еда, игрушки, друзья).

Что должно насторожить родителей?

К сожалению, не все дети с легкостью могут привыкнуть к изменившимся условиям жизни. Кому-то адаптация к саду и вовсе дается крайне тяжело — в силу возраста или индивидуальных особенностей. Вот, на что стоит обратить внимание родителям в процессе адаптации:

Если адаптация сильно затягивается (от двух до шести месяцев), она может негативно сказываться на состоянии здоровья ребенка: он начинает часто болеть, плохо спать, теряет уже полученные навыки, страдает от физического и психического истощения организма.

Вероятно, если родители заметили, что ребенок крайне тяжело переносит адаптацию к детскому саду, им стоит рассмотреть альтернативные варианты (или попробовать перевести ребенка в другой сад — иногда даже это способно изменить ситуацию).

Как облегчить процесс адаптации?

Невозможно предсказать, как перенесет адаптацию к саду конкретный ребенок, однако можно попробовать сделать переход к детсадовской жизни не таким большим потрясением.

Для начала давайте разберемся, к чему ребенку предстоит привыкнуть в саду:

  • Строгий режим и распорядок дня
  • Новые взрослые (воспитатели, нянечки, преподаватели)
  • Новые дети и общение в коллективе
  • Незнакомая еда и отсутствие выбора (то есть, макароны не каждый день)
  • Отсутствие родителей
  • Новые требования к поведению ребенка.

Соответственно, для того, чтобы процесс адаптации прошел немного легче, родители могут попробовать привнести элементы детсадовской жизни в свою повседневную рутину. Например, начать жить по режиму, схожему с тем, что будет в детском саду (включает в себя дневной сон и время приемов пищи) и убедиться, что у ребенка есть опыт взаимодействия с другими взрослыми кроме родителей (родственники, взрослые друзья, бэбиситтеры), и с другими детьми (например, на детской площадке). Это базовые рекомендации, которые помогут облегчить процесс адаптации.

Вот, что еще рекомендуют психологи тем, кто в первый раз отдает детей в сад:

Не будем обещать вам, что при выполнении всех этих условий адаптация вашего ребенка к детскому саду пройдет легко и просто — скорее всего, нет. Однако они точно помогут облегчить процесс и обрести уверенность в том, что вы — хорошие родители и все делаете правильно.

В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени приспособления ребёнка к детскому саду : легкую (1-16 дней, среднюю (16-32, тяжёлую (32-64 дня).

При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течение двух недель. Аппетит восстанавливается уже к концу первой недели, через 1-2 недели налаживается сон. На строение бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем. Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Заболеваемость не более одного раза, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес без изменений. Признаки невротических реакций и изменения в деятельности вегетативной нервной системы отсутствуют.

Средняя степень адаптации. Нарушения в общем состоянии выражены ярче и продолжительнее. Сон восстанавливается лишь через 20—40 дней, качество сна тоже страдает. Аппетит восстанавливается через 20—40 дней. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Отношение его к близким — эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется. В игре ребенок не пользуется приобретенными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым избирательное. Заболеваемость до двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) — в течение полутора-двух недель.

Тяжелая степень адаптации. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Отношение к близким — эмоционально-возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Речью не пользуется или имеет место задержка речевого развития на 2—3 периода. Игра ситуативная, кратковременная.

Длительность адаптационного периода зависит от индивидуальных - типологических особенностей каждого малыша. Один активен, коммуникабелен, любознателен. Его адаптационный период пройдёт довольно легко и быстро. Другой медлителен, невозмутим, любит уединяться с игрушками. Шум, громкие разговоры сверстников раздражают его. Он если и умеет есть сам, одеваться, то делает это медленно, отстаёт от всех. Эти затруднения накладывают свой отпечаток на отношения с окружающими. Такому ребёнку необходимо больше времени, чтоб привыкнуть к новой обстановке.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

1. Возраст.

2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребё нка:

- Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ.

- Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, поэтому первый день в группе чрезвычайно важен.

- Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к ДОУ, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.

Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в саду приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.

- Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

- Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

- Личное неприятие персонала группы и детского сада. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Также взрослым надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ

Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.

Наличие у ребенка своеобразных привычек.

Неумение занять себя игрушкой.

Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.

Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.

Памятки для воспитателя:

1. Воспитатели знакомятся с родителями и другими членами семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:

-какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т. п.

-как называют ребенка дома

-чем больше всего любит заниматься ребенок

-какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.

2. Ознакомить родителей с ДОУ, показать группу. Познакомить родителей с режимом дня в детском саду, выяснить, насколько режим дня дома отличается от режима дня в детском садике.

3. Дать педагогические рекомендации родителям по адаптации ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным

4. Уточнить правила в общении с родителями:

-детский сад – это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;

-родители могут забирать ребенка в удобное для них время;

5. Необходимо проявлять радость и заботу при приходе ребенка в группу.

6. Необходимо обеспечить стабильность состава воспитателей на период приема и на весь период пребывания детей в ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.

7. На период адаптации по возможности необходим щадящий режим.

8. Приближенность режима детского сада к домашнему режиму.

9. Важно помнить о том, что ребенок должен получать удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.

10. Качество адаптации каждого ребенка с оценкой степени ее тяжести обсуждается на педсоветах или медико-педагогических советах.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ – важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада (первая младшая группа) Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада (1 младшая группа) Поступление ребёнка в детский сад всегда сопряжено с большими.

Итоги адаптационного периода в группе раннего возраста С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования.

Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Пояснительная записка Дошкольный возраст – важный этап в развитии.


Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.

В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.

Содержание:

Что такое адаптация?


Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.

И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….

Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.

Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.

Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:

Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.

Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.

Степени адаптации


Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.

Лёгкая степень

Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:

  1. Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
  2. Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
  3. Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
  4. Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.

Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.

Средняя степень


Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.

Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:

  1. Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
  2. Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
  3. Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
  4. Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.

Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.

Тяжёлая степень

Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.

О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:

  1. Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
  2. Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
  3. Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
  4. Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
  5. Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.

О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.

Этапы привыкания


Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.

1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.

2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.

3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.

Влияние различных факторов на адаптацию

На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.

1. Возраст ребёнка


Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.

Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.

Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.

2. Состояние здоровья

Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.

Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.

3. Уровень развития умений и навыков


К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.

Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.

4. Уровень социализации

В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.

Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.

Как помочь ребёнку адаптироваться?


Правила успешной адаптации

  1. Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
  2. Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
  3. Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
  4. Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
  5. Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
  6. Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
  7. Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
  8. Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.

Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.

Советы психолога


  • К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.

Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.

  • Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.
  • Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.

Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.

  • Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
  • Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.

Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.


  • Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
  • Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.
  • В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
  • Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.


Что не рекомендуется делать в адаптационный период?

Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?

Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:

  • заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;
  • по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т.д.;
  • придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома;
  • разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;
  • следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;
  • чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.

Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.

Читайте также: