Анализ стихотворения тучи лермонтова 6 класс кратко

Обновлено: 02.07.2024

Стихотворение вошло в единственный прижизненный сборник поэтических произведений Лермонтова, выпущенный в том же 1840 году.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Вариант 1

Михаил Лермонтов пребывал в отчаянии, он страдал от разлуки с друзьями и близкими. Он видел, как по небу плывут тучи, и сравнивал себя с ними. В первом четверостишии лирический герой отождествляет себя с тучами. Он также, как и они вынужден мчаться туда, куда его сослали, против его воли. Герой считает, что тучи как вечные странники по чьему-то злому умыслу все время блуждают, не находя покоя. Себя и тучи он называет изгнанниками.

В третьей строфе настроение героя меняется. Он противопоставляет себя тучам, говоря о том, что им чужды человеческие страдания, в то время как он страдает. Ясно проявляется тема одиночества. Лермонтов чувствует себя одиноким, в ссылке он будет один, тем более на Кавказе он будет считать себя чужестранцем. Он будет тосковать по родине.

Вариант 2

Ему было нечего бояться, ведь этот человек – как будто презирал весь мир и общество, в котором ему приходилось постоянно вращаться. Недаром этот человек просто обожествлял природу – казалось бы, только она еще не запятнана человеком и его пороками.

Тучи – это главный образ стихотворения Лермонтова. И именно этот образ является очень тонким, хоть так и не скажешь в начале. Тучи – образ, который является чем-то таким, кем можно легком манипулировать и направлять туда, куда пожелают.

Но на самом деле, таким себя Лермонтов не чувствовал, ведь именно тучи показывают все его тогдашнее настроение и жизнь. Его очередная ссылка была опять же создана. И сам поэт никак не мог понять — что же это? За что, и как скоро она кончиться на этот раз? Но он терпел, и все свои мысли показывал только на бумаге.

Вариант 3

Поэт, глядя на тучи, что стремительно мчат в небе, находит в них сходство с собой. Он так же, как и они, вынужден быть в изгнании, вдали от милых сердцу мест.

Лермонтов гадает, какая причина послужила тому, что они должны были покинуть “милый север”. Он вновь ищет аналогию с самим собой, перебирая все то, что заставляет и его уезжать: воля провидения, открытая враждебность чья-либо или подковерные интриги. А ведь еще существуют возможные причины: предательство друзей и совесть человека, отягощенная каким-либо преступлением.

Но нет, автор понимает, что уж очень тучи отличны от людей. У них есть то, чего нет у самого поэта — свобода выбора, свобода от тоски по родине. И, совершенно безразличные ко всему, они не смогут понять той почти материальной горечи, что ядом отравляет его душу.

Стихотворение написано в 1940 году — в период, когда молодой Лермонтов уезжал в ссылку. Ведь он подвергался гонениям за свое свободомыслие, за непримиримость к процессам, что происходили в стране. За то, что так и не сумел принять и простить лицемерному обществу гибели Поэта. Произведение ярко передает всю бурю эмоций, царящих в его душе.

Вариант 4

Творчество поэта Золотого века русской поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова проникнуто чувствами одиночества и грусти. Многие произведения соотносятся с биографией поэта, в которой были и ссылки на Кавказ, и участие в кавказской войне, и многие печали. В таких стихотворениях как “Тучи”, “Утёс”, “Выхожу один я на дорогу”, “На севере диком стоит одиноко..”, “Ночь” (1830) автор выражает свои переживания, рассказывает о тоске одинокого сердца.

Вначале проанализируем содержание и смысл произведения.

Стихотворение “Тучи” было написано в 1840 году и представляет собой некоторый итог жизненного пути Михаила Юрьевича Лермонтова. Я думаю, что в нём звучат размышления поэта о своей судьбе, но не прямыми словами, а в виде аллегории. То есть автор сравнивает одинокие тучи, скитающиеся по свету без родины, с тем, какую жизнь прожил он. Это сравнение выражено так: “…Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…”

Тоска по утраченному и вместе с тем поиск причины жизненных трудностей и неудач заставляют поэта задавать вопросы. Он спрашивает у природы и обращается к небесным тучкам:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

По этим строкам можно судить о глубине переживаний автора. Он сомневается в решениях судьбы, вспоминает о злобе, клевете друзей. Он также ищет в собственных поступках то, за что терпит наказание. Вопросы правда очень сложные, задаваемые один за другим, они показывают, что беды и страдания совершенно сбили с пути и подорвали доверие поэта к друзьям, окружающим людям, судьбе и, возможно, к самому себе.

В третьем четверостишии автор предлагает один ответ на все эти вопросы. Он размышляет о характере, который побуждает к вечным скитаниям. Михаил Юрьевич так завершает своё стихотворение:

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Из этих строк можно судить о том, что судьба является прямым следствием характера и отношения к жизни. Автор пишет о том, что свобода и отсутствие тепла побуждает его отталкиваться от обычной жизни, скитаться и бороться за свободу, а также за неясные ценности, которые ищет холодная душа поэта.

Стихотворение имеет грустную мелодию и медленный спокойный ритм. Способ рифмовки: перекрёстная рифмовка (АБАБ) — первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой. Дактилическая рифма, при которой ударение падает на третий с конца слог, играет важную роль в создании медленного грустного ритма.

Первое четверостишие — это грустная песня одинокого разбитого сердца, в ней задорный вызов в начале каждой строки и угасающая к концу строки мелодия, которая переходит в грусть и боль. При чтении должны выдерживаться паузы между строками, так как автор грустит после каждой строчки, но вновь возвращаются светлые мысли, которые опять улетучиваются и заставляют снова грустить.

Ритм второго четверостишия несколько отличается. Вопросы звучат интенсивно, напряжённо, с болью в груди. Автор как будто сокрушается о своей недоброй судьбе.

Третье четверостишие звучит тише. Как будто ветер, идущий за тучками уносит слова, и они еле слышны. В эти слова поэт вкладывает свои размышления о причине тягостной неспокойной судьбы.

Вариант 1

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей.

Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Вариант 2

В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.

Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы. Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя. Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.

Вариант 3

В стихотворении использованы литературные традиции Александра Пушкина (например, дактилическая рифма) и европейского романтизма (обращение к природным силам). Оно написано в жанре философской лирики.

Стихотворение состоит из трех строф. В нем прописаны яркие образы с помощью специальных художественных приемов. Эпитеты: нивы бесплодные, милый север, клевета ядовитая. Олицетворение: тучи похожи на странников, изгнанников. Метафора: степь лазурная (сравнение бесконечности неба с бескрайностью степей), цепь жемчужная (сравнение облаков с жемчугом). Антитеза: использование мира людей и мира природы, которые сопоставлены друг другу (вынуждены что-либо искать, делать выбор).

Размер стихотворения ― четырехстопный дактиль с перекрестной рифмой (дактилической рифмой).

Это интересно: Что такое литота и фразеологизмы?

Вариант 1

По наступлению 1840 года у М.Ю. Лермонтова вышла неприятная история. На балу у влиятельной особы случилась ссора с Барантом (сыном французского посланника при русском дворе). Слово за слово – и не радужный диалог привёл двух молодых людей к дуэли. Вызов бросил Барант. Руководствуясь здравым смыслом, Михаил Юрьевич выпустил пулю в воздух. Никто не пострадал в результате поединка. Но дуэль вышла Лермонтову боком: он вынужден был покинуть столицу и держать путь на Кавказ.

Что такое изгнание? Изгнание — тип наказания, смысл которого состоит в том, чтобы переместить лицо или группы лиц с места обычного проживания на иную территорию под страхом тюремного заключения или казни.

Средства поэтической выразительности стихотворения

Стихотворный размер — дактиль.

Дактиль — трёхсложная стопа, характерная для в русского силлабо-тонического стихосложения, в которой ударение падает на первый из трёх слогов.

ТУЧ-ки не-БЕС-ны‑е, ВЕЧ-ны‑е СТРАН-ни-ки.

Заключение

Вариант 2

История создания

Лермонтов написал стихотворение, будучи в Петербурге. Именно тогда, в 1840 году, перед отъездом на Кавказ, в ссылку, ожидая отправления и рассматривая небо, поэт погрузился в мысли о том, что его судьба похожа на хаотическое движение туч. Только вот они сами выбирают себе дорогу.

Действительно, сила, которая, по догадке автора, приводит в движение облака – это символ государства, которое по своей прихоти гонит человека, куда ему заблагорассудится. Так царь поступил с Лермонтовым, наказывая его за дуэль с сыном французского посла. Но мало кто знает, что тогда Михаил Юрьевич проявил гуманизм и христианскую кротость. Его оппонент стрелял в него и промахнулся, а поэт в ответ только выстрелил в воздух, хотя мог легко убить своего противника, ведь славился умением стрелять.

Жанр, направление и размер

Стихотворение относится к философской лирике. Это размышление о свободе и зависимости, судьбе и бунту против нее.

В попытках отчетливо передать все свои эмоции и переживания, Лермонтов использует стихотворный размер дактиль. Рифмовка перекрестная.

Образы и символы

Тучи – это символ свободы. Они не обременены родиной, страстями и другими человеческими узами, поэтому их нельзя изгнать, задеть или обидеть. В их немой бесчувственности и абсолютной бесприютности кроется источник независимости. А человек, в отличие от облаков, не свободен: его тянет к земле, с которой его разлучают.

Предательство в дружбе – основная проблема в стихотворении. Ядовитая клевета лишила лирического героя покоя. Теперь его гонят на юг, как тучи. Причем, это сравнение не случайно. Тучи – это что-то неприятное, то, что омрачает день и лишает людей солнечного света. Так и друзья избавились от героя, как от чего-то плохого и не нужного. Он мешал им, а сам и не подозревал об этом.

Настроение от стихотворения тягостное, печальное. Тоска в сердце героя передается читателю, а образ темного, отягощенного тучами неба представляется тяжелой порой в жизни человека.

Основная идея

Лирический герой подчеркивает разницу между собой и тучами, он страдает, потому что любит свой край, а они не чувствуют боли, потому что вообще ничего не любят. Тучи холодные и бесчувственные, им безразлична разлука с милым севером. Они свободны, у них есть право выбора, тогда как лирический герой несвободен и страдает от невозможности остаться там, где ему комфортно. Значит, главная мысль заключается в том, что любовь к чему-либо – это всегда зависимость, тиски, а свобода возможна только в отсутствии эмоций.

Также мы можем уловить личный смысл, заложенный Михаилом Лермонтовым. Он винит в своем изгнании интриги высшего света и не признает вину за преступление, которого он, как мы знаем, всеми силами пытался избежать. Он пощадил соперника, хотя сам рисковал жизнью, ибо противник стрелял в него без всякого стеснения. Но, увы, друзья поэта оболгали его, и после данного инцидента становится понятным мрачное отношение автора к людям, которое он не раз продемонстрирует в поздней лирике.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

История создания – Лермонтов написал это стихотворение в 1840 году. На следующий день поэту предстояло отправляться на Кавказ из Петербурга, и в вечер написания он прощался с друзьями. Напечатано оно в том же году в сборнике с простым названием “Стихотворения”.

Тема стихотворения – свобода и одиночество.

Композиция – одночастная, стихотворение состоит из трёх строф, в которых лирический герой ведет разговор с тучами.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмой.

Эпитеты – ““милый север”, “цепью жемчужною”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.

Метафоры – “степью лазурною”, “вечные странники”.

Сравнения – “цепью жемчужною”.

Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Относящееся к позднему творческому наследию стихотворение “Тучи” написано в сложный для Лермонтова жизненный период и связано с травмирующими событиями. Краткий анализ “Тучи” по плану поможет рассказать ученикам 6 класса, что это были за события, и раскроет смысл произведения. Материал можно использовать на уроке литературы и как основной, и как дополнительный.

История создания

В 1840 году Лермонтов был отправлен в кавказскую ссылку во второй раз. Произошло это в апреле, после того, как состоялась скандальная дуэль между Михаилом Юрьевичем и молодым французом де Барантом, сыном посла.

Очевидцы засвидетельствовали, что написано это произведение на квартире у Карамзиных в Петербурге, где собрались его друзья, чтобы попрощаться. Очевидно, что поэта вдохновили тучи, которые проплывали над Невой. К ним он и обращается в поэтических строках, с тоской предчувствуя расставание с друзьями и Родиной.

Напечатаны впервые “Тучи” были в том же году – они завершили сборник под названием “Стихотворения”.

Произведение посвящено достаточно традиционной для Лермонтова теме одиночества. В нём звучит мотив изгнания, который был частью драматического образа “лишнего человека” того времени.

Основной конфликт произведения имеет в своей основе мысль, что лирический герой чувствует себя изгнанником, причём это не является его добровольным решением. С учетом того, что написано стихотворение в то время, когда Михаил Юрьевич стремился к преодолению старого конфликта между собой и окружающим миром, данный конфликт представляется ещё более драматичным.

Ещё одна тема, поднятая автором, – любовь к Родине.

Композиция

Композиция состоящего из трёх четверостиший-строф стихотворения построена на таком приеме, как сравнение.

В первой строфе показано сравнение лирического героя с тучами: он чувствует возникшее с ними внутреннее родство: они тоже движутся не по своей воле, их гонит своенравный ветер. И человек тоже странствует не по своей воле, несчастный, обречённый одиноко брести по жизненной дороге.

Вторая строфа – это перечисление человеческих пороков, ненавистных поэту. Он использует риторические вопросы, чтобы показать, какие наихудшие черты часто демонстрируют люди, не задумываясь о последствиях своих поступков.

А третья строфа – это осознание того, что даже тучи не понимают страдающего и тоскующего лирического героя – в отличие от него, им чужды какие-либо чувства. Финал особенно горек: Михаил Юрьевич говорит о своём одиночестве и невозможности принимать собственное решение.

Стихотворение написано четырёхстопным дактилем с перекрестной рифмовкой.

Это стихотворение относится к жанру элегии. В нём мы видим грустные размышления на философские темы. Лирический герой размышляет не только о том, что он одинок, но и высказывает идею, что человек и природа разобщены. Он показывает противоположности: поэт-изгнанник, который зависит от воли царя, – и тучи, являющиеся частью свободной природы. Прослеживаются в тексте и не столь явные философские противопоставления: тучи холодны – сердце лирического героя наполнено переживаниями, они бесчувственны – он страдает. Люди не способны сделать то же, что и тучи, то есть подняться над внешней суетой. Они не могут сосуществовать с миром окружающим, поэтому им не дано достичь гармонии и со своим внутренним миром.

Средства выразительности

Поэт наполнил это стихотворение разнообразными тропами. Так, он использовал:

    Эпитеты – “ “милый север”, “цепью жемчужною”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета” .

Метафоры – “степью лазурною”, “вечные странники”.

Сравнения – “цепью жемчужною”.

Олицетворения, с одной стороны, показывают, что лирический герой хочет понять природу, с другой – помогают выразить его собственные чувства. Через образ туч и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.

Анафора, также использованная Лермонтовым, подчёркивает мысль о многообразии человеческих подлостей – не только преступление, совершенное человеком, но и клевета друзей может стать причиной изгнания.

Относящееся к позднему творческому наследию стихотворение “Тучи” написано в сложный для Лермонтова жизненный период и связано с травмирующими событиями. Краткий анализ “Тучи” по плану поможет рассказать ученикам 6 класса, что это были за события, и раскроет смысл произведения. Материал используется на уроке литературы и как основной, и как дополнительный.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

История создания – Лермонтов написал это стихотворение в 1840 году. На следующий день поэту предстояло отправляться на Кавказ из Петербурга, и в вечер написания он прощался с друзьями. Напечатано оно в том же году в сборнике с простым названием “Стихотворения”.

Тема стихотворения – несвобода и одиночество.

Композиция – одночастная, стихотворение состоит из трех строф, в которых лирический герой ведет разговор с тучами.

Жанр – философская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный дактиль с богатой рифмой.

Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.

Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

История создания

В 1840 году Лермонтов был отправлен в кавказскую ссылку во второй раз. Произошло это в апреле, после того, как состоялась скандальная дуэль между Михаилом Юрьевичем и молодым французом де Барантом, сыном посла.

Очевидцы засвидетельствовали, что написано это произведение на квартире у Карамзиных в Петербурге, где собрались его друзья, чтобы попрощаться. Очевидно, что поэта вдохновили тучи, которые проплывали над Невой. К ним он и обращался в поэтический строках, с тоской предчувствуя расставание с друзьями и Родиной.

Напечатаны впервые “Тучи” были в том же году – они завершили сборник под названием “Стихотворения”.

Произведение посвящено достаточно традиционной для Лермонтова теме одиночества. В нем звучит мотив изгнания, который был частью драматического образа “лишнего человека” того времени.

Основной конфликт произведения имеет в своей основе мысль, что лирический герой чувствует себя изгнанником, причем это не является его добровольным решением. С учетом того, что написано оно в то время, когда Михаил Юрьевич стремился к преодоледнию старого конфликта между собой и окружающим миром, он представляется еще более драматичным.

Еще одна тема, поднятая автором, – любовь к Родине.

Композиция

Композиция состоящего из трех четверостиший-строф стихотворения построена на таком приеме, как сравнение.

В первой строфе показано сравнение лирического героя с тучами: он чувствует возникшее с ними внутреннее родство: он тоже движутся не по своей воле, их гонит своенравный ветер. И человек – тоже странствует, несчастный, обреченный одиноко брести по жизненной дороге.

Вторая строфа – это перечисление человеческих пороков, ненавистных поэту. Он использует риторические вопросы, чтобы показать, какие наихудшие черты часто демонстрируют люди, не задумываясь о последствиях своих поступков.

А третья строфа – это осознание того, что даже тучи не понимают страдающего и тоскующего лирического героя – в отличие от него, им чужды какие-либо чувства. Финал особенно горек: Михаил Юрьевич говорит о своем одиночестве и невозможности принимать решения за себя.

Это стихотворение относится к жанру философской лирики. Автор размышляет не только о том, что он одинок, но и высказывает идею о том, что человек и природа разобщены. Он показывает противоположности: поэта-изгнанника, который зависит от воли царя, – и тучи, являющиеся частью свободной природы. Прослеживаются в тексте и не столь явные философские противопоставления: тучи холодны – сердце лирического героя наполнено переживаниями, они бесчувственны – он страдает. Люде не способны сделать то же, что и тучи, то есть подняться над внешней суетой. Они не могут сосуществовать с миром окружающим, поэтому им не дано достичь гармонии и со своим внутренним миром.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем с перекрестной рифмовкой. Особо стоит отметить, что в нем использована богатая рифма.

Средства выразительности

Поэт наполнил этот стих разнообразными тропами. Так, он использовал:

  • Эпитеты – “степью лазурною”, “милый север”, “цепью жемчужною”, “вечные странники”, “тайная зависть”, “ядовитая клевета”.
  • Олицетворения – “мчитесь вы”, “кто же вас гонит”, “чужды вам страсти и чужды страдания”, “вам наскучили нивы”.

Олицетворения, с одной стороны, показывают, что лирический герой хочет понять природу, с другой – помогают выразить его собственные чувства. Через образ туч и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.

Анафора, также использованная Лермонтовым, подчеркивает мысль о многообразии человеческих подлостей – не только преступление, якобы совершенное человеком, но и клевета друзей может стать причиной изгнания.

Гордость русской литературы, великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.

  • Михаил Лермонтов ~ Смерть поэта (Погиб поэт! – невольник чести…) (+ Анализ) - 08.02.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Кто в утро зимнее, когда валит… - 01.02.2022
  • Михаил Лермонтов ~ Тучи (Тучки небесные, вечные странники!) (+ Анализ) - 21.11.2021

Михаил Юрьевич Лермонтов

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Дата создания: 1840 г.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Написано перед отъездом Лермонтова в ссылку на Кавказ.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

adsp-pro-1 --> adsp-pro-2 --> p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

По воспоминаниям В. А. Соллогуба, стихотворение создавалось при следующих обстоятельствах: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение „Тучки небесные, вечные странники. “

Тучки небесные, вечные странники!

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Относящееся к позднему творческому наследию стихотворение «Тучи” написано в сложный для Лермонтова жизненный период и связано с травмирующими событиями. Краткий анализ «Тучи” по плану поможет рассказать ученикам 6 класса, что это были за события, и раскроет смысл произведения. Материал используется на уроке литературы и как основной, и как дополнительный.

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Краткий анализ

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

История создания – Лермонтов написал это стихотворение в 1840 году. На следующий день поэту предстояло отправляться на Кавказ из Петербурга, и в вечер написания он прощался с друзьями. Напечатано оно в том же году в сборнике с простым названием «Стихотворения”.
Тема стихотворения – несвобода и одиночество.
Композиция – одночастная, стихотворение состоит из трех строф, в которых лирический герой ведет разговор с тучами.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный дактиль с богатой рифмой.
Эпитеты – «степью лазурною”, «милый север”, «цепью жемчужною”, «вечные странники”, «тайная зависть”, «ядовитая клевета”.
Олицетворения – «мчитесь вы”, «кто же вас гонит”, «чужды вам страсти и чужды страдания”, «вам наскучили нивы”.

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

История создания

p, blockquote 15,0,1,0,0 -->

В 1840 году Лермонтов был отправлен в кавказскую ссылку во второй раз. Произошло это в апреле, после того, как состоялась скандальная дуэль между Михаилом Юрьевичем и молодым французом де Барантом, сыном посла.

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

Очевидцы засвидетельствовали, что написано это произведение на квартире у Карамзиных в Петербурге, где собрались его друзья, чтобы попрощаться. Очевидно, что поэта вдохновили тучи, которые проплывали над Невой. К ним он и обращался в поэтический строках, с тоской предчувствуя расставание с друзьями и Родиной.

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

Напечатаны впервые «Тучи” были в том же году – они завершили сборник под названием «Стихотворения”.

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

Тема

p, blockquote 19,0,0,0,0 -->

Произведение посвящено достаточно традиционной для Лермонтова теме одиночества. В нем звучит мотив изгнания, который был частью драматического образа «лишнего человека” того времени.

p, blockquote 20,0,0,0,0 -->

Основной конфликт произведения имеет в своей основе мысль, что лирический герой чувствует себя изгнанником, причем это не является его добровольным решением. С учетом того, что написано оно в то время, когда Михаил Юрьевич стремился к преодолению старого конфликта между собой и окружающим миром, он представляется еще более драматичным.

p, blockquote 21,0,0,0,0 -->

Еще одна тема, поднятая автором, – любовь к Родине.

Композиция

p, blockquote 23,0,0,0,0 -->

Композиция состоящего из трех четверостиший-строф стихотворения построена на таком приеме, как сравнение.

p, blockquote 24,0,0,0,0 -->

В первой строфе показано сравнение лирического героя с тучами: он чувствует возникшее с ними внутреннее родство: он тоже движутся не по своей воле, их гонит своенравный ветер. И человек – тоже странствует, несчастный, обреченный одиноко брести по жизненной дороге.

p, blockquote 25,0,0,0,0 -->

Вторая строфа – это перечисление человеческих пороков, ненавистных поэту. Он использует риторические вопросы, чтобы показать, какие наихудшие черты часто демонстрируют люди, не задумываясь о последствиях своих поступков.

p, blockquote 26,0,0,0,0 -->

А третья строфа – это осознание того, что даже тучи не понимают страдающего и тоскующего лирического героя – в отличие от него, им чужды какие-либо чувства. Финал особенно горек: Михаил Юрьевич говорит о своем одиночестве и невозможности принимать решения за себя.

p, blockquote 27,0,0,0,0 -->

Жанр

p, blockquote 28,0,0,0,0 -->

Это стихотворение относится к жанру философской лирики. Автор размышляет не только о том, что он одинок, но и высказывает идею о том, что человек и природа разобщены. Он показывает противоположности: поэта-изгнанника, который зависит от воли царя, – и тучи, являющиеся частью свободной природы. Прослеживаются в тексте и не столь явные философские противопоставления: тучи холодны – сердце лирического героя наполнено переживаниями, они бесчувственны – он страдает. Люде не способны сделать то же, что и тучи, то есть подняться над внешней суетой. Они не могут сосуществовать с миром окружающим, поэтому им не дано достичь гармонии и со своим внутренним миром.

p, blockquote 29,0,0,0,0 -->

Стихотворение написано четырехстопным дактилем с перекрестной рифмовкой. Особо стоит отметить, что в нем использована богатая рифма.

p, blockquote 30,0,0,0,0 -->

Средства выразительности

p, blockquote 31,1,0,0,0 -->

p, blockquote 32,0,0,0,0 -->

Олицетворения, с одной стороны, показывают, что лирический герой хочет понять природу, с другой – помогают выразить его собственные чувства. Через образ туч и обращение к ним раскрывается внутренний мир героя, описываются его взгляды и передаются переживания.

p, blockquote 33,0,0,0,0 -->

Анафора, также использованная Лермонтовым, подчеркивает мысль о многообразии человеческих подлостей – не только преступление, якобы совершенное человеком, но и клевета друзей может стать причиной изгнания.

Тучки небесные, вечные странники!

p, blockquote 35,0,0,0,0 -->

p, blockquote 36,0,0,0,0 -->

У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой . Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.

p, blockquote 38,0,0,0,0 -->

Тучи

p, blockquote 40,0,0,0,0 -->

p, blockquote 41,0,0,0,0 -->

p, blockquote 42,0,0,0,0 -->

Во второй строфе поэт задается вопросом: что же стало причиной его изгнания? Реальной непосредственной причиной стала дуэль Лермонтова с французом Барантом. Истинный повод для дуэли до сих пор неизвестен. Считается, что француза умышленно настроили на вызов Лермонтова. Как бы то ни было, но француз промахнулся, а поэт повел себя более чем благородно: он выстрелил в воздух. Виновным признали все же Лермонтова.

p, blockquote 43,0,0,0,0 -->

Поэт считает себя правым, поэтому и перечисляет возможные причины: судьба, зависть, злоба, преступление, клевета. В принципе, основная причина лежит где-то посредине. Лермонтов уже давно был неугоден не только царю, но и большей части высшего общества. Его не любили за независимый образ жизни, за скрытность и молчаливость, наконец, за его произведения. Лермонтов понимал, что у многих вызывает раздражение. Современники вспоминали, что перед последней поездкой поэт утверждал, что едет на Кавказ в поисках смерти.

p, blockquote 44,0,0,0,0 -->

Тучи, облака над Невою, над Питером

С лирикой М. Ю. Лермонтова дети знакомятся ещё в младших классах, на уроках литературы в 6 классе изучается стихотворение “Тучи”. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Тучи” по плану и почерпнуть много полезной информации для более глубокого понимания произведения.

Краткий анализ

p, blockquote 48,0,0,0,0 -->

История создания – написано в апреле 1840 года, в день отъезда на Кавказ (вторая ссылка).
Тема – одиночество и изгнание.
Композиция – три строфы в форме обращения лирического героя к природе.
Жанр – лирическое стихотворение-размышление, по духу близкое к элегии.
Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль. Рифмовка – перекрёстная..
Эпитеты – “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “нивы бесплодные”.
Олицетворение – “тучи – вечные странники”.
Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.
Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)
Антитеза – “с милого севера – в сторону южную”

p, blockquote 49,0,0,0,0 -->

История создания

p, blockquote 50,0,0,0,0 -->

Стихотворение написано в апреле 1840 года, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ. Перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.
Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.

p, blockquote 51,0,0,0,0 -->

Тема

p, blockquote 52,0,0,0,0 -->

p, blockquote 53,0,0,0,0 -->

Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Полноценной жизнью

p, blockquote 54,0,0,0,0 -->

может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник“, это больно ранит его. Тучки в стихотворении изображены холодными и равнодушными, а человек способен страдать и любить. В этом он противопоставлен тучам.

p, blockquote 55,0,0,0,0 -->

Композиция

p, blockquote 56,0,0,0,0 -->

Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первой строфе лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, это попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.
Последняя строфа начинается восклицанием и отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.

p, blockquote 57,0,0,0,0 -->

Жанр

p, blockquote 58,0,0,0,0 -->

Лирическое стихотворение (есть черты элегии). Относится к философской лирике, на что указывают размышления лирического героя о смысле жизни. Написано четырёхстопным дактилем с перекрёстной рифмовкой.

p, blockquote 59,0,0,0,0 -->

Средства выразительности

p, blockquote 60,0,0,0,0 -->

В стихотворении много ярких образов и выражений, созданных автором с помощью эпитетов : “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”, “бесплодные нивы”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.
Вторая строфа состоит из риторических вопросов , что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт его отношение к событиям. В стихотворении есть открытое сравнение : лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”). Антитеза “с милого севера – в сторону южную” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.

Анализ стихотворения Лермонтова Тучи

Анализ стихотворений

Краткий анализ

Эпитеты в стихотворении Тучи Лермонтова

  1. История написания — стихотворение было создано Михаилом Юрьевичем в апреле 1840 года в день отправления во вторую ссылку.
  2. Тема — одиночество и неволя.
  3. Композиция — одночастная, 3 катрена, написанные в форме монолога автора к тучам.
  4. Жанр — стихотворение относится к философской лирике.
  5. Стихотворный размер — четырёхстопный дактиль с перекрестной рифмой.

Лермонтов использовал такие художественные приемы, как эпитеты, олицетворения, риторические вопросы и антитезу.

Краткий анализ Лермонтова по плану за 6 класс можно расширить по каждому пункту и детально разобрать произведение.

История создания

Стихотворение Тучи

Стихотворение было написано в апреле 1840 года. В этот день Лермонтов должен был ехать на Кавказ в ссылку. Зная это, все его друзья пришли на квартиру Карамзиных, чтобы повидаться и попрощаться с творцом перед отъездом. Это очень растрогало Михаила Юрьевича. Приятели поэта после вспоминали: в тот день он долго сидел напротив окна, наблюдая, как проплывают тучи над Невой, а после прочитал прекрасный стих.

Спустя несколько месяцев после этой встречи Лермонтов умер. Некоторые его приятели после говорили: он уже тогда чувствовал, что скоро умрет, был уставшим от жизни, одновременно встревоженным и безразличным ко всему окружающему миру.

Поэта вгонял в тоску факт, что человек не может собой распоряжаться, а обязан подчиняться власти и быть там, где она прикажет. Невозможность управлять жизнью и быть главным в своей судьбе сильно повлияло на написание стихотворения.

Тема и идея

Лермонтов Тучи анализ

Лирический герой стихотворения чувствует себя изгнанным из привычного окружения и это произошло без его воли. Эта мысль является главным конфликтом, что поднял Лермонтов. Учитывая, что произведение было написано в период, когда Михаил Юрьевич пытался преодолеть старый конфликт между собой и окружающими, оно кажется еще более личным.

Основная мысль заключается в том, что человек, у которого отняли родину, больше не боится что-либо потерять. Теперь он свободен, но несчастен. Главная идея — человек будет жить полноценно, когда он абсолютно свободен и может сам собой управлять.

Лирический герой приходит в отчаяние от мысли, что его жизнь сродни жизни туч, ведь он так же повсюду мечется, не имея дома, и потому страдает.

Жанр и композиция

Сборник стихотворения Лермонтова

В тексте присутствуют и другие неявные сравнения, что не имеют столь глубокого философского смысла: тучи холодные, а сердце лирического героя переживает и болит, они не могут ничего почувствовать, а он в это время страдает. Человек неспособен как тучи подняться над внешней суетой и мирно сосуществовать с окружающим миром. А потому он также не может достичь гармонии и ужиться с самими собой.

  1. В первом четверостишии лирический герой сравнивается с тучами. Он ощущает свое родство с ними: они движутся не по своему желанию, их направляет ветер. Как они бредут по небу, так и человек все время странствует по дороге жизни в одиночестве, обреченный быть кем-то управляемым.
  2. В следующей строфе перечисляются человеческие пороки, что лирический герой ненавидит больше всего. Он продемонстрировал самые негативные стороны человека, что живет, не задумываясь о результатах своих поступков.
  3. В последней строфе к поэту приходит осознание, что даже тучи не понимают его мук и печали. Ведь им, в отличие от лирического героя, не свойственно что-либо чувствовать.

В конце Лермонтов говорит, как он одинок, и что невозможность принимать решения за себя ужасна. Столь горький финал делает стихотворение еще более печальным.

Разбор средств выразительности

Через тропы автор придал произведению выразительности и уникальности. Лермонтовым были использованы такие художественные приемы:

Анализ стихотворения

Через олицетворения Лермонтов показал, что он, как и герой произведения, хотел бы познать природу. Но в то же время этот прием оголяет его собственные чувства и помогает глубже раскрыть внутренний мир для читателя.

Анафора в произведении помогает раскрыть идею безграничности человеческой подлости — ведь причиной ссылки или изгнания может стать не только совершенное преступление, но и клевета друзей.

Читайте также: