Особенности учебной деятельности в высшей школе

Обновлено: 04.07.2024

Усиление практической составляющей в содержании высшего образования произошло во Франции в открытых в период революции 1789 г. высших учебных заведениях, например в Политехнической школе. В новых учебных заведениях стали преподавать в качестве самостоятельных такие дисциплины, как геометрия, экономика и др. Подобные эволюционные изменения происходили и в других европейских высших учебных заведениях, например в России (в Санкт-Петербурге в 1773 г.) было создано Горное училище.

В конце XIX в. в вузах стали возникать научно-исследовательские подразделения — специальные лаборатории, отделы, научно-исследовательские институты, в которых велась научная работа. Одной из важных проблем вузов стало сохранение единства научной школы и преподавания.

Университеты ставили целью широкое гуманитарное или естественно-научное образование, а в отраслевых вузах делался уклон в сторону практических знаний. С подобным опытом связана, например, деятельность Московского технического училища (сейчас Московский технический университет), Петербургского технологического института, Петербургской медико-хирургической академии (сейчас Военно-медицинская академия).

В условиях научно-технической революции со второй половины XX в. разнообразились типы высших учебных заведений, стали появляться многопрофильные вузы.

Высшие учебные заведения предназначены для получения людьми высшего образования. Высшее образование – это результат усвоения такой совокупности систематизированных знаний и навыков деятельности, которая позволяет специалисту самостоятельно и ответственно решать исследовательские и практические задачи, творчески использовать и развивать достижения культуры, науки и техники. Специфика высшего образования состоит в том, что образовательный процесс в вузах непосредственно связан с научной деятельностью, преподавание учебных дисциплин осуществляется на уровне, максимально приближенном к последним достижениям науки и практики. Развитие науки выступает решающим фактором в изменении содержания, методики и организации обучения в высших учебных заведениях.

Педагоги современных вузов обязаны учитывать, что выпускник вуза в будущем будет сталкиваться со значительным числом практических проблем, которых преподавание в вузене могло учесть в силу их новизны. Таким образом, главной задачей высшей школы становится развитие именно творческих качеств личности, способности воспринимать и перерабатывать новые научные идеи, анализировать и применять их в условиях самостоятельной профессиональной деятельности.

1. Формы организации учебной деятельности в вузе

На протяжении всей истории высшей школы — с момента зарождения до наших дней — ведущей организационной формой обучения является лекция[47]. С нее начинается первое знакомство студента с учебной дисциплиной, и именно лекция закладывает основу научных знаний. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое развитие в Древнем Риме, затем — в Средние века.

По своей структуре лекции могут отличаться одна от другой — все зависит от содержания и характера учебного материала. Но существует общий структурный каркас — план, которому необходимо строго следовать. Лекция, как правило, начинается с краткого напоминания содержания предыдущей лекции, для того чтобы связать его с новым материалом. В конце лекции подводится итог.

Основные требования к лекции:

– научность и информативность (современный научный уровень);

– доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов, научных доказательств;

– эмоциональность при изложении учебного материала;

– активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;

– четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов;

– методическая обработка учебного материала, выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных интерпретациях;

– изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых или неизвестных терминов и др.

Виды лекций:

вводная – знакомит студентов с целью и назначением курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин; дается краткий исторический обзор развития данной науки, связывается теоретическое содержание учебной дисциплины с будущей практической работой специалиста, дается характеристика учебно-методических пособий по курсу, выдается список литературы и сообщаются экзаменационные требования;

информационная – традиционная лекция, на которой происходит изложение содержания учебной дисциплины;

обзорно-повторительная – читается в конце раздела; в ней отражаются все основные теоретические положения, составляющие научно-понятийную основу данного раздела, исключая детализацию и второстепенный материал;

завершающая – не просто краткий обзор изученного материала, а систематизация знаний на более высоком уровне, с обязательными пояснениями по наиболее трудным экзаменационным вопросам.

Процесс обучения в высшей школе предусматривает практические занятия. Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны: семинарские занятия, лабораторные работы, практикумы. Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Цели практических занятий:

• углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекциях;

• содействовать выработке навыков профессиональной деятельности;

• развивать научное мышление и речь;

• контролировать процесс усвоения знаний студентами.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий и предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий — обеспечить студентам возможность овладения навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

На семинарских занятиях решаются следующие задачи:

– развитие творческого профессионального мышления;

– овладение профессиональной терминологией;

– приобретение навыков оперирования формулировками, понятиями, определениями;

– овладение умениями и навыками постановки и решения научных проблем и задач;

– отстаивание своей точки зрения.

В ходе семинарского занятия преподаватель решает такие учебные задачи, как:

• повторение и закрепление знаний;

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной дисциплины. Как правило, во время лабораторных работ основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что определяет содержание деятельности студентов. Правильно поставленное практическое задание активизирует мыслительную деятельность студентов, вооружает их методами практической работы, стимулирует углубленную самостоятельную работу.

Практикумы проводят, как правило, при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки. Места их проведения различны: лаборатории, мастерские, учебно-опытные участки и т. д. Практикум выполняет функцию углубления знаний, становления умений и навыков, способствует решению задач коррекции полученных теоретических знаний, а также стимулирует познавательную деятельность студентов.

Обычно выделяют пять этапов практикума:

1) объяснение преподавателя, во время которого происходит теоретическое осмысление предстоящей работы;

2) инструктаж по технике безопасности;

3) пробное выполнение работы, во время которого 1–2 студента выполняют работу под руководством преподавателя, а остальные студенты наблюдают за процессом;

4) выполнение работы каждым студентом самостоятельно;

5) контроль, во время которого преподаватель принимает работу и оценивает ее, учитывая качество, скорость и правильность выполнения.

Во время практикума у студентов вырабатываются такие качества, как тщательность организации трудового процесса, хозяйственность, экономность, умение контролировать время и т. д.

Читайте еще:

На этой стадии вы задаете вопросы типа: "В чем заключается основное, наиболее важное послание, которое сон старается передать мне? Что он советует мне сделать? Каково общее значение этого сна в моей жизни?"

Определить, что Бог всемогущ только над нашим миром, самому почти невозможно. Это нужно передавать друг другу.

Постоянная ошибка человеческого разума в том, что его более привлекают утверждения, а не отрицания. Фрэнсис Бэкон

Я решил написать эту книгу, чтобы помочь упорядоченным прокрастинаторам избавиться от душевных мук, а не от прокрастинации как таковой. Если б я знал быстрый, простой и надежный способ отказаться от прокрастинации, я бы, конечно, им поделился. Надеюсь, что, прочитав эту книгу, вы стали к себе.

Клитор оказался причиной путаницы в понимании того, как женщины функционируют сексуально. Наиболее чувствительный половой орган женщины, он долгое Время считался средоточием сексуального удовлетворения. А поскольку стимуляция одного только клитора способна вызвать оргазм почти у всех женщин.

Данная проблема скорее волнует женщин, чем мужчин. Однако сильный пол иногда тоже задается этим вопросом. Ответы – в нашем тесте.

Только в летописные времена мужчина начал играть лидирующую, с незначительными вариациями, роль в политике, экономике и законодательстве, также, как и в области половой морали. В наше время мы, кажется, вступили в третий период схватки, в который женщина еще раз осмелилась вступить в борьбу за.

Вы — король или королева замка, каковыми является ваше тело. Если вы хотите проконтролировать свои владения, прежде всего заземлите себя. Затем пребывайте в больших пальцах ног (это — то же самое, что пребывание в центре головы, пребывание в углу комнаты или пребывание в.

Если человеку набили морду или украли у него кошелек, то это для него будет заметным событием и, несомненно, подлежит анализу. Но надо знать, что такие мощные знаки не приходят без предупреждения. Работает Закон постепенного развертывания кармы. Если мы не замечаем малозначимое.

Сексуальность требует, чтобы вы открылись друг перед другом, показали друг другу все свои раны, слабости и изъяны. Принимая друг друга, супруги создают атмосферу, в который каждый видит недостатки другого. Однако эти недостатки не становятся непреодолимыми препятствиями на пути любви и.

В студенческом возрасте происходит не только накопление профессиональных знаний в процессе обучения, но и активное развитие личности. В поздней юности, к которой относится студенческий возраст, совершается окончательный переход к взрослости, наполнение прежних качеств личности новым содержанием, формирование социальной зрелости, гражданской позиции. Психологические особенности студенческого возраста состоят в том, что развитие личности студентов происходит в общении, которое имеет огромную субъективную значимость и постоянно конкурирует по продолжительности и интенсивности с учебной деятельностью студентов и в чем-то даже мешает, препятствует ей. Поскольку в этом возрасте продолжается формирование мировоззрения, общение студентов часто происходит внутри молодежных компаний, объединений и группировок, где молодые люди находят новых друзей и могут проявить собственную индивидуальность.

Учебная деятельность студентов в вузе начинается с периода адаптации, внутри которого происходит преодоление основных трудностей обучения, освоение нового образа жизни, взаимоотношений с однокурсниками и преподавателями. Приходя в вуз, вчерашние школьники сталкиваются с новыми для них особенностями учебной деятельности, овладение которыми представляет собой главный результат периода адаптации студентов к вузовскому обучению, первого этапа студенческой жизни.

Основные особенности учебной деятельности в высшей школе – это значительная самостоятельность студентов; новые, по сравнению со школой, формы учебных занятий; новые формы контроля за усвоением знаний.

Самостоятельность студентов. Учебная деятельность студентов предполагает большую степень самостоятельности. Время на самостоятельную работу предусмотрено Государственными образовательными стандартами и заложено непосредственно в учебный план по каждой дисциплине, причем количество часов аудиторной и самостоятельной работы одинаково. Таким образом, студенты должны заниматься самостоятельной работой в обязательном порядке, а не по желанию. Время, отведенное учебными планами на самостоятельную работу, предполагает углубленное знакомство с текущим учебным материалом, с литературой по предмету, рекомендуемой преподавателями, конспектирование первоисточников, выполнение домашних заданий. Для самостоятельной работы преподавателями могут быть установлены специальные формы ее контроля: проверка конспектов, контрольные и самостоятельные работы, коллоквиумы, собеседования, подготовка рефератов, выполнение тестовых заданий. В некоторых случаях контроль самостоятельного изучения материала студентами происходит за счет вынесения соответствующих вопросов на экзамены и зачеты.

Большой объем самостоятельной работы, которая проходит во внеаудиторное время, предъявляет значительные требования к самоорганизации жизнедеятельности студентов. Студенты должны овладеть рациональными приемами научной организации умственного труда, умениями библиографического поиска, чтения, конспектирования и реферирования научной литературы. Для выполнения большого объема самостоятельной работы необходима организация своего внеучебного времени, соблюдение рационального режима труда и отдыха. В последнее время в их состав включаются также умения использования в учебной работе новых информационных технологий: обязательная компьютерная грамотность на уровне пользователя, поиск информации в базах данных, математические расчеты, графические построения. Подробную информацию о приемах научной организации умственного труда и обобщенных способах учебно-исследовательской деятельности студентов можно найти в специальных изданиях (Приложение ). Большую помощь в освоении такого рода умений и навыков может оказать посещение лекториев и тренингов, посвященных этой проблеме. Некоторые вузы организуют для первокурсников специальные факультативы, вводные курсы, на которых происходит знакомство с основными приемами самостоятельной работы, с обобщенными способами учебной деятельности в высшей школе.

Новые формы учебных занятий. Обучение в вузе предусматривает следующие формы учебных занятий: лекция, семинарское практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, контрольная работа, коллоквиум. Кроме того, в обучении применяются также различные виды практик и учебная научно-исследовательская работа (выполнение курсовых и дипломных работ).

Иногда лекция служит основным источником информации по какому-либо новому разрабатываемому курсу, посвященному новейшим исследованиям в какой-либо области. Поэтому студентам необходимо освоить умения слушания и конспектирования лекций, выработать систему рациональной записи лекций, использования сокращений.

Для лучшего усвоения содержания лекционного курса студенту необходимо познакомиться с программой курса, с требованиями Госстандарта по данной дисциплине, рекомендуемой по курсу литературой. Все эти документы имеются в деканатах, на ведущих кафедрах, в библиотеках вуза и факультетов. Обычно к лекции не требуется специальной подготовки студентов, но в некоторых случаях преподаватель дает задание повторить ранее пройденные темы, иногда практикуется предварительное конспектирование какого-либо раздела учебного пособия, определенного источника по теме, которая будет изучаться.

Лабораторное занятие (от лат. laboro − работаю) − форма учебной работы, направленная на овладение практическими навыками, методами и методиками исследования какой-либо проблемы. На лабораторных занятиях студенты приобретают умения и навыки, необходимые им в учебной работе и будущей профессиональной деятельности. Тематика лабораторных работ также соответствует программе изучаемой дисциплины, охватывает ее основные разделы. Подготовленность студентов к лабораторным занятиям может специально оцениваться преподавателем в виде сдачи допуска к лабораторной работе, предусматривает знание теоретического материала и конкретной методики проведения лабораторного исследования, способов работы с приборами и необходимой аппаратурой. Успешность прохождения изучаемого курса на лабораторных занятиях может оцениваться после сдачи студентами отчетов по отдельным темам.

Контрольная работа − форма учебной работы, имеющая разное содержание для студентов дневного и заочного отделения вуза. Для студентов дневного отделения контрольная работа может быть дана преподавателем на семинарском или лабораторном занятии, она проводится для текущего контроля знаний. Для студентов заочного отделения контрольные работы представляют собой отдельные специальные письменные задания по базовым дисциплинам. Контрольные работы такого рода выполняются в межсессионный период, на основе консультаций с преподавателями. Во время сессии их выполнение завершается собеседованием с преподавателем (защитой), по итогам которого происходит дифференцированный (с выставлением отметки) зачет по контрольной работе.

Коллоквиум (от лат. colloquium − разговор, беседа) − форма учебной работы, которая проводится, как правило, во внеаудиторное время и представляет собой собеседование преподавателя с группой (подгруппами) студентов по отдельным темам или первоисточникам.

Консультация (от лат. cōnsultātio − совещание, запрашивание совета) − вид занятий со студентами, во время которого они могут задать преподавателю интересующие их вопросы по изучаемой дисциплине, получить разъяснения сложных тем и необходимые рекомендации. Консультации проводятся, как правило, перед итоговыми зачетами и экзаменами. Кроме того, в форме консультаций проходит работа студентов и преподавателей над курсовыми и дипломными проектами, работа аспирантов с научными руководителями.

Практика − особая форма внеаудиторной учебной работы, во время которой студенты овладевают прикладными аспектами будущей профессиональной деятельности, используют и закрепляют знания, приобретенные теоретическим путем. Практика проводится в различных профильных учреждениях для ознакомления со спецификой деятельности психолога на рабочем месте, при совместном руководстве как представителей вуза, так и опытных специалистов-профессионалов. При переходе от младших курсов к старшим усложняется содержание практики, студенты выполняют более ответственные и творческие задания.

Курсовые работы − самостоятельные научные исследования, посвященные какой-либо конкретной теме. Курсовые работы выполняются студентами, начиная со второго года обучения в вузе. Курсовые работы, посвященные одной проблеме и подготовленные на высоком качественном уровне, служат хорошей основой для выполнения дипломной работы.

Дипломные работы (выпускные квалификационные работы) − самостоятельные научн0-методические исследования, выполняемые выпускниками вузов под руководством научного руководителя. Дипломная работа должна представлять уровень полученной квалификации в области теоретических знаний и прикладных навыков и умений. Во многих случаях дипломная работа служит основой для будущих научных исследований выпускника вуза. Хрестоматийным примером значимости дипломной работы для психологов может служить знаменитое исследование Б.В. Зейгарник об эффекте незаконченного действия, выполненное ею в дипломной работе, и ставшее классикой психологического знания.

Выполнение студентами курсовых и дипломных работ в вузе предусмотрено учебными планами и направлено на овладение навыками научно-исследовательской деятельности, теоретическими и экспериментальными методами обработки и анализа научной информации. Данные формы учебной работы служат также для расширения, обобщения и систематизации знаний, профессионального кругозора, получения высокого уровня профессиональной квалификации.

Общее руководство и помощь в этом виде деятельности оказывает специально назначенный научный руководитель. Руководство осуществляется, как правило, преподавателями факультета, отделения на котором учится студент. В некоторых случаях руководство курсовыми и дипломными работами может быть возложено на преподавателей других факультетов и вузов, специалистов-практиков. Научный руководитель проводит консультации по всем разделам и этапам подготовки курсовой или дипломной работы и контролирует ход ее выполнения. Научный руководитель направляет самостоятельную работу студента по подготовке работы, осуществляет рекомендации по ее композиции, отработке научно-методического аппарата, анализу литературных источников, одобряет подобранные для экспериментальной части методические материалы. После завершения работы научный руководитель оценивает ее качество и решает вопрос о допуске к защите. Процедура защиты заключается в следующем: автор работы выступает с докладом, в котором отражено содержание и основные результаты исследования, на открытом заседании при участии других преподавателей и студентов. Затем происходит обсуждение работы, в ходе которого автор отвечает на возникшие вопросы, дает дополнительные пояснения. Процедура защиты дипломной работы осуществляется за заседании Государственной аттестационной комиссии и происходит по определенному регламенту, подчиняется специальным требованиям.

Все новые для первокурсников формы учебных занятий в вузе требуют специального освоения, добросовестного отношения к учебной деятельности со стороны студентов.

Новые формы контроля за усвоением знаний также составляют важную особенность учебной деятельности в вузе. Основной формой вузовского контроля являются экзамены и зачеты, которые проводятся в конце каждого семестра. Кроме того, в середине семестра вузом может быть проведена промежуточная аттестация, во время которой преподаватель выставляет отметки по итогам работы студентов на семинарских и лабораторных занятиях.

Текущий контроль усвоения знаний (опросы на семинарах, контрольные работы, выполнение тестовых заданий) применяется не столь часто, как во время школьного обучения, и не предназначен для выставления итоговых отметок, хотя его данные используются для аттестации студентов в течение семестра, принимаются во внимание преподавателем во время сессии. Текущий контроль служит информацией для студентов об их продвижении в усвоении учебного материала, побуждает к самостоятельной систематической работе. Изменение форм контроля усвоения знаний и времени их проведения иногда создает у вчерашних школьников иллюзию отсутствия контроля, что может привести к снижению у них систематичности в учебной работе и появлению пробелов в знаниях.

Преодоление основных трудностей периода адаптации студентов к обучению в высшем учебном заведении во многом связано с усвоением приемов научной организации учебного труда и обобщенных способов учебной деятельности, о которых упоминалось ранее. Обобщенные способы учебной деятельности, по некоторым данным, являются одним из факторов, обеспечивающих высокую успеваемость студентов во время обучения в вузе. Кроме того, умения самоорганизации умственного труда необходимы специалисту-психологу и после окончания учебного заведения, для успешной работы и постоянного повышения своей профессиональной квалификации.


Приоритетной идеей образовательной деятельности высшей школы является формирование на основе системной организации образовательного процесса интеллектуально развитой личности, готовой к самореализации. Определяя приоритеты образовательной деятельности вуза, мы исходим из понимания образовательного процесса как организованной совместной деятельности педагогов и обучающихся, по достижению оптимальных для каждого студента результатов обучения, воспитания и развития.

Прогресс в образовательных и информационных технологиях позволяет говорить о необходимости применения инновационной системы преподавания в вузах, адаптированной к новым требованиям времени. Главной чертой новой парадигмы образования становится переход от концепции приобретения знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности в стандартных условиях, к концепции образования, развивающего личность. Необходимо дать студентам основные знания о самом процессе обучения, сформировать навыки, которые помогут им в будущем находить, анализировать и синтезировать новую информацию, самостоятельно решать проблемы и задачи.

Процесс приобретения жизненного опыта человеком, заключённом в знаниях, умениях и навыках, определяется несколькими понятиями. Это учебная деятельность, обучение, учение. Так, учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого субъект обучения приобретает или изменяет существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему удовлетворять потребности интеллектуального роста и персонального развития. В свою очередь, обучение как педагогический процесс является процессом двусторонним, и процесс обучения в вузе не является исключением. С одной стороны, в нём выступает педагог, который излагает материал и управляет этим процессом. С другой стороны этого процесса выступают студенты, для которых дидактический процесс принимает характер учения, то есть активного овладения материалом.

В единстве преподавания и учения заключается основная сущностная дидактическая характеристика обучения. Студент в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения, как субъект учебной деятельности. Формирование студента как субъекта учебной деятельности предполагает обучение его умению: планировать, организовывать свою деятельность, определять учебные действия, необходимые для успешной учёбы, программу их выполнения на конкретном учебном материале, чёткую организацию упражнений по их формированию.

Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности является его умение выполнять всё её формы и виды. Однако по данным опроса студентов Северного государственного медицинского университета (СГМУ) г. Архангельска большинство из них не умеет слушать и записывать лекции, конспектировать литературу. Студенты не умеют выступать перед аудиторией, вести дискуссию, давать аналитическую оценку проблем. Опрос показал, что 28,5 % студентов стремятся хорошо учиться, а 61,6 % не всегда стараются, а 9 % не стремятся к хорошей учёбе. Изменить существующее положение дел поможет новый взгляд на принципы обучения, где центральным субъектом становится студент; их можно свести к следующим пунктам: студент берет на себя ответственность за свое обучение; студент активно участвует в обучении; преподаватель становится помощником и экспертом; в процесс обучения вовлекается предыдущий опыт студента; студент осознает личные цели и результаты обучения, делает упор на понимание и глубокое усвоение материала, а не на заучивание информации.

Следует отметить, что можно предоставить студенту выбор способов, времени и темпов усвоения материала, но намного сложнее предоставить ему выбор содержания и учебного плана, критериев оценки результатов учебной деятельности. В системе современной высшей школы большие возможности для осознанного выбора студентом изучаемого материала и учебного плана предоставляет использование модульно-рейтинговой системы, которая, в частности, широко применяется в СГМУ. Речь не идет о выборе образовательных маршрутов исключительно студентом. При составлении учебных модулей четыре аспекта должны учитываться в равной степени: потребности студента, потребности преподавателя, требования программы высшей школы. Причем все эти аспекты должны быть учтены в равной степени.

Отсутствие в педагогической литературе достаточно дифференцированного представления о составе учебной деятельности попробуем детализировать ее структуру. Учебную деятельность как один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов работы в процессе решения учебных задач мы представим через характеристику таких компонентов, как: саморегуляция, самооценка, целеполагание, планирование, принятие решения, самоконтроль, мотивация, успеваемость, контроль, коррекция. Безусловно, практически все выделенные компоненты структуры учебной деятельности имеют тенденцию к росту от 1 к 5 курсу, кроме коррекции и самоконтроля в общении. При этом происходят существенные изменения динамики на 3 курсе, на который приходится кризис перехода от учебно-академической к учебно-профессиональной деятельности, и 4 курсе, который является послекризисным периодом в разворачивании учебной деятельности. Минимальные показатели развития структуры учебной деятельности зафиксированы у студентов 1 курса, а максимальные — у студентов 5 курса.

Формирование студента как субъекта учебной деятельности – это процесс не одномоментный, а представляет собой длительную целенаправленную совместную деятельность преподавателя и студента. А.В. Белошицкий и И.Ф. Бережная [ 1 ] выделяют несколько последовательных стадий этого процесс. Первая стадия – стадия адаптации к условиям вуза. На этой стадии доминирует активное приспособление студентов к новым условиям, происходит освоение требований вуза, осознание своих прав и обязанностей. Вторая стадия – идентификация с требованиями учебной и учебно-профессиональной деятельности. Эта стадия направлена на активное усвоение и квалифицированное выполнение студентом своей социальной роли; она предполагает подготовку студента к предстоящей специализации, сознательное руководство собственной деятельностью и поведением на основе осознанных мотивов и целей. Третья стадия – самореализация в образовательном процессе; заключается в целенаправленном формировании личностных качеств и профессиональных умений. При этом обеспечивается во всех видах деятельности взаимосвязь и соединение мотивов и целей, внутренних интенций с внешним педагогическим влиянием. На этой стадии возрастает самодетерминация и осознанная самореализация в различных видах деятельности. Сущность четвёртой стадии – стадии самопроектирования профессионального становления; состоит в проявлении субъектности студента, который осуществляет самостоятельное, целеустремлённое преобразование исходных способностей и личностных свойств в социально и профессионально значимые качества.

Остановимся подробно на тех формах учебной деятельности вуза, в которых и формируется студент как субъект учебной деятельности с учетом каждой стадии дидактического процесса: 1) слушание, осознание, усвоение: персонификация учебной информации на лекциях, семинарских, практических и других занятиях: студентам, особенно на первом курсе, трудно воспринимать речевую информацию, так, например, по итогам опроса студентов СГМУ одни не умеют выделить главное, другие не успевают записывать. Для преподавателя важно в таких случаях чувствовать аудиторию и реагировать на затруднения студентов, изменять темп лекции, тембр и громкость речи, повторять и уточнять сказанное; 2) чтение, восприятие, переработка, усвоение письменной информации: студенту важно обучиться рациональному чтению, которое представляется научно обоснованной технологией, обеспечивающей чтение и персонификацию максимального объёма информации за кратчайшее время с минимальными затратами; 3) конспектирование: форма работы осуществляется студентами при прослушивании лекции и при чтении литературы. Существуют определенные способы конспектирования; 4) выполнение упражнений, решение задач: основная цель такой формы работы – формирование умений при изучении конкретных дисциплин. Отметим, что задачи и упражнения уместны по всем вузовским дисциплинам, они необходимы для развития аналитического мышления студентов, для развития их самостоятельности; 5) учебные исследования являются важнейшей формой работы, формирующей студента как субъекта учебной деятельности. К ним относятся курсовые и дипломные работы, рефераты, различные проекты и др. Выполнение учебных исследований требует от студентов высокой степени самостоятельности и познавательной активности, способствует развитию умений ведения научного поиска и формированию аналитического мышления, а также пробуждает и углубляет интерес к той или иной науке; 6) выполнение творческих учебных заданий обусловливают умение мыслить и действовать самостоятельно, что является залогом успешности формирования студента как субъекта учебной деятельности.

Таким образом, особенностью сферы образования является то обстоятельство, что потребители образовательных услуг (обучающиеся) являются активными участниками процесса обучения, то есть субъектами учебной деятельности. Квазипрофессиональная деятельность студентов в вузе включает в себя аудиторные и внеаудиторные занятия, самостоятельную и учебно-исследовательскую работу студентов, учебные и производственные практики. Уровень развития учебной деятельности студентов рассматривается нами как важнейший познавательный ресурс обучающихся, во многом определяющий успешность освоения ими будущей профессии.

Белошицкий, А. В. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза / А. В. Белошицкий, И. Ф. Бережная. // Педагогика - 2006 - № 5. - С. 60-61.

Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. - М., 1983. - 246 с.

Талызина, Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологическая основа) / Н. Ф. Талызина. - М., 1984. – 184 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, студент, курс, мотив, образовательный процесс, обучение, стадий, субъект, учебная мотивация студентов, форма работы.

Читайте также: