Что такое авторская программа в доу по фгос

Обновлено: 04.07.2024

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е г.г. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

На сегодняшний день, одним из ведущих видов деятельности учреждений дополнительного образования детей является – подготовка детей дошкольного возраста к школьному обучению, адаптация дошкольников к современным условиям жизни, социализация, развитие в воспитание духовно-нравственных качеств, патриотизма.

Дополнительное образование детей отличает: практическая направленность, мобильность, разноуровневость, реализации воспитательной функции обучения.

Основная задача правительственной Стратегии модернизации образования состоит в достижении нового качества – качества, которое отвечает требованиям, предъявляемым к личности в современных быстро меняющихся социально–экономических условиях. Эти требования заключаются в достижении выпускником средней школы системы универсальных ключевых компетентностей, позволяющих реализовать себя в условиях информационного общества.

В информационном обществе изменяются культурные и социально-экономические условия, которые приводят к изменению системы ценностных ориентаций.

Существующие программы для детей дошкольного возраста в полной мере не соответствуют специфике дополнительного образования детей. Поэтому и возникла потребность в разработке образовательной программы, предназначенной для обучения, воспитания и развития каждого ребенка: высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России через формирование навыков устной и письменной речи, речевого общения с окружающими, устранение НР у детей дошкольного возраста на основе овладения литературным языком средствами фольклора в условиях дополнительного образования.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Развитие личности ребенка определяется совокупностью личностных, речевых и лингвистических характеристик: системностью качеств, объективированных в речи, связанных с развитием коммуникативно-потребностной сферы, приобретаемых в целях коммуникативной целесообразности и проявляемых в процессе совместной деятельности в межличностном общении.

Программа реализуется в течение ряда лет, наработан достаточный опыт, подтверждающий успешность обучающихся в достижении образовательных результатов.

Данная программа предусматривает проведение диагностики «сравнение профиля компетенций в зависимости от примененных систем оценки (ассессмент, оценка по достижениям).

Стратегическая цель: Воспитание новой личности современного общества через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности.

Цель программы: Воспитание, становление и развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России через ф ормирование навыка устной речи, речевого общения с окружающими, устранение нарушений речи у детей дошкольного возраста на основе овладения литературным языком средствами фольклора в условиях дополнительного образования детей: личностное развитие и воспитание обучающихся; общественное отношение, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; государственное отношение, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся.

Задачи: Формирование у обучающихся образовательной самостоятельности, образовательной инициативы, образовательной ответственности, универсальных учебных действий в процессе организации разнообразных видов деятельности. Освоение предметных компетенций в ходе изучения дополнительной образовательной программы по развитию речи детей. Обеспечение личностного роста каждого обучающегося, способного творчески мыслить, ставить и достигать серьезные цели и находить нестандартные решения в реальной самостоятельной жизни в процессе освоения ключевых и социальных компетенций. Формирование личности, способной взаимодействовать с социальной средой для последующей личностной, социальной и профессиональной успешности. Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и духовно-нравственное развитие обучающихся, принимающих базовые национальные ценности , гражданина России.

Планируемые результаты: образовательная самостоятельность - умение обучающегося создавать средства для собственного продвижения, развития; образовательная инициатива - умение выстраивать свою образовательную траекторию; образовательная ответственность - умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях; универсальные учебные действия - совокупность способов действия обучающихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений; личностные УДД: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование (связь между целью учебной деятельности и мотивом); нравственно-этическая ориентация исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающая личностный моральный выбор; регулятивные УУД: обеспечение организации учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка); познавательные УУД: общеучебные УУД, логические УУД, постановка и решение проблемы; коммуникативные УДД: социальная компетентность, коммуникативные действия, учебное сотрудничество, инициативное сотрудничество, разрешение конфликтов, принятие решений, их реализация; компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности; компетенция в сфере социально-трудовой деятельности; компетенция в бытовой сфере; компетенция в сфере в культурно-досуговой деятельности; ценностно-смысловая компетенция; художественная компетенция; правовая компетенция; общекультурная компетенция; здоровьесберегающая компетенция; информационная компетенция; коммуникативная компетенция; компетенция самоорганизации; компетенция самообразования; готовность и способность применять навыки самоорганизации; способность к саморазвитию, проявление творчества и инициативы в реализации поставленных педагогом задач; сформированность мотивации к обучению и познанию; сформированность гражданской индивидуально-личностной позиции и гражданской активности; сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.).

Принципы, обеспечивающие реализацию цели и задачи программы. Принцип: добровольности гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного развития обучаемого; доступности обучения и посильности труда; природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении в различные виды деятельности; дифференцированности и последовательности: чередования различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки; культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций родного края; креативности развитие творческих способностей обучаемых; научности; связи теории и практики, связи обучения с жизнью; систематичности и последовательности в обучении; сознательности и активности обучения; интегрированного обучения (параллельное и взаимодополняющее обучение различным видам деятельности; зоны ближайшего развития.

Ведущей образовательной технологией обучения является игровая технология.

В проведении занятий используются разнообразные методы обучения, способствующие эффективному усвоению материалов программы.

Разнообразие форм обучения позволяет интересно построить образовательный процесс, развить мотивацию обучающихся к занятию и эффективно использовать методы обучения.

В дошкольный период детства проходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. На данном жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша являются педагоги и родители. Ребенок первоначально обучается различным чувственным ощущениям через чувства и отношения к чему-либо матери и отца. Стало быть, семья является школой понимания и воспитания. Через призму отношений ребенка к его близким мы, педагоги, имеем уникальную возможность прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера через чувственные отношения к родственникам.

Приложения к работе можно скачать здесь .

1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников С ОНР. - СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2002. - 128 с.

2. Каше Г. А Подготовка к школе детей с недостаткамиречи. М. Просвещение, 1985.

3. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе с ФФН. Пособие для логопедов. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. - 96 с. (Практическая логопедия)

4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 528 с.

5. Перспективное планирование фронтальных занятий по формированию правильного звукопроизношения и обучению грамоте детей с ОНР первого и второго года обучения. (Разработано членами творческой группы учителей-логопедов ДОУ г. Липецка) // Логопед в детском саду. 2008, №, 2009, № 1-2.

6. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов: Пособие для логопедов. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 216 с.

7. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5 - 6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: “Мозаика-Синтез”, 2009. - 88 с.

8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР. М.: МО РСФСР, 1991.

9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с ФФН (старшая группа дет сада) М.: МО РСФСР, 1993.

Автор-составитель: Захарова Татьяна Владимировна, воспитатель МАУДО"Детский сад №10" города Ялуторовска

Разработчик: Иванова Елена Витальевна,воспитатель МАОУ Московская СОШ СП Тюменского муниципального района

Составители: Хохлова Э.Г., учитель-логопед 1 кв. категории; Дорофеева С.Е., учитель-логопед высшей категории; Войтюк Л.М., учитель-логопед высшей категории; Семенюта Л.В., учитель-логопед высшей категории МБОУ СОШ г. Ноябрьск, ЯНАО.

Составители: Нелюдимова Ольга Анатольевна, воспитатель, Щеткова Наталья Николаевна, воспитатель МАДОУ ДС "Калинка" г. Новый Уренгой ЯНАО

Автор: Юркова Ирина Юрьевна, музыкальный руководитель филиала МАДОУ "Радуга" п. Агириш Советского района Тюменской области

Составители: Кизыма Галина Васильевна, Банку Джамиля Габдульхаковна, воспитатели МБДОУ Детский сад № 4 "Снегурочка" г. Салехард

Составители: Щербина Любовь Александровна Бурлакова Любовь Леонидовна воспитатели МБДОУ "Детский сад "Солнышко" г. Новый Уренгой ЯНАО

Автор - составитель: Сучилова Анна Анатольевна, музыкальный руководитель МАДОУ Винзилинский детский сад "Малышок"

Автор - составитель: Банку Джамиля Габдульхаковна, воспитательМБДОУ "Детский сад № 4 "Снегурочка" г. Салехард

Автор - составитель: Шуватова Марина Львовна, педагог дополнительного образования, воспитатель МАДОУ ЦРР детский сад № 176 города Тюмени

Составители: Спандиярова Жанар Турсынбековна, Маликова Светлана Викторовна воспитатели МАДОУ ДС №68 "Ромашка" г.Нижневартовска

Составитель: Лопакова Наталия Фёдоровна, инструктор по физической культуре МБДОУ "Ласточка", ЯНАО г. Ноябрьск

Автор-составитель: Антипина Татьяна Александровна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 1" г.Тобольска Пояснительная записка Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только…


Укажите три цифры с картинки:



Общественный совет при Департаменте образования и науки Тюменской области просит Вас оценить условия пребывания детей в детских садах региона


Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей – это забота не только государства, но и каждой образовательной организации.

В соответствии ФГОС ДО рекомендуемый объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.

Парциальные программы включают элементы деятельности, которые составляют уникальность ДОУ, отличают данную организацию от других. Это – собственные традиции, устои, свои находки в работе с воспитанниками и др., то есть свой собственный положительный опыт практической деятельности и др . Именно эти критерии послужили основой проектирования вариативной части ООП ДО.

Любая образовательная деятельность, осуществляемая организациями или индивидуальными предпринимателями, строится на основе образовательной программы дошкольного образования, что обусловливает особую значимость, важность создаваемого документа.

Основная образовательная программа дошкольного образования (ООП ДО) – это нормативно-управленческий документ ДОО, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса в данной ДОО (далее – программа дошкольной образовательной организации или Программа).

Образовательные программы дошкольного образования (ОП ДО) должны быть направлены на:

разностороннее развитие детей дошкольного возраста

с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

на основе индивидуального подхода к дошкольникам

и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.

культуры, физкультурно- спортивные)

Основные и дополнительные программы являются авторскими вариативными программами. Организация их разработки осуществляется по инициативе коллективов творческих групп или отдельных авторов.

Основные программы ДОО - программы, определяющие весь спектр общеразвивающих задач и все содержательные аспекты образовательной деятельности ДОО в рамках реализации основных образовательных услуг.

Основные программы для ДОО можно разделить на:

· комплексные (общеразвивающие) - программы, направленные на разностороннее развитие детей дошкольного возраста во всех основных образовательных областях, видах деятельности и/ или культурных практиках.

· специализированные (парциальные, локальные) - программы, направленные на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях и/ или культурных практиках.

Адаптированная образовательная программа разрабатывается для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ОВЗ.

Дополнительные программы ДОУ - программы по одному или нескольким направлениям для оказания дополнительных услуг (как платных, так и бесплатных) за рамками основных образовательных программ в студиях, кружках, секциях и т. д.

Занятия по дополнительному образованию лучше проводить во второй половине дня. Следует помнить, что дополнительные программы не могут реализовываться вместо, или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных программ.

организаций, в том числе и дошкольных, имеют право самостоятельно выбирать программу работы с детьми, а также вносить изменения в программу, методы и формы работы с воспитанниками.

АЛГОРИТМ разработки программы :

1. Формирование проекта программы (вносятся коррективы всех педагогов, проект обсуждается родительской общественностью).

2. Решение о принятии проекта образовательной программы (т. е. содержание программы принято всеми участниками образовательного процесса и претензий к данному содержанию нет).

Принятие проекта программы осуществляется на педагогическом совете, решение по данному вопросу фиксируется в протоколе.

Без соблюдения соответствующего алгоритма нет возможности вести речь о соблюдении права педагогов и родителей воспитанников на управление образовательным процессом.

3. Утверждение Программы к реализации приказом, подписанным руководителем ДОО.

Структура и объем ОП ДО:

Программа состоит из :

и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема;

части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях, представляющих определенные направления развития и образования детей :

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы.

Если обязательная часть Программы соответствует Примерной программе, то она оформляется в виде ссылки на данную Примерную программу;

Такое же правило распространяется и на оформление части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Она может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы;

или включать Программы, самостоятельно разработанные педагогами или специалистами Организации.

Программа включает три основных раздела (в каждом отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений) :

1. цели и задачи реализации Программы

2. принципы и подходы к формированию Программы

3. значимые характеристики (особенности развития детей раннего и дошкольного возраста)

· освоения Программы

· с учетом возрастных возможностей

· индивидуальных различий детей

· особенностей развития детей с ОВЗ

· образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях;

· вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы;

· образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей (если эта работа предусмотрена).

В содержательном разделе Программы должны быть представлены:

· особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

· способы и направления поддержки детской инициативы;

· особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:

Организационный :

· описание материально - технического обеспечения Программы;

· описание методических материалов и средств обучения и воспитания;

· описание распорядка и /или режима дня;

· описание особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий;

· описание особенностей организации развивающей предметно - пространственной среды

Содержание Программы должно отражать следующие

аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста :

1) предметно - пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4)система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.

Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации.

Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В краткой презентации Программы должны быть указаны :

возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

используемые примерные программы;

характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

Программы дошкольного образования

Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.

В. А. Сухомлинский

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое. Одним из положений Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО является положение о введении Федерального реестра примерных основных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

Образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО :

• Образовательная программа дошкольного образования для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л. В. Лопатиной

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС

Медиапособие как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста в контексте реализации ФГОС Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна, первая категория. Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Результаты освоения воспитанниками образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией Критерий 1 "Результаты освоения воспитанниками образовательных про-грамм по итогам мониторингов, проводимых организацией" (по результатам.

Модель организации образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС На протяжение многих лет я работаю с детьми младшего дошкольного возраста. Хочу с вами поделиться с моделью организации образовательной.

Взаимодействие музыкального руководителя ДОУ с родителями в контексте ФГОС "Могучая духовная сила воспитания заложена в том. что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители.

Читайте также: