Джеймс что такое прагматизм краткое содержание

Обновлено: 03.07.2024

ДЖЕЙМС

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

ДЖЕЙМС (Джемс) (James) Уильям (11 января 1842, Нью-Йорк – 26 августа 1910, Чокоруа, Нью-Хэмпшир) – американский философ и психолог, один из главных представителей прагматизма. В отличие от основоположника прагматизма Ч.Пирса, воздействие идей Джеймса изначально распространялось за пределы собственно научной и философской сферы. Этому, безусловно, способствовала активная деятельность самого Джеймса по пропаганде прагматизма как широкого мировоззрения, призванного осмысливать различные стороны человеческой жизни и преобразовывать ее.

Прагматизм в философии возникает в 70-х годах XIX века, основные идеи течения были высказаны Чарльзом Пирсом. Прагматики считали, что полностью реформировали философию, отказавшись от ее основных принципов и решив использовать собственный подход к рассмотрению человеческой жизни. Фундаментальная идея течения - практическое отношение к жизни каждого индивидуума. Прагматизм в философии, кратко говоря, предлагает не тратить время на решение теоретических проблем, не имеющих никакого отношения к реальности, а интересоваться только человеческими, насущными проблемами и рассматривать все с точки зрения собственной выгоды.

прагматизм в философии

Как было сказано выше, основоположником движения стал Чарльз Пирс. Важно отметить, что его философское учение не сводится исключительно к прагматизму и его обоснованию. Пирс говорит, что мышление необходимо исключительно для выработки устойчивого верования, то есть осознанной готовности поступать тем или иным образом в каждом конкретном случае. Познание в его философии - это не переход от незнания к знанию, а движение от сомнения к твердому верованию. Пирс считает, что верование истинно в том случае, если действие, основанное на нем, приводит к соответствующему практическому результату. Так называемый "принцип Пирса" определяет весь прагматизм в философии, вся сущность человеческих идей исчерпывается реальными (практическими) результатами, которые можно из них извлечь. Также из учения Пирса следуют три основные идеи направления:

  • мышление есть достижение субъективного психологического удовлетворения;
  • истина - это то, что проявляется в виде практического результата;
  • вещи - совокупность практических последствий.

прагматизм в философии кратко

Уильям Джеймс, последователь идей Пирса, говорит о том, что у каждого человека своя философия. Действительность многогранна, и у каждого индивидуума свой способ ее восприятия, а совокупность всех этих способов приводит к созданию плюралистической картины мира. Истина - это то, что более прочего подходит к конкретной жизненной ситуации и наиболее соответствует опыту каждого отдельно взятого человека. Прагматизм в философии Джеймса также берет за основу восприятие истины как чего-то, имеющего практическое воплощение. Его известная цитата: "Истина - это кредитный билет, который имеет силу только в определенных условиях".

современная западная философия прагматизм

Современная западная философия прагматизм Джона Дьюи рассматривает как оказавшее наибольшее влияние на США учение всего направления. Дьюи утверждал, что создает философию демократического общества. Он разработал теорию научного исследования, но при этом наука в его учении - лишь метод, благодаря которому люди предпринимают наиболее оптимальные действия. Объективное знание о мире невозможно. Познание - активное вмешательство субъекта в процесс исследования, эксперимент над объектом. Мышление служит для решения проблемных ситуаций. Реальность создается в процессе научного исследования. Различные продукты деятельности социума (законы, идеи) не отражают реальность, а служат для получения практической выгоды в конкретной ситуации.


В области философии освещаются его прагматическая теория об истине, доктрина воли к вере (воли к вере) и отношения, установленные между философией и религией. Что касается психологии, то она известна своей теорией себя (теорией себя) и теорией эмоций..

Этот вклад в современную психологию и философию делает академическое значение Уильяма Джеймса неоспоримым. Его мысли повлияли на других более поздних интеллектуалов, таких как Эмиль Дюркгейм, Бертран Рассел или Ричард Рорти.

В этой статье я покажу вам некоторые аспекты личной жизни Уильяма Джеймса, которые непосредственно повлияли на его плодотворную профессиональную жизнь, а также подборку некоторых из его наиболее важных работ.

биография

Уильям Джеймс родился 11 января 1842 года в первом роскошном отеле Нью-Йорка, в Astor House, в семье интеллектуалов. Он был старшим сыном брака, образованного Мэри Уолш и теологом Генри Джеймсом. У Уильяма было четыре брата, писатель Генри Джеймс (1843), Гарт Уилкинсон, Робертсон и дневник Алиса Джеймс (1848).

Культура всегда была очень важной опорой в доме Джеймса. Между 1855 и 1858 годами, когда Уильяму было тринадцать лет, семья Джеймса отправилась путешествовать по Европе. Это дало Уильяму возможность посещать школу в разных городах, таких как Генуя или Париж. В других случаях он получал образование в своем доме, в соответствии с тем, что меняющийся характер его отца определял уместно в каждый момент. За эти годы путешествий Уильям развил свою страсть к искусству и приобрел знания науки.

В 1858 году они поселились в Ньюпорте, штат Род-Айленд, где они будут жить какое-то время. Там старший из Джеймсов преподавал живопись с Уильямом Хантом. Наконец, они поселились в Кембридже, штат Массачусетс.

В 1861 году Уильям оставил живопись и поступил в научную школу Лоуренса в Гарварде, где изучал физиологию и химию. Три года спустя он начал свое медицинское образование в том же университете.

В 1865 году он начал экспедицию через Амазонку с одним из своих профессоров Гарварда, натуралистом и антидарвинистом Луи Агассисом. Во время этого приключения он заболел оспой и был вынужден вернуться в Соединенные Штаты. После этого он начинает страдать от ряда симптомов и недугов, которые заставляют его задуматься о возможности самоубийства. Уильям Джеймс был человеком болезненной натуры и тянул зло на несколько лет.

В 1867 году он решил совершить еще одну поездку в Европу для здоровья и учебы. Изучать физиологию в университете Берлина. Здесь он начинает свое знакомство с миром философии и психологии. Начните читать философов, таких как Кант, Лессинг или Шарль Ренувье. Уильям Джеймс начинает пробуждать его интерес к человеческому разуму, помимо физического.

Несмотря на дискуссии, которые он вел со своим отцом за желание изучать искусство, чему его отец был против, в 1869 году он получил медицинскую карьеру. Тем не менее, он никогда не осуществлял как таковой.

Вскоре после окончания университета в 1873 году он начал преподавать курсы по физиологии позвоночных в Гарварде по предложению тогдашнего президента Чарльза Элиота, который ранее преподавал ему химию в качестве профессора. Год спустя он начинает давать уроки психологии и внедряет первую американскую лабораторию психологии.

10 июля 1878 года он женился на Алисе Хоу Гиббенс, на восемь лет моложе его. Согласно веб-версии выставки Линды Саймон о Уильяме Джеймсе, он хотел отречься, предупреждая Алису не выходить за него замуж из-за его болезненной натуры.

Вскоре после замужества Алиса забеременела. У Уильяма и Алисы было четверо детей: Генрих Джеймс III, Уильям, Маргарет Мэри и Александр и пятый ребенок, который умер вскоре после рождения, Герман.

В течение последних двух десятилетий XIX века Уильям Джеймс создал большую часть своих работ..

В 1880 он начал преподавать Гарвардскую Философию, так как он объединился со своими уроками Психологии.

Два года спустя он отправляется в новое путешествие в Европу. Там он встречается с мыслителями Эвальдом Герингом, Карлом Штумпфом, Эрнстом Махом, Вильгельмом Вундтом, Джозефом Дельбоуфом, Джин Шарко, Джорджем Крумом Робертсоном, Шадвортом Ходжсоном и Лесли Стивеном..

В 1898 году Уильяму Джеймсу поставили диагноз проблемы с сердцем. Некоторые проблемы, которые тянутся до его смерти 26 августа 1910 года.

Джеймс умер в своей летней резиденции в Чокоруа, штат Нью-Гемпшир, от сердечного приступа.

Самый важный вклад в философию

Прагматизм. Теория правды

В этом смысле Джеймс определяет, что истина варьируется в зависимости от того, что полезно для верующего или человека, который считает, что это правда. Это проверено или подтверждено опытом.

В этом случае утилита будет знать время, независимо от того, сколько другой человек дает вам свой адрес, в данный момент она не имеет никакой полезности, поэтому теряет смысл.

Учение о радикальном эмпиризме

Он продолжает объяснять, что постулат, который может обсуждаться философами, может относиться только к факту, определенному и определенному опытом. То есть единственный объект познания - это то, что принадлежит опыту..

Изложение фактов определяет, что отношения между вещами принадлежат опыту так же, как вещи сами по себе. Это означает, что речь идет не об информировании данных, а об установлении связей между изучаемыми элементами..

Наконец, можно сделать вывод, что элементы опыта удерживаются вместе непрерывными отношениями, которые также являются частью этого опыта. То есть, реальность состоит из набора отношений между частями, которые ее формируют, они не являются свободными элементами без значения.

Этот эмпиризм отличается от такового у чистых эмпириков, таких как Локк и Юм, именно из-за этого видения структуры и связей между элементами.

Религия в философии Уильяма Джеймса

Тот факт, что Генри Джеймс был последователем теологии Эммануила Сведенборга, повлиял на философскую теорию Уильяма.

Выдающийся американский философ знал, как совместить свою прагматическую теорию с религией. Он сосредоточился на религиозных верованиях, а не на институтах, и утверждал, что эти мистические переживания должны изучаться психологами, потому что они представляют разум ближе.

Самые важные вклады в психологии

Теория эмоций

Также известен как теория Джеймса и Ланге (теория Джеймса-Ланге). Оба автора сформулировали одну и ту же теорию независимо.

Для обоих мыслителей эмоция проявляется в висцеральных изменениях, которые происходят в организме, они проявляются через слезы, мышечное напряжение, учащенное дыхание, тахикардию и т. Д..

Для Джеймса физиологическая реакция предшествует чувству. Например, если кто-то внезапно появляется, не дожидаясь вас, сначала вы кричите, а затем вы чувствуете испуг или страх.

Эта теория была опровергнута в 1920 году теорией Кэннона-Барда.

Теория самости

Чистое эго. Это то, что придает смысл нашей идентичности, дает преемственность нашему настоящему, нашему прошлому и нашему будущему.

Эмпирическое эго. Это относится к опыту, это связано с тем, что мы связываем с нашими.

- Материальная самость Это относится к вещам, которые принадлежат нам или к которым мы принадлежим. Например, одежда, деньги или семья.

- Социальная самость Это я меняю в зависимости от того, где мы находимся. Я не проявляет себя на работе так же, как на встрече с друзьями.

В дополнение к психологическим теориям Уильяма Джеймса, это было очень важно для психологии в одном из самых важных учебных заведений в Соединенных Штатах и ​​мире, Гарвардском университете, поскольку ему удалось внедрить эту дисциплину в учебные программы, создав свою собственную отдел.

завод

-Основы психологии (1890)

- Психология (краткий курс) (1892)

-Воля к вере и другие очерки в популярной философии (1897)

- Бессмертие человека: два предполагаемых возражения против доктрины (Лекция Ингерсолла, 1897)

- Воля к вере, человеческое бессмертие (1956) Публикации Dover, ISBN 0-486-20291-7

- Беседы с учителями по психологии и со студентами о некоторых жизненных идеалах (1899)

- Разнообразие религиозного опыта: изучение человеческой природы

- Прагматизм: новое имя для некоторых старых способов мышления (1907)

- Плюралистическая вселенная (1909)

Работы опубликованы посмертно

- Некоторые проблемы философии: начало введения в философию (1911)

ОТРИЦАНИЕ ЯЗЫКОВОГО ЗНАНИЯ

Так что и здесь решение находится путем подмены выбора между учениями выбором психологическим объяснением уже сделанного выбора. Такое объяснение может быть релевантно по отношению к конкретной личности, но нерелевантно вообще, поскольку найдутся те, кого вдохновляет как раз материалистическое учение, а религиозная идеология угнетает.


ЕДИНОЕ И МНОГОЕ

По этому вопросу Джемс говорит:

Далее свою софистику он хочет выдать за философию:

Из дальнейшей речи Джемса становится понятно, что концепт единства мира стоит, по его мнению, за стремлением и заданием философии объединить многообразие нашего опыта в мировоззренческую систему. И этому заданию философии он противопоставляет задание собирания многообразных фактов:

И вновь подмена! Вопрос ведь не в ментальных различиях между прагматистами и интеллектуалистами: проблема в том, что счесть наши представления отображением легко – но где отображаемое? Как можно сопоставить отображение с отображаемым, если отображаемое недоступно, если есть только отображение?

Через это переходим к общественному существованию человека, к его общественной практике совместного бытия с другими, бытия в мире как обществе людей. И, в плане прагматической задачи успешного со-бытия с другими людьми, Джемс считает истинными те мнения, представления и убеждения, которые будут разделены ближними:

Возвращаясь к исходному определению истины как соответствия действительности, Джемс дает следующее результативное определение:

То есть, Джемс хочет сказать, что все эти столь ценные для нас связи существуют благодаря связности мира; что некое корневое единство мира необходимо для существования связей, и в этом – прагматическая ценность единства мира.
Это, примерно, то же, что сказать: ценность существования бога в том, что я могу на паперти просить милостыню. Впрочем, оценки – дело субъективное.

Очевидно, Джемс ничего не знает о световом конусе теории относительности Эйнштейна, иначе он должен был бы принять во внимание, что существуют огромные части вселенной, с которыми никакая связь не может быть установлена. Кроме того, непрерывность и цельность – разные категории, которые не предполагают друг друга необходимо.

На следующем шаге он уже не говорит об истине, а прямо проповедует циничный утилитаризм в части идей, убеждений, миропредставлений и способов мышления, опирающийся на социал-дарвинизм. Он говорит:

Далее Джемс предлагает утопический и анархический проект добровольной кооперации людей в деле усовершенствования мира, или построения совершенного мира. И выдает этот проект за богословие, вкладывая его в уста Творца мира:

К этому нечего добавить.

Читайте также: