Что характеризует физическую культуру личности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Известно, что разностороннее развитие личности не мыслится без определенного развития ее физического потенциала. Физическая культура - важный аспект общей культуры личности. Это - нетождественное физическому развитию понятие, одна из граней сложного феномена, который отражен в понятии "физическая культура".

Физическую культуру также следует понимать как важную составную часть процесса и результата образования. И дело не только в том, что подлинное гармоничное развитие личности предполагает укреп­ление её здоровья, мускульной силы и выносливости, постоянное поддержание достигнутой физической формы. Общеизвестен положи­тельный характер воздействия физической культуры под руководством добросовестных и квалифицированных педагогов, тренеров на становление личности человека. На мой взгляд, одной из центральных характеристик физической культуры является действенное участие данного феномена в процессе формирования и развития одной из основополагающих ориентации не только растущего, но и вообще, всякого человека - ориентации на здоровый образ жизни. Данный вопрос актуален для всего российского общества, а для определенной части молодежи стоит как проблема жизни и смерти, что связано с растущей опасностью алкоголизма и наркомании не только для физического, но и для духовного здоровья нации.

Существовавшие в достаточно большом числе еще в совсем неда­лёком прошлом бесплатные спортивные кружки, клубы, секции при школах, различных организациях, детско-юношеские спортивные школы порой успешно противостояли негативному влиянию окружающей среды на сознание школьников. При должном уровне разъяснительной работы и организации, как в урочное, так и во внеурочное время, физическая культура является одним из организующих факторов для части подрастающего поколения, вносит определенный координирующий момент в свободное время молодых людей. Это особенно важно для школьников в силу недостаточной определенности их внутреннего ценностного мира и противоречивости взглядов на досуговую деятельность, тем более в условиях нашей драматической эпохи. Физическая культура способна помочь человеку с детских лет научиться ценить время, организовывать свой распорядок дня, получить подкрепленное практикой представление о самоконтроле, самокритике.

Командные виды спорта, игры на уроках физкультуры способствуют в определённой степени не только выработке духа коллективизма, сотрудничества, но и, очевидно, закреплению в сознании молодого человека основ системного подхода во взглядах на различные явления окружающей действительности. Индивидуальные виды спорта являются для человека одним из средств заглянуть в себя, выявить, проявить те или иные черты характера, научиться анализировать и не повторять свои просчёты и ошибки. Вообще же спортивные состязания, как известно, способствуют формированию у молодого человека здорового честолюбия, чувства собственного достоинства, стойкости, способности "держать удар" не только на спортивной площадке, приучают его к духу честной конкуренции, что особенно важно в современных условиях.

Выдающийся французский общественный деятель второй половины прошлого века Пьер де Кубертен оказал существенное влияние на возрождение отношения к Олимпизму, Олимпийскому движению, их сердцевине - спорту как к специфическим средствам, способам и формам для решения, в первую очередь, воспитательных и образовательных задач. Акцентирование внимания на данном аспекте деятельности Кубертена дает возможность глубже осмыслить сущность его олимпийской идеи - приоритет в ней воспитательной, образовательной функции, ее гуманистическую, демократическую направленность. Задумав возродить Олимпийское движение, Пьер де Кубертен стремился, прежде всего, создать воспитательное движение, целью которого являлось формирование у человека способности и потребности к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию не только в спорте. Спорт, физическое воспитание для каждого человека являются одним из источников внутреннего совершенствования независимо от его будущей профессии.

Олимпизм, спорт, физическая культура помогают выявить, осознать и принять молодому человеку общечеловеческие ценности: дружба, равноправие, право на жизнь, свободу и поиск счастья, самопожертвование, справедливость, красоту. Отечество и некоторые другие. При должной организации физическая культура участвует в развитии у молодых людей высоких моральных и эстетических качеств. Физическая культура, опирающаяся на гуманистическое мировоззрение, должна стать органичной частью, элементом системы образования, дополнять эстетическое, нравственное, духовное воспитание под­растающего поколения.

Информационные источники

1. Аксенов Григорий Михайлович. Педагогические идеи Кубертена и их современное значение : Дис. канд. пед. наук : 13.00.04 : Москва, 2003 172 c.

2. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов сред. проф. заведений 2-е изд., перераб. – М: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010. – 336 с.

3. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура" : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Физическая культура" / [Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Кулишенко И.В., Крякина Е.В.]; под ред. Ю.Д.Железняка. - 4-е изд., перераб. - М. : Изд. центр "Академия", 2010. - 272 с.

4. Сайганова Е.Г. Физическая культура. Самостоятельная работа : учебное пособие. Бакалавриат / Е.Г.Сайганова, В.А.Дудов. – М. : Изд-во РАГС, 2010. – 228 с.

ВложениеРазмер
statya_ognev_v.v.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Огнев Виктор Васильевич, преподаватель

Физическая культура и личность

Известно, что разностороннее развитие личности не мыслится без определенного развития ее физического потенциала. Физическая культура - важный аспект общей культуры личности. Это - нетождественное физическому развитию понятие, одна из граней сложного феномена, который отражен в понятии "физическая культура".

Физическую культуру также следует понимать как важную составную часть процесса и результата образования. И дело не только в том, что подлинное гармоничное развитие личности предполагает укрепление её здоровья, мускульной силы и выносливости, постоянное поддержание достигнутой физической формы. Общеизвестен положительный характер воздействия физической культуры под руководством добросовестных и квалифицированных педагогов, тренеров на становление личности человека. На мой взгляд, одной из центральных характеристик физической культуры является действенное участие данного феномена в процессе формирования и развития одной из основополагающих ориентации не только растущего, но и вообще, всякого человека - ориентации на здоровый образ жизни. Данный вопрос актуален для всего российского общества, а для определенной части молодежи стоит как проблема жизни и смерти, что связано с растущей опасностью алкоголизма и наркомании не только для физического, но и для духовного здоровья нации.

Существовавшие в достаточно большом числе еще в совсем недалёком прошлом бесплатные спортивные кружки, клубы, секции при школах, различных организациях, детско-юношеские спортивные школы порой успешно противостояли негативному влиянию окружающей среды на сознание школьников. При должном уровне разъяснительной работы и организации, как в урочное, так и во внеурочное время, физическая культура является одним из организующих факторов для части подрастающего поколения, вносит определенный координирующий момент в свободное время молодых людей. Это особенно важно для школьников в силу недостаточной определенности их внутреннего ценностного мира и противоречивости взглядов на досуговую деятельность, тем более в условиях нашей драматической эпохи. Физическая культура способна помочь человеку с детских лет научиться ценить время, организовывать свой распорядок дня, получить подкрепленное практикой представление о самоконтроле, самокритике.

Командные виды спорта, игры на уроках физкультуры способствуют в определённой степени не только выработке духа коллективизма, сотрудничества, но и, очевидно, закреплению в сознании молодого человека основ системного подхода во взглядах на различные явления окружающей действительности. Индивидуальные виды спорта являются для человека одним из средств заглянуть в себя, выявить, проявить те или иные черты характера, научиться анализировать и не повторять свои просчёты и ошибки. Вообще же спортивные состязания, как известно, способствуют формированию у молодого человека здорового честолюбия, чувства собственного достоинства, стойкости, способности "держать удар" не только на спортивной площадке, приучают его к духу честной конкуренции, что особенно важно в современных условиях.

Выдающийся французский общественный деятель второй половины прошлого века Пьер де Кубертен оказал существенное влияние на возрождение отношения к Олимпизму, Олимпийскому движению, их сердцевине - спорту как к специфическим средствам, способам и формам для решения, в первую очередь, воспитательных и образовательных задач. Акцентирование внимания на данном аспекте деятельности Кубертена дает возможность глубже осмыслить сущность его олимпийской идеи - приоритет в ней воспитательной, образовательной функции, ее гуманистическую, демократическую направленность. Задумав возродить Олимпийское движение, Пьер де Кубертен стремился, прежде всего, создать воспитательное движение, целью которого являлось формирование у человека способности и потребности к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию не только в спорте. Спорт, физическое воспитание для каждого человека являются одним из источников внутреннего совершенствования независимо от его будущей профессии.

Олимпизм, спорт, физическая культура помогают выявить, осознать и принять молодому человеку общечеловеческие ценности: дружба, равноправие, право на жизнь, свободу и поиск счастья, самопожертвование, справедливость, красоту. Отечество и некоторые другие. При должной организации физическая культура участвует в развитии у молодых людей высоких моральных и эстетических качеств. Физическая культура, опирающаяся на гуманистическое мировоззрение, должна стать органичной частью, элементом системы образования, дополнять эстетическое, нравственное, духовное воспитание подрастающего поколения.

Физическая культура человека неразрывно свя­зана с его общей культурой. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей разви­ваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии зна­ний и твор­ческого их воплощения в физической природе человека, разре­шать противоречия между двигательным опытом и его значением для социальной действительности человека, содействовать единению физического и ду­ховного в человеке. Физи­че­ская культура направлена на то, чтобы развить лич­ность как целостное единство, гармонизировать ее духовные и физические силы, акти­визи­ро­вать готовность полноценно реализовать свои сущностные истоки в здо­ровом стиле жизни, профессиональной деятельности. Достижение лич­ностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктив­ную включен­ность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт, чувство удовлетворенности и счастья.

Физическая культура выступает как социокультурный слой прак­тики, направленный на освоение природных сил человека и формирование у него культурного отношения к своему физическому облику. Развитие физических способностей человека рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элемен­тов культуры, осо­бых личностных качеств. Занимаясь фи­зическими упражнениями, человек не только разви­вает и совершенствует свои физические возможно­сти, но и формирует другие свойства личности – нравственные, эстетические, волевые и т.п. Присущие человеку физические свойства личности формиру­ются и развиваются на основе тех же природных задатков и психофизических про­цессов, что и эстетическая, нравственная и другие виды культуры человека. Эти положительные свойства личности характеризуют человека как культурную и целостную личность, где важной составной гранью является его физическое совершенство.

Физическая культура личности включает целый ряд элементов, которые тесно связаны между со­бой, дополняют и обуславливают друг друга. Характеризуя физическую культуру личности необходимо рас­сматривать такие понятия как: образ жизни, стиль жизни, уклад жизни, уровень жизни, качество жизни. Некоторые из них опреде­ляются самой личностью (образ жизни), некоторые формируются в соответствии с политикой и приоритетами общества (уровень жизни). Физкультурно-спортивные занятия могут составлять часть стиля жизни, способа осуществления субъектом индивидуальной или групповой жизнедеятельности. Отношение человека к физиче­ской культуре представляет собой форму поведения личности, а также характеризует и качество жизни субъекта со стороны влия­ния физической культуры на развитие и совершенствование чело­века.




Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач физического воспитания школьников:

· задачи по оптимизации физического развития учащихся в направлении всестороннего развития свойственных каждому физических качеств, совершенствования двигательных способностей, упрочения и сохранения здоровья, совершенствования телосложения;

· специфические образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними физкультурных знаний;

· задачи, вытекающие из взаимосвязи физического и других видов воспитания (нравственного, умственного, трудового, эстетического) и предусматривающие воспитание нравственного сознания, нравственного поведения, позитивных качеств характера, эмоций, волевых проявлений и эстетических потребностей личности.

Физическая культура человека неразрывно свя­зана с его общей культурой. Физическая культура прямо и опосредованно охватывает такие свойства и ориентации личности, которые позволяют ей разви­ваться в единстве с культурой общества, достигать гармонии зна­ний и твор­ческого их воплощения в физической природе человека, разре­шать противоречия между двигательным опытом и его значением для социальной действительности человека, содействовать единению физического и ду­ховного в человеке. Физи­че­ская культура направлена на то, чтобы развить лич­ность как целостное единство, гармонизировать ее духовные и физические силы, акти­визи­ро­вать готовность полноценно реализовать свои сущностные истоки в здо­ровом стиле жизни, профессиональной деятельности. Достижение лич­ностью такой гармонии обеспечивает ей социальную устойчивость, продуктив­ную включен­ность в жизнь и труд, создает ей психический комфорт, чувство удовлетворенности и счастья.

Физическая культура выступает как социокультурный слой прак­тики, направленный на освоение природных сил человека и формирование у него культурного отношения к своему физическому облику. Развитие физических способностей человека рассматривается в рамках процесса воспитания как развитие элемен­тов культуры, осо­бых личностных качеств. Занимаясь фи­зическими упражнениями, человек не только разви­вает и совершенствует свои физические возможно­сти, но и формирует другие свойства личности – нравственные, эстетические, волевые и т.п. Присущие человеку физические свойства личности формиру­ются и развиваются на основе тех же природных задатков и психофизических про­цессов, что и эстетическая, нравственная и другие виды культуры человека. Эти положительные свойства личности характеризуют человека как культурную и целостную личность, где важной составной гранью является его физическое совершенство.

Физическая культура личности включает целый ряд элементов, которые тесно связаны между со­бой, дополняют и обуславливают друг друга. Характеризуя физическую культуру личности необходимо рас­сматривать такие понятия как: образ жизни, стиль жизни, уклад жизни, уровень жизни, качество жизни. Некоторые из них опреде­ляются самой личностью (образ жизни), некоторые формируются в соответствии с политикой и приоритетами общества (уровень жизни). Физкультурно-спортивные занятия могут составлять часть стиля жизни, способа осуществления субъектом индивидуальной или групповой жизнедеятельности. Отношение человека к физиче­ской культуре представляет собой форму поведения личности, а также характеризует и качество жизни субъекта со стороны влия­ния физической культуры на развитие и совершенствование чело­века.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач физического воспитания школьников:

· задачи по оптимизации физического развития учащихся в направлении всестороннего развития свойственных каждому физических качеств, совершенствования двигательных способностей, упрочения и сохранения здоровья, совершенствования телосложения;

· специфические образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними физкультурных знаний;

· задачи, вытекающие из взаимосвязи физического и других видов воспитания (нравственного, умственного, трудового, эстетического) и предусматривающие воспитание нравственного сознания, нравственного поведения, позитивных качеств характера, эмоций, волевых проявлений и эстетических потребностей личности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Понятие о физической культуре личности.

Личность – человек с устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих его как члена общества или общности. В психологии личность понимается как совокупность индивидуальных свойств психики, управляющих социальной активностью человека.

В связи с этим выделяют понятие физическая культура личности. Это достигнутый уровень физического совершенства человека, его личных качеств, степень использования им приобретенных в процессе занятий физическими упражнениями специальных знаний, умений, навыков, а также физических качеств в повседневной жизни.

Физическую культуру личности характеризуют:

- интерес и мотивация к занятиям физическими упражнениями;

- систематические занятия физическими упражнениями для решения тех или иных задач физического самосовершенствования;

- объем специальных физкультурных знаний, позволяющий с пользой применять их на практике;

- объем усвоенных двигательных умений и навыков;

- разносторонняя базовая физическая подготовленность;

- овладение гигиеническими навыками и приобретение привычек здорового образа жизни;

- владение организационно-методическими умениями проведения самостоятельных физкультурных занятий.

Все компоненты физической культуры личности конкретны и при целенаправленном использовании приносят пользу человеку. Их формирование способствует гармоническому и психическому развитию занимающихся.

Уровень развития физической культуры личности зависит от условий, создаваемых обществом для физического воспитания. Однако основным является целенаправленная, сознательная и систематическая совместная физкультурная и спортивная деятельность занимающегося физическими упражнениями и педагога. Если ученик понимает и воспринимает главную цель физического воспитания – формирование физической культуры личности, - то с помощью учителя физической культуры личности, - то с помощью учителя физической культуры или тренер он достигнет её.

характеризует качественное, системное и динамичное новообразование, определяющее ее образованность, физическую подготовленность и совершенство, отраженное в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом стиле жизни.

Найдено научных статей по теме — 15

Развитие физической культуры личности студента

В статье изложены основополагающие принципы формирования физической культуры личности, основные составляющие физкультурного воспитания и факторы формирования мотивации и активного отношения студентов к физкультурно-спортивной деят

Роль физической культуры в социализации личности

В статье исследуется роль физической культуры в социализации личности, формировании ценностного пространства человека. Стиль жизни трактуется как поведенческая особенность жизни человека, т. е.

Личность студента как субьект физической культуры

Человек система динамическая, существующая, становящаяся личностью и проявляющаяся как личность в процессе взаимодействия с окружающей средой. Деятельность человека является формой его реального существования.

Физическая культура как фактор формирования личности

Технологическая сущность физической культуры личности

В статье рассматриваются структура физической культуры личности и технологическая основа ее формирования, включающая шесть главных составляющих, 28 компонентов их качеств и более пятидесяти критериальных признаков этих качеств.

Феномен физической культуры и спорта в социализации личности

В работе раскрывается значимость физической культуры и спорта в социализации личности на разных возрастных этапах, обосновывается наблюдающаяся в современном мире устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры

Физическая культура в системе социальной интеграции личности

В статье говорится о том, что необходимо преодолеть рационалистическое рассечение человека на тело и разум, вернуться к принципам целостной методологии, ориетирующейся на исследование и развитие человека как единства телесного и д

Формирование базовой личностной физической культуры обучающихся

Общественное беспокойство по поводу неудовлетворительного состояния здоровья российских детей и молодежи [1; 2; 3] отражается в том внимании, которое уделяется этой проблеме в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федера

Образовательные аспекты формирования физической культуры личности

Рассмотрена проблема образования и воспитания студентов вузов гражданской авиации в области физической культуры.

Особенности формирования личностной физической культуры студентов

Сутула Василий Афанасьевич, Шутеев Вячеслав Вадимович, Ковалев Валерий Григорьевич, Бондарь Тарас Сергеевич

Проанализированы особенности формирования личностной физической культуры у студентов различных вузов. В эксперименте принимали участие 748 студентов.

Методологические основы формирования физической культуры личности

Цель: провести анализ феномена физической культуры личности с учетом методологических подходов ее формирования в системе физкультурного образования. Материал: проанализировано 20 литературных источников.

Эффективность формирования физической культуры личности студентов

Матвеева Любовь Александровна, Савенко Андрей Викторович, Лысенко Наталья Владимировна, Романов Дмитрий Александрович

На основе интерпретации формирования физической культуры личности как типичного нелинейного процесса в открытой сильнонеравновесной системе предлагается использование системного подхода и системного анализа для оценки эффективност

Физическая культура как инструмент самосовершенствования личности

Поскольку образ жизни и состояние здоровья значительной части молодежи вызывают сегодня серьезные опасения, автор рассматривает физическую культуру как фактор социализации личности и инструмент самосовершенствования ее качеств.

Личностные конструкты как показатели сущности физической культуры

Рудин Максим Владимирович, Булавкина Татьяна Александровна, Шкуричева Елена Викторовна, Калоша Александр Иванович

В данной статье проводится анализ сущности личностных конструктов для студентов факультета физической культуры, обосновываются возможности спортивно-оздоровительной деятельности, раскрываются содержание и результаты опытно-экспери

Культура здоровья личности как составляющая её физической культуры

Цель : определить обобщающие понятия теории и методики физической культуры. На их основе сформировать определение компонентов физической культуры личности и отразить место культуры здоровья личности среди указанных составляющих.

Читайте также: