Детский сад без насилия проект
Обновлено: 02.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
План проекта
Название проекта
1. Краткая аннотация
Дошкольный период – уникальный в жизни ребёнка, в дошкольном возрасте формируется развитие личности. В то же время, это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых- родителей и педагогов. Воспитание ребёнка, забота о нём – это сложный многоступенчатый процесс, требующих от родителей много сил и терпения. По данным европейских и американских исследований, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами неуклонно растёт. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы воспитания как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают , что этим они нарушают права ребёнка, и как следствие, это может служить причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Более сложное и острое положение ребёнка в семье, там, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности.
Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье состоит не только в том, чтобы провести работу по профилактике, но и изменить отношение родителей в отношении своих детей, вовлечь в диалог, сформировать у родителей мотивацию воспитательной деятельности.
2. Описание проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект
Актуальность проекта состоит в том, чтобы, как можно раньше выявить признаки насилия и жестокого обращения в семье.
Как известно по результатам исследований психологов, насилие - перенесённое в детском возрасте оказывает негативное влияние на психическое развитие ребёнка, нарушает его адаптацию в социуме. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Проблема: Недостаточная заинтересованность родителей, нежелание идти на контакт.
3. Основные целевые группы, на которые направлен проект
Родители, педагоги ДОУ, дети старшей группы д/с (5-6 лет).
4. Основные цели
и задачи проекта
Цель проекта:
Создать условия в дошкольном образовательном учреждении с использованием правовых и педагогических возможностей для защиты прав ребёнка в семье.
Раннее выявление семейного неблагополучия.
Осуществление консультативно-профилактической работы среди родителей и педагогических работников.
Организация взаимодействия с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье.
5. Календарный план реализации проекта (этапы):
1 этап подготовительный
Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания
Посещение семьи с целью изучения условий жизни воспитанника.
Осуществление систематического контроля за ребёнком в группе
(наблюдение за детьми в сюжетно-ролевых играх, при приёме ребёнка в ДОУ визуальный осмотр – синяки, ссадины и т.п.)
Проведение информационных и тематических мероприятий (консультирование, беседы, анкетирование, родительские собрания)
Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, буклеты, информационные стенды, публикации на сайте)
Знакомство с правами (занятия с детьми в старшей группе д/с)
Анализ результатов (мониторинг, анкетирование), поиск новых путей и эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей.
6. Ожидаемые результаты
Повышение правовой и педагогической культуры родителей.
Повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников.
Создание доверительно-делового контакта с родителями.
Повышение уровня родительской компетентности и ответственности перед семьёй, улучшение эмоционального климата в семье.
Приложение № 1.
Работа с педагогами: консультации:
Круглый стол:
Работа с родителями: консультации:
Анкетирование:
Памятки, буклеты:
Родительское собрание:
Конкурс рисунка:
Работа с детьми:
Приложение 2
Программное содержание
Работа с детьми
Цель: Способствовать осознанию ребёнком своих прав и обязанностей. Закреплять знания о правах детей. Право ребёнка на имя.
ОД: Конспект занятия.
Свидетельство о рождении.
Иллюстрированный материал по теме занятия.
Цель: Формирование представлений о содержании международных документов в области прав защиты детей. Знакомство о правах и обязанностях ребёнка.
ОД: Конспект занятия.
Карточки по теме – права ребёнка.
Конституция РФ, Конвенция ООН.
Семейный кодекс РФ.
Цель: Продолжение знакомства с правами. Формирование представлений о необходимости заботиться, о своём здоровье.
ОД: Конспект занятия.
Иллюстрированный материал по теме.
Цель: Формирование в детях доброжелательного отношения к родителям, семье, дому. Продолжать знакомить с правами.
ОД: Конспект занятия.
Иллюстрированные карточки по теме занятия.
Чтение художественных произведений.
Приложение 3
1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребёнка?______________________________
2. Как Вы познакомились с Конвенцией (нужное подчеркните)
* Дома, из средств массовой информации.
*Из педагогической литературы
* Из других источников
3. Какие, по Вашему мнению, у ребёнка права в детском саду?______________________
4. Какие права у ребёнка в семье?______________________________________________
5. Что Вы можете предложить в качестве контроля над соблюдением прав Ваших
детей в детском саду?_____________________________________________________
6. Нужен ли постоянный представитель по правам ребёнка в дошкольном учреждении
7. Знаете ли Вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите), куда можно
обратиться по вопросам защиты прав ребёнка, попавшего в сложную ситуацию.
1. Какое из видов насилия, по Вашему мнению, является наиболее разрушительным
для психики ребёнка?
Физическое насилие (преднамеренное нанесение телесных повреждений)
Психическое насилие (угрозы, оскорбления, ложь, открытое неприятие и постоянная критика ребёнка).
Пренебрежение нуждами ребёнка(отсутствие заботы о ребёнке, что влечёт угрозу его жизни или развитию).
2. За что и почему Вы можете оскорбить и ударить своего ребёнка?_______________
3. Ребёнка можно шлёпнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна (да, нет)
4. Что раздражает Вас в своём ребёнке?________________________________________
5. Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребёнка?_____________________
наказания можно и нужно (да, нет) подчеркните.
7. Если наказывать, то как?__________________________________________________
8. Как обойтись без унижающих наказаний?____________________________________
9. Каковы могут быть последствия физического и психологического насилия над
Приложение 4
Памятка для родителей
по профилактике жестокого обращения с детьми.
Жестоким обращением с детьми считают, умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка.
Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков.
Сексуальное насилие – использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией, в т.ч. используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы и т.п. с целью извлечения прибыли.
Психическое(эмоциональное) насилие - отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость(словесные оскорбления, угрозы и т.п.). Поведение, вызывающее у детей страх. Обвинения в адрес ребёнка(брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребёнка, совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.
Пренебрежение основными потребностями ребёнка – отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии (невнимание к основным нуждам ребёнка в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре).
В силу своего социального статуса ребёнок находится в зависимости от взрослых и является наилучшим объёктом для проявления низменных человеческих качеств.
Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства. Не менее травмирующими могут быть насмешки, оскорбления, унижающие сравнения, необоснованная критика, отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим, опасным для жизни и здоровья ребёнка последствиям.
Какую ответственность предусматривает закон за жестокое обращение
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность: За совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136); За преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).
Семейный кодекс гласит – Семья, материнство, отцовство и детство в РФ находятся под защитой государства. Он гарантирует: Право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54); Право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56); Лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69); Немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).
Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию ребёнка. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны. Каждый должен быть готов нести ответственность за свои поступки перед человеком, который с нами рядом. Отечеству и обществу нужны крепкие семьи. Дети, знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети, выросшие в любви и воспитанные в доброте
Приложение 5
Памятка для воспитателя по профилактике жестокого обращения с детьми.
Конвенция ООН о правах ребёнка даёт
и определяет меры защиты (ст.19), а также устанавливает:
*Обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка (ст.6);
*защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16);
*обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24);
*признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);
*защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);
*защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);
*меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39);
Уголовный кодекс РФ предусматривает
*за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в
отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
*за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157);
Семейный кодекс РФ гарантирует:
*право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54);
*право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56);
*немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77).
и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или
*жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними Запрещены (ст.14).
Факторы риска, которые могут спровоцировать
жестокое обращение с детьми в семье.
*Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, наличием отчимов
*Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из
мест лишения свободы;
*Безработица или постоянные финансовые трудности;
*Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
*Умственные или физические недостатки ребёнка;
В случае выявление жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей, педагогу следует принять меры по его защите. Побывать у ребёнка дома, посмотреть в каких условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй.
Признаки неблагополучия ребёнка в семье:
Ребёнок неухожен, неопрятен, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви (рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру и т.п.).
На замечания, по поводу внешнего вида ребёнка родители не
Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский
сад в нетрезвом виде.
Ребёнок приходит из дома со следами побоев, и родители не
могут объяснить происхождения синяков и ссадин.
Родители нигде не работают, не состоят на учёте в центре
занятости и не имеют постоянного источника дохода.
Ребёнок постоянно проживает у бабушки, родители в детском
саду не появляются.
Признаки физического насилия в семье:
Боязливость ребёнка. Выраженный страх по отношению к взрослому.
В проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания и т.д. В боязни идти домой.
В жестоком обращении с животными.
В проявлении агрессии к более слабым и беззащитным.
В стремлении скрыть причину травм.
При выявлении признаков неблагополучия в семье ребёнка, воспитатели пишут докладную записку на имя заведующего ДОУ с просьбой поставить семью на учёт, с указанием причин неблагополучия.
Приложение 6
Показатели неблагополучия семьи
Социально-экономические:
*Длительная безработица (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства.
*Длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток.
*Расходование имущества, принадлежащего ребёнку, и
денежных средств(пособий на ребёнка, пенсий по потери
кормильца и т.д.) не по целевому назначению.
*Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.
сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.
*Задолженность (больше 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам.
*Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
Медико-санитарные:
*Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами.
*Отсутствие в доме электричества, отопления.
*Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учёт в наркологической клинике или психоневрологическом диспансере.
*Неухоженность или неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм.
*Несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребёнка, отсутствие активности родителей, когда речь идёт о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям
*Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребёнка.
Социально-демографические:
*Родители имеют статус лиц без определённого места жительства.
*Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери(беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребёнка).
*Выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей.
*Родители или один из них посещает деструктивную секту.
*Родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
Психолого-педагогические:
*Полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребёнку.
*Непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается(обучается) ребёнок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации.
*Систематическое применение к ребёнку антипедагогических мер воздействия.
*Насилие и жестокое отношение к ребёнку, пренебрежение его основными интересами и нуждами.
*Устойчивое уклонение родителей
от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций.
*Повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
Криминально-аморальные.
*Постановка родителей на учёт в органах внутренних дел.
*Нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов.
*Аморальный и паразитический
образ жизни родителей (употребление спиртного,
наркотиков, токсичных веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.),
вовлечение ребёнка в преступную деятельность и антиобщественное поведение(приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми).
*Проявление жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи.
*Наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира.
*Попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи.
*Оставление ребёнка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома
Дошкольный возраст - это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Воспитание ребёнка, забота о нём - это сложный многоступенчатый процесс, требующий много сил и терпения. По данным европейских и американских исследований, в последние годы количество проявлений жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами неуклонно растёт. При этом, как показывает статистика, даже в благополучных семьях, где родители любят и заботятся о своих детях, используются недопустимые формы и методы воспитания, такие как запугивание, лишение ребёнка общения или прогулки и даже телесные наказания. При этом родители осознают и понимают, что этим они нарушают права ребёнка, и, как следствие, это может служить причиной возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребёнка. Поэтому очень важно изменить само отношение родителей к своим детям, вовлечь их в диалог, сформировать у родителей мотивацию воспитательной деятельности. Более сложное и острое положение у детей в тех семьях, где родители страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или, если семья испытывает постоянные финансовые трудности.
Проблема: Увеличение количества случаев нарушения прав несовершеннолетних. Низкий уровень правовой и педагогической культуры родителей.
Актуальность проекта. По результатам исследований психологов, жестокое обращение, перенесённое в детском возрасте, оказывает негативное влияние на психическое развитие ребёнка, нарушает его адаптацию в социуме. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Цель проекта:
• Создать условия в ДОО с использованием правовых и педагогических возможностей для защиты прав ребёнка в семье.
• Создать условия для родителей к мотивации воспитательной деятельности.
Задачи:
• Раннее выявление семейного неблагополучия.
• Осуществление консультативно-профилактической работы среди родителей и педагогических работников.
• Организация взаимодействия с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье.
Ожидаемый результат:
• Повышение правовой и педагогической культуры родителей.
• Повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников.
• Создание доверительно-делового контакта с родителями.
• Повышение уровня родительской компетентности и ответственности перед семьёй, улучшение эмоционального климата в семье.
Реализация проекта
Этапы проекта Содержание работы Ответственные
подготовительный Выявление семей, относящихся к категории семей РССН и СОП Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Составление банка данных о семьях СОП и РССН Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Изучение затруднений у родителей в вопросах воспитания Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Посещение семьи с целью изучения условий жизни воспитанника Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Основной Осуществление систематического контроля за ребёнком в группе
(наблюдение за детьми в сюжетно-ролевых играх, при приёме ребёнка в ДОУ, визуальный осмотр – синяки, ссадины и т. п.) Воспитатели
Проведение информационных и тематических мероприятий (консультирование, беседы, анкетирование, родительские собрания, тренинги с педагогами и т. д.) Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, буклеты, информационные стенды, публикации на сайте) Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Знакомство с правами ребенка (тематические беседы с воспитанниками) Воспитатели
Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
заключительный Анализ результатов (мониторинг, анкетирование, поиск новых путей и эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей. Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
План работы на учебный год
по профилактике жестокого обращения с детьми
и нарушения их прав
Мероприятия Срок Ответственный
Распространение тематических буклетов о правах детей, по пропаганде ответственного родительства, профилактике семейного насилия, жестокого обращения с детьми и т. п. Сентябрь
Май Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Оформление информационного стенда по правовому просвещению родителей (нормативно-правовые документы (выписки из Конституции РФ, Конвенции ООН о правах ребенка, Семейного Кодекса РФ, Закона об образовании и др., информация о контактных телефонах служб по защите прав несовершеннолетних) Раз в квартал Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Лектории с приглашением психолога, медицинских работников, сотрудников правоохранительных органов с тематикой:
Апрель Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Проведение тренинга для педагогов по профилактике жестокого обращения и нарушения прав детей. Ноябрь
Март Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Декабрь Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Организация и проведение мероприятий, посвященных:
- Дню защиты прав детей;
- Дню Защитника Отечества;
- Международному женскому дню;
- Международному дню защиты детей
- Июнь Музыкальный руководитель
Освещение проведенных мероприятий на сайте детского сада
По мере проведения мероприятий Зам. директора по НМР
Анкетирование родителей и педагогов
Март Общественный инспектор по охране прав детства и материнства
В течение года Музыкальный руководитель
Проведение индивидуальной работы с семьями РССН и СОП; с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников. В течение года Педагог-психолог
Подведение итогов работы и достигнутых результатов:
обсуждение на малом педсовете достигнутых результатов работы с семьей и ребенком; поиск новых путей и эффективных форм взаимодействия с семьей.
педагоги, работавшие с семьей; общественный инспектор по охране прав детства и материнства
Мероприятия с родителями:
Тематические буклеты, памятки и т. п. :
Участие в фотовыставке:
Индивидуальные консультации с родителями по волнующим вопросам.
Мероприятия с педагогами:
Тематические буклеты, памятки и т. п. :
Консультации на темы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, жестокого обращения с детьми:
Индивидуальные консультации с педагогами по волнующим вопросам.
Мероприятия с детьми:
Организация тематических бесед с детьми:
Участие в конкурсе детского художественного творчества:
Участие в фотовыставке:
Участие в выставке детских рисунков:
Список литературы:
1. Алексеева И. А., Новосельский И. Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины, последствия, помощь. – М. : Генезис, 2006. – 256 с.
2. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации. Учебное пособие под ред. Н. М. Платоновой и Ю. П. Платонова. СПб. : Речь, 2004. 154 с.
Какое оно, военное детство? прочтите детям Моя прабабушка Клава была маленькой, когда началась война с фашистами. Ей исполнилось всего десять лет, а её брату – семь.
Вспоминая детство, или Мои картины В детстве я как и все дети посещала секции, кружки и т. д. Хочу рассказать Вам, как я первый раз переступила порог изо-студии. В изо-студию.
В рамках проекта "Детский сад без насилия" и в рамках знакомства с темой "Польза и вред компьютера" 3 февраля дети ходили со своими друзьями мишками в компьютерный класс, где знакомились с презентацией о компьютере. Дети познакомили своих друзей мишек со СМАРТ доской, проектором. Была показана презентация о пользе и вреде компьютера. Побеседовали с детьми на эту тему. Дети узнали основные правила пользования компьютером: необходимо делать перерывы между работой, делать зарядку. Сделали с детьми зарядку для глаз и кистей рук.
8 февраля в рамках проекта "Детский сад без насилия" наши дети встречались с детьми группы "Радуга". Дети поговорили о дружбе, каждый ребёнок смог рассказать о своём друге. Дети с удовольствием посмотрели презентацию о дружбе. Очень большой восторг вызвали фотографии дружбы животных друг с другом. После просмотра презентаций дети спели песню про дружбу.
В среду, 27 января, в рамках проекта дети познакомили своих друзей мишек с историей происхождения бумаги. Дети рассказали мишкам о том, на чём в древние века писали люди. Показали разные образца бумаги. И вместе с мишками попробовали написать письмо на глиняной табличке. Когда наши глиняные таблички были готовы, дети рассказывали о том, что они написали.
В рамках проекта ,,Детский сад без насилия,, в начале декабря у нас прошли два открытых занятия. В среду, 8 декабря в нашем детском саду проходил семинар по проекту ,,Детский сад без насилия,, На семинаре коллеги из других детских садов знакомились с основными целями проекта. В рамках проекта Юлия показывала открытое занятие для учителей. Дети со своими друзьями мишками вспомнили основные признаки зимы. Дети очень хотели позвать гномов, что бы они принесли снега и зимние морозы. Поетому дети показали гостям разные движения пальчиковой гимнастики, упражнения массажа. И в конце занятия делали украшения из салфеток.
А на следующий день к нам в детский сад приезжали гости из Дании. Это были представители самой кронпринцессы Дании и учителя датских школ и детских садов. Они хотели познакомиться с тем, как мы работаем по этому проекту. Юлия показала вместе с детьми, как наши дети умеют выполнять гимнастику со словам, делать друг другу массаж. Сюрпризом для детей стали зимние комплекты одежды для мишек: шапочка и шарфик. В конце занятия дети с удовольствием изготовляли снежинки, чтобы быстрее пошёл снег.
9 октября, в нашем детском саду были гости из Петербурга в рамках проекта ,,Детский сад без насилия. Юлия вместе с Топтыжкиным проводила для гостей открытое занятие в нашей группе. Дети познакомили гостей со своими друзьями мишками, рассказали об осени и лесе. Познакомили гостей с лесными этажами и кто живет на этих этажах, чем приятно удивили гостей. Затем наши дети научили гостей делать массаж, выполняя движения со стихами. А в конце занятия дети вместе со своими друзьями мишками раскрашивали листья, которые принёс Топтыжкин.
* * * * *
Мишки встречают гостей.
В рамках проекта мы с детьми провели занятие, на котором дети познакомили своих друзей мишек с тем, кто такой неряха. Дети прослушали сказку про муху-Грязнуху, ответили на вопросы и нарисовали партреты своих друзей. После занятия дети познакомили своих мишек с территорией детского сада: показали, какие цветы растут на наших клумбах, какие деревья. С удовольствием показали мишкам бассейн, показали кормушки, где кушают птицы. И мишки и дети остались очень довольны.
Автор: Смолина Юлия Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "ДСОВ №93" муниципального образования города Братска
Населённый пункт: г.Братск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Детство без насилия"
Раздел: дошкольное образование
Создать условия в дошкольном образовательном учреждении с использованием правовых и педагогических возможностей для защиты прав ребёнка в семье.
Задачи:
Раннее выявление семейного неблагополучия. Осуществление консультативно-профилактической работы среди родителей и педагогических работников. Организация взаимодействия с родителями по вопросам воспитания ребёнка в семье. Создание условий для родителей к мотивации воспитательной деятельности.
Ожидаемый результат:
Повышение правовой и педагогической культуры родителей. Повышение правовой и педагогической культуры дошкольных работников. Создание доверительно-делового контакта с родителями. Повышение уровня родительской компетентности и ответственности перед семьёй, улучшение эмоционального климата в семье.
Реализация проекта.
Этапы проекта
Содержание работы
Ответственные
Основной
Осуществление систематического контроля за ребёнком в группе (наблюдение за детьми в сюжетно-ролевых играх, при приёме ребёнка в ДОУ визуальный осмотр – синяки, ссадины и т.п.) Воспитатели Проведение информационных и тематических мероприятий (консультирование, беседы, анкетирование, родительские собрания) Педагог-психолог Воспитатели Наглядные формы работы с родителями (уголки для родителей, памятки, буклеты, информационные стенды, публикации на сайте) Педагог-психолог Знакомство с правами (занятия с детьми в старшей группе д/с) Педагог-психолог
3 этап
заключительный
Анализ результатов (мониторинг, анкетирование), поиск новых путей и эффективных форм взаимодействия педагогов и родителей. Педагог-психолог Педагоги ДОУ Заведующий, Старший воспитатель.
Приложение № 1.
Работа с педагогами:
Работа с родителями:
Занятий социальной направленности на учебный
2015 – 2016 гг.
Программное содержание
Работа с детьми
Знакомство с правами. «Право
ребёнка на имя, отчество и
Право на защиту.
Цель: Формирование представлений о содержании международных документов в области прав защиты детей. Знакомство о правах и обязанностях ребёнка.
ОД:
Конспект занятия. Карточки по теме – права ребёнка. Конституция РФ, Конвенция ООН. Семейный кодекс РФ.
3
Знакомство с правами. «Право
ребёнка на охрану физического
Знакомство с правами. «Право
ребёнка жить и воспитываться в
по профилактике жестокого обращения с детьми.
П
ризнание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27);
З
ащиту ребёнка от сексуального посягательства (ст.34);
З
ащиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37);
М
еры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39).
Способы воспитания в семье должны исключать пренебрежительное, жестокое и
грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или
эксплуатацию ребёнка. Казалось бы, все должны знать, что такое – семья. У
семьи есть свои законы, свои правила. Законы создания семьи сложны. Каждый
должен быть готов нести ответственность за свои поступки перед человеком,
который с нами рядом. Отечеству и обществу нужны крепкие семьи. Дети,
знающие материнскую ласку, и отцовский строгий пригляд. Дети, выросшие в
любви и воспитанные в доброте.
Телефоны по которым можно обратиться за помощью
ПАМЯТКА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕСТОКОГО
Факторы риска, которые могут спровоцировать
жестокое обращение с детьми в семье.
*Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными детьми, наличием отчимов или мачех; *Наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы; *Безработица или постоянные финансовые трудности; *Супружеские конфликты; *Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции; *Нежеланный ребёнок; *Умственные или физические недостатки ребёнка; *Трудный ребёнок; *Статус беженцев, вынужденных переселенцев. В случае выявление жестокого отношения к ребёнку со стороны родителей, педагогу следует принять меры по его защите. Побывать у ребёнка дома, посмотреть в каких условиях он живёт, постараться установить контакты с семьёй.
Признаки неблагополучия ребёнка в семье:
Ребёнок неухожен, неопрятен, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви (рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру и т.п.). На замечания, по поводу внешнего вида ребёнка родители не реагируют. 1. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде. 2. Ребёнок приходит из дома со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождения синяков и ссадин. 3. Родители нигде не работают, не состоят на учёте в центре занятости и не имеют постоянного источника дохода. 4. Ребёнок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
Признаки физического насилия в семье:
Боязливость ребёнка. Выраженный страх по отношению к взрослому. В проявлении тревоги в форме тиков, сосания пальца, раскачивания и т.д. В боязни идти домой. В жестоком обращении с животными. В проявлении агрессии к более слабым и беззащитным. В стремлении скрыть причину травм. При выявлении признаков неблагополучия в семье ребёнка, воспитатели пишут докладную записку на имя заведующего ДОУ с просьбой поставить семью на учёт, с указанием причин неблагополучия.
Телефоны, по которым можно обратиться за помощь
Показатели неблагополучия семьи
Составила: Смолина Ю.Г. Педагог-психолог ДОУ
Социально-экономические:
*Длительная безработица (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства. *Длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток. *Расходование имущества, принадлежащего ребёнку, и денежных средств(пособий на ребёнка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению. *Отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д. *Необеспеченность ребёнка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д. *Задолженность (больше 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам. *Частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
Медико-санитарные:
*Антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами. *Отсутствие в доме электричества, отопления. *Алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учёт в наркологической клинике или психоневрологическом диспансере. *Неухоженность или неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм. *Несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребёнка, отсутствие активности родителей, когда речь идёт о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи. *Противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребёнка.
Социально-демографические:
*Родители имеют статус лиц без определённого места жительства. *Устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери(беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребёнка). *Выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей. *Родители или один из них посещает деструктивную секту. *Родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
3. Заключительный этап 26-30 апреля
Цель:
-формирование у участников акции нетерпимого отношения к различным проявлениям жестокого обращения по отношению к детям.
Задачи:- формировать у детей и подростков активную жизненную позицию
– применять полученные в ходе реализации проекта знания, умения и навыки в
дальнейшей жизни
Итоги:
– привлечение внимания общественности к проблеме насилия над детьми в семье;
– развитие активной жизненной позиции у детей и подростков.
Читайте также: