Чечель и д управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическое управление исследовательской деятельностью учащихся на уроке

В настоящее время научно-практические конференции, выставки, семинары, школы, в которых учащиеся могут представить свои исследовательские работы, стали неотъемлемой частью учебной деятельности. Они могут принять участие в различных фестивалях, школах-семинарах, где учатся выступать перед аудиторией, общаться со своими сверстниками. Кроме того, результаты выступлений учащихся на различных уровнях учитываются и при поступлении в ВУЗы, что является дополнительным стимулом к занятию исследовательской деятельностью. Таким образом, вопрос организации исследовательской деятельности учащихся становится все более актуальным.

Главная функция современного учителя – управление процессом обучения, воспитания и развития личности ученика. Особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностное становление.

Исследовательская деятельность в школе имеет целью получить основные знания, умения, навыки в области методики и методов научного исследования (как формировать или выявлять проблему исследования, как правильно поставить и описать эксперимент, как обеспечить получение надёжных результатов, подвести итоги исследовательской работы, оформить реферат, написать статью и т.д.).

Исследовательская деятельность - творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и учащихся) по решению проблемных задач, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления.
Цели исследовательской деятельности:

1. привлечение учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности;

2. развитие творческих способностей и познавательных интересов;

3. углубление общеобразовательной подготовки;

4. развитие личностных качеств учащихся.

Функции исследовательского подхода.

Существует несколько функций исследовательского подхода и все они находятся во взаимодействии:

воспитание познавательного интереса;

создание положительной мотивации учения и образования;

формирование глубоких, прочных и действенных знаний;

развитие интеллектуальной сферы личности;

формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности;

развитие познавательной активности и самостоятельности.

Основными функциями педагогического управления исследовательской деятельности учащихся являются.

Включает в себя изучение возрастных особенностей учащихся, их возможностей на данном этапе обучения, готовности к данному виду работы, сформированности навыков и умений, применяемых в различных видах исследовательских работ, стремление к творчеству.

На данном этапе используется диагностика и на уроке, и во внеурочное время. На уроке, прежде всего, это практические виды деятельности – выполнение практических работ, работа с историческими источниками, доклады, составление презентаций. При проверке таких заданий обращается внимание на научность данной работы, на творческий подход к выполнению заданий, на использование дополнительной литературы.

Активно используется метод опросов и анкетирования обучающихся, которые позволяют выявить уровень его заинтересованности в предмете: непосредственный интерес к фактам или явлениям (элементарный уровень), интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, интерес к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей.

Методом наблюдения, наиболее субъективного способа диагностики, можно определить творческий потенциал учащихся: логическое мышление, чувство новизны, целенаправленность действий, лаконизм, способность рассматривать явления и процессы с новых точек зрения, сближать отдельные области знаний, полноценность аргументации, способность чувствовать неточность суждений.

Успех любой деятельности в большей мере зависит от мотивации. Известно, что без мотивации возможна лишь малоэффективная деятельность по принуждению. Чаще всего на уроке учитель использует возможности внешней мотивации (принцип наглядности, обеспечивающий интерес к предмету и т.д.), формирование же внутренней мотивации - проблема довольно сложная, но именно она является необходимым условием для успешного пути от незнания к знанию. Психология познания различает четыре вида внутренней мотивации:

- мотивация по результату (учащийся ориентирован на результаты деятельности);

- мотивация по процессу (учащийся заинтересован самим процессом деятельности);

- мотивация на оценку (учащийся заинтересован в получении хорошей оценки);

- мотивация во избежание неприятностей (обучающемуся абсолютно не важен результат, но ему хочется не иметь неприятностей со стороны родителей, учителей и т.д.)

Мотивировать к исследовательской деятельности помогает прежде всего направленность на личность ребенка: тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, она должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования, тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности и самое главное - актуальность для практической жизни ученика и социальная и практическая значимость результатов.

Планово-прогностическая функция включает в себя:

- умение выбрать нужный уровень проведения учебного исследования в зависимости от уровня развития мышления учащихся (на начальном этапе это может быть исследование-игра, проблемные вопросы различного уровня, работа над проектом);

- умение сочетать индивидуальные и коллективные формы работы;

- умение формировать проблемные ситуации в зависимости от уровня учебного исследования, его места в структуре урока и от цели урока (самостоятельное составление нестандартных задач, задание с несформулированным вопросом, задание с избыточными данными, самостоятельное обобщение на основе практических наблюдений, отыскание границ применяемости результатов, определение степени достоверности результатов).

Приобщаясь к исследовательской работе, учащимся следует двигаться по своеобразной лесенке: от простого к сложному, от определения и фиксации конкретной проблемы до создания научных работ, от учебно-исследовательской к научно-исследовательской деятельности.

Состоит прежде всего из формулирования проблемного вопроса. Проблема исследования как категория предлагает исследование неизвестного в науке, что предстоит открыть, доказать, изучить с новых позиций. Проблема – это затруднение, неопределенность. Чтобы устранить проблему, требуются действия, в первую очередь – это действия, направленные на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией. Поиск проблем – дело непростое. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Проблемность вопроса – это и открытое противоречие в формулировке (1. Петр I проводил свои реформы в интересах господствующего класса феодалов. Почему же он встречал сопротивление представителей и целых групп этого класса?

2. Провозглашение "нового политического мышления” СССР привело к потере союзников? Почему?), некорректно звучащие вопросы (Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека?), недостаточное количество данных для его решения ( В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха и какие это могли быть языки?), возможность выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. (1.В поселке родовой общины обычно строились большие вместительные дома, площадью до 200 кв. метров. Какие выводы могут сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища? 2.В период первобытности было много животных, мясом которых могли питаться люди. Однако люди часто голодали и даже погибали от голода. Почему в период первобытности такое могло случаться?), противоречия теории с практикой (такие проблемные вопросы ученики формулируют на уроках самостоятельно, видя несоответствие теории и своего опыта).

Исследовательская деятельность учащихся характеризуется следующими этапами:

- мотивация учебной деятельности,

- анализ имеющейся информации по рассматриваемому вопросу,

-проведение измерений, испытаний, отбор фактического материала,

- систематизация и анализ,

-подтверждение или опровержение гипотез.

Различные виды исследований имеют свои особенности, поэтому для каждого из них характерно свое сочетание названных этапов.

Контрольно-диагностическая функция предполагает проверку целенаправленности задач, выявление с помощью контроля причин достижения результата или недостигнутости результатов, логичность деятельности.

Несоответствие результатов деятельности планируемому результату устраняется с помощью специальных регулятивно-коррекционных действий.


Целью учебной исследовательской деятельностью современных школьников является приобретение школьниками навыка исследовательской деятельности как универсального способа освоения знаний, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции ученика в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний. Учебно-исследовательская деятельность школьников — это деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую проблему с ранее неизвестными знаниями. [1]

Учебно-исследовательская деятельность в современном школьном образовании является эффективным методом развития теоретического мышления школьников, потому как он позволяет фиксировать причинно-следственные связи на конкретном материале, устанавливать результаты развития процессов, обобщать и восходить “от частного к общему”. В ходе учебно-исследовательской деятельности воспроизводятся условия и нормы деятельности, действующие в научной сфере. Таким образом, научно-исследовательская подготовка носит деятельностный характер. [2]

Учебно-исследовательская деятельность на разных уровнях школьного отличается своей спецификой в силу возрастных особенностей учащихся и типа образовательного учреждения (лицей, гимназия, профильная школа и т.д). В нашем случае субъектами учебно-исследовательская деятельности являются учащиеся средней общеобразовательной школы. Цели, к которым мы их ведем, делятся на учебные и дополнительные. Учебные цели включают в себя развитие исследовательских способностей и предпрофессиональных навыков как основы профильного обучения. В дополнительном плане цели ставятся иные, а именно организация условий для развития способностей и задатков школьников в соответствии с их конкретными потребностями в рамках образовательной программы и индивидуального сопровождения.

Школьные учебные исследования — это образовательная технология, которая использует учебные исследования как инструмент дополнительного школьного образования. Учебно-исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебно-исследовательских задач по какому-либо учебной дисциплине (в нашем случае это история и обществознание) с известным решением, направленных на формировании представлений об объекте исследования, под руководством учителя.

Само по со себе учебно-исследовательская деятельность — это образовательный процесс, осуществляемый на основе научно-исследовательской технологии, используемой в научной сфере, она характеризуется следующим:

постановка проблемного вопроса объекта исследования;

развитие навыка использований научных терминов и инструментов;

развитие навыков работы с различными версиями на основе анализа учебной и научной информации из различных (достоверных) источников, развитие навыков анализа и принятия решений на основе анализа одной версии как верной.

Основная цель выполнения учебно-исследовательского проекта школьника — повысить общий школьный кругозор, узнать больше о том или ином предмете, сформировать умения придерживаться какой-либо научного мнения. [3] Для достижения поставленной цели необходимо создать условия для того, чтобы ученики сами поставили цели исследовательских задач, выбора объекта, попытки его анализа, выдвижения гипотез. Но так как учебно-исследовательская деятельность является еще и творческой, ученики могут опираться на интересы и предпочтения, придерживаются творческой и своей авторской позиции в своем исследовании.

В учебно-исследовательской деятельности применяется проектный метод. На каждом этапе учебно-исследовательской деятельности учитель обязуется предоставить школьнику определенную свободу действий, порой даже в ущерб научной методологии, иначе со временем исследование превращается в обычное дополнительное и рутинное домашнее задание.

Результаты учебно-исследовательской деятельности делятся на две части. Первый отмечает, что результат исследовательской работы школьника соответствует стандартам обучения (то есть объект исследования включен в школьный курс истории). Второй показывает, какие способности и личностные характеристики были сформированы в ходе учебно-исследовательской деятельности, развились ли у учеников регулятивные и личностные компоненты по ФГОС для дальнейшего применения полученных навыков в образовании, науки и т. д.

Качество ученической исследовательской работы измеряется соотношением представленного учителем (руководителем) и фактически усвоенного предметного материала (нового знания, добытое своими усилиями); умением применять структуру исследования в соответствии с научными стандартами, сложившимися в научном сообществе; способностью к самоанализу. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность для школьников превращается в основную, поскольку она направляет учащихся к реализации эффективных социальных, субкультурных и профессиональных навыков в дальнейшем будущем. [5]

Существуют основные виды учебно-исследовательской деятельности:

− проблема-аннотация исследования: сравнение данных из различных исторических источников или ситуаций для выделения научной проблемы и проектирования вариантов ее решения;

− анализ и систематизация научной литературы и источников:

− сбор и систематизация элементов исследования;

− диагностико-прогностического исследования: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов;

− инновационное и рационализаторская исследовательская деятельность;

− экспериментально-исследовательская деятельность: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

− проектно-поисковая деятельность: поиск, разработка и защита проекта, целеполагание методов деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

Наиболее эффективным с точки зрения формирования ключевых компетенций у школьников является проектно-исследовательская деятельность — проектирование, включающее в себе научное исследование. Его смысл состоит в выявлении целей и задач, принципов выбора методов, планировании хода выполнения исследования, определении ожидаемых результатов, оценке целесообразности проведения исследования, определении необходимых ресурсов. [4]

Основным средством организации учебно-исследовательской работы является система исследовательских задач, содержащих проблему, решение которой требует теоретического анализа, применения методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестные знания.

Учебно-исследовательские задания включают в себя

− познавательные задачи-специально подобранные учебные задания, включённые в учебно-календарный план школьного предмета. Одним из составных элементов организации учебно-исследовательской деятельности на уроке (или во внеурочной деятельности) является постановка и решение поставленной задачи. Задача представляет собой проблемный учебный вопрос в рамках школьной программы, решение которой представляет широкий практический или научный интерес (например, из курса обществознания 8 класса: необходимо ли введение безусловного базового дохода?);

− творческие задания, которые могут быть выполнены учеником в любом понравившимся ему формате;

− урок-исследование, когда явление, изучение которого предусмотрено программой, предлагается учениками (в одиночку или в группе) для самостоятельного изучения под руководством учителя;

− урок-семинар, в основе которого лежит изложение собранного учебного материала для обсуждения в группах с учителем.

Таким образом, важно отметить необходимость исследовательской деятельности, в ходе которой школьники развивают способность видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; определять понятия; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и заключения; структурировать материал; доказывать и отстаивать свои идеи, что возможно в будущем сподвигнет на большую научную деятельность.

Основные термины (генерируются автоматически): учебно-исследовательская деятельность, задача, исследовательская деятельность, научная информация, научная сфера, образовательный процесс, общеобразовательная школа, основа анализа, профильное обучение, руководство учителя.

Похожие статьи

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один.

Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста.

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках.

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и.

Проектная и исследовательская деятельность.

Кукушкина, А. С. Проектная и исследовательская деятельность в образовательном комплексе / А. С. Кукушкина.

Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США, затем был перенесен в общеобразовательную школу.

Система организации исследовательской деятельности.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным. Школьное ученическое научное общество как форма организации учебно-исследовательской деятельности школьников.

Модель формирования готовности учителя к организации.

Cтатья посвящена проблеме формирования готовности учителя к организации исследовательской деятельности учащихся, так как с внедрением новых ФГОС появилась необходимость формировать универсальные учебные действия у учащихся, предполагающие.

Исследовательская деятельность младших школьников как.

1. Учебно-исследовательская деятельность — творческая самостоятельная деятельность обучающихся, направленная на решение исследовательских задач и формирование исследовательских умений, в процессе которой происходит развитие личности учащегося.

Модель организации исследовательской деятельности.

Модель организации исследовательской деятельности учащихся основной школы.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию.

Роль самостоятельной учебно-исследовательской.

Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении

Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это решение ими творческой

Учебно-исследовательская деятельность – это процесс решения учащимися научных и.

Исследовательская деятельность школьников в процессе.

Учебно-исследовательская деятельность школьников как один. Этот личностный компонент исследовательской деятельности особенно важен с точки. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций.

Подготовка к исследовательской деятельности будущего.

Подготовка к исследовательской деятельности будущего педагога профессионального обучения.

учебный процесс, научно-исследовательская работа, высшее профессиональное образование, научно-исследовательская деятельность, учебное время.

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Чечель И. Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе / И.Д. Чечель; Отв. ред. к.п.н. М.А. Ушакова. - М. : Сентябрь, 1998. - 140 с. : схем. ; 21 см. - (Библиотека журнала "Директор школы" ; Вып. N 7). - Библиогр.: с. 139-140

Купить

Реферат по теме Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе

Курсовая по теме Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе

ВКР/Диплом по теме Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе

Диссертация по теме Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе

Заработать на знаниях по теме Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе

Помогите сайту стать лучше, ответьте на несколько вопросов про книгу:
Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе

  • Объявление о покупке
  • Книги этих же авторов
  • Наличие в библиотеках
  • Рецензии и отзывы
  • Похожие книги
  • Наличие в магазинах
  • Информация от пользователей
  • Книга находится в категориях
















Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Сухова, Елена Михайловна Сухова, Елена Михайловна кандидат педагогических наук 2004, Москва Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сухова, Елена Михайловна Введение. Глава I. Состояние проблемы исследования. 1.1. Теоретико-методологические основы управления процессом исследования в деятельности учителя. 1.2. Характеристика проблемы исследования.

Читайте также: