Особенности познавательной деятельности обучающихся основной школы

Обновлено: 08.07.2024

Автор: Рубашкина Ольга Михайловна

Организация: МКОУ СОШ №7 п. Чограйский

Населенный пункт: Ставропольский край, Арзгирский район, п. Чограйский

Одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики - познавательная деятельность учащихся в учебное время в рамках введения ФГОС.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования является важнейшим механизмом реализации требований ФГОС к качеству образования в начальных классах. Система планируемых результатов отражает состав тех универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных умений, которыми овладевают школьники.

Познавательные универсальные учебные действия. Учащиеся научатся: -анализировать своё знание и незнание по изученному вопросу(теме, разделу) и использовать свои выводы для постановки соответствующей учебно-познавательной задачи;-осознавать учебно- познавательную (учебно-практическую) задачу, читать учебный текст (формулировку задания),слушая учителя или одноклассников ,извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;-использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач…

Активная познавательная деятельность является наиболее важным качеством современного человека, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Какие приемы и методы обучения учащихся на уроках необходимо применять, чтобы повысить активность на уроках?

Формирование познавательного интереса к учению – важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Одним из важнейших факторов развития интереса к учению является понимание детьми необходимости того или иного изучаемого материала. Перед тем как приступить к изучению какой-нибудь темы, я много времени уделяю поискам активных форм и методов обучения. Заставить учиться нельзя, учебой надо увлечь. И это совершенно справедливо. Настоящее сотрудничество учителя и ученика возможно лишь при условии, что ученик будет хотеть делать то, что желает учитель. Чтобы активизировать познавательную деятельность детей, надо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в форму работы.

В своей практике я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности. На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

• Отстаивают своё мнение;

• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

• Задают вопросы друг другу и учителю;

• Анализируют ответы друг друга;

• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

• Самостоятельно выбирают разно -уровневые задания;

• Находят несколько вариантов решения проблемы;

• Нахождение "ошибкоопасных мест”. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны. Активизация познавательной деятельности учащихся очень часто проходит через игру. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие. Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

оригинальность замысла, сюжета. Структуры, что позволяет говорить о таких уроках как нетрадиционных, творческих, авторских. Можно зафиксировать около 120 разновидностей таких уроков. Каждый из этих уроков имеет ряд своих особенностей, но все они позволяют создать атмосфер доброжелательности, зажечь огонек пытливости и любознательности, что, в конечном счете, облегчает процесс усвоения знаний. На уроках познавательный интерес и познавательная деятельность учащихся развивается по смысловым блоком: занимательность, наглядность, игра, проблемное обучение, нестандартные уроки. Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке организовываю так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Учащиеся начальной школы – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Первостепенное значение для них имеют приемы активизации познавательной деятельности, индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющие создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Успешность обучения достигается не столько за счет облегчения заданий, сколько за счет формирования у детей желания и умения преодолевать трудности, создания атмосферы увлеченности и доброжелательности. Положительные эмоции сопутствуют формированию познавательных действий. Ребенок младшего школьного возраста постоянно нуждается в одобрении и признании. Считанные секунды нужны мне для того, чтобы улыбнуться, ободряюще сказать доброе слово, а сколько прибавят они и уроку, и ребенку.

Различные приёмы активизации познавательной деятельности я использую в своей работе . Такими методами являются:

- Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

- Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.

- Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. - Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Использую методы, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:

- Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.

- Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

- Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

В своей работе наряду с традиционными методами, я использую информационные технологии обучения. Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет : - сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования ИКТ;

- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

- самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки у себя, корректировать свою деятельность, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (проекты, разработка презентаций), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Использование информационных технологий повышает мотивацию обучения, в частности, обучения математике. Активизация деятельности учащихся на уроке одно из основных направления совершенствования учебно - воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовывать на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

Тормозит познавательную активность однообразная деятельность на уроке. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Познавательная активность в этом случае высока лишь в момент ознакомления с новым, далее она постепенно снижается: пропадает интерес, рассеивается внимание, возрастает число ошибок. Таким образов, главной задачей учителя является такое построение образовательного процесса, при котором между всеми этапами учащиеся смогли бы установить тесные взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный результат своего труда.

В соответствии с ФГОС в программе познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использования информации.

К познавательным УУД относятся следующие:

* осознавать познавательную задачу;

* читать и слушать, извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;

* понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

* выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач операции анализ, синтез, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Итак, педагогу необходимо стараться максимально приблизить изучение программного материала к жизни, сделать процесс обучения более эмоциональным и интересным. Это позволит пробудить у учащихся младшего школьного возраста интерес к новому, желание познавать мир и, учитывая психологические особенности детей, помогать им лучше и легче усваивать учебный материал.

2.Интегрированные уроки в 1-4 классах. Вып.2 сост. Н.Ю. Кадашникова.-г. Волгоград: Учитель, 2008.-189с.

3.Повышение профессионального мастерства педагогов: из опыта работы МО учителей начальной школы авт. –сост. Н.Г. Пономаренко и др. –Волгоград: Учитель. 2009.-207с.


1. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. - М. : Высшая школа, 1981. - 240 с.

2. Дрозина В.В. Теория и практика формирования и развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы : дис. … д-ра пед. наук. – М., 2002. – 495 с.

4. Землянская Е.Н. Учебные проекты в развивающем образовании : методическое пособие. - М. : МПГУ, 2017. – 75 с.

5. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М. : АСТ; Прайм-Еврознак; СПб., 2008. – 777 с.

6. Лагунова М.В., Юрченко Т.В. Управление познавательной деятельностью студентов в информационно-образовательной среде вуза : монография / Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. – Н. Новгород : ННГАСУ, 2011. – 167 с.

8. Лушникова О.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе общеобразовательной подготовки : дис. . канд. пед. наук.  Магнитогорск, 2010. – 164 с.

9. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Национальный книжный центр, 2015. – 288 с.

11. Сластёнин В.А. и др. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 3-е изд. — М. : Школа-Пресс, 2000. – 512 с.

12. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. — Балашов : Николаев, 2004. — 68 с.

13. Фиалко А.И. Моделирование педагогического сопровождения активизации познавательной деятельности обучающихся // Непрерывное образование [СПб]. - 2015. - № 1 (11). – С. 16-20.

14. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М. : Просвещение, 1979. - 160 с.

В психолого-педагогических источниках можно встретить большое количество работ по учебной и познавательной деятельности. Так, например, огромный вклад в теорию учебной и познавательной деятельности внесли Ананьев Б.Г., Белкин E.JI., Дрозина В.В., Коротаева Е.В., Леонтьев А.Н., Талызина Н.Ф., Лурия А.Р., Щукина Г.И., Эльконин Б.Д. и другие отечественные и зарубежные исследователи.

Методология познавательной деятельности - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Она у́же теории познания, поскольку ограничивается исследованием форм и методов познания. В отличие от познавательной деятельности, теория познания изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, возможности и границы познания, критерии его истинности [10]. Однако познавательная деятельность шире гносеологии, поскольку она занимается не только методами познания, но и особенностями процесса познания, которые осуществляются в разных формах и сферах деятельности.

Психолог Петровский А.В. считает, что познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий, а затем может произойти переход к мышлению [5, с. 315].

В трудах Леонтьева А.Н. познавательная деятельность определяется как совокупность информационных процессов и мотивации, как направленная, избирательная активность поисково-исследовательских процессов, лежащих в основе приобретения и переработки информации [7].

Под познавательной деятельностью Дрозина В.В. понимает свойство личности, характеризуемое: наличием познавательных потребностей и глубоко осмысленных мотивов познавательной деятельности; постоянным стремлением открыть какие-то новые для себя знания, способы действия [2].

С точки зрения Фадиной Г.В. познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающей действительности с помощью таких психических процессов, как восприятие, мышление, память, внимание, речь [12, с. 7].

По мнению Сластёнина В.А., познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности [11, с. 186].

В современных публикациях речь в основном идёт или об учебной деятельности, или учебно-познавательной, при этом не всегда есть чёткое понимание данных понятий. По этой причине мы провели сравнительный анализ и выявили сходства и отличия познавательной деятельности и учебной.

По мнению Андреева В.И., учебная деятельность – это организуемая педагогом в целях повышения эффективности деятельность учащихся, направленная на решение различного класса учебных задач, в результате которой они овладевают знаниями, умениями, навыками и развивают свои личностные качества [1, с. 29].

Педагог Землянская Е.Н. рассматривает как один из видов учебно-познавательной деятельности, сочетающей признаки учебной и познавательной, проектную деятельность ребенка [4].

  • система действий (умственных и практических);
  • процесс обучения, в котором происходит овладение на уровне воспроизведения или творчества системой знаний и способов деятельности;
  • форма существования учащихся как субъектов учения [8].

В структуру познавательной деятельности, как и учебной, включают уровни: чувственные - познание посредством зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания, и рациональные (логическая) - познание посредством мышления, языкового общения.

Любая деятельность – это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Она состоит из основных элементов: цели, предмета, средства, результата, структуры, которые представлены в таблице 1.

Сравнительная характеристика учебной и познавательной деятельности

Познание нового, неизвестного, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности. Необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу

Передача заданного объёма ЗУН. Специально направленная деятельность на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач

Имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация

Изменение самого подростка, его развитие. Выделенная совокупность необходимых знаний и умений пользоваться ими

Научное изучение предмета, явления методами различных наук

Технологизация учебного процесса

Знание о предмете, явлении и его свойствах. Создание образа реальности, понятий, учений, концепций, повышение уровня достоверности знания. Выход на новые горизонты познания и деятельности

ЗУН учебной дисциплины, предмета

· проверка гипотезы, вывод.

· контроль и самоконтроль,

оценка и самооценка [13]

· мотивы учебной деятельности.

· учебные действия и операции [7]

Субъектом познавательной деятельности является ученик, и поэтому в центре учения стоит его личность, сознание, отношения и к познаваемому миру, и к самому процессу познания, их соучастникам познавательной деятельности: к школьникам и учителям, организующим и направляющим его учение. В этом, по мнению Щукиной Г.И., и состоят отличительные особенности учения в школьные годы [14, с. 40-41].

Другой отличительной особенностью познавательной деятельности школьника является характер её протекания. Поскольку и цель, и содержание, и способы познавательной деятельности школьника заложены в программу, процесс учения, в который включается ученик, может протекать по-разному, с различным приложением сил, активности, самостоятельности субъекта (школьника). В одних случаях её процесс носит характер подражательный, репродуктивный, в других - поисковый, в иных - творческий. Именно характер протекания процесса деятельности и влияет на конечный её результат - на характер приобретаемых знаний, умений, навыков [14, с. 40-41].

В процессе познавательной деятельности человек воспринимает и осознает предметы и явления, уточняет представления о них, приводит их в соответствие с прежними представлениями, выделяет существенное в изучаемых предметах и устанавливает связь между ними [13].

Рассматривая познавательную деятельность как непрерывный процесс, Лагунова М.В. и Юрченко Т.В. выделяют этапы:

  • выделение познавательной цели, то есть умение найти цель в структуре учебной ситуации;
  • выбор и применение способов действия, приводящих к решению поставленной задачи;
  • контроль над ходом решения задачи и анализ полноты достижения цели [6].

Познавательная деятельность характеризуется целями и мотивами.

Целями могут быть: познание нового, неизвестного, установление связи неизвестного с известным, создание новых образов, понятий, объектов, применение новых, оригинальных приёмов и способов в деятельности, необходимость решить практическую или интеллектуальную задачу.

Мотивами познавательной деятельности могут являться разнообразные психические состояния, побуждающие человека получить информацию о внешнем мире и о самом себе. К таким побуждениям относится стремление исследователь окружающую среду, желание удовлетворить любопытство и любознательность, проявить пытливость, интерес и увлеченность, реализовать когнитивную установку.

Познавательная деятельность осуществляется через изучение, исследование, поэтому важным, на наш взгляд, является понимание, в чём именно проявляется исследовательское, познавательное поведение. Обухов А.С. приводит в своей работе по частоте упоминаний такие проявления, как:

  1. манипуляции с предметом (извлечь предмет, изучить содержимое, разобрать, проверить на прочность, применить не по назначению, спрятать);
  2. собрать, поймать (кого-то или что-то);
  3. преобразовать действительность (раскопать, соорудить);
  4. вкусовое и тактильное изучение (попробовать на вкус, потрогать);
  5. визуальное изучение (увидеть, понаблюдать, рассмотреть);
  6. перемещение в пространстве (залезть куда-то, попасть, уйти, сходить, переплыть);
  7. вопрошание (спросить другого, попросить объяснить);
  8. узнать реакцию другого (человека, животного);
  9. испытать чувства (подобные чьим-либо или особые) [9, с. 61-62].

В заключение заметим, что познание - это активное отражение и восприятие действительности в сознании человека, как путь, процесс получения знания. Знание - это продукт познания, результат активного взаимодействия субъекта и объекта. Это итог, результат познания как процесса. В свою очередь учебная деятельность у́же, нежели познавательная.

Назначение. Данная анкета предназначена для учителей основной общеобразовательной школы (лицея, гимназии). Она направлена на изучение познавательной деятельности у подростков. Вопросы делятся на 4 группы, каждая из которых соответствует следующим психолого-педагогическим условиям: 1) компетенция учителя, его стиль и методы работы (вопросы 1-13); 2) внутренние психологические установки (14-16); 3) использование материально-технических средств (вопросы 17-21); 4) личные познавательные интересы подростков (вопросы 22-27).

Бланк анкеты для учителя

Дата ___________ Пол (женский, мужской)____________________

Место работы (образовательная организация)_________________________________________

Возраст ______________ Педагогический стаж__________________

В каком году последний раз проходили повышение квалификации (получили диплом)______________ Преподаваемые предметы (дисциплины)_______________________

Вопросы/утверждения для учителей

Никогда – 0, всегда - 10

1. Как часто Вы ставите задачу развития познавательной деятельности?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Как часто Вы проводите просветительскую работу с родителями о роли семьи в повышении познавательной деятельности у подростков?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Как часто Вы применяете методы стимулирования познавательной деятельности в образовательном процессе?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Как часто Вы используете групповые методы работы на уроке?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Как часто Вы замечаете, что при групповой работе усвоение нового материала у подростков лучше?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

6. Как часто Вы предпочитаете применять проблемное обучение?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

7. Как часто Вы задаёте подросткам задания на поиск другого способа решения?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

8. Как часто Вы предлагаете подросткам какие-то необязательные задания, без последующего оценивания?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

9. Как часто Вы применяете на уроках метод нерешённых задач?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

10. Как часто Вы замечаете, что после дискуссии по теме подростки продолжают её обсуждать, приводя новые аргументы?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

11. Как часто Вы даёте подросткам чёткий алгоритм действий для самостоятельной деятельности?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

12. Как часто Вы даёте задания, при которых подростки самостоятельно ищут алгоритм действий для деятельности?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

13. Как часто Вы применяете на занятиях головоломки и игры, в которых нужно просчитывать дальнейшие ходы?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

14. Как часто Вы замечаете, что подросток боится, что у него ничего не получится?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

15. Как часто Вы считаете необходимым привлечь к данной проблеме психолога, если подросток, делая что-то не так, теряет спокойствие?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

16. Как часто Вы хвалите подростков за выполненную работу?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

17. Как часто, по вашему мнению, подростки с удовольствием посещают кружки, секции (спортивные, музыкальные и др. школы)?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

18. Как часто Вы замечаете, что подростки лучше усваивают новый материал с использованием компьютера, интерактивной доски и других средств ТСО?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

19. Как часто подростки спрашивают, кто изображён, когда видят кого-либо незнакомого на картине (фотографии, в фильме)?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

20. Как часто подростки смотрят документальные фильмы на уроках и дома?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

21. Как часто Вы задаёте задания подросткам, для выполнения которых им необходимо использовать дополнительные книги, журналы или другие технические средства получения информации?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

22. Как часто подростки рассматривают предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видели раньше?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

23. Как часто Вы замечали, что подростки любят исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

24. Как часто Вы замечаете, что подростки проявляют любопытство к механизмам, интересуются, что у них внутри и как они работают?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

25. Как часто подростки делятся с Вами своими творческими идеями (придумками, разработками)?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

26. Как часто подростки спрашивают Вас, если не знают правильного ответа или имеют какой-либо вопрос?

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Обработка и интерпретация результатов: при обработке полученных данных нужно подсчитать средний процент, как часто у учителей бывает та или иная ситуация, оцениваемая от 0 до 100%.

Полученные данные можно представить в графиках по каждому психолого-педагогическому условию, где по оси Х - средний процент наличия условия (элемента), по оси Y – вопросы условия. Кроме того, возможно проведение соотношения данных по полу, возрасту, педагогическому стажу. Если исследование проходит в нескольких образовательных организациях, то соотношение можно сделать и по организациям.

Следует отметить, что предлагаемая анкета для учителя не является самодостаточной для изучения познавательной деятельности. Необходимы анкеты для подростков и их родителей, работу над которыми мы предполагаем продолжить в будущем.

Познавательная деятельность учащихся в процессе усвоения знаний имеет одну очень важную особенность: учитель руководит учебным процессом, но даже при этом ученик овладевает учебным материалом в автономно режиме, осваивая познания, которые уже есть в научной среде. Важную роль в усвоении знаний имеет воспроизведение полученного материала, даже если это воспроизведение проводится в урезанном виде в ходе мыслительных операций.

Стадии учебно-познавательной деятельности

Выделяют три основные стадии запоминания изучаемого материала:

  • восприятие нового материала, усвоение теоретической познаний;
  • применение полученных знаний на практике во время выполнения тренировочных упражнений, развитие навыков и умений в процессе овладения новым материалом;
  • воспроизведение, углубление и закрепление знаний, совершенствование навыков и умений.

Учебно-познавательная деятельность – это совершенный цикл действий, направленных на получение знаний, который включает:

  • восприятие нового материала, его первичное и последующее запоминание;
  • выполнение упражнений, направленных на усвоение знаний и навыков;
  • возобновление активности, направленное на углубление и более прочное усвоение новых знаний.

Восприятие нового материала

Для начала охарактеризуем суть восприятия. Фактически, это процесс восприятия внешних характеристик и признаков предметов и явлений, которые подлежат изучению, посредством органов чувств ученика. Воспринятая информация обрабатывается в центральной нервной системе, что приводит к формированию низшей формы познания – представлений.

Представление – это сохранение в сознании учащегося внешних образов предметов и явлений, воспринятых посредством органов чувств.

Низшей формой познаний представление является в связи с тем, что в нем не раскрывается суть изучаемых предметов и явлений, а лишь происходит фиксация наиболее характерных черт. Научное познание невозможно без познания сути предметов и явлений.

Разницу между научным познанием, восприятием и представлением понимали еще в древности. Об этом в своих трудах писал древнегреческий философ Аристотель. Он отмечал, в частности, что научное познание отличается от восприятия тем, что предмет научного познания – это общее и необходимое, а не случайное и единичное. От представления научное знание по мнению Аристотеля отличается тем, что суждение, сделанное на основе научного знания, всегда истинно.

Давайте теперь разберем, что означает понимание с позиции познавательного действия.

Осознавать – это значит понять, раскрыть смысл явления или предмета, постичь значение чего-либо.

Если говорить про осмысление с позиции познавательного действия, то можно дать этому термину следующее определение.

Осмысление – это мысленное понимание обстоятельств и следствий, связанных с изучаемым явлением или предметом, постижение сущности изучаемого, формирование на основании обстоятельств, следствий и сущности предметов и явлений различных теоретических обобщений.

Процесс осмысления включает в себя:

  • анализ полученной информации о признаках и свойствах изучаемых предметов и явлений;
  • сортировку свойств и признаков, логическое выделение наиболее общих и существенных для всего ряда подобных явлений или предметов характеристик;
  • формулирование теоретических выводов, понятий и определений;
  • проверку истинности сделанных выводов.

Запоминание изучаемого материала

Понимание и способность к воспроизведению - это не одно и то же. Часто бывает, что учащиеся понимают изложенный материал, когда его воспроизводит учитель или другой ученик, но сам ответить на вопросы темы не в состоянии. Все потому, что понимать изучаемый материал мало. Необходимо также сохранять в памяти факты и логические выводы, иметь возможность воспроизводить их свободно и связно.

Знать изучаемый материал – это значит уметь осознанно и в полном объеме воспроизводить его, выделять значимое и второстепенное, объяснять суть предметов и явлений, обосновывать правильность правил и других теоретических обобщений, доказывать справедливость теоретических выводов, отвечать на любые вопросы, которые прямо или косвенно относятся к изучаемому материалу, разделять материал на блоки, устанавливать связи изучаемого материала с тем, что было пройдено ранее, применять знания на практике, составлять схемы, планы, переносить усвоенные знания на разъяснение других фактов и явлений; отделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изучаемом материале, формулировать свое отношение к ним.

Чаще всего запоминание проводится при помощи возобновления изучаемого материала. Выделяют два вида повторения:

Суть функционального повторения в том, что ученик самостоятельно воссоздает следы ранее воспринятых представлений без восприятия впечатлений от внешнего мира. В отличие от него пассивное повторение предполагает восприятие той информации, которую он уже поспринимал раньше.

Эффект функционального повторения гораздо выше, чем пассивного. Способные дети отдают ему предпочтение на интуитивном уровне.

На практике использование функционального повторения реализуется следующим образом:

  • восприятие материала, например, чтение книги;
  • повторение полученной информации по памяти.

Существует несколько продуктивных методов повторения полученной информации:

  • повторение вслух или про себя;
  • составление плана-конспекта полученной информации;
  • ответы на вопросы учителя или учебного пособия;
  • тезисное изложение полученной информации.

Очень желательно, чтобы ребенок после прочтения раздела учебника перешел к воссозданию информации указанными выше способами.

Для запоминания важны временные рамки. С учетом времени выделяют два типа запоминания:

  • концентрированное, при котором запоминание объема информации производится сразу;
  • рассредоточенное, которое предполагает несколько этапов процесса усвоения материала.

Концентрированное запоминание затрагивает кратковременную память. Знания, полученные одномоментно, быстро забываются.

Рассредоточенное запоминание позволяет задействовать долговременную память. В связи с этим в процессе обучения этот тип запоминания является предпочтительным.

Выполнение упражнений является обязательным условием эффективного запоминания. Повторение фактов, выполнение практической работы, отработка навыков позволяет задействовать полученную информацию, связать новый материал с уже имеющимися знаниями и навыками. Значимость этого этапа обусловлена более глубоким осмыслением нового материала, развитием сообразительности, гибкости мышления, стимулирования творчества.

Завершающим этапом запоминания является обобщение и классификация материала для более полного усвоения знаний. Эта стадия является сложной и достаточно трудоемкой. Однако именно она обеспечивает прочное овладение знаниями и навыками.

В своем докладе я остановлюсь на развития речи и познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста, подростков и учащихся старшего возраста. В школу интернат 5 вида принимаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи 2-3 уровня при дизартрии, алалии, афазии и ринолалии, а так же тяжелой формой дислалии, сопровождающейся нарушениями чтения и письма.

ВложениеРазмер
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.doc 61.5 КБ
vystuplenie_na_shmo_vospitateley.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете.

Подготовила учитель-логопед Тимофеева С.А.

Нарушение устной речи отражаются на письме. Кроме замен букв, искажений звуко-слоговой структуры слова характерными ошибками на письме являются и смысловые замены слов, синтаксические ошибки. Несформированность лексической стороны речи особенно ярко проявляется при выполнении заданий на подбор синонимов и антонимов. Характерной ошибкой при выполнении этого задания была замена необходимого антонима исходным словом с частицей не, или родственных слов. При выполнении заданий на подбор синонимов учащиеся часто предлагали вместо синонимов слова, связанные одной ситуацией, например, врач - больной - медсестра, газ - огонь - огнетушитель.

Особую трудность вызывает у наших детей употребление обобщающих понятий. Они не осознают взаимоотношения между родовыми и видовыми понятиями, например, стол - шкаф - мебель - кровать. В активном словаре широко представлены неологизмы, например, подметальщики - кирпичник - шахтёрка, вместо швея.

Связная речь учащихся находится на более низком уровне, чем у сверстников. Рассказы характеризуются бедностью языкового оформления и нарушением логической связности. Отмечается непоследовательность в изложении смысловое несоответствие частей высказывания, их искажения. Учащийся часто не сохраняют основной сюжетной линии при пересказе, соскальзывают на второстепенные детали. В высказываниях проявляется и не умение оформлять с помощью языковых средств смысловые (временные, причинно-следственные) отношения. Например, доктор лечит мальчика, чтобы он не заболел. Шел дождь, потому что он взял зонт. Учащиеся с речевыми нарушениями имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности познавательной деятельности, связанные с незрелостью эмоционально - волевой сферы, пониженной работоспособности, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности, либо, наоборот, в вялости, апатичности. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей сочетается с незрелостью высших психических функций с нарушениями внимания памяти, с функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой координацией движений. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности в формировании сложных серийных движений и действий отрицательно сказываются на продуктивной деятельности: лепке, рисовании, конструировании, письме. Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых ребёнку на первых этапах обучения в школе. Этому уделяется большое внимание и на уроках и во внеурочное время: беседы, видеофильмы, экскурсии, наблюдения обогащают знания учащихся. Остановимся более подробно на особенностях в развитии познавательных процессов у младших школьников и учащихся подросткового возраста. Вся учебная деятельность младших школьников строго целенаправленна.

Во-первых, ученики овладевают навыками чтения, письма и счёта, приобретают весьма значительный объем знаний по математике, грамоте, природоведению.

Во-вторых, в результате учебной деятельности обогащается кругозор, расширяются и развиваются познавательные интересы ребенка.

В-третьих, происходит развитие познавательных процессов, умственное развитие, формируются способности к активной самостоятельной творческой деятельности.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Исследования восприятия свидетельствуют о том, что у детей с отклонениями в развитии имеются отставания в процессах переработки сенсорной информации. Так, у наших детей скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы.

Эти особенности не могут оказать отрицательного влияния на овладение зрительными образами букв и цифр, что обуславливает большие трудности при обучении грамоте. Для этого логопеды и воспитатели используют различные приемы для улучшения зрительного восприятия, опираясь на сохранные анализаторы, игры и упражнения для успешного овладения письмом и чтением. В структуре дефекта познавательной деятельности у детей большое место занимают нарушения памяти. Особенно ярко они проявляются у младших школьников, когда ведущей является учебная деятельность. Известно, что необходимым условием успешной учебы является сформированность памяти. У учащихся нарушена как непроизвольная, так и произвольная память. Причиной трудностей непроизвольного запоминания является сниженная познавательная активность. Доказано, что наглядный материал запоминается лучше вербального, а непроизвольное запоминание страдает в меньшей степени. Большая часть учебного материала представлена наглядно с использованием объемных, красочных иллюстраций, макетов, схем. По мере развития ребенка и особенностей учебной деятельности все большее значение приобретает произвольная память. Снижение произвольной памяти представляет одну из значимых причин неуспеваемости этих детей. Наши учащиеся с большим трудом запоминают условие задачи, быстро забывают прочитанное. У детей страдает как механическая, так и логическая память. Часть детей, по результатам выполнения мыслительных задач приближается к нормально развивающимся сверстникам. Большая же часть учащихся характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием

интереса и сосредоточенности при выполнении заданий, неумение контролировать свои действия. У детей часто отсутствует этап ориентировки в задании. Так, учащиеся не анализируют инструкцию, не планируют свои действия в соответствии с заданием.

Страдает у наших детей и абстрактное мышление, у них с трудом формируются обобщения, решение задач по аналогии, затруднено формирование отвлеченных закономерностей. Учащиеся с трудом усваивают абстрактные, временные и пространственные понятия. В целом, мышление детей с речевыми нарушениями является преимущественно конкретным, инфантильным и стереотипным. При выполнении мыслительных задач дети часто отвлекаются, обращают внимание на несущественные детали, упускают существенное, не могут адекватно оценить ситуацию. Процесс мышления характеризуется импульсивностью, хаотичностью, бессмысленными повторениями, замедленностью. Важным условием нормального функционирования психической деятельности является внимание. Внимание улучшает восприятия существенных для организма воздействий, ослабляя реакцию на незначительные, второстепенные раздражители. Нарушения внимания являются характерным признаком детей с речевыми нарушениями. К недостаткам внимания относят его слабое развитие и неадекватность. Можно выделить следующие особенности внимания:

  • нарушение концентрации внимания, как следствии утомления ЦНС;
  • неадекватные колебания внимания, что является отражением незрелости нервной системы;
  • чрезвычайно ограниченный объем внимания.

В каждый данный момент дети воспринимают ограниченное количество информации, могут воспринимать не ситуацию в целом, а лишь отдельные ее элементы. В связи с этим осуществление деятельности замедляется.

Описанные нарушения внимания у учащихся отрицательно влияют на протекание всех познавательных процессов, снижают эффективность овладения знаниями, умениями и навыками, в том числе и речевыми.

У школьников с речевыми нарушениями часто обнаруживаются симптомы недоразвитие моторики, неловкость, неуклюжесть движений. Почти у половины детей с легкой дисфункцией мозга имеются нарушения тонкой моторики, что во многом обуславливает их неудач в письме, рисовании, конструировании. Выделяются следующие признаки недоразвитие моторики у этих детей:

  • неловкость движений;
  • нарушения координации движений;
  • гиперактивность;
  • синкинезия;
  • повышенный мышечный тонус.

Работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук рекомендуется регулярно по трем направлениям: пальчиковая гимнастика, работа в тетрадях для отработки элементарных графических навыков, различные игровые задания, упражнения с использованием различных предметов.

Остановимся на характеристики подросткового возраста. Этот возраст своеобразен и интересен для учителей и воспитателей, его иногда считают переломным, так как в течение этого периода происходит переход от детского к взрослому состоянию и связан с перестройкой психических процессов. Трудности, встречающиеся порой в учебной и воспитательной работе со школьниками подростками, объясняются иногда недостаточным знанием или игнорированием особенностей и закономерностей психического развития в этом возрасте.

Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитание, чем младший и старший возраст. Вчера еще послушный, вежливый подросток вдруг начинает проявлять грубость, резкость, недисциплинированность. С этим мы сталкиваемся, когда учащиеся переходят в пятый класс. Снижается успеваемость, ухудшается поведение. Трудности, связанные с обучением и воспитанием, в том и состоят, что очень важно понять необходимо, изменить удачные в прошлом формы влияния и воздействия на школьников. И поэтому, многое из того, что ранее было естественно и пригодным, становится неприемлемым, вызывает протест и сопротивление со стороны подростка.

С переходом в подростковый возраст связано существенное перестройка учебной деятельности. Новый, более высокий уровень в учебе определяется степень ее самостоятельности. Учащимся приходится больше работать самостоятельно. И здесь они должны применять имеющиеся у них умения и навыки, полученные в начальной школе. В начале подросткового возраста наблюдается большое разнообразии в развитии учебной деятельности - от наиболее низкого уровня, при котором отсутствуют элементарные умения организовать самостоятельную, до наиболее высокого уровня, при котором самостоятельно осваивается и новый материал и даже новые области знания.

Существенное изменение в подростковом возрасте претерпевает память и внимание. Нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими. Память и внимание приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. Это должны учитывать в своей работе учителя и воспитатели. Подростки начинают сознательно применять специальные приемы запоминания и припоминания. Запоминая, производят мыслительную работу сравнения, систематизации, классификации. Механическое запоминание все больше уступает место логическому, осмысленному. Улучшается продуктивность памяти.

Учитывая эти особенности, учителю необходимо:

во-первых, учить правильным приемам логического запоминания (умению производить смысловую группировку, выделять опорные мысли для запоминания, правильно строит повторение, составлять схематический план текста и т.д.);

во-вторых, следует объяснять необходимость точного запоминания определений или законов;

в-третьих, вырабатывать умение точно пересказывать содержание своими словами.

Развитие внимания отличается известной противоречивостью. С одной стороны в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание, с другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, его быстрой отвлекаемости. Все зависит от условий работы, содержания материала, настроения и психического состояния самого ученика, от его отношения к работе. Невнимательный и рассеянный на одном уроке (нелюбимом) ученик может исключительно собрано, сосредоточено, совершено не отвлекаясь, работать на другом (любимом) уроке. Самый лучший способ организации внимания связан не с применением учителем, каких либо особых приемов, а с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у подростка не было ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны так захватить ученика, что он с увлечением работает весьма продолжительное время. Содержательные занятия с периодические переключением с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным, вот что само по себе способствует организации внимания ученика. Достигнутый в младшем школьном возрасте уровень развития мышления позволяет подростку успешно и систематически изучать основы наук. Содержание изучаемых предметов и логика построения учебных курсов требует нового характера усвоения знаний, опора на самостоятельное мышление, необходима способность, абстрагировать и обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Однако надо иметь в виду, что не все подростки легко переходят к доказательному мышлению и не всем это под силу. Особенно важно для процесса развития обобщенного и рассуждающего мышления - это преподавание математики. Изучение геометрии развивает умение рассуждать, доказывать, строго логически аргументировать.

Так, например, учащиеся 5-6 классов, зная существенные признаки объекта, не всегда могут выделить их в непривычной, измененной ситуации. Некоторые младшие подростки испытывают затруднения при необходимости абстрагироваться от наглядного значения слов и ориентироваться лишь на их грамматическую форму. На этом основании многие учащиеся относят существительные: бег, ходьба, стрельба, борьба к глаголам,

существительные: толстяк, красота, доброта - к прилагательным. Слова: стоять, спать, молчать, лениться, отказываются считать глаголами, так как здесь нет никакого действия, то есть они ориентируются на наглядное значение слова.

Важной особенностью рассматриваемого возраста, является формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Как говорят психологи, подростковый возраст благоприятен для развития такого мышления. Поэтому, следует всячески стимулировать творческое мышление подростков, для чего полезно чаще ставить их перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и различное, делать обобщения и выводы.

Известно, что активная, самостоятельная работа мысли начинается только тогда, когда перед учащимися возникает проблема, вопрос. Поэтому учителя и воспитатели должны стараться так организовать занятие с подростками, чтоб перед ними чаще возникали проблемы различной сложности, побуждать к самостоятельному решению этих проблем

Именно в подростковом возрасте под влиянием учебно-воспитательной работы школы и внешкольных учреждений, под влиянием изучения основ наук начинают формироваться и ярко проявляться способности к тем или иным видам деятельности.

Это объясняется тем, что именно в этом возрасте возникают глубокие, действенные, устойчивые интересы, формируется сознательное, активное отношение к окружающему. Задачи учителей и воспитателей:

Во-первых, всемирно развивать уже проявившиеся способности;

Во-вторых, создавать условия для активного формирования интересов и способностей всех школьников.

Это можно делать и на уроках, и во внеклассной работе, и в различных кружках, секциях, устраивать олимпиады, конкурсы, выставки, игры соревнования. Многие учителя используют возможности факультативных курсов. Они позволяют целенаправленно развивать склонности, интересы и способности учащихся в избранных ими областях знаний.

Учебная деятельность старших школьников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности подростков. Основное отличие в том, что учеба старшеклассников предъявляет более высокие требования к их активности и самостоятельности. Причина трудностей, которой испытывают старшеклассники, заключается в неумении пользоваться обобщающими понятиями в целях познания окружающей действительности. Неумение это рождается потому, что обобщающие понятия, выводы умозаключения не формируются путем исследования явлений и фактов, а заучиваются. У них нет умения, самостоятельно работать с учебным материалом, они не умеют обрабатывать материалы, поступающие внеурочных источников. Но отношение старших школьников к учению изменяется. Ученики взрослеют, обогащается их опыт, они понимают, что стоят на пороге самостоятельной жизни. В числе некоторых других особенностей отношения к учению старших школьников следует отметить избирательное отношение к учебным предметам. Такой интерес приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь после окончания школы. Познавательные интересы приобретают более широкий, устойчивый характер. Все большее значение имеют уроки типа лекций, самостоятельное выполнение лабораторных и других практических работ, написание рефератов. Это требует большей самостоятельности от учащихся.

Кружки, факультативные курсы, олимпиады представляют оптимальные возможности для развития способностей старших школьников. Этот возраст благоприятен не только для формирования художественно-изобразительных, музыкальных способностей, но и математических, литературных. Учителям следует иметь это в виду и, содействуя всестороннему развитию способностей всех старшеклассников, выявлять тех юношей и девушек, которые обладают высокой степенью развития способностей. Необходимо создавать наиболее благоприятные возможности для этого.

Читайте также: