Какие две художественные школы были самыми известными на руси в 12 13 веках

Обновлено: 08.07.2024

В этой публикации мы продолжаем рассказывать (или даже показывать) про русскую культуру периода раздробленности и татаро-монгольского нашествия . На очереди - изобразительное искусство . В это понятие мы включаем, прежде всего, иконопись . С этим направлением культуры произошло то же, что и с архитектурой - стали появляться региональные школы . Были созданы новгородская , Северо-Восточной Руси , псковская и московская школы. Итак, перед вами подборка прекрасных икон 12-14 веков с краткими пояснениями.

Знакомя наших читателей с русскими шедеврами, мы не могли обойти стороной древнейшие иконы в России , которые были написаны не на Руси, а в Византии , но тоже являются прекрасными произведениями иконописи.

Итак, теперь наши иконы. Начнем с новгородской школы (12-13 вв.).

Культура русских земель в 12-13 веках обусловлена усилением феодальной раздробленности, ослаблением влияния Киева. На околицах некогда великого государства развиваются мелкие феодальные княжества. Такой полицентризм способствует возникновению нескольких культурных центров, которые уже значительно отошли от влияния Киева и развивали свои самобытные направления. Север Руси был представлен Владимиро-Суздальским и Новгородским княжествами, запад – Галицко-Волынским. Живопись, архитектура, литература, естественные науки – вот основные направления, которыми характеризовалась культура русских земель 12-13 веках. Кратко об этих течениях расскажем ниже.

Архитектура

Каждое из русских княжеств претендовало на ведущую роль в культурном развитии. В подражание стольному граду Киеву в каждом из них строятся соборы наподобие Софии Киевской, устанавливаются Золотые ворота. Со временем из подражания возникает свой особый стиль, характерный для древнерусского зодчества.

культура русских земель в 12 13 веках

Владимирский Успенский собор, храм Покрова на Нерли, Дмитриевский собор – самые известные архитектурные шедевры, которыми славилась культура русских земель 12-13 веков.

Литература. Берестяные грамоты

Первые письмена на березовой коре были найдены в Новгороде в 1951 году. Они датируются 11-12 веком. Позднее были обнаружены берестяные грамоты в Пскове, Витебске, Старой Руссе и Смоленске. В основном грамоты описывают социальные стороны жизни людей в те времена. Встречаются судебные иски, завещания и административные наказы, распоряжения. Среди ценных находок оказались грамоты, описывающие обучение в Древней Руси. Как стало известно, подавляющее большинство русских жителей из различных социальных слоев в ту эпоху умели читать и писать. Причем грамоте обучались не только мужчины, но и женщины.

культура русских земель 12 13 веках кратко

Книги и переводы

культура русских земель 12 13 веков литература

Естественные науки

Расширение научных познаний о человеке и Вселенной – одно из основных направлений, которыми характеризовалась культура русских земель в 12-13 веках. Иностранные рукописи, объяснявшие устройство мира и Вселенной, разнообразие животного и растительного мира, активно переводились и распространялись. Конечно, в те времена все природные явления толковались с религиозной точки зрения, но тексты давали необходимый материал для будущих научных исследований.

Живопись 12-13 века

Культура русских земель характеризуется становлением русской иконописи. Это религиозное направление в живописи пришло к нам из Византии, но позднее трансформировалось в чисто русское направление искусства. Строгий аскетизм византийских икон мало подходил жизнерадостному мировоззрению восточных славян. Основные сюжеты русских икон сохранили византийские названия. Например, византийскими остались наиболее распространенные изображения богородицы: "Оранта" – молящаяся, "Одигидрия" – держащая Младенца на руках, "Элеуса" – прижимающая Младенца.

живопись 12-13 века культура русских земель

Уже выделены два основных направления иконописи – Новгородская, в которой применяются яркие, насыщенные краски, и Киевская, использующая более нежные оттенки и полутона.

В это же время получили широкое распространение прикладные ремесла – резьба по камню и дереву. Резьбой по камню украшали храмы и дворцы, а деревянные узоры встречались даже в быту: ими украшались предметы повседневного быта и кухонная утварь.

Несмотря на феодальную раздробленность, культура русских земель в 12-13 веках была на высоком уровне. Дальнейшему ее развитию помешало наступление татаро-монгольских войск на русские земли и установление ордынского ига.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ культура Руси в 12-13 веках.pptx

Культура Русских земель в 12-13 веках.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Культура Русских земель в 12-13 веках.

Культура Русских земель в 12-13 веках.

План урока: Особенности культуры 12-13 веков. Научные знания Литература Зодче.

План урока: Особенности культуры 12-13 веков. Научные знания Литература Зодчество Храмовое искусство Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Особенности культуры 12-13 веков. Раздробленность Древнерусского государства.

Особенности культуры 12-13 веков. Раздробленность Древнерусского государства не привела к упадку культуры. Появились новые центры: Великий Новгород Псков Владимир-на Клязьме Галич

Культура Новгород Псков Владимиро-Суздальская Русь Черты, соответствующие дух.

Культура Новгород Псков Владимиро-Суздальская Русь Черты, соответствующие духу вечевых порядков Торжественность и пышность, силу и значимость князей

Исторические условия развития культуры в 12-13 веках Господство натурального.

Исторические условия развития культуры в 12-13 веках Господство натурального хозяйства. Подъем земледелия Рост городов Развитие феодальных отношений Обособление княжеств Активная роль православной церкви в духовной жизни общества.

Научные знания. Большое место в духовной жизни Руси продолжала занимать церко.

Научные знания. Большое место в духовной жизни Руси продолжала занимать церковная переводная литература. Но внимание переводчиков все больше стали привлекать произведения, содержавшие представления о вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории. Религиозное объяснение того, что происходит в природе, не способствовало, конечно, развитию научных знаний. Но точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки.

Значительно обогатились географические знания русских людей. Этому способств.

Значительно обогатились географические знания русских людей. Этому способствовали и торговые связи, и военные походы, и путешествия. Образованный человек на Руси имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте. Русские богомольцы посещали Царьград и Иерусалим. На Руси появились свои врачеватели – лечьци (лекари). Самым знаменитым лекарем был монах Киево-Печерского монастыря Агапит.

Он жил в XI веке в Киеве прославился далеко за пределами Печерского монастыря.

Берестяные грамоты письма и документы 11—15 вв. на берёзовой коре. Первые Бер.

Берестяные грамоты письма и документы 11—15 вв. на берёзовой коре. Первые Берестяные грамоты найдены в Новгороде в 1951 археологической экспедицией под руководством А. В Арциховского. К 1970 в Новгороде найдено 464 Берестяные грамоты, в Смоленске 10, в Пскове 2, в Витебске 1, в Старой Руссе 3. Буквы процарапывались острой костяной или металлической палочкой (древнерусское писало) на специально подготовленной берёсте. Берестяные грамоты были утеряны или выброшены адресатами и обнаружены археологами в слоях, сохраняющих растительные остатки.

. Большинство Берестяные грамоты — частные письма, в которых затрагиваются бы.

. Большинство Берестяные грамоты — частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы, содержатся поручения, описываются конфликты, некоторые Берестяные грамоты шуточного содержания. Есть грамоты с протестами крестьян против феодальной эксплуатации, списками феодальных повинностей, феодальными обязательствами, политическими новостями, а также денежные документы, завещания, любовное письмо. Берестяные грамоты дают важные сведения о системеобучения грамоте детей. Берестяные грамоты доказали, что в Древней Руси было много грамотных не только в среде знатных и духовенства, но и в низших социальных слоях. Среди авторов грамот есть и женщины.

Литература. С 12 века начинается новый период в истории русского летописания.

Литература. С 12 века начинается новый период в истории русского летописания. Летописи теперь ведутся в каждом крупном княжестве. Местные летописцы уделяли прежде всего внимание событиям, происходящим в своей земле. Владимиро-суздальские летописи отражали интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси.


В основу сюжета положены события неудачного похода на половцев новгород-север.

В основу сюжета положены события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославовича весной 1185 года.


Почему князь Игорь потерпел поражение? Почему раньше русские князья побеждали.

Почему князь Игорь потерпел поражение? Почему раньше русские князья побеждали степь? Почему Русь стала терпеть поражение даже от половцев? ( работа со стр. 138) учебника

Зодчество. храмы Новгородско-псковская школа Владимиро- суздальская школа

Зодчество. храмы Новгородско-псковская школа Владимиро- суздальская школа

Новгородско-псковская школа НОВГОРО́ДСКАЯ ШКО́ЛА (вторая треть 12 — нач. 16 в.

Новгородско-псковская школа НОВГОРО́ДСКАЯ ШКО́ЛА (вторая треть 12 — нач. 16 вв.), одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества новгородской школы ( Софийский собор, 1045-50; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Храмы строились одноглавыми и небольшими. Новгород, Псков, Ладога. Храмы были просты, выразительны и хорошо вписывались в окружающий пейзаж. Церковь Святого Георгия в Ладоге.

Це́рковь Спа́са на Нере́дице (Спас на горе́ Нере́дице, Спас-Нере́дица) — хра.

Це́рковь Спа́са на Нере́дице (Спас на горе́ Нере́дице, Спас-Нере́дица) — храм Преображения Господня, расположенный в 1,5 км к югу от Великого Новгорода на правом берегу бывшего русла Малого Волховца, на небольшой возвышенности рядом с Рюриковым Городищем. Построена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России.

В период Великой Отечественной всемирно известный памятник погиб. Красная арм.

Владимиро-суздальская школа Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Белокаменный.

Успе́нский собо́р во Влади́мире Выдающийся памятник белокаменного зодчества д.

Успе́нский собо́р во Влади́мире Выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Один из немногих храмов, в котором сохранились уникальные фрески Андрея Рублева. Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан. После пожара 1185 года Всеволод III значительно расширил собор. К храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.

Дми́триевский собо́р города Владимира возведённый Всеволодом Большое Гнездо .

Дми́триевский собо́р города Владимира возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Собор знаменит своей белокаменной резьбой — его стены украшают около 600 рельефов, изображающих святых, мифических и реальных животных. Большинство рельефов сохранилось в первоначальном виде, некоторые были заменены при реставрации XIX века

1158 год Андрей Боголюбский заложил загородную резиденцию.

1158 год Андрей Боголюбский заложил загородную резиденцию.

Живопись. Дмитрий представлен сидящим на троне, левой рукой он держит ножны.

Живопись. Дмитрий представлен сидящим на троне, левой рукой он держит ножны, правой вынимает меч. В левом верхнем углу изображен благословляющий Христос, справа – летящий ангел несет Дмитрию мученический венец. Судя по всему, на иконе сам князь, Всеволод Большое гнездо, так как на иконах 12 века святые часто напоминали своих заказчиков-князей.

Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Разрушены церкви и монаст.

Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Разрушены церкви и монастыри. Погибли иконы, церковная утварь. Лучшие мастера либо погибли, либо были уведены в рабство. Надолго прекратилось каменное строительство. Погибли книги, библиотеки, школы. Полностью прервалось летописание.

1.http://images.yandex.ru/yandsearch?source=wiz&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82.

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%9F%D0%BE%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%.

Краткое описание документа:

Презентация по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История России с древнейших времен и до конца 16 века".

В данной презентации представлены вопросы об особенностях русской культуры, об истории находок берестяных грамот. Так же рассказывается о литературе того времени (поучениях), зодчестве новгородско-псковской и владимиро-суздальской школ.

1. Ярославская иконописная школа – художественное явление русского искусства второй половине XVI - XVII вв. Она сложилась и развивалась в заключительный период истории древнерусского искусства, поэтому во многом подвела итог семивековому развитию русской иконописи. Школа сложилась на основе местной художественной традиции, существовавшей в Ярославле в XIII – XV веках.

(Музыкальное сопровождение: Мужской хор под управлением Г.Смирнова - Не отвержи мене (П.Чесноков)




Благовещение (с прядущей девицей). Ок. 1564 г.




Богоматерь Корсунская. Первая половина XVII в.




Илья Пророк с житием Холмогорец Семен Спиридонов 1678 г.




Спас Вседержитель. со сценами Деяний и Страстей 1680-е годы




Эммануил с ангелами. Иван Дьяконов 1650 г.

2.Тверская школа иконописи XVI-XVII вв. Тверская икона отмечена самобытностью и в то же время многогранностью творческих исканий и решений. Она занимала выдающееся место в культуре Северо-Восточной Руси. Художественные традиции, сформировавшиеся в Тверском княжестве в XIII – первой половине XIV века, определили некоторые стилистические особенности древнерусской живописи в целом, отразились на развитии искусства Москвы XIV века, а позднее на художественной жизни Верхнего и Среднего Поволжья.

(Музыкальное сопровождение: Алексей Федорович Львов - Вечери твоея тайныя)




Богоматерь Тверь первая половина XV




Архангел Михаил




Иоанн Предтеча




Ипатий Гангрский с житием




Сретение

(Музыкальное сопровождение: Церковное песнопение (Великая Суббота) - Да молчит всякая плоть человеча)




Иоанн Предтеча. Прокопий Чирин




Богоматерь Боголюбская. Семен Бороздин. Kонец XVI - начало XVII вв.




Прокопий Чирин. Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. 1620




Сретение иконы Владимирской Богоматери Семен Бороздин Kонец XVI - начало XVII вв.

4. Вологодская школа иконописи XIV-XVIII вв. Время возникновения иконописной культуры на Вологодчине достоверно не установлено и определяется в интервале XIII—XV веков. Известно, что первые храмы появились в XII веке, однако об их художественном оформлении известно мало. Огромная территория, включающая современные Вологодскую область, а также земли, в настоящее время относящиеся к Архангельской, Пермской областями Республике Коми, в XII—XIV веках подвергалась интенсивной колонизации и христианизации как с запада (Новгородская республика), так и с юга (Ростовское княжество), испытывая различные культурные влияния.

(Музыкальное сопровождение: С.В.Рахманинов - Тебе поем (Детско-юношеский хор храма Живоначальной Троицы Патриаршего Подворья в усадьбе "Свиблово")




Богоматерь Умиление Толгская Подкубенская




Вознесение — Сошествие во ад. 2-я четверть XVI в.




Иоанн Предтеча в пустыне. Икона из Успенской Семигородской пустыни Кадниковского уезда. Конец XV — начало XVI в.




Святые Зосима и Савватий Соловецкие. Икона работы Ивана Григорьева Маркова, 1709 г




Преподобные Ферапонт и Мартиниан Белозерские. XVIII век.

5. Новгородская школа иконописи XII-XV вв. Для новгородской иконописи XIV века огромное значение имело художественное наследие XIII столетия. В век, когда оказались почти прерванными культурные и торговые связи с Византией, когда прекратился ввоз византийских икон, стало, естественно, легче выйти из-под византийских влияний. Это подготовило почву для широчайшего усвоения народных мотивов и народных форм, в результате чего новгородская живопись сделалась в XIII веке более примитивной, но в то же время и более полнокровной.

(Музыкальное сопровождение: - Гречанинов А.Т. - Внуши Боже, молитву мою, ор.26, 1901г.(Камчатская хоровая капелла)




Апостол Фома. 50-60-е годы XIV в.



Архангел. 30-90-е годы XII в.




Никола. Середина XIII в.




Федор Стратилат в житии. Конец XV в.




Чудо Георгия о змие. Поздний XIV в

6. Псковская школа иконописи XIII-XVI Псковская иконопись имеет свое ярко выраженное лицо. Композиции псковских икон чаще всего асимметричны и малоустойчивы, рисунок неточный, но по-своему всегда выразительный, колорит густой и скорее сумрачный с преобладанием изумрудно-зеленых и темно-зеленых, почти черных тонов, плотных вишневых, красных с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутных синих, серовато-зеленых. Фоны чаще желтые, хотя встречаются и золотые.

(Музыкальное сопровождение: Мужской хор "Православные певчие" - А.А.Копылов -Милосердия двери отверзи)



Б
огоматери Тихвинской с клеймами Акафиста




Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом XII-XIV в.




Огненное восхождение пророка Ильи XVI




Св. Параскева Пятница, - деталь иконы XV века.




Сошествие в ад XV век

7. Невьянская школа иконописи сложилась в сер. XVIII века у старообрядцев Среднего Урала.. Первые мастера - старец Григорий (Г.Коскин), инок Гурий (Г.А.Перетрутов), отец Паисий (П.Ф.Заверткин) - работали в скитах и окрестностях Невьянска. Покровительство горнозаводчиков позволило создать мастерские в г. Навыки иконописания передавались из поколения в поколение. Расцвета школа достигла в конце XVIII - первой пол. XIX в., когда работали семьи Богатыревых, Чернобровиных, Анисимовых, неск. позднее - Филатовых, Романовых, Калашниковых и др. Характерная особенность невьянской школы - синтез традиций допетровской Руси, ориентация на иконографию конца XVI-XVII в. Однако сказалось и влияние стилей Нового времени: барокко и классицизма.

(Музыкальное сопровождение: Ансамбль "Сирин" (Древнерусская духовная музыка) - Душа моя прегрешная)




Богоматерь Одигитрия Смоленская Конец XVIII — первая четверть XIX вв.




Иоанн Богослов в молчании, со святыми на полях Конец XVIII в.




Обретение Креста Господня на источник Вторая четверть — середина XIX в.




Троица Ветхозаветная 1811 г.




Распятие С предстоящими, двумя чудотворными Богородичными образами и избранными святыми на полях

В эпоху феодальной раздробленности Руси другим центром развития живописи становится Владимиро-Суздальское княжество.

Дмитрий Солунский Русская икона

Дмитрий Солунский Русская икона

О расцвете местной живописной школы в XII-XIII веках свидетельствуют:

Интересен образ Дмитрия Солунского. Он выглядит не как обычный святой, а в разрез с канонами церкви больше напоминает величавого князя, в руках которого сконцентрировалась незыблемая власть над судьбами людей. Наверное, сильный князь был особо нужен народу во времена разрухи и нестабильности.

Ранние иконы новгородской школы

Развитие древнерусской живописи на этом этапе было связано с переработкой и усовершенствованием киевских традиций. Церковь все строже относилась к изображению образов и соблюдению канонов, боролась с языческими тенденциями, диктовала свои правила. А мастера вопреки всему все-таки умудрялись привнести в живопись черты народной древнеславянской культуры.

Новгородская икона 12 века Спас Нерукотворный

Новгородская икона 12 века Спас Нерукотворный

Поэтому новгородская икона кажется несколько грубоватой, архаичной и даже примитивной. Зато ее характеризуют звонкие, яркие краски. Святые и архангелы рисуются коренастыми и приземистыми, а сама новгородская икона становится плоскостной, линейной в отличие от светотеней и переливов, которыми была богата живопись Киевской Руси. Вместе с тем иконы новгородской школы XIII-XV веков являются классикой древнерусской живописи. В них проявилась одаренность народа, его мировосприятие, понимание ним красоты.

Самые знаменитые сохранившиеся иконы новгородской школы XII в.- это:

Стены храма Успения Богородицы

Стены храма Успения Богородицы

Новгородским иконам, как и монументальной настенной живописи, свойственны жизнелюбие и радостная атмосфера. Росписи церкви Успения Богородицы на Волотовом поле – явление не менее выдающееся, чем иконы.

Творчество великих русских живописцев ХIV-ХV веков

Если имена ранних авторов настенных росписей и икон не были известны, то уже в ХIV-ХV веках на небосводе русской живописи зажигаются первые звезды. Это Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.

Феофан Грек

Феофан Грек приехал на Русь уже сложившимся мастером. Церковь Спаса Преображения на Ильиной улице – одна из тех, где сохранились фрески, выполненные славным мастером. Его талант воплотился не только в замечательной настенной живописи, но и в основании живописной школы. Ведь у него было очень много учеников и последователей, каждый из которых нес в люди свое творчество. Последним известным произведением Феофана был иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, который он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца.

Андрей Рублев

Иконы Андрея Рублева – теперь национальное достояние россиян. Стоглавый собор в 1551 году провозгласил иконы Рублева образцом для подражания.

Дионисий

Зародившись в далеком ХI веке, русская живопись впитала в себя самые передовые традиции мирового искусства, гармонично объединив их с исконно русскими народными веяниями в живописи. Оба влияния оказались для развития живописи благоприятными. Она передавала людям глубокие христианские истины, делала религию понятнее и доступнее, а людей – добрее. А ведь именно этому и должна служить красота.

Читайте также: