Особенности организации игровой деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Игра – любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализацию потребности в игре. Изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее особенности в педагогическом процессе. Мир игры многообразен и не ограничивается только сюжетно-ролевой игрой. Важно помнить, что к концу дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра постепенно уступает место другим видам игр детей, интегрируется с разными видами деятельности. Игра дает для развития ребенка: способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения; ориентироваться в сфере человеческих отношений; координировать свои действия с другими, постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий ее участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми; находить выходы из разнообразных жизненных ситуаций, гибкость, развитие психологической устойчивости, радостный и доброжелательный эмоциональный фон.

Цель: раскрытие личности ребенка, развитие его творческого потенциала посредством освоения игровой и театрализованной деятельности.

  • Обеспечивать развитие у детей разносторонних представлений о действительности и умения использовать эти представления для создания новых сюжетов игр.
  • Способствовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты.
  • Предоставлять для игры время и место.
  • Развитие речевой активности дошкольников, способность к творчеству в игре.
  • Создать условия для совместной игровой и театрализованной деятельности детей и взрослых (изготовление атрибутов, костюмов, постановка совместных спектаклей, праздников с участием детей, родителей, сотрудников, организации выступления детей старших групп перед младшими).

Формы организации: сюжетно-ролевые, дидактические игры; праздники; развлечения; спектакли; театрализованные действия.

  • Учитывать индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.
  • Особенности его эмоционально-личностного развития.
  • Интересы, склонности, творческие способности.
  • Возрастные и полоролевые особенности.

– Учить классифицировать предметы по существенному признаку.

– Закреплять ролевые действия работников телевидения, показать, что их труд – коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива; закреплять представление детей о средствах массовой информации, о роли телевидения в жизни людей.

– Развивать внимание, связанного с координацией слухового и зрительного анализатора.

– Развивать логическое мышления, сообразительности, целеустремленности, выдержки.

– Развивать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

– Продолжать закреплять знания детей об этапах производства хлеба.

– Развивать память, наблюдательность, мышление.

– Развивать умение разделять сложные фигуры на составные части и собирать их из частей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

по дополнительной профессиональной образовательной программе

« ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОЙ

Дипломную работу подготовила:

Горбачева Татьяна Александровна

Номер и дата договора:

31октября 2016 г.

г. Западная Двина, Тверская область

Содержание

Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме организации игровой деятельности у детей дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей 5-7лет………………….

Характеристика игровой деятельности детей дошкольного возраста…………………………………………………

Классификации игр для детей дошкольного возраста…

Выводы по первой главе………………………………………

Глава 2. Разработка системы работы по организации игровой деятельности детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2.1. Описание системы работы по организации игровой деятельности детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения…………………………………………

2.2. Рекомендации по организации игровой деятельности детей 5-7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения…………………………………………………………….

2.3. Создание проекта в подготовительной группе…………..

Выводы по второй главе………………………………………..

Заключение……………………………………………………….

Список литературы………………………………………………

Приложение 1……………………………………………………

Актуальность. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Так как ФГОС дошкольного образования поддерживает точку зрения на ребенка, как на "человека играющего", многие методики и технологии пересматриваются и переводятся с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент должны непременно соседствовать с игровой оболочкой.

В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которую духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятие об окружающем мире. Игра - искра зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников . Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды .

Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольника , организация игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях требует усовершенствования. Она так и не заняла подобающего места в жизни детей, что объясняется недооценкой педагогами ее роли в разностороннем развитии дошкольников . Во многих детских садах не создано надлежащей игровой среды, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений об окружающем мире, их самодеятельным играм. Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию, что является основой формирования учебной деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений у детей. Иногда время, отведенное на игровую деятельность, используется для учебных занятий, кружков, подготовки к праздникам, утренникам и т.д.

Чтобы устранить эти недостатки, необходимо позаботиться о целесообразной организации игровой деятельности в дошкольных учебных заведениях . При этом следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.

Объект исследования: игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: система работы по организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза : результативность развития детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность будет выше при системной организации работы.

Цель : провести исследование проблемы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи.

Провести теоретический анализ литературы по проблеме организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Классифицировать игры для детей старшего дошкольного возраста.

Описать систему работы по организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Разработать рекомендации по организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, систематизация, проектирование.

В исследовании приняли участие 20 детей (5-7 лет), 1воспитатель,20 родителей.

Дипломная работа состоит из 2 глав, включает 66 страниц, 1 таблица. Библиографический раздел включает 20 источников.

Теоретический анализ литературы по проблеме организации игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей 6 - го года жизни.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели . Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – пробудить к нему интерес. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, а также словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения. Воспитатель поддерживает инициативы детей, создает в группе атмосферу коллективной творческой деятельности по интересам.

Возрастные особенности детей 7 - го года жизни

Ребёнку исполнилось 6 лет, он не малыш. Однако, чтобы пойти в школу, он должен многое уметь и прежде всего быть готовым к тому, чтобы учиться там.

В 6 лет системы организма созрели настолько, что могут выдержать уже даже высокие нагрузки, необходимые для школы, как нервные, так и физические.

Интеллектуальная готовность к школе - это уровень развития различных умственных способностей ребёнка, его возможности для обучения и приобретения необходимых навыков и знаний.

К 6 годам малыш должен иметь хотя бы элементарные познания об окружающей действительности, живой и неживой природе, пространстве, времени, Вселенной.

Его мышление должно уже приблизиться к анализу и постигать загадки синтеза. Ребёнок должен научиться обобщать, классифицировать предметы и явления и выделять в них главное, второстепенное, улавливая многие закономерности и связи.

Ребенок уже способен воспринять количества и множества, он вычленяет образы, пытается проделывать в уме простейшие мыслительные операции. И хочет всё познать.

Жажда к знаниям, один из важных компонентов учебной деятельности ребёнка. Он должен без какого-либо принуждения охотно выполнять задания, сосредоточенно выслушивая объяснения и разъяснения их, следуя за указаниями взрослых и подражая заданному образцу.

Ребенок должен уже интересоваться не только путями её выполнения и способами действия. Он должен сам оценивать свою работу и контролировать себя.

Проявляется произвольное запоминание, хорошая память - и кратковременная, и долговременная, и зрительная, и слуховая. Ребёнок должен обладать и образным мышлением, а также развитой речью с большим запасом слов.

Планирование воспитательной деятельности представляет собой процесс предварительного определения этапов прохождения воспитательных мероприятий, с учетом определенных условий их осуществления, возрастной специфики воспитанников, выбора методов, форм и технологий организации воспитательного процесса.

Планирование в дошкольном учреждении осуществляется посредством составления нескольких видов планов:

  1. Среднесрочный план, охватывающий воспитательные мероприятия, планируемые к осуществлению в течение трех лет. Такой план является основой учебно-воспитательной программы дошкольного учреждения.
  2. План воспитательных мероприятий, предполагаемых к выполнению в течение одного года.
  3. Тематические планы, включающие мероприятия по основным видам деятельности.
  4. Персональные планы специалистов и управляющего состава воспитательного учреждения.
  5. Календарные планы, рассчитанные на перспективное планирование в конкретной воспитательной группе.

Планирование в дошкольном учреждении нацелено на применении научно обоснованных подходов к построению учебно-воспитательного процесса и осуществление систематической работы с воспитанниками, за счет индивидуализации воспитательного процесса.

План позволяет воспитателю определить основные направления деятельности, выбрать методы и приемы, которые помогут реализовать воспитательные цели и задачи.

Поскольку, планирование в детском саду направлено на изменчивую категорию граждан, то оно может подвергнуться воздействию сторонних факторов, как внешнего, так и внутреннего характера. В этой связи, планы должны быть гибкими, чтобы при необходимости легко корректироваться.

Планирование игровой деятельности в детском саду осуществляется путем составления планов по каждому виду деятельности. Организация такого планирования проходит следующим образом:

  • Включение в воспитательную программу детского сада, рассчитанную на трехлетнее выполнение, различных дидактических игр, отвечающих содержанию и направлению учебно-воспитательной работы по конкретным сферам;
  • Учебно-воспитательный процесс, протекающий ежедневно, предполагает включение досуговых, развлекательных, подвижных, сюжетно-ролевых игр, игр по правилам. Все разновидности игр нацелены на расширение игрового опыта детей и развитие определенных умений и навыков в других сферах деятельности. при организации игр, воспитатель выполняет роль игрового партнера, помогающего детям освоить игровую культуру и развить их таланты;
  • Включение в воспитательный процесс самостоятельной игровой деятельности детей. Дети самостоятельно разрабатывают игры разных направлений. Это могут быть и развлекательные забавы, и народные игры, игры по правилам, сюжетные и ролевые игры. Воспитатель в этом случае может только помочь с организацией самодеятельных игр. При этом, важно, давать детям проявлять инициативу, развивать игровую активность и самостоятельность. Дети могут самостоятельно выбрать тематику игр, средства их организации, включить в игру определенное количество партнеров и определить период прохождения игры.

Готовые работы на аналогичную тему

Планирование игровой деятельности имеет важное значение, поскольку дает возможности педагогам и всему дошкольному воспитательному заведению конкретизации воспитательной деятельности, рационально организовать ее прохождение, определить оптимальные временные периоды прохождения воспитательного процесса и целесообразные методы и способы решения, поставленных учебно-воспитательных задач.

Грамотно составленный план педагогической работы с детьми помогает четко организовать работу с детьми и определить интересные перспективы в работе с детьми.

Функции воспитателя в организации игровой деятельности ДОУ

На современном этапе общественного развития и развития образовательной системы, игра является ведущей формой построения детской жизнедеятельности, учебно-воспитательной работы с детьми.

Педагогу в данном процессе отводится не пассивная роль, а важная воспитательная функция, проявляющаяся в его тактическом руководстве развитием игровой деятельности детей. Педагог должен не просто давать детям свободу в выборе игры и время для осуществления игровой деятельности, но и обладать определенными знаниями в этой области, чтобы помочь детям в выборе, необходимого игрового направления, ориентированного на достижение определенного воспитательного эффекта. Помимо этого, педагог должен завоевать авторитет у воспитанников, чтобы его вмешательство в игровой процесс имело положительный эффект. Дети должны доверять воспитателю и прислушиваться к его мнению и рекомендациям.

Чтобы организация игровой деятельности имела положительный воспитательный эффект, педагогу требуется обладать навыками обзора мира детским взглядом, знать интересы, потребности, специфику развития детей определенной возрастной категории и индивидуальные особенности каждого ребенка.

От воспитателя детского сада требуется:

  • Наблюдать за прохождением игрового процесса, анализировать его, определять проблемные моменты и планировать дальнейшее устранение отрицательных моментов и развивать игровой процесс;
  • Расширять детские впечатления, чтобы развивать сюжетную линию игры;
  • Организовывать игру таким образом, чтобы она привлекала детей, вызывала интерес и развивала игровую активность детей;
  • Разрабатывать благоприятную среду для перехода игры на более высокий уровень;
  • Умело формировать игровые взаимоотношения с воспитанниками;
  • Разрабатывать способы обучения игре, доступные для детского понимания;
  • Косвенно осуществлять управление и контроль игровой деятельностью;
  • При необходимости включаться в игровой процесс и брать на себя определенные игровые роли;
  • Создавать новые этапы игры, игровые роли и действия, чтобы развить игру и расширить ее воспитательное воздействие;
  • Управлять проблемными и конфликтными игровыми ситуациями, регулировать и предотвращать их развитие.

Организация игровой деятельности, как и всего воспитательного процесса должна опираться на личностно-ориентированный индивидуальный подход. Педагог должен видеть личность в каждом воспитаннике, знать его индивидуальные особенности и способности, способствовать раскрытию природных задатков и талантов детей, определять их место и роль в каждом игровом действии.

Рисунок 1. Педагогические условия для игровой деятельности детей. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Методические рекомендации посвящены вопросам эффективной организации игровой деятельности детей дошкольного возраста с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Правильно организованная игровая деятельность для детей в виде сюжетно-ролевой игры способствует развитию их социальных, нравственных качеств, инициативности, самостоятельности ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности.

Методические рекомендации адресованы специалистам дошкольных учреждений: воспитателям, старшим воспитателям.

Организация игровой деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО

Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями и интересами родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни, фильмы и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок по-прежнему ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.

С принятием ФГОС игра действительно становится содержанием и формой организации жизни детей. И сегодня игровые моменты, ситуации и приемы на протяжении всего образовательного процесса в режиме дня включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

Современные требования и введение Федерального государственного стандарта дошкольного образования предлагают нам осознанно переосмыслить подходы в организации образовательного процесса и определить особенности формирования игровой деятельности детей в режиме дня.

"Для реализации образовательной программы ДОУ, построенной в целом на игре, дети должны желать и уметь играть. Для того, чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств детей, сама игра должна иметь определённый уровень развития, соответствующий возрасту".

Стандарт в обязательном порядке требует от педагога обеспечения условий ". для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста", ". для поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности "(пункт. 3.2.5 ФГОС ДО), что подразумевает "поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства".

Детство и игра – это две половинки единого целого. Проблема организации творческих игр детей дошкольного возраста всегда волновала воспитателей, но сегодня волнует по-особому. Это важнейшая часть работы педагогов, от реализации которой зависит успешное развитие ребенка, что позволит педагогу достичь формирование целевых ориентиров, обозначенных в Стандарте. По данным Е.О.Смирновой уровень развития игры современных детей невысок – лишь 5% дошкольников имеют высокий уровень развития игровой деятельности. Прямым следствием недостаточного развития игровой деятельности является ряд проблем, которые фиксируются как специфические характеристики современных детей: - недостаточная социальная компетентность детей – неумение наладить отношения со сверстниками, невозможность самоорганизации детей; - трудности коммуникации: бессодержательное общение, детям неинтересно общаться друг с другом; - снижение энергичности детей, желания активно действовать; - не сформирована потребность играть, дети не проявляют инициативы в игровой деятельности; - несформированность воображения, детям трудно воспринимать информацию на слух, отмечается снижение любознательности; - недоразвитие воли и произвольности, ситуативность поведения; - несформированность психических процессов. Учитывая всё вышеуказанное, постараемся выстроить алгоритм встраивания игры в целостный образовательный процесс. В первую очередь нужно правильно определить место игры в режиме дня и структуре образовательной программы. Согласно ФГОС ДО, образовательная деятельность может продолжаться в течении всего времени пребывания ребёнка в ДОО. Образовательная деятельность в рамках занятий в обязательном порядке включает организацию дидактических игр (подвижные, музыкальные, математические, разнообразные обыгрывания предлагаемого материала и т.п.) в соответствии с содержанием работы по образовательным областям.

На прогулках. либо во вторую половину дня с отдельными детьми или небольшими подгруппами педагог может организовывать досуговые, подвижные, народные, театрализованные игры, игры с правилами и пр. Кроме того, выступая носителем игрового опыта, педагог передаёт его детям в ходе совместных сюжетных игр, которые лучше также организовывать не "фронтально" со всей группой, а с теми детьми, которые сами выражают желание поиграть. Подобная деятельность представляет собой организацию разнообразных культурных практик, о которых говорится в стандарте.

Во-вторых, следует понимать специфические задачи развития игровой деятельности на каждом возрастном этапе развития детей. В младшем дошкольном возрасте большую роль играет подражание. Педагог, развёртывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку из двух-трёх многократно повторяющихся действий. По мере накопления впечатлений и игрового опыта у малышей формируются и развиваются игровые действия, они начинают словом обозначать свою роль, понимать условности игровой ситуации. Сюжет игры малышей несложен: в нём дети преимущественно отражают быт семьи, детского сада. Всё это способствует становлению сюжетно-ролевой игры. Руководство играми детей среднего возраста проявляется в обогащении содержания возникающих игр, в формировании умения организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры; формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Возникают новые темы, связанные со знаниями, полученными ребёнком из художественной литературы, из рассказов взрослых, из мультипликационных фильмов и др. Одна игра включает в себя несколько взаимосвязанных игр ("Путешествие с доктором Айболитом", "Мини маркет", "Морское путешествие", "Детское кафе", "Цирк"), что способствует расширению тематической направленности сюжетных игр, служит формированию высокого уровня игровой деятельности детей. У детей старшего дошкольного возраста обогащается игровой опыт, появляются более сложные игры. Их содержание развивается и усложняется с приобретением детьми новых знаний об окружающей жизни. В играх дети отражают специфику деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду и друг другу в процессе труда ("Салон красоты", "Ветеринарная лечебница", "Ателье мод", "Фотостудия", "Олимпиада", "Исследователи", "Аэропорт", "ГИБДД", "Служба спасения", "Путешествие во времени" и др.),. Свободная игровая деятельность детей сопровождается организацией педагогической поддержки перехода к играм-диалогам, играм фантазированиям, играм в самодеятельной предметной среде. На данном этапе дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом, организовать собственное игровое пространство.

В-третьих, следует использовать грамотную методику педагогической поддержки игровой деятельности. Мы педагоги используем в своей работе традиционные методики: метод поэтапного формирования способов игры (Н.Я.Михайленко, Н,А,Короткова), метод комплексной поддержки самодеятельных игр (С.П. Новосёлова, Е.В. Зворыгина)

Комплексный метод включает в себя четыре компонента:

обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;

обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);

создание развивающей предметной среды;

активизирующее общение взрослых с детьми.

Непревзойдённой по своему развивающему эффекту и по влиянию на обогащение сюжетов детских игр была и остаётся хорошая детская художественная литература, которая создаёт в воображении детей разнообразные "миры" с удивительными персонажами и сюжетами.

Художественные тексты, а также мультфильмы заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и темой игры. Так, игровая комната может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей; в опушку леса, где живёт Вини-Пух или Баба-Яга. Требования современной жизни заставляют нас постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Но одних только знаний и впечатлений для появления игры будет недостаточно. Детям нужно освоить способы реализации, воплощения этого опыта в игровой форме. Эту задачу решает второй компонент метода.

Этапы развития игровых умений детей подробно раскрыты в работах Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой: в 2-3 года - формирование у детей условного игрового действия, в 3-5 лет - формирование ролевого поведения; в 5-7 лет - формирование способов творческого сюжетосложения.

Обогащение игрового опыта детей реализуется в ходе совместных игр с носителями игровой культуры (старшими детьми или "играющими" взрослыми). Знакомя детей с разными играми, не следует форсировать события, предлагая каждый день всё новые и новые их варианты. Принцип "Дайте детям наиграться" применим не только к дошкольному возрасту, но и к каждой конкретной игре в отдельности. Этот принцип приводит в соответствие обучающую инициативу взрослого и возможности детского развития: индивидуальный темп усвоения тех или иных содержаний, проживание значимых событий. овладение теми или иными умениями в самых разнообразных играх.

Для реализации того или иного игрового опыта необходима соответствующая игровая предметная среда. Организация предметно-игровой среды в группе предполагает не только учёт возрастных особенностей детей, но и умелую трансформацию этой среды в зависимости от игровых интересов детей. В младших группах какие-то игрушки можно временно убрать, какие-то вовремя предложить; показать детям, как можно использовать в игре предметы-заместители. В старших - отказаться от стандартных игровых уголков, предоставив детям возможность обозначать или создавать среду своей игры самостоятельно, используя и модульные варианты, и традиционные игрушки, и игрушки - самоделки.

Большую помощь в пополнении предметной игровой среды могут оказать родители, вовлеченные в образовательный процесс через проектную деятельность.

Но даже в самой замечательной игровой среде детям бывает нужна вовремя оказанная помощь, подсказанная идея, предложенный сюжет, новый персонаж или новый поворот развития событий. Активизирующее общение со взрослым позволяет решать эти задачи.

Для обогащения содержания детских игр младшим детям лучше помогать, задавая вопросы, помогающие им ставить и решать новые игровые задачи, а в старших группах хорошей стратегией, которую отмечали Е.Е. Кравцова, Л.В. Логинова и др., будет - "мешать игре", т.е. создавать критические ситуации, разрушать привычные игровые шаблоны, провоцировать на поиск новых игровых задач.

Вообще в самодеятельные игры старших дошкольников вмешиваться, как правило, не стоит. Исключение составляют случаи, когда они сами приглашают взрослого в свою игру или игра "разваливается" на глазах. Всё, что нужно, дети перенесут в свою игру сами.

Именно проектная технология позволит на протяжении всего дня активно вовлекать детей в игровой процесс, где действительно обучающие дидактические игры, проблемные ситуации, активизирующее общение по настоящему связаны с формированием сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе. Любой проект включает в себя комплекс форм, методов и приёмов, направленных на повышение роли игр.

Основные этапы метода проектов включают:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.

Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра ("Играют мальчики. Играют девочки", "Наши сюжетно- ролевые игры", и др.), дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей. Понимая важность игровой деятельности в развитии детей наши родители - активные участники образовательного процесса и формирования сюжетно-ролевой игры.

Для вовлечения родителей в образовательный процесс следует использовать разнообразные формы работы: совместные мероприятия по физической культуре, день "Родитель-воспитатель", родительский день "Гость группы". конкурс семейных талантов "Минута славы мам и пап", "День матери", "ТВ-ШОУ счастливый миг", "В мастерской художника", дни добрых дел и др. Проведение совместных мероприятий помогает развивать искреннюю заинтересованность в них, поднимает авторитет семьи, сплачивает детей, родителей, педагогов. Это способствует развитию у родителей навыков играть со своими детьми.

Вовлечение родителей в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в различных видах детской деятельности необходимо для развития их собственного ребенка в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Итак, одним из главных условий становления и развития игры является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Если взрослые умеют и любят играть, и они будут играть с ребёнком, у них есть все шансы построить программу, обеспечивающую выполнение стандартов дошкольного образования.

3. Трифонова Е.В. Как организовать игровую деятельность детей в соответствии с требованиями стандарта дошкольного образования //Детский сад от А до Я. 2015. №5. С.4.

Читайте также: