Особенности игровой деятельности детей младшего школьного возраста курсовая работа

Обновлено: 02.07.2024

Актуальность данной проблемы заключается во влиянии игровой деятельности на развитие детей, их личностных качеств, мыслительных процессов и т.д. А также во влиянии социокультурных условий на развитие ребёнка. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Цель исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое исследование игровой деятельности младших школьников.
Объект: дети младшего школьного возраста.
Предмет: игровая деятельность в младшем школьном возрасте.
Гипотеза: в связи с изменением социокультурных условий развития ребёнка, произошли изменения в игровой деятельности детей, её сюжет и содержание.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния социокультурных факторов
на игровую деятельность младших школьников…………………………………. 6
1.1.Понятие игровой деятельности, содержание, приёмы. 6
1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности……………………. 11
1.3. Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности…………………………………………………………………………15
Глава II. Эмпирическое исследование на основе теории, наблюдений. Опросник по игровой деятельности……………………………………………………………21
2.1. Организация и задачи исследования…………………………………………..21
2.2. Анализ результатов, выводы…………………………………………………. 22
Заключение………………………………………………………………………….26
Список использованной литературы……………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Игровая деятельность в мл шк возрасте.doc

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“Воронежский государственный педагогический университет”

Кафедра коррекционной психологии и педагогики ВГПУ

Курсовая работа на тему:

Игровая деятельность в младшем школьном возрасте

Степанова Анна Геннадьевна,

Факультет ДПП, 3й курс

Кандидат психологических наук,

доцент кафедры коррекционной психологии

и педагогики ВГПУ
Могилева Вера Николаевна

Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния социокультурных факторов

на игровую деятельность младших школьников……………………………… …. 6

1.1.Понятие игровой деятельности, содержание, приёмы. . 6

1.2. Сущность и функции игры и игровой деятельности……………………. 11

1.3. Общая характеристика младшего школьника, его учебной и игровой деятельности……………………………………………… …………………………15

Глава II. Эмпирическое исследование на основе теории, наблюдений. Опросник по игровой деятельности……………………………………………… ……………21

2.1. Организация и задачи исследования………………………………………….. 21

2.2. Анализ результатов, выводы…………………………………………………. 22

Список использованной литературы……………………………………………28

Младший школьный возраст – это ступень личностного становления

ребёнка, развития его способностей к взрослению, к ответственности за себя и окружающий его мир, в данном случае, в игре. Социокультурная реальность выступает для младшего школьника как основа для постепенного погружения в развивающееся проблемное поле культуры и освоения социокультурного опыта. Однако движущей силой социокультурного развития ребенка является не просто присвоения человеческого опыта, а накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе особого взаимодействия со взрослым и как все это влияет на его деятельность, в том числе и игровую.

Поэтому задача развития младшего школьника, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой

стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности, является актуальной.

В этой связи чрезвычайно важной представляется социокультурная

функция образования, ибо общество рассматривается, как единство культуры

и социальности, образуемых деятельностью человека, а деятельность системы

мы образования может стать средством социокультурного развития личности

участников образовательного процесса.

Учителю необходимо учитывать воспитательное и познавательное значение игры для ребенка этого возраста и оказывать влияние (прямое или косвенное) на характер и направление игр. Играя, ребенок проявляет такие черты личности, которые не обнаруживаются у него в процессе учебной деятельности.
Изучение индивидуальных особенностей ребенка в игре позволяет учителю изменить отношение к ребенку — развивать у него те ценные качества, которые ярко проявились в игре. Одновременно учитель лучше узнает отрицательные качества ребенка, и это позволяет ему учитывать такие проявления личности в учебной деятельности учащегося. На большое воспитательное значение игры указывали прогрессивные русские педагоги еще в дореволюционное время. К. Д. Ушинский неоднократно подчеркивал большое воспитательное значение игры, готовящей ребенка к творческому труду, к деятельности, к жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет не только удовольствия, но и серьезных занятий, игра — это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физические, но и духовные его потребности. Игра является отражением жизни [ 20, с 29].

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.

Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).

Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игровой деятельности в целом.

Наращивающая с каждым годом темпы глобальная реформация российского общества не могла не отразиться на психологическом самочувствии человека, актуализировав базальную потребность в идентификации (по Э. Фромму), выраженной в особой обостренности переживаний по поводу осмысления своего места в мире, поиска себя. Причем наибольшую тревогу вызывает тот факт, что в эту воронку социальных катаклизмов оказалось закономерно вовлечено и наименее психологически защищенное население России - дети. Их мировоззренческие тенденции и духовно-нравственная опора разрушены извне еще до того, как они начали активно формироваться [6, с.11].

Актуальность данной проблемы заключается во влиянии игровой деятельности на развитие детей, их личностных качеств, мыслительных процессов и т.д. А также во влиянии социокультурных условий на развитие ребёнка. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Цель исследования: теоретическое обоснование и эмпирическое исследование игровой деятельности младших школьников.

Объект: дети младшего школьного возраста.

Предмет: игровая деятельность в младшем школьном возрасте.

Гипотеза: в связи с изменением социокультурных условий развития ребёнка, произошли изменения в игровой деятельности детей, её сюжет и содержание.

Глава I. Теоретический анализ проблемы влияния социокультурных факторов на игровую деятельность младших школьников

1.1.Понятие игровой деятельности, содержание, приёмы.

Детская игра - исторически возникший вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме (А. Н. Леонтьев). Игра является такой деятельностью, благодаря которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития. И изучается различными науками - историей культуры, этнографией, педагогикой, психологией, этологией и т. д.

Игра — школа подготовки к труду. Говоря об игровой деятельности, А. С. Макаренко указывает, что работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных, ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: игра приучает ребенка к тем психическим и физическим усилиям, которые будут необходимы ему в работе.

Игра является средством воспитания. Н. К. Крупская указывала, что игра приучает детей быть организованными, в процессе игры воспитываются вожаки, организаторы, люди, умеющие вести за собой других. Игра способствует всестороннему развитию ребенка: развивается физическая сила ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива, выдержка, умение взвешивать обстоятельства и многие другие ценные качества. Игровая деятельность создает коллектив [6,c.62].

Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:

- игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

- игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно- образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве [1,c.14].

Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры- забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.

Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

Исторические предпосылки возникновения игры. Характеристика основных видов игр. Сущность дидактических игр как средства обучения. Влияние игры на психическое развитие. Особенности использования игры и учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 04.12.2012
Размер файла 52,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи и педагогики считают ведущей деятельностью ребенка.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных воспитательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Младший школьный возраст - это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. (Психологический словарь).

Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка. Особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства нельзя считать окончательными и неизменными. Можно говорить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста.

Основные психологические новообразования младшего школьного возраста составляют произвольность и осознанность всех психических процессов, кроме интеллекта, и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий.

В этом возрасте все более глубокими и осознанными становятся высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические.

школьный дидактический игра психический

3.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Весь период обучения в начальных классах сопровождается использованием дидактических, подвижных игр, театрализаций, т.е. всем. Что повышает эмоциональный тонус жизни ребёнка, помогает развитию его любознательности, даёт выход энергии. Как же организовать игровую деятельность младшего школьника, чтобы сделать её и воспитывающей и одновременно радостной.

Прежде всего, учитель должен помнить, что новая хорошая игра это лучший подарок детям. Готовясь к учебному дню, учитель или воспитатель точно также как приносят новые знания, должен принести вместе с игрой радостные минуты детям.

Ни в коем случае нельзя навязывать детям игру, которая им кажется неинтересной. Игра - дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравиться, или выбрать другую игру.

Игра - это не урок. Это не значит, что не надо играть на уроке. Игровой приём, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, путешествие в сказку, загадка и многое другое, это не только методическое богатство учитель, но и общая. Богатая впечатлительная работа на уроке.

Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто её проводит.

Игра - средство диагностики. Ребёнок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Понаблюдав за этими проявлениями, учитель должен поразмышлять над этим, но не использовать полученную информацию на вред ребёнку.

Категорически нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Лучше объясниться и проанализировать всем детям собравшись вместе, кто и как проявил себя в игре, и как надо было бы избежать конфликта.

При проведении соревнований следует помнить, что дети младшего школьного возраста ещё слабы морально. Они всячески стремятся взять реванш, отплатить за поражения. Поэтому детей надо учить высоким отношениям в ходе соревнований, когда в честной борьбе один выходит победителем, побеждённый поздравляет его с успехом. От души и таланта воспитателя зависит, будут ли дети способны к сопереживанию, состраданию и великодушию.

В начале работы мы подчеркнули, что игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления.

Игра для младших школьников - любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях. Посредством игры развиваются следующие качества личности: внимательность, сообразительность, критичность мышления, творческое воображение, настойчивость, решительность, дисциплинированность, принципиальность, инициативность, организованность, оптимизм, коллективизм, уступчивость.

Личность младшего школьника развивается средствами игры при следующих условиях:

- систематического использования игровых методов и приемов в образовательном процессе;

- учета возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста;

- создания комфортных психолого-педагогических условий, для становления гармонично-развитой подрастающей личности.

Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра как психологическая проблема довольно широко изучена в нашей стране и за рубежом. Однако дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области.

Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов. Воспитание ребенка - это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М.: Просвещение, 1983. - 178 с.

2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии: - 1966. - № 6.

4. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах, - том 4. - М., 1984- 828

5. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой: Кн. Для учителя - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

7. Крупская Н.К. Методические заметки. Педагогическое сочинение. М., т.3. 1959. с. 556-557.

8. Лецких Л.А. Развивающий конон в системе Эльконина-Давыдова-Репкина Начальная школа - 1997г. №3, стр.91

9. Макаренко А. С. Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, !988. - 304 с., l л. портр. - (Б-ка учителя. Пед. Раздумья).

10. Макаренко А. С. Собрание сочинений, - М., 1957..

11. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Кн. для учителя. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 175 с.

13. Педагогическое наследие / И. Г. Песталоцци, Я. А. Каменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо. - М., 1987. - 496 с.

14. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В.В. Давыдова. - М., 1993. - 336с.

15. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения.- Киев: Радянская школа, 1972.

Актуальность.Большой педагогический потенциал содержат дидактические игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, стремлению к успеху, развивает настойчивость различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Д.Б. Эльконин [12, 14, 33].



Актуальность данной темы определил сущность проблемы, которая заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей младших школьников, личностных качеств в процессе изучения естествознания. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов на уроках естествознания, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать решению данной проблемы.

Цель курсовой работы – рассмотреть возможность влияния игры на мотивацию учения младших школьников в процессе изучения естествознания.

Объект - учебно-воспитательный процесс уроков естествознания.

Предмет- игровые средства развития творческого потенциала младших школьников на уроках естествознания.

Задачи:

1.Изучение специальной литературы по данной проблеме;

2.Характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;

3,Наблюдение за уроками – играми, сравнение их с обычными уроками.

В исследовании использовались следующие методы:

- теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

- наблюдение, сравнение, беседа;

- статистическая обработка данных.

Теоретическая и практическая значимостьработы заключается в том, что изучено значение игры как основы развития творческого начала детей младшего школьного возраста, разработана вариативная форма использования игр на уроках естествознания в начальной школе.

Теоретические основы игровой деятельности младших школьников

Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости. Ж.Ж. Руссо [12], И.Г.Песталоцци [26] пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества. Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для самовыражения.

Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников.

Идея обучения, обеспечивающая свободное развитие учащегося, актуальна в настоящее время для российского образования, которое утвердилось как развивающее. Огромную роль в становлении и утверждении принципов развивающего обучения сыграли К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов [12,13, 33]. По их мнению, цель развивающего обучения и воспитания определяется тем, чтобы обеспечить каждому ребенку условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом - значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, другими словами хотеть, любить и уметь учиться. Развитие таких потребностей и стремлений у младшего школьника протекает довольно эффективно в процессе игровой деятельности. Авторы концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконин [33] и В.В. Давыдов [13] теоретически обосновали и практически продемонстрировали возможность раскрытия общих принципов построения тех или иных действий на разных этапах жизни ребенка.

В первые годы обучения младшие школьники особенно эмоционально относятся к требованиям и правилам школы. Следовательно, уже на начальных этапах школьной жизни необходимо создать такую ситуацию и такие условия, при которых ребенку станет понятно, что количество и качество приобретенных им знаний зависят от его собственной активности. Сориентировать ребенка в этом направлении лучше всего в рамках ролевой игры.

Таким образом, в ходе становления и развития процесса обучения игра прошла своеобразную эволюцию. Возникнув из необходимости реализации занимательности в обучении, она привлекла внимание психологов, дидактов, методистов. К настоящему времени раскрыта ее значимость в обучении, она получила серьезное психологическое обоснование и дидактическое подтверждение. Разработано большое количество учебных игр. Уделено им внимание и в методике природоведения. Однако они недостаточно систематизированы. Переориентация приоритетов целей образования потребовала разработки новых игр, обновления подходов их применения в учебном процессе.

Курсовая работа

МЕСТО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Актуальность.Большой педагогический потенциал содержат дидактические игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися. Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, стремлению к успеху, развивает настойчивость различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как: Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Д.Б. Эльконин [12, 14, 33].



Актуальность данной темы определил сущность проблемы, которая заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей младших школьников, личностных качеств в процессе изучения естествознания. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов на уроках естествознания, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать решению данной проблемы.

Цель курсовой работы – рассмотреть возможность влияния игры на мотивацию учения младших школьников в процессе изучения естествознания.

Объект - учебно-воспитательный процесс уроков естествознания.

Предмет- игровые средства развития творческого потенциала младших школьников на уроках естествознания.

Задачи:

1.Изучение специальной литературы по данной проблеме;

2.Характеристика современного состояния применения игровой деятельности в развитии детей младшего школьного возраста;

3,Наблюдение за уроками – играми, сравнение их с обычными уроками.

В исследовании использовались следующие методы:

- теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;

- наблюдение, сравнение, беседа;

- статистическая обработка данных.

Теоретическая и практическая значимостьработы заключается в том, что изучено значение игры как основы развития творческого начала детей младшего школьного возраста, разработана вариативная форма использования игр на уроках естествознания в начальной школе.

Теоретические основы игровой деятельности младших школьников

Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости. Ж.Ж. Руссо [12], И.Г.Песталоцци [26] пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.

Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества. Игра всегда выступает как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляет личности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. С другой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируются или моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, умения, способности, необходимые личности для самовыражения.

Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников.

Идея обучения, обеспечивающая свободное развитие учащегося, актуальна в настоящее время для российского образования, которое утвердилось как развивающее. Огромную роль в становлении и утверждении принципов развивающего обучения сыграли К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов [12,13, 33]. По их мнению, цель развивающего обучения и воспитания определяется тем, чтобы обеспечить каждому ребенку условия для развития как самоизменяющегося субъекта учения. Быть таким субъектом - значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, другими словами хотеть, любить и уметь учиться. Развитие таких потребностей и стремлений у младшего школьника протекает довольно эффективно в процессе игровой деятельности. Авторы концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконин [33] и В.В. Давыдов [13] теоретически обосновали и практически продемонстрировали возможность раскрытия общих принципов построения тех или иных действий на разных этапах жизни ребенка.

В первые годы обучения младшие школьники особенно эмоционально относятся к требованиям и правилам школы. Следовательно, уже на начальных этапах школьной жизни необходимо создать такую ситуацию и такие условия, при которых ребенку станет понятно, что количество и качество приобретенных им знаний зависят от его собственной активности. Сориентировать ребенка в этом направлении лучше всего в рамках ролевой игры.

Таким образом, в ходе становления и развития процесса обучения игра прошла своеобразную эволюцию. Возникнув из необходимости реализации занимательности в обучении, она привлекла внимание психологов, дидактов, методистов. К настоящему времени раскрыта ее значимость в обучении, она получила серьезное психологическое обоснование и дидактическое подтверждение. Разработано большое количество учебных игр. Уделено им внимание и в методике природоведения. Однако они недостаточно систематизированы. Переориентация приоритетов целей образования потребовала разработки новых игр, обновления подходов их применения в учебном процессе.

Курсовая работа

МЕСТО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


В статье рассматривается досуг как форма организации игровой деятельности младших школьников. Проанализированы особенности игры на досуге, роль педагога в организации игровой деятельности детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: свободное время, досуг, младшие школьники, игра, игровая деятельность

Постановка проблемы. Досуг современных школьников — важный фактор их образования, воспитания и развития. Именно он обеспечивает индивидуальную траекторию развития личности в образовании.Вусловиях досуга происходит активный контакт школьников с окружающим миром, трансляция культурных ценностей, передача традиций, стимулирование творчества. Учащиеся имеют возможность заниматься на досуге разнообразной деятельностью по своему усмотрению, удовлетворяя свои интересы и потребности.

Следует отметить, что досуг является фактором самовыражения, самореализации, самосовершенствования, способом превращения свободного времени в средство активного отдыха и дальнейшего физического, нравственного развития личности. Досуг представляет собой особый пласт культуры, создаваемой, познаваемой и воспринимаемой человеком, исходя из собственного выбора, в то время, которое он для этого самостоятельно отводит. При этом досуг представляет особую ценность, поскольку индивид выбирает образ жизни, способы и виды занятий, круг общения. Умение распоряжаться своим досугом не формируется само. Привить младшим школьникам вкус к интересному заполнению своего свободного времени, использовать его для расширения своего кругозора и развития своих способностей — задача начальной школы.

Наряду с этим, досуг выполняет воспитательную, развивающую, образовательную, стабилизирующую и компенсирующую функции. Он представляет ребенку младшего школьного возраста возможность разносторонне испытать себя в различных формах и видах досуговой деятельности, свободно выбрать интересные занятия, способствует развитию и обогащению жизненного опыта.

Одной из форм досуга младших школьников является игра. В игре наиболее полно проявляются индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, их интеллектуальные возможности, склонности и способности. Игра способствует воспитанию личностных качеств ребенка (воли, настойчивости, стремлению к преодолению трудностей, упорства в достижении цели); развитию нравственных, общечеловеческих ценностей (правдивости, духовности, честности, сочувствия, толерантности, любви), особенно в условиях совместной игровой деятельности.

Игровая деятельность и ее активизация у детей младшего школьного возраста является основой формирования социального опыта, навыков игровых действий, ролевых воплощений.

Анализ изученности проблемы. Кпроблеме воспитания личности в сфере досуга обращались отечественные ученые: Л. Акимова, А. Жарков, Т. Киселева, Ю. Красильников, Ю. Стрельцов, В. Чижиков и др. Вопросы педагогической организации досуга, формирование культуры личности в досуговой деятельности разрабатывали Р. Азарова, А. Вишняк, И. Зязюн, Н. Каган, Н. Крылова, В. Кудин, С. Пишун, И. Шевчук.

В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности изучали Л. Выготский, П. Блонский, С. Рубинштейн, К. Ушинский, Ф. Фребель, Д. Эльконин и др.

Цель статьи. Проанализировать игру как форму досуга младших школьников.

Изложение основного материала. Особое местоввоспитании детей младшего школьного возраста принадлежит игре, как эффективному средству формирования личности школьника. Практика общеобразовательной школы в последние годы обогатилась новыми игровыми формами и методами, которые позволяют активизировать воспитательный процесс.

Игра — это своеобразный, свойственный учащимся способ усвоения общественного опыта, это их путь к познанию мира, в котором они живут. В игре формируются все стороны личности ребенка, творческие способности.

Обоснование игры как социокультурного феномена дал Й. Хейзинга. Он обращал внимание на то, что игра является добровольным действием или занятием, совершаемым внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам, с целью, заключенной в ней самой, сопровождаемым чувством напряжения и радости [5, с. 41].

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано педагогом К. Ушинским. Он особо подчеркивал такое важное качество игры, как ее самостоятельность. К. Ушинский считал, что игра — это мир практической деятельности ребенка, в ней удовлетворяются и физические, и духовные потребности, в ней одновременно развиваются ум, сердце и воля [3, с. 439].

Исследователь игровой деятельности школьников С. Шмаков справедливо утверждает, что игра — это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей: это сфера сотрудничества, содружества, сотворчества детей и взрослых [4].

Обратимся непосредственно к игре как одной из форм досуговой деятельности, определим в чем же заключается педагогический эффект игры. Педагогический эффект игры заключается в том, что игра воспроизводит различные события жизни, создает условия для взаимодействия и взаимопомощи, создает, хоть и временную, общность. Потребность в игре возникает как потребность в развлечении и удовольствии. Развлечение связано с созданием определенного комфорта для играющего, благоприятной атмосферы, душевной радости. Игра без получения удовольствия невозможна. Она всегда доставляет радость играющим.

Важным условием поддержания интереса к игре является развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смена обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Младшие школьники активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом и заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.

Наблюдения за игровой деятельностью показывают, что выбор игры зависит от того, каков ребенок, что ему необходимо, какие воспитательные задачи требуют своего разрешения. Младшие школьники действуют в играх из желания победить, получить удовольствие. В играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой.

Первая цель — удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.

Цель второго уровня — функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей.

Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры — разгадывать, угадать, распутать, добиться результатов и т. д.

В игровой деятельности с младшими школьниками педагогу необходимо быть инициатором, организатором, руководителем, исполнителем, помощником, но при этом помнить о стремлении детей к самостоятельности, самоорганизации, проявлении активности.

Педагог обеспечивает условия игровой деятельности, свободного выбора игры, соответствующего интересам учащегося, способствует развитию инициативы; поощряет стремление своими руками смастерить нужные для игры предметы. Основное внимание уделяется формированию умения придумывать новые сюжеты игры, согласовывать замыслы с партнерами, придумывать новые правила и соблюдать их в процессе игры.

Учитель также ориентирует младших школьников на сотрудничество и состязание в игровой деятельности, совершенствует их умение согласовывать свое поведение с игровым замыслом и правилами; развивает умения самостоятельно организовать совместную игру, справедливо решать возникающие конфликты.

Ценность игровой деятельности детей младшего школьного возраста заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

Выводы. Таким образом, игровая деятельность как форма воспитания младших школьников завоевала огромную популярность в системе образования. Большой интерес для детей младшего школьного возраста представляют игры на досуге. Эти игры способствуют усвоению социальных норм и правил, формируют культуру игры.

Младшие школьники играют потому, что это доставляет им удовольствие. Вместе с тем, ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Игра дисциплинирует детей, приучает их подчинять свои действия, чувства и мысли поставленной цели. Учащиеся в игре учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных ситуациях, они плодотворно общаются со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания, которые оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

  1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Л. С. Выготский // Психология. — 1995. — Вып. 1. — С. 55–76.
  2. Макаренко А. С. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. — М.: Просвещение, 1969. — 359 с.
  3. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания / К. Д. Ушинский // Собр. соч.: в 6 т. — К.: Рад. шк., 1952. — Т.4. — 345 с.
  4. Шмаков С. А. Игры учащихся феномен культуры / С. А. Шмаков. — М.: Новая Москва, 1994. — 240 с.
  5. Хейзинга Й. Статьи по истории культуры / Й. Хейзинга. — М.: Прогресс-Традиция, 1997. — 384 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, игровая деятельность, младший школьный возраст, досуг, ребенок, школьник, свободное время, воспитание личности, игровая деятельность детей, педагогический эффект игры.

Читайте также: