Экзамен и тест как методы контроля в школе

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тестирование как форма контроля и оценки знаний в современном школьном образовании

Антонова А.Ю.

ФГБОУ ВО Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова – Тян - Шанского

Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ФГОС, необходимо уделять внимание системе контроля оценки и учета знаний обучающихся. Система контроля в школе не может ограничиваться утилитарной целью - выработкой умений, навыков по конкретному учебному предмету и проверкой усвоения знаний. Важная социальная задача: развивать у обучающихся рефлексию и общеучебные умения: умение проверять и контролировать себя, оценивать свою учебную деятельность, находить ошибки и уметь их устранять [1].

Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умений, навыков, выявить пробелы в подготовке обучающихся. В сочетании с обучающими программами на персональных компьютерах, тесты позволяют перейти к адаптивному обучению и контролю знаний.

Проблема оценочной деятельности – одна из актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической практике. Анализ литературы по данной проблеме выявил два направления, по которым ведётся работа: теоретическое и практическое. В теоретическом направлении выделяются следующие содержательные блоки: понятийный аппарат (В.С.Аванесов, А.Н.Майоров, Н.И.Пак), формы и виды тестов и тестовых заданий (В.С.Аванесов, А.Н.Майоров, Н.И.Пак, В.В.Филиппов), построение тестов и тестовых заданий (В.С.Аванесов, В.И.Васильев, А.Н.Майоров, Н.И.Пак, А.Л.Симонова, Н.Н.Самылкина), компьютерное тестирование и тестирующие программы (В.И.Васильев, Н.И.Пак, В.В.Филиппов). В практическом направлении авторы (А.А.Кузнецов, Н.Н.Самылкина, И.Семакин, Н.Д.Угринович) предлагают готовые тесты по информатике.

Определив уровень знаний обучающихся, учитель, имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать помощь в виде рекомендаций, консультаций. В традиционной школе на процесс оценивания не влияет качество самого обучения (имеется в виду тот процесс, который выстроил учитель), в результате которого обучающийся должен был усвоить данный материал. Очень важно знать, как лучше организовать контроль знаний обучающихся и как правильно оценить уровень их знаний.

Сложившееся сегодня противоречие между традиционными формами текущего контроля знаний обучающихся (устный и письменный опросы) и итоговым тестированием в рамках единого государственного экзамена обусловливает важность создания системы тестового контроля в процессе всего курса обучения в средней общеобразовательной школе. Н ами была смоделирована схема контроля знаний учащихся на основе тестовых методик (см. рисунок 1). Предлагаемая схема дополняет традиционную систему текущего контроля системой тестов различного назначения, что позволит получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний и повысить тестовую грамотность учащихся.

Схема включает тесты следующих видов:

базовые тесты – тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях (время проведения 7-8 минут);

диагностические тесты – тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень усвоения, учебные возможности обучаемого (время проведения 15 минут);

тематические тесты – тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объём и уровень её усвоения (время проведения 25 минут).

hello_html_m5ede4180.jpg

Рисунок 1 – Схема контроля знаний учащихся на основе тестовых методик

Проведение базовых, диагностических и тематических тестов позволяет осуществлять проектирование продвижения обучающегося с уровня на уровень на основе объективных показателей (результатов тестирования), что покажет тестовую грамотность учащегося.

Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

Звонников, В. И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / В. И. Звонников, М.Б. Челышкова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 224 с.

38. Консультация. Экзамен и тест как методы контроля

Консультация – это предэкзаменационное занятие, направленное на решение интеллектуальных и психологических вопросов, возникших у учеников при подготовке к экзамену. Многие исследователи считают, что консультация в школьной практике не нужна. Однако, как показывает практика, хорошо организованная консультация помогает ученикам сдать экзамен более спокойно и уверенно.

Консультация преследует две цели:

1) объяснение наиболее трудного материала, ответы на вопросы учащихся;

2) психологическая подготовка учащихся к экзамену. С психологической точки зрения консультация является очень важным занятием по подготовке к экзамену. Ученики должны уйти с этого занятия уверенными в том, что они смогут спокойно прийти и сдать экзамен.

Консультацию рекомендуется проводить за день до экзамена. День проведения консультации важен, так как ко времени этого занятия ученики должны быть практически готовы к экзамену.

Экзамен – традиционный устный метод контроля знаний в школе за определенный период обучения (чаще всего за год). В последнее время экзамен вызывает неоднозначную оценку педагогов. Выявляются два главных недостатка экзамена:

2) экзамен – это стрессовая ситуация для учащихся, блокирующая их интеллектуальные возможности.

В связи с этим наряду с экзаменом в классическом варианте часто стала применяться тестовая форма контроля.

Тесты – это задание состоящие из ряда вопросов и нескольких вариантов ответа на них для выбора в каждом случае одного верного.

Тесты с успехом используют наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащегося.

Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

Тесты на дополнение. В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися.

Тестовая форма контроля не рекомендуется как основная и единственная. Ее использование как итоговой формы контроля должно сочетаться с другими видами контроля.

Экзамен – традиционный устный метод контроля знаний в школе за определенный период обучения (чаще всего за год). В последнее время экзамен вызывает неоднозначную оценку педагогов. Выявляются два главных недостатка экзамена:

2) экзамен – это стрессовая ситуация для учащихся, блокирующая их интеллектуальные возможности.

В связи с этим наряду с экзаменом в классическом варианте часто стала применяться тестовая форма контроля.

Задания с выбором ответа особенно ценны тем, что каждому учащемуся дается возможность представить себе объем обязательных требований к овладению знаниями курса, объективно оценить свои успехи, получить конкретные указания для дополнительной индивидуальной работы. Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Тесты с успехом используют наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащегося. Так, зачастую тест служит одной из составляющих частей экзамена. В зависимости от задачи, которая ставится при выполнении теста, выбирают один из существующих видов тестового контроля.

Тесты с однозначным выбором ответа. На каждое задание предлагается несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

Тесты на дополнение. В этих тестах задания оформляются с пропущенными словами или символами. Пропущенное место должно быть заполнено учащимися.

Тестовая форма контроля не рекомендуется как основная и единственная. Ее использование как итоговой формы контроля должно сочетаться с другими видами контроля.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики

ЛЕКЦИЯ № 4. Методы педагогики Методы педагогики – это методы исследования, которые служат для исследования научно-педагогических задач. Выделяют несколько основных методов педагогического исследования.1. Метод наблюдения. Смысл метода наблюдения состоит в

ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения

ЛЕКЦИЯ № 35. Методы обучения Метод обучения – это способ организации познавательной деятельности учащихся; способ деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, на развитие учащихся и их воспитание. Метод обучения

ЛЕКЦИЯ № 37. Методы устного изложения

ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе

ЛЕКЦИЯ № 51. Урок как основная форма работы в школе Урок является коллективной формой обучения, которая имеет следующие особенности:1) постоянный состав учащихся;2) устойчивые временные рамки занятий (каждое занятие продолжается 45 мин);3) заранее составленное расписание

ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции

ЛЕКЦИЯ № 65. Сущность контроля усвоения знаний и его функции Одним из важнейших звеньев процесса обучения является контроль усвоения знаний. Он показывает, насколько полно и глубоко усвоены знания как на уроке, так и в системе уроков, а также вносит коррективы в

ЛЕКЦИЯ № 67. Методы контроля

ЛЕКЦИЯ № 67. Методы контроля Основными видами проверки и оценки знаний из них являются:1) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий;2) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти;3) годовая

ЛЕКЦИЯ № 68. Формы контроля

ЛЕКЦИЯ № 69. Виды контроля

ЛЕКЦИЯ № 69. Виды контроля В современной педагогической практике используют следующие виды контроля знаний:1) текущий;2) тематический;3) периодический;4) заключительный.Текущий контроль учебной работы учащихся позволяет учителю составить представление о том, как ведут

ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе

ЛЕКЦИЯ № 73. Безотметочное обучение в начальной школе Оценка – это процесс сравнения знаний, умений и навыков с эталонами, предусмотренными учебной программой. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.Основные недостатки отметочного

ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания

ЛЕКЦИЯ № 76. Методы и формы воспитания Методы воспитания – это способы воздействия воспитателя (педагога) на сознание учащихся, их волю и чувства с целью формирования у них определенных убеждений и навыков. Существует классификация методов воспитания, которая, однако,

ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе

ЛЕКЦИЯ № 77. Проблемы воспитания в школе На уровне обычной воспитательной деятельности учитель самодостаточен, так как руководствуется не научным, а традиционным, профессиональным опытом. Самодостаточность в данном случае означает отсутствие потребности в сомнениях,

Лекция 2. Методы психологии

Лекция 2. Методы психологии Методы научных исследований – это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от

8. НОВЫЕ МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ КОНТРОЛЯ НАД СИТУАЦИЕЙ

8. НОВЫЕ МЕТОДЫ СОХРАНЕНИЯ КОНТРОЛЯ НАД СИТУАЦИЕЙ Когда ребенок не слушается или отвергает контроль со стороны старших, позитивное воспитание не определяет его поведение как плохое или неправильное, но просто констатирует, что ребенок вышел из-под контроля — из-под


Для любой образовательной системы, в том числе и для учреждения высшего профессионального образования, оценка знаний учащихся является одной из основных и сложных задач.

Методом исследования уровня знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности является такая форма контроля как тест.

Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использования тестов в различных сферах человеческой деятельности, включая образование.

В последние годы тестирование, как метод оценки знаний, приобретает всё большую популярность. Вместе с традиционными формами тестирования широкое применение получило компьютерное, что соответствует общей концепции модернизации и компьютеризации российской системы образования.

От других методов диагностики тесты отличаются тем, что:

1) Предполагают стандартизованную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретацию.

2) Позволяют проверить знания обучающихся по широкому спектру вопросов.

3) Сокращают временные затраты на проверку знаний.

4) Практически исключают субъективизм преподавателя, как в процессе контроля, так и в процессе оценки [4].

Таким образом, тестирование по своей объективности и скорости получения результата превосходит многие формы контроля.

Исходя из актуальности технологии тестирования и ее уникальности среди других методов оценки знаний, можно определить основные задачи тестирования:

- развитие интереса у студентов к дисциплинам, по которым предполагается тестирование;

- активизация самостоятельной работы студентов во время подготовки к тестированию;

- воспитание сознательности и личной ответственности обучающихся за результаты своей подготовки;

- выявление уровня знаний, умений и навыков обучающихся по тестируемым дисциплинам;

- помощь студентам в определении уровня достигнутых результатов обучения и планирование дальнейшей подготовки;

- помощь преподавателям в оценке индивидуальных результатов обучения и развития обучающихся, расширении спектра контрольно-измерительных материалов, корректировке методики обучения [3].

Составляя тест, необходимо учитывать: цели, в соответствии с которыми проводится тестирование; характер материала, усвоение которого необходимо выявить; возрастные особенности испытуемых.

Чем глубже и полнее отражается в тестовых заданиях содержание учебной дисциплины, которое соответствует материалам прочитанных лекций или рекомендуемых учебников, тем увереннее можно судить о содержательной валидности (что и насколько хорошо тест измеряет), надежности и выборке тестовых заданий, которые и являются показателями качества теста. В тестовые задания необходимо включать основные, значимые положения, которые обучающийся должен знать в результате изучения дисциплины, поэтому, создавать тест, включающий все вопросы дисциплины, не всегда рационально [2, 97–98].

Содержание теста определяется с опорой на ряд педагогических принципов: соответствие содержания теста целям тестирования; определение значимости проверяемых знаний; взаимосвязь содержания и формы, содержательная правильность тестовых заданий; репрезентативность содержания учебной дисциплины в содержании теста; соответствие содержания теста уровню современного состояния науки; комплексность и сбалансированность содержания теста; системность и вариативность содержания.

Тестовые материалы для проверки первоначальных знаний у обучающихся позволяют выявить степень владения базовыми знаниями, необходимыми для начала обучения, и определить уровень владения новым материалом до начала его изучения в аудитории.

Проверка результатов выполнения тестовых заданий осуществляется по определенным критериям, приведенным в таблице 1.

Читайте также: