Проект алгоритмика для дошкольников в доу

Обновлено: 08.07.2024

Оценить 8678 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

на заседании Педагогического совета Протокол № ___ от________2018г.

Заведующий МБДОУ № 75 ___________________ Т.Ю. Покрывчак

Управляющего совета МБДОУ

Дополнительная общеразвивающая программа

Возраст воспитанников от 5 до 7 лет

Количество часов в год -76 часов

Педагог, реализующий программу

Полищук Ольга Васильевна

3. Организационно-педагогические условия реализации программы______________________________________________________________

4. 1.Пояснительная записка о реализации учебно-тематического плана___________________________________________________________

4.2 Информационная справка об особенностях реализации УТП_________________________________________________________________

4.3. Календарный учебный график ________________________________________________________________________________________

4.4.Учебный план дополнительной общеразвивающей программы______________________________________________________________

5.Учебно-тематический план - 1 год обучения_______________________________________________________________________________

6.Комплексная оценка индивидуального развития____________________________________________________________________________

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Ф. И. О. педагога, реализующего дополнительную общеразвивающую программу

Полищук Ольга Васильевна

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеразвивающая программа

Приказ МБДОУ от 31.08.2017 № 12-ДС75-11-142/17

Информация о наличии рецензии

Дать представление о фундаментальных понятиях информатики.

Познакомить с элементарными представлениями об алгоритме, информационно-компьютерных технологиях.

Совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности

Развитие логики, комбинативного мышления, речи, сенсорных возможностей и эмоционально-волевой сферы.

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в решении практических задач.

Воспитание творческих способностей ребенка.

Воспитание в детях уверенности в себе, своих силах.

Ожидаемые результаты освоения программы

К концу учебного года в результате прослушивания курса ребенок должен освоить указанные темы курса, познакомиться с базовыми понятиями, как цикл и подпрограмма, научится работать с различными видами конструктора.

Срок реализации программы

Количество часов в неделю/год

2/76 академических часов

В процессе работы на планшетах дети составляют из пиктограмм простейшие программы управления виртуальным роботом, движения которого изображаются на экране планшета. На каждом занятии ребенок использует планшет не более 15 – 20 минут.

Подбор материалов проводился с учетом зоны ближайшего развития ребенка и организации тематически направленной развивающей среды. Программа учитывает возрастные особенности развития детей, предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Программа предусматривает использование здоровьесберегающих технологий и тесного взаимодействия с родителями

Условия реализации программы:

- специально оборудованное помещение

Педагог дополнительного образования осуществляет организацию программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей.

Наличие помещения для проведения занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями;

Кабинет дополнительного образования №1

Для проведения занятия необходимы:

1. Планшеты на каждого ребенка.

2. Магнитно-маркерная доска, размером не менее 60см х 90см.

3. Комплект учителя – магнитные карточки с командами в количестве 112 штук.

4. Памятка с командами Вертуна для каждого ребенка.

5. Канцелярские круглые магниты.

6. Раздаточные материалы

7. - наборы LEGO , WeDo , Huno , - игрушки для обыгрывания

- технологические, креативные карты, схемы, образцы, чертежи - картотека игр.

8. STEM - набор "Робомышь"

11. Интерактивный комплекс.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями.

Для успешного обучения в школе важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.

Дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения детей в школе. Актуальность программы состоит в том, что интеллектуальное развитие дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день считаются материалы Лего, в которые входят различные виды конструкторов. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно-техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным человеком считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.

Программа разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами

Актуальность программы заключается в следующем:

 востребованность развития широкого кругозора у дошкольников начиная с раннего возраста и формирования предпосылок основ инженерного мышления;

 деятельность, направленная на формирования навыков начального программирования;

 необходимость ранней пропедевтики робототехники: внедрение наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток квалифицированных специалистов.

 программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ научно-технического творчества детей в условиях модернизации образования.

 Деятельностный характер технологического образования, направленность содержания на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать у дошкольников способность ориентироваться в окружающем мире и формировать предпосылки учебной деятельности.

 программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности, индивидуальности, конкретности (возраста детей, их интеллектуальных возможностей), направленности (выделение главного, существенного в образовательной работе), доступности, результативности.

 Конвенцией ООН о правах ребенка и другими международн0-правовыми актами;

 Декларацией прав ребенка (Провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года);

 Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013г. № 1155 (далее ФГОС ДО);

Направленность дополнительной общеобразовательной программы: техническая направленность

Вид образовательной деятельности: Познавательная деятельность.

Дать представление о фундаментальных понятиях информатики.

Познакомить с элементарными представлениями об алгоритме, информационно-компьютерных технологиях.

Совершенствовать умения работать с различными конструкторами, учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности

Развивающие:

Развитие логики, комбинативного мышления, речи, сенсорных возможностей и эмоционально-волевой сферы.

Воспитательные:

Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в решении практических задач.

Воспитание творческих способностей ребенка.

Воспитание в детях уверенности в себе, своих сила.

Срок реализации программы:

Периодичность занятий: Занятия проводятся два раза в неделю.

Режим занятий: Длительность каждого занятия –25 минут - в группестаршего дошкольного возраста (5-6 лет); 30 минут – в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Форма занятий: Данная программа технической направленности, поэтому в процессе работы происходит постоянная смена деятельности, что является необходимым условием в соответствии с психофизическими особенностями данного возраста.

Форма и сроки промежуточной и итоговой аттестации:

Формой промежуточной аттестации обучающихся (формой подведения итогов реализации данной программы) являются:

-участие детей в конкурсах и фестивалях различных уровней;

Организационно-педагогические условия реализации программы

Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы технической направленности созданы в соответствии с:

Формы работы: групповая (10-14 человек), совместная образовательная деятельность.

Режим занятий:Длительность каждого занятия –25 минут - в группе старшего дошкольного возраста (5-6 лет); 30 минут – в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Занятия по дополнительному образованию проводятся в отдельном помещении. Рабочее место педагога оснащено современными техническими средствами обучения (ноутбук).

Предметно-развивающая среда соответствует интересам и потребностям детей, целям и задачам дополнительной общеобразовательной программы.

Требования к педагогу дополнительного образования, осуществляемому реализацию программы.

Педагог дополнительного образования должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и поддержки молодых талантов; содержание учебной программы, методику и организацию дополнительного образования детей оздоровительно-спортивной, досуговой деятельности; программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений; деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Предметно-пространственная среда дошкольного учреждения обеспечивает:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства организации и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников. Экспериментирование с доступными детям материалами;

- двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики; - эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Структура занятия состоит из:

 1 часть занятия (организационный момент) –5-7 мин.,

 2 часть занятия (основная часть с использованием игровых технологий) –20-23 мин.

 3 часть (заключительная часть: упражнения на расслабление, подведение итогов занятия) – 3-5 мин.

Прогнозируемые результаты

Особенности реализации программы предполагают научить учащихся алгоритмическому мышлению, т.е. искусству правильно мыслить и разумно планировать свои действия, способствовать формированию приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей и формирование умений взаимодействовать в коллективе посредствам работы в группе.

К концу года дети должны ЗНАТЬ:

 правила пользования планшетом.

 команды робота и их обозначения в пиктограммах;

 что такое программа и алгоритм действия

 что такое линейная программа, программы повторители, подпрограммы

 что такое алгоритм с условием

УМЕТЬ: самостоятельно решать поставленные задачи,

 составлять программы, алгоритмы для робота

 планировать предстоящие действия,

 применять полученные знания, приемы и опыт составления алгоритмов,

 развитие крупной и мелкой моторики;

конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, заданной схеме

Подбор материалов проводился с учетом зоны ближайшего развития ребенка и организации тематически направленной развивающей среды. Программа учитывает возрастные особенности развития детей, предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку.

Познавательный материал дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей.

Принципы и подходы к построению программы

Принцип систематичности и последовательностипредполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность предлагаемой информации.

Принцип сочетания научности и доступности материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игры.

Сущность состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Материал дается в игровой форме с использованием определенных методов и приемов.

Принцип новизныдает возможность опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к деятельности путем постановки последовательной системы задач, максимально активизируя познавательную среду дошкольника.

Принцип интеграциизнаний в единое поле деятельности способствует адаптации к дальнейшей жизни в современном обществе.

Принцип развивающего обучения.

Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.

Принцип воспитывающего обучения.

Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание, сорадость).

На каждом учебном занятии подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, должен учитываться тип нервной системы, интересы, склонности ребенка, темп, уровень сложности определяться строго для каждого ребенка.

Принцип связи с жизнью.

Педагог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязи процессов, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде, в бытие человека, в существующих отношениях вещей и материи.

Сотрудничество с родителями.

Семья и образовательные учреждения представляют собой два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для полноценного развития ребёнка необходимо их взаимодействие.

К сожалению, чаще всего работа с родителями в дошкольных образовательных учреждениях ведётся только по тем направлениям педагогической пропаганды, при которых семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьёй не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

Для устранения этого пробела используются такие модели взаимодействия с родителями:

1. Образовательная модель, ориентированная не только на формирование у родителей позитивного отношения к дополнительному образованию, но и на их активное участие в образовательном процессе. В рамках этой модели использую следующие формы взаимодействия с семьёй:

Привлечение родителей расширяеткруг общения, повышает мотивацию и интерес детей. Формы и виды взаимодействия с родителями: подготовка фото-видео отчетов создания алгоритмов, программ, как в детском саду, так и дома, оформление буклетов.

Занятия с родителями, предполагающие повышение их компетентности в области индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка и в сфере предлагаемых программой занятий. Родители должны понять, чем дети занимаются, и в силу своих возможностей развивать и поддерживать то, чему их учат.

Интернет ресурсы:веб- форум, блог. Данные формы работы рассчитаны на дифференцированный круг общения. Традиционные формы взаимодействия устанавливают прямую и обратную взаимосвязь на уровне учреждения, а интернет ресурсы позволят расширить возможности коммуникации. Возможность привлечь семейный потенциал, организовав взаимодействие детей и взрослых на уровне всемирной паутины, позволяет найти единомышленников различного уровня продвинутости. Дошкольники вместе с родителями смогут выкладывать в открытый интернет видео обзоры и мастер классы по моделированию и программированию творческих идей, рассказывать о реализации своих проектов, расширяя круг любителей алгоритмики, программирования и информатики. Для этого родителям будет предоставлена информация об интернет- ресурсах и технических возможностях коммуникационного обмена. Данную информацию и ссылки на веб- сайты они могут получить на сайте детского сада.

Пояснительная записка о реализацииучебно-тематического плана

на 2017-2018 учебный год

Программа призвана помочь детям овладеть начальными навыками планирования деятельности, выстраивания простейших умозаключений по результатам деятельности, умения ориентироваться в пространстве, составлять целое из предложенных частей; находить закономерности в изображаемых предметах, формирование азов программирования, умение составлять план будущей деятельности, обеспечить развитие логического мышления, общее развитие, применение интеллектуальных и творческих способностей.

ВложениеРазмер
algoritmika_na_sayt.doc 161.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок реализации: 1 год

Коньшина Наталья Римовна,

воспитатель высшей категории

Алгоритмика – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы.

Раннее обучение детей началам программирования способствует развитию важнейших когнитивных навыков, таких как, умение планировать и организовывать свою деятельность, развитию математических способностей и абстрактного мышления, развитию особого типа мышления, называемого алгоритмическим. Этот тип мышления подразумевает умение планировать структуру действий, разбивать сложную задачу на простые, составлять план решения задачи. В широком смысле, алгоритмическое мышление является операционной базой всех методов и приемов обработки и использования информации. Навыки, составляющие его основу, являются метапредметными и необходимы каждому человеку, живущему в современном информационном обществе, независимо от его профессиональной подготовки и направленности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей и интересов: детей 5 - 6 лет в полноценном познавательном развитии, их позитивной социализации в целом, родителей в получении качественных образовательных услуг.

Данная программа позволит детей овладеть основами программирования, будет способствовать развитию индивидуальности каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Создавая программы, выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация дошкольника. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. В дальнейшем, учиться ему станет легче и интереснее, а значит, и процесс обучения, будет приносить радость и удовлетворение.

Таким образом, при гармоничном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные игры для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

Программа предназначена для работы с детьми 5-6 лет.

Продолжительность реализации программы: 1 год.

Требования к квалификации педагога дополнительного образования

Программа призвана помочь детям овладеть начальными навыками планирования деятельности, выстраивания простейших умозаключений по результатам деятельности, умения ориентироваться в пространстве, составлять целое из предложенных частей; находить закономерности в изображаемых предметах, формирование азов программирования, умение составлять план будущей деятельности, обеспечить развитие логического мышления, общее развитие, применение интеллектуальных и творческих способностей.

Формирование алгоритмических умений у старших дошкольников помогает многим детям выделять проблему, формулировать задачу, которую необходимо решить; определять исходные данные и конечный результат; разбивать сложные действия на элементарные составляющие; представлять эти действия в виде строгой последовательности; планировать свои действия; строго придерживаться определенных правил, последовательности действий при достижении требуемого результата; рефлексии, контролю своих действий; коррекции; выражать свои действия адекватными языковыми средствами .

Алгоритмика — это не только наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Выполнение действий по алгоритму формирует у детей основу совершенствования умений контролировать ход решения учебной или игровой задачи и способствует:

упорядочению детского мышления, улучшению восприятия действительности через освоение последовательности, заданной в правилах выполнения определенных действий, что выражается в умении планировать свои действия;

совершенствованию пространственной ориентировки детей, лучшему освоению ими правил дорожного движения, успешному осуществлению игровых и учебных действий; освоению детьми знаковых систем, схем, моделей, т.е. кодирования и декодирования информации, познанию логических связей между последовательными этапами какого-либо действия.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на развитие логического мышления детей, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности.

Новизна программы заключается в разработке и использовании на занятиях педагогом дидактического материала (карточек со знаками и схемами), лего-конструктора для составления примеров алгоритмов, планшетов.

Отличительными особенностями программы являются следующие:

  • поэтапное освоение обучающимися предлагаемого курса предоставляет возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;
  • методика предполагает осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку путем подбора заданий разного уровня сложности;
  • в ходе образовательного процесса педагогом создаются “ситуации успеха” для каждого ребенка;
  • подбор заданий осуществляется педагогом на основе анализа практической деятельности каждого ребенка на занятии.
  • построение курса обучения осуществляется на основе проблемно - деятельностных технологий. На смену позиции пассивного усвоения знаний приходят диалоговые формы работы, активное включение детей в образовательный процесс в роли активных субъектов и организаторов;
  • значительное место в организации образовательного процесса занимают игровые технологии, стимулирующие исследовательскую деятельность детей;
  • значительное место в программе занимает практическая деятельность детей, организованная в форме дружеских встреч;
  • широкое применение ИКТ - технологий.

Формирование основ алгоритмического мышления у детей старшего дошкольного возраста через применение компьютерных технологий

  • Способствовать формированию у детей элементарных навыков программирования, умение задавать роботу план действий и разрабатывать для него различные задания.
  • Обучать способам составления элементарных алгоритмов.
  • Способствовать овладению начальными навыками планирования деятельности и использованию компьютерной техники (планшета) как инструмента деятельности.
  • Учить пользоваться терминологией, высказываниями о производимых действиях, изменениях, зависимостях предметов по свойствам, отношениям.
  • Развивать навыки планирования своей деятельности и оценки ее эффективности.
  • Развивать словесно-логическое мышление, воображение, речь.
  • Способствовать развитию коммуникативных навыков, развитию готовности к сотрудничеству в команде, умению выражать свою точку зрения и совместно достигать результат.
  • Развитие у старших дошкольников элементарных математических представлений (количественных, пространственных, временных и т.д.) посредством работы с мини-роботом.
  • Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом в решении практических задач; воспитание творческих способностей ребенка; воспитание в детях уверенности в себе, своих силах.
  • Формировать способности к самооценке и самоконтролю.
  • Воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
  • Принцип доступности , последовательности и системности изложения программного материала. Предполагает учет возрастных особенностей детей.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов :

  • принцип психологической комфортности - создание благоприятной образовательной среды, обеспечивающей комфорт и ситуацию успеха каждому ребенку во время образовательного процесса;
  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
  • принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира ;
  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности;
  • принцип наглядности и интерактивности - наличие наглядного материала (ковриков и интерактивных игрушек - роботов) позволяет повысить у детей активность, концентрацию их внимания, улучшить понимание и запоминание материала. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Применение программируемых игрушек – роботов позволяет моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включенные в образовательный процесс, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала.
  • принцип систематичности - обучать, переходя от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей детей.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у дет ей устойчивого интереса к программированию (составлению алгоритмов), появление умений выстраивать последовательность действий, шагов по ее выполнению; достигать требуемый результат путем выполнения установленной последовательности действий; развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В этом возрасте у детей продолжает развиваться восприятие, развивается образное мышление, продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение и внимание, оно становится произвольным.

Условия реализации программы

Сроки реализации программы –1 год.

Режим занятий - занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность занятия в старшей группе - не более 25 минут.

Форма организации обучения : групповая

Планируемые результаты освоения программы

К концу 1 года обучения (к 6 годам):

  • Проявляет интерес к начальному программированию.
  • Слушает и понимает взрослого, действует по заданному алгоритму, правилу или схеме.
  • Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
  • Работает со схемой и таблицей, ориентируется в пространстве игрового поля (тематического коврика).
  • Проявляет творческую активность и самостоятельность.
  • Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения работы.

Периодичность оценки результатов и способы определения их результативности

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности особенностей и перспектив развития ребенка.

Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на изучение:

-знаний воспитанников (знает, как построить алгоритм с помощью условных знаков),

- умений воспитанников (умеет составлять простейшие алгоритмы, действовать по заданному алгоритму, правилу или схеме, планировать этапы и время своей деятельности, оценивать ее эффективность ориентироваться в пространстве, сотрудничать с другими детьми).

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

Высокий уровень . Ребенок выполняет не только линейные, но и разветвляющиеся, циклические алгоритмы. Сформированы первоначальные умения по составлению алгоритмов различных видов. Ребенок знает и может работать в программе Пиктомира. Можем самостоятельно выполнять задания педагога.

Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Соблюдает правила игры. Решает самостоятельно шахматные задачи. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве.

Средний уровень . Ребенок выполняет задания с небольшой помощью педагога.

Низкий уровень . Ребенок не знает, как построить алгоритм с помощью условных знаков. Самостоятельно не выполняет задания педагога.

Методами оценки результатов реализации дополнительной образовательной программы являются решение информационных задач, выполнение практических работ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

Направленность: техническая

воспитатель

Батейщикова

Ольга Вениаминовна

г.Когалым 2021г

Содержание: 1

Направленность Программы 2

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность 3-4

Адресат программы 5

Условия реализации Программы (формы обучения, форма 6-7

Реализации Программы, формы, режим и расписание занятий)

7. Организационно – педагогические условия реализации программы

1.Пояснительная записка

В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных навыков программирования. Однако отсутствие необходимых условий в детском саду не позволяет решить данную проблему в полной мере.

Кроме того, актуальность по формированию основ программирования значима в свете внедрения и реализации ФГОС ДО, так как:

- являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников; -осуществляются в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка;

- поддерживают инициативу детей;

- позволяют педагогу построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- -приобщают детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности; развивают первоначальные навыки программирования;

- формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

- объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

- компенсирует отсутствие образовательной деятельности, направленной на формирования навыков начального программирования;

Программа поможет педагогам дошкольных образовательных организаций поддержать детскую инициативу в освоении интересного увлекательного мира технического прогресса.

Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

В дальнейшем, учиться ему станет легче и интереснее, а значит, и процесс обучения, будет приносить радость и удовлетворение.

Программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.

Актуальность и новизна программы заключается в следующем:

• востребованность развития широкого кругозора, у дошкольников начиная с раннего возраста и формирования предпосылок основ инженерного мышления;

• деятельность, направленная на формирования навыков начального программирования;

• необходимость ранней пропедевтики робототехники: внедрение наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток квалифицированных специалистов.

• программа отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ научно-технического творчества детей в условиях модернизации образования.

• деятельностный характер технологического образования, направленность содержания на формирование предпосылок умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности позволяет формировать у дошкольников способность ориентироваться в окружающем мире и формировать предпосылки учебной деятельности.

• программа разработана с опорой на общие педагогические принципы: актуальности, системности, последовательности, преемственности, индивидуальности, конкретности (возраста детей, их интеллектуальных возможностей), направленности (выделение главного, существенного в образовательной работе), доступности, результативности.

Научно-техническая направленность обучения, которая базируется на новых информационных технологиях, способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.

Перечень нормативно-правовых актов

Программа разработана в соответствии с:

 Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации (письмо от 18.11.2015 № 09-3242)

Цель и задачи программы:

Задачи Программы:

· Учить составлять схемы движения робота.

· Воспитывать самостоятельность, инициативность, настойчивость в достижении цели деятельности.

По словам Президента РФ В.В. Путина, "инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень, который позволит подготовить высококвалифицированных специалистов способных внести существенный и реальный вклад в развитие нашего общества и государства".

Образовательный проект "Алгоритмика и элементарное программирование в дошкольном возрасте" реализуется в рамках вариативной части основной общеобразовательной программы МБДОУ № 220 (приказ от 09.01.2018 № 14 "Об организации инновационной деятельности МБДОУ № 220 по апробации парциальной модульной программы "STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста").

Основная идея проекта: Развитие у детей дошкольного возраста креативности, критического мышления, взаимодействия в команде, гибкости и адаптивности, инициативности, продуктивности и ответственности, формирование познавательной мотивации и приобретение опыта продуктивной творческой деятельности средствами алгоритмики и элементарного программирования.

Вид проекта: практико-ориентированный, информационно-технический, творческий.

Срок реализации проекта: 1 учебный год.

Возраст детей: 6-7 лет.

Этапы подготовки к реализации проекта:

  1. изучение опыта работы по данной проблеме дошкольных учреждений Ростова-на-Дону, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Краснодара и других регионов;
  2. курсы повышения квалификации: "Использование ИКТ в образовательной работе с детьми", "Образовательная робототехника и элементарное программирование";
  3. создание в группе технико-игровой образовательной среды:
    • центр "робототехника",
    • центр интерактивного моделирования,
    • информационно-технический модуль,
    • специализированная медиатека.

Изучение программирования и алгоритмики в детском саду является относительно новым направлением для дошкольного образования, хотя отдельные попытки обучения дошкольников в этом направлении имели место еще в 80-х годах ХХ века.

Существуют различные мнения по поводу возраста, с которого следует начинать обучение детей основам информатики, алгоритмики и элементарного программирования.

Старшим дошкольникам доступно развитие предпосылок научных понятий, которые в дальнейшем будут активно развиваться и реализовываться в школе.

Процесс программирования не требует от ребенка грамотности, умения читать, писать, он состоит в том, чтобы ребенок в процессе создания определенного алгоритма смог правильно использовать специальные стрелки с направлением движения вправо, влево, вперед, назад.

В данном образовательном проекте активно используются авторские методические разработки НИИСИ РАН ("ПиктоМир"), обучающие программы по использованию визуальных объектно-ориентированных сред программирования, программные продукты компании "Bee-Bot" (учебно-игровые пособия ("Умная пчела"), которые направлены на формирование в игровой форме у детей дошкольного возраста понятия "алгоритм".

В ходе реализации проекта воспитанники овладевают разными формами и видами творческо-технической игры, знакомятся с основными составными частями компьютера, основными понятиями, командами, применяемыми в начальной алгоритмике.

Дети с большим интересом и ответственностью учатся планировать свои действия в ходе выполнении задания, при необходимости пользоваться схемой, свободно демонстрировать технические возможности роботов-исполнителей с помощью создания алгоритма их действий, создавать алгоритмы действий на компьютере для роботов с помощью педагога и запускать их самостоятельно, выстраивать умозаключения по результатам деятельности, соблюдать разные правила и, что немаловажно, социальные нормы взаимодействия друг с другом в ходе решения практических задач.

Практическая деятельность в плане реализации данного образовательного проекта и его результаты подтверждают наше мнение, что популяризацию инженерных профессий можно и нужно начинать уже с раннего дошкольного возраста.

Читайте также: