Особенности групповой деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Мы знаем, что в школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в начальной школе мы должны сформировать у младшего школьника основные компоненты этой ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учебные действия, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков. Здесь важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. А это возможно при особой организации учащихся в учебном процессе, а именно при использовании парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

  1. Активизация познавательной деятельности.
  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
  3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
  4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Плюсы и минусы групповой работы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.
  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.
  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  4. Улучшается психологический климат в классе.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.
  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.
  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.
  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.
  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Принципы групповой работы.

С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

Варианты комплектования групп.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

  • Разделитесь на группы по … человек.
  • Разделитесь на … равные группы.
  1. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Виды групповой работы.

Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

Мозговой штурм.

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

  1. Он может контролировать.
  2. Организовывать.
  3. Оценивать работу учеников.
  4. Участвовать в работе группы.
  5. Предлагать участникам разные варианты решений.
  6. Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

Принципы выбора заданий для групповой работы.

  1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.
  • задания, которые требуют выполнения большого объема работы;
  • задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;
  • задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;
  • задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.
  1. Содержание работы должно быть интересно детям.
  2. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
  3. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Правила совместной работы.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

На слайде показаны примерные правила совместной работы.

Критерии эффективности групповой работы.

Учитель может оценить эффективность групповой работы на уроке по следующим критериям.

Попробуем оценить эффективность групповой работы на посещенных нами уроках по данным критериям.

Советы учителю.

В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Виды групповой работы : Один комментарий

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Обычно работа производится группой или коллективно. В настоящее время, как правило, задачи ставятся крупные. Для их решения создаются большие коллективы. Естественно в них возникают конфликты, вплоть до забастовок.

Трудно создать благоприятный психологический климат, как в большом, так и в малом коллективе. Возникает проблема психологической совместимости. Особенно ярко она проявляется в случаях длительного пребывания малого коллектива в замкнутом пространстве: на подводных лодках, в космических кораблях, в экспедициях, даже на малых надводных кораблях. Существует понятие психологической дистанции, то есть люди периодически встречаются на короткое время, а потом расстаются. Это, как аккумуляторы. Они, как бы скучают друг по другу и накапливают новую информацию. Для космонавтов и подводников проводятся специальные тесты на психологическую совместимость.

Коллективы можно разделить на 5 типов:

Очень малые (до 5 человек). Это может быть экипаж космических кораблей, команда двойки с рулевым в академической гребле и даже семья. Члены коллектива отлично знают друг друга, пристрастия, сильные и слабые стороны и т.п.

Маленькие (до 30 человек). В них люди знают друг друга по именам, могут собраться за одним столом. Это учебная группа, класс в школе, взвод в армии, бригада на заводе.

Средние(до 100 человек). В этом коллективе его участники в основном знают друг друга по фамилиям и по должностям. Это лекционный поток, школьная параллель, цех на заводе.

Крупные (до 1000 человек). Люди знают друг друга только по должностям и главное начальство по фамилиям. Создаются внутри средние и малые коллективы. Это факультет, батальон в армии, школа.

Очень большие (более 1000 человек). В них создаются свои более мелкие коллективы. Это университет, завод и т.д.

При создании коллектива, выстраивается иерархическая лестница.

Различают 3 способа управленческого влияния на личность и коллектив: принуждение, побуждение и убеждение.

Практически в любом коллективе могут появиться конфликты между отдельными личностями. Есть личности, которые хотят быть во главе коллектива, то есть быть неформальным авторитетом (лидером).

При руководстве коллективом необходимо выявлять такие личности и нейтрализовывать их. Безусловно, необходимо уметь идти на компромиссы, то есть помнить, что плохой мир лучше хорошей ссоры, но уступки не должны носить принципиального характера.

Человек– существо социальное, так завелось испокон веков, и изменить это невозможно. Взаимоотношения друг с другом занимают львиную долю времени и сил в нашей жизни. И не удивительно, что человек, стремиться упорядочить свои наблюдения и найти правила, которым бы подчинялись взаимоотношения в обществе.

Одни – общительны и не мыслят своей жизни без регулярного обмена информацией и эмоциями, другие – замкнуты и аскетичны, тщательно отбирают свой круг общения и следят за временем, которое этому уделяют.

Чтобы глубже разобраться в межличностных связях и установить вид взаимоотношений применяют множество различных методов. К примеру, психолог из Америки Дж. Морено впервые предложил использовать метод выбора. Это метод идеален, если требуется определить объективное место конкретного человека в деловых и личностных отношениях, при условии, что исследуемая группа людей хорошо знакома и отношения на данный момент уже сложились.

Очень важно знать и регулировать отношения в коллективе. Для этого стоит определить психологическую совместимость между его членами, и научиться балансировать особенностями характера и привычками.




Современный руководитель коллектива должен хорошо знать основы педагогики и психологии, уметь общаться с подчиненными и вышестоящим начальством. В этом залог его успешной деятельности руководителя.

Такие знания помогут выявить потенциальные разлады и образование нежелательных группировок, или же, наоборот, помогут создать наиболее благоприятное сочетание людей в группе, а также, не упустить момент, когда члены группы станут взаимно неинтересными, и тем самым поддерживать благоприятную и продуктивную обстановку в коллективе.

Обычно работа производится группой или коллективно. В настоящее время, как правило, задачи ставятся крупные. Для их решения создаются большие коллективы. Естественно в них возникают конфликты, вплоть до забастовок.

Трудно создать благоприятный психологический климат, как в большом, так и в малом коллективе. Возникает проблема психологической совместимости. Особенно ярко она проявляется в случаях длительного пребывания малого коллектива в замкнутом пространстве: на подводных лодках, в космических кораблях, в экспедициях, даже на малых надводных кораблях. Существует понятие психологической дистанции, то есть люди периодически встречаются на короткое время, а потом расстаются. Это, как аккумуляторы. Они, как бы скучают друг по другу и накапливают новую информацию. Для космонавтов и подводников проводятся специальные тесты на психологическую совместимость.

Коллективы можно разделить на 5 типов:

Очень малые (до 5 человек). Это может быть экипаж космических кораблей, команда двойки с рулевым в академической гребле и даже семья. Члены коллектива отлично знают друг друга, пристрастия, сильные и слабые стороны и т.п.

Маленькие (до 30 человек). В них люди знают друг друга по именам, могут собраться за одним столом. Это учебная группа, класс в школе, взвод в армии, бригада на заводе.

Средние(до 100 человек). В этом коллективе его участники в основном знают друг друга по фамилиям и по должностям. Это лекционный поток, школьная параллель, цех на заводе.

Крупные (до 1000 человек). Люди знают друг друга только по должностям и главное начальство по фамилиям. Создаются внутри средние и малые коллективы. Это факультет, батальон в армии, школа.

Очень большие (более 1000 человек). В них создаются свои более мелкие коллективы. Это университет, завод и т.д.

При создании коллектива, выстраивается иерархическая лестница.

Различают 3 способа управленческого влияния на личность и коллектив: принуждение, побуждение и убеждение.

Практически в любом коллективе могут появиться конфликты между отдельными личностями. Есть личности, которые хотят быть во главе коллектива, то есть быть неформальным авторитетом (лидером).

При руководстве коллективом необходимо выявлять такие личности и нейтрализовывать их. Безусловно, необходимо уметь идти на компромиссы, то есть помнить, что плохой мир лучше хорошей ссоры, но уступки не должны носить принципиального характера.

Человек– существо социальное, так завелось испокон веков, и изменить это невозможно. Взаимоотношения друг с другом занимают львиную долю времени и сил в нашей жизни. И не удивительно, что человек, стремиться упорядочить свои наблюдения и найти правила, которым бы подчинялись взаимоотношения в обществе.

Одни – общительны и не мыслят своей жизни без регулярного обмена информацией и эмоциями, другие – замкнуты и аскетичны, тщательно отбирают свой круг общения и следят за временем, которое этому уделяют.

Чтобы глубже разобраться в межличностных связях и установить вид взаимоотношений применяют множество различных методов. К примеру, психолог из Америки Дж. Морено впервые предложил использовать метод выбора. Это метод идеален, если требуется определить объективное место конкретного человека в деловых и личностных отношениях, при условии, что исследуемая группа людей хорошо знакома и отношения на данный момент уже сложились.

Очень важно знать и регулировать отношения в коллективе. Для этого стоит определить психологическую совместимость между его членами, и научиться балансировать особенностями характера и привычками.

Современный руководитель коллектива должен хорошо знать основы педагогики и психологии, уметь общаться с подчиненными и вышестоящим начальством. В этом залог его успешной деятельности руководителя.

Такие знания помогут выявить потенциальные разлады и образование нежелательных группировок, или же, наоборот, помогут создать наиболее благоприятное сочетание людей в группе, а также, не упустить момент, когда члены группы станут взаимно неинтересными, и тем самым поддерживать благоприятную и продуктивную обстановку в коллективе.

Групповую деятельность людей в рамках организации (а не деятельности отдельных работников) можно считать необходимым условием достижения организационных целей. Выделим главные особенности групповой деятельности:

1. По всей видимости, группы обеспечивают человеку психологический .

2. Группа в целом дает лучшие идеи, хотя порождает меньше идей, чем отдельные члены группы. Однако идеи группы отличаются лучшей проработкой, всесторонней оценкой, большей степенью ответственности за них.

Можно предположить, что группа в целом будет работать лучше, чем самые лучшие ее члены. Но на деле так происходит далеко не всегда, поскольку успех работы группы во многом зависит от типа согласия между ее членами.


На практике перед группами ставится задача быстро найти общую точку зрения, используя простые методы принятия решения, такие, как голосование, осреднение, компромисс или даже жеребьевка типа орел – решка.

Безусловно, эти методы могут исключить конфликтную ситуацию, но они очень неэффективны, так как не используют творческих идей большинства членов группы. Эффективная группа, вырабатывающая высококачественные идеи, не боится конфликта и использует разницу в мнениях ее членов. Одним из самых популярных методов, используемых группой для выработки идей, является мозговой штурм.

3. Группа принимает более рискованные решения, чем отдельные, члены группы. Вероятно, развивается определенный тип , при котором группа ощущает себя неуязвимой.

Тенденция к принятию рискованных решений в группах отмечается, как правило, в ситуациях, когда в выработке решения задействованы работники, не являющиеся руководителями. Одно из предложенных объяснений этого использует понятие разделенной ответственности за принятие решений в группе, которое означает, что члены группы чувствуют меньшую ответственность, если решение оказывается неправильным.

Ингруппы и аутгруппы. Процессы образования групп в организации, эффективность их деятельности, внутригрупповые и межгрупповые конфликты, возможности достижения целей организации и ее подразделений во многом зависят от идентификации индивидов по отношению к группам. При этом каждый работник организации выделяет некоторые группы, к которым он, по его убеждению, принадлежит, и определяет их как : , , , и, наконец, .

Такие группы называют ингруппами, т.е. группами, к которым работник чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что расценивает членов ингруппы как . Группы, к которым не принадлежит работник (другие отделы, лаборатории, компании, организации, профессиональные группы), будут для него аутгруппами, для которых он подбирает символические значения – , .

Виды поведения членов организации в группах. Чтобы успешно выполнить необходимые для организации рабочие задания, работники должны кооперироваться и интегрироваться в группы. Процесс кооперации и интеграции будет успешным, если члены групп следуют определенным социальным нормам, воспринимают социальный контроль через групповое давление, испытывают чувство идентификации между членами группы, отношения взаимозависимости, влияние лидера группы и т.п.

Сильное влияние членов групп на индивидуальное поведение отмечено в Хотторнских экспериментах в , в ходе которых было выявлено, что фактор группового давления оказывает на поведение членов организации более сильное воздействие, чем финансовый фактор. Группы в организации создают и используют собственные образцы неформальных связей и социальных норм, что обусловливает специфическое социальное поведение.

Примерами таких неформальных норм поведения могут быть, в частности, следующие:

  • не проявляй излишнего рвения в работе (увеличение выработки продукта одним из членов группы может привести к повышению нормативных требований и повредит группе в целом);
  • не жалуйся начальству (неформальная структура воспринимает официальное вмешательство в сферу группового поведения крайне негативно (начальство не в курсе отношений) и всячески препятствует официальным поведенческим нормам);
  • не зазнавайся, получив повышение или другое вознаграждение (в данном случае возможно нарушение существующих норм взаимной зависимости и контроля через групповое давление);
  • не уклоняйся от действий группы (группа пытается сохранить свою целостность и действенность групповых норм).

Каждая социальная группа в организации разрабатывает собственную систему санкций за нарушение групповых норм, в частности остракизм, всеобщее презрение, бойкот, требование выполнять нежелательную или неперспективную работу, выставление в плохом свете перед руководством и т.д.

Благодаря этим санкциям социальные групповые нормы достаточно успешно действуют в группах. Через социальные группы осуществляется связь образцов поведения, принятых в организации, которые включают в себя установки и образцы поведения, касающиеся отношения индивидов к своей работе.

Формирование и функционирование групп в организациях, а также поведение их членов имеет большое значение для управления организацией, так как они создают (или не создают) внутреннюю поддержку рабочих организационных норм. Американский социолог Р. Лайкерт, например, развивает концепцию организации, основанную на влиянии рабочих групп на ее деятельность.

В его теоретических построениях прослеживается связь между процессами в группах и действием власти, технологией, культурой, официальной структурой и другими компонентами организации. По мнению Лайкерта, . Согласно его концепции, члены организации и ее подразделений (отделов, цехов, лабораторий и др.) выполняют

свои функции значительно более эффективно, если они участвуют в деятельности сразу нескольких групп, соединяя свои усилия. Одновременное членство работников в различных группах организации осуществляется с помощью , или связующего звена, – члена организации, который может одновременно входить в разные группы. Чаще всего в этой роли выступает руководитель группы, являясь связующим звеном между своей группой и более высоким уровнем управления.

Одновременное членство и связующие звенья в структуре организации Структуры с вертикальным одновременным членством позволяют развивать процессы коммуникации, координации деятельности групп, подготовки и принятия совместных решений. Особенно часто структуры такого рода используются при партисипативном стиле управления, т.е. стиле, при котором допускается участие подчиненных в принятии управленческих решений.
Кроме того, между группами, находящимися на одном управленческом уровне, например между линейными и функциональными подразделениями, в рамках матричных структур возможно наличие горизонтальных связующих звеньев.

Структуры с одновременным членством работников в двух группах более внутренне конфликтны, так как существует постоянная опасность возникновения конфликтов вследствие двойной принадлежности работника, поскольку в разных группах существуют разные основания для принятия решений, нормы, система потребностей, установки. В конечном счете индивиды, как правило, начинают поддерживать решения, потребности и установки тех групп, которые они считают своими, т.е. ингрупп.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ГРУППОВАЯ РАБОТА

В социологии и социальной психологии совместная деятель­ность людей в малых группах получила название групповой дея­тельности. Актуальность исследования групповой деятельности обусловлена тем, что полученные выводы применяются в орга­низации научного управления деятельностью различных малых групп общества, социальных коллективов и в первую очередь первичных производственных коллективов.

Деятельность — это специфически человеческая, регулируе­мая сознанием активность, порождаемая потребностями и на­правленная на познание и преобразование внешнего мира и са­мого человека.

Деятельность малых групп — сложный многогранный объект, многочисленные компоненты которого образуют определенную структуру, которая формируется во взаимодействии общественных и индивидуальных компонентов под влиянием специфических ме­ханизмов внутригрупповой интеграции.

Во взаимодействии отдельных личностей рождается групповая деятельность как результиру­ющая всех индивидуальных воль и усилий, которая зависит не толь­ко от специфических социально-психологических механизмов, сформулированных в результате взаимодействия, но и от индиви­дуальной специфики деятельности всех членов группы.

В социологии управления выделяется особый вид групповой деятельности — групповая работа как специфический метод активной социологии.

Групповая работа — это совместная работа людей в малых груп­пах (до 25—30 человек или по количеству членов структурного под­разделения) над определенным заданием, которые самостоятельно или с помощью консультанта устанавливают нормы общения и вза­имодействия, выбирают направление своей работы и средства для ее достижения. Групповая работа имеет содержательный, каче­ственный, структурный и координационный аспекты.

Предшественниками метода групповой работы являются ме­тодики, созданные в социальной психологии и в прикладных раз­работках по теории систем: различные виды групповых тренингов, прежде всего тренинг психологической восприимчивости (сензитивнести) и процедуры коллективного поиска решений.

Основное назначение групповой работы — решение сложных проблем, требующих совместных усилий представителей различ­ных организаций или разных подразделений внутри одной орга­низации. разных специалистов, например проблемы внедрения новшеств, развития организаций, сложные вопросы управления организацией и т. п.

Групповая работа позволяет в ряде случаев качественнее и быст­рее решать возникающие проблемы и может использоваться как ме­тод обучения и повышения квалификации руководителей и специа­листов в школах, колледжах, вузах и т. д., как одна из основных форм работы в различных видах игр (инновационных, организационно-деятельностных, практических, деловых наряду с межгрупповыми формами взаимодействия), а также как самостоятельная форма вы­работки решений (работа временных целевых групп, оргпроектирование, специальные совещания, семинары).

В связи с этим в групповой работе выделяются следующие аспекты:

Содержательный — совместная работа по решению задач, определению направлений деятельности, поиску средств ее дос­тижения.

Структурный — формирование группы, определение состава участников, определение продолжительности совместной рабо­ты, ролевой и позиционной структуры группы.

Координационный — для планирования, организации и конт­роля работы группы требуется еще один компонент — координа­тор. В качестве координатора может выступать внешний или внут­ренний консультант организации, группа консультантов, руково­дитель.

В качестве коорди­натора выступает консультант. Целью групповой работы являет­ся решение содержательных задач. Но для выполнения этой цели необходимо структурирование и качественная подготовка груп­пы. Достижение результатов содержательной работы группы воз­можно через приоритетное внимание либо к качественному, либо к структурному аспекту.

Возможны различные варианты организации групповой ра­боты. Для решения нестандартных проблем, не имеющих прото­типов решения, групповая работа осуществляется при участии организатора, который контролирует процесс поиска решения. предлагает новые методы работы или организует их выработку группой, но не дает готовых вариантов решений и, как правило, не участвует в обсуждении содержания решений, а лишь направ­ляет его. В других случаях допускается участие консультанта (орга­низатора) в разработке содержания решений, используется опыт аналогичных решений (для задач, имеющих аналоги решения).

Если рассматривать аспекты работы группы в хронологичес­ком плане, то их лучше расположить в следующем порядке: коор­динационный, структурный, качественный, содержательный. Та­кая последовательность обусловлена приоритетным порядком выполнения той или иной части групповой работы: появление или выявление в организации проблемы как некоторого неразрешен­ного противоречия вызывает необходимость привлечения кон­сультанта по управлению, призванного помочь разрешить данное противоречие. Консультант в силу своего профессионального и личностного опыта выбирает концептуальную и методологичес­кую базу, в рамках которой, как он предполагает, возможно реше­ние проблемы, и составляет план работы. В соответствии с этим далее решается вопрос о формировании состава, размера и струк­туры группы. Группа должна обладать определенными качества­ми, необходимыми для эффективной совместной работы, и иметь или выработать некоторую технологию совместного принятия решений. Только после этого возможен переход к конкретному решению содержательных вопросов и проблем, стоящих перед организацией.

Для различных аспектов групповой работы используются разные методы групповой работы. Консультант в зависимости от своей квалификации, поставленных целей, состава и уровня развития группы решает, какие именно методы и когда следует применять.

Читайте также: