План урока литература вов

Обновлено: 30.06.2024

Цель урока: активизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне, дать понятие о роли искусства (поэзии) в годы тяжелых испытаний для страны; закреплять умение анализировать стихотворные произведения; воспитывать чувство патриотизма, желание знать историю своей страны.

  • Образовательная: обеспечить усвоение знаний о роли искусства (поэзии) в годы Великой Отечественной войны;
  • Развивающая: обучать умению анализировать стихотворные произведения; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;
  • Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию патриотизма, гуманизма.

Оборудование урока: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений, постановка вопросов.

Война ж совсем не фейерверк,
А просто – трудная работа,
Когда – черна от пота – вверх
Скользит по пахоте пехота.

Наша память – это душевный и жизненный опыт, оплаченный дорогой ценой.

I. Оргмомент

II. Основная часть

Ученики читают стихотворение.

Мирное небо над крепостью Бреста,
В тесной квартире счастливые лица.
Вальс… Политрук приглашает невесту,
Новенький кубик блестит на петлице.

А за окном красота новолунья,
Шепчутся с Бугом плакучие ивы.
Год сорок первый, начало июня…
Все ещё живы, все ещё живы,
Все ещё живы, все, все, все.

Прослушивание отрывка из песни.

– Почему поэзия оказалась необходима людям – и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу? (Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия не боялась правды, даже горькой и жестокой).

Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом

Ученик. В стихотворении Владислава Занадворова, поэта, погибшего под Сталинградом в 1942 г., – неприкрашенная война:

Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит свое выраженье.
Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;
Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звёзды окопных ночёвок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;
Это – в жизни короткой последний рассвет
Над разрытой землёй. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, под вспышки гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю,
Я верю, что нигде на свете
Второй такой не отыскать!

Ученик. При выполнении боевого задания в 1942 г. погиб 20-летний Всеволод Багрицкий. В его кармане была найдена тоненькая коричневая тетрадь фронтовых стихов, пробитая осколком, который убил юношу.
В боях под Сталинградом в январе 1943 г. погиб Михаил Кульчицкий, автор известных строк:

Война совсем не фейерверк:
А просто – трудная работа,
Когда – черна от пота – вверх
Скользит по пахоте пехота.

Ученик. Командир стрелкового взвода Владимир Чугунов погиб на Курской дуге 5 июля 1943 г., поднимая бойцов в атаку. Он умер так, как предрёк в своём стихотворении:

Если я на поле ратном,
Испустив предсмертный стон,
Упаду в огне закатном,
Вражьей пулею сражён,
Если ворон, словно в песне,
Надо мною круг замкнёт, –
Я хочу, чтоб мой ровесник
Через труп шагнул вперёд.

Ученик читает стихотворение.

Когда на смерть идут – поют,
А перед этим можно плакать,–
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг.
И почернел от пыли минной.
Разрыв –
И умирает друг
И значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черёд,
За мной одним идёт пехота.
Будь проклят
Сорок первый год,
Ты, вмёрзшая в снега пехота!
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв –
И лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать,
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким.
А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь чужую.

Это чувство объединяло разных людей, разных поэтов, независимо от их отношений с властями. Главным было стремление сохранить и охранить Родину.

Ученик читает отрывок из стихотворения:

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
Не плача, рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
И мы молчали с нею до утра.
Какие я могла найти слова,
Я тоже ленинградская вдова.

– Как чувства выражены в этих строках? (О. Берггольц пишет скупо, короткими предложениями, внешне не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замёрзшие, замершие в душе)

Ученик читает стихотворение:

Но тот, кто не жил с нами, – не поверит,
Что в сотни раз почётней и трудней
В блокаде, в окруженье палачей
Не превратиться в оборотня, в зверя…
Я никогда героем не была.
Не жаждала ни славы, ни награды.
Дыша одним дыханьем с Ленинградом,
Я не геройствовала, а жила.

В строчках поэтессы звучит уверенность в том, что даже в это ужасное время человек остается человеком, гуманность побеждает фашизм, а любовь к своей Родине заставляет людей жертвовать собственными жизнями.

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

Ученик. С третьей строфы возникает воспоминание поэта о себе самом – тогдашнем. От эпичных строк Самойлов переходит к лирическим. В трёх четверостишиях воссоздан автопортрет лирического героя – солдата на той войне:

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Ученик. Шестая строфа несет обобщенный характер: в ней переплетаются судьбы Отчизны и героя:

Как это было! Как совпало –
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.

Ученик. В завершающей строфе воедино сливаются лирическая и эпическая картины: лирический герой ощущает себя частицей России, своего поколения:

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

– Чем отличаются эпитеты в начальной и заключительной строфах? (В заключительной строфе они выразительные, метафорические. Употребленные в переносном значении, они дают не логическую, а эмоционально-образную характеристику военных лет).
– Почему поэт избирает кольцевую композицию, прибегая при этом к ритмическим параллелизмам? (Это объясняется тем, что по мере развертывания размышлений лирического героя о войне они приобретают всё более многозначный философский смысл).

III. Итог

Учитель. Молодые поэты ушли на войну, многие из них не вернулись. Остались талантливые стихи, обещания яркой творческой жизни, которая оборвалась на фронте.
Поэзия военных лет уловила самую суть развернувшейся войны:

IV. Домашнее задание

Развёрнутый конспект урока. Материалы частично могут быть использованы и для подготовки классного часа по патриотическому направлению. В приложении представлен кроссворд по теме урока (с ответами).

ВложениеРазмер
OSOBENNOSTI_LITERATURNOGO_PROCESSA_PERIODA_VELIKOY_OTEChESTVENNOY_VOYNY.doc 201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональное училище (ГОУ НПО ПУ) № 93

«Особенности литературного процесса

РАЗВЁРНУТЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА*

*(можно использовать на спаренном занятии или разделить на два занятия)

Автор-составитель: Меркурьева Елена Анатольевна,

преподаватель русского языка и

  1. сформировать у учащихся представление о состоянии и развитии литературы военного периода, её роли в борьбе за независимость родины;
  2. проверить умение учащихся самостоятельно систематизировать и обобщать материал .

Вступительное слово учителя

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет …

УЧЕНИК: Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Гремели пушки, но музы не молчали - Великая Отечественная война вызвала к жизни мощное искусство.

У каждого поэта есть провинция,

Она ему ошибки и грехи,

Все мелкие обиды и провинности

Прощает за правдивые стихи.

И у меня есть также неизменная,

На карту не внесённая, одна,

Суровая моя и откровенная

Далёкая провинция- Война…

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Художники слова активно работали во фронтовой и центральной печати, освещая ход драматических событий и поднимая боевой дух народа.

Вначале войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее мобильные и оперативные жанры, доносившие до народа самые главные и искренние слова.

ВОПРОС. Назовите эти жанры.

ОТВЕТ. (Публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение)

ВОПРОС. Вспомните слова Алексея Суркова, который обозначил направление поэзии того грозного времени.

За пять лет Великой Отечественной эта песня превратилась в гимн Победе. Её знали все – солдаты, их жёны, дети…

Песня приобрела массовую популярность на фронтах Великой Отечественной войны и поддерживала высокий боевой дух в войсках, особенно в тяжёлых оборонительных боях .

В послевоенное время часто исполнялась Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова и имела широкий успех как в СССР, так и на зарубежных гастролях.

Какая музыка была!

Какая музыка играла,

Когда и души и тела

Война проклятая попрала.

Какая музыка во всём,

Всем и для всех - не по ранжиру.

Осилим… . Выстоим… .Спасём…

Ах, не до жиру - быть бы живу…

Я только раз видала рукопашный.

Раз наяву- и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

УЧЕНИК: Именно в стихе, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом.

Стихи взывали с плакатов, их можно было увидеть на спичечном коробке и на обёртке концентратов, они мелькали на броне танков, мчавшихся в атаку, падали дождём листовок из самолётного люка, пронизывали собой радиоэфир и стремились уместиться на газетной полосе рядом со сводкой Информбюро.

Изначально преобладали малые поэтические жанры: лирическая и походная песня, рифмованный лозунг, стихотворный репортаж, басня, сатирическая сказка и т.п. Некоторые песни поднимались до широких эпических обобщений и подлинно всенародного звучания.

Учащийся читает стихотворение

Жди меня, и я вернусь

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жди, когда снега метут,

Жди, когда других не ждут,

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь,

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Выпьют горькое вино

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Не понять не ждавшим им,

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой,-

Просто ты умела ждать,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: В годы войны было создано много стихотворений о Родине, стихотворений-воспоминаний о родных местах. Ощущение России в годы войны сделалось многостороннее и глубже. Даже попадая в тяжелейшие условия, писатели оказывались достойными сыновьями Советской Отчизны.

Трагична судьба татарского поэта Мусы Джалиля (Муса Мустафович Залилов). Будучи тяжело раненым, он попал в плен. В концлагере Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию, члены которой распространяли листовки, вели пропаганду среди заключённых, устраивали их побеги. Патриота выдал предатель. Джалиль был переведён в берлинскую тюрьму Моабит и приговорён к смертной казни. Но поэт продолжал бороться, думая не о себе - о Родине:

Мой друг, ведь наша жизнь - она лишь искра

Всей жизни Родины - страна побед.

Пусть мы погаснем - от бесстрашной смерти

В Отчизне нашей ярче вспыхнет свет.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Жанр поэмы, как и другие литературные жанры, пережил за годы войны заметную эволюцию.

ЗАДАНИЕ. Давайте попробуем вспомнить и проследить изменения, происшедшие с этим жанром.

Учащиеся приводят примеры:

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Именно Ольге Берггольц принадлежат слова, высеченные на обелисках, памятниках погибшим:

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

В качестве дополнительного иллюстративного материала используются иллюстрации на форзаце учебника, на стр.208;211;213-214;218;221;224 и цветные вклейки учебника (Чалмаев В.А., Зинин С.А.Литература,11 класс, ч.2. – 7-е изд., испр. и доп.,2008).

А сейчас поговорим о том, что такое публицистика, и какую роль она играла в период Великой Отечественной войны.

УЧАЩИЙСЯ ЗАЧИТЫВАЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Публицистика- это жанр, в котором информация о событиях напрямую сопряжена с оценочностью и эмоциональностью, нередко с выполнением литературой внехудожественных, социально-политических функций, с прямым вмешательством в историю.

Работа с учебником (Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература 11 класс, 2008, стр.204-209)

  1. Особенность публицистического слова Ильи Григорьевича Эренбурга
  2. Нравственно-философский аспект событий Алексея Николаевича Толстого
  3. Трагически напряжённые репортажи Василия Гроссмана
  4. Радиопублицистика блокадного Ленинграда Ольги Берггольц

Прозаические жанры (рассказ, повесть, роман) развивались примерно так же, как и поэтические. Сначала преобладали малые формы- рассказ и небольшая повесть. К концу войны авторы создают крупные повести и романы. Нередко рассказы (а порой и повести) были тесно связаны с очерком, публицистикой, строились на документальной основе.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Во время войны и в первые послевоенные годы появились произведения, авторы которых, преодолевая очерковость и публицистичность, стремились подняться до художественного осмысления событий, очевидцами или хотя бы современниками которых они были.

Позднее, в годы оттепели, когда расширились границы разрешённого в литературе, открылись многие архивы, получили слово непосредственные участники прежде замалчиваемых событий, поток художественно-документальной прозы стал одним из магистральных в литературе о войне. В произведениях данного ряда особенно подкупала достоверность, стремление авторов к правде, дефицит которой так остро переживался в предшествующие годы.

Писатели исследовали те стороны национального характера, которые позволили выстоять русскому солдату плечом к плечу с солдатами других национальностей в самые сложные периоды войны. Характеры большинства героев этих произведений - характеры цельные, уже сложившиеся, они не развиваются, а раскрываются, проявляют лучшие черты в тяжелейшие моменты военных испытаний.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Литературная практика последующих лет доказала нерасторжимость двух основных подходов к теме Великой Отечественной войны: локального и масштабного. В самом локальном изображении всенародной, священной войны, если оно исторически верно и одухотворено теплотой патриотизма художника, непременно проступает эпическое начало, связанное с темой защиты Родины, которая живёт в сердце её защитника, будь то Андрей Соколов или Саня Малешкин, генерал Серпилин или лейтенант Кузнецов.

Военная проза, сыграв исключительно плодотворную роль в 60-70-х годах, в 80-е годы стала уступать позиции. К тому времени в этой тематике сложились свои сюжетно-композиционные стереотипы, ощущалась потребность в стилевом обновлении.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Богатый гражданский опыт литературы периода Великой Отечественной войны оказал заметное влияние на все последующее литературное развитие. Это выразилось в послевоенной литературе не только в том, что художники слова постоянно обращались к теме Великой Отечественной войны, раскрывая всё новые и новые аспекты, вызывая из небытия имена неизвестных героев, освещая множество героических событий, сохранившихся в народной памяти, но и более широко.

Его зарыли в шар земной.

А он был лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой

Без званий и наград.

Ему, как мавзолей, земля-

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Грома тяжёлые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой…

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей…

Чтобы закрепить пройденный материал, предлагаю творческую работу. Это кроссворд по теме нашего занятия.

Учитель. Запишите тему урока в тетрадях. Определим учебные задачи урока.

Учащиеся. Задачи урока: расширить знания о писателях- фронтовиках;

выявить, какой была проза, поэзия, драматургия в годы войны;

определим особенности литературы военного времени

Дома подготовите устное выступление по теме урока , используя записи в тетради Если у кого-то родятся стихи, тот напишет стихи, кому захочется создать иллюстрацию,выполните это задание. Ответ должен быть проиллюстрирован чтением стихов, пересказом фрагментов произведений.

Поэты, писатели, их произведения

Прочитайте эпиграф к уроку.(Слайд3) Как вы думаете, почему эти слова ленинградского поэта Игоря Мэя взяты в качестве эпиграфа :

В часы испытаний

Грудью вставая за землю свою,

Музы солдатские не замолчали!

С народом в строю.

Учащиеся.Произведения писателей звали народ на защиту Родины.

Учащиеся.Люди почувствовали, что это особая песня, это торжественный гимн, зовущий к борьбе к победе.

Учитель.Какие художественные средства передают призывность песни?

Учащиеся.Побудительные предложения, обращения,глаголы повелительного наклонения

Один из учащихся читает стихотворение.

Учитель.Как думаете , почему это стихотворение полюбилось бойцам?

Учитель.А как вы оцените средства выразительности этого стихотворения?

Учащиеся.Речь скупа, и ритм однообразен. Анафора , однородные члены подчеркивают глубину чувств автора, усиливают проникновенность

Говоря о литературе военных лет , мы не имеем права не вспомнить татарского поэта Мусу Джалиля. Хотелось, чтобы вы раскрыли жизненный и литературный подвиг Мусы Джалиля ( Слайд11-13)

После смерти М. Джалиля в 1945 году в Моабитской тюрьме в Берлине случайно нашли листок с записью поэта.Моабитские тетради приносили и после войны в Союз писателей. В 1956 году Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского союза.

Годы войны были временем раздумий о жизни, о Родине, о человеке.Замыслы поэтов требовали большой формы. Тяжелейшие годы войны, казалось бы не располагали к работе над крупными произведениями, но в военные годы появилось много талантливых поэм. Какие поэмы вам известны? ( Слайд 14)

Учащиеся.Подожгла конюшню , где были лошади немцев.

Учитель.Вы послушаете фрагмент из этой поэмы. Хотелось бы услышать,какой отклик вызвал эпизод из поэмы в вашей душе?

Учащиеся читают фрагменты из поэмы

Учитель.Какой отклик вызвал эпизод из поэмы в вашей душе?

Учащиеся.Стихотворение передаёт чувства героини за несколько минут до смерти. Как тяжела дорога к виселице, к столбу! Сколько мыслей возникло у героини? Думает о жизни, о смерти, о том, что жизнь будет продолжаться, о Москве, о маме, о Родине.О самом дорогом…Мысли прерываются. Стихотворение эмоционально. Много многоточий , восклицательных и вопросительных предложений.

Стихотворение включает предсмертную речь героини. Героиня умирает с мыслями о Родине. Она призывает убивать фашистов, вселяет веру в победу. Героиня выражает ненависть к фашистам

Какую роль в эпизоде из поэмы играет пейзаж?

Зимний пейзаж, светлая дорога, снег подчёркивают чистоту духовного мира героини, её правильную судьбу

Учитель.Запишите в таблице об особенностях поэзии военного времени.

Учащиеся.Публицистичность, призывность, лиризм

Учитель.В годы войны на первый план выдвинулись жанры, способные

быстро отреагировать на события. Это прежде всего лирическое стихотворение.

Но и писатели –прозаики не хотели оставаться в стороне.( Слайд16)

страницах газет и журналов печатались статьи, очерки, рассказы Алексея

Толстого, Бориса Горбатова, Александра Фадеева, Леонида Соболева, К.

видим героя в плену. Любовь к Родине, стране помогают ему выстоять ,выжить.

Учитель.Самостоятельно заполните таблицу . В чём особенность прозы военных лет?

(Документальность , призывность, повседневность)

Что собой представляла драматургия военных лет?

задание , на верную гибель Внутренний мир героев раскрывается через чувства, личные переживания героев. Драматургия близка поэзии.Заполнение таблицы.

Учитель.Сделаем вывод: в чем особенности литературы военного времени.


Здесь будет файл: /data/edu/files/v1461259627.ppt (Литература военного времени)

Уроки 72–73
Литература Великой Отечественной войны
(обзор). Поэзия

Цели: дать понятие о литературе военных лет; определить тематику поэзии как самого оперативного жанра, отметив органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя; развивать личностные функции как самопредъявление, сотворчество.

Ведь из нашего срока

Было лишь четыре года,

Где желанная свобода

Нам, как смерть, была сладка…

Давид Самойлов

I. Вступительное слово учителя.

Родина – одна из вечных моральных ценностей всего человечества. Слова о ней в мажорной тональности еще громче звучат в 30-е годы, прославляя единственную в мире Советскую страну.

Уже давно исследователи обратили внимание на то, что именно так – панорамно, декоративно, монументально – изображалась Родина в советской поэзии довоенных лет.

Передавала сокровенные чувства и песня:

Не спит солдат, припомнив дом

И сад зеленый над прудом,

Где соловьи всю ночь поют,

А в доме том солдата ждут.

Казалось бы, что значит и что может один человек на войне, где на полях сражений миллионы солдат, а в небе – десятки тысяч самолетов? Но именно эта война, война миллионов, как никогда, проявила значение каждого человека, отдельной личности.

Личное и общественное стало единым: защита Отечества – это защита родного дома, чести, свободы и счастья родных и близких. Слова, обращенные к любимым и единственным, воспринимаются как признание в любви к родине.

Учитель. Вот как сам поэт рассказывал историю появления в печати этого стихотворения:

Во время войны многие и многие, открывая с неведомой силой своё, личное, индивидуальное, вместе с тем по-настоящему ощутили себя со страной и её народом. Так восстановилась нарушенная прежде связь.

Ученик. Вышедшая из тюрьмы перед самой войной Ольга Берггольц в первые же дни войны скажет:

Мы предчувствовали полыханье

э того трагического дня.

Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.

Родина! Возьми их у меня!

Я и в этот день не позабыла

Горьких лет гонения и зла,

Но в слепящей вспышке поняла:

Это не со мной – с Тобою было,

Это Ты мужалась и ждала.

Нет, я ничего не позабыла!

Но была б мертва, осуждена, –

Встала бы на зов Твой из могилы,

Все бы встали, а не я одна.

Я люблю тебя любовью новой,

Горькой, всепрощающей, живой,

Родина моя в венце терновом,

С темной радугой над головой.

Он настал, наш час, и что он значит –

Только нам с Тобою знать дано.

Я люблю Тебя – Я НЕ МОГУ ИНАЧЕ.

Я и Ты по-прежнему – одно.

Потом, в октябре 1942 года, Берггольц запишет в дневнике: «Я пишу здесь только правду, даже когда на это требуются усилия. Так вот, 22 июня 1941 года была объявлена война, тюрьма отошла и простилась…

А всего иного пуще

Не прожить наверняка –

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Миллионы людей в дни войны, которая не могла не быть высшей формой несвободы, прикоснулись вместе с тем к дыханию свободы (свободы от тирании сталинского режима). В дни голодной ленинградской блокады Ольга Берггольц скажет:

В грязи, во мраке, в голоде, в печали,

Где смерть, как тень, тащилась по пятам,

Такими мы счастливыми бывали,

Такой свободой бурною дышали,

Что внуки позавидовали б нам.

II. Фронтовые судьбы песенной лирики.

Работа в группах: представление песни. Это может быть и пение под гитару, и прослушивание фонограммы, и инсценирование. з атем слушание рассказов о судьбе песен.

Я хочу, чтоб в это лето,

Лето, полное угроз,

Синь военного берета

Не коснулась ваших кос.

Сгущаются тучи и над нашими западными рубежами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин в зеленой фуражке. На него смотрят с любовью и надеждой, ему посвящают стихи и песни.

На привет-послание девушки бойцу-пограничнику последовали песенные же ответы с пограничных застав. В них воины обращались к подругам, реальным или воображаемым, называя их одним ласковым именем:

Не цветут здесь яблони и груши,

Здесь леса прекрасные растут.

Каждый кустик здесь бойцу послушен,

И враги границу не пройдут.

Не забыл тебя я, дорогая,

Помню, слышу песенку твою.

И в дали безоблачного края

Я родную землю берегу.

Не забудь и про меня, Катюша,

Про того, кто письма часто шлет,

Про того, кто лес умеет слушать,

Про того, кто счастье бережет.

Здесь звенела песенка Катюши.

А теперь никто уж не поет:

Сожжены все яблони и груши,

И никто на берег не придет.

Обычно в любовных письмах избегают высоких, громких слов. Но в особых условиях фронта, когда сами понятия Жизнь, Смерть, Родина, Любовь становятся не отвлеченными, а обостренно, трагически конкретными, воин говорит в письмах своей подруге самое сокровенное, интимное, которое звучит возвышенно-обобщенно:

Буду метко бить я по врагам.

Наши нивы, яблони и груши

На позор фашистам не отдам.

Отцвели вы, яблони и груши,

Только дым клубится над рекой.

В лес ушла красавица Катюша

Партизанской тайною тропой.

Завязался рано на рассвете

Жаркий бой, где яблони цвели.

Билась с ярым недругом Катюша

За клочок своей родной земли.

А вот она уже в другой роли:

Катя слово раненому скажет,

Так, что в сердце песня запоет,

Катя раны крепко перевяжет,

На руках из боя унесет.

Ой ты, Катя, девушка родная,

Сто бойцов спасла ты из огня,

Может, завтра, раненых спасая,

Из огня ты вынесешь меня.

В годы войны фольклористы записали множество таких песен. Часто менялись географические координаты пишущего письмо:

Про тебя мне шептали кусты

В белорусских полях под Имгой…

Но в остальном письма фронтовиков очень напоминали текст стихотворения Алексея Суркова.

Слышу голос тоскующий твой,

Слышу песню двухрядки твоей.

Не грусти, мой желанный, родной,

Что-нибудь поиграй веселей.

И вновь вспоминается вечный образ Ярославны, которая готова была стать горькой кукушкой и лететь через долгие версты к своему любимому мужу. Много веков спустя, неизвестная русская женщина тоже хотела бы превратиться в птицу, пролететь любые расстояния, чтобы оказаться рядом с любимым:

Ветер, вьюга, снега и метель,

Ночь морозная смотрит в окно.

Я б хотела к тебе прилететь,

Не видала тебя я давно.

Часто в таких письмах женщина пытается представить в мыслях образ своего любимого, обстановку, которая его окружает:

Вижу, как ты усталый сидишь

Над раскрытою картой своей,

И огонь все в печурке горит,

Но холодная ночь все темней.

Но заканчиваются такие письма-песни обычно убежденностью в том, что любовь поможет преодолеть, победить и зимнюю стужу, и разлуку, победить врага, приблизить победу:

Не грусти, не печалься, родной,

Пусть огонь не погаснет в груди –

Я в холодной землянке с тобой,

И победа нас ждет впереди.

Долгое время бытовало мнение, что в первые дни войны по всей стране звучали лишь призывы и марши. Суровые и строгие, мужественные и героические. Лирике места, казалось бы, не оставалось. На самом же деле все было не совсем так. Ведь одной из первых песен Великой Отечественной войны стала та, первую строфу которой и сегодня знают многие:

Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа

Киев бомбили, нам объявили,

Что началася война.

Кончилось мирное время,

Нам расставаться пора.

Я уезжаю, быть обещаю

Верным тебе до конца.

Нам кажется, что столь быстрое распространение и популярность песни легко объяснить. Война обостряет все чувства человека, в том числе и любовь, и нежность, и тревогу за самых близких людей.

Война продолжалась, и появлялись все новые и новые песни на мелодию известного вальса. Пожалуй, чаще всего героиня таких песен – девушка, сменившая синий платочек на петлицы бойца санитарного батальона:

Под разрывами мин и гранат

Мелькаешь ты, как птичка,

В синих петличках –

Девушки скромный наряд.

Лирический герой таких песен не столько любуется девушкой в синих петличках, сколько словами песни пытается выразить свою благодарность юной героине, спасшей ему жизнь:

Кончилась схватка на сопке,

Враг отступает вдали.

Ты на коленях, в глубокой воронке

Раны завяжешь мои…

Алексей Новиков с другими однополчанами сооружал импровизированные подмостки для выступления артистов в неприспособленном к проведению концертов помещении, временно превращенном в казарму.

Желанных, любимых таких,

Строчит пулеметчик за синий платочек,

Что был на плечах дорогих!

Этот концерт надолго запомнился солдатам. Сильное впечатление он произвел и на Алексея Новикова.

«А через некоторое время, когда на фронт стали приходить посылки с " б ольшой земли" (дело было на Ленинградском фронте) с носками и варежками, сухарями и табаком, – вспоминал Алексей Михайлович, – и мне вручили сверток, точнее – узелок из синей косынки. В узелке был душистый самосад.

В посылку была вложена записка примерного содержания: "Я давно уже не получаю от своего мужа с фронта писем, что с ним – не знаю. Не встречали ли вы его? Может быть, что слышали о нем… (в записке были названы фамилия и имя солдата). Если что знаете о моем муже, то сообщите по адресу…" Адрес, конечно, сейчас забылся, но хорошо помню, что был Урал.

И посылка, и записка в ней, – продолжал Алексей Михайлович, – сильно растрогали меня. Под их впечатлением и под влиянием выступления Шульженко с её фронтовым "Синим платочком" (самосад-то был завернут в синюю косынку) я тогда написал свой вариант песни:

Синенький скромный платочек,

В нем табачок-самосад…

С родного Урала

Я закурю под сосной,

В душной блокаде

Милый, далекий, родной.

Кончится зимняя стужа,

Силой мы даль проясним.

Родины честь отстоим.

Под знакомой тенистой сосной

А с нею платочек родной.

III. Итог уроков.

– В чем же, по-вашему, особенность поэзии военных лет?

Домашнее задание (по выбору).

Выучите наизусть и проанализируйте стихотворение военной поры или подготовьте рассказ о поэте – участнике войны.

Читайте также: