Особенности экспериментальной и исследовательской деятельности в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. Знания, полученные самостоятельно, являются осознанными и более прочными. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка. Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка.

Экспериментальной деятельности направлена на реализацию следующих задач:
- Формировать способность видеть многообразие мира
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
- Развивать речь
- Расширять перспективу развития поисково-познавательной деятельности, поддерживать у детей инициативу, самостоятельность

Если для развития познавательно исследовательских способностей детей дошкольников использовать опыт- эксперимент, то формирование этих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

В детском саду экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельность детей
Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка.

Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года практически единственным способом познания мира. Вся работа проводиться под наблюдением взрослого! На первое место всегда ставим здоровье и безопасность ребенка.

- красители: пищевые и непищевые(гуашь, акварельные краски и тому подобное
- медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл
- другие материалы: зеркала, воздушные пули, масло, мука, соль, сахар и тому подобное ; сито, воронки, половинки мыльниц, увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы клееночные передники, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки.

Все должно быть доступно и безопасно для детей, чем старше дети становятся, тем самостоятельнее их подготовка к экспериментированию. Важно запомнить что ребенок слышит, видит и делает все сам – он это лучше усваивает и запоминает.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал Главное его достоинство заключается в том что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого обьекта о его взаимоотношениях с другими обьектами и средой обитания Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности - наблюдением , развитие речи (уметь четко выразить свою мысль в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).

Наиболее подходящим возрастом для начала осуществления такого рода познавательной деятельности является период 5-6 лет. Поэтому максимально эффективно в старшем дошкольном возрасте. Он изучает все что происходит вокруг но чаще всего это происходит бессистемно Специально подготовленные занятия по экспериментированию в детском саду смогут расширять представление ребенка об окружающем мире, заинтересовать его чем то таким , с чем бы он возможно не столкнулся в быту.

Опытно-экспериментированная деятельность рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Сохранить, поддержать, развить любознательность, склонность к экспериментированию – и есть наиважнейшая задача.

Работа детей направлена на развитие исследовательской деятельности. Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.

Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

Так же дети с удовольствием проводят опыты с обьектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакет дети рассуждают что его можно поймать значит он находиться вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей со свойствами воздуха.

В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу что данный вид деятельности вызывает у детей восторг .Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

Такие опыты чем то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное ребята все проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства Дети учатся ставить цель, решать проблему, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий которые вызывают у них чувство удовлетворение от проделанной работы.

Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное чтобы интерес ребенка к исследованию открытиям со временем не угас.

В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё стараются проделывать сами.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Одним из важных моментов является то, что бы при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.

Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально - познавательной деятельности создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Требование к экспериментам меняются в зависимости от характера наблюдений:
- случайные подготовки не требует
- запланированные-начинаются с выбора объекта, постановки задач.

Воспитатель должен всегда поощрять детей которые ищут собственные решения задачи, различные ходы чтобы провести и закончить эксперимент, решить задачу, но не должен выпускать из поля своего зрения тех детей кто работает медленно, нужно помочь, дать время.

Экспериментальная деятельность дошкольника рассматривается в отечественных и зарубежных исследованиях достаточно давно., например, Жан Пиаже в своих работах по психологии развития неоднократно указывал на экспериментальную деятельность, а, выдающийся российских психолог Николай Поддъяков многолетними исследованиям доказал, что экспериментально-исследовательская деятельность так же как игровая является ведущей в дошкольном возрасте. Актуальность темы данного доклада опирается на следующие основания:

Во-первых, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет исследовательскую деятельность как одну из основных в дошкольном возрасте.

Во-вторых, при имеющихся разработках данной темы не все педагоги, работающие с дошкольниками, представляют особенности экспериментальной деятельности (то есть что делать, как делать и что нужно для организации таковой деятельности

И, в-третьих, мне самой интересно было узнать особенности организации исследовательской экспериментальной деятельности, так как она, на мой взгляд, является одной из самых интересных для детей-дошкольников.

Единого строгого психологического определения экспериментирования нет. Обычно под ним понимается исследование объекта или ситуации путем управления условиями (переменными, факторами). Поскольку сами переменные, их сложность, количество, а также уровень их контроля могут варьировать в очень широком диапазоне, это понимание охватывает и исследовательскую манипулятивную деятельность маленького ребенка, и деятельность коллектива ученых. Определение экспериментирования, на которое я буду опираться представлено на слайде.

В основе экспериментально-исследовательской деятельности лежат 2 условия :

-самостоятельная детская деятельность;

-творческая детская деятельность.

Многочисленные исследования в этой области свидетельствуют о том, что экспериментирование существенно влияет на развитие ребенка. Так, на слайде обобщены некоторые из сторон целостного развития дошкольника, активно прирастающие под влиянием экспериментирования.

Детское экспериментирование направлено на развитие поисково-познавательной деятельности и предполагает решение задач, достаточно описанных в педагогике и психологии развития.

Эксперименты, по разным основаниям для классификации, могут быть разными: групповыми и индивидуальными,

однократными или циклическими (например, цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.);

констатирующими, сравнительными или обобщающими:

-констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление,

- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);

-обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

По способу организации эксперименты могут быть демонстрационными и фронтальными.

Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).

В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.

Из каких этапов состоит эксперимент? : Поддъяков, в своих работах выделяет следующие компоненты структуры экспериментов :

1. постановка проблемы;

2. поиск путей решения проблемы;

3. проведение наблюдения;

4. обсуждение увиденных результатов;

5. формулировка выводов.

Но, исходя из особенностей дошкольного возраста, детское экспериментирование имеет особую специфику, которую необходимо учитывать при построении образовательного процесса:

1. Экспериментирование должно быть свободно от обязательности (ребенка нельзя заставить наблюдать или манипулировать с объектом, если он не хочет).

2. Экспериментирование дошкольников нельзя жестко регламентировать (временными или иными рамками).

3. Действия педагога и детей должны сопровождаться объяснениями и комментариями.

4. До старшего возраста действия должны фиксироваться воспитателем.

Какие условия необходимы, для того чтобы экспериментирование состоялось? Изучив существующие работы по данной тематике, мы выявили два важных условия:

Во-первых, воспитатель должен знать и уметь организовывать данную деятельность.

Во-вторых, экспериментирование невозможно без специально организованной среды.

По первому условию мы выявили существующие методические рекомендации и описание экспериментирования у таких авторов как О. В. Дыбина, Рахманова Н. П., Щетинова В. В., С. Н. Николаева, А. И. Шапиро; из зарубежных Ж. Пиаже и другие авторы. То есть в личной библиотеке воспитателя обязательно должно быть несколько книг на данную тему. Обратившись к воспитателям базовых детских садов колледжа с вопросом: имеются ли в детском учреждении методические рекомендации по проведению экспериментирования, мы получили сведения, что во всех методических кабинетах пособия разных авторов на эту тему есть.

Обратившись ко второму условию, то есть к наличию в группе ДОУ специальной среды, мы столкнулись с 2 вопросами:

1. Что должно быть в Центре или в уголке экспериментирования?

2. Что есть в группах в соответствии с требованиями?

Анализируя имеющиеся методические разработки в печатных изданиях и интернет- ресурсах, требования к оснащению пространственно-предметной развивающей среды, заданных в стандарте дошкольного образования, нами сделаны выводы о том, что место для самостоятельной и совместной экспериментальной деятельности ребенка и взрослого должно быть достаточно хорошо оборудовано.

При отборе материала для исследования, мы не только рассматривали и фотографировали имеющиеся центры, но и беседовали с воспитателями и методистами по специфике их наполнения.

Итогом стали следующие результаты:

1. В группах есть таковые Центры и Уголки.

2. Оснащение Центров и Уголков разное.

Таким образом, анализ условий, необходимых для реализации экспериментальной деятельности в детском саду показал, что:

1. Пространственно-предметная среда должна быть хорошо оснащена и поддерживать как совместную, так и самостоятельную детскую экспериментально-исследовательскую деятельность.

2. Педагоги должны быть компетентны в организации данной деятельности.

Мы так же определили дальнейшие шаги по изучению данной темы:

1. Выявить представления воспитателей Канска об экспериментальной деятельности.

2. Создать подборку экспериментов для разных возрастных групп из имеющихся методических рекомендаций.

3. Организовать и провести экспериментальную деятельность с детьми в ходе дальнейших практик для приобретения практического опыта организации данной работы.

Slajd1.JPG

Особенности организации экспериментальной деятельности дошкольников

  • Повышение педагогической компетентности в организации и проведении опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками.

Ребенок в детском саду является исследователем, проявляя интерес к различным видам деятельности.

Slajd2.JPG

Одним из таких видов деятельности является экспериментирование. Интерес и внимание привлекает детей, когда педагог показывает опыты и проводит экспериментирование. Чем полезно детское экспериментирование в детском саду? Во первых у детей происходит соприкосновение с предметами, что позволяет понять их качества, свойства. Во вторых, экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир, полный чудес и загадок. В третьих, у детей углубляются знания о природе живой и не живой, они расширяют свой кругозор, учатся расширять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы. И, конечно, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое – то явление, что естественно влияет на их самооценку. В работах многих отечественных педагогов (Н.Н. Поддьякова (1995 год), А.П. Усовой, Е.Л. Панько) говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Slajd3.JPG

Именно исследовательская деятельность помогает выпускнику ДОУ соответствовать требованиям ФГОС, согласно которым, выпускник сегодня должен обладать такими качествами как, любознательность, активность, которые побуждают интересоваться новым, неизвестным в окружающем мире. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

1.jpg

Основной целью экспериментальной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка. Важно помнить, что нельзя ребенка мыслить шаблонно, как того желаете мы. Ребенок должен сам мыслить и учиться делать выводы. Задачи экспериментальной деятельности равнозначны задачам развития ребенка, это:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей
  • Развитие творческого воображения и мышления
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Развитие познавательных способностей

Slajd5.JPG

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей

Также эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

Slajd6.JPG

  1. По характеру объектов, используемых в эксперименте, это м.б :
  • экспериментальные наблюдения и взаимодействия с растениями и животными;
  • опыты с объектами неживой природы;
  • и эксперименты, объектом которых является человек.( функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).
  1. По месту проведения опытов:
  • в групповой комнате;
  • на участке и в лесу т. п.
  1. По количеству детей:
  • индивидуальные (1—4 ребенка);
  • групповые (5—10 детей);
  • коллективные (вся группа) .

Slajd7.JPG

  1. По причине их проведения:
  • случайные, которые специальной подготовки не требуют.
  • запланированные.
  • поставленные в ответ на вопрос ребенка. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение.
  1. По характеру включения в педагогический процесс:
  • эпизодические (проводимые от случая к случаю);
  • систематические.
  1. По продолжительности:
  • кратковременные (от 5 до 15 минут);
  • длительные (свыше 15 минут).

Slajd8.JPG

  1. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
  • однократные;
  • многократные, или циклические.
  1. По характеру мыслительных операций:
  • констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);
  • сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);
  • обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
  1. По месту в цикле:
  • первичные;
  • повторные;
  • заключительные и итоговые.

Slajd9.JPG

  1. По характеру познавательной деятельности детей:
  • иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
  • поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
  1. По способу применения в аудитории:
  • демонстрационные;
  • фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Slajd10.JPG

экспериментальная деятельность закладывается уже в раннем возрасте ребенка и имеет свои формы. Каждая форма соответствует возрастным особенностям:

Slajd11.JPG

Особенность руководства экспериментальной деятельностью дошкольника заключается в том, что роль педагога в экспериментировании является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия. Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Воспитатель знакомится с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

В процессе экспериментирования нет строгой регламентации времени и возможно варьирование заранее намеченного плана. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, и наличием свободного времени, и состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред – ни объекту наблюдений, ни ребенку).

В процессе работы воспитатель поощряет детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время он не выпускает из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных результатов необходимо помнить, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и убрать на место оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом.

Slajd12.JPG

Таким образом структура детского экспериментирования выглядит следующим образом:

  1. постановка проблемы, которую необходимо разрешить;
  2. целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
  3. выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);
  4. проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);
  5. анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);
  6. формулирование выводов.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Организация экспериментирования в ДОУ предполагает выполнение определенных психолого-педагогических условий, способствующих достижению положительных результатов деятельности. К таким условиям необходимо отнести три основных компонента: содержание, предметно-развивающая среда и психологический комфорт. Рассмотрим подробнее.

Slajd13.JPG

Говоря о содержании организации экспериментальной деятельности детей, целесообразно отметить необходимость создания картотеки экспериментов и опытов. Роль картотеки трудно переоценить, так как данный материал является основным помощником педагогу в подготовке и организации детской деятельности, ведь в каждой из карточек отражена информация о цели и задачах эксперимента, его содержание, оборудование, которое необходимо для опыта и фиксированный ожидаемый результат. Кроме того, картотечный принцип позволяет систематизировать имеющиеся материалы в зависимости от возраста детей, тематики и программного содержания. Причем, система разработанных форм экспериментальной деятельности не противоречит, а, наоборот, является составной частью комплексно-тематического планирования всего воспитательно-образовательного процесса.

Вторым из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Поэтому оборудуя и организуя пространство для опытно – экспериментальной деятельности дошкольников необходимо обдуманно и продуктивно прозонировать её.

В уголке экспериментальной деятельности (мини-лаборатория) должны быть выделены:

Slajd14.JPG

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочного героя.

Slajd15.JPG

При оборудовании уголка, а также при организации и проведении экспериментальной деятельности необходимо учитывать следующие требования

  • учет возрастных особенностей;
  • безопасность для жизни и здоровья детей
  • достаточность;
  • доступность расположения

Slajd16.JPG

И последнее, известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Slajd17.JPG

Так, к примеру можно изготовить папку – передвижку с советами “Как помочь маленькому исследователю”, создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, “Цветные льдинки” (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

На родительском собрании можно предложить игры, в которых используются результаты экспериментирования, например “Секретное донесение” (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода).

Slajd18.JPG

Для продуктивной работы с детьми по опытно – экспериментальной деятельности и повышения педагогической компетентности воспитателей разработано огромное количество методической и научной литературы.

Slajd19.JPG

В завершении выступления хотелось бы процитировать известного ученого педагога Василия Александровича Сухомлинского: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Доклад на тему:

Подготовила:

Белоцерковец Ирина Владимировна

Экспериментально-исследовательская деятельность детей в ДОУ.

В. А. Сухомлинский

Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. Сначала познания позволяют ему войти в мир, привыкнуть к миру; затем – постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; и наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, действие и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение материалов предметов. На каждом возрастном этаже познание мира, осуществляется своими специфическими способами.

Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать самим дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений закономерностей, в преобразовании опыта. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.

В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования и проектирования, который давно занял прочное место в ДОУ.

Обобщая собственный богатый фактический материал Н. Н. Подъяков, в 1997 году сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

Для этого Н. Н. Подъяков приводит доказательства:

игре надо учить, а в экспериментировании ребенок самостоятельно воздействует на окружающие его предметы и явления;

в эксперименте объект преобразовывается;

некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-то делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается;

деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую.

Достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.

Моя работа направлена на развитие исследовательской деятельности детей. Основная задача, в поисково-исследовательской деятельности дошкольника, возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Поэтому учу детей не всему, а главному, не сумме фактов, а уместному их пониманию, не столько стараюсь дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Организую учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребенок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться. Моя задача помочь детям в проведении этих исследований, сделать их показными.

Методы и приемы обеспечивающие реализацию познавательной деятельностью:

метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.);

Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.

Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает.

В процессе проведения опытов стараюсь задействовать каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё стараются проделывать сами.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к предметам, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.

Одним из важных моментов является то, что бы при проведении опытов дети становятся активными участниками. Дети очень любят эксперименты и активно исследуют предметы, но для этого необходимо время и последовательность подачи материала. При обсуждении результатов опытов подвожу детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В результате всей проделанной работы с детьми, я поняла, что дети лучше учатся чему-либо, если сами включаются в работу. Практическое соприкосновение с жизнью и есть тот метод, благодаря которому дети познают мир, явления природы. Они становятся раскованнее, могут отстаивать свою точку зрения. Эта работа помогает развить у детей

мелкую моторику рук, некоторым перешагнуть через робость, неуверенность в своих силах.

Мы вместе с ребятами обсуждаем тот результат, который получился в реальной жизни, и я не пытаюсь подогнать его под представления, которые кажутся правильными. В процессе экспериментов отмечаю: идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, классификации, обобщения. В ходе экспериментально - познавательной деятельности создающие такие ситуации которые ребёнок разрешает посредством проведения опыта, и анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно.

Это способствует обогащению ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнаёт; оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

вычленять существенные признаки материалов, понимать причинно - следственные связи между материалами и познанием предметов. Занимательная игра-занятие с дошкольниками побуждает детей к самостоятельному поиску способов действий, проявлению творчества.

Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

На практике я всё больше убеждаюсь, что ознакомление дошкольников с материалами предметов через действия с ними вызывает у ребенка интерес, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и т.д.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Доклад

на тему: «Методические основы

исследовательской деятельности

Подготовила:

Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.
Л.Н. Толстой

В современном мире очень актуальна проблема воспитания, развития творческой личности. Следуя концепции личностно-ориентированного образования, результатом последнего должна быть не столь обученность (информированность), сколько становление личности – творческой, самобытной, уникальной, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни.

Поддерживая стремления детей к творчеству, научно-исследовательская деятельность поможет детям обогатить имеющийся опыт, даст возможность использовать его, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, исследовательская работа позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.

Интерес к исследовательскому поведению ребенка, повышенное внимание к исследовательскому обучению дошкольников, стали подлинными приемами современной педагогической психологии дошкольной образовательной практики. Эта проблематика активно разрабатывается в специальных научных изысканиях (Дыбина О.В., Поддьяков А.Н., Поддьяков Н.Н., Савенков А.И.)

Задачи исследовательской деятельности:

- научить ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность (помочь ему ответить на вопросы: почему, зачем, как устроен мир?); - научить детей практически устанавливать причинно-следственные связи, родовидовые, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;

- научить детей работать согласованно, единой командой, поскольку содержание выполняемой работы во многом зависит от решений, принятых всей группой детей.

Планируя объем и распределяя исследовательские задания, педагог должен исходить из потребностей детей. Каждый ребенок в рамках общей темы имел возможность для проявления своих творческих способностей, смог раскрыться с той стороны, где он наиболее силен.

Виды исследовательской деятельности:

1.исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, сборников стихов, рассказов и пр.;

2.ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3.информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и так далее);4.

Исследовательская деятельность может включаться в следующие формы работы с детьми :

- элементарная трудовая деятельность в уголке природы и на участке;

- игры-эксперименты и дидактические игры;

В ходе исследовательской деятельности следует соблюдать ряд правил:

- проект – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить;
- детская проектно-исследовательская деятельность свободна от обязательств. У ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы;
- как и при сюжетно-ролевой игре продолжительность исследовательской деятельности не регламентируется;
- при проведении проекта необходимо учитывать индивидуальные особенности детей;
- каждый ребенок имеет право на ошибку;
- руководитель должен постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений, не подменяя их и не формулируя выводов самостоятельно.

В системе организованной образовательной деятельности акцент смещается с репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний на индивидуальную исследовательскую практику. Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая не только тематику, но и сами предметы собственных учебных исследований.

- Это и гибкое использование учебных зон, расположенных на территории детского сада.
- Это предметные мини-центры по видам деятельности и областям знаний, где сосредоточены самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы детей.
- При организации проектной деятельности необходимо предусмотреть наличие укромных уголков, где ребенок сможет свободно уединиться, обдумать собственные планы, посмотреть книги.
- Получить информацию можно из компьютера, обратиться к специалисту, спросить любого человека.

Неоднократно было замечено, что для многих педагогов мысль о том, что дошкольник способен пройти через все этапы исследовательской деятельности, на первый взгляд, кажется сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми. Опыт показывает, что научно-исследовательская деятельность дошкольников хорошо вписывается в систему работы дошкольного учреждения. Она незаметно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.
Из чего должен исходить взрослый? Что для него важно? В процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание (Л.А. Парамонова). Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид исследовательской деятельности. И неслучайно ученый считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.


Цель технологии:
Целью является развитие познавательных способностей детей через исследовательскую деятельность.

ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ:
- воспитывать у детей познавательный интерес к окружающему миру, через исследовательскую деятельность.
- продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность.
- развивать мышление, память.
- формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
- через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов.
- уточнять представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы.
- помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и -показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Методы и приемы применяемые в технологии:

Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
• наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
• словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
• практические методы. Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей–игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования , настольно-печатные игры, игры с элементами ТРИЗ.

Инновационные методы:
• Использование элементов ТРИЗ.
• Использование приемов мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;
• Использование инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.

Необходимо соблюдать правила выбора темы:
— быть интересной ребенку;
— быть доступной для изучения;
— должна принести реальную пользу участникам исследования;
— быть оригинальной;
— в ней необходим элемент неожиданности, необычности;
— чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности
Опыты (экспериментирование)
Состояние и превращение вещества.
Движение воздуха, воды.
Свойства почвы и минералов.
Условия жизни растений.

Коллекционирование (классификационная работа)
Виды растений.
Виды животных.
Виды строительных сооружений.
Виды транспорта.
Виды профессий.

Структура детского исследования (по А.И. Савенкову)


Рекомендации по организации исследовательской деятельности:


- Не занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они будут заниматься.
- На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей.
- Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Научите детей прослеживать межпредметные связи; не торопится с вынесенными суждениями.
- Помогайте, детям научится управлять процессом усвоения знаний.
- Подходите ко всему творчески.

Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
- особенностями изучаемого явления,
- наличием свободного времени,
- состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Важное значение в развитии познавательной активности детей имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В связи с этим нужно оформить центр экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования.

Читайте также: