Религия как социокультурный феномен кратко

Обновлено: 05.07.2024

Попытки постичь феномен религии, понять его природу и значение, определить его сущность предпринимались в истории человеческой мысли с глубокой древности. Столетия религиоведческого поиска привели к формированию ряда подходов к пониманию религии: теологического, объективно- и субъективно-идеалистических, антропологического, социологического, биологизаторского, марксистского и других, различающихся по специфике восприятия объекта, главному объяснительному принципу и методологии исследования.

Приведенный экскурс в историю религиоведческой мысли не претендует на исчерпывающую полноту, его цель – создать общее представление о палитре мнений относительно феномена религии.

Согласно наиболее базовому и общему пониманию, религия – это набор личных или институциональных установок, ритуалов и убеждений по отношению к нематериальной трансцендентной реальности (чаще всего называемой Богом (монотеистические религии) или богами (политеистические религии)), и связанных с ними убеждений о происхождении и цели человеческой жизни, а также моральных принципов и моральных норм.

Содержание религии

Среди учёных существует множество выводов и тезисов относительно того, что именно составляет сущность религии. Например, согласно Томасу Гоббсу, естественная религия состоит из двух компонентов: веры в существование потусторонних трансцендентальных сил (богов, духов, Бога) и поклонения.

Религия проявляется в:

  • доктринальном измерении (доктрине, системе вероучения);
  • религиозной деятельности (например, в таинствах, культе, ритуалах);
  • социально-организационной сфере (религиозном сообществе, например, Церкви, религиозной общине);
  • в сфере индивидуальной духовности (например, в духовном мистицизме).

Отношение индивида к трансцендентной реальности вращается вокруг чувства святости, желания приблизиться к священному и связанных с ним чувств (например, чувства страха, почтения, дистанции, духовной экзальтации, духовного озарения и пр.).

Цель религии

Благодаря своей доктрине, этике и ритуалам религия:

  • открывает людям широкий кругозор идей;
  • объясняет человеку смысл жизни;
  • гарантирует самые высокие ценности и нормы;
  • делает человека членом духовного сообщества;
  • даёт человеку духовное отечество;
  • даёт повод для протеста и борьбы с неправедностью;
  • выполняет профессиональную миссию (предвидение желательных и нежелательных сценариев будущего развития).

Наряду с этими религиозными аспектами, религия способствует:

Типология религий

Типология религий

Древнейшие следы религии появляются ещё в доисторические времена в виде наскальных рисунков и захоронений (вера в загробную жизнь). Первоначальной религией, вероятно, был анимизм. Религия была способом, с помощью которого человек пытался постичь мир и окружающие его явления (например, молнию, смерть, смену дня и ночи).

Сегодня существует 2 основных типа религий:

  • политеистические религии;
  • монотеистические религии.

Для политеистических религий (греч. поли – множество, больше и Теос – Бог) характерна вера во многих богов и божеств, управляющих различными сферами природы и человеческой деятельности. Политеизм характерен для старых естественных языческих религий. Политеистические религии являются скорее ритуальными, культовыми, чем теоретическими и догматически-философскими. Политеистические религии, в отличие от монотеистических, обычно не имеют тенденции к распространению.

Наиболее важные древние религии были политеистическими:

  • египетская;
  • древнегреческая;
  • римская;
  • древнеславянская;
  • скандинавская и др.

Почти все народы Европы до принятия христианства исповедовали различные языческие, природные, политеистические религии. Сегодня они почти исчезли, за исключением индуизма и племенных религий в Африке.

Для монотеистических религий (греч. monos – один и theos – Бог) характерно поклонение единому Богу, и в этом их главное отличие от политеистических религий. Ещё одно важное различие между политеистическими и монотеистическими религиями заключается в том, что политеистические религии в основном являются национальными религиями, в то время как монотеистические религии – наднациональны и универсальны (за исключением иудаизма – еврейской религии) и в принципе не ограничиваются одним кланом, племенем, народом или государством.

Некоторые общие характеристики можно найти во всех монотеистических религиях:

Также существуют различные классификации по определённым критериям:

  • по цивилизационному критерию: восточные религии (космоцентрические) и западные религии (теоцентрические);
  • по происхождению: естественные, открытые и дхармические;
  • по восприятии сущности божественного: монотеизм, политеизм, генотеизм, деизм, пантеизм, панентеизм, атеизм;
  • по диапазону влияния религии: универсалистские, национальные и племенные религии;
  • по активности: живые и мёртвые религии.

Вообще проблематично классифицировать ту или иную религию. Например, сатанизм является религией, потому что адепты сатанизма поклоняются люциферу, а философия сатанизма прославляет крайний эгоизм и индивидуализм.

Существуют вообще альтернативные классификации, которые переворачивают традиционные представления о видах религиозных систем вероучений (интегральный традиционализм Рене Генона и Ананды-Кумарасвамы не вписываются в классическое религиозное разделение).

Трудно полностью игнорировать и включать в религию существующие псевдорелигии, которые по определению являются пародиями на традиционные религии и их догмы (такие, как пастафарианство или вера в Невидимого Розового Единорога).

Мировые религии

Мировые религии

В отличие от национальных, мировые религии предназначены для всех, приглашают в круг своих последователей всех людей и народов мира.

Христианство – самая распространённая в мире религия с наибольшим числом верующих. Христианство возникло в среде иудаизма в Палестине и распространилось сначала в Римской империи. Сутью христианства является:

  • вера в Иисуса Христа, которому оно обязано своим возникновением и названием;
  • признание существования Бога в Святой Троице (Отец, Сын, Святой Дух);
  • вера, что в лице Сына Божьего Иисуса Христа Бог воплотился в человеческую индивидуальную природу и совершил дело спасения человека и мира;
  • признание возможности соединения каждого человека с Богом в таинстве Евхаристии.

Основы христианства базируются на книгах Библии.

Ислам – самая молодая из 3-х мировых религий, распространённая главным образом на Ближнем Востоке, Северной Африке и Юго-Восточной Азии. Создателем ислама в VII в. был Мухаммед (или Магомет). Как аврамистическая религия, ислам исходит из традиций иудаизма и христианства, признаёт Аллаха единым Богом, провозглашает веру в страшный суд и награду после смерти. Основы ислама изложены в Коране и Сунне (которые были написаны Мухаммедом).

Буддизм – самая древняя из 3-х мировых религий, распространённая в основном в Восточной и Юго-Восточной Азии. Буддизм развился из этико-философской системы, созданной Буддой в V в. до н. э. на территории Индии. Буддизм сформировался на почве местных религий Индийского субконтинента, однако отверг авторитет индуистских Вед. Буддизм требует соблюдения нравственного закона как пути освобождения души из круговорота перерождения (телесных воплощений) и достижения нирваны (прекращение перерождений).

Государство и религия

Сегодня большая часть государств являются светскими (когда нет ни одной государственной религии, а все религии равны). Светское государство никоим образом не контролирует собственных граждан в сфере религии. Светское государство декларирует своё невмешательство в религиозные дела. В то же время отделение религии и государства не является абсолютным, поскольку государство уполномочено вмешиваться в деятельность религиозных конфессий с целью защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка и пресечения разжигания межрелигиозной вражды.

Кроме того, государство выступает нейтральным арбитром в межконфессиональных спорах, конфликтах с неидеологическими вопросами и формирует юридическую базу для регистрации и деятельности церковных институтов.

На законодательном уровне государство утверждает политику веротерпимости, возможности исповедовать любую религию (или не исповедовать никакой) в том числе для военнослужащих и заключённых. Правовой режим религиозных общин определяется Конституцией и детализирован другими законодательными актами. В Конституциях светских государств закреплены религиозный плюрализм, свобода воли и свобода совести. Церковные организации не подконтрольны государству, но и не имеют средств прямого воздействия на органы власти, на политическую ситуацию и др. В Конституции сказано о равенстве конфессий.

На законодательном уровне может быть подчёркнута значимость какой-либо конфессии (например, православия) для истории, культуры, государственности, нравственности, преемственности традиций общества. Светские государства обосновывают свою политику тем, что религия на службе у политики становится идеологией.

Космология

Религии часто имеют собственное представление о том, как возник мир (история сотворения мира или космогония), и картину последних времён – эсхатологию.

Религия также включает ответы на вопрос о том, что происходит с людьми после смерти. Многие религии постулируют существование души после смерти и делают заявления о будущем мира.

Религиозные деятели

Религиозные деятели

Примерами религиозных деятелей являются провидцы или пророки, священники, пасторы, проповедники, духовенство, монахи, монахини, маги, друиды, знахари, шаманы и др. Некоторые религии приписывают некоторым из этих людей сверхъестественные качества.

Статус этих людей сильно различается. Они могут быть активными в рамках официальной организации или быть независимыми, оплачиваемыми или неоплачиваемыми, могут быть узаконенными различными способами и подчиняться широкому спектру кодексов поведения.

Существуют также религии без специально уполномоченного посредника между сверхъестественным миром и человеком.

Духовность, благочестие и ритуалы

Часто религии и деноминации поддерживают свой собственный вид духовности. Духовность – первоначально христианский термин – описывает духовный опыт и сознательную ссылку на соответствующую веру в отличие от догматики, которая является неизменным учением религии. В современном обиходе духовность часто рассматривается как духовный поиск Бога или какой-то другой трансцендентный ориентир, будь то в рамках конкретных религий или за их пределами.

Религиозные обряды в более широком смысле включают:

  • молитву;
  • медитацию;
  • посвящение;
  • поклонение;
  • религиозный экстаз;
  • жертвоприношение;
  • процессию;
  • паломничество и др.

Кроме того, сюда же относится и благочестие, практикуемое в повседневной жизни, такое как раздача милостыни, милосердие или аскетизм. Некоторые атеистически-светские мировоззрения также используют действия, похожие на религиозные ритуалы.

Молитва – это установление отношений с формой потустороннего, трансцендентного, духовного существа и предполагает существование трансцендентной силы, превосходящей человека во всех отношениях, с которой он может вступать в общение.

Однако при примитивном и поверхностном понимании религии существует опасность того, что человек считает свои желания мерой божественной силы. Молиться – значит разговаривать с духовным существом и оставаться с ним, выражать свои мысли и чувства к нему и т. п. Молящийся просит чего-то у потусторонней силы, а маг – приказывает.

Жертвоприношение – это особая форма религиозного выражения отношений с Богом или божеством в контексте предложения дара. Жертва как подарок – это в чистом виде выражение любви, которое включает и возвращение подарка. В примитивных формах жертвоприношения человек может верить, что он может присвоить себе Бога, подкупить, как это возможно с другими людьми. Вместо того чтобы приносить жертвы Богу, человек может праздновать своё величие перед другими людьми.

Смысл жертвоприношения в некотором роде состоит в том, чтобы выразить готовность человека дать Богу / божеству что-то особенно важное для него, священное, в качестве залога открытости другой, божественной реальности и благодарности за его собственное существование в счастье. Любое отклонение от подлинного представления о жертве как о встрече с Богом, как о личной встрече, превращает эту жертву в магические действия, теряющие благоговение как перед Богом, так и перед людьми. У некоторых примитивных народов такое отношение к жертвоприношению приводит к практике человеческих жертвоприношений.

Научное изучение религии

Научное изучение религии

Изучением религии занимаются следующие науки:

  • религиоведение;
  • философия религии;
  • теология;
  • богословие;
  • социология религии;
  • психология религии.

Антропологический, функционалистский и феноменологический подходы к описанию феномена религии

Антропологический и функционалистский подходы подчёркивают роль религиозных явлений в каждой конкретной культуре и обществе. Религия здесь представлена как форма сознания и совокупность практик, организующих жизнь общества. Представители этих подходов: Клод Леви-Стросс, Бронислав Малиновский, Эмиль Дюркгейм и др.

Феноменологический подход пытается показать сущность религиозного феномена, то есть общую основу всех религий. Он подчёркивает эмпирическую, эмоциональную сторону религии. Религия здесь понимается как автономное явление по отношению к другим сферам культуры и, следовательно, явление, которое само по себе является самоцелью. Представителями этого подхода являются: Рудольф Отто, Фридрих Хейлер, Мирча Элиаде и др.

Натуралистические и психологические подходы к описанию феномена религии

При этих подходах религия – это субъективная, мысленная реакция человека на объективную материальную реальность (природу, социальные отношения и исторические процессы).

Объективным аспектом религии в натуралистическом подходе является действительность, которая влияет на человека, заставляя его бороться за её понимание. Субъективный аспект религии состоит в её доктринальном содержании, эмпирическом и ритуальном слое. В XIX в. социальной стороной религии, согласно этому подходу, занимался Карл Маркс, эволюционной стороной – Томас Генри Хаксли, а философской стороной – Людвик Фейербах.

Позже их концепции развил австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Сторонники этого подхода апеллируют к интуиции Фрейда об инстинкте любви (жизни) и инстинкте смерти как основе религиозного опыта. Религия не рассматривается как отдельная отрасль человеческой реальности. Это общая реакция пробуждающейся к жизни человеческой природы на вселенную, в которой она находится.

Формы и религиозные обряды в психологическом подходе – это глубочайшее выражение инстинкта любви и инстинкта смерти в их радикальной и таинственной связи. По словам учёных, это ясно видно в мистических религиях греко-римского мира (например, religion miter). Эти религии были религиями человеческой природы, выраженными в смелой сексуальной символике и ритуальном убийстве. Они были полным выражением интуиции, что в религии люди найдут абсолютное исполнение своего стремления к полной жизни, полному общению. В них был поиск этой полноты жизни через смерть.

Подходы учёных, признающих неприродное происхождение религии

Междисциплинарные подходы к описанию феномена религии

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Представляет собой сложный социокультурный феномен, являясь одновременно типом мировоззрения, социальным институтом и способом организации общества. Религия – результат развития общественных сил. Всякое религиозное учение отражает то общество, в котором оно существует.Религия - способ преодоления противоречий человеческой жизни. Человек находится во власти противоречий между биологическим и социальным, между личным и общественным, поэтому постоянно испытывает чувство неудовлетворенности собой или окружающим миром. Религия дает возможность разрешить эти противоречия. Она является отражением действительности. Всякое религиозное учение отражает ту среду, в которой формируется (животный и растительный мир, климатические особенности, занятия людей, общественное устройство.

Религия выступает как общественная подсистема. Религиозные организации занимают определенное место в обществе и играют определенную роль.

Религия есть феномен культуры. Религиозные ценности приобретают характер общекультурный, общечеловеческий. Религия сохраняет человеческий опыт и способствует его распространению во времени и пространстве.

Религия как тип мировоззрения: предполагает освоение мира через его удвоение (потусторонний и земной). Основа религиозного мировоззрения – вера в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера выступает как психологический механизм приведения в соответствие религиозных представлений и окружающей действительности. Религиозные представления – продукт исторического развития общества. Религия предлагает свои ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы.

Признаки религии, как социального института: Особый тип регламентации, механизмы регуляции поведения верующих имеют обязывающий характер; Определенность функций, прав и обязанностей каждого участника религиозного взаимодействия; Обезличенность прав и обязанностей участников религиозного взаимодействия; Разделение и профессионализация выполнения религиозных функций, подготовка специальных кадров для выполнения религиозной деятельности; Особые религиозные ценности, нормы и образцы поведения; Наличие религиозных учреждений, зданий, предметов культа.

Религиозная организация - объединение последователей той или иной религии, возникающее на основе общности верований и обрядов.

Виды религиозных организаций: Религиозная община; Церковь; Секта; Деноминация; Культ

Структура религии:

1) Религиозное сознание(Основано на какой-либо форме представлений о сверхъестественном (вера в Бога, Абсолют, наделение сверхъестественными чертами живущих людей или реально существующих предметов). Важным компонентом религиозного сознания является наличие веры.

2) Религиозная деятельность и религиозные отношения(Представляет собой культовую практику, представленную различными обрядами, таинствами, молитвами и богослужением. Включает также и общественную деятельность религиозных организаций (просветительскую, издательскую, благотворительную). Религиозные отношения возможны как между представителями одной религиозной организации, так и между различными организациями, между верующими и неверующими. Могут быть мирными, взаимоуважительными, или неприязненными, враждебными. Включают также отношения между различными уровнями иерархии внутри одной конфессии, отношения церкви и государства).

3) Религиозные организации(Выделяют следующие типы: община, церковь, секта, деноминация, культ; Социальные роли религиозных организаций могут изменяться в зависимости от ряда условий (конфессиональной принадлежности, конкретной исторической ситуации, отношения с государством)

Функции религии:

1. Компенсаторная (религия компенсирует человеку несовершенство окружающего мира или его самого, обеспечивает чувство уверенности, надежды на лучшее, помогает преодолеть личные проблемы и кризисы)

2. Мировоззренческая (религия как тип мировоззрения дает ответы на вопросы об устройстве мира, предназначении в нем человека, смысле жизни и т.п.)

3. Коммуникативная (религия дает людям возможность общения без государственных, языковых, этнических и прочих различий)

4. Нормативная(религия регламентирует повседневную жизнь человека, устанавливает правила и ценности для различных сфер общества)

Религия - особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Представляет собой сложный социокультурный феномен, являясь одновременно типом мировоззрения, социальным институтом и способом организации общества. Религия – результат развития общественных сил. Всякое религиозное учение отражает то общество, в котором оно существует.Религия - способ преодоления противоречий человеческой жизни. Человек находится во власти противоречий между биологическим и социальным, между личным и общественным, поэтому постоянно испытывает чувство неудовлетворенности собой или окружающим миром. Религия дает возможность разрешить эти противоречия. Она является отражением действительности. Всякое религиозное учение отражает ту среду, в которой формируется (животный и растительный мир, климатические особенности, занятия людей, общественное устройство.

Религия выступает как общественная подсистема. Религиозные организации занимают определенное место в обществе и играют определенную роль.

Религия есть феномен культуры. Религиозные ценности приобретают характер общекультурный, общечеловеческий. Религия сохраняет человеческий опыт и способствует его распространению во времени и пространстве.

Религия как тип мировоззрения: предполагает освоение мира через его удвоение (потусторонний и земной). Основа религиозного мировоззрения – вера в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера выступает как психологический механизм приведения в соответствие религиозных представлений и окружающей действительности. Религиозные представления – продукт исторического развития общества. Религия предлагает свои ответы на важнейшие мировоззренческие вопросы.

Признаки религии, как социального института: Особый тип регламентации, механизмы регуляции поведения верующих имеют обязывающий характер; Определенность функций, прав и обязанностей каждого участника религиозного взаимодействия; Обезличенность прав и обязанностей участников религиозного взаимодействия; Разделение и профессионализация выполнения религиозных функций, подготовка специальных кадров для выполнения религиозной деятельности; Особые религиозные ценности, нормы и образцы поведения; Наличие религиозных учреждений, зданий, предметов культа.

Религиозная организация - объединение последователей той или иной религии, возникающее на основе общности верований и обрядов.

Виды религиозных организаций: Религиозная община; Церковь; Секта; Деноминация; Культ

Структура религии:

1) Религиозное сознание(Основано на какой-либо форме представлений о сверхъестественном (вера в Бога, Абсолют, наделение сверхъестественными чертами живущих людей или реально существующих предметов). Важным компонентом религиозного сознания является наличие веры.

2) Религиозная деятельность и религиозные отношения(Представляет собой культовую практику, представленную различными обрядами, таинствами, молитвами и богослужением. Включает также и общественную деятельность религиозных организаций (просветительскую, издательскую, благотворительную). Религиозные отношения возможны как между представителями одной религиозной организации, так и между различными организациями, между верующими и неверующими. Могут быть мирными, взаимоуважительными, или неприязненными, враждебными. Включают также отношения между различными уровнями иерархии внутри одной конфессии, отношения церкви и государства).

3) Религиозные организации(Выделяют следующие типы: община, церковь, секта, деноминация, культ; Социальные роли религиозных организаций могут изменяться в зависимости от ряда условий (конфессиональной принадлежности, конкретной исторической ситуации, отношения с государством)

Функции религии:

1. Компенсаторная (религия компенсирует человеку несовершенство окружающего мира или его самого, обеспечивает чувство уверенности, надежды на лучшее, помогает преодолеть личные проблемы и кризисы)

2. Мировоззренческая (религия как тип мировоззрения дает ответы на вопросы об устройстве мира, предназначении в нем человека, смысле жизни и т.п.)

3. Коммуникативная (религия дает людям возможность общения без государственных, языковых, этнических и прочих различий)

4. Нормативная(религия регламентирует повседневную жизнь человека, устанавливает правила и ценности для различных сфер общества)


Оглавление

  • ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры
  • ЛЕКЦИЯ № 2. Ранние формы религиозного сознания

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История мировых религий: конспект лекций предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры

1. Классификация религий

Религия является феноменом, элементом или функцией в человеческой культуре. В подобном понимании сама культура представляется как совокупный взгляд людей на мир, в котором они появляются на свет, воспитываются, живут. Культура, другими словами, — результат познания людьми той реальности, которая их окружает в физическом мире. В противоположность этому религия может восприниматься как совокупность опыта, впечатлений, умозаключений и деятельности одного человека или группы людей касательно того, что видится им материей высшего порядка. В большинстве случаев человек осознает эту сакрализуемую им действительность как нечто, являющееся ему извне.

Определенные виды, в которых религия себя выявляет, подвластны определенным времени и месту, однако, как правило, человек воспринимает откровение как встречу с созданиями, которые имеют телесное претворение. Во многих религиях многообразие реальности принимается как проявление целого ряда божеств, однако вместе с политеистическими религиями существуют, как известно, религии строго монотеистические, почитающие только одного-единственного бога. Главной характерной чертой монотеизма является то, что божество всецело трансцендентно, т. е. пребывает за границами ощущаемой действительности, в то время как боги политеизма имманентны, т. е. мыслятся выражающими себя в ее границах. Разные религии описывали своих богов по-разному: антропоморфными, зооморфными, совмещающими в себе черты того и другого; в виде живописных или скульптурных образов; в виде двухмерных или трехмерных воспроизведений. Иногда боги чтились в конкретном теле, как перешедшие в него: фараон в древнем Египте, японский император в наши дни, Иисус из Назарета до своей смерти — с одной стороны, и древнеегипетский бык Апис и индийская кобра — с другой. Впрочем, не все религии и не на всем протяжении своего бытования создавали телесные отображения своих божеств. Индуизму и буддизму, например, вообще не было это ведомо. Часто они не существуют и в религиях бедуинов, что может объясняться своеобразием их кочевой жизни, неизбежно ограничивающим круг материальных вещей. Однако это нельзя сравнить с запрещениями на изображения, которые мы видим в некоторых монотеистических религиях. Рассмотрим классификацию религий.

2. Национально-государственные религии, которые являются основами религиозной жизни некоторых народов и наций (например, индуизм в Индии или иудаизм у еврейского народа).

2. Проблема возникновения религии

Глубокий мировоззренческий вопрос о том, как и когда появилась религия, можно разрешить двумя взаимоисключающими ответами.

1. Религия возникла вместе с человеком. Тогда человек, что и описывается в Библии, должен был быть сотворен Богом в результате акта создания. Религия зародилась потому, что есть Бог и человек, который может воспринимать Бога. Приверженцы этой точки зрения считают, что если бы Бога не существовало, то не было бы и такого понятия в разуме человека. В таком случае делаем вывод, что религия существует исконно.

2. Религия — продукт формирования человеческого сознания, т. е. человек сам сотворил (придумал) Бога или богов, тем самым стараясь понять и объяснить окружающий его мир. Сначала древние люди не имели богов, т. е. были атеистами, но вместе с зарождением искусства, зачатков наук, языка у них стали формироваться и религиозные взгляды. Со временем они усложнялись и систематизировались. Отправной точкой для такого суждения является теория происхождения человека и его сознания в процессе биологической эволюции.

Благодаря наличию разных точек зрения о происхождении религии, этот вопрос до сих пор остается открытым и вызывает множество споров.

3. Структура религии

4. Роль религии в жизни человека и общества

Возможно, никто не будет возражать, что религия — это один из основных факторов человеческой истории. Допускается в зависимости от ваших взглядов говорить, что человек без религии не стал бы человеком, а можно (и это тоже существующая точка зрения) непреклонно доказывать, что без нее человек был бы лучше и совершеннее. Религия — реальность человеческой жизни, собственно, так и нужно ее воспринимать.

Значение религии в жизни определенных людей, обществ и государств разное. Стоит только сопоставить двух людей: одного — придерживающегося канонов какой-либо строгой и замкнутой секты, а другого — ведущего светский образ жизни и совершенно безучастного к религии. То же можно применить и к различным обществам и государствам: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предоставляют своим гражданам полную свободу в вопросах веры и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, третьи держат религию под запретом. В ходе истории вопрос с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии совсем не похожи в тех требованиях, которые они выдвигают по отношению к человеку в своих законах поведения и кодексах морали. Религии могут сплачивать людей либо разъединять их, воодушевлять на творческий труд, на подвиги, призывать к бездействию, недвижимости и наблюдению, помогать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т. д. Значение религии всегда следует рассматривать конкретно в определенном обществе и в заданный период. Ее роль для всей общественности, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Кроме того, можно говорить, что религии обычно характерно исполнять по отношению к обществу и отдельным людям определенные функции.

1. Религия, представляясь мировоззрением, т. е. концепцией принципов, взглядов, идеалов и убеждений, показывает человеку устройство мира, конкретизирует его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

2. Религия является людям утешением, надеждой, духовным утолением, опорой. Не случайно люди, как правило, обращаются к религии в трудные моменты своей жизни.

3. Человек, обладая каким-то религиозным идеалом, внутренне перерождается и становится способен нести идеи своей религии, устанавливать добро и справедливость (так, как диктует их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

Философы четко различают два понятия: культура и цивилизация. К последней они причисляют все достижения науки, техники, увеличивающие возможности человека, предоставляющие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация сродни мощному оружию, которое можно применить во благо, а можно превратить в средство убийства: это зависит от того, в чьих руках оно находится. Культура, подобно медленной, но могучей реке, берущей начало из древнего истока, довольно консервативна и часто конфликтует с цивилизацией. Религия же, являясь основой и стержнем культуры, — один из решающих факторов, который предохраняет человека и человечество от расщепления, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели, т. е. всех бед, которые может нести с собой цивилизация.

Следовательно, религия осуществляет в истории созидательную культурную функцию. Это можно показать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с древними традициями укрепилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

И все же не надо идеализировать картину: ведь все люди разные, и из человеческой истории можно почерпнуть и совершенно противоположные примеры. Вы, возможно, помните, что после становления христианства как государственной религии Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было снесено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

7. Религия помогает упрочению и закреплению конкретных общественных порядков, традиций и законов жизни. Поскольку религия консервативнее любого другого общественного института, она в основном всегда стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, вполне вероятно, что и это правило не обходится без исключений.) Припомните из новой истории, когда в Европе зачиналось политическое течение консерватизма, у его начала стояли представители церкви. Религиозные партии стоят, по большей части, в правой охранительной части политического спектра. Их положение в качестве противовеса разного рода радикальным и иногда неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важно. Покой и стабильность необходимы сейчас и нашему Отечеству.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 Религия как социокультурный феномен

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Религия как социокультурный феномен

Религия как социокультурный феномен

Понятие религии. Религиоведение как наука Структура религии Классификация рел.

Понятие религии. Религиоведение как наука Структура религии Классификация религий Социальные функции религии План лекции

(от лат. Religio – святыня, предмет культа) мировоззрение, миропонимание, мир.

(от лат. Religio – святыня, предмет культа) мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы. Религия -

Подходы к изучению религии Теологический Философский Научный

Подходы к изучению религии Теологический Философский Научный

комплекс научных дисциплин, изучающих религию как составную часть культуры че.

комплекс научных дисциплин, изучающих религию как составную часть культуры человечества Религиоведение -

религиозная картина мира, религиозное сознание, религиозное поведение, взаимо.

религиозная картина мира, религиозное сознание, религиозное поведение, взаимодействие религии с другими сферами жизни, теология и свободомыслие в их основных проявлениях и исторических формах, свобода совести. Предмет исследования в религиоведении

Сбор информации о религии как объекте исследования; Систематическая интерпрет.

Сбор информации о религии как объекте исследования; Систематическая интерпретация собранного материала с целью выявления его значения. Объяснение сущности и происхождения религий. Исследование влияния религии на другие сферы общества. Задачи религиоведения

Религиоведение в системе наук Источники информации Применение результатов исс.

Религиоведение в системе наук Источники информации Применение результатов исследования Религиоведение Археология Этнография История Филология Философия Психология Образование Политика

Исторический и теоретический аспекты религиоведения История религии изучает п.

Исторический и теоретический аспекты религиоведения История религии изучает процессы возникновения развития религии в целом и отдельных ее форм; она охватывает весь комплекс религиозно-общественных явлений: догматику, культ, церковные институты. Теоретическое религиоведение включает ряд дисциплин, в чис­ле которых философия, социология и психология религии. Они осуществляют дифференцированное исследование и используют установки и аппарат соответствующих общих дисциплин, обес­печивая многостороннее освещение предмета.

Структура религиоведения История религии Философия религии Психология религии.

Структура религиоведения История религии Философия религии Психология религии Социология религии Феноменология религии

Структура религии Религиозное сознание Религиозная деятельность Религиозные о.

Структура религии Религиозное сознание Религиозная деятельность Религиозные отношения Религиозная организация

Религиозное сознание Религиозная психология – совокупность религиозных предст.

Религиозное сознание Религиозная психология – совокупность религиозных представлений и чувств, присущая всей массе верующих и связанная с религиозной идеологией Религиозная идеология – система идей о Боге, мире и человеке

Целенаправленность Концептуальность Системность Формирование особой категории.

Целенаправленность Концептуальность Системность Формирование особой категории ее носителей – служителей культа Отличительные черты религиозной идеологии

Теология – систематизированное изложение вероучения, постижение и фиксация ег.

Теология – систематизированное изложение вероучения, постижение и фиксация его рациональных основ. Теология – центральная часть религиозной идеологии

Апологетика – обоснование истинности религиозных представлений Догматика – си.

Апологетика – обоснование истинности религиозных представлений Догматика – систематизированное изложение религиозных догматов Экзегетика – истолкование священных текстов Гомилетика – теория и практика церковной проповеди Литургика – теория богослужения Основные теологические дисциплины

такое отношение к объектам и явлениям, когда их достоверность и истинность пр.

такое отношение к объектам и явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без теоретических и практических доказательств. Вера -

Религиозная деятельность Культовая Некультовая Культ представляет собой совок.

Религиозная деятельность Культовая Некультовая Культ представляет собой совокупность символических актов и охватывает как действия, связанные с религиозными представлениями, так и материальные объекты, задействованные при его отправлении.

обряды инициации —посвящение к иную социально-возрастную группу; жертвопринош.

разновидность общественных отношений, которые определяются религиозным сознан.

разновидность общественных отношений, которые определяются религиозным сознанием и находят выражение в религиозной деятельности. В качестве субъектов религиозных отношений выступают верующие, религиозные организации и учреждения. Религиозные отношения -

Религиозные отношения Внутрицерковные Межцерковные Внецерковные между верующи.

Религиозные отношения Внутрицерковные Межцерковные Внецерковные между верующими, священнослужителями и руководящими органами той или иной церкви между верующими, объединениями, организациями различных вероисповеданий применение религиозных норм в других сферах жизнедеятельности общества

Религиозная организация —объединение на основе общности верований и обрядов в.

Религиозная организация —объединение на основе общности верований и обрядов верующих, принадлежащих к одной конфессии. Религиозная организация

Культовая Идеологическая Регулятивная Функции религиозной организации

Культовая Идеологическая Регулятивная Функции религиозной организации

Типология религиозных организаций Позиция по вопросу о спасении Отношение к с.

Типология религиозных организаций Позиция по вопросу о спасении Отношение к светскому миру Позитивное Негативное Эксклюзи-вность Церковь Секта Плюрализм Деноминация Культ Открытое Закрытое Членство

Читайте также: