Основными нормативными актами регулирующими деятельность высшей школы в xix начале xx вв являлись

Обновлено: 04.07.2024

Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Высшая школа в России на рубеже XIX–XX вв. была сложной системой, состоявшей из различных типов образовательных учреждений. К январю 1917 г. в России насчитывалось 124 государственных, общественных и частных высших учебных заведения. К государственным высшим школам относились учебные заведения, составлявшие фундамент отечественного высшего образования: университеты и школы университетского типа (юридические, медицинские, педагогические, востоковедческие). Наиболее крупными среди них были Варшавский, Казанский, Киевский, Московский, Одесский, Пермский, Петербуржский, Саратовский, Томский, Харьковский, Юрьевский университеты. Высшее образование в этот период переживало кризис, новые университеты практические не образовывались (за исключением Саратовского и Пермского), структура факультетов оставалась неизменной. К университетскому уровню образования приравнивались юридические лицеи, различные языковые вузы, Военно-медицинская академия и др. Действовали различные высшие духовные академии, высшие военные училища, технологические и политехнические вузы.




Высшая школа в России на рубеже XIX–XX вв. была сложной системой, состоявшей из различных типов образовательных учреждений. К январю 1917 г. в России насчитывалось 124 государственных, общественных и частных высших учебных заведения. К государственным высшим школам относились учебные заведения, составлявшие фундамент отечественного высшего образования: университеты и школы университетского типа (юридические, медицинские, педагогические, востоковедческие). Наиболее крупными среди них были Варшавский, Казанский, Киевский, Московский, Одесский, Пермский, Петербуржский, Саратовский, Томский, Харьковский, Юрьевский университеты. Высшее образование в этот период переживало кризис, новые университеты практические не образовывались (за исключением Саратовского и Пермского), структура факультетов оставалась неизменной. К университетскому уровню образования приравнивались юридические лицеи, различные языковые вузы, Военно-медицинская академия и др. Действовали различные высшие духовные академии, высшие военные училища, технологические и политехнические вузы.

Цель занятия:изучить основные показатели, характеризующие сущность системы образования России в конце XIX – нач. XX века.

План занятия:

1. Проблемы реформирования школьного образования в России (конец XIX - начало XX вв.).

2. Расширение начального образования в России.

3. Развитие системы среднего образования в России.

4. Система высшего образования и развитие профессионально-технического образования в России.

1. На рубеже XIX - XX вв. проблема реформы школьного образованияока­залась в центре общественного внимания в России. Либеральные партии и общественные организации (кадеты, Московс­кое педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и многие др.) считали необходимым добиваться широких демократических реформ системы образования, избегая революционных потрясений.

Ими была выдвинута программа, которая включала в себя следующие положения:

Ø бесплатного обязательного начального обучения;

Ø увеличения ассигнований на школу;

Ø усиления местного самоуправления в системе просвещения;

Ø преемственности ступеней образования;

Ø равенства мужского и женского образования.

Обширная программа демократических реформ школы была принята на съездах по народному образованию в 1908 - 1913 гг.

В начале 1900-х гг. Министерство просвещения предложило собствен­ные проекты организации всеобщего обучения.В 1904 году на реформу были выделены государственные субсидии, но она была отложена из-за на­чавшейся войны с Японией.

Проблема о всеобщем обучениивновь обсуждалась в IIIГосударственной думе в 1909 - 1911 гг.

На основе обозначенных документов Государственная Дума приняла законопроект, который предоставлял городам и земствам право вводить обязательное обучение. Законопроектом 1911 годапредусматривалось, что программы началь­ных школ должны учитывать этнические, бытовые, религиозные осо­бенности местного населения и одновременно удовлетворять общегосу­дарственные интересы. Расширялась программа начальных училищ.

Министерство должно было определять минимальные стандарты про­грамм. Подробные программы предлагалось разрабатывать на уровне уездов. Допускалось преподавание местных языков для одноклассных училищ, курс обучения устанавливался в 4 года, для двухклассных учи­лищ - 6 лет. Законопроект предусматривал ослабление контроля госу­дарственных инспекторов народных училищ и одновременно увеличе­ние влияния представителей земств. Планировалось улучшить правовое и финансовое положение учительства.

Законопроект 1911 года не прошел в Государственном совете и правительстве, прежде всего из-за сопротивления ярых сторонников церковно-приходских школ.

Последний в истории царской России проект о введении всеобщего обучения был внесен в 1916 году в Думу министром просвещения Пав­лом Николаевичем Игнатьевым(1870 – 1945 г.г.). Он по многим положениям повторял проект 1911 года - начальной ступенью обучения должны были стать первые-четвертые классы народной школы, либо первые-третьи клас­сы высшего начального училища (гимназии).

2. На протяжении 1890-х гг. и до начала 1900-х гг. заметно расширяется сеть начального образования в России.

Она включала в себя:

v сельские одноклассные и двухклассные народные училища, городские училища;

v одноклассные и двухклассные церковноприходские школы, а также школы различных ведомств.

В большинстве губерний увеличилось число земских народных училищ и городских школ. Возрастает количество начальных учебных заведений повышенного образования - 5 - 6-летних городских училищ, а также начальных школ и обучающихся в них детей. Изменились приоритеты развития разных видов начальных школ.

В 1912 году появились высшие начальные училищас 4-годичным курсом обучения (после 3 - 4-летней элементарной школы), в которые были преобразованы прежние городские училища (созданные по Положению 1872 года). Их открывали не только в городах, но и в селах. Общее число высших начальных училищ достигло в 1915 году 1,5 тысяч.

Однако подавляющее число начальных школ (около двух третей) были учебными заведениями с 3-х летним курсом обучения.

Растет число курсов подготовки учителей для земских училищ: в 1890 - 1896 гг. было устроено 8 таких курсов, в 1897 - 1902 гг. - 34.

Возрастает количество учительских институтов и семинарий.

Возникают неправительственные высшие педагогические учебные заведения - Шелапутинский педагогический институт в Москве, Педагогическая академия в Петербурге, Высшие Фребелевские курсы в Киеве и Петербурге.

3. На протяжении периода с конца XIX - начала XX вв происходили количественные и качественные изменения и в системе среднего образования,где главным типом школы оставалась классическая гимназия. В 1908
- 1913 гг. число учебных заведений, гимназий, прогимназий и реальных
училищ Министерства просвещения и количество учащихся в них уве­личились с 1136 и 382,5 тыс. до 1630 и 526,5 тыс. соответственно. Кроме
того, в стране также действовало свыше 350 частных средних учебных
заведений, работали коммерческие училища, кадетские корпуса и среднетехнические училища для мальчиков.




Несмотря на определенный прогресс по охвату населения средним об­разованием, Россия продолжала отставать от ведущих стран мира – Великобритании, Германии и др.

Комиссия 1900 года предложила:

v создать при университетах педагогические курсы по подготовке учителей средней школы;

v улучшить материальное положение преподавателей средней школы;

v сохранить в качестве основных типов средних учебных заведений гимназии и реальные училища;

v усилить нравственное, национальное и физическое воспитание в сред­них школах;

v сократить объем изучения в гимназии латыни и греческого языка;

v повысить статус реальных училищ;

v облегчить возможности для перехода из гимназии в реальное училище и,
наоборот, из реального училища в гимназию.

Предложения комиссии, к сожалению, были реализованы только частично

Новая Комиссия по средней школе(1901г )пошла еще дальше в своих
предложениях по ослаблению классического образования и усилению
современного. В частности, предусматривалось слияние гимназии и реального училища в единое учебное заведение. Намечено было оставить в сокращенном объеме и обязательным лишь для части учеников латинский язык. Необязательным предметом планировали сделать греческий язык, а также предполагалось расширить подготовку по русскому языку и литературе, логике, математике, физике. Было намечено включить в программу ручной труд, образовательные экскурсии, увеличить объем физического воспитания.

Вопреки сопротивлению сторонников классического направления оп­ределенные подвижки в сторону современного образования произошли в 1902 году.

Под руководством министра народного просвещения П. Н. Игнатьева
был составлен План реформы средней школы (1916 г.), которым намечалось
создание единой школы (гимназии)с 7-летним курсом обучения и двумя ступенями (1 - 3-е и 4 - 7-е классы). После четвертого класса должны были следовать три направления обучения:

Ø новогуманитарное (с базовыми предметами литературой и языками);

Ø гуманитарно-классическое (с углубленным изучением древних языков);

Ø реальное (с двумя отделениями - естественных наук и математики).

В 1916 году Игнатьев был отставлен с поста министра, а его план не был претворен в жизнь.

· школа в Царском Селе (1900 г , руководитель Е .С. Левицкая);

· гимназия в Новочеркасске (1906 г , руководитель Е.Д. Петрова);

· гимназия в Голицыне под Москвой (1910 г , руководитель О. Я. Яковлева).

4. В системе высшего образованияк началу XX века насчитывалось более 60 учебных заведений. Подавляющая их часть ( около 60%)находилась в Мос­кве и Петербурге. Студентов насчитывалось около 29 тыс , из них жен­щины составляли около 4%. К началу первой мировой войны число сту­дентов в государственных высших учебных заведениях выросло втрое и составило около 90 тыс. Было также 6 коммерческих вузов, которые на 94 % финансировались из местных средств.

Для развития высшей школыпредпринимались определенные шаги. На не­которые факультеты университетов были допущены женщины (1916 г.). От­крылся университет в Саратове. Предполагалось создать ряд новых выс­ших учебных заведений, 10 медицинских факультетов, университет в Ростове-на-Дону, высшие женские курсы в Екатеринославле. Эти меры должны были в какой-то мере восполнить нехватку высших школ, осо­бенно в провинции. Частично эти меры удалось осуществить Временно­му правительству в 1917 году.

В ходе революции 1905 года были приняты Временные правила (август 1905г.). Согласно этому документу восстанавливались выборность профес­соров и автономия университетов, ослаблялся надзор за студентами. Была начата подготовка нового университетского устава.

Однако наступившая в 1908 году реакция привела к возврату к Уставу 1884 года.

Важным новым явлением в сфере начального и среднего образования стало развитие профессионального и технического обучения.

Оно развивалось в двух основных направлениях:

Ø расширение преподавания ручного труда в начальной школе;

Ø учреждение ремесленных и низших технических училищ.

Вопрос о введении ручного труда в общеобразовательной школенаходил­ся в центре обсуждения участников трех всероссийских съездов по техническому и профессиональному образованию, состоявшихся в 1889 –1890 гг., 1895 – 1896г.г., 1903 - 1904 гг.

В конце XIX - начале XX вв. сложилась система технического образова­ния, состоявшая из начальных ремесленных училищ, низших и средних тех­нических училищ.

Накануне первой мировой войны, в 1913 - 1914 учебном году, средние и низшие профессиональные учебные заведения посещало более 100 тыс. учащихся.

Поступательное развитие школы было приостановлено первой мировой войной.

Литература:

1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов / А.Н.Джуринский. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.

2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001.

3. Прянникова, В.Г., Равкин, З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. – М.,1994

4. История образования России (в V частях)/ Авторы-сост. Т.К. Ахаян и др.; Пд общ. ред. Т.К. Ахаян. – Спб., 1997-1998.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем сущность реформы школьного образования в России в конце XIX – нач. XX века?

Школа и педагогика в России в конце XIX - начале XX вв

В данном файле представлена школа и педагогика в России в конце 19 - начала 20 века. Общий взгляд.
Школьные реформы.
Педагогические направления и идеи.

Джуринский А.Н. История педагогики

  • формат doc
  • размер 3.69 МБ
  • добавлен 05 сентября 2010 г.

Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История Педагогики

  • формат pdf
  • размер 4.04 МБ
  • добавлен 16 января 2011 г.

Контрольная работа по истории педагогики

  • формат doc
  • размер 39.4 КБ
  • добавлен 25 января 2011 г.

Лекции по истории педагогики

  • формат doc
  • размер 209.55 КБ
  • добавлен 22 ноября 2009 г.

Развитие школы и педагогической мысли с древности по XIX век. Школа и педагогическая мысль в средние века. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XIII века. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII – XVIII веках. Школа и педагогическая мысль в России в XVII – XVIII веках. Классики западноевропейской педагогики XIX века. Движение.

Лекции по истории педагогики

  • формат doc
  • размер 731 КБ
  • добавлен 08 декабря 2010 г.

Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном. и рабовладельческом обществах. Школа и педагогическая мысль в средние века. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 веках. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII. Классики западноевропейской педаго.

Лещинский В.И. и др. Краткий справочник по курсу История образования и педагогической мысли

  • формат rtf
  • размер 668.3 КБ
  • добавлен 12 августа 2011 г.

Лещинский В.И., Мозгарев Л.В., Неделина С.В., Седова Е.Е. Великие педагоги, значительные события, факты на оси времени: Учебное пособие. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2004. — 188 с. Часть 1 Античность Эпоха эллинизма Древний Рим Средневековье Эпоха Возрождения (ренессанс) Я.А. Коменский Эпоха просвещения И.Г. Песталоцци Часть 2 И.Ф. Гербарт, А. Дистервег Педагогика в Западной Европе и США в конце XIX.

Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. Пособие для сдачи экзамена

  • формат doc
  • размер 841 КБ
  • добавлен 27 ноября 2009 г.

Для студентов педагогических специальностей. Оглавление. Предисловие. История педагогики и образования как отрасль научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока. Воспитание и школа в античном мире. Развитие воспитания и школы в античном мире. Развитие педагогических идей в.

Образцова О.Ю. Развитие ведущих идей зарубежной педагогики в русской педагогической журналистике конца XIX - начала XX веков

  • формат pdf
  • размер 9.49 МБ
  • добавлен 12 апреля 2011 г.

Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. (13.00.01 - общая педагогика). Архангельск, 1996. 187 с. Основные направления педагогической теории и практики в странах Запада в конце XIX - начале XX века. Русская педагогическая журналистика в общественно-педагогическом движении России конца XIX - начала XX века. Влияние педагогической журналистики на развитие ведущих идей реформаторской педагогики конца XIX - начала XX век.

Панькин А.Б. История образования и педагогической мысли. Часть 2

  • формат pdf
  • размер 2.57 МБ
  • добавлен 16 января 2011 г.

Учебное пособие. - Элиста: Калм. ун-т, 2003. - 96 с. Содержание: Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века). Эпоха реформации образования в России. Школа и педагогика России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917 г. ). Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г. ). Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Российская школа и педагогика в новой социально-пе.

Читайте также: