Основными нормативными актами регулирующими деятельность высшей школы в xix начале xx вв являлись
Обновлено: 04.07.2024
Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.
Высшая школа в России на рубеже XIX–XX вв. была сложной системой, состоявшей из различных типов образовательных учреждений. К январю 1917 г. в России насчитывалось 124 государственных, общественных и частных высших учебных заведения. К государственным высшим школам относились учебные заведения, составлявшие фундамент отечественного высшего образования: университеты и школы университетского типа (юридические, медицинские, педагогические, востоковедческие). Наиболее крупными среди них были Варшавский, Казанский, Киевский, Московский, Одесский, Пермский, Петербуржский, Саратовский, Томский, Харьковский, Юрьевский университеты. Высшее образование в этот период переживало кризис, новые университеты практические не образовывались (за исключением Саратовского и Пермского), структура факультетов оставалась неизменной. К университетскому уровню образования приравнивались юридические лицеи, различные языковые вузы, Военно-медицинская академия и др. Действовали различные высшие духовные академии, высшие военные училища, технологические и политехнические вузы.
Высшая школа в России на рубеже XIX–XX вв. была сложной системой, состоявшей из различных типов образовательных учреждений. К январю 1917 г. в России насчитывалось 124 государственных, общественных и частных высших учебных заведения. К государственным высшим школам относились учебные заведения, составлявшие фундамент отечественного высшего образования: университеты и школы университетского типа (юридические, медицинские, педагогические, востоковедческие). Наиболее крупными среди них были Варшавский, Казанский, Киевский, Московский, Одесский, Пермский, Петербуржский, Саратовский, Томский, Харьковский, Юрьевский университеты. Высшее образование в этот период переживало кризис, новые университеты практические не образовывались (за исключением Саратовского и Пермского), структура факультетов оставалась неизменной. К университетскому уровню образования приравнивались юридические лицеи, различные языковые вузы, Военно-медицинская академия и др. Действовали различные высшие духовные академии, высшие военные училища, технологические и политехнические вузы.
Цель занятия:изучить основные показатели, характеризующие сущность системы образования России в конце XIX – нач. XX века.
План занятия:
1. Проблемы реформирования школьного образования в России (конец XIX - начало XX вв.).
2. Расширение начального образования в России.
3. Развитие системы среднего образования в России.
4. Система высшего образования и развитие профессионально-технического образования в России.
1. На рубеже XIX - XX вв. проблема реформы школьного образованияоказалась в центре общественного внимания в России. Либеральные партии и общественные организации (кадеты, Московское педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и многие др.) считали необходимым добиваться широких демократических реформ системы образования, избегая революционных потрясений.
Ими была выдвинута программа, которая включала в себя следующие положения:
Ø бесплатного обязательного начального обучения;
Ø увеличения ассигнований на школу;
Ø усиления местного самоуправления в системе просвещения;
Ø преемственности ступеней образования;
Ø равенства мужского и женского образования.
Обширная программа демократических реформ школы была принята на съездах по народному образованию в 1908 - 1913 гг.
В начале 1900-х гг. Министерство просвещения предложило собственные проекты организации всеобщего обучения.В 1904 году на реформу были выделены государственные субсидии, но она была отложена из-за начавшейся войны с Японией.
Проблема о всеобщем обучениивновь обсуждалась в IIIГосударственной думе в 1909 - 1911 гг.
На основе обозначенных документов Государственная Дума приняла законопроект, который предоставлял городам и земствам право вводить обязательное обучение. Законопроектом 1911 годапредусматривалось, что программы начальных школ должны учитывать этнические, бытовые, религиозные особенности местного населения и одновременно удовлетворять общегосударственные интересы. Расширялась программа начальных училищ.
Министерство должно было определять минимальные стандарты программ. Подробные программы предлагалось разрабатывать на уровне уездов. Допускалось преподавание местных языков для одноклассных училищ, курс обучения устанавливался в 4 года, для двухклассных училищ - 6 лет. Законопроект предусматривал ослабление контроля государственных инспекторов народных училищ и одновременно увеличение влияния представителей земств. Планировалось улучшить правовое и финансовое положение учительства.
Законопроект 1911 года не прошел в Государственном совете и правительстве, прежде всего из-за сопротивления ярых сторонников церковно-приходских школ.
Последний в истории царской России проект о введении всеобщего обучения был внесен в 1916 году в Думу министром просвещения Павлом Николаевичем Игнатьевым(1870 – 1945 г.г.). Он по многим положениям повторял проект 1911 года - начальной ступенью обучения должны были стать первые-четвертые классы народной школы, либо первые-третьи классы высшего начального училища (гимназии).
2. На протяжении 1890-х гг. и до начала 1900-х гг. заметно расширяется сеть начального образования в России.
Она включала в себя:
v сельские одноклассные и двухклассные народные училища, городские училища;
v одноклассные и двухклассные церковноприходские школы, а также школы различных ведомств.
В большинстве губерний увеличилось число земских народных училищ и городских школ. Возрастает количество начальных учебных заведений повышенного образования - 5 - 6-летних городских училищ, а также начальных школ и обучающихся в них детей. Изменились приоритеты развития разных видов начальных школ.
В 1912 году появились высшие начальные училищас 4-годичным курсом обучения (после 3 - 4-летней элементарной школы), в которые были преобразованы прежние городские училища (созданные по Положению 1872 года). Их открывали не только в городах, но и в селах. Общее число высших начальных училищ достигло в 1915 году 1,5 тысяч.
Однако подавляющее число начальных школ (около двух третей) были учебными заведениями с 3-х летним курсом обучения.
Растет число курсов подготовки учителей для земских училищ: в 1890 - 1896 гг. было устроено 8 таких курсов, в 1897 - 1902 гг. - 34.
Возрастает количество учительских институтов и семинарий.
Возникают неправительственные высшие педагогические учебные заведения - Шелапутинский педагогический институт в Москве, Педагогическая академия в Петербурге, Высшие Фребелевские курсы в Киеве и Петербурге.
3. На протяжении периода с конца XIX - начала XX вв происходили количественные и качественные изменения и в системе среднего образования,где главным типом школы оставалась классическая гимназия. В 1908
- 1913 гг. число учебных заведений, гимназий, прогимназий и реальных
училищ Министерства просвещения и количество учащихся в них увеличились с 1136 и 382,5 тыс. до 1630 и 526,5 тыс. соответственно. Кроме
того, в стране также действовало свыше 350 частных средних учебных
заведений, работали коммерческие училища, кадетские корпуса и среднетехнические училища для мальчиков.
Несмотря на определенный прогресс по охвату населения средним образованием, Россия продолжала отставать от ведущих стран мира – Великобритании, Германии и др.
Комиссия 1900 года предложила:
v создать при университетах педагогические курсы по подготовке учителей средней школы;
v улучшить материальное положение преподавателей средней школы;
v сохранить в качестве основных типов средних учебных заведений гимназии и реальные училища;
v усилить нравственное, национальное и физическое воспитание в средних школах;
v сократить объем изучения в гимназии латыни и греческого языка;
v повысить статус реальных училищ;
v облегчить возможности для перехода из гимназии в реальное училище и,
наоборот, из реального училища в гимназию.
Предложения комиссии, к сожалению, были реализованы только частично
Новая Комиссия по средней школе(1901г )пошла еще дальше в своих
предложениях по ослаблению классического образования и усилению
современного. В частности, предусматривалось слияние гимназии и реального училища в единое учебное заведение. Намечено было оставить в сокращенном объеме и обязательным лишь для части учеников латинский язык. Необязательным предметом планировали сделать греческий язык, а также предполагалось расширить подготовку по русскому языку и литературе, логике, математике, физике. Было намечено включить в программу ручной труд, образовательные экскурсии, увеличить объем физического воспитания.
Вопреки сопротивлению сторонников классического направления определенные подвижки в сторону современного образования произошли в 1902 году.
Под руководством министра народного просвещения П. Н. Игнатьева
был составлен План реформы средней школы (1916 г.), которым намечалось
создание единой школы (гимназии)с 7-летним курсом обучения и двумя ступенями (1 - 3-е и 4 - 7-е классы). После четвертого класса должны были следовать три направления обучения:
Ø новогуманитарное (с базовыми предметами литературой и языками);
Ø гуманитарно-классическое (с углубленным изучением древних языков);
Ø реальное (с двумя отделениями - естественных наук и математики).
В 1916 году Игнатьев был отставлен с поста министра, а его план не был претворен в жизнь.
· школа в Царском Селе (1900 г , руководитель Е .С. Левицкая);
· гимназия в Новочеркасске (1906 г , руководитель Е.Д. Петрова);
· гимназия в Голицыне под Москвой (1910 г , руководитель О. Я. Яковлева).
4. В системе высшего образованияк началу XX века насчитывалось более 60 учебных заведений. Подавляющая их часть ( около 60%)находилась в Москве и Петербурге. Студентов насчитывалось около 29 тыс , из них женщины составляли около 4%. К началу первой мировой войны число студентов в государственных высших учебных заведениях выросло втрое и составило около 90 тыс. Было также 6 коммерческих вузов, которые на 94 % финансировались из местных средств.
Для развития высшей школыпредпринимались определенные шаги. На некоторые факультеты университетов были допущены женщины (1916 г.). Открылся университет в Саратове. Предполагалось создать ряд новых высших учебных заведений, 10 медицинских факультетов, университет в Ростове-на-Дону, высшие женские курсы в Екатеринославле. Эти меры должны были в какой-то мере восполнить нехватку высших школ, особенно в провинции. Частично эти меры удалось осуществить Временному правительству в 1917 году.
В ходе революции 1905 года были приняты Временные правила (август 1905г.). Согласно этому документу восстанавливались выборность профессоров и автономия университетов, ослаблялся надзор за студентами. Была начата подготовка нового университетского устава.
Однако наступившая в 1908 году реакция привела к возврату к Уставу 1884 года.
Важным новым явлением в сфере начального и среднего образования стало развитие профессионального и технического обучения.
Оно развивалось в двух основных направлениях:
Ø расширение преподавания ручного труда в начальной школе;
Ø учреждение ремесленных и низших технических училищ.
Вопрос о введении ручного труда в общеобразовательной школенаходился в центре обсуждения участников трех всероссийских съездов по техническому и профессиональному образованию, состоявшихся в 1889 –1890 гг., 1895 – 1896г.г., 1903 - 1904 гг.
В конце XIX - начале XX вв. сложилась система технического образования, состоявшая из начальных ремесленных училищ, низших и средних технических училищ.
Накануне первой мировой войны, в 1913 - 1914 учебном году, средние и низшие профессиональные учебные заведения посещало более 100 тыс. учащихся.
Поступательное развитие школы было приостановлено первой мировой войной.
Литература:
1. Джуринский, А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов / А.Н.Джуринский. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
2. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений/ Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
3. Прянникова, В.Г., Равкин, З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. – М.,1994
4. История образования России (в V частях)/ Авторы-сост. Т.К. Ахаян и др.; Пд общ. ред. Т.К. Ахаян. – Спб., 1997-1998.
Вопросы для самопроверки:
1. В чем сущность реформы школьного образования в России в конце XIX – нач. XX века?
В данном файле представлена школа и педагогика в России в конце 19 - начала 20 века. Общий взгляд.
Школьные реформы.
Педагогические направления и идеи.
Джуринский А.Н. История педагогики
- формат doc
- размер 3.69 МБ
- добавлен 05 сентября 2010 г.
Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История Педагогики
- формат pdf
- размер 4.04 МБ
- добавлен 16 января 2011 г.
Контрольная работа по истории педагогики
- формат doc
- размер 39.4 КБ
- добавлен 25 января 2011 г.
Лекции по истории педагогики
- формат doc
- размер 209.55 КБ
- добавлен 22 ноября 2009 г.
Развитие школы и педагогической мысли с древности по XIX век. Школа и педагогическая мысль в средние века. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XIII века. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII века. Школа и педагогика в странах Западной Европы в XVII – XVIII веках. Школа и педагогическая мысль в России в XVII – XVIII веках. Классики западноевропейской педагогики XIX века. Движение.
Лекции по истории педагогики
- формат doc
- размер 731 КБ
- добавлен 08 декабря 2010 г.
Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли в первобытном. и рабовладельческом обществах. Школа и педагогическая мысль в средние века. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Руси с древних времен до XVII. Воспитание, школа и педагогическая мысль в Беларуси с IX по XVIII век. Школа и педагогика в странах Западной Европы в 17 – 18 веках. Школа, педагогическая мысль России в XVII – XVIII. Классики западноевропейской педаго.
Лещинский В.И. и др. Краткий справочник по курсу История образования и педагогической мысли
- формат rtf
- размер 668.3 КБ
- добавлен 12 августа 2011 г.
Лещинский В.И., Мозгарев Л.В., Неделина С.В., Седова Е.Е. Великие педагоги, значительные события, факты на оси времени: Учебное пособие. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2004. — 188 с. Часть 1 Античность Эпоха эллинизма Древний Рим Средневековье Эпоха Возрождения (ренессанс) Я.А. Коменский Эпоха просвещения И.Г. Песталоцци Часть 2 И.Ф. Гербарт, А. Дистервег Педагогика в Западной Европе и США в конце XIX.
Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования. Пособие для сдачи экзамена
- формат doc
- размер 841 КБ
- добавлен 27 ноября 2009 г.
Для студентов педагогических специальностей. Оглавление. Предисловие. История педагогики и образования как отрасль научного знания. Школьное дело и зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. Возникновение воспитания как особого вида общественной деятельности. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока. Воспитание и школа в античном мире. Развитие воспитания и школы в античном мире. Развитие педагогических идей в.
Образцова О.Ю. Развитие ведущих идей зарубежной педагогики в русской педагогической журналистике конца XIX - начала XX веков
- формат pdf
- размер 9.49 МБ
- добавлен 12 апреля 2011 г.
Диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. (13.00.01 - общая педагогика). Архангельск, 1996. 187 с. Основные направления педагогической теории и практики в странах Запада в конце XIX - начале XX века. Русская педагогическая журналистика в общественно-педагогическом движении России конца XIX - начала XX века. Влияние педагогической журналистики на развитие ведущих идей реформаторской педагогики конца XIX - начала XX век.
Панькин А.Б. История образования и педагогической мысли. Часть 2
- формат pdf
- размер 2.57 МБ
- добавлен 16 января 2011 г.
Учебное пособие. - Элиста: Калм. ун-т, 2003. - 96 с. Содержание: Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XVIII века). Эпоха реформации образования в России. Школа и педагогика России в конце XIX и начале XX вв. (до 1917 г. ). Развитие школы и педагогики в России после Октябрьской революции (1917 г. ). Образование и педагогическая мысль в России после второй мировой войны. Российская школа и педагогика в новой социально-пе.
Читайте также: