Программа деятельности отряда юид в школе

Обновлено: 03.07.2024

В начале месяца

Учёба юных инспекторов движения

Занятие №5:

Пропагандистская работа отряда с учащимися

Посвящение в ЮИД. Выступление агитбригады

Учёба юных инспекторов движения

Занятие №6:

Сбор отряда ЮИД:

В начале месяца

Учёба юных инспекторов движения

Занятие №7:

Взаимодействие отряда и сотрудников ГИБДД

Занятия отряда с сотрудниками ГИБДД по изучению ПДД.

В течение месяца

Пропагандистская работа отряда с учащимися

Организация конкурса рисунков

В течение месяца

Учёба юных инспекторов движения

Занятие №8:

Данная программа направлена на формирование у детей культуры поведения на дорогах, гражданской ответственности и правового самосознания, отношения к своей жизни и к жизни окружающих как к ценности. Программа позволяет сформировать совокупность устойчивых форм поведения на дорогах, в общественном транспорте, в случаях чрезвычайных ситуаций, а также умения и навыки пропагандисткой работы.

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах страны, округа и района. Это создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворах домов. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают наши дети.

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий правонарушений.

Донести правила и знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения в целях самосохранения - это основная задача учителя и кружка юных инспекторов движения.

Цели программы: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах; охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий используя различные формы деятельности.

Задачи программы:

Сформировать у обучающихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанного к ним отношения через закрепление знаний ПДД и навыков безопасного поведения на дорогах;

Выработать навыки поведения на улице, дороге, перекрестках через решение проблемных ситуаций, игровые моменты, пропаганду безопасности движения

Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи, грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге;

Повысить интерес школьников к велоспорту, практическое закрепление знаний и умений по правилам вождения велосипеда на специально отведенной площадке;

Воспитывать ответственного образцового участника дорожного движения, активного агитатора безопасности дорожного движения;

Повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания, учащихся культуре поведения на улицах и дорогах;

Активная пропаганда правил дорожного движения в школе, предупреждение нарушений дорожного движения детьми;

Активное привлечение в работу ЮИД по вопросам профилактики детского травматизма родителей и членов общественного совета школы;

Выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику.

В каждом конкретном случае средства и методы выбираются исходя из условий занятий. Так, занятия по теории проходят в классе ПДД в форме устного изложения материала, бесед, лекций, развивающих игр, конкурсов, соревновании, КВНов, экскурсий, практические занятия по фигурному вождению велосипеда проходят в школьном спортзале.

В процессе занятий могут быть использованы наглядные пособия, слайды, видеофильмы, обучающие стенды, модели дорожных знаков. Практические занятия, это отработка элементов техники фигурного вождения велосипеда.

Занятия по данной программе решают несколько проблем:

дети могут занять свободное время весьма полезным делом;

ребята активно вовлекаются в агитационно-массовую работу и могут проявить свои индивидуальные способности;

развиваются исследовательские и конструкторские навыки у детей;

занятия способствуют повышению самооценки и социального статуса детей;

различные формы работы воспитывают толерантность и гуманистическое отношение друг к другу.

Создание уголка безопасности дорожного движения;

Изучение правил дорожного движения и пропаганда их в классах;

Встречи с медицинским работником, с целью изучения основ медицинских знаний и применения знаний на практике;

Проведение практических занятий по вождению велосипеда;

Участие в различных конкурсах по профилактике дорожно-транспортной безопасности;

Встречи с инспекторами ГИБДД.

Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:

самостоятельности в принятии правильных решений;

убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения
правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей
жизни;

ответственности, исполнительности, доброты, взаимовыручки;

внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников
дорожного движения;

здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического
совершенства.

В процессе обучения дети учатся:

· работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

· формулировать свои затруднения, обращаться за помощью;

· предлагать помощь и сотрудничество, осуществлять взаимный контроль;

· слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению;

· формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Аттестация обучающихся проводится в виде тестирования.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В тематический план включен следующий материал:

1. Правила дорожного движения:

• правила для водителей;

2. Основы доврачебной медицинской помощи:

• общие принципы оказания доврачебной помощи;

• техника наложения повязок;

• первая помощь при общих ранениях;

• первая помощь при повреждении мягких тканей, суставов, костей;

• первая помощь при несчастных случаях;

• первая помощь при ожогах и отморожениях;

• транспортировка при различных видах травм.

3. Фигурное вождение велотранспортных средств .

Программа состоит из нескольких тематических разделов, которые взаимосвязаны между собой.

Раздел 1 (3ч)

Введение в образовательную программу кружка.

Практика. Оформление уголка по безопасности ДД.

Раздел 2 (3ч)

История правил дорожного движения.

Теория. История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте, велосипеде, дорожных знаках…

Практика. Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

Раздел 3(38ч)

Изучение правил дорожного движения.

Теория. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. Проблемы безопасности движения, причины дорожно-транспортных происшествий. Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Границы перекрестков. Пересечение проезжих частей на перекрестках. Населенные пункты.

ПДД для пешеходов – правосторонне движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения. Знаки.

ПДД для пассажиров – виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз грузов. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.

Дорожные знаки. Предупреждающие знаки. Дорожные знаки. Знаки приоритета. Дорожные знаки. Предписывающие знаки. Дорожные знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

Случаи, когда значения временных дорожных знаков противоречат указаниям стационарных знаков. Дорожная разметка и ее характеристики. Горизонтальная разметка.

Случаи, когда значение временных дорожных знаков и линий временной разметки противоречат значениям линий постоянной разметки. Вертикальная разметка. Светофорное регулирование. Значение круглых сигналов светофора выполненных в виде стрелок. Пешеходные светофоры для велосипедистов. Светофоры для регулирования движения через железнодорожные переезды (1 часа).

Действие водителя при запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика. Приоритет транспортных средств, подающих специальные сигналы. Транспортные средства, оборудованные маячками синего или синего и красного цвета и специальным звуковым сигналом. Транспортные средства, оборудованные маячками желтого или оранжевого цвета. Транспортные средства, оборудованные маячками бело- лунного цвета и специальным звуковым сигналом.

Определение регулируемых и нерегулируемых перекрестков. Общие правила проезда перекрестков. Регулируемые перекрестки. Проезд перекрестков, движением на которых управляет регулировщик. Проезд перекрестков со светофорным регулированием.

Преимущество трамваев на регулируемых перекрестках. Нерегулируемые перекрестки. Нерегулируемые перекрестки неравнозначных дорог. Нерегулируемые перекрестки равнозначных дорог.

Проезд пешеходных переходов. Проезд мест остановок маршрутных транспортных средств. Проезд мимо транспортных средств, предназначенного для перевозки детей.

Движение через железнодорожные пути. Приближение к железнодорожному переезду. Места прекращения движения в случаях, когда движение через переезд запрещено. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде.

ПДД для велосипедистов – дорожные знаки, техническое состояние велосипеда, движение групп велосипедистов. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств. Тормозной и остановочный пути.

Дорожные ловушки. Причины ДТП. Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД.

Встречи с инспектором ГИБДД по практическим вопросам.

Разработка викторины по ПДД в уголок.

Участие в конкурсах по правилам ДД.

Раздел 4 (8ч)

Основы оказания первой медицинской доврачебной помощи.

Теория. Первая помощь при ДТП. Информация, которую должен сообщить свидетель ДТП. Аптечка автомобиля и ее содержимое.

Раны, их виды, оказание первой помощи. Вывихи и оказание первой медицинской помощи. Виды кровотечения и оказание первой медицинской помощи. Переломы, их виды. Оказание первой помощи пострадавшему. Ожоги, степени ожогов. Оказание первой помощи. Виды повязок и способы их наложения.

Обморок, оказание помощи. Правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударах. Транспортировка пострадавшего, иммобилизация. Обморожение. Оказание первой помощи. Сердечный приступ, первая помощь.

Практика. Встречи с медицинским работником по практическим вопросам.

Наложение различных видов повязок. Оказание первой помощи при кровотечении. Оказание первой помощи при ушибах, вывихах, ожогах, обморожении, переломах, обмороке, сердечном приступе.

Ответы на вопросы билетов и выполнение практического задания.

Раздел 5(10ч)

Фигурное вождение велосипеда.

Теория. Езда на велосипеде, технические требования, предъявляемые к велосипеду. Экипировка. Правила движения велосипедистов. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой. Дополнительные требования к движению велосипедистов: Правила проезда велосипедистами нерегулируемых перекрестков.

Изучение каждого препятствия отдельно. Правила проезда велосипедистами пешеходного перехода .Движение групп велосипедистов.

Препятствия (прохождение трассы):

- ворота с подвижными стойками;

- коридор из коротких досок.

Практика. Прохождение отдельных препятствий на велосипеде.

Фигурное вождение велосипеда.

Раздел 6.Традиционно-массовые мероприятия (14ч)

Практика. Подготовка и проведение игр по ПДД в классах.

Выступление в классах по пропаганде ПДД.

Подготовка и участие в конкурсе агитбригад по ПДД.

Участие в различных конкурсах по ПДД (конкурсы рисунков, плакатов, стихов, газет, сочинений…)

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны:

правила дорожного движения, нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

серии дорожных знаков и их представителей;

способы оказания первой медицинской помощи;

техническое устройство велосипеда.

работать с правилами дорожного движения, выделять нужную информацию;

читать информацию по дорожным знакам, оценивать дорожную ситуацию;

оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;

пользоваться общественным транспортом;

дисциплины, осторожности, безопасного движения как пешехода, пассажира, велосипедиста;

взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

участия в конкурсах, соревнованиях.

активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 раза в неделю (78 занятий в год)

Тема занятия

Раздел 1: Введение (3ч)

Введение. Цели и задачи кружка ЮИДД. Правила поведения на кружке.

Правила движения – закон улиц и дорог.

Оформление уголка по безопасности дорожного движения.

Раздел 2: История правил дорожного движения (3ч)

Что такое улица и дорога. Жилая зона. Загородная дорога. Информация о дорожных знаках, автотранспорте

История и развитие ПДД. История создания первого светофора

Составление викторины по истории ПДД в уголок для классов.

Раздел 3: Изучение правил дорожного движения (38ч)

Дорога, её элементы и правила поведения на дороге.

Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разделительной полосы, пешеходной и велосипедной дорожек.


Основными причинами ДТП с участием детей и подростков является недисциплинированность обучающихся на дорогах, незнание ими Правил дорожного движения, неумение прогнозировать опасные ситуации на дорогах.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного участника дорожного движения и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

Наравне с изучением курса ПДД важна и профилактическая пропагандистская работа по безопасности движения, здесь немаловажную роль играет работа по организации отрядов юных инспекторов дорожного движения (ЮИД). Ребята проводят театрализованные представления, праздники, беседы в начальной школе, выступают агитбригадой, проводят встречи с сотрудниками ГИБДД.

В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, содержащая теоретическую и практическую части.

Практическая часть программы направлена на пропаганду знаний ПДД и профилактику детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей обучающихся: выпуск стенгазет, соревнования, выступление агитбригады, пропагандистские лекции в начальной школе, встреча с работником ГИБДД.

Нормативно-правовая база

Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи программы:

повысить у обучающихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;

развивать у обучающихся умение ориентироваться в дорожных ситуациях;

воспитывать у обучающихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

оказать содействие в выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи при ДТП.

Принципы программы: актуальность, коллегиальность, выручка и взаимоуважение, самодисциплина и ответственность за другого человека.

Управление реализацией программы осуществляют руководитель Родимова Л.М, классный руководитель 6 А класса; директор гимназии №8 Гребелюк Н.Н.; заместитель директора по воспитательной работе гимназии №8 Иванеева С.Н.; учитель ОБЖ Волков В.П.

Планируемые результаты:

-Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД.

-Повышение уровня теоретических знаний по правилам дорожного

-Уменьшение количества ДТП с участием детей;

-Популяризация результатов деятельности отряда в СМИ

В результате работы по данной программе обучающиеся

Овладеют понятиями и терминами из Правил дорожного движения

Изучат Общие положения Правил дорожного движения РФ;

- Правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;

- Правила посадки в общественный транспорт высадки из него

- Правила поведения детей при перевозке в общественном транспорте и в салоне автомобиля;

- Обязанности и права юного инспектора дорожного движения;

- Законы дорожного движения

- Общие обязанности пассажиров и пешеходов;

- Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле.

Обучающиеся научатся:

Правильно вести себя, оказавшись в экстремальной ситуации на проезжей части дороги;

Правильно и безопасно пользоваться общественным транспортом;

Оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Прогнозировать опасные ситуации на дороге;

Самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности.

У обучающихся с помощью овладения данной программой формируются такие качества как самостоятельность, решительность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.

Содержание программы

Занятие 1. Организационное занятие. Положение об отрядах юных инспекторов движения

Введение: современные проблемы безопасного движения. Создание отрядов ЮИД. Основные цели и задачи отрядов ЮИД. Основные направления работы отрядов ЮИД: углублённое изучение ПДД, проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде ПДД, участие в слётах и смотрах ЮИД и т.д.

Занятие 2. Обязанности и права юного инспектора дорожного движения. Атрибутика ЮИД.

Занятие 3. Практическое занятие. Изготовление эмблемы школьного отряда ЮИД, выпуск боевого листка ЮИД.

Занятие 4. Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте. Современный транспорт – зоны повышенной опасности. Причины транспортных аварий. Опасности при посадке на транспорт и высадке из него, при торможении, при аварийной ситуации.

Занятие 5. Юные пешеходы.

Основные требования к пешеходам: знание Правил дорожного движения, дисциплинированность, самообладание, умение психологически переключиться на зону повышенной опасности, умение предвидеть и избегать опасности.

Занятие 6. Дети – пассажиры.

Правила поведения в общественном и индивидуальном транспорте . Правила поведения пассажиров в аварийной ситуации . Пассажир- заложник ( правила поведения ).

Занятие 8. Законы дорожного движения (история и современность).

История появления первых автомобилей. Автомобильный транспорт: грузовые, специальные, легковые автомобили. Общественный транспорт. Опасные места в районах проживания обучающихся школы. Служба ГИБДД.

Занятие 9. Практическое занятие. Встреча с инспектором ГИБДД.

Беседа с инспектором из отдела пропаганды ГИБДД, обсуждение дорожной ситуации в районе проживание учеников школы, доведение статистики дорожно-транспортных происшествий в городе соучастием детей.

Занятие 12. Правила дорожного движение РФ. Общие обязанности пассажиров.

Занятие 13. Правила дорожного движения РФ. Светофоры.

Занятие 14. Правила дорожного движения РФ. Знаки регулировщика.

Занятие 15. Правила дорожного движения РФ. Дорожные знаки.

Подготовка заметок и иллюстраций для новогоднего выпуска школьной стенгазеты юных инспекторов дорожного движения. Художественное оформление стенгазеты.

Викторина-презентация на знание дорожных знаков.

Занятие 18. Опасности зимней дороги.

Опасные факторы на дороге в зимних условиях. Зависимость расстояния тормозного пути автомобиля от погодных условий и времени суток. Умение пешехода приблизительно рассчитывать тормозной путь автомобиля во избежание столкновения с автотранспортом и возникновения ДТП.

Занятие 19. Дорожно-транспортные происшествия. Причины и последствия. Определение ДТП. Причины попадания детей в ДТП. Состояние дорожно-транспортного травматизма среди детей. Последствия ДТП. Разбор конкретных ДТП.

Занятие 20. Профилактика ДТП.

Анализ типичных ДТП. Знание и соблюдение ПДД - главный способ предотвращения ДТП. Роль пропаганды знаний ПДД среди обучающихся силами отряда ЮИД. Подготовка выступления агитбригады.

Занятие 21. Практическое занятие. Выступление агитбригады ЮИД.

Может проводиться как показательное выступление на школьном смотре – конкурсе агитбригад ЮИД среди классов. Также желательны выступления на классных часах и родительских собраниях.

Занятие 22. Средства оказания первой доврачебной помощи. Содержание аптечки водителя.

Средства оказания первой доврачебной помощи в дороге: резиновый жгут, перевязочный материал, бактерицидный пластырь, дезинфицирующие средства, средства от сердечной недостаточности, простейшие медицинские инструменты. Состав новой автомобильной аптечки первой помощи.

( Приказ Минздравсоцразвития РФ №679н от 08.09.2009г.)

Занятие 23. Правила оказания первой доврачебной помощи при ДТП.

Правила наложения жгута. Правила наложения повязок на голову, грудную клетку, руку, ногу. Правила наложения шины, в том числе и подручных материалов. Способы переноски пострадавших на руках, при помощи лямок, на носилках. Использование подручных материалов для изготовления носилок.

Занятие 24. Практическое занятие по оказанию первой доврачебной помощи.

Отработка приёмов наложения повязок, шин. Отработка приёмов наложения жгута. Отработка приёмов переноски пострадавших.

Занятие 25. Безопасное поведение школьников вблизи железнодорожных путей.

Виды железнодорожных переездов (охраняемые и неохраняемые). Особенности работы светофоров в местах железнодорожного переезда. Шлагбаум и автоматические барьеры, их предназначение. Наличие на ж\д переезде дорожного знака. Анализ ДТП на железнодорожных переездных, путях и платформах. Правила пешеходов и водителей на объектах железнодорожного транспорта.

Занятие 26. Практическое занятие. Раздача листовок с правилами дорожного движения.

Занятие 27. Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле.

Занятие 28. Практическое занятие. Подготовка к городскому слёту отрядов ЮИД.

Занятие 29. Практическое занятие. Участие в городском слёте отрядов ЮИД.

Занятие 30. Культура поведения пешехода, пассажира, водителя.

Занятие 31. Практическое занятие. Составление видеоролика по правилам дорожного движения.

Занятие 33. Практическое занятие. Рейд по дежурству у мест перехода дороги при движении к школе и обратно.

Программа внеурочной деятельности

С развитием техники в нашей стране, как и во всем мире,
увеличивается и наличие дорожно-транспортных происшествий. Статистика утверждает, что примерно 10% происходит с участием детей. Чаще, это связанно с невыполнением правил безопасного поведения детей на улицах и дорогах, в транспорте. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет автомобиль или другое транспортное средство.

Пропагандой ПДД и профилактикой ДДТТ среди школьников, своих сверстников, занимаются Юные Инспектора Движения (ЮИД). С первых дней необходимо организовать работу отряда ЮИД так, чтобы учащийся легко ориентировался в ближайшем пространстве (дом, двор, ближайшие улицы и дороги, территория школы), умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Отряды ЮИД, созданные при школе, обучаются по программе, составленной с учетом возрастных групп: 1 года обучения (4 часа в неделю - 144 часов), 2 и 3 года обучения (6 часов в неделю - 216 часа).

Программа воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах является составной частью образовательной программы учреждения. Необходимость ее разработки обусловлена значительным числом ДТП с участием детей из-за резкого увеличения машин на дорогах, сложной обстановкой на дорогах и все более раннего проявления самостоятельности детей на дорогах, что вызвано меняющимся образом жизни семей.

В программе излагаются основные направления работы по воспитанию безопасного поведения на улице. Она состоит из следующих разделов: пояснительной записки, тематического плана и содержания программы, форм и методов работы по пропаганде ПДД и профилактике ДДТТ.

В воспитание безопасного поведения на улицах входят как теоретические, так и практические занятия: по фигурному вождению, разборки и сборки велосипедов, работа с железом, на тренажерах, с макетами, оказание первой медицинской помощи, решение задачи билетов. Рейды и дежурства на опасных участках в микрорайонах школ и часы начала и окончания занятия.

Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Программа воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах предусматривает реализацию принципа целенаправленного развития детей.

Необходимым условием эффективной реализации программы является единство и взаимосвязи ГИБДД, школы, семьи. Ведущая роль в этом сотрудничестве принадлежит школе. Такое сотрудничество осуществляется на основе взаимопомощи, учета возможностей, уважения друг друга. Для реализации поставленных задач юные инспектора движения должны овладеть всеми комплексами вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. И в этом случае нам помогает ГИБДД. Именно в объединении ЮИД дети получают систематизированную информацию о безопасном поведении на улицах и приобретают необходимые навыки поведения.

Для проведения занятий используются активные формы и методы. Надо отметить, что дети всегда охотно принимают участие в различного рода конкурсах, викторинах, КВН-х, играх, соревнованиях, которые у ребят оставляют яркое, запоминающееся впечатление. Деятельность отряда ЮИД по пропаганде ПДД должны стать руководством к действию для каждого школьника. Несомненно, известны многочисленные случаи, когда связь между знанием и умением отсутствует: ученик знает правила, точно воспроизводит их формулировки, однако не применяет их на практике.

Более того, некоторые учащиеся даже бравируют тем, что выполнение установленных правил для них не обязательно вообще. Вот, почему на первый план должно быть вынесено выполнение следующих задач: научить детей безопасному поведению в условиях дорожного движения. Ведь именно нарушение школьниками правил безопасного поведения является той причиной, которая ведет к нарушению правши дорожного движения.

При подготовке и во время проведения занятий важно учесть, что данная программа синхронно связанна с темами занятий в школе.

Необходимо отметить еще один исключительно важный источник накопления знаний, который активно используется педагогом, осмысление детьми личного опыта, осознание совершенных ими действий, поступков.

Важная роль в формировании навыков безопасного поведения принадлежит практике. Поэтому наряду с теоретическими занятиями предусмотрены практические занятия на улице.

Критерием выполнения программы является достижение детьми такого уровня сформированности знаний и навыков, который соответствует изложенным задачам воспитания безопасного поведения.

Цель программы:

Формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей учащегося как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах.

- знакомить детей с правилами дорожного движения и причинами ДТП;

- обучить пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика;

- ознакомить со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части;

- привить умение пользоваться общественным транспортом;

- воспитать осознание опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения;

- воспитать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения.

Основные принципы реализации программы:

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учёт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития.

Принцип взаимодействия “Дети – дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д.

Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде.

Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребёнка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определённые нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.

Условия реализации программы

Программа предполагает, как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей учащихся, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий:

  • тематические занятия
  • игровые тренинги
  • разбор дорожных ситуаций на настольных играх
  • экскурсии
  • конкурсы, соревнования, КВН, викторины
  • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения;
  • выпуск стенгазет
  • разработка проектов по ПДД
  • встреча с работниками ГИБДД
  • просмотр видеофильмов

Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.

Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
  • объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
  • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Выполнение задач стоящих перед программой позволит:

  • Сокращение количества ДТП с участием обучающихся.
  • Увеличение количества обучающихся, входящих в состав отряда ЮИД
  • Повышение уровня теоретических знаний по ПДД (100 % выполнение программных требований).
  • Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
  • Разработать методические рекомендации для классных руководителей по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • Внедрить новые инновационные технологии профилактики детского дорожно- транспортного травматизма;
  • Расширить знания учащихся об истории правил дорожного движения;
  • Повысить дорожную грамотность учащихся;
  • Сформировать мотивационно-поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой;
  • Повысить ответственность детей за свое поведение на дороге.

Требования к уровню подготовки выпускников отряда ЮИД:

В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся 6 класса должны знать:

  • опасные места вокруг школы, дома, на улицах и дорогах;
  • безопасные участки улиц и дорог в городе;
  • типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
  • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
  • места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.;
  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
  • что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
  • перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
  • перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
  • перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
  • воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
  • движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
  • движения группы детей в сопровождении взрослых;
  • этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
  • безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.
  • перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
  • перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
  • перехода железной дороги.
  • переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из общественного транспорта;
  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
  • не создавать помех движению транспорта;
  • определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
  • дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
  • ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
  • переходить железнодорожные пути;
  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.

Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у учащихся:

Читайте также: