Основные принципы деятельности школы

Обновлено: 05.07.2024

Школа — один из типов образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и воспитание обучающихся. Управление школой - это научно-обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно- общественному управлению образованием. Основная идея государственно - общественного управления образованием — объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Общественный характер управления образованием проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельностьколлективного органа управления -совета школы. Один из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация (разнообразие) образовательных учреждений.

Немаловажное значение имеют научно-обоснованные принципы управленческой деятельности органов управления в школе.Наиболее существенные из них следующие:

· скоординированность, согласованность и деловое со­трудничество всех управленческих органов в определении ведущих задач школы и ее учебно-воспитательной деятель­ности;

· демократизм, гласность и опора на общественное мне­ние учителей, родителей и учащихся в осуществлении все­ми управленческими органами и должностными лицами своих обязанностей и функций;

· персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей и воспитате­лей групп продленного дня за выполнение своих обязанно­стей;

· поддержание здорового психологического микрокли­мата в школе, творческой активности и инициативы, вы­сокой требовательности к качеству учебно-воспитательной работы;

· тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принима­емых в школе решений по совершенствованию обучения и воспитания учащихся;

· поощрение педагогического творчества, инновацион­ных поисков и стимулирование учителей и классных руко­водителей к овладению передовым педагогическим опытом.

Школа как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющей подсистемы входят директор, его заместители. В состав управляемой подсистемы входят преподаватели, учащиеся, лаборанты, технические работники.

Условно в школе можно выделить следующие управленческие группы:

1 группа. Должностные лица школы: директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, заместитель по воспитательной работе, помощник директора по хозяйственной части, руководитель детских и юношеских организаций.

2 группа. Педсовет школы и входящие в его состав предметные комиссии;

общешкольная конференция представителей учителей, родителей и уч-ся.

3 группа. Органы ученического самоуправления ( ученический комитет, старосты классов, предметных кружков, различных обществ).

4 группа. Органы родительской общественности (родительский комитет школы, родительские комитеты классов).

Непосредственное управление школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Руководитель в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть: а) нанят советом; б) избран коллективом; в) назначен учредителем; г) нанят учредителем по контракту. Директор школы осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, создаёт условия для эффективности учебно-воспитательного процесса. Директор школы, как представитель государства, имеет право единоначалия. Все распоряжения директора обязательны для выполнения всеми работниками школы и учащимися. Директор школы несет персональную ответственность за деятель­ность школы, состояние и качество учебно-воспитательной работы.

В его обязанности входят:

· правильный подбор и расстановка кадров, руководство педагогическим коллективом школы, создание условий для повышения профессионального, научно-теоретического и психолого-педагогического уровня учителей, стимулирование их педагогического творчества;

· осуществление контроля за ходом учебно-воспитательного процесса;

· осуществление деловых контактов с местными общественными организациями;

· организация воспитательной работы по профориентации учащихся;

· оказание практической помощи в активизации деятельности ученического самоуправления;

· развитие и укрепление материально-технической базы школы и др.

Функции и обязанности заместителя директора шко­лы по учебно-воспитательной работе включают в себя:

· организацию учебных занятий в школе и воспитатель­ной работы в процессе обучения;

· контроль за выполнением учебных программ, ходом учебных занятий и качеством успеваемости учащихся;

· организацию внеклассной учебной работы по различ­ным предметам (предметных кружков, обществ, олимпи­ад, конкурсов и т.д.);

· регулирование учебной нагрузки учащихся;

· анализ учебно-воспитательной работы школы и состав­ление статистических и письменных отчетов о результа­тах деятельности педагогического коллектива;

· реализацию и контроль за выполнением указаний вы­шестоящих органов образования по вопросам совершен­ствования учебно-воспитательной работы;

· обобщение и внедрение передового педагогического опыта по повышению качества учебно-воспитательной ра­боты;

· руководство работой предметных методических комис­сий (секций) учителей и др.

К обязанностям заместителя директора по воспита­тельной работе относятся:

· организация и координация внеклассной воспитатель­ной работы с учащимися;

· проведение методической работы с классными руко­водителями и воспитателями групп продленного дня по со­вершенствованию воспитания учащихся;

· поддержание деловых контактов с родителями учащих­ся, руководителями внешкольных детских организаций;

· научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитательной работы в школе, обобщение и внедрение передового педагогического опыта и др.

В условиях обновления и реформирования школы для выполнения указанных выше должностных обязанностей директор школы и его заместители должны сочетать в себе высокую педагогическую образованность, компетентность и нравственную культуру, проявлять деловитость и ответ­ственность в работе, обладать инициативой и творческим подходом к совершенствованию обучения и воспитания, поддерживать инновационные начинания и передовой опыт учителей и классных руководителей.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.577

2. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.210

3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.482-550

4. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.264

Школа — один из типов образовательных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и воспитание обучающихся. Управление школой - это научно-обоснованные действия администрации и педагогов, направленные на рациональное использование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно-воспитательном процессе с целью углубленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, подготовки к сознательному выбору профессии и всестороннего развития личности.

Одна из отличительных особенностей современной системы образования - переход от государственного к государственно- общественному управлению образованием. Основная идея государственно - общественного управления образованием — объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в выборе различных типов образовательных учреждений.

Общественный характер управления образованием проявляется в том, что наряду с органами государственной власти создаются общественные органы, в которые входят представители учительского и ученического коллективов, родителей и общественности. Реальным воплощением общественного характера управления образованием является деятельностьколлективного органа управления -совета школы. Один из важнейших показателей усиления общественного характера управления образованием является разгосударствление системы образования и диверсификация (разнообразие) образовательных учреждений.

Немаловажное значение имеют научно-обоснованные принципы управленческой деятельности органов управления в школе.Наиболее существенные из них следующие:

· скоординированность, согласованность и деловое со­трудничество всех управленческих органов в определении ведущих задач школы и ее учебно-воспитательной деятель­ности;

· демократизм, гласность и опора на общественное мне­ние учителей, родителей и учащихся в осуществлении все­ми управленческими органами и должностными лицами своих обязанностей и функций;

· персональная ответственность всех руководящих лиц школы, учителей, классных руководителей и воспитате­лей групп продленного дня за выполнение своих обязанно­стей;

· поддержание здорового психологического микрокли­мата в школе, творческой активности и инициативы, вы­сокой требовательности к качеству учебно-воспитательной работы;

· тактичный и регулярно осуществляемый контроль за выполнением указаний вышестоящих органов и принима­емых в школе решений по совершенствованию обучения и воспитания учащихся;

· поощрение педагогического творчества, инновацион­ных поисков и стимулирование учителей и классных руко­водителей к овладению передовым педагогическим опытом.

Школа как управляемая система состоит из двух подсистем: управляющей и управляемой. В состав управляющей подсистемы входят директор, его заместители. В состав управляемой подсистемы входят преподаватели, учащиеся, лаборанты, технические работники.

Условно в школе можно выделить следующие управленческие группы:

1 группа. Должностные лица школы: директор школы, его заместители по учебно-воспитательной работе, заместитель по воспитательной работе, помощник директора по хозяйственной части, руководитель детских и юношеских организаций.

2 группа. Педсовет школы и входящие в его состав предметные комиссии;

общешкольная конференция представителей учителей, родителей и уч-ся.

3 группа. Органы ученического самоуправления ( ученический комитет, старосты классов, предметных кружков, различных обществ).

4 группа. Органы родительской общественности (родительский комитет школы, родительские комитеты классов).

Непосредственное управление школой осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Руководитель в соответствии с уставом образовательного учреждения может быть: а) нанят советом; б) избран коллективом; в) назначен учредителем; г) нанят учредителем по контракту. Директор школы осуществляет руководство педагогическим коллективом школы, создаёт условия для эффективности учебно-воспитательного процесса. Директор школы, как представитель государства, имеет право единоначалия. Все распоряжения директора обязательны для выполнения всеми работниками школы и учащимися. Директор школы несет персональную ответственность за деятель­ность школы, состояние и качество учебно-воспитательной работы.

В его обязанности входят:

· правильный подбор и расстановка кадров, руководство педагогическим коллективом школы, создание условий для повышения профессионального, научно-теоретического и психолого-педагогического уровня учителей, стимулирование их педагогического творчества;

· осуществление контроля за ходом учебно-воспитательного процесса;

· осуществление деловых контактов с местными общественными организациями;

· организация воспитательной работы по профориентации учащихся;

· оказание практической помощи в активизации деятельности ученического самоуправления;

· развитие и укрепление материально-технической базы школы и др.

Функции и обязанности заместителя директора шко­лы по учебно-воспитательной работе включают в себя:

· организацию учебных занятий в школе и воспитатель­ной работы в процессе обучения;

· контроль за выполнением учебных программ, ходом учебных занятий и качеством успеваемости учащихся;

· организацию внеклассной учебной работы по различ­ным предметам (предметных кружков, обществ, олимпи­ад, конкурсов и т.д.);

· регулирование учебной нагрузки учащихся;

· анализ учебно-воспитательной работы школы и состав­ление статистических и письменных отчетов о результа­тах деятельности педагогического коллектива;

· реализацию и контроль за выполнением указаний вы­шестоящих органов образования по вопросам совершен­ствования учебно-воспитательной работы;

· обобщение и внедрение передового педагогического опыта по повышению качества учебно-воспитательной ра­боты;

· руководство работой предметных методических комис­сий (секций) учителей и др.

К обязанностям заместителя директора по воспита­тельной работе относятся:

· организация и координация внеклассной воспитатель­ной работы с учащимися;

· проведение методической работы с классными руко­водителями и воспитателями групп продленного дня по со­вершенствованию воспитания учащихся;

· поддержание деловых контактов с родителями учащих­ся, руководителями внешкольных детских организаций;

· научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитательной работы в школе, обобщение и внедрение передового педагогического опыта и др.

В условиях обновления и реформирования школы для выполнения указанных выше должностных обязанностей директор школы и его заместители должны сочетать в себе высокую педагогическую образованность, компетентность и нравственную культуру, проявлять деловитость и ответ­ственность в работе, обладать инициативой и творческим подходом к совершенствованию обучения и воспитания, поддерживать инновационные начинания и передовой опыт учителей и классных руководителей.

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Педагогика под ред.П.И.Пидкасистого. М., 1998, стр.577

2. Пуйман С.А. Педагогика. Мн., 2001, стр.210

3. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 2002, стр.482-550

4. Харламов И.Ф. Педагогика. Компактный учебный курс. Мн., 2001, стр.264

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

МОУ СОШ № 6 г. Переславля-Залесского функционирует с 1981 года. Предельная наполняемость школы – 1000 человек. Всего в школе обучалось 576 на 1 сентября 2009 года:

1 ступень – 255 обучающихся (10 классов-комплектов)

2 ступень – 243 обучающихся (12 классов-комплектов)

3 ступень – 43 обучающихся (2 класса-комплекта).

Очно-заочная форма обучения – 35 обучающихся (2 класса-группы)

Педагогический коллектив школы насчитывал 37 учителей.

Средняя наполняемость классов 25 человек. Одна обучающаяся 7 класса была на индивидуальном обучении, 2-е обучающихся 2-го класса на семейном обучении.

Школа лицензирована с 26. 04.2002 года по 26.04. 2013. Лицензия А № 070242, регистрационный номер 76242502/л 0215. В 2007 году ОУ прошло аккредитацию серия АА 184516 регистрационный номер 02- 1715 от 06. 12. 2007 года.

Обучение в школе осуществляется на основе общеобразовательных программ, рекомендованных Министерством образования РФ, адаптированных на основе базисного учебного плана.

Учебный план школы разработан на основе базисного учебного плана 2004 года и регионального плана и отражает особенности школы с учетом ее целей и задач, условий и запросов учащихся и родителей на образовательные услуги. В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного стандарта. Вариативная часть распределена на базисные предметы, а также обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов. Учебный план школы создаёт условия для выбора учащимися курсов по выбору из часов школьного компонента с целью развития познавательных интересов и личностного самоопределения и обеспечивает базовую подготовку обучающихся. Общеобразовательные классы и классы СК (8б и 9в) реализуют государственные типовые программы с адаптированным тематическим планированием, в котором учитываются индивидуальные особенности классных коллективов, выбор педагогических технологий и всего комплекса психолого-педагогических мероприятий для работы в режиме базового образования.

В классах СК (8б и 9в) находятся обучающиеся VII вида, по медицинским заключениям и по заявлению родителей.

Опыт школы показывает, что данная форма обучения помогает усвоить школьную программу обучающимся, которые в силу ряда субъективных и объективных причин не могут обучаться в больших классах, в стандартном темпе изложения учебного материала.

Школа предоставляет образовательные возможности обучения детям-инвалидам и детям, имеющим заболевание, не позволяющее находиться в детском коллективе. Программы адаптированы к возможностям каждого конкретного ребёнка.

В соответствие с Уставом школа работает в режиме 5-дневной учебной недели – 1 ступень, 6-дневной учебной недели – 2, 3 ступени. Школа работает в 2 смены:

начало занятий 1 смены – в 8 часов, 2 смены (очно-заочная форма обучения)– в 17 часов.

Продолжительность учебного года 34 недели, в 1-м классе - 33 недели, очно-заочная форма обучения – 36 недель.

В школе создана психологическая служба, в составе психолога, логопеда. Целью работы службы является сохранение и укрепление психического здоровья. Содействие в полноценном раскрытии личностного потенциала учащихся, в выявлении и развитии их способностей, создание среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни.

СОСТАВ ПЕДАГОГОВ

Важнейшей задачей школы, определённой в программе, является реализация личностно-ориентированного образования. Результативность выполнения программных задач напрямую зависит от потенциала педагогических кадров. Педагогический коллектив школы насчитывает 42 человека, из них:

· административных работников – 6 человек;

· постоянных педагогических работников ¾ 33 человека;

· внешних совместителей ¾ 3 человека.

3.1. Средний возраст педагогов:45 лет

3.2. Из общей численности работников имеют образование:

· высшее ¾ 36 человека;

· среднее специальное ¾ 6 человек.

3.3. Квалификация педагогов:

Высшая категория – 3 учителя;

Первая категория – 17 человек;

Вторая – 16 человек;

Молодых специалиста – 2 человека.

УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ




Структура управления школой традиционна. Управление образовательным учреждением осуществляет Педагогический совет и Методический совет школы.

Непосредственное руководство школой осуществляет директор школы, назначенный учредителем.

Состав обучающихся

Третья часть обучающихся – это дети из неполных семей; родители в основном имеют среднее специальное образование. Как правило, этот показатель влияет на степень одарённости ребёнка. Их не так много в нашем учреждении. Контингент учащихся по национальному составу: русские – 93%, армяне – 4%, другие национальности (азербайджанцы, дагестанцы, узбеки, казахи) – 3%.

В школе существуют следующие формы обучения: очная, очно-заочная, экстернат, семейное образование (2 человека).

Структура школы:

2.2. Вторая ступень обучения – стандартные образовательные программы.

Предпрофильная подготовка осуществляется в 9-х классах путем реализации курсами по выбору – по 2 ч в неделю на каждого обучающегося, каждый обучающийся в учебном году выбирает 2-4 курса).

2.3. Третья ступень обучения. Учебный план для данной ступени разработан на основе Базисного учебного плана для универсального обучения с учетом ее целей и задач, условий, запросов обучающихся и родителей (лиц, их заменяющих) на образовательные услуги.

Учителя школы проводят индивидуальную работу с целью:

· обеспечения достижения требований государственного образовательного стандарта учащимися;

· организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, проявляющих интерес к предмету;

Все виды индивидуальной работы преподавателей школы осуществляются на бесплатной основе. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья организованы специальные коррекционные занятия, которые проводят учителя-предметники; проводятся занятия с социальным педагогом, педагогом-психологом.

Система дополнительного образования школы (спортивные секции, объединения по интересам, творческие объединения по учебным предметам) направлена на мотивацию учащихся к познанию и творчеству, развитие их способностей в различных видах деятельности.

Принципы организации деятельности школы.

1. Принцип гуманистической направленности взаимодействия всех участников образовательного процесса.

2. Принцип представленности результатов деятельности системы школы (сохранение положительного и качественного совершенствования).

3. Принцип вариативности (выбор учащимися форм учебной и внеучебной деятельности).

4. Принцип интеграции педагогических воздействий (объединение усилий всех участников педагогического процесса, единство учебного и внеучебного процессов).

5. Принцип демократизации.

6. Принцип преемственности результатов образовательной деятельности.

Общая характеристика ОУ

МОУ СОШ № 6 г. Переславля-Залесского функционирует с 1981 года. Предельная наполняемость школы – 1000 человек. Всего в школе обучалось 576 на 1 сентября 2009 года:

1 ступень – 255 обучающихся (10 классов-комплектов)

2 ступень – 243 обучающихся (12 классов-комплектов)

3 ступень – 43 обучающихся (2 класса-комплекта).

Очно-заочная форма обучения – 35 обучающихся (2 класса-группы)

Педагогический коллектив школы насчитывал 37 учителей.

Средняя наполняемость классов 25 человек. Одна обучающаяся 7 класса была на индивидуальном обучении, 2-е обучающихся 2-го класса на семейном обучении.

Школа лицензирована с 26. 04.2002 года по 26.04. 2013. Лицензия А № 070242, регистрационный номер 76242502/л 0215. В 2007 году ОУ прошло аккредитацию серия АА 184516 регистрационный номер 02- 1715 от 06. 12. 2007 года.

Обучение в школе осуществляется на основе общеобразовательных программ, рекомендованных Министерством образования РФ, адаптированных на основе базисного учебного плана.

Учебный план школы разработан на основе базисного учебного плана 2004 года и регионального плана и отражает особенности школы с учетом ее целей и задач, условий и запросов учащихся и родителей на образовательные услуги. В инвариантной части учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного стандарта. Вариативная часть распределена на базисные предметы, а также обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов. Учебный план школы создаёт условия для выбора учащимися курсов по выбору из часов школьного компонента с целью развития познавательных интересов и личностного самоопределения и обеспечивает базовую подготовку обучающихся. Общеобразовательные классы и классы СК (8б и 9в) реализуют государственные типовые программы с адаптированным тематическим планированием, в котором учитываются индивидуальные особенности классных коллективов, выбор педагогических технологий и всего комплекса психолого-педагогических мероприятий для работы в режиме базового образования.

В классах СК (8б и 9в) находятся обучающиеся VII вида, по медицинским заключениям и по заявлению родителей.

Опыт школы показывает, что данная форма обучения помогает усвоить школьную программу обучающимся, которые в силу ряда субъективных и объективных причин не могут обучаться в больших классах, в стандартном темпе изложения учебного материала.

Школа предоставляет образовательные возможности обучения детям-инвалидам и детям, имеющим заболевание, не позволяющее находиться в детском коллективе. Программы адаптированы к возможностям каждого конкретного ребёнка.

В соответствие с Уставом школа работает в режиме 5-дневной учебной недели – 1 ступень, 6-дневной учебной недели – 2, 3 ступени. Школа работает в 2 смены:

начало занятий 1 смены – в 8 часов, 2 смены (очно-заочная форма обучения)– в 17 часов.

Продолжительность учебного года 34 недели, в 1-м классе - 33 недели, очно-заочная форма обучения – 36 недель.

В школе создана психологическая служба, в составе психолога, логопеда. Целью работы службы является сохранение и укрепление психического здоровья. Содействие в полноценном раскрытии личностного потенциала учащихся, в выявлении и развитии их способностей, создание среды, обеспечивающей формирование здорового образа жизни.

СОСТАВ ПЕДАГОГОВ

Важнейшей задачей школы, определённой в программе, является реализация личностно-ориентированного образования. Результативность выполнения программных задач напрямую зависит от потенциала педагогических кадров. Педагогический коллектив школы насчитывает 42 человека, из них:

· административных работников – 6 человек;

· постоянных педагогических работников ¾ 33 человека;

· внешних совместителей ¾ 3 человека.

3.1. Средний возраст педагогов:45 лет

3.2. Из общей численности работников имеют образование:

· высшее ¾ 36 человека;

· среднее специальное ¾ 6 человек.

3.3. Квалификация педагогов:

Высшая категория – 3 учителя;

Первая категория – 17 человек;

Вторая – 16 человек;

Молодых специалиста – 2 человека.

УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛОЙ

Структура управления школой традиционна. Управление образовательным учреждением осуществляет Педагогический совет и Методический совет школы.

Непосредственное руководство школой осуществляет директор школы, назначенный учредителем.

Состав обучающихся

Третья часть обучающихся – это дети из неполных семей; родители в основном имеют среднее специальное образование. Как правило, этот показатель влияет на степень одарённости ребёнка. Их не так много в нашем учреждении. Контингент учащихся по национальному составу: русские – 93%, армяне – 4%, другие национальности (азербайджанцы, дагестанцы, узбеки, казахи) – 3%.

В школе существуют следующие формы обучения: очная, очно-заочная, экстернат, семейное образование (2 человека).

Структура школы:

2.2. Вторая ступень обучения – стандартные образовательные программы.

Предпрофильная подготовка осуществляется в 9-х классах путем реализации курсами по выбору – по 2 ч в неделю на каждого обучающегося, каждый обучающийся в учебном году выбирает 2-4 курса).

2.3. Третья ступень обучения. Учебный план для данной ступени разработан на основе Базисного учебного плана для универсального обучения с учетом ее целей и задач, условий, запросов обучающихся и родителей (лиц, их заменяющих) на образовательные услуги.

Учителя школы проводят индивидуальную работу с целью:

· обеспечения достижения требований государственного образовательного стандарта учащимися;

· организации исследовательской и проектной деятельности учащихся, проявляющих интерес к предмету;

Все виды индивидуальной работы преподавателей школы осуществляются на бесплатной основе. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья организованы специальные коррекционные занятия, которые проводят учителя-предметники; проводятся занятия с социальным педагогом, педагогом-психологом.

Система дополнительного образования школы (спортивные секции, объединения по интересам, творческие объединения по учебным предметам) направлена на мотивацию учащихся к познанию и творчеству, развитие их способностей в различных видах деятельности.

Принципы организации деятельности школы.

1. Принцип гуманистической направленности взаимодействия всех участников образовательного процесса.

2. Принцип представленности результатов деятельности системы школы (сохранение положительного и качественного совершенствования).

3. Принцип вариативности (выбор учащимися форм учебной и внеучебной деятельности).

4. Принцип интеграции педагогических воздействий (объединение усилий всех участников педагогического процесса, единство учебного и внеучебного процессов).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Принципы управления образовательными системами

Демократизация и гуманизация управления образовательными системами.

Ориентация внутришкольного управления предполагает прежде всего развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей. Утверждение гуманистических ценностей в современном обществе выдвигает на приоритетные позиции ценность самой личности, богатство ее духовного мира. Технократическая парадигма образовательного процесса уступает место гуманистической

направленности в его управлении. Утверждение субъект-субъектных отношений, переход от монолога к диалогу в педагогической деятельности - конкретные формы проявления гуманизации процесса обучения и воспитания. Гуманизация управления в

образовании – это обращенность к личности, уважение достоинства человека и доверие к нему.

Системность и целостность в управлении.

Понимание системной природы

педагогического процесса создает реальные предпосылки для эффективного управления им. Методология системного подхода в управлении школой побуждает руководителя иметь

ясное представление о школе как системе, ее основных признаках. Системность и целостность в управлении школой предполагают также взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении, когда главной и решающей функцией признается какая-либо одна из них. Данный принцип

подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, логична, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.

Рациональное сочетание централизации и децентрализации.

В условиях односторонней централизации происходит дублирование управленческих

функций, потеря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей. В равной степени и интегрированная децентрализация управления может привести к снижению эффективности деятельности педагогической системы. Отрицание централизации

в угоду децентрализации может привести к снижению роли руководителя и администрации в целом, утрате аналитических и контролирующих функций управления. сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении

обеспечивает деятельность руководителей административных и общественных органов в

интересах всего коллектива школы.

Единство единоначалия и коллегиальности в управлении.

принципа направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении

целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение.

Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена

коллектива за порученное дело.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение

И соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Реализация принципа единства единоначалия и коллегиальности в управлении учебно-воспитательным процессом находит свое воплощение в деятельности различного рода комиссий и советов.

Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами.

Эффективность управления образовательными системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В управлении образовательной системой важна любая информация, но прежде всего -

управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования

Нажмите, чтобы узнать подробности

За последние 20 лет в российском образовательном пространстве возникли и развились принципиально новые модели обучения, более гибкие и приспособленные к потребностям рынка, более открытые запросам потребителей.

В современных условиях идет поиск форм и методов, способствующих становлению личности нового типа, не только знающей, но и способной свободно ориентироваться в сложных проблемах современного общества.

Система образования должна помочь раскрытию творческих способностей, формированию неординарного мышления, свободной личности.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ПРИ ООН (ЮНЕСКО) ПРОВОЗГЛАСИЛА ДВА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ" И "ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ".

В правильности данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не сомневается. Но возникает ряд проблем. Помогает в решении проблем дистанционное образование. Что же это такое? Это обучение "на дистанции«, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Естественно, применяются новые технологии представления учебных материалов.

Условием для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств.

ВЫДЕЛЯЮТ ТРИ ВИДА ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

1.кейс-технология на основе бумажных носителей (учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором.)

Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах.

2. телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь.

3.интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

ТЕНДЕНЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕЙ СИТУАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В КОНЦЕ XX СТОЛЕТИЯ СОВПАДАЮТ С ОБЩИМИ ПРИНЦИПАМИ ЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ В МИРЕ И В РОССИИ. ОНИ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ВСЕ УРОВНИ ОБЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НА ВСЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

ЭТО СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:

интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

гуманизация — усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;

демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы.

НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ЭТО ФУНДАМЕНТ ВСЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБЩЕГО И ЛЮБОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Основными приоритетными направлениями развития начального образования в контексте модернизации российского образования являются повышение качества образования, формирование современной системы непрерывного образования.

При отборе содержания непрерывного образования в концепции обращается особое внимание на те принципы, которые являются новыми, указывающими на пути преобразования начальной школы.

ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

понимается как утверждение основных принципов гуманизма – уважения и доброжелательного отношения к каждому человеку, как исключение принуждения и насилия над личностью ученика.

ПРИНЦИП ГУМАНИТАРИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

рассматривается как придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла (в первую очередь влияющих на социально-личностное развитие ребенка), увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей, а также усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов.

ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ И ИНВАРИАНТНОСТИ

предполагает возможность реализации в содержании образования различных концептуальных подходов с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования, что обеспечивает право каждого ребенка – гражданина РФ – на получение равного с другими дошкольного и начального образования. Этот принцип реализуется посредством разно уровневого содержания образования, при котором верхний уровень образования значительно превышает инвариантный уровень требований.

ПОСТУПАТЕЛЬНОСТЬ КАК ПРИНЦИП ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

понимается как сохранение самоценности каждого этапа развития, максимальное использование приобретений предыдущего этапа развития, обеспечение возможности безболезненного перехода и успешного функционирования ребенка на следующем этапе развития.

ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

требует учета способностей и возможностей ребенка, индивидуального темпа его продвижения. Применительно к образования детей младшего школьного возраста это понимается как создание благоприятных условий для развития детей как с высокой, так и с низкой обучаемостью.

требует отбора такого содержания образования, которое обеспечит целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. А также позволит без потери качества обучения уменьшить общую учебную нагрузку ребенка.

понимается как создание условий для общего развития детей, формирования их культуры и эрудиции, как предоставление каждому ребенку возможно более полного (с учетом возрастных особенностей) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества. Культурологический принцип позволяет формировать у каждого ребенка разнообразные познавательные интересы.

Читайте также: