Основные направления анализа воспитательного процесса в школе

Обновлено: 02.07.2024

Анализ воспитательной работы – это неотъемлемый компонент организации и реализации педагогического процесса, направленный на выявление особенностей протекания воспитательной работы, полученных результатов, определение возможных недостатков и их последующее устранение, посредством целенаправленного педагогического воздействия.

Современная педагогика предъявляет к анализу воспитательной работы различного рода требования.

Сущность и структура анализа воспитательной работы

Воспитательная работа – это целенаправленная педагогическая деятельность, подразумевающая организацию эффективной воспитательной среды и управление различными видами деятельности детей, направленная на гармоничное и всестороннее развитие личности.

Педагог в детском коллективе (классе, группе и т.д.) выполняет и воспитательную, и управленческую функции.

Структура анализа воспитательной работы представляет собой непрерывный цикл, состоящий из следующих этапов:

  • первоначальный анализ исходного состояния среды, воспитательных ресурсов, объектов и субъектов воспитания;
  • текущий анализ воспитательного процесса;
  • заключительный анализ динамики изменений.

Анализ воспитательной работы, по мнению педагогов-практиков, является наиболее трудоемким процессом, по сравнению с планированием и организацией воспитательной работы. Это связано с тем, что анализ требует от педагога наличия ряда личностных и профессиональных качеств.

Сущность анализа воспитательной работы состоит в реализации эффективных методов воспитательной деятельности, в соответствии с поставленными целями и задачами.

Задачи анализа воспитательной работы:

  1. Определение причин, по которым происходит отклонение воспитательного процесса от установленных стандартов.
  2. Определение наиболее эффективных методов и форм воспитательной работы.
  3. Выявление и оценка ресурсного обеспечения воспитательной работы в рамках конкретного образовательного учреждения.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, анализ воспитательной работы, представляет собой составную часть управленческой деятельности, направленной на выявление качества воспитательной работы, осуществляемой определенным педагогом (специалистом).

Анализ воспитательной работы подразумевает выполнение следующих действий:

  • постановка четкой и конкретной цели;
  • определение и характеристика основных элементов воспитательной работы;
  • -определение наиболее эффективных условий организации и реализации;
  • определение критериев оценки успешности воспитательной работы;
  • разработка методик, необходимых для исследования полученных результатов;
  • сбор информации, необходимой для успешного осуществления воспитательной работы;
  • оформление и представление результатов, их анализ.

Методы осуществления анализа отдельных форм воспитательной работы

Основными методами анализа воспитательной работы являются:

  1. Системный метод – подразумевает такой анализ воспитательной работы, при котором она выступает в виде системы. Под системой в данном случае понимают совокупность составных частей и компонентов, между которыми в процессе анализа устанавливается наличие или отсутствие связей, определяется их роль и значимость в реализации воспитательной работы.
  2. Метод анализа и синтеза – предусматривает разложение целого на элементы, их анализ и последующее соединение в целое. Например, перед началом оценки результатов работы воспитанников устанавливают составные элементы, которые необходимо оценить, на основании полученной совокупности оценок делается вывод о деятельности всего коллектива и результатов его труда.
  3. Метод сравнения и аналогии – основан на осуществлении предварительного сопоставления однородных данных, а затем их оценка на основании схожести характеристик. Например, сравнение спортивных результатов учащихся с установленными нормативами, а затем сравнение данных результатов и характеристик по аналогии с ожидаемыми результатами по учебному заведению.
  4. Графический метод – предусматривает составление наглядностей, на которых можно отследить динамику результативности (графики, таблицы, диаграммы и т.д.).
  5. Метод установления причинно-следственных связей – направлен на выявление причин, определяющих поведение воспитательной системы и являющихся основанием для происходящих изменений. Данный метод чаще всего используют вместе с графическим, так как это позволяет не только отслеживать динамику всего процесса, но и оформлять выводы.

В настоящее время существует большое количество методов проведения анализа воспитательной работы. Задача педагога освоить как можно больше, таких методов, ибо чем их больше в арсенале педагога, тем точнее и качественнее получаемые результаты воспитательной работы.

Виды и уровни анализа воспитательной работы

Основные виды анализа воспитательной работы:

Параметрический – направлен на осуществление анализа повседневной жизнедеятельности детского коллектива: успеваемости, поведения, посещаемости, дисциплинированности, соблюдения графика дежурств и т.д. Результаты, полученные в ходе анализа, фиксируются педагогом в дневнике, классном журнале, специальной тетради и т.д.

Тематический – предусматривает системный подход в осуществлении анализа воспитательной работы. Анализу подвергаются различные системы и циклы воспитательного процесса. Например:

  • система патриотического воспитания в классе;
  • цикл классных часов по правилам дорожного движения;
  • система знаний о правилах поведения в учебном заведении.

Цель тематического анализа – выявление закономерностей и тенденций построения воспитательно-образовательного процесса.

Таким образом, анализ воспитательной работы представляет собой важный вид деятельности, требующий соблюдения ряда конкретных требований, поэтапного планирования и реализации отдельных стратегий для достижения поставленных целей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

В качестве школьных экспертов могут привлекаться учителя-предметники и

классные руководители высокой квалификации, социальный педагог,

педагоги дополнительного образования.

Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ

воспитательного процесса в школе, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,

ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,

так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,

ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а

качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер

Ни один вопрос в теории и практике воспитания не вызывает столь острого и болезненного интереса и ни один вопрос не разработан так слабо, а значит, погружен в бездну педагогического шарлатанства и спекуляции невежественного человечества, как вопрос педагогического анализа школьного воспитательного процесса. И чем яснее и проще предстает он перед теми, кто непосредственно с детьми работает, тем туманнее и запутаннее его представляют те, кто прячется от детей за стенами кабинетов.

Анализ – это всегда мысленное расчленение предмета на части, разложение его на элементы, слагаемые целостного предмета, но при этом производится оценочная характеристика каждого элемента, а суммарно это позволяет дать характеристику предмету в целом.

Концептуальные взгляды педагога на воспитание, теоретический образ воспитательного процесса, предельно четко представленная модель как наличие взаимосвязанных необходимых и достаточных элементов – вот основа педагогического анализа. Если нет такой основы – нет и не может быть никакого анализа. Анализ сопряжен, по крайней мере, с двумя предварительно поставленными и решенными вопросами; что есть воспитательный процесс в его структурном содержании? и с чем сопоставить полученные данные, чтобы производить оценочные характеристики? От решения первого вопроса зависит содержание педагогического анализа, от второго – критерии оценки воспитательного процесса.

Правда, в осложнении вопроса некоторую роль играет неоднозначное понятие "анализ". Общепринятое толкование дополняется следующим значением: "рассмотрение содержания", "определение принадлежности к какому-либо классу, роду, группе", "Выяснение неясного" и т.п. Анализ – это еще и раскрытие того, что неизвестно. В таком понимании, анализировать – значит "выявить", "узнать, что есть данный предмет". Надо отметить, что последующее анализирование протекает именно как расчленение, разъединение, рассмотрение с разных сторон.

Назначение педагогического анализа.

Педагогический анализ – это оценочное рассмотрение реально разворачивающегося процесса воспитания с позиции избранной модели воспитания, которая представлена в качестве структурной связи необходимых и достаточных элементов; проведенное рассмотрение позволяет дать характеристики как выделенным элементам, так и всему процессу в целом.

Что служит импульсом к педагогического анализу, если исключить случаи внешнего давления, административного распоряжения сверху? В первую очередь, желание удостовериться в плодотворности профессиональной деятельности, в том, имеет ли какой смысл производимая работа с детьми. Бессмысленная работа, сизифов труд – самое тяжкое наказание жизни, поэтому в любой человеческой деятельности (человек как субъект деятельности) неотъемлемым элементом ее является оценка результата – она и определяет степень удовлетворенности деятельностью, а значит и меру активности в дальнейшем. Цель предвосхищает этот результат, а анализ произведенного сообщает о соответствии полученного продукта цели.

Анализ скрывает в себе потенциальное преобразование процесса. Фиксация реальности – отправная точка для преобразования, так как разум профессионала, осознавший зависимость результата от усилий субъекта, – это уже разум, производящий коррекцию будущим усилиям. Фиксация и преобразование опыта почти одномоментны. Если есть первое, присутствует второе. Второе без первого невозможно, а первое без второго бессмысленно.

Таким образом, назначение педагогического анализа в том, чтобы выявить воспитательный результат, оценить воспитательный результат и корректировать профессиональную деятельность по достижению воспитательного результата.

Вовремя предъявленный результат профессиональной работы, фиксация достижений улучшают самочувствие педагога – фактор немаловажный в работе с детьми.

Содержание педагогического анализа.

Напрямую зависит от содержания теоретической структурной картинки воспитательного процесса, отражающей наше педагогическое видение. Количество элементов не может быть бесконечным и даже большим, не только потому, что увеличивает затраченное на анализ время, но и потому, что множественность не позволяет ухватить сущностное в процессе.

Оценочное рассмотрение воспитательного процесса включает в себя, видимо, то, что является слагаемыми трех критериев:

Первый критерий оценки воспитательного процесса. Задан именно таким пониманием воспитания: мерку, эталон, благодаря которым производится рассмотрение элементов воспитания предлагает современная культура, то есть, наивысшие достижения в какой-то области, сделанные человеком сейчас, в этот исторический период. Педагогическому анализу предназначается выявить меру соответствия отдельных элементов воспитания сегодняшним культурным достижениям. Позиция, которую избирают для педагогического анализа – наивысший уровень достижений определенного плана. Например, если мы хотим, рассмотреть поведение детей в школе, то делаем это через призму достижений культуры – открытой доброжелательности, раскованности и уважения каждого человека вне его положения в обществе.

Внешние атрибуты культуры выступают в качестве внешних показателей продуктивности воспитательного процесса, либо их появление, либо частость проявления в школьной деятельности, либо качественная утонченность. Бескультурный человек лишен возможности педагогической интерпретации внешних атрибутов воспитания, потому что ему неизвестны атрибуты культуры. Например, он не замечает грязного пола, неряшливости речи, смешение границ поло-ролевого поведения девушек и юношей, он не спрашивает, почему отсутствует обучающая аппаратура, его не волнуют нарушения элементарных этических норм общения. Ему кажется, что по-другому быть не может – автомобиль всегда будет двигаться со скоростью кареты, так ему кажется, если он не видел современного произведения автомобильной промышленности.

Мерка культуры должна принять свои конкретные признаки, благодаря которым можно узнать о степени соответствия процесса принятой мерке. Вот эти признаки. Первый – цивилизованность.

Цивилизованность школы – это уровень, школьной жизни на гребне достижений материальной культуры, когда естественно, максимально и успешно используются материальные ценности, а уровень отношения к ним позволяет сохранять, приумножать и созидать эти ценности.

Педагогический анализ, направленный на "среду", "деятельность", "осмысление", везде находит либо не находит цивилизованность как характеристику организованного воспитательного процесса, констатируя факторное влияние запахов, красок, платья, мебели, мыла, интерьера, учебной аппаратуры, пособий, принадлежностей, звуков, пространственной свободы и прочих многочисленных показателей цивилизованности школы на воспитательный результат.

Современная культура подняла Человека на пьедестал наивысшей ценности жизни. Это означает, что человек – всегда цель и никогда не средство. Это означает, что в любой сфере жизни, в любой деятельности, при любых обстоятельствах стрелка нашего внимания будет неуклонно направлена в сторону Человека: каково ему? хорошо ли? как учтены его интересы? его самочувствие? его воля и свобода? не посягаем ли мы на его право на счастье и достоинство? Такая ценностная ориентация – второй признак культуры, называемый нравственностью

Показатели нравственности столь же многочисленны: совесть, дисциплина, этикет, внимание, нежность, деликатность, благородство, ответственность, патриотизм, трудолюбие, честность.

Нравственность школы и нравственность в школе – эта такая система взаимоотношений людей в школе, когда каждый воспринимается как человек, заслуживающий уважения, когда поведение каждого строится с учетом находящихся рядом людей, когда интерес другого человека принимается как правомерный, наряду с твоим интересом, когда забота о человеке пронизывает все сферы школьной жизни, от урока до школьного завтрака, от появления в школьном здании до расставания со школой.

Педагогический анализ с позиции нравственности означает, что абсолютно все, что подвергается оценочному рассмотрению, прослеживается в плане влияния на состояние, положение, самочувствие человека в школе – как ребенка, так и педагога, как члена школьного коллектива, так и постороннего, оказавшегося в школе по каким-либо причинам.

Третьим существенным признаком современной культуры является удивительнейший феномен духовности, рождавшийся в ходе исторического развития человека, обретающего способность к внутреннему независимому миру, автономному, эмансипированному от социума, мира, другого человека, а значит, живущему и по своим внутренним законам. Духовность позволила человеку стать субъектом своей собственной жизни.

Если педагогический анализ избирает своим критерием духовность, то все рассматриваемые элементы подвергаются духовной интерпретации, школа как храм духовной жизни подрастающего человека оценивается с точки зрения его "очеловечивания" действительности, осмысления значимости всего, что окружает человека, для его существования и проживания вся система воспитательной работы исследуется как система постоянного развития у ребенка способности быть субъектом, понимать значение ценностей культуры и принимать ценности, каждый раз проживая ценностные отношения в организуемой педагогами жизнедеятельности, обретая смысл жизни.

Вторым критерием оценки воспитательного процесса является, конечно, продукт воспитательного процесса, воспитанность детей – то, что указывает на меру достижения воспитательного результата, сформулированного в цели воспитания. Целевой критерий – общий критерий всех видов деятельности человека, а значит и всех разновидностей профессиональной работы. Чтобы оценить воспитательный процесс, организуемый профессионалами-педагогами, необходимо знать меру достижения цели.

Готовность детей выстраивать свою жизнь (содержание деятельности, поведение, отношения, режим жизни) на основании наивысших ценностей культуры и способность детей реализовывать практически идею Добра, истины и Красоты позволяют оценивать воспитательный процесс достаточно высоко, в зависимости от уровня сформированности ценностных отношений: к Человеку как таковому; к Знанию как форме истины; к Прекрасному, воплощенному во всем многообразии явлений мира. Показателями, которые могут свидетельствовать о мере развитости данных ценностный отношений, служат внешний облик детей, их поведение, их речь и мышление, качественность деятельности, ценностные предпочтения, а также отношение к самому себе, своему “Я” как к человеку “разумному”, “моральному”, “творческому”.

Однако критерий цели не может быть абсолютизирован. Дети часто рождаются и живут в невыносимых семейных условиях, наблюдают самые низкие картины социальной жизни, подвергаются жестоким воздействиям, и тогда они приходят в школу духовно неподготовленными к запланированной работе с ними, и это означает, что уровень воспитанности этих детей будет много занижен, что ни в коем случае не свидетельствует о плохой профессиональной деятельности педагогов.

Необходима третья мерка оценки воспитательного процесса. Третьим критерием является динамика воспитания – процесса и результата. Показателем ее станет разница между тем, что "было", и тем, что "есть", между картиной "школа вчера" и картиной "школа сегодня".

Третий критерий оценки воспитания фокусирует два выше названных и работает при использовании критерия культуры и критерия цели, которые и разрешают описать процесс и воспитанность детей с позиций культуры и достигнутой на данный момент цели. Хороший педагог – это педагог, воспитанники которого неуклонно – пусть медленно! – восходят на ступеньки общечеловеческой культуры все выше и выше. Хорошая школа – это школа, которая неуклонно – пусть медленно! – организует жизнь в полном соответствии всем достижениям общечеловеческой культуры и ее школьный день есть не что иное, как естественное для детей воспроизведение и творчество восхождение к пику культуры.

Методика педагогического анализа.

Воспитательный процесс носит двусторонний характер, ибо в нем присутствуют два субъекта: педагог и ребенок, – и каждый из субъектов принимает во внимание другого, выстраивая свои действия в соответствии особенностям этого другого субъекта (как он их понимает).

Следовательно, педагогический анализ приобретает два вектора, и не может производиться однолинейно. Продукт профессиональной деятельности педагога, то есть, воспитанность ребенка, конечно, служат основанием для того, чтобы судить о работе педагогов. Но ребенок уже приходит в школу со своим миром, отношениями, привычками, избирательностью, поэтому и работа педагогов ориентирована на эти особенности и зависит от социально-психологического материала, предложенного педагогу жизнью.

Вектор педагогического анализа – направление, по которому проводится последовательное и логически развернутое оценочное рассмотрение элементов воспитательного процесса. Одно направление – анализ профессиональной работы педагогов школы. Другое – анализ воспитанности детей. Движение производится одновременно по двум векторам именно потому, что и педагог и ребенок – субъекты школьной деятельности, и оба субъекта в той или иной мере созидают итоговый воспитательный результат.

Изучение капли моря дает представление о самом море. Точно так же и педагогический анализ одного элемента, даже одного эпизода или группового дела позволяет судить о характере воспитательного процесса. Причем, подход к анализу одного дела, – будь это урок, который есть не что иное, как организованная групповая деятельность, будь это школьный праздник в актовом зале, являющийся тоже групповой деятельностью, будь это школьный завтрак, – проводится по той же модели и тем же критерием оценки. Таким образом, снимается бесчисленный ряд инструкций по анализу урока, классного час, перемены, праздника, экзамена, олимпиады и прочих мероприятий, проводимых школой во имя развития детей. Нет отдельных специальных подходов к анализу разных групповых деяний, ибо они все не что иное, как фрагмент воспитания и должны рассматриваться в логике воспитания.

В центре педагогического сознания при анализе воспитательного процесса находятся критерии оценки, как бы высвечивающие характеристики вычлененных элементов воспитательного процесса. Конечно, выделенные элементы находятся в крепкой зависимости и взаимной обусловленности, но, тем не менее, они относительно автономны и их отдельное оценочное рассмотрение профессионально оправдано.

2. ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Большинство педагогов стремятся определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу профессиональной педагогической деятельности, относится воспитательный. Руководители и педагоги образовательных учреждений пытаются выявить эффективность процесса воспитания учащихся.

Сначала необходимо определять понятие “эффективность воспитательного процесса”. В большинстве источников содержание понятия эффективности раскрывается посредством таких слов, как действенный, результативный, дающий эффект. В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса, как правило, понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели. Ученые предлагают ее определять как отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Они советуют произвести и еще одну операцию — соотнести полученные результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений. Таким образом, эффективность воспитательного процесса — это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениям в воспитательной практике.

Вот теоретические положения, которые можно рассматривать в качестве принципов (главных требований, основных правил) построения деятельности педагогов по изучению эффективности процесса воспитания. Можно назвать следующие положения:

1. Методологическим основанием деятельности по определению эффективности воспитательной работы является парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат воспитательного процесса.

2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса. Надо отказаться от исследования результативности процесса воспитания учащихся путем случайного подбора диагностических средств, в основе которого лежит субъективное отношение к инструментарию изучения: нравится или не нравится та или иная методика.

3. Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности данного процесса.

4. Диагностика изменений ситуации развития ребенка в течение нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и детальные, должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса. Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными критериями и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует продумать и создать систему хранения и интерпретации получаемой в течение нескольких лет информации.

5. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащихся.

6. Оценочно-результативный компонент воспитательной деятельности в конкретном учебном заведении должен обладать единичными, особенными и общими чертами, детерминированными неповторимостью образовательного учреждения и окружающей его социальной и природной среды, спецификой типа учебного заведения, характером воспитательных отношений в нем.

7. Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов.

8. Необходима максимальная включенность педагогов в диагностический процесс. Это способствует повышению качества диагностики, сокращению затрат времени у главных организаторов изучения, расширению возможностей ознакомления учителей, учащихся и родителей с результатами проведенного исследования.

На основе перечисленных положений, являющихся стратегическими ориентирами в организации диагностического исследования, разрабатывается технология изучения эффективности воспитательного процесса. При разработке технологических аспектов необходимо определить что, как и когда диагностируется, кто является организатором и участником изучения.

Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания можно представить следующим образом:

определение цели и задач изучения;

подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся;

Читайте также: