Сентябрь заболоцкий анализ кратко

Обновлено: 30.06.2024

Произведение датировано 1957 годом и относится к позднему периоду творчества поэта. От него ушла жена, но он смог обрести новое вдохновение в отношениях с Н. Роскиной. Николай Алексеевич Заболоцкий в это время активно трудился и выпустил свой четвертый сборник стихотворений.

Автор описывает осеннюю пору. Глазами лирического героя читатель видит, как меняется погода в сентябре. Поэт восхищается природой родного края, уделяя внимание деталям. Также Заболоцкий призывает людей не впадать в уныние. Ведь в любой тьме есть место свету.

Читайте по теме:

Композиция

Творение написано при помощи анапеста с использованием перекрестной рифмы. В стихотворении пять строф по четыре строчки. В первом катрене поэт изображает пасмурную угнетающую погоду. В следующих четверостишиях все меняется. Появляется луч солнца, который преображает окружающий мир. Центром новой осени автор выделяет засиявшую орешину, которая противопоставляется тополю из первой строфы.

Средства выразительности

Тропы используются в большом количестве, делая произведение образным и легко запоминающимся.

Читайте по теме:

Эпитеты

Олицетворение

Метафоры

Стихотворение построено на основе антитезы. Компози­ционно мы можем выделить в нем две условные части. Первая часть — это первая строфа, обнажающая мрачный сентябрь­ский пейзаж:

Сыплет дождик большие горошины,

Рвется ветер, и даль нечиста.

Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.

Вторая часть — все остальные строфы. Мы видим, как мерт­вый осенний день вдруг оживает под солнечным лучом, про­бившимся сквозь облака:

Но взгляни: сквозь отверстие облака,

Как сквозь арку из каменных плит,

В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Здесь искали:
  • заболоцкий сентябрь анализ стихотворения
  • анализ стихотворения Заболоцкого
  • анализ стихотворения заболоцкого сентябрь

Во многом знании – немалая печаль…

Во многом знании — немалая печаль, Так говорил творец Экклезиаста. Я вовсе не мудрец, но почему так часто Мне жаль весь мир и человека жаль?

Природа хочет жить, и потому она Миллионы зёрен скармливает птицам, Но из миллиона птиц к светилам и зарницам Едва ли вырывается одна.

Вселенная шумит и просит красоты, Кричат моря, обрызганные пеной, Но на холмах земли, на кладбищах вселенной Лишь избранные светятся цветы.

Я разве только я? Я – только краткий миг Чужих существований. Боже правый, Зачем Ты создал мир, и милый и кровавый, И дал мне ум, чтоб я его постиг!

СЕНТЯБРЬ — стихотворение Заболоцкий Н. А.

Но взгляни: сквозь отверстие облака, Как сквозь арку из каменных плит, В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена Облаками, и, значит, не зря, Словно девушка, вспыхнув, орешина Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай Кисть за кистью, и на полотне Золотой, как огонь, и гранатовой Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

слушать, скачать аудио стихотворение СЕНТЯБРЬ Заболоцкий Н. А. к общему сожалению, пока аудио нет

Учительские университеты

Но взгляни: сквозь отверстие облака, Как сквозь арку из каменных плит, В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена Облаками, и значит, не зря, Словно девушка, вспыхнув, орешина Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай Кисть за кистью, и на полотне Золотой, как огонь, и гранатовой Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Отсылки к Библии


Царь Соломон (иконографическое изображение)

Экклезиаст (полное название книги в синодальном переводе: Книга Екклесиаста, или Проповедника) — одна из библейских книг Ветхого Завета. В церковной традиции ее автором принято считать царя Соломона. Согласно традиционному толкованию, Соломон — человек, совершивший много противоречивых поступков, мудрец, поведавший в книге о главном уроке, который он вынес из своего опыта. Структуру Экклезиаста составляют различные мудрые, часто афористичные, суждения о жизненных наблюдениях. Главная мысль книги проста: кроме Бога в мире ничто не важно по-настоящему.

Портрет Н. А. Заболоцкого

В книге Экклезиаста постоянно обращается внимание на то, что все явления, происходящие вокруг нас, преходящи, недолговечны, всё было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл 1:10). Для того чтобы это подтвердить, ветхозаветным мудрецом приводятся примеры из различных природных и социальных явлений. Это же делает и Заболоцкий в своем стихотворении. Хоть герой и утверждает, что не является мудрецом, его умонастроения во многом схожи с мыслями, изложенными Экклезиастом.

Экклезиаст с глубоким скептицизмом относится к мудрости, данной ему. Даже самый умный человек не способен постичь Творца и Его цели: Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца (Еккл 3:11). Эта мысль также созвучна рассуждениям Заболоцкого. Как автор книги Экклезиаст, так и герой Заболоцкого испытал мудростью все, что делается под небом (Еккл 1:12–13). И если первый понял тщетность устремлений ума, то и второй тоже усомнился в них.


Памятник Заболоцкому в Тарусе

Во многих словах Экклезиаста слышна поучительная интонация, рассчитанная на незримого слушателя. Лирическое обращение Заболоцкого иное — исповедальное, личное. Здесь поэт пытается понять тайну творения и тайну Творца. Но самый главный риторический вопрос поэта — о нем самом, о его назначении, роли познания и смысле собственного существования.

Николай Заболоцкий — Сыплет дождик большие горошины ( Сентябрь )

Syplet dozhdik bolshiye goroshiny, Rvetsya veter, i dal nechista. Zakryvayetsya topol vzyeroshenny Serebristoy iznankoy lista. No vzglyani: skvoz otverstiye oblaka, Kak skvoz arku iz kamennykh plit, V eto tsarstvo tumana i moroka Pervy luch, probivayas, letit. Znachit, dal ne navek zanaveshena Oblakami, i, znachit, ne zrya, Slovno devushka, vspykhnuv, oreshina Zasiala v kontse sentyabrya. Vot teper, zhivopisets, vykhvatyvay Kist za kistyu, i na polotne Zolotoy, kak ogon, i granatovoy Narisuy etu devushku mne. Narisuy, slovno derevtse, zybkuyu Moloduyu tsarevnu v ventse S bespokoyno skolzyashchey ulybkoyu Na zaplakannom yunom litse.

Csgktn lj;lbr ,jkmibt ujhjibys, Hdtncz dtnth, b lfkm ytxbcnf/ Pfrhsdftncz njgjkm dp]thjityysq Ctht,hbcnjq bpyfyrjq kbcnf/ Yj dpukzyb: crdjpm jndthcnbt j,kfrf, Rfr crdjpm fhre bp rfvtyys[ gkbn, D nj wfhcndj nevfyf b vjhjrf Gthdsq kex, ghj,bdfzcm, ktnbn/ Pyfxbn, lfkm yt yfdtr pfyfdtityf J,kfrfvb, b, pyfxbn, yt phz, Ckjdyj ltdeirf, dcgs[yed, jhtibyf Pfcbzkf d rjywt ctynz,hz/ Djn ntgthm, ;bdjgbctw, ds[dfnsdfq Rbcnm pf rbcnm/, b yf gjkjnyt Pjkjnjq, rfr jujym, b uhfyfnjdjq Yfhbceq ne ltdeire vyt/ Yfhbceq, ckjdyj lthtdwt, ps,re/ Vjkjle/ wfhtdye d dtywt C ,tcgjrjqyj crjkmpzotq eks,rj/ Yf pfgkfrfyyjv /yjv kbwt/

Бродячие музыканты

Закинув на спину трубу, Как бремя золотое, Он шел, в обиде на судьбу. За ним бежали двое. Один, сжимая скрипки тень, Горбун и шаромыжка, Скрипел и плакал целый день, Как потная подмышка. Другой, искусник и борец, И чемпион гитары, Огромный нес в руках крестец С роскошной песнею Тамары. На том крестце семь струн железных, И семь валов, и семь колков, Рукой построены полезной, Болтались в виде уголков. На стогнах солнце опускалось, Неслись извозчики гурьбой, Как бы фигуры пошехонцев На волокнистых лошадях. И вдруг в колодце между окон Возник трубы волшебный локон, Он прянул вверх тупым жерлом И заревел. Глухим орлом Был первый звук. Он, грохнув, пал, За ним второй орел предстал, Орлы в кукушек превращались, Кукушки в точки уменьшались, И точки, горло сжав в комок, Упали в окна всех домов. Тогда горбатик, скрипочку Приплюснув подбородком, Слепил перстом улыбочку На личике коротком, И, визгнув поперечиной По маленьким струнам, Заплакал, искалеченный: — Тилим-там-там! Система тронулась в порядке. Качались знаки вымысла. И каждый слушатель украдкой Слезою чистой вымылся, Когда на подоконниках Средь музыки и грохота Легла толпа поклонников В подштанниках и кофтах. Но богослов житейской страсти И чемпион гитары Подъял крестец, поправил части И с песней нежною Тамары Уста отважно растворил. И все умолкло. Звук самодержавный, Глухой, как шум Куры, Роскошный, как мечта, Пронесся… И в этой песне сделалась видна Тамара на кавказском ложе. Пред нею, полные вина, Шипели кубки дотемна И юноши стояли тоже. И юноши стояли, Махали руками, И страстные дикие звуки Всю ночь раздавалися там… — Тилим-там-там! Певец был строен и суров. Он пел, трудясь, среди дворов Средь выгребных высоких ям Трудился он, могуч и прям. Вокруг него система кошек, Система окон, ведер, дров Висела, темный мир размножив На царства узкие дворов. На что был двор? Он был трубою, Он был тоннелем в те края, Где был и я гоним судьбою, Где пропадала жизнь моя. Где сквозь мансардное окошко При лунном свете, вся дрожа, В глаза мои смотрела кошка, Как дух седьмого этажа. 1928

Сыплет дождик большие горошины, Рвется ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.

Но взгляни: сквозь отверстие облака, Как сквозь арку из каменных плит, В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.

Значит, даль не навек занавешена Облаками, и, значит, не зря, Словно девушка, вспыхнув, орешина Засияла в конце сентября.

Вот теперь, живописец, выхватывай Кисть за кистью, и на полотне Золотой, как огонь, и гранатовой Нарисуй эту девушку мне.

Нарисуй, словно деревце, зыбкую Молодую царевну в венце С беспокойно скользящей улыбкою На заплаканном юном лице.

Дождь

В тумане облачных развалин Встречая утренний рассвет, Он был почти нематериален И в формы жизни не одет. Зародыш, выкормленный тучей, Он волновался, он кипел, И вдруг, веселый и могучий, Ударил в струны и запел. И засияла вся дубрава Молниеносным блеском слез, И листья каждого сустава Зашевелились у берез. Натянут тысячами нитей Меж хмурым небом и землей, Ворвался он в поток событий, Повиснув книзу головой. Он падал издали, с наклоном В седые скопища дубрав. И вся земля могучим лоном Его пила, затрепетав. 1953

Откинув со лба шевелюру, Он хмуро сидит у окна. В зеленую рюмку микстуру Ему наливает жена. Как робко, как пристально-нежно Болезненный светится взгляд, Как эти кудряшки потешно На тощей головке висят! С утра он все пишет да пишет, В неведомый труд погружен. Она еле ходит, чуть дышит, Лишь только бы здравствовал он. А скрипнет под ней половица, Он брови взметнет,- и тотчас Готова она провалиться От взгляда пронзительных глаз. Так кто же ты, гений вселенной? Подумай: ни Гете, ни Дант Не знали любви столь смиренной, Столь трепетной веры в талант. О чем ты скребешь на бумаге? Зачем ты так вечно сердит? Что ищешь, копаясь во мраке Своих неудач и обид? Но коль ты хлопочешь на деле О благе, о счастье людей, Как мог ты не видеть доселе Сокровища жизни своей? 1948

Городок

Гроза идет

Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарем в приподнятой руке. Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром, Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром! Сколько раз, ее увидев в поле, Замедлял я робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги! Вот он — кедр у нашего балкона. Надвое громами расщеплен, Он стоит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон. Сквозь живое сердце древесины Пролегает рана от огня, Иглы почерневшие с вершины Осыпают звездами меня. Пой мне песню, дерево печали! Я, как ты, ворвался в высоту, Но меня лишь молнии встречали И огнем сжигали на лету. Почему же, надвое расколот, Я, как ты, не умер у крыльца, И в душе все тот же лютый голод, И любовь, и песни до конца! 1957

Предостережение

Где древней музыки фигуры, Где с мертвым бой клавиатуры, Где битва нот с безмолвием пространства — Там не ищи, поэт, душе своей убранства. Соединив безумие с умом, Среди пустынных смыслов мы построим дом — Училище миров, неведомых доселе. Поэзия есть мысль, устроенная в теле. Она течет, незримая, в воде — Мы воду воспоем усердными трудами. Она горит в полуночной звезде — Звезда, как полымя, бушует перед нами. Тревожный сон коров и беглый разум птиц Пусть смотрят из твоих диковинных страниц. Деревья пусть поют и страшным разговором Пугает бык людей, тот самый бык, в котором Заключено безмолвие миров, Соединенных с нами крепкой связью. Побит камнями и закидан грязью, Будь терпелив. И помни каждый миг: Коль музыки коснешься чутким ухом, Разрушится твой дом и, ревностный к наукам. Над нами посмеется ученик.

Николай Алексеевич Заболоцкий — русский советский поэт, переводчик, член Союза писателей СССР. В 1938 году был репрессирован.

Золотая осень, Сентябрь

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.

p, blockquote 3,0,1,0,0 -->

Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.

p, blockquote 7,1,0,0,0 -->

Дата создания: 1957 г.

осень

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Осень

p, blockquote 11,0,0,1,0 -->

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

p, blockquote 14,0,0,0,0 --> p, blockquote 15,0,0,0,1 -->


Для зрелого творчества Николая Заболоцкого характерны классическая форма и философское содержание. Поэт умеет вовлечь в круг своих гармоничных образов даже неподготовленного читателя.


Сен 14, 2018 | 0 комментариев

Заболоцкий был прекрасным писателем, мастером пейзажной лирики, которому удавалось увидеть среди привычных явлений природы особенную красоту. Может оттого, что он был еще и художником, поэтому и получалось видеть иные картины? Это поэт, который часто обращался к теме природы в своих работах. Таким стихотворением Заболоцкого является Сентябрь, анализ которого мы сегодня и сделаем.

Сентябрь: краткий анализ стихотворения Заболоцкого

Когда читаешь первые строчки стихотворения Сентябрь Заболоцкого, сразу видишь грустную картину. Эта картина появляется перед глазами у каждого человека: дожди, слякоть, сырость. Она привычна всем, ведь именно такой видим мы осень, но не Заболоцкий. Он говорит, чтобы мы были более внимательными и присматривались к любой мелочи. Достаточно взглянуть в небо. Посмотрев туда, вы увидите что среди туч пробивается солнце, которое любое царство морока и тумана сделает ярче. Своим лучом оно освещает орешину, которую писатель сравнивает с красивой девушкой. Солнечный луч, что пробивается сквозь тучи, призывает не расстраиваться, ведь тучи не вечны, и уже скоро их развеет ветер и вмиг все изменится в лучшую сторону. Оно осветит все вокруг и сентябрь засияет по иному. Живописцу останется лишь взять кисти, чтобы запечатлеть осеннюю сентябрьскую пору используя золотые, оранжевые и гранатовые краски.

Стихотворение Заболоцкого Сентябрь

Вот так своим стихотворением Заболоцкий показывает не только переменчивость и красоту природы, которую многие не замечают, но и отмечает, что в жизни человека тоже не всегда плохо. Черную полосу всегда сменит светлая, нужно только верить в лучшее и никогда не опускать руки.

Стихотворение Сентябрь исполняет Виктор Аксакал

Читайте также: