Основная форма организации музыкальной деятельности в доу праздники и развлечения

Обновлено: 04.07.2024

Основные формы и методы организации музыкальной деятельности дошкольников

Чеснокова Наталья

Основные формы и методы организации музыкальной деятельности дошкольников

Основные формы и методы организации музыкальной деятельности

дошкольников.

Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся методы и формы работы с детьми. Заметно акцентируется необходимость активизации самостоятельных действий детей и их творческих проявлений. Гуманный стиль общения педагога и ребенка, заставляет нас педагогов применять привлекательные для детей формы и методы организации музыкальной деятельности в ДОУ. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольниковв детском саду относятся: музыкальные занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, совместная музыкальная деятельность взрослых и детей в повседневной жизни ДОУ. Традиционной формой основной музыкальной деятельности, являются музыкальные занятия. Музыкальныезанятия имеют несколько разновидностей: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные, объединенные, вид занятия определяется количеством детей. Индивидуальные занятия провожу с целью совершенствования развития музыкальных способностей и в коррекционной работе. Следующее основание для классификации музыкальныхзанятий может быть их содержание: типовым, доминантным, тематическим, комплексным, интегрированным.

На традиционных или типовых занятиях включаю все виды музыкальной деятельности (музыкально- ритмические движения, восприятие, пение)

т. е. последовательное их чередование. Структура
музыкального занятия может варьироваться.
Доминантное музыкальное занятие может быть двух разновидностей. Одна из них характеризуется преобладанием какого либо одного вида музыкальной деятельности. Вторая разновидность доминантного музыкального занятия направлено на развитие какой-либо определенной музыкальной способности детей. В этом случае доминантное музыкальное занятие может включать различные виды музыкальной деятельности, каждая из которых направлена на совершенствование этой способности (чувство ритма, звуковысотности)

Комплексные музыкальные занятия основываются на взаимодействии различных видах искусства – музыки, живописи, литературы, театра. Их цель объединить разные виды художественной деятельности детей, обогатить представление детей о разных видов искусства. Такой вид музыкального занятия как правило проводиться со средней группы.

Характеристика методов и приемов, используемых на занятии.

Цели, задачи и содержание музыкального образования определяют выбор методов, в переводе с греческого метод-путь, или способ достижения какой либо цели. Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников, методы и приемы определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей и формирование музыкальных умений.

Наглядно-зрительный метод – применение картин, рисунков, цветных карточек и т. д. Наиболее действенно применение наглядно-зрительного метода при знакомстве с музыкальными инструментами. На занятии применяю компьютерные технологии.

Применение наглядно-зрительного метода значительно облегчает усвоение музыкальных знаний.Это: показ репродукций, изображений инструментов, использование цветных карточек, моделирование высоты звуков и их ритмических соотношений, компьютерные технологии.

разъяснение новых понятий, обогащающих словарь ребенка, побуждающих детей осознанно высказываться о характере музыкальных произведений; объяснение того, как овладеть определенными умениями и т. д.

Практический метод чрезвычайно важен в музыкальном воспитании детей. Он включает и показ педагогом исполнительных приемов в различных видах деятельности, и активное включение самих детей в процесс восприятия музыки, исполнительство. В современных методиках широко используются такая разновидность практического метода как интонационно-речевое. Практический метод помогает закрепить музыкальные знания на собственном опыте, обеспечивая осознанность этого процесса.

Исследуя музыкальную культуру дошкольников знаменитые педагоги Ветлугина Н. А. Радынова О. П, выделили еще ряд методов: метод упражнения в практических действиях, метод поисковых ситуаций, побуждающий к практическим действиям, метод контрастного сопоставления произведений, метод уподобления характеру звучания музыки, активизирующие творческие проявления.

Виды уподобления: моторно-двигательное (передача характера музыки, через движения, мимическое (передача характера музыки в мимике, цветовое (в основе лежит прием цвет-настроение)

. В нашем детском саду в каждой группе существуют
музыкальные уголки, где обязательно присутствуют детские музыкальные инструменты, инструменты сделанные своими руками из бросового материала, музыкально — дидактические игры, ЛЭП буки, атрибуты для музыкально — ритмических движений, аудиозаписи песенок, музыка для танцев. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно играют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию. Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.
Методы и приемы организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.

1. Проблемные ситуации с использованием детских музыкальных инструментов.

1.Теоретические вопросы. Праздничный утренник как форма организации музыкального воспитания дошкольников. Значение праздников в жизни детей, их основные виды. Структура построения праздников, сочетание коллективных и индивидуальных выступлений детей, использование различных видов музыкальной деятельности в содержании праздника. Подготовка и проведение праздника на музыкальном занятии. Продолжительность праздников в различных возрастных группах. Роль музыкального руководителя, ведущего и воспитателей групп при проведении праздника.

2.Практическое задание: Дать анализ праздничного сценария отдельной возрастной группы.

3.Основные понятия: праздничный утренник, структура праздника.

4.Основные исследователи: Метлов Н.А., Ветлугина Н.А., Зимина А.Н., Радынова О.П.

Теоретические вопросы.

Праздничный утренник как форма организации музыкального воспитания дошкольников.

Праздничный утренник - одна из форм художественного воспитания детей, которая связана с различными видами художественной деятельности - музыкальной, театрально-игровой, художественно-словесной, изобразительной. Это большое, радостное событие в жизни ребёнка, которое оставляет яркие впечатления, надолго остаётся в памяти.

Значение праздников в жизни детей:

1) Праздник влияет на общее развитие ребенка, обогащает слуховое и зрительное восприятие, углубляет эмоциональные впечатления, знания об окружающей действительности, воспитывает уважение к людям, к их труду, сплачивает детский коллектив.

2) Активное участие детей в выступлениях воспитывает чувство ответственности, выдержку, внимание, самостоятельность, инициативу, творческие способности.

3) Оформление зала, костюмы, музыкальный и литературный материал - развивают чувство красоты, художественный вкус.

Такое многостороннее влияние праздника возможно, если его содержание доступно детям, интересно, увлекательно. Важна тщательная подготовка, выбор материала, качество исполнения музыкального репертуара взрослыми и детьми.

Данный раздел музыкального воспитания разработан Метловым Н.А., Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П. и др.

Основные виды праздников:

1. Общенародные праздники - Новый год, 8 Марта, День защитников Отечества (23 февраля), День Победы.

3. Праздники в быту ДОУ-Выпуск детей в школу, День рождения детского сада.

4. Обрядовые и православные праздники-Рождество Христово, День Святой пасхи, Масленица, Троица и др.

(Православные праздники серьёзны и полны глубокого нравственного смысла. Содержание их направлено на утверждение высоких духовных ценностей - любви, доброты, сострадания и душевной чистоты. Эти праздники требуют особой вдумчивой подготовки).

Структура праздников:

Структура праздника может быть различной. Например, внача­ле выступают дети, а затем проводятся общие пляски, хороводы, игры и аттракционы. Допускается и другой вариант, когда все эти номера чередуются. Вполне возможно вначале показать неболь­шой спектакль или концерт, в котором участвуют взрослые, а после него предложить выступить детям. К составлению программы следует подходить творчески, в каждом случае учитывая конкретные условия детского сада и опыт работы педагогического коллектива, однако условно её можно разделить на три части:

Начало:раскрывает основную тему утренника – вход нарядно одетых детей, поздравление ведущего, исполнение 1-2 песен, упражнения с атрибутами, перестроения, стихи детей (5 - 7 минут).

Основная часть:Это самая продолжительная часть праздника, в которой разворачивается основное действие сценария, включаются зрелищные моменты, сюрпризы, индивидуальные и коллективные выступления детей. Важно чередовать стихи, песни, танцы, игры, которые можно использовать в разном исполнении: коллективно и индивидуально, солистами и группами. Музыкальная деятельность занимает на празднике основное место, где используется доступный, интересный репертуар, а песни, игры, пляски связаны с общим сюжетом и содержанием утренника. Наиболее яркие номера идут в конце программы. Важно сохранять логическую линию сценария праздника от начала и до конца.

Заключение:прощание с персонажами, подарки, заключительная пляска с гостями (3-5 минут).

Подготовка детей к празднику. Основное условие подготовки:

Весь коллектив участвует в подготовке праздника, начиная с утверждения сценария музыкальным руководителем, коллективом воспитателей, методистом и заведующей.

1. Сценарий заранее продумывается музыкальным руководителем, обсуждается на педсовете за 1 месяц или 1,5 до проведения праздника.

2. При обсуждении сценария важное место занимает распределение ролей между воспитателями и персоналом детского сада, с учётом их способностей и имиджа:

3. Выбираются ответственные между воспитателями за оформление зала, освещение и шумовые эффекты, раздача атрибутов, распределение персонажей, роль ведущего и ответственных за костюмы.

4. Для оформления заламожно привлечь к помощи художника, электрика, столяр родителей и весь коллектив.

5. Помимо праздничного оформления, сделанного руками воспитателей, можно использовать художественные изделия - декоративные пано, керамику, хохлому, городецкую роспись, игрушки, ковры, цветы, которые должны сочетаться между собой, дополнять друг друга.

6. Одежда детей - легкая, нарядная, костюмы сказочных персонажей, лесных жителей: лисы, белки, зайцы, мишки - доставляют детям огромное удовольствие. Костюм заранее примеряют, подписывают, дополняют нужными элементами, дают полюбоваться им ребенку.

7. Если дети просто нарядные, не снимают свою одежду, то во время выступления одевают лишь элементы костюмов, шапочки.

8. Праздничные атрибуты - платочки, флажки, цветы, погремушки, султанчики, воздушные шары должны быть яркими, красивыми, в хорошем состоянии. До утренника необходимо проверить их внешний вид: погладить, подшить, подклеить, подновить, подкрасить или изготовить вновь.

Особенности подготовки к празднику на музыкальном занятии:

Праздник выполняет свою воспитательную функцию, если в детском саду ведётся систематическая работа по му­зыкальному воспитанию. Чёткое перспективное планирование позволяет спокойно, без спешки и переутомления детей подготовиться к празднику, разучить с ними весь необходимый материал.

1. Своевременное начало подготовки музыкального репертуара, его постепенное разучивание на музыкальных занятиях и вне их обеспечивает успех проведения праздника.

3. При затруднении некоторых детей в выполнении танца, игры, исполнении песни - работать индивидуально, но всю группу не задерживать.

4. Часть праздничного материала разучивать всей группой на
музыкальном занятии, а часть с солистами и небольшими группами.
5. Важно помнить, что каждый ребенок - активный участник в каком-нибудь номере, индивидуальном или коллективном выступлении.

6. Постановки, пляски, сюрпризы, выученные с подгруппой детей желательно держать в секрете.

7. Репертуар одной группы не должен быть известен другой группе, поэтому дети заинтересованно смотрят выступления друг друга.

8. Незадолго до утренника дети обеих групп 2-3 раза
объединяются для совместных шествий, перестроений, пения, размещения на местах.

9. Репетиции всей программы праздника не проводить, иначе потеряется свежесть, новизна впечатлений.

10. Предпраздничные часыдолжны быть особенно радостными для детей - важно точно, вовремя начать утренник, не суетиться перед его проведением, не затягивать его ведение, не допускать муштру. За подготовку и проведение отвечает весь коллектив.

11. После проведения праздника желательно оставлять в музыкальном зале оформление, костюмы, атрибуты для игр и инсценировок, что позволяет повторить на следующий день полюбившиеся детям песни, танцы, хороводы, аттракционы и таким образом закрепить праздничные впечатления, ещё раз получить удовольствие от выступления.

12. Педагоги, составляя сценарии праздничных утренников, должны ориентироваться на интересы детей и не устраивать зрелища для взрослых, а также соблюдать определенную продолжительность утренника в каждой возрастной группе.

Продолжительность праздников в возрастных группах:

1. Группы раннего возраста - 20 - 25 мин.

2. Младшие и средние группы – 30 - 40 мин.

3. Старшие и подготовительные группы – 40 - 60 мин.

Время проведения праздников:

Лучше проводить праздник утром с 9-11 ч.

Вечером - с 16-17 ч. - праздники организуют для детей старшей и подготовительной групп - Новый год, 8 Марта, Выпуск детей в школу.

Роль музыкального руководителя, ведущего и воспитателей групп

при проведении праздника.

Музыкальный руководитель.Основная нагрузка в проведении праздника ложится на музыкального руководителя. Он продумывает тему, форму праздничной программы, составляет сценарий, подбирает музыкально-литературный материал, уделяет внимание сюрпризным моментам, художественному оформлению, учитывает особенности возрастной груп­пы, стремится, чтобы вся организация праздника отвечала интересам детей, и каждый ребенок получил удовольствие от посильного участия в нём.

Музыкальный руководитель должен из разученного музыкального репертуара отобрать те про­изведения, которые наиболее ярко и образно исполняются детьми, выстроить их в определенной последовательности, включая также стихотворения, инсценировки, аттракционы и сюрпризы. В программе праздника он обязан предусмотреть всё: продолжительность, темп выступлений, чередование номеров, соотно­шение детского и взрослого участия, чтобы композиция носила целостный, стройный характер, не переутомляла детей.

Ведущий праздника.Подготовка ведущего к празд­нику включает психологический настрой на создание радостной и доброжелательной атмосферы среди всех участников. Роль ведущего центральная в проведении праздника и особое внимание уделяется его выбору, поэтому он должен хорошо знать сценарий, музыкальный репертуар, всех детей, устанавливать с ними тесный контакт, быть эмоциональным, находчивым, тактичным, умело общаться с детьми, персонажами, зрителями, случившуюся неудачу, умело обратить в шутку, заполнить возникшую паузу загадкой, стихами и т.д. В подготовке ведущего участвуют музыкальный руководитель, старший воспитатель, заведующий детским садом.

Воспитатели возрастных групп:На музыкальных за­нятиях осуществляется лишь часть общевоспитательной работы в связи с предстоящим праздником.Подготовка к праздникам со стороны воспитателя включается в содержание разных занятий и в различные виды художественной деятельности. С детьми беседуют о предстоящем празднике, чи­тают соответствующие рассказы, разучивают стихи. С ними про­водят экскурсии по красочно оформленным улицам; тема празд­ника отражается в рисунках, аппликациях. Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей в роли каких-либо персонажей или в исполнении народных танцев, песен. Воспитатели не участвующие в ролях находятся с детьми своей возрастной группы. Они внимательно следят за выступлениями детей, поют вместе с ними, подготавливают атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевают детей, помогают им, если это необходимо, при проведении игры, танца. После праздника воспитатель стремится закрепить наиболее содержательные, красочные впечатления, отмечает наиболее понравившиеся выступления взрослых и детей.

Практическое задание. Анализ праздничного сценария в отдельной возрастной группе.

Сценарий Новогоднего праздника в средней группе

Возрастная группа: средняя группа

Музыкальный руководитель: ФИО

Название мероприятия: Праздник Новогодней ёлки (сценарий прилагается)

Продолжительность праздника: 40 минут

1 Создание условий для проведения праздника:
- Наличие сценария, вид праздника
- Эстетичность и целесообразность оформления зала
- Своевременная подготовка атрибутов, игрушек, декораций, костюмов, их эстетичность, ТСО.
- Наличие возрастных групп
- Предшествующая работа с детьми в день праздника: беседа, настрой, положительная оценка костюмов детей
- Встреча, размещение родителей и гостей.
2 Проведение праздника:
- Структура: концерт, комплексное, тематическое занятие, утренник, развлечение
- Качество используемого музыкально-литературного материала, его художественность, доступность, объём
- Познавательное, воспитательное значение
3 Оценка деятельности педагогов:
- Знание сценария всеми присутствующими педагогами
- Роль ведущего: знание всего музыкального материала, знание детей, умение их организовать и активизировать, эмоциональность и культура речи, находчивость.
- Слаженность действий всех педагогов, способствующей лучшей организации детей.
- Выступление взрослых на празднике: эмоциональность, художественность исполнения, находчивость.
4 Оценка деятельности детей:
- Качество выступлений детей - пения, движений, игры на детских музыкальных инструментах.
- Качество художественно-речевой, театральной деятельности детей.
- Активность детей: равномерное распределение нагрузки, занятость всех детей.
- Непринуждённость, естественность в поведении, заинтересованность, чувство радости
5 Оценкаобщей эмоциональной атмосферы праздника.
Выводы: Уровни параметров оценки праздника:высокий, средний, низкий.

Вопросы к анализу праздника:

1. Вид праздника (общенародный).

2. Программные задачи:

- развивать познавательную сферу, дать представление о празднике;

- побуждать детей взаимодействовать с персонажами;

- активно выполнять действия по показу взрослых;

- учить детей выразительно исполнять выученный репертуар.

3. Наличие возрастных групп. (1 группа).

4. Структура праздника ( вводная, основная и заключительная части).

5. Анализ содержания праздника ( в виде концерта, сказки, сюжета т.д.)

Таким образом, на музыкальном занятии с детьми выучено:

3 хоровода, 2 песни, индивидуальные танцы игрушек, остальное по показу взрослых, т.е. дети не перегружены репертуаром и его подготовкой.

7. Чередование отдыха и активного участия детей соблюдалось и отражено в сценарии (роль детей несколько пассивна, дети больше как зрители)

8. Роль ведущего, воспитателей и персонажей на празднике.

Вывод:Праздники в детском саду – важная часть воспитательного процесса. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определённый итог педагогической работы.

Музыкальные занятия открывают перед детьми удивительный мир звуков, мелодий и песен

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством. Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды

Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка. В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков. Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

Музыкальное занятие с самыми маленькими

Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта

Подробнее об особенностях организации музыкальных занятий в старшей группе можно узнать из нашей статьи — Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе.

Музыкальное занятие в детском саду

Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС

Таблица: задачи музыкального воспитания в детском саду

  • Формирование интереса к прослушиванию мелодий и исполнению песенок;
  • развитие эмоционального отклика на простое музыкальное произведение, фразу;
  • формирование умения воспроизводить эмоциональные впечатления от мелодии через элементарные танцевальные движения;
  • формирование способности извлекать звук из различных музыкальных инструментов.
  • Развитие слухового восприятия;
  • формирование умения определять характер музыки: народной, классической, детской;
  • побуждение к экспериментированию с извлечением звуков из инструментов, возможностями голоса, звукоподражанием;
  • формирование умения подыгрывать на детских инструментах: ксилофон, дудка, бубен, барабан, трещотка, колокольчик;
  • развитие эмоционального восприятия музыкальных образов и воспроизведения характера музыке и её текстового содержания в танце.
  • Обогащение представлений о средствах выразительности в музыкальных произведениях,
  • формирование первоначальных знаний о музыке как особом виде искусства, его особенностях и видах;
  • обучение выразительному пению;
  • формирование слушательской культуры;
  • развитие способности к импровизации: подпевания и подыгрывание, исполнение танцевальных движений;
  • побуждение к творческому самопроявлению: сочинений простых мелодий (колыбельных, маршей);
  • создание мотивации к коллективной деятельности на музыкальных занятиях.
  • Продолжать расширять представления о возможностях музыки, развивать заинтересованность в изучении этого вида искусства;
  • формирование чувства метра и ритма
  • развитие способности передавать настроение через наигрывание мелодии, исполнение песни и танца;
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с композиторами и их произведениями, образцами народной музыки, музыкальными жанрами, современными композициями для детей;
  • стимулирование желания сольного выступления;
  • создание мотивации к хорошему исполнению во время занятий, музыкальных игр, досугов и праздников.
  • Развитие художественного вкуса, интереса к классической и современной музыке;
  • совершенствование различных видов слуха (звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического);
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с творчеством композиторов и исполнителей (певцы, музыканты, танцоры), музыкальными жанрами (опера, полька, тарантелла, инструментальный концерт) и понятиями (октава, ритм, темп, стаккато, нотная грамота);
  • развитие способностей к индивидуальному и коллективному исполнению;
  • побуждение к импровизации, привлечению фантазии в индивидуальное исполнение, создание мотивации к творчеству.

На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории

Виды музыкальных занятий

По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.

Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения

Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики

Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем

Креативное занятие

Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию

Индивидуализация музыкальных занятий

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО. Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника. Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.

Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.

Пример карточки отстающего воспитанника:

  • Катя Иванова, 5 лет
  • развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
  • эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
  • выполнение танцевальных движений — 3
  • способность импровизировать — 1
  • коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.

Примеры дифференцированных заданий:

Музыкальное занятие в ДОУ

Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах

Основные приёмы на музыкальном занятии

Координационно-подвижная музыкальная игра

Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования

Фонопедические упражнения

Такие упражнения являются частым приёмом развития голосовых способностей детей

Использование мнемотаблиц облегчает заучивание песенных текстов

Мотивирующее начало музыкального занятия

Перед музыкальным руководителем стоит задача по созданию заинтересованности детей в изучении музыки как особого вида искусства, мотивации к развитию творческих способностей. Результативность каждого занятия зависит от степени интереса в начале занятия. Для привлечения внимания детей к теме занятия педагог использует разнообразные приёмы:

  • привлечение сказочных персонажей к проведению занятия
  • создание проблемной ситуации
  • включение воспитанников в игровую ситуацию
  • изучение наглядных материалов: иллюстраций, игрушек, объектов мини-выставки
  • использование малых форм устного народного творчества: загадок, частушек, пословиц
  • просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Выставка музыкальных инструментов

Изучение экспонатов музыкальной выставки вызывает интерес к знакомству со звучанием инструментов и способами игры на них

Музыкальное занятие в детском саду

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, в музыкальном зале. Музыкальный руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игре на инструментах, ритмических упражнений.

Таблица: картотека тем

Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:

  • младшие группы — 15 минут
  • средняя группа — 20 минут
  • старшая группа — 25 минут
  • подготовительная группа — 30 минут

Таблица: примерный временной план музыкальных занятий

Этап занятия Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Организационный момент, музыкальное приветствие 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты
Вводная часть 1–2 минуты 2 минуты 2 минуты 3 минуты 3–4 минуты
Слушание музыки 2 минуты 2 минуты 3 минуты 4 минуты 4 минуты
Ритмико-музыкальное упражнение 2–3 минуты 3–4 минуты 4 минуты 4 минуты 5 минут
Пение 2 минуты 2–3 минуты 4 минуты 5–6 минут 5–7 минут
Музыкальная игра 2 минуты 2 минуты 4 минуты 5 минут 5–7 минут
Подведение итогов занятия 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты

Таблица: примеры вводного этапа музыкального занятия

  1. Реагировать на смену частей музыки.
  2. Ходить ровным кругом.
  3. Формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, чётко произносить слова песен.
  4. Обучение пению по показу (по руке, по жесту) музыкального руководителя.
  5. Развитие слуха и голоса, чувства метроритма.
  6. Воспитывать любовь к классической музыке, знакомство с творчеством норвежского композитора Э. Грига.
  7. Формировать доброе и бережное отношение к природе, друг к другу.

Музыкальное развлечение и досуг

Досуговые мероприятия содержат в основе развлекательный элемент и призваны расширять кругозор детей, создавать хорошее настроение и укреплять дружеские отношения внутри коллектива. Рекомендуется устраивать развлечения и праздники совместно с родителями и с воспитанниками других групп.

Длительность музыкального досуга:

  • в младших и средней группах — не более 30 минут;
  • в старшей и подготовительной группах — не более 50 минут.

Примеры тем для музыкальных развлечений и досугов:

  1. Развивать музыкальный слух, память и внимание.
  2. Развивать чувство ритма, темпа, тембра, интонационной и двигательной выразительности.
  3. Развивать детскую фантазию, воображение с помощью различных видов искусства.

Открытое музыкальное занятие

Примеры методичеких целей для открытого музыкального занятия:

Интегрированное музыкальное занятие включает в себя рисование ладошкой

Программа музыкального кружка в детском саду

Для развития музыкальной культуры дошкольников организуется кружок дополнительного образования соответствующей направленности. Занятия кружка проводятся в музыкальном зале во второй половине дня один или два раза в неделю (длительность и частота определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников). Для функционирования кружка музыкальный руководитель разрабатывает программу, которая утверждается администрацией ДОУ.

  1. Общие сведения о кружковой работе: какие нормативные документы взяты в основу разработки, кто является руководителем кружка и его обязанности, кто участники кружка, цели и задачи, содержание работы кружка, контроль.
  2. Пояснительная записка: актуальность организации кружка музыкальной деятельности, условия для реализации программы, формы занятий, ожидаемый результат работы музыкального кружка.
  3. Календарно-тематическое планирование.

Функционирование музыкального кружка направлено на расширение представлений о музыкальном искусстве, знакомству с нотной грамотой в т. ч

Примеры музыкального приветствия в детском саду

Анализ музыкального занятия

С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:

  1. Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
  2. Использованное оборудование и наглядные материалы
  3. Структура занятия
  4. Установление обратной связи с воспитанниками
  5. Содержание занятия, форма изложения материала
  6. Методы работы на занятии

Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:

На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.

Обязанности музыкального руководителя в ДОУ и взаимодействие с воспитателями

  1. Организация и проведение музыкальных занятий различных видов в соответствии с образовательной программой детского сада
  2. Планирование и проведение мастер-классов и консультаций с воспитателями детского сада по развитию музыкальных способностей детей
  3. Взаимодействие с родителями воспитанников: приглашение на открытые занятия, привлечение к оформлению музыкального зала, проведение консультаций по музыкальному воспитанию в кругу семьи
  4. Планирование и организация музыкальных развлечений, досугов и праздников в детском саду
  5. Подготовка к детским утренникам, выпускному
  6. Выявление музыкально одарённых детей, подготовка к участию и сопровождение на конкурсы
  7. Самообразование, повышение исполнительского и педагогического мастерства: публикация методических разработок, проведение открытых занятий, участие в конференциях и семинарах

Постоянное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей способствует результативному проведению занятий и активному развитию музыкальных способностей детей. Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях со своей группой и выполняет организаторскую функцию:

  • во время ритмико-музыкальных упражнений выполняет движения вместе с детьми
  • выполняет показ танцевальных движений
  • проводит познавательную или эвристическую беседу при изучении наглядного материала (знакомство с внешним видом инструментов, рассматривание репродукций)
  • во время хорового пения исполняет (по просьбе музыкального руководителя) отдельные фразы или куплет, в которых воспитанники испытывают сложности
  • распределяет роли для музыкальной игры-драматизации, инструменты для оркестровки
  • выбирает ведущего для проведения музыкальной игры

Воспитатель осуществляет преемственность занятий в музыкальном зале с образовательным процессом во всех режимных моментах. Музыкальное сопровождение подбирается воспитателем для утренней гимнастики, подвижных игр, мотивирующего начала занятий НОД. Аудиозаписи включаются фоном во время прослушивания литературных текстов, изготовления поделок, тихих игр и досугов в вечернее время.

Развитие музыкальных способностей ребёнка зависит от степени его вовлечённости в образовательный процесс. Мир звуков, мелодий и песен должен захватывать и звать в сферу прекрасного. Умение эмоционально ощущать музыкальные образы и понимать структуру песенных и танцевальных композиций свидетельствует о высокой степени развития мыслительных способностей ребёнка.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Презентация:

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему ""Праздники и развлечения в детском саду" как одна из форм организации музыкальной деятельности детей в рамках ФГОС" по педагогике. Презентация состоит из 21 слайда. Материал добавлен в 2021 году.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 1.89 Мб.

Содержание

Презентация:


Слайд 2

Праздники и развлечения являются одной из форм организаций Музыкальной деятельности детей дошкольного возраста, направленной на их художественно-эстетическое развитие


Слайд 3

Цель Обогащение музыкального опыта детей Пробуждение творческой активности Доставление детям радости и эстетических переживаний


Слайд 4

Задачи: Создать у ребенка радостное настроение, Вызвать положительный эмоциональный настрой, Сформировать представления о праздничной культуре, Познакомить с традициями праздников, их организацией, Приобщить к общечеловеческой культуре, Привить интерес и любовь к музыке, Развивать музыкальную восприимчивость и музыкальную активность ребенка


Слайд 5

ФГОС ДО направлен на достижение следующих целей:


Слайд 6

ФГОС ДО направлен на достижение следующих задач: Охраны и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от пола, нации, социального статуса Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования реализуемых а рамках образовательных программ Создание благоприятных условий развития детей в соответствий с их возрастными и индивидуальными особенностями Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,нравственных,эстетических,интеллектуальных,физических качеств, инициативности, формирования предпосылок учебной деятельности Обеспечение психолого педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей


Слайд 7


Слайд 8

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),мира природы; Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.


Слайд 9

Особое место в воспитании детей дошкольного возраста занимает праздник, одна из основных целей которого—формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим условием развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драматизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности. Сделать детский праздник не забываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, волшебных звуков и красок, оставить яркий след в душе ребенка – задача педагогов и родителей!


Слайд 10

Организация любого праздника включает в себя следующую предварительную работу: тщательный отбор сценария и актеров; выбор музыкально-литературного материала соответственно теме праздника, возрастным особенностям детей; разучивание музыкально-литературного материала с детьми и педагогами; проведение репетиций; изготовление костюмов и декораций; подбор фонограмм; спец. эффектов (свет; звук т.д.);


Слайд 11

Праздники и развлечения в ДОУ


Слайд 12


Слайд 13

Время проведения праздника -утренние часы -если вторая половина дня, то не позднее 16 часов Продолжительность праздника Для детей старших групп не более 30-35 минут Для младших и средних групп 20-25 минут 1-й младшей 10-15 минут


Слайд 14

При работе над сценарием необходимо учитывать принципы: Доступности, содержательности ,занимательности, развлекательного характера, познавательности, насыщенности движением, динамичности, сюрпризности. Рекомендуется придерживаться правил: -интересный сюжет -игра как основа праздника, либо единая игровая тема праздника; -чередование зрелищных моментов с активными действиями детей; Построение программы на музыкальном и речевом материале. ранее освоенное с детьми; Включение двигательных и общеразвивающих упражнений, подвижных игр;


Слайд 15

Содержание праздника, его сценарий обсуждаются педагогическим коллективом за месяц до праздника: В процессе обсуждения в сценарий включаются поправки и изменения. Здесь же решается вопрос о распределении обязанностей на празднике, -выбирается педагог на роль ведущего, -персонажей, а также назначаются ответственные за украшение зала, за подготовку атрибутов и костюмов, -определяются сроки выполнения


Слайд 16

Многое в успешном проведений праздника зависит от ведущего. Ведущий должен хорошо знать программу праздника, последовательность номеров, свободно ориентироваться в музыкальном материале и следовательно, посещать музыкальные занятия в группах, иметь представление обо всех играх, плясках, хороводах, которые будут исполняться. От ведущего требуется инициативность, находчивость, умение выйти из затруднительного положения, держаться свободно и естественно, объявляя очередной номер, он должен говорить выразительно литературным языком. Избегать многословия и стандартных фраз. Иногда необходимо пошутить с детьми, спросить их о чем либо, а в случае непредвиденной паузы уметь ее заполнить, загадав загадку, рассказав стихотворение по теме праздника. Ведущий должен уметь подбодрить застенчивых детей доброжелательной шуткой, вовремя остановить расшалившихся.


Слайд 17

В ходе праздника воспитатели -следят за выступлениями детей своей группы, -своевременно меняют детали костюмов, -подсказывают, когда нужно выходить на игру или пляску, -помогают быстро исполнять указания музыкального руководителя -принимают участие в общих плясках, играх, танцах,песнях, -поддерживают хорошее, радостное настроение детей.


Слайд 18

Оформление помещения детского сада в праздничные дни имеет большое значение. Оформление зала должно отличатся от оформления группы особой парадностью и торжественностью. Требования к оформлению: -Безопастность; -Соответствие теме и идее сценария, возрастным возможностям детей; -Эстетичность


Слайд 19

Праздники и Развлечения- один из видов культурно досуговой деятельности ДОУ- Красочный момент, развивающий творческую активность, обогащающий детей впечатлениями. Дети в развлечениях могут проявлять самостоятельность, приобрести уверенность в своих силах, развивать коммуникативные способности, личностные качества Музыкальные развлечения проводятся 1 раз в месяц. В вечерние часы( с 15.50-16.00 до 17.00). Длительность досугов не должна превышать в младших группах 15-20 минут, в старших 20-30 минут. Желательно выбрать для проведения развлечения определенный день недели


Слайд 20

Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!” Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству


Слайд 21

Читайте также: