Ощущения и восприятие как первичная основа познания и обучения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Вместе с критикой данной книги направили В.А. Ситарову вот такое письмо:


В.А. Ситаров ничего не ответил.

КРИТИКА ж. розыск и сужденье о достоинствах и недостатках какого-либо труда, особ. сочиненья; разбор, оценка


Толковый словарь Даля

Документ содержит важные мысли книги, а также подтверждающие, опровергающие или поясняющие цитаты других авторов. Данный материал не заменит книги, но поможет в ее понимании. Рекомендуем изучить его перед тем, как приступить к прочтению книги.

В.А. Ситаров. Дидактика. Москва 2002г Тираж 30 000 экз.

Под редакцией В.А. Сластенина. — Советский и российский учёный в области педагогики, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ.

И ведь кто-то учится как учить по ней!

Доктор пед. наук, профессор кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета, автора более 120 публикаций по проблемам гуманистической педагогики, социальной экологии, дидактики. (Комментарий БГ)

Психологические основы обучения

3.1 Ощущения и восприятие как первичная основа познания и обучения.

Мышление есть обобщенное отражение человеком действительности в её существенных связях и отношениях. Оно носит опосредованный характер, то есть совершается с помощью целой системы средств, которые обычно отсутствуют на чувственной ступени познания или, точнее говоря, представлены как проявления мышления на чувственной ступени познания.

Кроме того, мышление всегда и обязательно строится на основе чувственного отражения мира, то есть образы чувственного познания являются материалом, с помощью которого только и может осуществиться отражение на уровне мышления. Отражение действительности на уровне мышления опосредствовано также и словом.

Имеющиеся в нашей памяти представления, словарный запас, необходимый для формулирования определений, и составляют тот фонд знаний, посредством которых совершается процесс мышления.

Мышление является опосредствованным отражением действительности и потому, что всегда протекает с опорой на имеющиеся у человека знания.

Отражение действительности на уровне мышления носит обобщенный характер. Выделяя общее, мы обычно опираемся не только на те объекты, которые воспринимаем в данный момент, но и на те представления, которые имеются в нашем прошлом опыте. Чем шире, богаче прошлый опыт, тем более широким и глубоким оказывается и обобщение человека. 163 Содержательные компоненты мышления логически оформляются в различные понятия, суждения, умозаключения.

Представление включает и существенные, и несущественные признаки, в понятии же сохраняются лишь существенные признаки.

Понятие является и более обобщенным отражением действительности, поскольку включает в себя общие признаки не случайных, отдельных предметов, а то, что является общим для всех предметов данного класса. Понятие является обобщенным отражением и потому, что обычно оно есть результат познавательной деятельности не отдельного человека, а многих людей. В силу последнего обстоятельства понятие имеет и характер всеобщности. Действительно, даже общие представления у разных людей различны, понятия же всех людей одинаковы (исключение составляют понятия, отражающие позиции людей разных общественных классов).

Единство содержательных и операционных (формальных, алгоритм, форма) компонентов мышления имеет глубокую основу. (в марксизме-ленинизме форма и содержание едины — комментарий БГ)

Форма и содержание – Всякий предмет, всякое явление в природе и обществе имеет свое содержание и свою форму. Для большинства идеалистических и метафизических философских систем характерен отрыв формы от содержания. Диалектический материализм рассматривает форму и содержание в единстве. В единстве формы и содержания определяющим является содержание.

Из диалектического учения о форме и содержании вытекают очень важные практические и политические выводы. Если содержание определяет форму, то нужно всю работу по строительству социализма, по дальнейшему укреплению и развитию Советов, колхозов, советской культуры и т.д. вести так, чтобы обеспечить их социалистическое содержание. Если форма не есть нечто безразличное, пассивное по отношению к содержанию, то так же не безразлично, какова форма того или иного явления. Только социалистическая форма организации труда может быть источником гигантских успехов СССР в хозяйственном строительстве. Только национальная форма советской культуры способствует на данном историческом этапе развитию социалистического содержания нашей культуры.

Краткий философский словарь. М.Розенталя и П. Юдина. Политиздат 1951г

В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Следовательно, об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.

(Литература по мышлению: 1946, 1961, 1959, 1960, 1970, 1969, 1979, 1968, 1968, 1977, 1970, 1970, 1956,1964,1969, 1987,1984,1950, 1934, 1976,1972, 1986, 1958, 1974, 1958, 1967, 1961, 1968, 1946, 1965, и т.д.
Ни одного источника после 1990года не приведено.
Глава 1. Введение в дидиктику. 1934, 1975, 1984, 1986, 1987, 1990 — 6 из 12. стр. 15
Физиологические основы дидактики. 1968, 1974, 1989, 1987, 1989, 1974, 1962, 1973, 1978, 1961, 1981 – 11 из 13. стр. 25 — комментарий БГ)

Полемика – спор при обсуждении.

Толковый словарь Ожегова

Спор – 1. Словесное состязание при обсуждении чего-либо, в котором каждая из сторон отстаивает своё мнение, свою правоту. 2. Пререкание, ссора, вызванные несогласием в чём-либо.

Слов. русс. языка. Москва 1988г

Спор – Словесное состязание, где каждая сторона, опровергая мнение противника, отстаивает своё.

Даль 1863г

(Ориентировочный. А куда делся основной инстинкт? Они правду академики? — комментарий БГ)

(И в 2015 другие году несут тот же ленинизм! — комментарий БГ)

П.И. Образцов. (р. в 1957 г) Основы профессиональной дидактики. Вузовский учебник Москва 2015 г

Соответсует Федеральному государстенному образовательному стандарту 3-го поколения

«В практике профессиональной подготовки специалистов в российских вузах активно используются разные концепции и теории обучения. Вместо с тем наибольшее применение находит хорошо зарекомендовавшие себя ассоциативно-рефлекторная концепция обучения, теория поэтапного формирования умственных действий, проблемного, программированного и модульного обучения. Раскроем их сущность и содержание примени только к особенностям организации учебного процесса в высших учебных заведениях.

Наиболее распространённой среди названных является ассоциативно-рефлекторная концепция обучения. Она опирается на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности коры головного мозга человека, которые нашли наиболее полное освещение в работах известных отечественных учёных И.М. Сеченова и И.П.Павлова. Согласно их теории о физиологии высшей нервной деятельности, в коре головного мозга человека постоянно идёт образование множества новых условно-рефлекторных связей (ассоциаций) между самыми разнообразными системами раздражителей и реакций. В соответствии с данной теорией процесс обучения приставляется как совокупность раздражителей (преднамеренных педагогических воздействий) и реакций (познавательных действий обучающихся). Поэтому усвоение знаний, формирование навыков, умений и личностных качеств является не чем иным, как процессом образования в сознании человека разнообразных систем ассоциаций, разных по степени сложности.

Данные положения и стали основой ассоциативно-рефлекторной концепции обучения, в разработке которой приняли активное участие видные отечественные учёные и педагоги С.Л.Рубинштейн, Ю.А. Самарин (1901-1969), Ю.К. Бабанский (1927-1987) и др. 36

Названная концепция обучения предполагает определённую логику (структуру, этапы) процесса познания:… 37

(В учебнике по дидактике 2002 г нет литературы после 1990 года выпуска. А вот что я нашел в интернете. Вот по какой дидактике нас продолжают учить. — комментарий БГ)

ощущение и восприятие

Каждый день мы переживаем огромное количество ощущений: чувствуем запахи, различаем цвета, температуру, яркость света и многое другое. Что это за особенность нашего организма и как при этом функционирует мозг? Чем ощущение отличается от восприятия? И зачем все это нужно знать? В этой статье мы ответим на эти вопросы.

Что такое ощущение

Ощущение (чувственный опыт) – это психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, влияющих на наши органы чувств. Если говорить проще, то это обнаружение телом внешней или внутренней стимуляции. Например, глаза обнаруживают световые волны, уши обнаруживают звуковые волны.

Процесс ощущения состоит из трех последовательных этапов:

  1. Сенсорные рецепторы обнаруживают стимулы (раздражители).
  2. Сенсорные стимулы превращаются в электрические импульсы (потенциалы действия), которые должны быть расшифрованы мозгом.
  3. Электрические импульсы движутся по нейронам к определенным частям мозга, где импульсы расшифровываются в информацию (на сцену выходит восприятие).

Например, при прикосновении к мягкой ткани механорецепторы (сенсорные рецепторы на коже) отмечают, что ваша кожа была затронута. Затем эта сенсорная информация превращается в нейронную информацию при помощи процесса, называемого трансдукцией. Далее нейронная информация перемещается по нервным путям в соответствующую часть мозга, где ощущения воспринимаются как прикосновение к ткани.

Здесь стоит оговорить два момента. Первый: несмотря на то, что наше тело переживает ощущения 24 часа в сутки, ощущаем мы в конкретный момент лишь что-то одно (при помощи внимания). Через какое-то время можем вспомнить о других ощущениях, вызвав в памяти соответствующий им опыт. Второй: мы не супергерои, поэтому наш чувственный опыт не в состоянии уловить радиоволны, рентгеновские лучи или микроскопических паразитов, ползающих по нашей коже. Мы также не можем уловить все запахи вокруг или распробовать и осознать каждую специю в блюде. В этом плане собаки и другие животные значительно нас превосходят.

  1. Абсолютный порог: минимальное количество стимуляции, которое человек может обнаружить в 50% случаев. Это точка, в которой что-то становится ощутимым для наших чувств. Например, самый тихий звук, который мы можем услышать, или малейшее прикосновение, которое можем ощутить. Все, что ниже этого порога, остается незамеченным.
  2. Разностный порог (или просто заметная разница) – минимальная разница, которая должна возникнуть между двумя стимулами для тела, чтобы идентифицировать их как два отдельных ощущения в 50% случаев. Вот пример: вы слышите звук радио в соседней комнате, а затем понимаете, что кто-то добавил звук. Разностный порог – это сумма изменений, необходимых для того, чтобы понять, что произошло изменение. При этом само различие не является абсолютным. Представьте, что вы держите в руке чемодан весом в 5 килограммов. Если добавить 1 килограмм, вы почувствуете разницу. Но если он весит 50 и к нему добавить 1 килограмм, вы это вряд ли заметите. Поэтому нужно говорить о процентном, а не об абсолютном отношении. В первом случае разница составляет 20%, а в другом 2%.
  3. Конечный порог – максимальное количество стимуляции, которое человек может ощущать.

Существует несколько теорий, которые помогут нам лучше разобраться с понятием ощущения.

Теория обнаружения сигналов

Вы наверняка были в переполненном зале, где одновременно разговаривало множество людей. Подобные ситуации могут затруднить концентрацию внимания на каком-то одном стимуле, например, на беседе, которую вы ведете с другом.

Мы часто сталкиваемся с подобной сложной задачей: сосредоточить свое внимание на определенных вещах, в то же время пытаясь игнорировать поток информации, поступающей в органы чувств. Когда мы пытаемся противостоять этому, то сознательно принимаем решение о том, что важно для нас, а что является фоновым шумом. Эта концепция называется теорией обнаружения сигналов, потому что мы хотим фокусироваться на чем-то одном, игнорируя все остальное.

Сенсорная адаптация

Вы когда-нибудь задумывались, почему мы сразу замечаем какие-то запахи или звуки, а затем через время словно перестаем их замечать, и они отходят на задний план? Как только мы приспосабливаемся к духам или тиканью часов, то перестаем их распознавать. Этот процесс называется сенсорной адаптацией: наверное, логика эволюции здесь в том, что если стимул не меняется, то зачем нам его постоянно ощущать?

Зачем и как тренировать ощущения?

Есть одно простое, но очень эффективное упражнение. Суть его в том, чтобы выделять по пять минут на тренировку одного из чувств:

  • Зрение: обращайте внимание исключительно на то, что видите. Посмотрите на предмет, его форму, изгибы, блики.
  • Обоняние: откройте холодильник, доставайте по очереди продукты и нюхайте их. Лучше всего это делать, конечно, в одиночестве. Пытайтесь сравнивать запахи, анализировать их. Еще раз напомним: постарайтесь отключить все остальные чувства.
  • Слух: начинайте улавливать все звуки, которые слышите. Сравнивайте их, пытайтесь переключаться с одного на другой.
  • Осязание: касайтесь разных предметов – бумаги, стола, одеяла. Попытайтесь понять разницу в ощущениях, задержитесь в этом моменте.
  • Вкус: пробуйте разные продукты (понемногу). Не проглатывайте сразу, попытайтесь понять все оттенки вкуса. Сравнивайте между собой сорта сыра, хлеба или мяса.

Что такое восприятие

Теперь выясним, что такое восприятие и попытаемся понять, как и чем оно отличается от ощущения.

Восприятие (перцепция) – чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Если ощущение применяется для того, чтобы обнаружить звуковые волны, то восприятие использует мозг, чтобы интерпретировать звук гитары, например. То, как мы воспринимаем свое окружение – это то, что отличает нас от животных и друг от друга.

Чтобы рассмотреть феномен восприятия, нам нужно поговорить о теориях, которые либо напрямую, либо косвенно с ним связаны.

Принцип гештальта

Сохранение постоянства восприятия

Представьте, что если бы каждый раз, когда объект меняется в восприятии, нам приходилось бы полностью его перерабатывать. Например, приближаясь к зданию, с каждым шагом вам приходилось бы переоценивать размер здания, потому что оно становилось больше.

К счастью, этого не происходит. Из-за нашей способности поддерживать постоянство в своем восприятии, мы примерно оцениваем высоту здания, независимо от того, как далеко от него находимся. Перцептивное постоянство относится к нашей способности видеть вещи по-другому, не переосмысливая свойства объекта. Обычно говорят о трех константах: размер, форма, яркость.

Постоянство размеров относится к нашей способности видеть объекты как поддерживающие один и тот же размер, даже на расстоянии. Это справедливо для всех наших чувств. Когда мы отходим от динамика, песня становится мягче. Мы понимаем это и воспринимаем звук примерно таким же громким.

Все видели круглую тарелку. Однако, когда мы смотрим на нее под углом, она больше напоминает эллипс. Постоянство формы позволяет нам воспринимать эту тарелку как круглую, хотя угол, с которого мы смотрим, как кажется, искажает форму.

Тренировка восприятия

Чтобы тренировать восприятие, нужно в первую очередь осознавать свои чувства и ощущения. А для этого лучше всего подойдет список вопросов. Выпишите их на лист бумаги и задавайте себе несколько раз в день:

  • Насколько адекватно мое восприятие?
  • Много ли сейчас во мне субъективного и эмоциональной пристрастности?
  • Есть ли у меня страх увидеть то, что происходит на самом деле?
  • Как я воспринимаю мир в его движениях, красках, формах и запахах?
  • Сколько информации из органов чувств я могу вобрать в себя одновременно?
  • Мое восприятие целостное?
  • Мое сознание смотрит вглубь или скользит по поверхности?

Ответы на эти вопросы, которые вы будете давать каждый день, существенно изменят ваше отношение к восприятию, а значит, и прокачают его.

Разница между ощущением и восприятием

Это очень схожие понятия, которые, тем не менее, сильно отличаются. Поэтому давайте выясним, в чем именно.

У нас есть пять различных сенсорных органов (в классическом представлении): глаза, нос, уши, язык и кожа. Они ответственны за то, чтобы воспринимать стимулы вокруг. Сигналы, которые мы получаем из окружающей среды, называются ощущениями. Проще говоря, ощущения – это то, что воспринимают наши органы чувств и передают в мозг. Когда мозг получает стимул, он превращает его в чувства, вкус, звук, зрение и запах. В этой связи восприятие можно даже назвать шестым чувством: это то, как мы формируем мнение о чем-то, что происходит вокруг нас.

Восприятие – это абсолютно личный опыт, тогда как ощущения объективны. Нам может быть холодно (ощущение), но мы заставляем себя поверить в то, что нам тепло (восприятие). Восприятие – это концепция психологическая, ощущения – физиологическая.

У двух разных людей могут быть абсолютно противоположное восприятие при одинаковых ощущениях: вкус еды, восприятии шедевра искусства и так далее.

В этой связи хочется вынести один урок: от восприятия зависит ваш уровень счастья и успех в жизни. Не имеет значения, в каких жизненных обстоятельствах вы сейчас находитесь: научитесь воспринимать их так, чтобы они вызывали оптимизм, желание учиться и развиваться. Помните, что когда два человека смотрят сквозь решетку, то один видит грязь, а другой звезды. Мы биологические существа и сильно зависимы от условий жизни, но нам дала невероятная власть – изменять свое восприятие таким образом, чтобы в любой ситуации быть довольным жизнью и счастливым. А может и нарочно вызывать состояние неудовлетворенности, если это мотивирует нас стать лучше.

Читайте также: