Томас армстронг ты можешь больше чем ты думаешь краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

Доктор философии, автор 15 книг, преподаватель. Опубликовал множество статей о семье, воспитании детей и отношениях между родителями и детьми. Выступает на радио и телевидении, ведёт собственную программу на BBC.

Что такое теория множественного интеллекта?

Теорию множественного интеллекта предложил доктор Говард Гарднер (Howard Gardner). Она противопоставляется традиционному представлению о том, что степень развития интеллекта человека можно измерить с помощью IQ-теста. Доктор Гарднер считает, что такой подход нерационален, ведь есть множество примеров того, как человек, обладающий развитым интеллектом, показывает скромные результаты во время теста.

Среди таких людей есть бизнесмены, исследователи, представители творческих профессий.

В своей теории множественного интеллекта доктор Гарднер выделил восемь (в некоторых случаях — девять) категорий:

  • лингвистический интеллект;
  • музыкальный интеллект;
  • логико-математический интеллект;
  • пространственный интеллект;
  • телесно-кинестетический интеллект;
  • межличностный интеллект;
  • личностный интеллект;
  • интеллект естествоиспытателя.

Томас Армстронг описал каждый вид интеллекта по отдельности, ответив на простые вопросы: что он представляет собой, чем полезен, как распознать этот вид интеллекта в себе и как развить свои способности.

Важная часть каждого раздела — практические советы. Например, автор объясняет, какая профессия больше всего подойдёт человеку с тем или иным типом интеллекта.

Кроме того, автор даёт простые и понятные советы по развитию своих способностей и, что более важно, по решению определённых проблем. Например, если лингвистический интеллект у человека не развит, Армстронг подсказывает, где найти вдохновение для саморазвития, как преодолеть трудности с публичными выступлениями или написанием текста.

Зачем нужна эта книга?

Автор умышленно использует убеждённость многих в том, что некоторые таланты им недоступны. Будто читая мысли того, кто взял в руки книгу, он сразу же предлагает практические способы изменить представление о своих способностях.

Акцент сделан на то, что каждый из видов интеллекта — это ещё один способ быть умнее.

А значит, это не эфемерный талант или бессмысленное умение, это реальная возможность получить ту профессию, о которой мечтаешь, или выделиться на фоне остальных.

При этом Армстронг предлагает читателю не останавливаться на достигнутом, ведь прелесть теории множественного интеллекта состоит в её неограниченности.

Из минусов книги можно назвать несколько слабые аргументы, представленные в некоторых разделах. Например, автор озвучивает довольно актуальный для современного подростка вопрос: что делать, если совершенно не хочется читать книги, а текст кажется невероятно скучным. В качестве решения этой проблемы Армстронг предлагает следующее:

…вспомни о том, как здорово, что ты можешь всё это делать! Эти значки на бумаге, эти звуки, которые ты произносишь, — разве они не чудо?

По моему мнению, этот аргумент вряд ли сработает на тех детях, которые с трудом заставляют себя открыть книгу. В остальном же автору удаётся найти хорошие советы, идеи и занятия для тех, кто хочет развивать в себе пока ещё не раскрытые таланты.

Моя личная оценка книги — 9 из 10.

Анастасия Середа

Люблю науку, нейроисследования и психологию. Не меньше интересуюсь художественной литературой, культурой и гастрономией.

Кто-то отлично ориентируется на местности, любит наблюдать за природой и находить закономерности (природный интеллект). Другие прекрасно владеют своим телом, схватывают на лету новые танцевальные движения и боевые стойки в дзюдо (телесный интеллект). Для третьих родная стихия – цифры, графики и сложные структуры (логический интеллект). Книга Армстронга написана прежде всего для подростков, чтобы помочь им разобраться в своих способностях и развить свои слабые стороны. Но и взрослым, которые хотели бы открыть в себе новые таланты или просто попробовать себя в чем-то новом, она тоже будет полезна.

Автор книги уверен, что у каждого человека есть как минимум девять способов быть умным, и о них важно знать тинэйджерам, чтобы найти своё место в жизни.

Известный американский психолог Говард Гарднер ещё в 1983 году сформулировал такое понятие, как множественный интеллект. Теория множественного интеллекта говорит о том, что каждый человек по-разному усваивает знания и проявляет свои способности, а одного-единственного определения того, что такое интеллект, просто нет. Каждый человек обладает несколькими видами интеллекта — формами мышления, адекватными различным типам задач. Мало того, для решения большинства задач мы используем несколько видов одновременно.

Отталкиваясь от исследований Гарднера, философ Томас Армстронг разработал свой подход к объяснению множественного интеллекта, который должен помочь подросткам почувствовать уверенность в своих силах и научиться максимально полно использовать свои многогранные возможности.

Ведь всё вокруг становится куда приветливее, а будущее не кажется таким тёмным, когда ты понимаешь, что эти нерешённые злобные задачки по математике — не приговор твоим способностям.

  • Вербальный интеллект (лингвистический)
  • Музыкальный интеллект
  • Логический интеллект (логико-математический)
  • Образный интеллект (пространственный)
  • Телесный интеллект (телесно-кинестетический)
  • Социальный интеллект (межличностный)
  • Внутренний интеллект (внутриличностный)
  • Природный интеллект (интеллект естествоиспытателя)
  • Философский интеллект (экзистенциальный)

Каждому виду интеллекта посвящена отдельная глава. Автор подробно разбирает, в каких способностях тот или иной вид проявляется, зачем нужен и как его развить.

Эта книга поможет узнать, что ты собой представляешь и кем можешь стать. Ты сможешь научиться лучше понимать окружающих и находить с ними общий язык. Речь идет о твоих братьях и сестрах, родителях, друзьях, учителях и всех остальных. Ты поймешь, что у каждого человека есть сильные стороны и каждый по-своему подходит к решению тех или иных задач. Возможно, прочитав эту книгу и понаблюдав за своей сестрой с развитым телесным интеллектом, ты научишься лучше играть в баскетбол; узнаешь что-то новое от учителя, обладающего логическим интеллектом, и сможешь лучше понять своего друга, у которого преобладает внутренний интеллект.

Предлагаем вашему вниманию часть главы, посвящённой социальному интеллекту.

Глава 6. Социальный интеллект

Что такое социальный интеллект

Люди с развитым социальным интеллектом любят людей и находят миллионы способов это продемонстрировать. Им нравится быть среди людей: учиться, работать вместе и помогать другим. Они понимают, какие эмоции, желания и потребности есть у окружающих их людей и почему они себя ведут тем или иным образом. Они легко знакомятся с новыми людьми и как рыба в воде чувствуют себя в любой компании. А еще они искренне заботятся об окружающих. Например, предлагают убрать снег с тротуара перед домом пожилого соседа. Если ты возглавляешь школьную организацию, если у тебя много друзей, если ты хорошо улаживаешь конфликты между друзьями, братьями и сестрами, вдохновляешь окружающих на участие в общем деле или организуешь занятия для родных и друзей, значит ты наделен социальным интеллектом.

Создается впечатление, что социальный интеллект может проявляться многогранно? Это действительно так. Но все же главная особенность людей, наделенных этим видом интеллекта, — умение понимать других.


Психолог Дэниел Гоулман отмечает, что зачастую в деловом мире люди с невысоким IQ управляют людьми с более высоким IQ. То есть управленцы не всегда получают самые высокие оценки и сдают тесты лучше всех — но в итоге именно они руководят отличниками. Тебя это удивляет?

Я вовсе не хочу сказать, что люди с лидерскими качествами не могут преуспевать в других сферах интеллекта. Ты можешь быть силен в любой области и быть популярным одновременно.


Как развивать социальный интеллект

1. Заведи адресную книгу. Запиши в нее телефоны, домашние адреса и адреса электронной почты своих друзей. Используй эту информацию, чтобы поддерживать с ними контакт. Даже если тебе особо нечего сказать, небольшое письмо, в котором ты напишешь, что скучаешь по другу, дорогого стоит!

3. Заведи новые знакомства. Поставь себе цель — каждый день, неделю или месяц знакомиться с новым человеком (тебе решать, сколько новых друзей тебе нужно). Начни прямо сегодня: подойди и познакомься с тем, с кем давно хотел.

5. Стань волонтером. Существует множество местных и международных организаций, которые помогают людям. Например, можно стать волонтером таких организаций, как Красный Крест, ЮНИСЕФ или Всемирный фонд дикой природы (WWF).


6. Учись в группе. Старайся извлечь максимум пользы из групповых занятий в классе — осваивай разные способы решения задач, изучай различные точки зрения. Попроси учителей, чтобы они давали в классе больше групповых заданий. Старайся учиться и заниматься вместе с другими ребятами и вне школы — например, делай вместе с друзьями домашние задания, принимай участие в совместных творческих проектах, играй в оркестре.

7. Участвуй в школьной жизни. Выстави свою кандидатуру в школьный совет или придумай другой способ применения своих навыков в сфере общения, чтобы помогать другим ученикам своей школы.

8. Помогай отстающим. Предложи поднатаскать отстающих учеников или возьми шефство над ребятами из младших классов.

10. Попробуй себя в качестве лидера. Неважно, врожденные у тебя лидерские качества или ты предпочитаешь быть частью команды, — попробуй себя в роли лидера. Многие организации и волонтерские программы дадут тебе возможность оценить свои способности. Некоторые из них ведут обучающие курсы, помогающие развить лидерские навыки.

11. Найди наставника — человека, который поможет научиться чему-то новому и будет способствовать твоему саморазвитию. Благодаря ему ты укрепишь уверенность в себе, познакомишься с людьми, разделяющими твои интересы, и разовьешь свои лидерские качества. Твоим наставником может стать лидер скаутской организации, священник, тренер, друг семьи, местный бизнесмен или сотрудник благотворительной организации, в которой ты работаешь.

Что если ты не умеешь общаться?

Улучшить свои навыки общения тебе помогут способности в других сферах — те, в которых ты силен и чувствуешь себя как рыба в воде.

Восемь способов, как это сделать

Для наделенных вербальным интеллектом: начать делиться своими идеями. Например, участвовать в дебатах, писать доклады для устных выступлений в классе, пьесы и скетчи и привлекать друзей на роль актеров. Можно пойти еще дальше: объединиться с друзьями, обладающими образным интеллектом, и снять фильм! Одолжи у кого-нибудь видеокамеру, и твои сюжеты оживут на экране! Попробуй организовать с друзьями и одноклассниками кружок юных писателей; читайте друг другу свои рассказы и стихотворения и обсуждайте их.

Для наделенных музыкальным интеллектом: начать петь в хоре или играть в оркестре (можно организовать их самому). Музыкальные объединения обычно есть при школах, культурных центрах и храмах. Давай друзьям и родным слушать свою любимую музыку и проси их поделиться своей, ходи с ними на концерты.

Для наделенных логическим интеллектом: записаться в математический кружок или организовать его самостоятельно. Разгадывать вместе с друзьями, одноклассниками или родными головоломки и загадки. Придумать логические задачки и попросить их решить. Обсудите, кто каким способом решил задачу. Собрать друзей, чтобы вместе с ними провести научный эксперимент!

Для наделенных образным интеллектом: придумать совместный творческий проект. Это отличный способ заняться творчеством в компании. Можно разрисовать стену, сделать коллаж, создать скульптуру или мобиль (подвесную скульптуру) либо снять фильм. Делись своей любовью к искусству, обучая других рисовать красками и карандашом или лепить из глины. Изучай новые виды искусства и знакомься с людьми на бесплатных мастер-классах. Попробуй собрать друзей, чтобы вместе сложить пазл с картинками или трехмерный пазл.


Для наделенных телесным интеллектом: записаться в спортивную команду. Завести новых друзей можно, став участником спортивного клуба или секции, обучаясь новому виду спорта. Найди друга, с которым будешь вместе тренироваться: бегать, кататься на велосипеде, плавать в бассейне, танцевать и общаться! Ты будешь общаться с пользой для здоровья!

Для наделенных внутренним интеллектом: вспомнить свои любимые занятия и подумать, как можно заниматься ими с другими. Общие интересы помогут тебе наладить контакт с окружающими тебя людьми и обзавестись новыми знакомыми.

Для наделенных природным интеллектом: приглашать друзей на природу и показывать им свои любимые места. Позови друзей, одноклассников и родных убраться или озеленить ваш район. Разбейте цветник. Связь с природой сближает людей.

Для наделенных философским интеллектом: знакомиться с людьми, чьи религиозные, духовные и философские воззрения отличаются от твоих. Попроси их рассказать тебе о своих убеждениях и о том, как те влияют на повседневную жизнь. В чем отличие их воззрений от твоих? А в чем сходство? Организуй кружок, куда смогут приходить ребята разных вероисповеданий и воззрений и говорить о том, что у них общего.

Томас Армстронг — доктор философии, преподаватель, автор 15 книг и многочисленных статей о воспитании и отношениях в семье, ведущий шоу на BBC.

2 из 5. Рекомендуется родителям подростков.

Подростки, которые хотят найти ответы на многие жизненные вопросы.

В книге рассказывается о том, как понять, что представляет собой подросток и кем он может стать благодаря наличию девяти видов интеллекта. Автор советует, как эффективнее раскрыть потенциал, научиться использовать сильные стороны в учебе и повседневной жизни, а также понимать окружающих и находить с ними общий язык.

Согласно ей Гарднер выделил девять видов интеллекта, которым присущи конкретные качества, интересы и сферы деятельности.

1. Лингвистический, или вербальный, интеллект определяется любовью к словам, их использованию в устной и письменной речи. Человек с вербальным интеллектом чувствителен к звучанию слов и их смыслу, любит играть с ними, пишет без ошибок. Вербальный интеллект дает возможность устно и письменно общаться с окружающими, хорошо учиться в школе, бывать в новых местах и знакомиться с людьми. Для его развития подростку необходимо записывать все приходящие на ум идеи, читать интересные книги, вести дневник, ходить в библиотеку, изучать неизвестные слова в словарях, постоянно рассказывать истории родным, играть со словами, изучать любой иностранный язык. Можно также вступить в книжный клуб, ходить на спектакли, завести писательский дневник для сочинений.

2. Музыкальный интеллект присущ тем, кто обожает музыку, умеет улавливать и различать ритм, тональности, мелодию, чутко слышит фальшь. Такой человек любит разные музыкальные стили. Музыкальный интеллект позволяет хорошо учиться, запоминать важное, эффективно общаться и приносить радость. Для его развития необходимо слушать всевозможную музыку, петь в компании семьи и друзей, играть с ними в музыкальные игры, ходить на концерты и музыкальные занятия в школе, самостоятельно создавать музыкальные инструменты, изучать нотную грамоту, брать уроки игры и даже основать персональную музыкальную группу.

3. Логико-математический интеллект проявляется у тех, кто любит возиться с числами и математическими понятиями, отыскивать закономерности, наблюдать за работой причинно-следственных связей, сидеть над головоломками, работать на компьютере и писать компьютерные программы. Логический интеллект помогает наблюдать за окружающими, разбираться в устройстве окружающего мира, добиваться лучших результатов в математике, решать всевозможные жизненные задачи. Для его развития необходимо играть в стратегические и логические игры, решать задачи в уме, смотреть обучающие научные программы, много читать, посещать школьный математический или научный клуб, интересоваться возникновением математики в других странах, создавать личный сайт или страницу в Интернете.

7. Внутриличностный интеллект — им обладают люди, точно понимающие внутреннюю сущность и на что они способны. Им удается устанавливать личные цели, учиться на ошибках, планировать, осознавать сильные и слабые стороны. Внутренний интеллект полезен возможностью устранять промахи, извлекать уроки из прошлого, правильно понимать и выражать чувства. Для его развития нужно спрашивать себя, кто я есть, вести дневник, составлять список способностей, устанавливать конкретную цель и сроки ее достижения, писать историю жизни, найти способ запоминать сны и научиться медитировать, читать психологическую литературу, заниматься любимым делом и начать делать то, что важно.

8. Природный интеллект, или интеллект естествоиспытателя, присущ человеку, который замечает все, что творится вокруг, и с любопытством смотрит на мир. Данный вид интеллекта дает возможность стать более наблюдательным, понимать важность окружающей среды, больше ценить природу и заботиться о ней. Для его развития подростку необходимо заниматься садоводством, наблюдать за растениями, животными и птицами, смотреть на небо, читать книги и смотреть передачи о природе, а также стать участником школьного или районного экологического проекта, создать персональную экосистему, научиться готовить блюда из трав и овощей.

9. Экзистенциальный, или философский, интеллект еще называют житейской мудростью. Он имеется у любого живого человека и означает понимание, что мы живы. Благодаря ему мы интересуемся зарождением жизни, происхождением Вселенной. Философский интеллект помогает полноценно жить, понимать чужие религиозные и духовные воззрения, размышлять о многих интересных вещах, изучать мнения великих мыслителей. Для его развития нужно заниматься медитацией, наблюдением за внутренним миром, общественной деятельностью, читать научные, философские и религиозные книги, смотреть фильмы, вести дневник, больше прислушиваться к людям, заниматься творчеством и задавать себе важные вопросы.

Все девять видов интеллекта присущи каждому человеку независимо от его возраста, пола и социального положения, и будем ли мы развивать их, зависит только от нас самих.

Чему учит книга

— Виды интеллекта отличаются друг от друга, но являются равноценными и одинаково важными.

— Любые способности подлежат изучению, укреплению и развитию, в какой бы сфере жизни они ни проявлялись.

— Подросток обычно знает, что у него получается лучше всего, но он не должен ограничивать себя одной сферой.

— В одной и той же области интеллект может проявляться по-разному: если задаться целью и поработать над собой, то можно сделать еще лучше сильные и слабые стороны.

Читайте также: