Метод проектов как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в доу
Обновлено: 04.07.2024
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что она носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети , педагоги ДОУ и родители. Опираясь на помощь взрослых , дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий, походов, наблюдений. Модель социального партнерства ДОУ и семьи воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
Оценить 680 0
Метод проектов-как активная форма сотрудничества
выполнила :воспитатель высшей кв. категории
МБДОУ№136 г. Мурманск
Нечухрина И.С.
Детский сад – первый несемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители.
Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Поэтому одной из основных задач детского сада является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм сотрудничества с родителями.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, каковым является проектный метод.
Участвуя в проектах, ребенок привыкает находить выход из трудной ситуации. В детском саду проекты могут быть только взросло - детскими, в них принимают участие дети, родители, воспитатели и специалисты ДОУ.
Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, учит ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, организовывать процесс познания, который завершается реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни.
В детских садах чаще планируется и организуется исследовательские и творческие проекты, направленные на развитие познавательных и коммуникативных способностей дошкольников. Проектная деятельность способствует также развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, развитию и совершенствованию детско – родительских отношений.
В ходе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии показать себя с неожиданной стороны. Лучше узнавая своих родных, дети и родители становятся ближе друг к другу.
Совместная проектная деятельность позволяет педагогу выявлять индивидуальные интересы участников проекта и формировать их компетентность. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.
Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В такой ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению.
Педагог проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, прогнозирует результат. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей служат источником информации и реальной помощи педагогу.
Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Благодаря этому возникает общее настроение энтузиазма всех участников проекта.
Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка (что доказано отечественными и западными учеными).
Основным ориентиром при организации проектной деятельности для нас являются важнейшие психологические потребности детей (Л.Семенова), в числе которых: потребность в любви, нужности другому; потребность в понимании, уважении своих уникальных чувств, желаний, мыслей, действий; потребность в доверии к окружающему миру, другим людям; потребность в новых впечатлениях, притоке информации; потребность детей в самостоятельности.
Результаты работы по проектной деятельности показали, родители стали более осознанно относиться к предлагаемым мероприятиям, освоили приемы эффективного взаимодействия с ребенком и создания в семье здорового психологического климата.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Таким образом, совместная проектная деятельность - важный способ гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.
Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе. В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться: • самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей; • ставить цели, задачи, прогнозировать результат и планировать содержание своей деятельности.
Содержимое публикации
Метод проектов - как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют “почемучками”. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги.
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
В. А. Сухомлинский
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об образовании”, национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – это кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных форм и способов ведения образовательной деятельности.
В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность и результативность.
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.
Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе.
В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом.
Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:
самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
ставить цели, задачи, прогнозировать результат и планировать содержание своей деятельности.
Проекты классифицируются:
По составу участников (дети, родители, сотрудники);
По срокам реализации (краткосрочные (1-2 недели, несколько занятий); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год);
По целевой установке (развитие оздоровительной системы в ДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.)
Бывают: виды проектов
Типы проектов:
Какая же основная педагогическая значимость проектной деятельности?
Суть её заключается в том, что:
педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний.
Проектный метод позволяет активному, творческому педагогу эффективно интегрировать содержание образовательных областей, успешно решать программные задачи в процесс разнообразной деятельности.
Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.
В силу своих способностях, ребёнок дошкольник ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети, и педагоги и родители.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.
И для того, что бы любая проектная деятельность реализовывалась успешно необходимо соблюдать:
Деятельность детей без принуждения.
Тематика только из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
Совместное с педагогом достижение цели.
Поэтому метод проектов –это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьёй через совместную деятельность
В дошкольных учреждений используются в основном два вида проектов. Это детские исследовательские проекты и творческие проекты педагогов.
Метод детских проектов ориентирован на:
осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
применение и приобретение детьми новых знаний.
Особенность детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги.
Реализация проекта включает несколько этапов:
I этап – определение темы исследования, задач для педагога, родителей, детей.
II этап – обозначение темы для детей. Предложить оформить папку, книгу по теме проекта.
III этап – совместная работа детей и родителей по организации и оформлению исследовательского проекта.
IV этап – защита или презентация.
При защите выделяются интересные открытия, делаются замечания, предложения.
Детские исследовательские проекты проходят несколько этапов защиты и презентации.
I этап – в группе для детей или родителей.
II этап – в детском саду для детей других групп или педагогов детского сада.
Реализация детских проектов помогает многим детям:
испытать радость открытия;
чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников;
успешнее социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к школьной жизни.
Творческие проекты педагогов.
При разработке творческих проектов педагоги планируют совместную деятельность детей, родителей, представителей социума. Данная деятельность намечается, развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Участники проекта договариваются о содержании проекта, планируемых результатах и форме их представления (это может быть праздник, выставка, видеофильм, репортаж, создание макета, рабочая программа педагога и т.д., или другие формы, более близкие педагогу).
Применяя в практике проектную деятельность - основная цель всей нашей работы заключается в разработке модели сотрудничества ДОУ и семьи.
Совместная работа по реализации проектной деятельности с родителями осуществлялась по нескольким этапам:
ПЕРВЫЙ ЭТАП: Установление доверительных отношений с родителями
ВТОРОЙ ЭТАП: Использование различных форм и методов работы с родителями (беседы, консультации, анкетирование, опросники, родительские собрания и т.д.)
ТРЕТИЙ ЭТАП: В проектной деятельности родители становятся активными участниками в жизни группы.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что метод проектов в современном педагогическом процессе действительно приобрёл в настоящее время все большую популярность. Главной задачей данного метода является активизация личностной позиции, исследовательского мышления. Поэтому в любой исследовательской деятельности нет готовых эталонов знания, увиденные явления в живой природе, требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Подобный подход формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту у всех участников проектной деятельности. И самое главное только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача – воспитание человека, всесторонне грамотного и развитого.
1. Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Айрис Пресс, Москва 2008 г.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Метод проектов - как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ
Год разработки: 2021
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют “почемучками”. Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги.
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
В. А. Сухомлинский
В соответствии с требованиями, которые нам диктует современная жизнь и которые заложены в Законе РФ “Об образовании”, национальной доктрине образования в РФ и концепции модернизации российского образования, образовательное учреждение (независимо от того, по каким программам строит образовательный процесс) обязано:
- обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка;
- обеспечить условия для самоопределения и самореализации личности;
- реализовать право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
- помнить, что ребенок - активный участник педагогического процесса;
- привлекать детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;
- обеспечить эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка, сохранить и укрепить здоровье детей.
Все эти требования можно реализовать лишь при одном условии – это кардинально изменить организацию педагогического процесса в ДОУ, путем выбора наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что требует широкого внедрения в педагогический процесс инновационных форм и способов ведения образовательной деятельности.
В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути, средства решения поставленных задач.
Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность и результативность.
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому всё более широкий круг педагогов
– практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность.
Метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе.
В его основе лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом.
Для того, чтобы добиться такого результата, необходимо всем участникам проекта научиться:
· самостоятельно мыслить, решать проблемы, привлекая знания из разных областей;
· ставить цели, задачи, прогнозировать результат и планировать содержание своей деятельности.
Проекты классифицируются:
· По составу участников (дети, родители, сотрудники);
· По срокам реализации (краткосрочные (1-2 недели, несколько занятий); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год);
· По целевой установке (развитие оздоровительной системы в ДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.)
Бывают: виды проектов
Типы проектов:
Какая же основная педагогическая значимость проектной деятельности?
Суть её заключается в том, что:
Ø педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний.
Ø Проектный метод позволяет активному, творческому педагогу эффективно интегрировать содержание образовательных областей, успешно решать программные задачи в процесс разнообразной деятельности.
Ø Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.
В силу своих способностях, ребёнок дошкольник ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие и дети, и педагоги и родители.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.
И для того, что бы любая проектная деятельность реализовывалась успешно необходимо соблюдать:
· Деятельность детей без принуждения.
· Тематика только из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
· Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
· Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
· Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
· Совместное с педагогом достижение цели.
Поэтому метод проектов – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьёй через совместную деятельность
В дошкольных учреждений используются в основном два вида проектов. Это детские исследовательские проекты и творческие проекты педагогов.
Метод детских проектов ориентирован на:
· осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;
· приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение её планировать;
· применение и приобретение детьми новых знаний.
Особенность детского проекта заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги.
Реализация проекта включает несколько этапов:
I этап – определение темы исследования, задач для педагога, родителей, детей.
II этап – обозначение темы для детей. Предложить оформить папку, книгу по теме проекта.
III этап – совместная работа детей и родителей по организации и оформлению исследовательского проекта.
IV этап – защита или презентация.
При защите выделяются интересные открытия, делаются замечания, предложения.
Детские исследовательские проекты проходят несколько этапов защиты и презентации.
I этап – в группе для детей или родителей.
II этап – в детском саду для детей других групп или педагогов детского сада.
Реализация детских проектов помогает многим детям:
· испытать радость открытия;
· чувствовать себя более уверенно в коллективе сверстников;
· успешнее социализироваться в окружающем мире и адаптироваться к школьной жизни.
Творческие проекты педагогов.
При разработке творческих проектов педагоги планируют совместную деятельность детей, родителей, представителей социума. Данная деятельность намечается, развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Участники проекта договариваются о содержании проекта, планируемых результатах и форме их представления (это может быть праздник, выставка, видеофильм, репортаж, создание макета, рабочая программа педагога и т.д., или другие формы, более близкие педагогу).
Применяя в практике проектную деятельность - основная цель всей нашей работы заключается в разработке модели сотрудничества ДОУ и семьи.
Совместная работа по реализации проектной деятельности с родителями осуществлялась по нескольким этапам:
ПЕРВЫЙ ЭТАП: Установление доверительных отношений с родителями
ВТОРОЙ ЭТАП: Использование различных форм и методов работы с родителями (беседы, консультации, анкетирование, опросники, родительские собрания и т.д.)
ТРЕТИЙ ЭТАП: В проектной деятельности родители становятся активными участниками в жизни группы.
В ходе совместной проектной деятельности, мы работали над несколькими проектами:
Из всего сказанного можно сделать вывод, что метод проектов в современном педагогическом процессе действительно приобрёл в настоящее время все большую популярность. Главной задачей данного метода является активизация личностной позиции, исследовательского мышления. Поэтому в любой исследовательской деятельности нет готовых эталонов знания, увиденные явления в живой природе, требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Подобный подход формирует чувство личной
причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту у всех участников проектной деятельности. И самое главное только совместными усилиями, опираясь на семью, может решиться главная задача – воспитание человека, всесторонне грамотного и развитого.
1. Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Айрис Пресс, Москва 2008 г.
Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность. Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.
Метод проектов как активная форма сотрудничества всех участников образовательных отношений
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит, каким
/В. А. Сухомлинский/
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Каждый из нас заинтересован в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Главная тенденция взаимодействия ДОУ и семьи это использование активных форм и методов. На сегодняшний день проектный метод получает все более широкое применение в педагогической практике. И в нашей группе метод проектов оказался удачной находкой.
Метод проекта – это обучение и воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность. Актуальность проектного метода заключается в поиске нетрадиционных подходов к решению проблемы взаимодействия ДОУ и семьи.
Совместная работа всех участников образовательного процесса в реализации проектов осуществлялась по нескольким этапам:
Первый этап. Установление доверительных отношений с родителями.
На втором этапе использовались различные формы и методы работы с родителям. На смену собраниям пришли совместные досуги, праздники, конкурсные программы, групповые тематические выставки детских работ, ну и конечно же проекты.
Мамы, папы, бабушки и дедушки с большим желанием откликнулись и проявили инициативу при создании данного проекта. Помогали в оформлении предметно-развивающей среды: принесли демонстрационный материал (книги, иллюстрации о городе Барабинске и Новосибирской области)*, изготовили макет русской избы, помогли пополнить патриотический уголок предметами старины, домашней утварью, сшили куклу в национальном костюме, изготовили тряпичных кукол. Итогом реализации данного проекта явилась экскурсия в Барабинский краеведческий музей.
Третий этап привел к тому, что родители, которые приняли участие в проектной деятельности стали налаживать более тесный контакт с коллективом всех родителей и детей группы. Они стали не только узнавать, чем занимается ребенок в детском саду, но и принимать непосредственно активное участие в жизни группы.
Очень важно для нас стало то, что в совместных проектах дети, родители и педагоги выступали на равных. Атмосфера совместной деятельности дала возможность раскрыться, глубже узнать друг друга. Можно отметить, что такая форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ, как метод проектов, актуальна, значима и необходима.
Читайте также: