Ортобиотика как здоровьесберегающая технология в доу

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Методические рекомендации

для педагогов-психологов и воспитателей дошкольных учреждений

Здоровье – основа человеческого бытия. Оно – величина непостоянная, поэтому нуждается в повышенном внимании. В организме каждого из нас заложены огромные потенциальные силы. Однако они подвержены возрастной и средовой деформации. Им нужна наша помощь. Чем раньше и грамотнее это будет сделано, тем больше шансов продлить активную часть своей жизни, полноценно использовать отведенное время.

Среди известных нам здоровьесберегающих технологий одно из передовых мест занимает такое направление, как ортобиотика.

Ортобиотика разрабатывает технологии сбережения здоровья каждого возрастного этапа жизни людей, начиная с эмбрионального. Она ориентирована на поддержание в человеке жизненного оптимизма, благодаря использованию как внутренних ресурсов своего организма, так и ресурсов внешней среды.

В данной брошюре кратко изложен вопрос становления ортобиотики как науки и рассмотрены ее основные составляющие.

Основные составляющие ортобиотики……………………………………. 9

Кто не ценит собственного здоровья,

тот меньше заботится и о других людях.

Сегодня проблемы здоровья и здоровьесбережения детей волнуют всех педагогов. Развитие мышления, безусловно, важнейшая задача. Но, загружая детей образовательными занятиями, мы забываем об их здоровье, об их будущем. Каждый педагог, истинно любящий детей, видящий в них живых реальных людей, живущих в настоящий момент, будет проявлять заботу о состоянии их здоровья, даже в ущерб качеству знаний. Для того, чтобы сделать процесс образования интересным и полезным, как для ума, так и для тела, педагог должен начать с себя.

Каждый педагог должен ответить на вопрос: зачем ему нужно здоровье? Так или иначе, намерение быть здоровым связано с осознанием человеком ценности, уникальности и неповторимости этой, в данный момент протекающей жизни. Отвечая на этот вопрос, человек должен осознать, что ответственность за свое здоровье перед собой и социумом он несет сам и не может ни на кого ее переложить.

С тех пор оптимизм стал рассматриваться как стержень философских взглядов на жизнь, как духовная энергетика человека. Вот почему столь высока значимость оптимизма для жизнедеятельности людей. Они могут быть разными по темпераменту или по мировоззрению, но если им присущ оптимизм, то они наиболее активны и целеустремленны. Такие люди в силу своего духовного настроя ориентированы на принятие необходимых мер по самосбережению своего здоровья. Они просто хотят жить и готовы выслушивать советы и следовать рекомендациям, способствующим продлению их жизни. В этом им помогает ортобиотика.

hello_html_6906ce.jpg

Понятие ортобиотики

Ортобиотика базируется на принципе триединства здоровья: физического – рекреация, психического – релаксация и духовно-нравственного – это катарсис.

Три этих аспекта здоровья подразделяются:

hello_html_18662dd6.jpg

1. рекреация – поддержание тела в активном физическом состоянии. Реализация рекреации будет выражаться в ходьбе, утренней гимнастике, проведении физкультурных пауз на занятиях, занятиях спортом, танцами. Во время занятий рекреацией необходимо дать человеку почувствовать мышечную радость от физической нагрузки, создать чувство подъема и удовольствия от занятий своим телом.

hello_html_2f92637e.jpg

2. релаксация – это снятие нервного и мышечного напряжения, успокоение мыслей, вызов положительных эмоций. Существуют как активные, так и пассивные формы релаксации. К активным формам можно отнести танцы, массаж, смехотерапию, водные процедуры, дыхательная гимнастика. К пассивным формам относятся: аутотренинг, релаксация с акцентом на дыхании, с визуализацией, фиксированием взгляда. Стимулом к занятиям релаксацией может стать состояние внутреннего покоя и равновесия, достигаемое в процессе самих занятий.

hello_html_m5e674ba5.jpg

3. катарсис – деятельность, приносящая удовольствие высшего порядка: прослушивание классической музыки, общение с природой, творческое хобби. Основной аспект нравственности – это душа человека, бескорыстное отношение, любовь к окружающим, добрые поступки. Духовно-нравственное здоровье личности проявляется ярче всего в кризисных и экстремальных ситуациях, показывающих, насколько человек способен оставаться человеком при любых обстоятельствах, не теряя человеческих качеств.

Цель исследования: выявить, возможности ортобиотики для детей с нарушением речи.

Объект исследования: развитие речи у детей старшей логопедической группы.

Предмет исследования: ортобиотика как технология сбережения здоровья и жизненного оптимизма.

Гипотеза исследования: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста происходит эффективнее, если в процессе обучения используется ортобиотический подход.

- проанализировать данные научной литературы по теме;

- провести диагностику для выявления уровня развития речи;

- провести обработку результатов исследования.

- эффективно использовать ортобиотический подход для развития речи дошкольников.

Методы исследования. Поставленные цели и задачи решались при использовании трех групп здоровьесберегающих мероприятий:

- рекреация – укрепление физического здоровья (в том числе развитие двигательной активности, приносящей ребенку чувство мышечной радости);

- релаксация – укрепление психического здоровья (умение снимать мышечное и эмоциональное напряжение – рефлексия и саморефлексия);

_катарис- укрепление духовно-нравственного здоровья (создание ценностных ориентаций, самоободрение).

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе было проведено диагностическое обследоване старших дошкольников. Второй этап – формирующий эксперимент, в ходе которого была организованна и проведена программа здоровье сберегающих мероприятий, развивающих речь, психические процессы, двигательную активность и волевую сферу личности детей старшего дошкольного возраста. Третий этап – контрольный, задачей которого являлось сравнение с помощью диагностической работы уровня речевого развития, психических процессов и волевой сферы на конец исследования. Разработанная нами программа была опробированна на воспитанниках нашей группы.

В результате работы по этой программе было отмечено, что уровень речевого развития повысился, так как процесс комплексной реабилитации, описанный в программе, строился по модульной системе с учетом индивидуального маршрута каждого ребенка.

I рекреационный модуль.

Цель: оптимизация двигательной активности, в том числе органов артикуляции, профилактика психомоторных проблем ребенка.

Основные мероприятия: логоритмика, артикуляционная гимнастика, вокалогимнастика, ЛФК, игровые модули.

II релаксационный модуль.

Цель: снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Основные мероприятия: сенсорная комната, артикуляционная гимнастика, музыкотерапия, сухой бассейн, релаксационные игры.

III социально-адаптированный модуль.

Цель: эмоциональная разрядка, позитивное социальное взаимодействие детей и взрослых, получение позитивного жизненного опыта.

1. Индивидуальные формы работы : психологическая коррекция, арт-терапия, игротерапия.

2. Групповые формы: интегрированные развивающие занятия, закрепляющий материал логопедических занятий.

3. Коллективные формы: праздникотерапия, театротерапия, выставки детских работ.

Подобная система работы способствовала появлению положительной динамики: у большей части детей преодолеваются речевые дефекты, корректируется личностная и поведенческая сферы, эффективность мероприятий выросла с 50% в начале года до 80% по данным мониторинга на конец года.

Опираясь на данные результатов, можно утверждать, что специально разработанная программа будет способствовать более эффективному развитию речи у детей старшего дошкольного возраста, что доказывает выдвинутую гипотезу.

Анализ результатов проведенной работы свидетельствует о том, что своевременное и правильное применение ортобиотического подхода в воспитательной практике обеспечит решение задач в наиболее приемлемой для детей форме. Цели и задачи нашей работы выполнены.

Список используемой литературы.

2. Динейка К. Движение. Дыхание. Психофизическая тренировка – Минск. : Полымя, 1982.

3. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье. Укрепление организма. – СПБ. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2000.

4. Здоровый ребенок – в здоровом социуме. – М. : Илекса; Ставрополь: Ставрополсервисшкола, 1999.

6. Юматова Д. Б. Культура здоровья дошкольника. Цикл игр-путешествий. СПБ-ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017.

Роль изобразительного искусства в работе с детьми, имеющие нарушения речевого развития Дошкольный возраст является периодом активного усвоения разговорного языка, становления всех сторон речи. Полноценное развитие ребенка невозможно.

Нит-терапия — мой подход к работе с детьми

Нит-терапия — мой подход к работе с детьми В последнее время я все чаще стала наблюдать, что у многих детей нарушена речь, и это не только дети дошкольного возраста, но и школьники.

Подход к работе с детьми с позиции здоровьесберегающих технологий … Я не боюсь еще раз повторять – забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Теоретические основы своеобразия речевого развития детей с нарушением слуха Теоретическая основа своеобразия общего и речевого развития детей с нарушениями слуха. Для того, чтобы знать закономерности, процесс (преподавание,.

ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).


Ортобиотика, относительно новое направление, которое рассматривает вопросы философии оптимизма, гигиенических правил, универсальные средства самосбережения. Для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья она подходит идеально, потому что наиболее полно отвечает основной цели социальной реабилитации. Данная статья — это описание небольшого, но результативного опыта работы учреждения, это наш первый опыт и мы надеемся, он будет интересен специалистам, которые работают в данном направлении.

Изучая и внедряя инновационные и традиционные технологии, по-разному и с разным успехом мы пытались найти самую рациональную технологию, универсальное действенное средство для работы с детьми с ограниченными возможностями и пришли к выводу, что ортобиотика, как современное направление, наиболее полно отвечает основной цели социальной реабилитации.

Потому что социальная реабилитация личности — это сложный процесс взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, и это процесс, который длится в течение всей жизни человека. Какими бы благоприятными ни были условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.

А ортобиотика как раз и включает в себя формирование активной жизненной позиции и жизненного оптимизма, достижение гармонии человека с окружающей природой, учит искусству вести правильную жизнь и самосберегать здоровье.

Применяем в своей работе ортобиотику мы сравнительно недавно, но уже видим первые результаты и они нас радуют. Благодаря применению принципов ортобиотики специалисты, занимаясь с ребёнком, научились грамотно оценивать его эмоционально-психологическое состояние и при необходимости мягко корректировать его, целенаправленно формировать позитивный психологический климат при использовании групповой формы работы, больше внимание стало уделяться работе с родителями наших маленьких подопечных, возросла эффективность реабилитационных мероприятий.

2. Семенова Надежда, Дегай Павел. Здоровье здорового человека: Практическая экология XXI века — 2007 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ортобиотика - это наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни.

Ортобиотика рассматривает вопросы:

- жизненного путеводителя ( что такое здоровье),

- формулу и тесты выживаемости,

- универсальные средства самосбережения,

- технологию сдерживания угасания жизни

- семью как цитадель ортобиоза.


- искусство вести правильную жизнь. Это наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Ортобиотика рассматривает вопросы: - философии оптимизма, - жизненного путеводителя ( что такое здоровье), - гигиенических правил, - формулу и тесты выживаемости, - универсальные средства самосбережения, - технологию сдерживания угасания жизни - семью как цитадель ортобиоза.

- искусство вести правильную жизнь.

Это наука о самосбережении здоровья, разумном образе

Ортобиотика рассматривает вопросы:

- жизненного путеводителя ( что такое здоровье),

- формулу и тесты выживаемости,

- универсальные средства самосбережения,

- технологию сдерживания угасания жизни

- семью как цитадель ортобиоза.

здоровья. Радость – одно из

самых эффективных лекарств.

протеканию физ. процессов.

Музыка прекрасно снимает

усталость, выравнивает ритм

Фактор, который действует

очищающе и успокаивающе,

целительно воздействуя на

Соблюдение правил хорошего

тона, доброжелательный настрой

- организация рабочего времени и собственного жизнеобеспечения. Преднамеренное возбуждение жизненного оптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации это бесценные инструменты, с помощью которых осуществляется отладка образа жизни. Личная гигиена, гигиена труда и отдыха. Человек не имеет право обкрадывать свою личную жизнь, не реализовывать полностью свои способности.

- организация рабочего времени

и собственного жизнеобеспечения.

жизненного оптимизма в себе

с помощью аутотренинга, медитации

помощью которых осуществляется

отладка образа жизни. Личная

гигиена, гигиена труда и отдыха.

Человек не имеет право обкрадывать

свою личную жизнь, не реализовывать

полностью свои способности.

Дерево нуждается в испарении и частом освежении при помощи ветров, дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет. Точно также человеческому телу необходимы вообще сильные движения, деятельность и серьезные упражнения. Я.А.Коменский

Дерево нуждается в испарении и частом

освежении при помощи ветров,

дождей, холодов, иначе оно легко

слабеет и вянет. Точно также

человеческому телу необходимы вообще

сильные движения, деятельность и

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяют несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья. Элементами МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ являются использование профилактических программ, контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий в соответствии с рекомендациями СанПиНов (нормальная влажность воздуха, хорошая освещенность..), профилактика различных заболеваний (прививки, диспансеризация). ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ направлены на физическое развитие учащихся.К ним относится закаливание, тренировка силы, выносливости. ТЕХНОЛОГИЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ реализуют учителя, воспитатели, курс СБО. Она обучает охране труда, защите в ЧС.

Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых

в системе образования, выделяют несколько групп,

отличающихся разным подходом к охране здоровья.

Элементами МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

являются использование профилактических программ,

контроль и помощь в обеспечении гигиенических условий

в соответствии с рекомендациями СанПиНов (нормальная

влажность воздуха, хорошая освещенность..), профилактика

различных заболеваний (прививки, диспансеризация).

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ направлены на физическое развитие учащихся.К ним относится закаливание, тренировка силы, выносливости.

ТЕХНОЛОГИЮ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ реализуют учителя, воспитатели,

курс СБО. Она обучает охране труда, защите в ЧС.

ЗАЩИТНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ направлены

на защиту от неблагоприятных для здоровья воздействий

(ограничение уровня учебной нагрузки, использование

страховочных средств в спортзалах, поддержание

чистоты и порядка).

Главным отличительным признаком ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ является использование

Читайте также: