Как и при каких условиях возникает тренировочный эффект кратко

Обновлено: 01.05.2024

Известно, что чем выше функциональные возможности основных систем, тем успешнее организм переносит воздействие физических упражнений, а чем больше уровень переносимых нагрузок, тем интенсивнее растут функциональные и энергетические резервы организма. Эффективность тренировочного занятия во многом зависит от того, насколько правильно выбраны тренировочные средства и их дозировка в одном занятии. Тренер (преподаватель) в значительной степени работает вслепую, если не знает, какое воздействие на организм оказывает отдельное упражнение, серия упражнений, отдельное занятие, один тренировочный день, этап тренировки. В равной степени это относится и к оздоровительным занятиям физическими упражнениями.

В настоящее время с целью выяснения воздействия физических нагрузок принято изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Под срочным тренировочным эффектом понимаются изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха.

Под отставленным тренировочным эффектом подразумевают изменения в поздних фазах восстановления - после тренировки, в последующие дни.

Кумулятивный тренировочный эффект - это изменения, произошедшие в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа занятий.

Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) проводятся в соответствии с данными видами тренировочных эффектов в форме оперативных, текущих и этапных обследований, входящих в структуру медицинского обеспечения ФП.

ВПН проводятся во время оперативных , текущих и этапных обследований , входящих в структуру медицинского обеспечения ФП.

Оперативные обследования - предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта, т.е. изменений, происходящих в организме во время выполнения упражнений и в ближайший восстановительный период. В процессе оперативных обследований следует обращать внимание на:

-фиксирование различных показателей непосредственно на тренировочном занятии (после всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей занятия);

-изучение реакции организма до тренировочного занятия и через 20-30 минут после него (в покое или после дополнительной нагрузки);

В текущих наблюдениях оценивается отставленный тренировочный эффект, т.е. эффект в поздних фазах восстановления (через день после занятия и последующие дни). Конкретное время этих наблюдений может быть различным:

- ежедневно - утром в условиях учебно-тренировочных сборов или перед тренировочным занятием;

-ежедневно утром и вечером в течение нескольких дней;

-в начале и в конце одной или двух недель;

Этапные обследования имеют огромное значение для совершенствования планирования и индивидуализации тренировочного процесса, т.к в них оценивается кумулятивный тренировочный эффект за определенный период. Их рекомендуется организовывать каждые 2-3 месяца (необходимо иметь в виду, что следует исключить предшествующие физические нагрузки). Важную информацию тренер (преподаватель) получает при анализе данных самоконтроля занимающегося. Эта информация сопоставляется с материалами текущих обследований при ВПН и позволяет оценивать эффективность построения тренировочного процесса, своевременно выявлять тенденцию к развитию перетренированности.

Известно, что чем выше функциональные возможности основных систем, тем успешнее организм переносит воздействие физических упражнений, а чем больше уровень переносимых нагрузок, тем интенсивнее растут функциональные и энергетические резервы организма. Эффективность тренировочного занятия во многом зависит от того, насколько правильно выбраны тренировочные средства и их дозировка в одном занятии. Тренер (преподаватель) в значительной степени работает вслепую, если не знает, какое воздействие на организм оказывает отдельное упражнение, серия упражнений, отдельное занятие, один тренировочный день, этап тренировки. В равной степени это относится и к оздоровительным занятиям физическими упражнениями.




В настоящее время с целью выяснения воздействия физических нагрузок принято изучать срочный, отставленный и кумулятивный тренировочные эффекты.

Под срочным тренировочным эффектом понимаются изменения, происходящие в организме непосредственно во время выполнения упражнения и в ближайший период отдыха.

Под отставленным тренировочным эффектом подразумевают изменения в поздних фазах восстановления - после тренировки, в последующие дни.

Кумулятивный тренировочный эффект - это изменения, произошедшие в организме на протяжении длительного периода тренировки в результате суммирования срочных и отставленных эффектов большого числа занятий.

Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) проводятся в соответствии с данными видами тренировочных эффектов в форме оперативных, текущих и этапных обследований, входящих в структуру медицинского обеспечения ФП.

ВПН проводятся во время оперативных , текущих и этапных обследований , входящих в структуру медицинского обеспечения ФП.

Оперативные обследования - предусматривают оценку срочного тренировочного эффекта, т.е. изменений, происходящих в организме во время выполнения упражнений и в ближайший восстановительный период. В процессе оперативных обследований следует обращать внимание на:

-фиксирование различных показателей непосредственно на тренировочном занятии (после всего занятия, после отдельных упражнений или после различных частей занятия);

-изучение реакции организма до тренировочного занятия и через 20-30 минут после него (в покое или после дополнительной нагрузки);

В текущих наблюдениях оценивается отставленный тренировочный эффект, т.е. эффект в поздних фазах восстановления (через день после занятия и последующие дни). Конкретное время этих наблюдений может быть различным:

- ежедневно - утром в условиях учебно-тренировочных сборов или перед тренировочным занятием;

-ежедневно утром и вечером в течение нескольких дней;

-в начале и в конце одной или двух недель;

Этапные обследования имеют огромное значение для совершенствования планирования и индивидуализации тренировочного процесса, т.к в них оценивается кумулятивный тренировочный эффект за определенный период. Их рекомендуется организовывать каждые 2-3 месяца (необходимо иметь в виду, что следует исключить предшествующие физические нагрузки). Важную информацию тренер (преподаватель) получает при анализе данных самоконтроля занимающегося. Эта информация сопоставляется с материалами текущих обследований при ВПН и позволяет оценивать эффективность построения тренировочного процесса, своевременно выявлять тенденцию к развитию перетренированности.


Тренировочные эффекты – суть последствия тренировочного воздействия (длящаяся коротко или долго ответная реакция спортсменов на нагрузку). Эти эффекты должны быть средоточием особого внимания тренеров и спортсменов, которым известны желаемые результаты определённой тренировки, тренировочного цикла или более длительного тренировочного периода. Эти последствия включают изменения, которые происходят на морфологическом, органическом, клеточном и молекулярном уровнях и стали предметом специальных исследований.

Тренировочные эффекты – суть последствия тренировочного воздействия (длящаяся коротко или долго ответная реакция спортсменов на нагрузку). Эти эффекты должны быть средоточием особого внимания тренеров и спортсменов, которым известны желаемые результаты определённой тренировки, тренировочного цикла или более длительного тренировочного периода. Эти последствия включают изменения, которые происходят на морфологическом, органическом, клеточном и молекулярном уровнях и стали предметом специальных исследований. Конечно, специфические эффекты различных упражнений, отдельных тренировочных занятий и длительного систематического тренировочного процесса всегда были в центре внимания спортивной науки (Viru, 1995; Brooks et al., 1996). На протяжении многих лет теория спортивной тренировки предлагала концепцию дифференцированных тренировочных эффектов, в соответствии с которой результаты подготовки спортсменов рассматривались на интегративном уровне и классифицировались по длительности тренировочного периода, а именно: кратко , средне и долгосрочные эффекты (Матвеев, 1981; Bompa, 1984; Zatsiorsky, 1995). Такой аналитический подход можно охарактеризовать как обобщённый, поскольку общий отклик спортсменов рассматривается в тесной связи с длительностью тренировочной нагрузки и способами её организации. Поэтому тренировочные эффекты, связанные с общей реакцией спортсменов на тренировочную нагрузку разной продолжительности мы будем называть обобщёнными тренировочными эффектами (ОТЭ).

Суммируя существующие представления об ОТЭ, можно выделить, по крайней мере, три аспекта, свидетельствующие об их важности:

(а) с точки зрения физиологии упражнений необходимо различать последствия одной тренировочной нагрузки, продолжительной серии тренировок разной длительности и долгосрочного систематического тренировочного процесса;

(б) с точки зрения теории тренировки однозначная интерпретация результатов тренировочного процесса формирует основу для объективного и многогранного анализа подготовки и внедрения передовых технологий;

(в) с точки зрения тренерской практики концепция ОТЭ обеспечивает педагога средствами для планирования и управления подготовкой спортсменов.

В этой главе будут представлены и рассмотрены концепции тренировочных эффектов для лучшего их понимания, более осознанного планирования и контроля за процессом тренировки.

Тренировочные эффекты различаются по продолжительности нагрузки и последствиям её выполнения. Типы и особенности таких эффектов представлены в таблице 2.1.


Можно предположить, что обобщённые тренировочные эффекты (ОТЭ) характеризуются тремя показателями:

(а) величиной выполненной нагрузки; (б) реакцией спортсменов на нагрузку и изменениями в их состоянии, вызванными нагрузкой; (в) изменениями в спортивной работоспособности, которые, как правило, отражаются в конкретных специфических по виду спорта показателях. Соотношения между различными типами тренировочных эффектов представлены на рисунке

2.1. Основными являются следующие:

1) острые эффекты от выполнения нескольких упражнений формируют непосредственный тренировочный эффект отдельной тренировки или тренировочного дня;

2) непосредственные тренировочные эффекты от серии тренировок объединяются в кумулятивный тренировочный эффект;

3) кумулятивный тренировочный эффект определяет уровень подготовленности спортсмена и выполнения соревновательного упражнения.

Кроме того, существуют два специфических подтипа:

4) отставленные тренировочные эффекты, проявляющиеся при отсроченном преобразовании тренировочных воздействий в изменение соревновательного результата, и

5) остаточные тренировочные эффекты, относящиеся к периоду, в течение которого увеличенный уровень физических способностей остаётся близким к уровню, достигнутому сразу после прекращения специфического тренировочного воздействия.

Вопрос по биологии:

Как и при каких условиях возникает тренировочный эффект?

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 10.08.2016 02:11
  • Биология
  • remove_red_eye 13092
  • thumb_up 23
Ответы и объяснения 2

Периодичная подача нагрузки на группу мышц. Активизирует процесс более активного обмена веществ. В результате тренировки увеличивается мощность и продолжительность работы мышц.

Дословно из учебника:
"Интенсивное биологическое окисление органических веществ приводит к образованию большого количества молекул АТФ, которые участвуют в работе мышц. Мышечная работа происходит за счет распада молекул АТФ с освобождением энергии. После ее окончания обычно значительный запас не израсходованный молекул АТФ остается в мышечных волокнах. За счет этих молекул идет восстановление утраченных структур, причем их оказывается больше, чем было в начале работы. Это явление называется тренировочным эффектом. Он наступает после интенсивной мышечной работы при условии достаточного отдыха и полноценного питания".

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Биология.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Для обоснования целесообразности использования тех или иных вариантов построения тренировочного процесса специалисты рекомендуют учитывать различные по срокам развертывания реакции организма (тренировочные эффекты) на применяемую тренировочную нагрузку. Тренировочные эффекты – последствия тренировочного воздействия, характеризующие кратковременные, среднесрочные и долгосрочные реакции систем организма спортсменов на нагрузку (В. Б. Иссурин, 2010).

Существенное значение имеет оценка воздействия нагрузки, как по показателям срочных реакций организма, проявляющихся непосредственно во время работы или сразу после ее окончания, а также по характеру и продолжительности восстановления после неё, так и по долгосрочным устойчивым изменениям в уровне функциональной активности основных систем под воздействием длительного использования тренировочных или соревновательных нагрузок. Особенности таких реакций систем организма на нагрузку характеризуют срочную и долговременную адаптацию.

Срочная адаптация – реакция организма спортсмена на кратковременные раздражители различного типа, связанные с выполнением тренировочных и соревновательных упражнений, программ тренировочных занятий, возникновением неожиданных ситуаций в тренировочной и соревновательной деятельности и др. Долговременная адаптация – устойчивое изменение в организме спортсменов структурного и функционального характера, развивающееся под влиянием длительного применения тренировочных и соревновательных нагрузок в мезо– и макроциклах подготовки (В. Н. Платонов, 1988, 2013).

Срочные реакции организма под воздействием нагрузки, связанные с активизацией функциональных систем и возвращением их в исходное состояние, включают несколько стадий (рис. 9.1). Первоначальная реакция организма на внешнюю нагрузку проявляется в выведении из привычного равновесия активности функциональных систем, доведения их производительности до существенных величин и постепенном утомлении в связи с исчерпанием запасов энергоресурсов (1 – ближайший (острый) тренировочный эффект). После прекращения действия нагрузки повышенная активность систем некоторое время сохраняется. Это позволяет организму восстановить потраченные энергоресурсы, выйти из состояния утомления и адаптироваться к воздействию тренировочной нагрузки (2 – следовой тренировочный эффект). При этом системы, обеспечивающие повышенную работоспособность (близкую к предельной), не только восстанавливают первоначальную емкость своих энергоресурсов, но и создают запас более высокой работоспособности (3 – явление суперкомпенсации). В дальнейшем система постепенно приходят к исходному (донагрузочному) уровню функционирования (4).


Рис. 9.1. Схема развития процесса утомления и восстановления при мышечной деятельности (В. Н. Платонов, 1997) (пояснения в тексте)

На срочные тренировочные эффекты влияют: характер нагрузки (интенсивность и продолжительность работы, интервалы отдыха, сочетание и чередование нагрузок различной направленности), а также особенности функционального состояния систем организма самого спортсмена (возраст, квалификация и состояние подготовленности, индивидуальная предрасположенность и т. п.). Следовательно, одна и та же по объему и интенсивности работа в разных ситуациях может вызвать неоднозначную реакцию систем организма.

Так, например, доказано, что величина определенной стандартной работы может оказаться для высококвалифицированного спортсмена несущественной – активность его функциональных систем не достигает значимых величин; при этом для менее квалифицированного спортсмена такая же работа вызовет намного более бурную реакцию систем и более продолжительное время их восстановления (рис. 9.2). Для одного и того же спортсмена в состоянии невысокой тренированности нагрузки определенной величины могут быть развивающими; в состоянии средней тренированности такие же по величине нагрузки – только поддерживающими, а в состоянии спортивной формы – в лучшем случае восстановительными (В. Н. Платонов, 1997, 2013).

Наряду с этим предельная (большая) нагрузка у спортсменов разной квалификации вызывает несколько иную реакцию функциональных систем. Как правило, это проявляется в том, что у спортсменов высокого класса при более выраженной величине реакции на предельную нагрузку восстановительные процессы протекают интенсивнее (рис. 9.3).


Рис. 9.2. Реакции организма спортсменов различной квалификации на одинаковую по величине нагрузку (В. Н. Платонов, 1997) 1 – начинающие спортсмены; 2 – спортсмены 1-го разряда; 3 – мастера спорта


Рис. 9.3. Реакции организма спортсменов различной квалификации на предельную по величине нагрузку (В. Н. Платонов, 1997) 1 – мастера спорта; 2 – спортсмены 2-го разряда

При выполнении серии тренировочных занятий нагрузки последующих занятий могут накладываться на следы предыдущего и суммироваться с ними (кумулятивный эффект). При достаточно длительном повторении значительной по величине нагрузки изменения структурного и функционального характера, обеспечивающие повышенную работоспособность различных систем организма, приобретают устойчивый характер (процесс долговременной адаптации).

Вместе с тем следует учитывать, что при формировании кумулятивного эффекта необходимым является учет величины и направленности нагрузок, а также периодов восстановления, которые могут привести к различному характеру кумулятивного эффекта. На рисунке 9.4 проиллюстрирован различный характер кумулятивного эффекта при повторном выполнении нагрузок через разные интервалы отдыха. Если последующая нагрузка начинается после завершения фазы сверхвосстановления, когда уровень активности систем возвращается к исходному уровню, уровень их работоспособности не возрастает, и суммарная активность остается на прежнем уровне (а). Если последующее тренировочное занятие проводится в период сверхвосстановления (суперкомпенсации), то его нагрузка осуществляется в фазе повышенной работоспособности систем. В результате суммирования ряда таких эффектов уровень подготовленности спортсмена постепенно увеличивается (б). Если повторная нагрузка приходится на фазу неполного восстановления, спортсмен не достигает в ней даже исходного уровня работоспособности. В результате накапливается утомление, и суммарный уровень работоспособности снижается (в).


Рис. 9.4. Суммирование тренировочных эффектов (кумуляция) при повторном выполнении нагрузок через различные интервалы отдыха в фазе устойчивого состояния (а), суперкомпенсации (б) и недовосстановления (в) (Н. И. Волков, 2000)

Вместе с тем научные исследования и практика спорта свидетельствуют о том, что у высококвалифицированных спортсменов тренировочные нагрузки достигли такой величины, что период восстановления после них протекает 48–72 ч. Разумеется, необходимость ожидания полного восстановления после каждой тренировки ограничивает возможности достижения желаемого уровня суммарной нагрузки. Для устранения этого предлагается планировать серию тренировок с накоплением утомления. В этом случае полное восстановление и сверхвосстановление происходят после достижения определенного достаточно высокого уровня утомления (рис. 9.5).

Именно способность организма сверхвосстанавливаться в период отдыха после выполнения напряженной нагрузки и суммировать эффекты повторяющейся тренировочной нагрузки лежит в основе долгосрочной адаптации и повышения физической подготовленности. При этом закономерности формирования долгосрочной адаптации свидетельствуют, что систематическое выполнение должной тренировочной нагрузки способствует формированию разнонаправленных компонентов:

– уменьшение реакции на стандартную физическую нагрузку.

Поэтому при продолжительном использовании определенной тренировочной нагрузки достаточно высокие темпы адаптивного прироста работоспособности постепенно замедляются и, в конечном итоге, работоспособность стабилизируется (рис. 9.6).


Рис. 9.5. Суммирование последействия серий тренировочных занятий, проводимых на фоне недовосстановления (В. Б. Иссурин, 2010)


Рис. 9.6. Протекание процесса адаптации под воздействием тренировочной нагрузки (В. Н. Платонов, 2013; по материалам Olbrecyt, 2007)

При оценке суммарного кумулятивного эффекта следует учитывать не только продолжительность, но и гетерохронность восстановления различных функциональных систем после нагрузок, разных по величине и направленности. Гетерохронные изменения в состоянии функциональных систем и двигательных функций требуют выделения двух типов кумулятивного тренировочного эффекта: отставленный, или запаздывающий, и остаточный.

Во-первых, пиковые значения проявления различных функций и специфических по видам спорта достижений не всегда совпадают с заключительной стадией соответствующих тренировочных программ. После завершения программы спортсмены нуждаются в определенном периоде синхронизации кумулятивных эффектов различных систем, после которого они могут выйти на новый качественный уровень для реализации возросших функций в целостном двигательном акте; иногда для получения максимальной реакции необходимо некоторое дополнительное время для восстановления. В этом случае спортивный результат улучшается после некоторой задержки – периода запаздывающей трансформации. Такой тип кумулятивного тренировочного эффекта называют отставленным (рис. 9.7).


Рис. 9.7. Иллюстрация к феномену запаздывающей трансформации (отставленный эффект) соревновательной результативности (Л. П. Матвеев, 2010) ЗТ – время запаздывающей трансформации; 1 – количество тренировочных толчков, бросков ядра; 2 – количество метаний диска; 3 – тоннаж в упражнениях со штангой

Во-вторых, отдельные физиологические и двигательные функции сохраняют увеличенный уровень проявления в течение некоторого времени после прекращения воздействия на них. Это сохранение относится к области кумулятивного эффекта и фактически формирует другой специфический тип тренировочного эффекта, называемый остаточным (рис. 9.8). Следует учитывать, что разные функциональные системы способны сохранять различные по продолжительности и величине остаточные эффекты.


Рис. 9.8. Величина остаточного эффекта от четырехнедельной тренировочной программы подъема туловища в сед из положения лежа у квалифицированных футболистов (В. Б. Иссурин, 2010; по материалам Bangsbo, 1994)

Вопросы для самоконтроля

2. В чем выражается эффект физических упражнений?

3. Какие упражнения используются в физической культуре и спорте?

4. На какие группы делятся физические упражнения? Дайте их характеристику.

6. Чем характеризуются методы строго регламентированного упражнения?

7. В каких вариантах используются методы строго регламентированного упражнения при освоении и совершенствовании спортивной техники?

8. В каких вариантах используются методы строго регламентированного упражнения при развитии двигательных качеств?

9. Чем характеризуется и в каких случаях используется игровой метод?

10. Чем характеризуется и как используется соревновательный метод?

12. По каким признакам и как классифицируется нагрузка?

16. Чем характеризуются и в каких формах проявляются тренировочные эффекты?

17. Какой характер носят реакции срочной адаптации организма под воздействием физической нагрузки?

18. Какие реакции вызывают нагрузки той или иной величины у спортсменов различного уровня подготовленности?

19. Какие интервалы отдыха между отдельными занятиями могут быть использованы для формирования кумулятивного эффекта долговременной адаптации?

20. Вследствие чего формируется и как проявляется отставленный кумулятивный тренировочный эффект?

21. Чем характеризуется и как проявляется остаточный кумулятивный тренировочный эффект?

Читайте также: