Ориентируется в педагогической деятельности на знание об интересах и потребностях воспитанников доу

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Краева Елена Юрьевна

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Саров

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализация достигается за счет учета наличного уровня развития каждого ребенка и планирования соответствующих видов деятельности, которые гарантировали бы каждому ребенку возможность добиться успеха. Для этого требуется всесторонняя информация о развитии ребенка, включая здоровье, уровень физического и эмоционального, а также когнитивного развития. Работа воспитателя представляет собой процесс принятия решений, в ходе которого воспитатель наблюдает за ребенком, определяет, на какой стадии тот находится в наиболее существенных областях развития, и в соответствии с этим предпринимает те или иные действия.

Индивидуальный подход и индивидуализация образования

Индивидуальный подход означает, что расписание жизнедеятельности группы учитывает потребности каждого ребенка как в активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития разных детей. Это также означает, что задания подаются таким образом, чтобы они представляли некий вызов, и вместе с тем, чтобы каждый ребенок мог в результате пережить чувство успеха.

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Свирская Л.В.).

Индивидуализация — важная задача, поскольку, чем более индивидуален подход, тем более гладко проходит реализация программы. Индивидуализация приводит возрастные особенности, способности, интересы и потребности ребенка в соответствии с процессом усвоения знаний. При этом дети приобретают компетентность и самоуважение. У них появляется готовность браться за еще более трудные задачи.

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю учения.

Индивидуализированное обучение

Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться (или уже учатся) играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.

Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.

Методы индивидуализации образовательного процесса.

Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.

Следующим методом планирования индивидуализации обучения является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, во время лепки дети планировали вылепить из глины животных. Работа может быть построена таким образом, что дети получают возможность выбора: какого животного будет лепить каждый из них; из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, бумажная масса и пр.). Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать работу самостоятельно. Одним он может помочь словами, других приободрить, третьим окажет физическую помощь, если они в ней нуждаются. Более способные дети могут сделать много различных животных, причем такой сложности, как они желают. Далее воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В ходе работы воспитатель может задать вопросы разной направленности и сложности, предлагать разные варианты выполнения действий и идеи по использованию готовых фигурок. Вместо того чтобы прямо указывать детям, что и как они должны делать, педагог помогает сделать то, что хотят сами дети. Этот подход обеспечивает структуру отношений, при помощи которой дети могут сохранять самостоятельность, а педагог при необходимости может реагировать на их индивидуальные желания и потребности. Пример лепки иллюстрирует и другой элемент обеспечения индивидуализации: тщательный отбор материалов. Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных. Такая вариантность создает оптимальные возможности для индивидуализации обучения и учения, поскольку использование различных материалов предполагает естественную индивидуализацию. Важно, чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.

  • чтобы воспитатель внимательно наблюдал за детьми, когда они делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются тем, что они выбрали. В этом случае взрослый должен ходить по групповой комнате, уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям, обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или каким-либо иным образом взаимодействуя с ними. Индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Социально-игровой опыт, который приобретает ребенок в период дошкольного детства (при грамотной организации работы с ним на основе игровой деятельности)оказывает существенное влияние на становление его эмоциональной, нравственной и интеллектуальной компетентности ребенка, позволяя формироваться готовности к обучению в школе в целом, и обеспечить каждому воспитаннику активный школьный старт. Тем самым, решается одна из важнейших задач ФГОС ДО – осуществление преемственности дошкольного и начального школьного образования в целях обеспечения равного школьного старта детей, в т.ч. не посещающих ДОУ.

Создание условий для индивидуализации в РППС

Обстановка, ориентированная на ребенка, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Дети сами осуществляют индивидуализацию, когда они выбирают определенный центр активности или берут головоломку, в которой требуется сложить картинку из пяти частей, а не из двенадцати. Индивидуализация также предполагает, что воспитатель придумывает такие виды деятельности, которые представляют некий вызов, но позволяют каждому ребенку добиться успеха. Индивидуализация является важнейшим элементом программы, ориентированной на ребенка, поскольку чем более индивидуально воспитатель подходит к каждому ребенку, тем более эффективна его работа.

Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предложит детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, окажет прямую помощь в овладении сложным умением. При таком подходе ребенок может расти и развиваться в своем собственном темпе.

Иными словами, группа насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Так, в группе, где преобладающее количество мальчиков, больше машин, конструкторов, предметов для двигательной активности.

Маленькие творческие мастерские наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

В каждой группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.

Воспитатели выступают в роли помощников детей, организуют пространство помещения и планируют виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка. Распорядок дня должен включать различные виды занятий: совместные в малых группах и индивидуальные, под руководством воспитателя или самостоятельно. Должно быть отведено время на занятия по выбору - так дети учатся сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение детей осуществлять выбор, решать проблемы, взаимодействовать с окружающими людьми, ставить и достигать индивидуальные цели - вот, что является наиболее важным для освоения образовательной программы в ДОУ.

Формы работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы

Одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы является групповой сбор.

Групповой сбор - это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.

Задачи группового сбора

  • формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
  • обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;
  • решение некоторых обучающих задач: расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др.;
  • формирование мотивации к предстоящей деятельности;
  • представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;
  • Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.

В течение дня групповых сборов может быть несколько:

-1-ый сбор (утренний) - после завтрака, перед занятиями в центрах активности;

-2-ой сбор - после деятельности в центрах активности для подведения итогов;

-3-ий сбор - после дневного сна.

В месте проведения групповых сборов должны быть сосредоточены такие дидактические средства, как календари природы, погоды, модели недели, месяца, правила группы, распорядок дня и др. - все то, что может являться темой для ежедневного обсуждения. Необходимо также, чтобы под рукой воспитателя был магнитофон, звоночек, погремушки, игрушки и картинки, чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств.

Приемы для приглашения детей на групповой сбор:

Есть дети - непоседы, которые не могут усидеть на месте, поэтому для них на время г. с. надо приготовить спокойное занятия с небольшими передвижениями (мозаика)- это не поощрение или наказание, а проявление инд. подхода к ребенку. При этом другим детям надо объяснить, как прекрасно, что они могут сидеть спокойно и внимательно слушать.

Предупреждение нежелательного поведения во время группового сбора

Приемы по организации выбора центров активности на групповой сбор

  • П/игра "Поезд" : воспитатель и дети - "вагончики" двигаются по центрам активности, рассматривают материалы, дети постепенно выбирают центры и остаются в них;
  • Дорожка выбора: рулон бумаги (обоев), разделенный на части по количеству центров в группе. Центры, количество одновременно работающих там детей четко обозначены. Ребенок может просто встать на дорожку в том центре, который выбрал, или обвести свою руку, или поставить свою игрушку.
  • Выставка : Воспитатель на месте г.с. или недалеко от него устраивает выставку предметов и материалов из различных центров активности. Дети рассматривают выставку и делают выбор.
  • Доска выбора : доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми - карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.
  • Цветок выбора : разновидность доски выбора. Каждый лепесток имеет обозначение определенного центра. Дети обозначают свой выбор, выкладывая свои карточки на лепестки. Разноцветные лепестки могут быть разрезаны на такое количество частей, сколько детей могут играть в данном центре одновременно. Дети разбирают части лепестков по своему выбору.
  • Картограф с обозначенными центрами: еще один вариант доски выбора. Дети обрисовывают свою руку в том центре, который выбрали или пишут свое имя на листочке и приклеивают его на выбранный центр.
  • Индивидуальные маршрутные листы с план-схемой группы, на которой обозначены центры активности. Ребенок рисует план своего перемещения по группе и центрам.
  • Индивидуальные листы выбора: эти листы составлены на несколько дней (недель). Центры обозначены, около каждого обозначения расчерчены клеточки. Ребенок, выбрав центр, закрашивает клеточку.

После того, как дети выбрали центры и спланировали работу в них, групповой сбор заканчивается, и дети от планирования постепенно переходят к реализации своих планов

К групповому сбору привлекаются родители, которые являются помощниками для воспитателей.

Таким образом, индивидуализация образовательного процесса позволяет учитывать интересы, возможности и социальную ситуацию развития воспитанников дошкольной образовательной организации.

Автор: Жигалова Елена Владимировна
Одной из технологий развития профессиональной компетентности педагогов служит индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Основополагающими моментами индивидуального образовательного маршрута являются, с одной стороны, мотивационная сфера педагога, а с другой – его индивидуальные образовательные потребности как профессионала. Таким образом, педагог выступает субъектом своего профессионального развития. Индивидуальный образовательный маршрут педагога целесообразно проектировать на основе личных образовательных потребностей, а так же потребностей ОУ.

ИОМ представляет собой целенаправленно проектируемую персонифицированную программу, ориентированную на конкретного педагога, учитывая его потребности и осознанные дефициты профессиональных компетентностей. В маршруте прописаны проектируемые пути следования, действия самого педагога на некоторых фиксированных этапах работы, упорядоченные замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, ряд инновационных технологий педагогической деятельности. Реализация личной ИОП развития профессиональной компетентности осуществляется при методическом сопровождении.

Целью и соответственно результатом реализации ИОМ является развитие профессиональной компетентности педагога, создание траектории для роста его самооценки и самоуверенности, творческого потенциала, что соответствует Профессиональному стандарту педагога. Педагог планирует сроки и формы прохождения курсов повышения квалификации, периоды и т. п., т. е. подходит к разработке собственной образовательной программы повышения квалификации в рамках непрерывного образования.

Автор: Жигалова Елена Владимировна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Семицветик" муниципального образования "Кезский район"

427580, Удмуртская Республика, Кезский р-н, п. Кез, ул. Кооперативная, д. 1а

ОГРН 1131837000790 серия 18 № 003280397

ИНН 1837011514. КПП 183701001. БИК банка049401001.

И ндивидуальн ый образовательный маршрут для педагога дошкольной образовательной организации.

Выполнил: Жига лова Ел ена Владимировна

Чтобы самостоятельно разработать ИОМ профессионального развития он должен понимать, на какой ступени педагогического мастерства он на данный момент находиться и соответственно строить личную траектория профессионального развития.

Ступени педагогического мастерства

Формы повышения педагогического мастерства

Хорошее владение системой обучающих и воспитательных умений и навыков

Клуб молодого педагога

Изучение передового педагогического опыта

Освоение основной общеобразовательной программы детьми

Первые результаты по углубленной теме работы. (создание картотеки. Изучение литературы и т.д.)

Знание педагогики психологии и методики

Педагогические качества (вариотивность мышления, эмпатийность. Толерантность и др.)

Владение педагогической техникой

Клуб молодого педагога

Курсы повышения квалификации

Обобщение педагогического опыта на педагогическом совете ДОУ

Готовность к нововведениям

Активно действенное состояние личности, выражающееся в способности решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности

Самодиагностика инновационного потенциала

Формирование инновационного банка по разработке и использованию новых методик, технологий, программ

Внедрение инновационных подходов

Клуб молодого педагога

Распространение опыта работы на муниципальном уровне

Аттестация (повышение квалификационного уровня)

Способность продуцировать, модернизировать и видоизменять новые идеи и принципы

Клуб молодого педагога, РМО

Работа в творческих группах

Создание авторского модифицированного планирования работы

Готовность к созданию авторской педагогической технологии

Согласованность методических приемов, оригинальность их сочетания в целостной системе

Апробация авторского модифицированного планирования работы

Клуб молодого педагога, РМО

Работа в творческой группе

Участие в профессиональных конкурсах

Совокупность педагогических ценностей профессиональных установок, знаний и умений педагога

Апробация авторского модифицированного планирования работы

Клуб молодого педагога

Создание индивидуально- творческого стиля педагогической деятельности, раскрывающегося индивидуальную концепцию смысла профессионально педагогической деятельности

Индивидуальный стиль деятельности педагога

Авторский стиль педагогической деятельности

Апробация авторского модифицированного планирования работы

Клуб молодого педагога, РМО

Создание авторской программы

Создание авторской программы

Наличие проекта будущей педагогической деятельности. Технологические карты занятий диагностические материалы

Апробация авторского модифицированного планирования работы

Рефлексия своей деятельности

Клуб молодого педагога, РМО

Технологическое обеспечение: опилка технологических карт занятий, диагностических материалов

Авторская методическая система

Совокупность индивидуальных приемов, средств, форм, методов оптимальных для индивидуального стиля деятельности педагога

Рефлексия: целесообразность индивидуальных приемов, средств, форм, методов. Клуб молодого педагога

Результативность применения индивидуальных приемов средств, форм методов

Авторская педагогическая система

Создание собственной педагогической системы, состоящей из индивидуальной воспитательной и методической систем

Клуб молодого педагога, РМО

Республиканские и Всероссийские конференции, семинары.

Экспертиза авторской программы

Поскольку разработка индивидуального образовательного плана развития — работа кропотливая и творческая, то на первых этапах необходима координация действий старшего воспитателя образовательного учреждения, так как от реализации данного документа будет зависеть эффективность повышения квалификации и, следовательно, работа образовательного учреждения в целом. Независимо от выбранного образца индивидуального образовательного маршрута, все они носят личный характер и составляются на срок от года до трех. Различают следующие виды ИОМ:

развивающий — позволяет осваивать новые навыки, опыт и знания;

— ориентирован на восполнение пробелов в теоретических или практических знаниях.

Психологическими механизмами реализации индивидуального образовательного маршрута являются самодиагностика и самоменеджмент .

Структура индивидуального образовательного маршрута педагога

Оформление индивидуальной стратегии совершенствования профмастерства педагога производится в соответствии с унифицированными требованиями.

На титульный лист выносится полное название

, фамилия и инициалы

, год составления документа.

Второй лист следует отвести под информационную справку об авторе (указать фамилию, имя и отчество без сокращений, занимаемую должность, данные об образовании, дату прохождения последнего аттестационного оценивания, стаж ведения педагогической практики, при желании — жизненное кредо или девиз).

Пояснительная записка — обязательный элемент структуры индивидуального образовательного маршрута современного педагога, иллюстрирующая цели и задачи работы по саморазвитию, формы планируемой деятельности, перечень результатов, планируемые сроки реализации составленной

стратегии. При этом следует учитывать, что сроки реализации ИОМ могут варьироваться от одного года до

— в зависимости от поставленных целей, актуальной ситуации в сфере образования.

В следующем разделе указывают содержание деятельности, направления работы, формы самообразовательной деятельности (научно-практические конференции, практикумы, творческие мастерские, методические объединения и прочее) и представления результатов (открытые уроки, портфолио, мастер-классы, презентации, творческие мастерские, педагогические проекты).

образец карты индивидуального образовательного маршрута педагога

раздел ожидаемых результатов, в котором перечисляют компетентности, которых необходимо достичь.

Алгоритм разработки индивидуального образовательного маршрута педагога предусматривает:

1 этап . Педагог на данном этапе включается в ситуацию самопознания (выявления своего потенциала), осознания и соотнесения своих индивидуальных образовательных потребностей с внешними требованиями (прежде всего требованиями ФГОС ДО, а также запросов родителей на образовательную деятельность) для определения сфер профессиональной деятельности, раскрывающих профессионально-личностный потенциал педагога . Самооценка своего профессионализма, мастерства (личностные качества; профессиональная компетентность: умение ставить цели, определять задачи педагогической деятельности, осуществлять отбор адекватного содержания образования и средств его реализации, осуществлять контроль и оценку полученных результатов). На этом этапе происходит самоопределение педагога на основе данных диагностического исследования.

Средние баллы суммируются по каждой образовательной области . На основе этих данных составляется персонограмма . Персонограмма составляется на начало периода реализации образовательного маршрута , ее данные корректируются каждый учебный год.

2 этап. Составление маршрута профессионального развития, включающего в себя образовательные линии . Педагог прописывает возможности курсовой подготовки, собственные приоритеты и ценности, затруднения в образовательной д еятельности и пути их решения. Определить пути решения проблем, развития профессиональных интересов и преодоления профессиональных затруднений, определение содержания деятельности педагога в контексте профессионального развития, планирование собственных действий по реализации цели, определение ожидаемых результатов, собственных достижений отражается в карте индивидуального образовательного маршрута. Определить условия для достижения результатов :

посещение семинаров и открытых мероприятий;

изучение опыта работы педагогов-мастеров;

участие в экспериментальной инновационной деятельности, рабочих, творческих группах;

Наиболее эффективным является составление индивидуального образовательного маршрута на межаттестационный период с пошаговым планированием на каждый учебный год .

Рекомендации к заполнению карты индивидуального образовательного маршрута .

Карта индивидуального образовательного маршрута заполняется по основным направлениям образовательной деятельности , определенным ФГОС ДОО, которые включают как реализацию образовательных областей , так и создание условий для индивидуального развития , эмоционального благополучия и социализации детей. Карта включает в себя следующие разделы :

- период: определяется на межаттестационный период (5 лет) на каждый учебный год;

- уровень мероприятий включает три возможных варианта: персональный ( самообразование , повышение квалификации, командный (участие в деятельности педагогических сообществ, в рабочих, творческих группах, методический (участие в организации и проведении методических мероприятий: выступления на педсоветах, семинарах, проведение консультаций для коллег, организация мастер-классов и др .);

- педагогический продукт – это реальные результаты, отраженные в определенном материальном носителе (рабочие программы, перспективные и иные планы работы с детьми, составление методических копилок, созданные в группе тематические центры, сценарий праздника, пакет д и агностических методик, методические рекомендации, технологические карты, цикл конспектов непосредственно образовательной деятельности , программа работы с родителями, публикации и т. д.); обязательно указывается тема/название полученного педагогического продукта;

- субъективные достижения определяются педагогом на основе профессиональной рефлексии, это не что иное как выражение педагогом отношения к предполагаемым (позднее – к достигнутым) результатам и процессу их достижения, отраженное в форме эссе, самоотчета, самопрезентации и пр. ;

- формы презентации полученных достижений как обобщение инновационного опыта с указанием места и времени презентации.

Результативность реализации индивидуального образовательного маршрута отражается в портфолио педагога.

3 этап . Для реализации индивидуального образовательного маршрута создается открытое образовательное пространство , где осуществляется профессиональное взаимодействие, рефлексия и коррекция собственной деятельности.

Показателями открытого образовательного пространства являются:

- многообразие и вариативность образовательных предложений :

Формы работы с детьми (диагностика детей, непосредственно образовательная деятельность , выставка детских работ, проектная деятельность, праздники и развлечения, представления и т. д.).

Формы работы с родителями (консультации для родителей, беседы в соответствии с планом работы кружка, оформление папки-передвижки, совместное развлечение, выступление на родительском собрании с отчетом о проделанной работе за учебный год и т. д.).

Работа в профессиональных сообществах ( организация работы кружка , создание рабочей учебной программы, изучение литературы, беседы в соответствии с планом работы кружка, оформление в группе центра активности, подготовка (проведение) мастер-класса для педагогов, знакомство со статьями в периодической печати, написание отчета о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете, организация работы кружка на следующий учебный год, создание учебной программы и т. д.).

- возможности реализации образовательных предложений в качестве ресурсов для построения индивидуального образовательного маршрута .

4 этап . Рефлексивный анализ реализации индивидуального образовательного маршрута , представление результатов : как разработанных материалов , так и сформированных личностно-профессиональных компетентностей.

Оправдал ли себя план? Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования ? Планировалась ли исследовательская, проектная работа?

Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования ? Этапы проработки материала. Какая литература изучалась (психологическая, педагогическая, научная и т. д.?

Ожидаемым результатом реализации ИОМ выступает повышение профессиональной адаптированности педагога, уровня достижения им профессионального мастерства, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций.

Самодиагностика профмастерства , определение положительных и отрицательных аспектов педагогической деятельности.

На этом этапе педагогу необходимо сформулировать собственный образовательный запрос на основе результатов самодиагностики, соотнести потребности с требованиями ФГОС, особенностями жизнедеятельности школы, ожиданиями учащихся. Запрос этот составляют с учетом собственных предпочтений и потенциальных возможностей.

Проектирование и разработка индивидуальной траектории, которую начинают с составления плана действий, необходимых для совершенствования профессиональной компетенции.

Для целенаправленного выбора модели и содержания траектории педагогу необходимо владеть навыками проектирования собственного развития. Планирование предполагает определение необходимых для достижения поставленных целей методический, материально-технических и иных условий. Преимущественно для этого требуется посещение мастер-классов, семинаров, курсов повышения квалификации, консультаций, заседаний МО, участия в экспериментальных педагогических проектах, психологических тренингах.

Реализация ИОМ: осуществление педагогической деятельности в соответствии с составленной стратегией развития.

Составление отчетности за выбранный период и представление результатов работы на заседаниях методического объединения, творческих мастерских, педагогических советах. Вид и форму презентации выбирают коллегиальным решением. Корректировка содержания ИОМ с учетом полученного опыта, новыми данными рефлексии.

Оценка и рефлексия деятельности

Анализ эффективности реализации ИОМ.

К оцениванию реализации образовательной траектории привлекают коллеги, представители администрации и родительской общественности. Ключевое значение имеет рефлексия педагога и то, как он сам оценивает эффективность проделанной работы.

Выстраивание собственного образовательного маршрута позволяет совершенствовать профессиональные компетентности, выражать педагогическую индивидуальность, создавать перспективную концепцию дальнейшего профессионального развития. Реализация ИОМ : основные направления деятельности

Изучение положений ФГОС, инновационных технологий воспитания и обучения дошкольников. Разработка перспективного плана согласно комплексно-тематического планирования на год.

Повышение квалификационного уровня, прохождение плановой аттестации.

Участие в тематических конкурсах.

Подготовка публикаций для периодических изданий, специализированных сайтов.

Ознакомление с новыми технологиями работы в ДОУ.

Ознакомление с новыми методами и приемами ведения педагогической практики.

Совершенствование уровня профмастерства в ходе участия в работе методических объединений.

Изучение опыта работы лучших педагогов района, города, региона, страны.

Ознакомление с новейшими рекомендациями по работе с одаренными детьми и учащимися с ОВЗ.

Участие в обмене педагогическим опытом, посещение НОД, тематических семинаров.

Подготовка материалов для выступлений, презентация опробованных преподавательских практик перед коллегами на педсоветах, конференциях.

Внедрение в ежедневную практику инновационных форм ведения воспитательно-образовательного процесса.

Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)

Изучение стандартов ИКТ, использование их элементов в информационной практике.

Создание персонального сайта. Ежемесячное обновление информации на персональном интернет-ресурсе .

Совершенствование навыков работы на ПК, освоение новых компьютерных технологий.

Создание электронной почты, организация переписки с коллегами из других городов, регионов.

Составление мультимедийных презентаций для обеспечения оптимальной формы представления информации во время выступлений перед коллегами.

Разработка и дополнение пакета тематических сце нариев, родительских собраний в электронном виде.

Участие в педагогических конкурсах, прослушивание тематических вебинаров в интернете

Реализация здоровьесберегающих технологий в ДОУ .

Конференция: Современный детский сад

Автор: Ильина Евгения Владимировна

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Набережные Челны

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возникли вопросы по аспектам профессиональной педагогической деятельности. Активная работа в сфере обновления нормативно-правовой базы, содержания дошкольного образования, новшества в методологических положениях сталкивается с проблемой повышения профессиональной психологической компетентности педагога дошкольного образования.

- взаимодействие детей и взрослых, признание ребенка полноправным субъектом образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьёй;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, участие в проектной деятельности [47, с. 10].

Особенностью содержания педагогической деятельности воспитателей является педагогический мониторинг, который направлен на изучение:

- деятельностных умений ребенка;

- интересов; предпочтений; склонностей ребенка;

- личностных особенностей ребенка;

- поведенческих проявлений ребенка;

- особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками;

- особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми.

Мониторинг позволяет отследить развитие интегративных качеств, которыми должен обладать воспитанник, показатель успешности в образовательных областях, на основе данных мониторинга составляется план работы по коррекции. Выполняя мониторинг, воспитатель должен руководствоваться принципами педагогической диагностики:

1. Принцип объективности устанавливает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

2. Принцип компетентности устанавливает запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести

ущерб испытуемому, принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку;

3. Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные пути развития, но и отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

4. Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом для оценивания общего уровня развития ребенка.

5. Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии [9, с. 222].

Эффективность реализации воспитательно – образовательной деятельности педагогов ДОУ зависит и от организации работы с родителями воспитанников. Исследования Л.С. Выготского, Л.С. Лисиной доказывают что, семья является главным институтом воспитания личности детей. [51, с. 434]. Воспитатель использует эффективные формы взаимодействия с родителями:

- на первом месте стоит индивидуальная работа, общие и групповые родительские собрания;

- на втором месте стоит форма приобщения и внедрения родителей воспитанников в образовательный процесс: выставки детских работ с участием родителей, дни добрых дел, участие родителей в подготовке к праздникам, работа с родительским комитетом группы, наглядная пропаганда.

Содержание педагогической деятельности получение качества воспитательно-образовательного процесса, реализации основных образовательных программ. Для выполнения этого требования, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу своего учреждения. В программу закладывают

Содержание воспитательно-образовательной деятельности предусматривает обязанности воспитателя своевременно и качественно выполнять оформление документации. В документацию входит: план воспитательно-образовательной работы, отчеты, протоколы родительских собраний и т.д. Вести проектно-исследовательскую деятельность с воспитанниками, как групповую, так и индивидуальную. Так же согласно требованиям ФГОС, воспитатель должен владеть информационно- коммуникативными технологиями, предполагающие использование в непосредственной образовательной деятельности современных образовательных технологий.

Развивающая функция включает в себя совершенствование дидактических знаний и умений воспитателями в педагогической деятельности, за счет чего и происходит одновременное развитие когнитивных профессиональных качеств таких как: мышление, память и речь, педагогические способности, которые позволяют использовать и применять более эффективный и творческий подход в создании условий для

гармоничного развития детей, организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Образовательная функция заключается в самостоятельном овладении воспитателями дошкольного образовательного учреждения научными представлениями о воспитании, комплексом знаний, умений, навыков в воспитательно-образовательной деятельности, общественным опытом в интересах личности и общества в целом, информационными знаниями. В прикладном аспекте реализации данной функции профессионально-педагогической культуры обеспечивается овладение содержательными и организационно - методическими основами по воспитанию и обучению дошкольников.

Нормативная функция воспитателя позволяет самостоятельно регулировать систему педагогической деятельности. Нормативные знания в педагогической деятельности придают уверенность в безошибочности своих действий воспитателю. Данная функция позволяет воспитателю в выборе оптимизированных способов деятельности, в утверждении образца и профессиональных преимуществ. Нормативная функция педагогической деятельности позволяет разрешать противоречия, возникающие в процессе сотрудничества воспитателя с детьми, коллегами, с родителями и администрацией, обеспечивают сотрудничество и достижение в совместных действиях по воспитанию детей дошкольного возраста. [36, с. 57].

В работе воспитателя информационная функция представляет собой взаимосвязь всех ее функциональных компонентов. Согласно данной функции воспитатель должен владеть различными носителями информации, быть осведомленным в психолого-педагогической и методической литературе, обладать средствами компьютерных технологий; работать с информацией при помощи этих средств для осуществления общественных и личных потребностей.

Координирующая функция обеспечивает вариативность содержания учебного образовательного процесса, подбор технологий.

Совершенствование дальнейшей профессиональной деятельности является основой данной функции.

Размышление воспитателя над педагогической деятельностью, личностными качествами, эмоциональными и когнитивными способностями зависит от рефлексивной функции.

Диагностическая функция - это комплекс умений и знаний, необходимых для решения на высоком уровне профессиональных задач. Данная функция позволяет совместно с психологами, музыкальным работником, логопедом осуществлять правильное психолого - педагогическое диагностирование, на его основе осуществлять анализ и интерпретацию диагностических данных, проектировать и реализовывать воспитательно-образовательный процесс на основе системной диагностики.

Коммуникативная функция включает в себя способность организовывать качественное взаимодействие с детьми дошкольного возраста, согласовывать воспитательно-образовательный процесс со всеми участниками педагогической деятельности.

Выполнение качественной воспитательно-образовательной работы напрямую зависит от сформированности профессиональных психологических компетенций, личностных качеств, которые приобретаются

с профессиональной подготовкой, с получением теоретических и практических знаний, умений и навыков.

Для эффективного выполнения педагогических функций современному педагогу важно осознавать структуру педагогической деятельности, ее основные компоненты, педагогические действия и профессионально важные умения и психологические качества, необходимые для ее реализации.

Таким образом, в рамки содержания воспитательно-образовательной деятельности входит реализация современных подходов, положительная динамика индивидуального развития воспитанников, организация работы с родителями, реализация основных общеобразовательных программ, профессиональная реализация. Качественное выполнение всех направлений педагогической деятельности, соответствующих ФГОС, зависит от высокого уровня сформированности профессиональных психологических компетенций, личностных качеств педагогов дошкольных образовательных учреждений.

1. Веракса, Н.Е Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) : метод. пособие / Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : Мозаика – Синтез, 2014. – 368 с.

2. Профессиональный стандарт педагога (концепция и содержание) // Вестник Образования России. – 2013. - № 15. – С. 7.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебник / А. Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 237 с.

5. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды : учебник / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.

6. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей : учебник / Н. А. Аминов. – Воронеж. : МОДЭК. - М. : Институт практической психологии, 1997. – ISBN 5-89395-050-X. - 80 с.

7. Лазаренко, Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации / Л. А. Лазаренко // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 1 – С. 67-68.

8. Захарова, Л.Н. Профессиональная компетентность учителя и психолого – педагогическое проектирование : учебник / Л. Н. Захарова, В. В. Соколова, В. М. Соколов. - Н. Новгород. : Нижегор. Гуманит. центр, 1995. – 135 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагог ДОУ является ключевой фигурой в образовательном и воспитательном процессах. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс, исходя из задач, требующих педагогического внимания. Особо актуальной становится проблема обеспечения дошкольных образовательных учреждений профессионально компетентными педагогическими кадрами, способными к эффективному управлению образовательным процессом и содействию успешной социализации детей дошкольного возраста. Поэтому перед профессиональным образованием стоит важная задача сформировать у будущих педагогов дошкольного образования личностно и профессионально значимые компетентности, определяющие их профессиональную готовность к работе с детьми дошкольного возраста.

Готовность к педагогической деятельности педагога опирается на профессиональную компетентность, выражающуюся в наличии специальных знаний, умений, навыков, а также в особом свойстве личности педагога.

Педагогическая деятельность представляет собой воспитывающее и обучающее воздействие педагога на обучаемого, с целью личностного и интеллектуального развития ребенка, которая будет профессиональной:

  • если деятельность носит преднамеренный характер,
  • если ею занимается человек, который обладает необходимыми знаниями, для ее реализации,
  • если педагогическая деятельность целенаправленна.

Период от 0 до 7 лет обеспечивает общее развитие, которое служит фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и освоения различных видов деятельности.

Важная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет требования к воспитателю. И прежде всего это необходимость осознания величайшей ответственности за счастливое детство ребенка, его судьбу. Отсюда вытекают профессиональные функции воспитателя:

  • создание педагогических условий для успешного воспитания детей (связана с созданием развивающей среды, т.е. среды, которая побуждает ребенка к активности, деятельности);
  • обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей (забота об укреплении здоровья - это залог правильного воспитания детей);
  • осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми (реализуется в планировании работы на основе программно – методической документации); диагностировать детей;
  • участие в педагогическом просвещении родителей; регулировать и согласовывать воспитательные воздействия семьи и ДОУ;
  • участие в исследовательской работе; самообразование.

Чтобы осуществлять педагогическую деятельность, педагог должен обладать: знаниями, умениями, способностями, личностными качествами, опытом, образованием, мотивацией, т. е. обладать профессиональной компетентностью – это интегральная характеристика, определяющая способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельностью.

Новый социальный заказ, обращенный к непрерывному педагогическому образованию, выражается в виде требований к квалификации педагогов, способных, к самостоятельному развитию инноваций в сфере образования детей дошкольного возраста.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Задачи педагогической компетентности: видеть ребенка в педагогическом процессе, проектирование и организация педагогического процесса, создание развивающей среды в группе детского сада, проектирование и осуществление профессионального самообразования.

Структура профессиональной компетентности педагога включает в себя три вида компетентности:

  • ключевые (необходимые для любой профессиональной деятельности),
  • базовые (отражают специфику определенной профессиональной деятельности),
  • специальные (отражают специфику конкретной, сферы профессиональной деятельности). Приобретение компетентности это значит овладение всеми ее видами.

Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру:

  • мотивация,
  • педагогические цели и задачи (задача в деятельности представляет собой цель в определенных условиях - цели общества, цели в системе образования, цели школы),
  • предмет педагогической деятельности (организация учебной деятельности),
  • педагогические средства (знания – научные, технические, компьютерные,.),
  • способы решения поставленных задач (объяснение, показ, совместная работа),
  • продукт (формируемый у ученика индивидуальный опыт) и результат
  • педагогической деятельности (развитие ребенка: его личностное совершенствование; интеллектуальное совершенствование; становление его как личности, как субъекта учебной деятельности).

Все структурные компоненты профессиональной компетентности направлены на практическую деятельность педагога дошкольного образования в виде умений разрешать конкретные педагогические ситуации.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно-образовательная деятельность предполагает: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Эти критерии подкрепляются показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.

Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Эти критерии подкрепляются показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает: консультативную помощь родителям; создание условий для социализации детей; защиту интересов и прав детей. Эти критерии подкрепляются показателями: знание основных документов о правах ребёнка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педработу с родителями, специалистами ДОУ.

Педагогическая деятельность является совместной, а не индивидуальной. Она совместна т.к. в педагогическом процессе обязательно присутствуют две активные стороны: педагог и ребенок. И педагогическая деятельность строится по законам общения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер, оно служит инструментом воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Задача педагогической деятельности - создание условий для гармоничного развития личности, которая решается организацией развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности и построением правильного взаимодействия с ребенком. В педагогической науке выделяют два вида взамодействия педагога и ребенка: субъектно-объектное и субъектно-субъектное.

Субъектно-объектные отношения. В педагогической деятельности в роли субъекта выступает педагог, а в роли объекта — ребенок. При разумном субъектно-объектном взаимодействии формируются и закрепляются положительные качества детей: исполнительность, дисциплинированность, ответственность; ребенок накапливает опыт приобретения знаний, овладевает системой, упорядоченностью действий.

Субъектно-субъектные отношения содействуют развитию у детей способности к сотрудничеству, инициативности, творческого начала, умения конструктивно решать конфликты. Вся деятельность приобретает личностную значимость для ребенка, формируются ценные проявления активности и самостоятельности.

Воспитатель, работая с детьми должен учитывать своеобразие каждой семьи и давать родителям тактичные советы, педагогически просвещая их; привлекать их к участию в детсадовских мероприятиях; добиться взаимопонимания, единого направления педагогических воздействий. В последний год пребывания ребёнка в детском саду, когда интенсивно ведется его подготовка к школе, работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников педагог-воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются.

Профессиональная деятельность воспитателя невозможна без педагогического общения. Воспитатель должен стремиться, чтобы его педагогическое общение с детьми было эффективным и в наибольшей степени способствовало их психическому развитию. Для этого ему нужно знать, чего ждут от общения с ним его воспитанники, учитывать изменяющуюся на протяжении детского возраста потребность их в общении со взрослыми, развивать ее. Эффективность педагогического общения зависит от умения воспитателя учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. К самым маленьким он чаще выражает особую теплоту, использует ласковые формы обращения, к которым малыш привык в семье. Чуткость и заинтересованность педагог проявляет и в работе с более старшими детьми. Но здесь для создания оптимального характера взаимоотношений от него требуется и умение пошутить, а в случае необходимости — разговаривать серьезно, строго. Отличается и содержание общения воспитателя с разными детьми — учитываются их интересы, склонности, пол, особенности семейной микросреды. В процессе взаимодействия с детьми педагог использует как прямые, так и косвенные воздействия.

Обычно под прямыми понимаются воздействия, которые прямо обращены к воспитаннику, так или иначе, касаются его поведения, взаимоотношений (объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и др.). Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т. д. Наиболее эффективны в работе с детьми, особенно младшего и среднего возраста, косвенные воздействия, прежде всего воздействия посредством игры, игрового общения. Вступая в игровое общение, педагог получает возможность экономным путем, без излишнего нажима, морализирования осуществлять руководство деятельностью детей, их развитием, регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты. Правильно организованное педагогическое общение создает наиболее благоприятные условия для развития творческой активности детей.

Читайте также: