Организация сюжетно ролевой игры в доу и роль воспитателя в руководстве этой деятельностью

Обновлено: 06.07.2024

- Как вы думаете, почему игры не получилось после первой экскурсии?
Первая — это сфера предметов (вещей), как природных, так и созданных руками человека; вторая—сфера деятельности людей и их отношений.
На развитие сюжета игры решающее влияние оказывает расширение у ребенка представлений об окружающей действительности. Однако не всякое ознакомление с окружающим побуждает ребенка к игре. Например, наблюдение за растениями, явлениями природы, животными, транспортом, машинами развивают у детей представления об окружающем, но существенно не влияют на развитие игры. Ролевая игра возникает и развивается, прежде всего, в том случае, когда в центре ознакомления с окружающей действительностью стоит человек, его деятельность, поступки, отношения (человек ухаживает за животными, кормит их, лечит; заботится о других людях, управляет транспортом и т.п.)

Поэтому на подготовительном этапе мы старались больше беседовать об игровых действиях каждой роли:
- капитан корабля - набирает команду, отдаёт приказы на борту, держит связь с инструктором по полёту, общается с репортёрами;
- космонавты – летят в космос, выполняют приказы капитана корабля, выходят на связь с Землёй, участвуют в конференции;
- инструктор по полёту – руководит полётом с космодрома;
- инопланетяне – наблюдают за действиями космонавтов, входят с ними в контакт, ведут переговоры на непонятном языке, один или несколько инопланетян летят на космодром вместе с космонавтами;
- репортёры – ведут репортаж, общаются с космонавтами, участвуют в конференции;
- мед. персонал – проводят мед. обследование команды корабля и инопланетян;
- родственники – провожают и встречают космонавтов, организуют концерт, участвуют в репортажах.
- бортинженер – внимательно следит за показаниями приборов пульта управления полётом и стыковки.
-диспетчер – принимает информацию с космоса и передаёт на корабль.

- Внимание! Внимание! Доложите, что вы видите.

У воспитателя всегда должны быть наготове несколько вариантов развития игры: поломка корабля, заболел космонавт, выход в открытый космос, встреча с инопланетянами.
На каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
К пяти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетно – ролевой игры, как условное действие с игрушками, ролевое поведение. Что же нужно для дальнейшего развития детской игры? Одна из линий развития сюжетной игры старшего дошкольника – игра-фантазирование.

Я пользуюсь такой моделью сочинения сюжета:

Жил - был Кто?
Он был Какой?
Герой пошел Куда?
Встретил там Кого?
Сделали вместе Что?
Узнали О чем?
Вместе пошли Куда?
Все закончилось Хорошо

Если ребенок организовал игру на определенный сюжет, значит, полученные представления оказались яркими, вызвали эмоциональный отклик. Значит, вы все сделали правильно!
Успехов вам.

Сюжетно — ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно — ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными. Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный творческий характер игровой деятельности детей. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её содержание, на обогащение их духовного мира. Однако в расширении знаний и представлений у детей необходимо соблюдать меру. Воспитатель не должен спешить, побуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т. д. Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознании и чувствах детей.

Роль воспитателя в игре способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребёнка, выполняющего роль заведующего магазином, где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных продуктов, кто будет заворачивать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин ещё.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей. Один из них представлен в трудах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой и включает следующие компоненты:

* обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

* обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

* своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

* активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

* умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Для того, чтобы бытовая игра прежде всего оказывала влияние на развитие у детей чувства гуманизма, ответственности, дружелюбия, педагог должен

смоделировать и внести в неё необходимые в воспитательном отношении моменты.

Формируя игру как детскую деятельность, её надо насыщать содержанием в соответствии с требованием программы. Большая роль в развитии сюжетно – ролевой игры принадлежит воспитателю.

Игровые приемы в организации сюжетно-ролевых игр с детьми Ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно.

Использование инновационных технологий в организации сюжетно-ролевых игр старших дошкольников На сегодняшний день существует множество методов инновационных технологий, одним из которых является игровое проектирование или метод проектов.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений.

Ширма для сюжетно-ролевых игр

Ширма для сюжетно-ролевых игр В нашем детском саду было проведено методическое объединение на тему: Сюжетно ролевые игры как средство развития дошкольников. В современном.

Роль воспитателя в развитии сюжетно - ролевых игр детей

Сюжетно — ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно — ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными. Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный творческий характер игровой деятельности детей. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её содержание, на обогащение их духовного мира. Однако в расширении знаний и представлений у детей необходимо соблюдать меру. Воспитатель не должен спешить, побуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т. д. Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознании и чувствах детей.

Роль воспитателя в игре способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребёнка, выполняющего роль заведующего магазином, где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных продуктов, кто будет заворачивать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин ещё.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей. Один из них представлен в трудах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой и включает следующие компоненты:

  • обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
  • обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
  • своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.
  • умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Для того, чтобы бытовая игра прежде всего оказывала влияние на развитие у детей чувства гуманизма, ответственности, дружелюбия, педагог должен смоделировать и внести в неё необходимые в воспитательном отношении моменты.

Формируя игру как детскую деятельность, её надо насыщать содержанием в соответствии с требованием программы. Большая роль в развитии сюжетно – ролевой игры принадлежит воспитателю.


Цель: повысить компетентность педагогов в вопросах руководства и планирования сюжетно- ролевой игры детей.

Участники:воспитатели дошкольной образовательной организации.

Подготовка к Педагогическому совету:

– Комарова Н. Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду. — Москва, Издательство «Скрипторий 2003", 2012

– Игра дошкольника /под ред. С. Л. Новосёловой. — М.:Просвещение, 1989

– Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. М: Просвещение, 1988 г

– Короткова Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5–7 лет) //Ребенок в детском саду. 2006, № 5, 6

Организация воспитателей:вмузыкальном зале, предложить разделиться на команды (в зависимости от количества педагогов). Пригласить команды за отдельные столики.

Ход Педагогического совета:

Начальная форма сюжетно-ролевой игры

Развитая форма сюжетно-ролевой игры.

Манипуляции. Ребенок стучит предметами, бросает их, рассматривает, облизывает и т. д., то есть обследует всеми органами чувств. Как называется этап? Каков возраст детей? (0–1 год)

Ребенок знакомится с назначением предметов: машина возит грузы; расческой причесывает; кормит маму, папу, мишку. Игры нет. Это начало формирования предметной деятельности.

Действия объединяются в цепочку (сюжет): накормил куклу, покатал на коляске, уложил спать в кроватку. Простые бытовые действия. Сначала действия развернутые (долго моет посуду), затем действия обобщает (как бы помыл). В этом возрасте надо учить действовать с предметами-заместителями.

Дети решают игровые задачи предметными способами:

3) Воображаемыми предметами

Ребенок играет с игрушкой, а не с партнером. Роль он не принимает, хотя некоторые уже могут.

Дети уже симпатизируют друг другу. Надо создавать условия для объединения детей (катать друг другу мячик). 2–3 года.

Дети отражают взаимоотношения между людьми. Возникновение режиссерской игры. В режиссерской игре ребенок наделяет ролью не себя, а игрушку или предмет-заместитель. Как называется этап? Каков возраст детей? (4–7 лет).

Читайте также: