Какие бывают растения 2 класс школа россии технологическая карта
Обновлено: 05.07.2024
Тема: “Какие бывают растения?”
Цели:
1. Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.
2. Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.
3. Воспитывать культуру общения в группах, в парах.
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, кроссворд для работы в парах, таблицы для индивидуальной работы, схема-обобщение для работы в парах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Я предлагаю вам разгадать кроссворд. Работать будем в парах. Ответив правильно на все вопросы, вы узнаете тему сегодняшнего урока.
1. Очень прочен и упруг,
Строителям надёжный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны (гранит).
2. В морях и океанах обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять (вода).
3. В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без . (кислород).
4. В воздухе он главный газ,
Окружает всюду нас.
Угасает жизнь растений
Без него, без удобрений.
В наших клеточках живет
Важный элемент . (азот).
5. Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это? (Нефть)
6. Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет? (Солнце)
7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
8. Группа звезд на определенном участке неба, объединенные в разнообразные фигуры (созвездия).
- Кто скажет, о чем пойдет речь на уроке?
- Сегодня мы будем говорить о растениях. И в конце урока должны ответить на вопрос: “Какие бывают растения?”
III. Работа по теме урока.
На слайде появилось слово “растения”.
Здесь ручей, журча, течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое "ку-ку".
Еж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез -
Я подумал: леший, бес.
Он всегда загадок полный -
Заповедный, что же.
- Чтобы наше путешествие прошло хорошо, и мы не побеспокоили обитателей леса, вспомните, как нужно вести себя в лесу?
- Рассмотрим изображение леса. Какие растения растут в лесу?
- На какие группы можно разбить растения леса? Вам предстоит поработать в парах. Попробуем распределить растения на группы. Внимательно рассмотрите растения, найдите сходства.
- Назовем 1 группу растений: БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА.
- Почему БЕРЕЗА, ЕЛЬ, РЯБИНА попали в одну группу? Что у них общего?
- У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений.
- Как назовем эту группу растений? – Деревья. Слайд 6.
Информация о рябине. (Рассказывает ученик)
- Все ли деревья одинаковы? Чем ель отличается от других деревьев?
Вернуться по гиперссылке
Какие деревья можно выделить? /Лиственные, хвойные/
- Как их распознаем? /Лиственные деревья имеют листы в виде пластинок, хвойные – иголки, т.е. хвоинки/
- Приведите примеры лиственных и хвойных деревьев.
Информация о ели и сосне, туе.
Вывод: КАКИЕ БЫВАЮТ ДЕРЕВЬЯ?
- Итак, одну группу растений мы выделили – деревья.
- Назовем 2 группу растений: БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК.
- Почему в одну группу попали БРУСНИКА, ЧЕРНИКА, ОРЕШНИК?
- У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений.
- Как назовем эту группу растений? – Кустарники.
Информация о чернике и бруснике.
- Среди кустарников тоже можно выделить лиственные и хвойные кусты.
- К лиственным относятся: малина, крыжовник, смородина и т.д. А к хвойным – можжевельник и кипарис.
Информация о можжевельнике.
- Назовем 3 группу растений: ГВОЗДИКА, КОЛОКОЛЬЧИК, РОМАШКА.
- Чем эти растения отличаются от других?
- Какой у них стебель?
Информация о ромашке.
- Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже?
- Какие растения располагаются на следующем этаже?
- А на самом нижнем?
Растения неслучайно так располагаются. Более низкие растения находят защиту от солнца, ветра.
IV. Физминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
V. Закрепление изученного.
- Давайте проверим, верны ли наши выводы. Поможет нам в этом учебник с. 46, прочитать параграф.
- Итак, ребята, какие три группы растений вы выделили? Назовите отличительные признаки каждой группы.
- На странице 47 для вас задание. Будете работать в парах. Допишите в таблицы названия растений, правильно распределив их по группам.
- Проверим, как вы сделали задание.
VI. Экологическая страничка.
- Мы много сегодня говорили о растениях. Еще есть два очень важных вопроса, на которые мы должны сегодня ответить: “Что угрожает растениям?” и “Как их нужно охранять?”.
Минусы
Мы живем в промышленный век. Человек построил множество заводов и фабрик, которые производят очень полезные и нужные вещи. А как промышленные предприятия могут повлиять на жизнь растений?
Как еще человек использует растения? Да, деревья в лесах вырубаются: на дрова, для изготовления бумаги, строительство домов и т.д.
Красота леса радует и привлекает человека. Летом многие семьи выезжают на отдых в лес. И как результат - …
Пожары уничтожают лес за считанные минуты, а чтобы вырастить 1 дерево потребуются годы…
Русский народ издавна приметил, что многие лесные травы приносят пользу, исцеляют от многих болезней. И мы стали брать, брать и брать… И вот некоторые лекарственные растения занесены в Красную книгу (первоцвет, валерьяна и т.д.).
Плюсы
Как защитить лес от промышленных предприятий? Создание заповедников.
Древесина очень нужна человеку. Но как защитить лес? Только ли надо вырубать, забирать у природы?
Решение: высадка лесов. Не разводить костры в засушливых местах, обязательно затушить после себя.
Красная книга!
Предметные: учить детей приводить примеры названий деревьев, кустарников и травянистых растений, научить выделять во внешнем строении растений признаки, указывающие на принадлежность к той или иной группе.
Метапредметные:
Личностные: создавать условия для формирования представления о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям. положительного отношения к учебному материалу.
Регулятивные: формировать и развивать умения понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
Познавательные: находить и выделять при помощи учителя информацию, необходимую для выполнения заданий; использовать схемы-рисунки для выполнения заданий; понимать содержание текста, фиксировать полученную информацию в виде записей, схем.
Коммуникативные: высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами); поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом.
Метод обучения: частично – поисковый, целенаправленное исследование объекта (дерево, куст, трава)
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Основные понятия: деревья, кустарники, травянистые растения, разнообразие растений, лиственные растения, хвойные растения.
Дидактические материалы к уроку: карточки-задания, план работы с заданием для работы в парах.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Универсальные действия
1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности;
Включение в деловой ритм и игровую деятельность.
- Здравствуйте ребята!
Жизнь играет, жизнь идет.
Утро солнышко несет.
Пляшет вечности минутка.
Всем желая, с Добрым утром.
Мир проснулся, все чудесно.
Все так ново, интересно.
Улыбнитесь утру и друг другу.
- Именно так, с улыбкой, мы начнем наш урок.
- Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?
Подготовка к работе.
Проговаривают девиз урока, дают толкование поговорке.
Проверка готовности к уроку; настрой на успешную работу
регулятивные: целеполагание; коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Цель: актуализировать знания о природе;
-Что мы узнали на прошлом уроке о воде?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проверка домашнего задания – тестирование (вопросы теста позволяют сделать переход от изученной темы к новой )
-К какой природе относится вода?
- Именно за новыми знаниями , мы отправляемся в сказочное царство. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет – нет, не царь с царицей…. Это царство особенное. Оно находится не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас….
- Может вы догадались, что это за царство?
-На слайде прочитайте и назовите предметы, которые относятся к живой природе.
-Как можно назвать одним словом предметы?
-Больше всего разнообразных растений мы можем встретить где?
Цель: формирование представлений о многообразии растений.
- образовательные: ознакомить с древесными и травянистыми жизненными формами растений, классификацией травянистых растений; научить различать травянистые и древесные жизненные формы растений по их внешним признакам, распознавать растения края;
- развивающие: развивать умение использовать доступные способы изучения растительного мира ; развивать умение работать в группе; развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
- воспитательные воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать интерес к предмету; воспитывать интерес к изучению природы родного края.
Формируемые УУД:
- личностные УУД : готовность и способность, обучающегося к саморазвитию; формирование уверенности в себе, учить оценивать свою работу; формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из спорных ситуаций;
- регулятивные УУД : целеполагание постановка и принятие учебной задачи, на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно; составление плана и последовательности действий;
- познавательные УУД : осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;
- коммуникативные УУД : умение слушать и вступать в диалог; участвовать в обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное; взаимодействие; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Оборудование: для учителя: ноутбук, проектор, экран, цифровой микроскоп, карточки; для учащихся: учебник, тетрадь, конверты с карточками.
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ А.А. Плешаков. – 10 – е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 144 с.: ил. – (Школа России)
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1. Мотивационный момент
Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке окружающего мира. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Желаю вам успешной работы на уроке.
Присаживаются и проверяют готовность к уроку.
“ Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней”, – писал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Природа говорит с нами ароматом цветов, журчанием ручья, мерцанием звезд, дождем и радугой, пением птиц, шепотом трав и шелестом листьев.
Сегодня мы отправимся в путешествие. Куда именно, вы узнаете, ответив на вопросы.
(Ответы сопровождаются появлением картинок на слайде 2).
1. Её всегда в лесу найдёшь —
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
2. Темной он покрыт корой,
Лист красивый вырезной,
А на кончиках ветвей
Зреет много желудей.
3. Сладких ягод соберите,
Для варенья припасите,
От простуды, от ангины
С чем поможет чай?
4. В белой юбочке стоит,
Про любовь секрет таит:
Может скажет, иль промашка —
Какое предположение мы можем выдвинуть?
На уроке мы будет путешествовать по царству растений. Какая цель будет у нас в этом путешествии?
Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу.
Осознавать значение учебной деятельности.
Принимать ценности мира.
Регулятивные:
Понимать, принимать, ставить и сохранять учебную задачу.
Понимать инструкции и следовать им в практической работе.
Выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения; вносить необходимые коррективы.
Оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний.
Понимать схемы, приведённые в учебнике.
Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
Формулировать простейшие выводы, создавать опорные схемы по теме урока.
Осознанное и произвольное строить речевые высказывания в устной форме, структурировать знания.
Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели.
Извлекать необходимую информацию из разных источников.
Коммуникативные:
Участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета, умение слушать и вступать в диалог.
Высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их.
Читайте также:
- Как отражаются в показателе ввп работа воспитателя детского сада
- К числу основных принципов деятельности школы относятся принцип познания
- Няня ударила ребенка в детском саду что делать
- Какой вклад внесли представители различных экономических школ в развитие теории предпринимательства
- Что такое созвездие кратко