К числу основных принципов деятельности школы относятся принцип познания

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Содержание основных принципов обучения

Построим логику изложения по такой схеме: вна­чале определим существенные признаки закона как социального педагогического явления, затем разберем сущностные характери­стики основных дидактических принципов, а после обозначим ключевые моменты педагогических правил.

Закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющее­ся отношение между явлениями в природе и обществе.

Всякий закон проявляется при определенных условиях. При­чем одни законы действуют постоянно, в каждую единицу време­ни, другие - на протяжении некоторого времени, пока существу­ют специфические условия.

Среди законов различают динамические и статические. Динами­ческим законом является такой, при котором исходное состояние объекта однозначно обусловливает ряд последующих его состоя­ний. Зная первое, можно предсказать остальные. Статический за­кон предусматривает определенную вероятность заложенных тен­денций изменения объекта или системы при заданных условиях.

Общественные законы реализуются через сознательную дея­тельность людей, преследующих свои цели. В этой связи в явле­ниях социальной действительности закон выступает как средняя совокупность индивидуальных целей деятельности людей, дости­гаемых при проявлении человеком конкретного волевого усилия, позволяющих получить желаемое. Люди работают каждый на сво­ем участке, выполняют общественную работу разного типа, обща­ются, преследуя свои частные цели, но и осознавая их общий смысл. Законы общественной жизни прорываются сквозь сумму этих частных целей и приводят к конкретным, но порой и неожи­данным результатам.

Процесс обучения отличается от других явлений обществен­ной жизни одной важной особенностью. Для него характерны относительно узкие, ограниченные социальные цели, непосред­ственно соотносимые и сопоставимые с законами обучения. Ког­да преподаватель рассказывает, он знает, что студенты воспримут рассказ и усвоят какую-то часть его содержания. Преподаватель также знает, что сопровождение рассказа наглядностью сделает его усвоение более эффективным. Такое знание, полученное в результате эмпирического опыта обучения, выступает в качестве регулятора практической деятельности педагога.

В дидактике под законом подразумевается внутренняя сущест­венная связь явлений обучения, которая обусловливает их необ­ходимую реализацию и развитие. В учебном процессе подавляю­щее большинство законов статические, и проявляются они как тенденция, т.е. направленность развития педагогического явле­ния, мысли или идеи, которые в свою очередь приобретают фор­му закономерности.

Закономерность педагогического процесса — объективно суще­ствующие, повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Педагогическая закономерность предполагает упорядоченность педагогических явлений, устойчивость влияющих друг на друга факторов, систематичность связей между объектами педагогиче­ского процесса. Учесть многообразие существующих факторов, влияющих на обучение в целом и на реализацию цели обучения каждого, крайне затруднительно, однако есть ряд общепринятых педагогических закономерностей:

- направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности; активно-деятельностный харак­тер обучения;

- единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-по­знавательной активности студентов;

- проявление уважения и требовательности к студентам, укреп­ление их личного достоинства в процессе обучения;

- обеспечение радости успехов в овладении знаниями;

- раскрытие способностей и творческих задатков студентов с опо­рой на их положительные свойства и качества в процессе обучения;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов в процессе обучения;

- повышение влияния коллектива на улучшение качества учеб­ной работы;

- согласованность и единство педагогических усилий всех си­стем, участвующих в учебно-воспитательном процессе.

Из таких закономерностей вытекают принципы обучения.

Еще один принцип - это обязательная, непререкаемая норма поведения. Данное утверждение исходит из того, что норма регу­лирует отношения между людьми, а в условиях педагогического процесса должна быть серия конкретных норм, соблюдаемых и преподавателем, и студентами ежедневно.

Принцип - это и тезис, выведенный из какой-либо доктрины. Так, педагог-новатор, стремящийся воплотить в жизнь свою пе­дагогическую идею, подбирает для ее реализации и свою систему принципов, которая, по его мнению, приведет к оптимизации процесса обучения, или на основе имеющихся формулирует свой принцип обучения. Поэтому в научно-методической литературе существует большое разнообразие интерпретаций названия и видо­измененного содержания классических дидактических принципов. Принципы обучения условно можно разделить на несколько категорий.

Ко второй категории относятся принципы формирования содер­жания образования. Это:

- принцип соответствия содержания образования потребностям общественного развития, благодаря чему в содержание образова­ния включаются не только знания, но и фрагменты, обеспечива­ющие отражение опыта творческой деятельности человечества и опыта личностного отношения к системе выработанных человечеством ценностей, а также учитывается соответствие содержания образования и обучения целям подготовки специалиста;

- принцип единства содержательной и процессуальной сто­рон обучения, означающий тесное единство предметного содер­жания, а также способы усвоения обучаемыми этого содержания;

- принцип опережающего характера формирования содержа­ния, который заставляет преподавателя обращать внимание на перспективу развития личностно-профессиональных качеств бу­дущего специалиста и ту систему знаний, умений и навыков, ко­торыми должен овладеть выпускник. Педагог должен иметь опре­деленный прогноз развития своих студентов; знать закономерно­сти их профессионального становления и развития;

- принцип структурного единства содержания образования на различных его уровнях, позволяющий реализовать многоуровневость и многоступенчатость системы образования;

- принцип дополнительности, суть которого заключается в том, что согласно закону единства и борьбы противоположностей во всяком педагогическом явлении существуют две неразрывно связанные между собой стороны знания/незнания, понимания либо не­понимания;

- принцип модульности, предполагающий, что содержание бу­дет характеризоваться цельностью, завершенностью, полнотой и логичностью построения единиц учебного материала в виде бло­ков-модулей. Внутри них материал конструируется в виде систе­мы учебных элементов, которые взаимозаменяемы и подвижны, предполагают вариативность уровней сложности и трудности учеб­ной деятельности;

- принцип гибких образовательных структур, позволяющий оперативно пересматривать содержание образования и обучения с учетом новых факторов в современных социально-экономиче­ских условиях. Интересы работодателей и студентов как будущих специалистов реализуются через разные варианты содержания обучения и образования в зависимости от их конкретных потреб­ностей.

Четвертая категория принципов обучения объединяет техно­логичные принципы педагогической деятельности. Их разработчик педагогической технологии ставит в центр взаимодействия участ­ников конкретной технологии обучения или воспитания. К ним относятся: принципы меры; динамичности педагогической пози­ции; оригинальности и новизны воздействия; конпенсаторности.

Пятая категория принципов включает в себя общедидактические принципы, или принципы целостного педагогического процесса. В мо­мент построения конспекта учебного занятия, при продумывании способов активизации познавательной деятельности студентов, при выстраивании системы преподавания педагог ориентируется на общепринятую систему дидактических принципов обучения, та­ких, например, как принципы научности, систематичности и после­довательности; межпредметных связей; связи теории и практики обучения с жизнью; профессиональной направленности, наглядности, доступности, дифференциации и индивидуализации обу­чения; воспитывающего обучения и т.д.

Обратим внимание на содержание некоторых общедидактиче­ских принципов и специфику их действия в системе среднего про­фессионального образования.

Немаловажное значение в высшей школе имеет прин­цип научности. Согласно данному принципу реализуется требова­ние соответствия обучения современному состоянию науки с уче­том прогнозов на будущее. Поэтому научность обучения состоит в том, что студенты изучают всю систему знаний той или иной науки на современном уровне ее развития. Студент познает мето­дологию науки, в рамках которой находится данный предмет, пути развития и методы познания самых сложных ее проблем, борьбу мнений в науке.

Научность в обучении предполагает информирование студен­тов о самых последних научных теориях и концепциях; для сту­дентов старших курсов возможен и анализ противоречивых, но заслуживающих внимания научных гипотез. Научная обоснованность предлагаемой учебной информации по конкретной дисциплине предполагает научную обоснованность применяемых практических действий, аргументированность исполь­зуемых в практике методов, средств, форм, технологий обучения.

Важная особенность действия принципа научности - препо­давателю необходимо так построить процесс усвоения студентами знаний, чтобы происходило постоянное стимулирование их по­знавательной активности в самостоятельном добывании знаний, чтобы студент мог устанавливать причинно-следственные связи реализации научных фактов, идей, чтобы у каждого студента сло­жилась картина научного понимания психолого-педагогических закономерностей. Реализация принципа научности заставляет преподавателя:

- отражать в содержании образования как можно большее число фундаментальных научных достижений, без которых невозможно функционирование современного специалиста;

- знакомить обучаемых с методами научного познания и ил­люстрациями важнейших закономерностей процесса научного по­знания. Исходя из этого, при отборе и предъявлении студентам учебного материала преподаватель должен структурировать учеб­ные знания от историко-научных к предметным; показать сту­дентам методы научного познания для расширения круга знаний; отобрать соответствующие способы, активизирующие познаватель­ную деятельность студентов;

- при отборе содержания соблюдать единство логики науки и логики обучения. Внутренняя логика науки сочетается с целями обучения и практическим применением знания;

- увеличивать объем научной информации. При этом педагог должен помнить, что в целом увеличивается объем первостепен­ной информации, поэтому из учебного материала следует исклю­чать подробности, не имеющие принципиального значения.

Следование принципу научности позволяет современному сту­денту приобрести устойчивую систему знаний, умений и навы­ков, которые понадобятся ему в будущей работе или в продолже­нии образования.

Основу интегративного подхода при отборе содержания образо­вания и обучения составляет принцип межпредметных связей. В об­щих чертах он характеризуется тем, что в содержании учебных дисциплин должны быть показаны те взаимосвязи, которые су­ществуют в природе и познаются современными науками. Меж­предметные связи являются своеобразным эквивалентом межнауч­ных, в их основе лежат интеграция и дифференциация научного знания. Психологической основой межпредметных связей стано­вится образование межсистемных ассоциаций, которые позволя­ют отобразить многообразные предметы и предметы реального мира в их единстве и борьбе противоположностей.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения получил широкую интерпретацию своего названия: это и принцип сочета­ния индивидуального подхода и коллективизма в обучении, и принцип связи интересов личности и общества, и принцип кол­лективного характера обучения и индивидуального жизненного опыта студентов и т.д.

Индивидуализация предполагает организацию такой модели обучения, которая построена на взаимодействии преподавателя с одним студентом или на взаимодействии его один на один со средствами обучения. Главный тезис индивидуализации обуче­ния гласит: обучение должно быть адаптивным, позволяющим под­строить содержание, методы, темп учебной деятельности к осо­бенностям конкретного студента, проследить его продвижение от незнания к знанию и по ходу его корректировать деятельность обучаемого и преподавателя.

В современных условиях одной из форм индивидуализации обучения является самостоятельная работа студентов, позволяю­щая педагогу дать задания усложняющего характера, интегриро­вать индивидуальную работу с другими формами учебной дея­тельности. Формой индивидуализации обучения выступает научно-иссле­довательская деятельность студентов, поскольку именно такая работа позволяет в полной мере удовлетворить познавательные, профессиональные интересы студентов, направляет их творческий поиск, создает максимально комфортные условия для проявле­ния исследовательских способностей.

Примером практической реализации данного принципа слу­жит и предложение студентам выбрать элективные курсы. Выборочная дифференциация этих предметов осуществляется как:

- обязательный выбор среди обычных предметов (например, между двумя иностранными языками);

- обязательный выбор между новыми предметами, еще не зна­комыми студентам;

- добровольный выбор среди обычных предметов (например, выбор третьего языка);

- свободный выбор среди новых предметов.

Еще одной формой индивидуализации является открытое обу­чение посредством технологии дистанционного обучения. В рам­ках конкретного образовательного учреждения принцип индиви­дуализации реализуется в студенческом самоуправлении.

Принцип воспитывающего обучения предполагает, что на учеб­ном занятии преподаватель сознательно ставит и пытается решить задачи воспитания личности будущего профессионала. Воспиты­вающее влияние на студентов оказывает как содержание конкрет­ного учебного предмета, так и личность преподавателя. Воспиты­вающее значение и содержания профессиональной подготовки в целом, и содержания учебной дисциплины в частности заключа­ется в том, что выпускник колледжа способен создать в своем сознании идеальную модель педагога. Личность преподавателя служит для студентов своеобразным эталоном, по которому стро­ится такая идеальная модель. Воспитательный потенциал обучения реализуется посредством участия студентов в разных видах учебной деятельности, когда у обучаемых формируется отношение к труду посредством форми­рования разнообразных общеучебных и профессиональных уме­ний и навыков.

Принцип доступности обучения связан с возрастными особен­ностями учащихся. Для успешной реализации этого принципа педагогу необходимо учитывать образовательный уровень учащих­ся, т.е. уровень их подготовки; уровень их развития, индивиду­альные особенности мыслительной деятельности и памяти; ха­рактер жизненного опыта и степень воспитанности.

Обозначенные принципы играют существенную роль при под­готовке специалистов в высшей школе.

В учебно-воспитательном процессе принципы реализуются через правила. Они выводятся на основе научного анализа педа­гогического процесса и длительной учебно-воспитательной прак­тики. Правила категоричны по своей форме, имеют прикладное значение и предъявляются участникам педагогического процесса в виде четко сформулированных требований.

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Источники развития педагогики:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания;

– данные специально организованных педагогических исследований;

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:

– цели обучения (для чего учить);

– содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

К таким задачам можно отнести:

– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

– изучение и распространение педагогического опыта;

– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:

– описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);

– диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);

– прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:

– проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);

– преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);

– рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Урок 2. Основные принципы дидактики

В прошлом уроке мы с вами познакомились с педагогическими воззрениями человека, сыгравшего в истории педагогики огромную роль – педагога-философа Яна Коменского. Также мы смогли сделать вывод, что именно его идеи стали основополагающими в становлении той системы образования, которую можем наблюдать и сегодня – в XXI веке.

Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме. Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей.

Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип целенаправленности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип наглядности
  • Принцип связи обучения с жизнью
  • Принцип прочности
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип воспитания и развития

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные. Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах. В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

  • Наличие системы теоретических знаний у учащихся
  • Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений
  • Аргументированность действий и практических выводов наукой

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опыт учеников. Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

  • Должен учитываться образовательный уровень учащихся
  • Должны учитываться познавательные возможности учащихся
  • Должна учитываться профессиональная подготовка, характер и опыт учащихся
  • Должны учитываться возрастные особенности учащихся
  • Должны учитываться потребности и интересы учащихся

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

  • Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам
  • Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям
  • Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии. Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков. Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

  • Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся
  • Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике

Принцип наглядности

Требования принципа наглядности:

  • Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель
  • Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически
  • Объём наглядности должен определяться целенаправленно
  • Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом
  • Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого
  • Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям
  • К оформлению наглядности должны применяться психологические требования
  • Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

  • Весь учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность
  • В процессе обучения должен быть дан ответ на вопрос, когда, где и каким образом в жизни можно применять полученные знания

Требования принципа сознательности и активности:

  • Учебный процесс должен быть двусторонним
  • Педагог обязан вызывать у учащихся желание к самостоятельной и творческой работе
  • В учебный процесс должны включаться активные формы обучения
  • Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации
  • Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

  • Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы
  • Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике
  • Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений
  • В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель. Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом.

Принцип воспитания и развития

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

  • Должны быть правильно определены ведущие цели обучения: развивающая, воспитывающая и познавательная
  • В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение
  • В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм
  • В учащихся должны формироваться творческое мышление, инициативность и самостоятельность
  • В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т.д.

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

  • Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
  • Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
  • Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) – в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент

Второе основоположение гласит:

  • Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
  • Ум должен развиваться раньше и быстрее, чем язык
  • Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
  • Примеры должны служить основой правил

Четвёртое основоположение гласит:

  • Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет

Шестое основоположение гласит:

  • Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы – учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
  • Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом

Седьмое основоположение гласит:

  • Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
  • Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

  • Юношеское образование следует начинать рано
  • Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
  • Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы

Второе основоположение гласит:

  • В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
  • Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению

Третье основоположение гласит:

  • Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
  • Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
  • Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

  • Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
  • Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
  • Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
  • Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
  • Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Проверьте свои знания

Целью данной работы является изучение материалов и литературный анализ основных принципов обучения. В задачи исследования входит изучение информации относительно исторических этапов формирования понятия "принцип обучения", общей характеристики основных дидактических принципов обучения, а также взаимосвязи отдельно взятых принципов обучения между собой.

ВложениеРазмер
referat_osnovnye_printsipy_obucheniya_-_kopiya.docx 45.96 КБ

Предварительный просмотр:

Реферат подготовила: Захарова Татьяна Евгеньевна

Должность: учитель биологии и химии

Место работы: МБОУ СОШ №1 г. Дзержинский Московской области

Для установления единой системы образования необходима была та единая база, исходя из которой, было бы возможным достижение максимального эффекта в реализации поставленных педагогических целей и задач.

Если воспринимать обучение детей в виде целостной системы, которая состоит из большого количества логически последовательных связей, то должны существовать и некие механизмы, которые обуславливают эту последовательность, регулируют и направляют её. Данные механизмы должны придавать некоторые закономерности процессу обучения и воспитания всесторонне и гармонически развитой личности.

Единство педагогических идей прошлых лет и современности оформило эти регулирующие положения под единым названием – дидактические принципы обучения.

Таким образом, целью данной работы является изучение материалов и литературный анализ основных принципов обучения.

По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей процесса обучения формулировались и новые принципы обучения, видоизменялись старые, поэтому они являются исторически преходящими.

Я. А. Коменский, следуя своей идее природосообразности обучения, отмечал, что как в природе вся жизнь начинается с весны, так и обучение человека должно начинаться в весне жизни (детстве); утренние часы наиболее удачны для занятий, так как утро соответствует весне; все подлежащее изучению должно быть расположено так по ступеням возраста, чтобы учащимся предлагалось для изучения то, что доступно способностям восприятия. Следовательно, идея природосообразности является основой таких принципов обучения, как постепенность, последовательность и самодеятельность.

Как отмечает Б. П. Пузанов и др. [3], Ж. Ж. Руссо, считал, что каждый ребёнок должен находиться в контакте с природой. Взаимосвязи ребёнка и окружающего мира, как основной составляющей познания было посвящено значительное количество трудов этого автора.

И. Г. Песталоцци, так же уделял внимание принципу наглядности в обучении, но он не воспринимал его как основное средство для познания. Педагог делал упор на использование наглядности для развития логического мышления, построения умозаключений, связей и закономерностей.

А. Дистервег сформулировал принцип природосообразности, суть которого, по его мнению, состоит в соответствии процесса обучения естественному ходу развития ребенка. Вместе с тем он выдвинул и принцип культуросообразности, заключающийся в том, что при обучении должна приниматься во внимание вся современная культура.

Наиболее полно принципы обучения были сформулированы К.Д. Ушинским:

обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

порядок и систематичность - одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

обучение должно всячески развивать у детей самодеятельность, активность, инициативу;

обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы.

Количество и формулировки принципов обучения изменялись и в последующие десятилетия (М. А. Данилов, Б. П. Есипов, М. Н. Скаткин и др.). Работа над ними продолжается и сегодня. Предпринимаются попытки вывести единые принципы целостного педагогического процесса, отражающие закономерности обучения и воспитания.

2. Современные принципы обучения

Современные принципы обучения в разных педагогических работах имеют некоторые отличия [1,2,3,6], однако суть их при этом не меняется.

Современные педагогические принципы:

  1. Принцип научности предполагает научный характер знаний, которые преподносятся детям, даже если эти знания адаптируются с учетом познавательных возможностей учащихся и носят элементарный характер.

Данный принцип предусматривает понимание учащимися того, что в этом мире всё подчинено определённым законам, знание которых необходимо уметь реализовывать на практике.

Правила принципа научности:

1. Учебный материал должен соответствовать современным достижениям науки. Причем сложные научные понятия допускается упрощать без существенного искажения. Таки образом, чтобы понятия, полученные в младшем школьном возрасте не отвергались по прошествии нескольких лет, а наоборот поступательно усложнялись для раскрытия сути изучаемого материала в полной мере.

2. Учащиеся должны быть ознакомлены не только с парадигмами учебного материала, но и с новейшими достижениями настоящего времени, путём приобщения последних к практическому применению полученных знаний в доступной для соответствующего возраста времени.

3. Догматизм в преподавании неприемлем. Необходимо предоставлять учащимся несколько альтернативных точек зрения, если таковые имеются. При этом делать упор на разоблачении различного рода мракобесий и лженаучных теорий

4. Следует базировать учебный материал на изучении закономерностей окружающего мира.

При работе в детском коллективе, необходимо дифференцированно излагать учебный материал, т.к. в рамках даже дети с одинаковым уровнем успеваемости могут иметь разные психофизиологические особенности развития памяти и восприятие.

Однако не стоит забывать и про воспитательную сторону педагогической деятельности, которая заключается и в социализации детей. Поэтому применение групповых методик и работы в пределах коллектива являются неотъемлемой частью педагогического процесса.

Вышеперечисленные классические принципы обучения отлично зарекомендовали себя в реализации и организации образовательного процесса в большинстве стран мира. Однако развитие общества не стоит на месте, меняется психология, физиология и даже анатомия человека. В разные исторические периоды по-разному воспринимается та или иная информация, совершенно иные задачи ставятся перед обществом и методы их реализации так же иные. Всё это и являлось прямыми предпосылками для эволюции классических дидактических принципов и естественного возникновения иных нетрадиционных принципов обучения, которые были призваны не исключать, а лишь полноценно дополнять устоявшиеся образовательные догмы. Таким образом, основные дидактические принципы в современном обществе стали восприниматься несколько шире.

Так, до конца XX века основополагающим считался индивидуальный подход при работе в группе детей, сейчас же основной упор делается на систему дифференцированного обучения. Такие изменения привели к появлению следующих принципов обучения:

Принцип личностного целеполагания ученика – учитель не навязывает свою позицию ученику, а лишь является направляющим звеном в образовательном процессе.

Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории – ученик может сам определять основные направления в образовательном процессе, по согласованию с педагогом.

Принцип метапредметных основ образовательного процесса – в процессе обучения, учитель устанавливает метапредметные связи, которые сводят изучаемый материал к небольшому количеству фундаментальных образовательных объектов: категорий, понятий, символов, принципов, законов, теорий, отражающих определенные области реальности.

Принцип продуктивности обучения - сводится к приобщению ученика к созданию образовательных продуктов. Данный процесс и выполняет функцию обучения, как практическое применение самостоятельно усвоенных знаний.

Принцип ситуативности обучения - строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и поиск их решения.

Принцип образовательной рефлексии - сопровождается рефлексивным осознанием субъектами образования изучаемого материала.

Таким образом, в настоящее время, в педагогической практике интенсивно внедряемый дифференциальный подход, основанный на данных принципах обучения, позволяет ученику принимать активное участие в образовательном процессе. Определяя темп, объём и сложность обучения, участвуя в специально созданных образовательных ситуация, учащийся имеет возможность для более эффективной самореализации.

Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и процессуальных (организационно-методических) принципов. Такое их деление условно: значение каждого принципа не ограничивается только рамками своей группы. Однако оно методически правомерно, так как помогает ответить на два основных вопроса дидактики: чему и как учить? Из дидактических принципов вытекают правила обучения, которые подчиняются принципу, конкретизируют его, определяют характер отдельных методических приемов, используемых учителем (преподавателем), и ведут к реализации данного принципа [6].

Так при проведении уроков по знакомству с окружающим миром среди детей младшей школы используют принцип последовательности и систематичности, в виде первичного знакомства с общими закономерностями окружающего мира. Далее, в более старших, классах дети начинают изучать отдельные царства живой природы, затем общую характеристику и жизнедеятельность конкретных видов живых организмов, знакомятся со строением их органов и систем. На каждом этапе формирования знаний об окружающем мире должен наряду с вышеуказанным принципом использоваться и принцип наглядности, как основа естественных наук. Несомненно, знания должны иметь прочное усвоение, которое в большинстве случаев достигается путём многократного повторения, построения логических взаимосвязей между ранее изученным материалом и новым. Так же прочность усвоения знаний во многом зависит здесь от правильной организации реализации того же принципа последовательности и систематичности. Особенно важно соблюдение и принципа научности. Восприятие латинских названий живых организмов детям не доступно, в то время как начало изучения окружающего мира хорошо делать с уже известных растений и животных места проживания.

Развитие и судьба целых наций и государств во многом зависит от того какое поколение будет воспитано в образовательных учреждениях страны. Сам процесс воспитания и обучения во многом регулируется дидактическими принципами, качественное и умелое применение которых определяет дальнейшую эффективность образовательного процесса в целом.

Дидактические принципы возникли не случайно, это не искусственная категория педагогических идей, а сложная система, сложившаяся на протяжении многих лет вследствие последовательной и упорной работы методом проб и ошибок прогрессивных педагогов прошлого и современности.

Образование не может существовать само по себе, оно так же должно нести ещё и воспитательные аспекты.

Именно грамотно построенная взаимосвязь принципов обучения и ведёт к воспитанию целостной гармонически и всесторонне развитой личности, которая впоследствии и имеет все шансы стать достойным членом современного общества.

Читайте также: