Какой вклад внесли представители различных экономических школ в развитие теории предпринимательства

Обновлено: 02.07.2024

Мухамбетова Л.К., доцент

Карабалин А.Е., магистрант

Одним из самых сложных социо-культурных феноменов всей истории человечества является предпринимательство. Многоаспектность этого явления определяется плюрализмом методологических подходов к его исследованию. В современное время предпринимательство, как особый образ деятельности человека и как определенная социальная общность, представляет интерес в качестве объекта исследования практически для всех общественных наук: истории, социологии, экономической теории, культурологии, права, психологии, конфликтологии и других наук. Поэтому ни одна из гуманитарных наук не может претендовать на комплексность и полноту анализа исследуемого явления.

Английский философ Т. Гоббс увязывал предпринимательство и труд человека с позиций внимания к ним со стороны государства. Он отмечал, что необходимо поощрять различного рода промыслы, судоходство, земледелие, рыболовство и все отрасли промышленности. А предпринимательство через труд несет в себе благо социальное [2].

Француз К. Бодо (физиократ) развил идею Р. Кантильона дальше. Он отмечал, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, то есть различной информацией и знаниями. Другой французский экономист-физиократ Ж. Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, а прибыль выступает в качестве основной цели успеха предпринимателя и является базой для развития производства [5].

С конца 90-х годов XIX века в мировой экономической мысли господствующим учением становится неоклассическая теория, основанная на модели рационального человека в равновесном мире. Однако в ее рамках не сформировалась единая теория, объясняющая сути предпринимательства и прибыли. В соответствии с неоклассическим подходом состояние долгосрочного конкурентного равновесия характеризуется тем, что весь продукт без остатка распределяется между собственниками трех факторов производства, а величина чистой предпринимательской прибыли равна нулю.

По Ф.Х. Найту, предпринимателем является человек, берущий на себя бремя полной неопределенности и избавляющий от него своих поставщиков.

Для реализации этой функции предпринимателю требуются специфические личные качества, и, прежде всего, интуиция. Понятно, что принятие хозяйственных решений в условиях риска и неопределенности является неотъемлемым элементом деятельности предпринимателя. Однако вряд ли это можно считать критериальным принципом, характеризующим специфику такого сложного социального явления, каким является предпринимательство [7].

Й.Шумпетер представил развернутую концептуальную схему анализа предпринимательства как самостоятельного феномена, первым обосновал позитивную роль предпринимателей в экономической системе. Благодаря ему было положено начало развитию конструктивных теорий предпринимательства. Кроме того, Й.Шумпетер внес в понимание предпринимательства такую важнейшую функциональную характеристику как разработка и обоснование процесса реализации нововведений. Й.Шумпетер, по существу, определил инновационную деятельность как фактор, влияющий на характер и скорость развития экономической системы. В данном случае следует отметить значимость инновационного компонента предпринимательства и рассматривать этот компонент как смысловое ядро данной категории.

Д. МакКлелланд в своей теории приобретенных потребностей утверждал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности. Он отмечал, что общества с повышенными мотивами к достижению порождают больше энергичных предпринимателей. А эти предприниматели в свою очередь ускоряют экономический рост. То есть, по его мнению, предприниматель есть человек с высокой потребностью в достижении, который берет на себя умеренный риск [10].

Американский исследователь Р.Хизрич определяет предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью. Под предпринимателем он понимает человека, который затрачивает на это необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение от достигнутого. В то время как А.Хоскинг утверждает, что индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение его необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения [12].

Очевидно, что многообразие определений предпринимательства связано с особенностями этого феномена, состоящего в высокой динамике изменчивости его содержания и форм. Кроме того, имеющиеся определения предпринимательства характеризуют предпринимательский процесс и предпринимателя с экономической, психологической, управленческой и других точек зрения.

1. Кузнецов О. К вопросу об эволюции теорий предпринимательства // Управление экономическими системами. Электронный журнал, 2014, № 10

2. Ерышев А.А. История политических и правовых учений: Учеб. пособие. — 3-е изд., стереотип. — К.: МАУП, 2002

4. Сэй Ж.-Б. Трактат политической экономии. – М., 1986

5. История экономических учений/ Под ред. Г.А.Шмарловской – Минск: Новое знание, 2010

6. Экономика переходного периода / Под ред. В.В. Радаева, А.В. Бузгалина - М.: Изд-во МГУ, 1995

7. Найт Ф. Понятие риска и неопределенности // Thesis. Вып. 5, 1994

8. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Великие имена классической экономики. – М.: Эксмо, 2008

9. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития: Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла коньюктуры: Пер. с нем. – М., 1982

10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Под общей редакцией Л.И. Евенко – М.: Дело, 1992

11. Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы - М.: - Book chamber international, 1992

1. Краткая характеристика учений о предпринимательстве в XVIII—XIX вв.

Анализ учений классиков экономической мысли в XVIII— XIX вв. позволяет сделать один из важных выводов: в них заложены фундаментальные положения о предпринимательстве, предпринимателях, которые не потеряли актуальности и сейчас. В то же время наблюдается широкий спектр взглядов на исследуемые вопросы. В своих трудах классики дали научно-практическое определение сущности и роли предпринимателей в экономической деятельности. Уже в начале XIX в. в их работах выделяются экономические, организационные и психологические признаки предпринимательства, которые позднее трансформируются в его основные функции. Тогда же, в XIX в., ученые-экономисты указывали на инновационный характер предпринимательства. Эта точка зрения широко исследуется в XX столетии, особенно во второй его половине.

Рассмотрим точки зрения отдельных ученых-экономистов на сущность предпринимательства и предпринимателей. По мнению Р. Хизрича и М. Питерса, в XVIII в. предприниматель (антрепренер) — это лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее. Такой человек берет на себя всю полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в сумму, меньшую оговоренной, то разницу он присваивает. Как утверждают Хизрич и Питере, первым ученым-экономистом, разработавшим одну из первых концепций предпринимательства, являетсяРичард Кантильон, по определению которого предприниматель — это человек, действующий в условиях риска (1725 г.). Можно утверждать, что Кантильон является родоначальником тезиса о предпринимателе как о хозяйствующем субъекте, принимающем на себя обязанность несения различных рисков из-за неопределенности исхода экономической деятельности. Р. Кантильон отличал функцию представления капитала от предпринимательской функции.

А. Смит — первый из ученых-экономистов наиболее комплексно исследовал вопросы предпринимательства с учетом уровня развития экономической жизни в середине XVIII в. Важное значение для развития предпринимательства имели разработанные ученым предложения о налоговой системе и таможенных пошлинах.

Интерес представляет мнениеЖ. Бодо (1797 г.) о том, что предприниматель — это лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело. Это тот человек, который планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. Оперируя современными понятиями, это лицо, совмещающее функции собственника капитала и управляющего им. При этом Ж. Бодо указывал на необходимость освоения капиталистом новых знаний для развития своего предприятия.

Сэй, как и А. Смит, был сторонником свободного предпринимательства. Он указывал на активный, инновационный характер предпринимательства, связанный не только с поиском, но и с необходимостью создания новых комбинаций факторов производства. Эта точка зрения Сэя является наиболее продуктивной и привлекательной для многих представителей современных теорий предпринимательства, особенно И. Шумпетера, П. Друкера и др.

Попытаемся сформулировать краткие выводы из учений классиков экономических теорий, имеющих решающее значение для развития современного российского предпринимательства, выбрав из множества точек зрения наиболее значимые (существенные).

2. Выводы из учения классиков экономической теории о предпринимательстве

Важнейшее значение для развития современного предпринимательства имел вывод ученых-экономистов XVIII—XIX вв. о том, что предприниматель — это собственник капитала, владелец собственного дела, управляющий им, часто совмещающий, особенно на первой стадии функционирования собственного капитала (дела), собственнические функции с личным производительным

Приведенные в трудах классиков мотивы предпринимательства — получение прибыли (дохода) путем производства продуктов (выполнения работ) и их реализации потребителям с учетом спроса — можно рассматривать как основы общеэкономической функции предпринимательства.

Таким образом, классики экономической теории первыми определили одно из важнейших свойств предпринимательства — рисковый характер этой деятельности. Поэтому, чтобы добиться успехов при реализации предпринимательских проектов, необходимо научиться предвидеть риск и заранее разработать меры по предупреждению его последствий. Вот почему столь важно мнение ученых о том, что добиться успехов в предпринимательской деятельности может индивидуум, обладающий необходимыми знаниями. Ученые-классики предупреждают, что предпринимательского успеха могут добиться только специалисты в определенной отрасли экономики, люди знающие, умные, деятельные, дисциплинированные, обладающие личностными качествами, которые позволяют справляться с неизбежно возникающими неблагоприятными условиями для ведения бизнеса, т.е. умеющие преодолевать сопротивление окружающей среды (особенно внешней, которая зачастую бывает по отношению к предпринимателям весьма агрессивной).

В трудах классиков фактически изложена точка зрения о новаторской, инновационной функции предпринимательства, базирующейся на постоянном комбинировании факторов производства, на поиске новых возможностей для достижения наилучших результатов. В связи с этим большое значение приобретают указания ученых о развитии конкуренции предпринимателей, о необходимости ограничения монополистической деятельности, а также вмешательства государства в свободную предпринимательскую деятельность, о роли таких регуляторов предпринимательства, как налоги, пошлины, проценты и др.

3. Развитие учения о предпринимательстве в XX в.

Последние 30—60 летXX в. ученые самых разных профессиональных направлений (экономисты, философы, психологи, социологи и др.) уделяют серьезное внимание развитию теории предпринимательства, его сущностным характеристикам, роли в экономическом развитии стран. Серьезным исследованиям подвергаются личностные характеристики предпринимателей, постоянно добивающихся успехов в своем бизнесе, разрабатываются практические рекомендации по осуществлению предпринимательских проектов. Проводятся международные конференции, широко развивается предпринимательское образование, во многих странах все более усиливается роль государства в поддержке предпринимательства, особенно малого, год от года позитивно меняется роль общественного менталитета.

Вторая половинаXX в. — это период развития в большинстве западных стран практического цивилизованного предпринимательства. В это же время к этой актуальной проблеме обращаются видные ученые, учитывая, что в развитой рыночной экономике именно предпринимательские организации (фирмы, компании) являются наряду с домохозяйствами и государством, важнейшими хозяйствующими субъектами. Ввиду ограниченности объема учебника не представляется возможным обстоятельно рассмотреть теории многих ученых. Поэтому остановимся на наиболее существенных. Авторы понимают, что могут вызвать определенное недовольство отдельных российских специалистов, посвятивших разработке этих проблем свои научные изыскания. В связи с этим в первую очередь отметим вклад в развитие теории предпринимательства таких ученых, какА.И. Агеев, А.В. Бусыгин, В.В. Радаев, Осипов Ю.М. и др.

Рассмотрим точки зрения на предпринимательство таких выдающихся ученых-экономистов, как Ф. Хайек, И. Шумпетер и П. Друкер, внесших большой вклад в экономическую теорию.

Эта мысль имеет прямое отношение к деятельности российских предпринимателей. Следовательно, для развития предпринимательства необходимо изменить общественный менталитет, сформировать в стране соответствующую предпринимательскую инфраструктуру.

Поскольку предпринимательская функция является делом частного делового лица, она не тождественна всякому руководству, опытом которого может быть экономическая сфера. Шумпетер еще раз подчеркивает такиекачества предпринимателей, как специфическое сочетание остроты видения и ограниченности кругозора с умением идти вперед в одиночку. Предприниматель может быть лишен внешнего блеска, но он — революционер в экономике и невольный зачинатель социальной и политической революции. Предприниматель может быть изобретателем и наоборот, но, по мнению Шумпетера, это в принципе всего-навсего случайность. Функция изобретателя и вообще технического специалиста не совпадает с функцией предпринимателя.

По мнению И. Шумпетера, своеобразие поведения предпринимателя заключается в двух моментах. Во-первых, это поведение имеет объект: быть предпринимателем значит делать не то, что делают другие; во-вторых, быть предпринимателем значит делать не так, как делают другие, а это требует качественно иных способностей, нежели способность просто давать оценки в рамках обычного кругооборота. Предприниматель выполняет особую функцию в социальном экономическом процессе.

По мнению Шумпетера, с экономической точки зрения предпринимательскую прибыль нельзя отождествлять с заработной платой даже тогда, когда она целиком достается рабочим.

Говоря о процессе извлечения предпринимательской прибыли как результата коммерческих комбинаций, Шумпетер считал, что выручка от продажи нового продукта возрастает лишь вначале, а затем уменьшается под воздействием конкуренции, и этот фактор является важным аспектом предпринимательской прибыли. В условиях капиталистического хозяйства в предпринимательской прибыли содержится элемент монопольной прибыли, поскольку предприниматель, впервые появляясь на рынке с новыми продуктами, не имеет конкурентов, цены на эти продукты полностью или частично определяются принципами монопольного ценообразования.

Следует помнить, что без развития нет предпринимательской прибыли, а без последней не может быть развития предпринимательства. Поэтому стремление к получению предпринимательской прибыли путем новой комбинации факторов производства является важным условием экономического развития.

Первоначальным капиталом Шумпетер считает сумму денег, идущую на учреждение и обеспечение нормального функционирования предприятия. Совокупная стоимость всех приобретенных благ, сумма всех производственных вложений, словом, денежная сумма, с которой начинается любое предприятие, и является первоначальным капиталом. Первоначальный капитал представляет собой определенное количество покупательной способности, дающей предпринимателю возможность иметь в своем распоряжении средства производства. Первоначальный капитал распадается на основной и оборотный. Первый расходуется на приобретение земельных участков, зданий, машин и т.д., второй — на оплату необходимых услуг труда, сырья и т.д.

Вторая группа мотивов связана с волей к победе. Сюда входят, с одной стороны, желание борьбы, а с другой — стремление к успеху ради успеха. В обоих случаях, считает И. Шумпетер, экономическая сторона дела сама по себе для предпринимателя совершенно безразлична. Величина прибыли здесь — всего-навсего показатель успеха — зачастую только потому, что другого нет — и символ победы. И в этой группе можно выделить такой мотив, как стремление подняться вверх по социальной лестнице. Эти мотивы поведения предпринимателя принципиально отличаются от экономических.

И. Шумпетер считал, что для развития предпринимательства необходимыдва основных фактора: а) организационно-хозяйственное новаторство; б) экономическая свобода. Он был противником вмешательства государства в предпринимательскую деятельность, защитником свободного предпринимательства.

Значительный вклад в развитие теории предпринимательства внес известный американский ученыйП. Друкер. В своих трудах он подчеркивает особую роль в развитии теории предпринимательства французского экономиста Ж. Б. Сэя, который еще в 1800 г. утверждал, что предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и доходов в область более высокой производительности и прибыльности. П. Друкер стоит на точке зрения Сэя о комбинировании факторов производства как важной функции предпринимателей, причем на всемерном использовании инноваций. Вместе с тем Друкер положительно относится к основным положениям учения Шумпетера о предпринимательстве и предпринимателях.

Но в то же время сам Друкер считает, что предпринимательству следует учить. Неслучайно в США создана разветвленная сеть подготовки предпринимателей, в том числе в колледжах и университетах.

По мнению П. Друкера,нововведения являются особым инструментом предпринимателей, средством, при помощи которого они используют изменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса и услуг. Поэтому в задачи предпринимателей входят целенаправленный поиск источников нововведений, а также изменение их признаков, указывающих на возможность достижения успеха.

Инновационность особый инструмент предпринимательства, который направлен на то, чтобы вдохнуть в имеющиеся ресурсы новые свойства с целью создания благ. Ресурса так такового не существует до тех пор, пока человек не найдет в природе что-нибудь полезное и не наделит его экономической ценностью. В задачи предпринимателей входят целенаправленный поиск источников нововведений, а также изменение их признаков, что позволяет добиться успеха. По мнению ученого, предприниматель — это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой.

Теоретическое и практическое значение имеет точка зрения Друкера о сущности таких новых терминов, как предпринимательская экономика, предпринимательское общество, предпринимательское управление. Он исследует проблемы формирования в стране предпринимательской среды, а также мотивации предпринимателей, условия осуществления ими своего бизнеса., Значительный научный и практический интерес имеют точки зрения о предпринимательстве и предпринимателях таких известных зарубежных ученых, как К. Веспер, Г. Пиншот, Р. Хизрич, М. Питере, А. Хоскинг и др.

1. Сущность учения о предпринимательстве Р. Кантильона и Ж.Б. Сэя.

2. Особенности учения А. Смита о предпринимательстве.

3. Характеристика предпринимательства, предлагаемая И. Шумпетером.

4. Кто, по мнению И. Шумпетера, является предпринимателем?

5. Что, по мнению П. Друкера, является базой предпринимательства?

7. Сделайте основные выводы из учений классиков экономической мысли, имеющие практическое значение для российских предпринимателей.

Читайте также: