Организация научно исследовательской деятельности в школе

Обновлено: 08.07.2024

В настоящее время достаточно широкое распространение получила организация работы со школьниками, желающими заниматься научно-исследовательской деятельностью. Именно поэтому сегодня актуален опыт работы творческих, инициативных педагогов, которые ищут и находят оригинальные формы и методы, чтобы заинтересовать детей познанием нового, умело создают ситуацию вынужденного поиска разрешения поставленной задачи, вырабатывают привычку учиться ежедневно и получать от этого удовольствие, работают над формированием над формированием общеучебных умений и навыков. Мы представляем опыт по организации научно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе.

  • педагог должен постоянно заниматься самообразованием;
  • педагог должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности;
  • педагог должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося: тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
  • педагог должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области, способствовать продолжению учащимися научно-исследовательской деятельности.

Однако, при развитии исследовательской деятельности традиционная система сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Мы выделяем также следующие проблемы научно- исследовательской работы в школе:

  • практическое использование полученных результатов;
  • выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело;
  • соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы.

Конечно, не у всех ребят получается приобщиться к научно-исследовательской деятельности т.к. и сам ученик должен обладать определенными компетентностями:

  • Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования.
  • Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы.
  • Умение чётко и ясно излагать свои мысли.

Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ наших учащихся позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

В качестве методического инструментария исследований нашими педагогами используются теоретические методы-операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация), методы-действия (выявление противоречий, постановка проблемы, построение гипотез, обследования, мониторинг, эксперимент, который делится на: констатирующий, обучающий, сравнительный, контролирующий), эмпирические методы-операции (наблюдение (по характеру объекта делится на сплошное, выборочное; по способу получения информации – на непосредственное, инструментальное), опрос, тестирование).

Формы и структуры исследовательских работ, традиционно представляемых на конференции и конкурсы.


Подготовка к НИР начинается с 5 класса и основана на развитии общенаучных, дидактических и исследовательских умений, выполнения индивидуальных и групповых творческих заданий, участия в работе творческих объединений. Исходя из своих интересов и увлечений, учащиеся выбирают тему для исследования, подбирают необходимую литературу, готовят отчет в различных формах. Итогом данной деятельности является проведение в школе конференции, смотра и выставки-конкурса научных работ.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НИР УЧАЩИХСЯ НИР выполняется по разработанной научным руководителем рабочей программе. Рабочая программа НИР состоит из следующих разделов: состояние проблемы и актуальность темы исследования; цель, задачи и методы исследования; этапы исследования; ожидаемые результаты исследования. состояние проблемы и актуальность темы исследования; цель, задачи и методы исследования; этапы исследования; ожидаемые результаты исследования.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НИР УЧАЩИХСЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НИР

  • Выполнение всех научно-исследовательских (творческих) работ, как правило, подразделяются на три стадии:

- подготовительную

- основную

- заключительную

 Подготовительная стадия продолжение и завершение изучения состояния исследуемой проблемы, начатого при составлении рабочей программы; сбор и изучение исходной информации, необходимой для выполнения исследований; овладение методами исследований; подготовка оборудования, приборов, инструментов, материалов к предстоящим исследованиям.

Подготовительная стадия

Основная стадия

Заключительная стадия

Представление исследования

  • Представление исследования имеет решающее значение во всей работе. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах может быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы

НИР учащихся и современная система образования

  • В условиях базисного учебного плана и государственных образовательных стандартов, соответствующих им стандартизированных учебных планов, сетки часов, типовых программ и заданий, учащийся оказывается поставленным в ситуацию, когда он вынужден самоопределяться на ситуативном уровне: задача, которую ему необходимо выполнить, ставится извне, типовой способ достижения цели задач и предоставляет ограниченные возможности для изменения, результат образовательной деятельности соотносится с эталоном и оценивается по стандартной шкале.

Каково содержание этой деятельности?

Традиционное обучение

Исследовательское обучение

1.Учитель излагает основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отраженные в изучаемой теме

1. Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их в готовом виде от учителя

2. Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому изложению учителем

2. При преподавании предметов надо создавать такие си-туации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с представлениями, понятиями и в то же время стимулируют у них желание самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах

3. Предметы преподаются как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлжащей сомнению

4. Учебное познание строится на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения

3. Знакомство с представлениями должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения в достоверности выводов

4. Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решений о выборе способа работы с изучаемым мате- риалом

5, Основная цель лабораторных работ — формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов

5. Материалы лабораторных работ побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные темы, которые они изучают в классе

6. Изучение материала в ходе лабораторных работ следует установленным указаниям и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изученных в классе понятий и представлений

6. Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, пред­ставлениями, идеями в лабораторных опытах, прежде чем они будут изложены и изучены на уроке

Каково содержание этой

деятельности?

Традиционное обучение

Исследовательское обучение

7. Лабораторные опыты должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми учащимися, которые четко придерживаются инструкций к лабораторной работе

7. В лабораторных опытах учащиеся предоставляется возможность самостоятельно планировать свое исследование, определять его аспекты, предполагать возможные результаты

8. В ходе лабораторной работы ученики используют указания о том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать, чтобы получить искомый правильный результат

8. Каждый учащийся состоятельно изучает, описывает и интерпретирует сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе исследования

9. Сущность знаний следует иллюстрировать материалом об их применении

9. Для изучения npaвила (закона) учащихся следует познакомить с примерами, из которых это правило (закон) можно вывести самостоятельно, без его изложения учителем

10. Для настоящего понимания изучаемого содержания ученикам следует усвоить свод связанной с этим содержанием информации фактологического характера

10. Учащиеся подвергают сомнению принятые представления, идеи, правила, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме

 Организация НИР учащихся Мероприятия по организации НИР Организационные Для учащихся Для учителей

Организация НИР учащихся

Мероприятия по организации НИР

Организационные

Для учащихся

Для учителей

Организационные 1.Создание базы данных по школе о состоянии данного вида деятельности; 2. Сбор информации о потребности данной деятельности в школе; 3. Создание творческой группы учителей (Научного совета) для организации данной работы; 4. Создание базы данных родителей-ученых

Организационные

Для учителей

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Научный совет создается из числа творчески работающих учителей :

  • разрабатывает индивидуальный план для каждого учащегося, являющегося членом общества;
  • проводит психологическую подготовку учащихся;
  • внедряет исследовательские методы в учебный процесс ОУ;
  • проводит консультации с учащимися и учителями-консультантами;
  • направляет и воспитывает потребность учащихся в непрерывности ведения научного эксперимента с учетом получения знаний на более
  • высокой ступени;
  • проводит совместное обсуждение и согласование методики выполнения научных работ учащихся с учителями школы (перечень и последовательность операций технологического процесса работ);
  • рецензирует все научные работы учащихся, связанные с разработкой и проведением индивидуального эксперимента;
  • анализирует все научные работы учащихся и результатыучастия в

научных конференциях, конкурсах, смотрах.

Для учащихся

С целью проведения мероприятий различной направленности:

  • - научно-практических конференций для учащихся

 Научное общество учащихся (НОУ) Создается из числа учащихся, которое является органом, организующим всю научно-исследовательскую деятельность учащихся Деятельность научного общества направлена на достижение целей, задач по развитию потенциальных возможностей учащихся, способных к научно-исследовательской деятельности

Научное общество учащихся (НОУ)

  • Создается из числа учащихся, которое является органом, организующим всю научно-исследовательскую деятельность учащихся
  • Деятельность научного общества направлена на достижение целей, задач по развитию потенциальных возможностей учащихся, способных к научно-исследовательской деятельности

Задачи НОУ

  • Для организации научно-исследовательской деятельности учащихся необходимо:1. Обеспечить условия для мыслительной, аналитико-прогностической деятельности учащихся, выявленной на основе диагностики.2. Создать условия для стимулирования деятельности учащихся по переводу их учебной деятельности в научно-исследовательскую, творческую, путем обеспечения взаимосвязи между учителями школы и преподавателями ВУЗов, привлекая сотрудников научных и культурных центров.3. Обеспечить пространство для выбора научной проблемы в соответствии со склонностями, способностями и интересами учащихся.4. Способствовать самореализации личности учащегося на основе непрерывного образования школа-ВУЗ.5. Организовать научно-исследовательскую работу учащихся на базе научных центров, лабораторий, кафедр ВУЗов, библиотек, различных музеев.6. Сформировать систему работы с одаренными детьми в той или иной научной области на основе индивидуальной программы для развития их творческой, познавательной деятельности .7. Организовать систему взаимодействия учащийся - учитель - преподаватель ВУЗа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Поэтому у нас есть понимание того, что сегодня важно создать условия, при которых каждый учащийся может получить возможность попробовать себя в разных областях деятельности, формировать у учащихся способность исследовать окружающий мир, взаимодействовать с ним, действовать в ситуациях, когда ранее усвоенные алгоритмы и правила поведения оказываются неприменимыми.Эти способности могут быть развиты только в процессе проведения практических исследований самими учащимися.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа рассматривает основные этапы исследовательской деятельности учащихся, содержит методические рекомендации по структурированию работы. Чтобы публичная защита или выступление было интересным, доходчивым и представляло выполненную работу наилучшим образом, рекомендуется Памятка участнику конкурса, выступающему с докладом. Исследовательская деятельность способствует формированию познавательной компетентности обучающихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Организация исследовательской деятельности учащихся в школе

Докладчик: Вихирева Светлана Владимировна, учитель химии и биологии, руководитель НИР

Главное богатство современной России - ее интеллектуальный потенциал, и система образования должна быть нацелена на то, чтобы помочь детям проявить себя, создать условия удовлетворения их интеллектуальных потребностей, формирования научных взглядов на мир. Для решения этого социального заказа в нашей школе организована научно-исследовательская работа со школьниками.

Научно-исследовательская деятельность в нашей школе рассматривается как проектно-организационная педагогическая модель, содержание которой заключается в том, что в рамках различных форм образовательной деятельности учащиеся выполняют исследовательские работы по естественнонаучному направлению. Среди важнейших направлений образования – стратегия исследовательского обучения. Главная цель данного подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передавая учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Для организации учебно-исследовательской деятельности в школе существует современное научно-техническое обеспечение, позволяющее знакомить учащихся с методами поиска научной информации, использования компьютерных технологий, возможностями мультимедийных программ, средой Интернет. В школе оборудован кабинет информатики, кабинет химии и биологии, оснащенный современной техникой: компьютер, мультимедийный комплекс, интерактивная доска.

Одним из способов, способствующих пробуждению интереса к изучению школьного предмета, и, как следствие, повышению общего интеллектуального уровня и формированию научного мировоззрения, является привлечение учащихся к учебно-исследовательской деятельности в рамках дополнительного образования.

Основная цель организации исследовательской деятельности в школе - повышение общего уровня знаний, развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, подготовка к последующему продолжению образования. Задачи: углубление школьного курса; развитие нестандартного мышления; подготовка учащихся к участию в олимпиадах, соревнованиях и конкурсах по предмету; ознакомление с возможностями современных информационных технологий; обучение методам ведения научных исследований; воспитание самостоятельности, целеустремленности, трудолюбия, силы воли и умения работать в команде.

В процессе подготовки работы учащиеся получают возможность не только расширить свой кругозор и познакомиться с методами проведения научных исследований, но и научиться красиво и грамотно представлять результаты исследований (подготовка докладов, рефератов, конкурсных работ, написание тезисов и статей), а также приобрести опыт публичного выступления.

Исследовательская работа – деятельность творческая как для учителя, так и для ученика. Очень важно привить учащимся умения самостоятельной творческой деятельности. Только при самостоятельной работе воспринятая информация перерабатывается в знания, а знания в умения и навыки.

Для развития творческой исследовательской деятельности характерны способы создания особой, побуждающей к творчеству обстановки в ходе обучения.

Чтобы учащиеся были готовы к творческому поиску, необходимо помочь им обрести уверенность во взаимоотношениях с учениками и учителями. Ребят не должно тревожить, будут приняты или осмеяны их соображения. Важно, чтобы они не боялись сделать ошибку.

Целесообразно показывать учащимся возможности использования аналогий для творческого поиска, отыскания новых ассоциаций и связей. Возможности творческого поиска расширяются благодаря неочевидным сопоставлениям, сравнениям, дополнительным построениям.

Необходимо поддерживать живость воображения. Важно одобрять проявления фантазии, свободомыслия в учебной обстановке, так как они служат основой творческого мышления.

Нельзя упускать из виду, что создавая обстановку внутренней свободы, учитель и ученики помнят, что после выдвижения идей решения задачи, все способы будут критически рассмотрены.

При организации творческой деятельности важно учитывать, что такие приёмы, как поощрение, добровольность, позитивное отношение к творческим удачам, импровизация, сниженная критичность, свобода оценок, активизируют деятельность школьников, становятся фактором оптимизации творческого развития детей, ориентируя их на созидание, самопознание и саморазвитие нравственного потенциала.

Привлечение учащихся к выполнению творческих учебно-исследовательских работ имеет глубокий воспитательный характер. Оно способствует развитию целеустремленности, трудолюбия и силы воли, формированию стремления к познанию, самостоятельности мышления, научного мировоззрения. Самовыражению личности в учебно-познавательном процессе способствует создание ситуаций творческой активности. Ничто не заменит ребёнку наслаждения от собственного творчества, которое доставляет радость, стимулирует процесс мышления, способствует удовлетворению эстетических потребностей и показывает внутреннюю красоту познания.

Как правило, к моменту завершения учебно-исследовательской работы, учащиеся свободно владеют современными информационными технологиями, поэтому результаты работы представляют в виде презентаций PowerPoint. Подготовка слайдов для сопровождения докладов и выступлений является обязательной для каждого учащегося.

При выполнении учебно-исследовательской работы, которая продолжается весь учебный год, учащиеся получают неформальные и очень глубокие знания в соответствующей области науки, развивают свои творческие способности, навыки исследовательской деятельности, воплощают свои знания и способности в реальном исследовательском проекте. Результаты своего исследования учащиеся представляют на городские и региональные конкурсы исследовательских работ учащихся.

Следует отметить, что уровень работ год от года повышается, что подтверждается наградами, получаемыми учащимися школы на различных конкурсах, фестивалях и конференциях.

Исследовательская деятельность – такая система организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

Этапы исследовательской работы

Подготовка к проведению исследования

Оформление исследовательской работы

Защита результатов исследования

Подготовка к проведению исследования

Определение объектной области, объекта и предмета исследования

Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности

Изучение научной литературы и уточнение темы

Формулирование цели и задач исследования

Определение методов исследования.

Объектная область, объект и предмет.

Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования — это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу.

Тема, проблема и актуальность исследования.

Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой научно-исследовательской работе. Актуальность может состоять, например, в необходимости получения новых данных; необходимости проверки новых методов и т.п. Актуальность темы всегда обосновывается с учетом практической необходимости разрешения поставленных вопросов.

Изучение научной литературы и уточнение темы.

1. Проведение поиска нужной информации.

2. Составление предварительного списка изданий.

3. Непосредственная работа с источниками.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении.

Гипотеза должна удовлетворять требованиям:

быть логически непротиворечивой

Формулирование цели и задач исследования

Цель исследования - конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы

( выявить…, установить…, обосновать…, уточнить…, разработать…)

Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой, а также действия по достижению промежуточных результатов, направленных на достижение цели

(утверждение того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута).

Определение методов исследования.

Общие и частные методы научных исследований, а также принципы подходов к различным типам объектов действительности и к разным классам научных задач изучает методология науки.

Теоретические методы характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация, обобщение, формализация, аналогия, моделирование

Эмпирические методы. Предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация.

Математические методы

Методы и модели теории графов и сетевого моделирования.

Методы и модели динамического программирования.

Методы и модели массового обслуживания.

Метод визуализации данных (функции, графики).

II. Проведение исследования

Технологический этап (собственно проведение).

Аналитический, рефлективный этап.

Рабочий план – планируемые эксперименты, необходимый инвентарь, первичная обработка результатов, их проверка

Оформление работы

Формы представления результатов научной работы:

Тезисы – сжатое перечисление основных положений и выводов.

Научно-исследовательская работа – развернутые тезисы, подробное изложение всего хода исследования и результатов.

Квалификационная работа имеют строго определенную структуру:

Основная (содержательная часть)

Цитаты в тексте работы

Защита результатов исследования

Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается - актуальность выбранной темы, - описывается научная проблема, - формулируются задачи исследования и - указываются его основные методы

Во второй части, самой большой по объему, Вам нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора.

В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам.

Цели, задачи и методы исследования

Ход и результаты исследования

Личный вклад автора

Выводы, возможные варианты дальнейших исследований

"Если в конце исследования не видно начала следующего, значит исследование не доведено до конца“

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Требования к выступлению.

• Свободное владение материалом.

• Направленность на аудиторию.

участнику конкурса, выступающему с докладом

Чтобы Ваше выступление было интересным, доходчивым и представляло выполненную Вами работу наилучшим образом, рекомендуется воспользоваться советами, изложенными ниже:

1. При подготовке к защите работы помните, что Ваш доклад должен отвечать на вопросы:

• Зачем проводилось исследование? (Цель и задачи исследования).

• Что известно из литературы по теме Вашего исследования? (Очень коротко).

• Где и когда проводились исследования?

• Какие методы сбора материала использовались и почему?

• В каких условиях проводился сбор материала?

• Сколько материала собрано?

• Какие результаты (в сроках и цифрах) получены?

• Чем объясняется получение таких результатов?

• Какие выводы сделаны?

Ответить на данные вопросы (в указанной последовательности) необходимо при защите любого исследовательского проекта или опытнической работы.

2. При подготовке выступления следует учесть, что доклады не читаются по тексту, а рассказывают. Поэтому необходимо подготовить конспект (план) выступления. В качестве такового можно использовать тезисы Вашей работы с подчеркнутыми в них основными мыслями.

4. Все наглядно-иллюстративные материалы (диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.п.), используемые Вами при выступлении, должны быть легко читаемыми сидящими в зале и понятными без дополнительных объяснений. Поэтому они должны быть подписанными и иметь расшифровку условных обозначений.

5. Во время выступления наглядно-иллюстративный материал должен использоваться. Если речь идет о цифрах, показанных в таблице или проиллюстрированных графиком, то нужно обращаться к соответствующей таблице или графику.

6. При демонстрации наглядно-иллюстративного материала следует использовать указку, авторучку, карандаш, но никак не палец. При этом нужно повернуться к слушателям лицом, а не спиной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

ГБОУ ООШ с.Михайло-Овсянка

Выступление на МО:

Январь 2019

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания. Необходимо учитывать возраст учащихся при отборе темы, методики исследования.

Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями:

1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.

Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:

Педагог должен сам быть творческой личностью

Педагог должен постоянно заниматься самообразованием

Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности

Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося

Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

Хотя не обходится и без проблем. Проблемы исследовательской работы в школе:

 Практическое использование полученных результатов

 Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело

 Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы

Для начала работы необходимо определиться с основными моментами исследования:

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается вЗАДАЧАХ исследования.

Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.

Этапы работы над научным исследованием.

1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.

2. Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.

3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.

4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.

5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.

6. Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.

Виды исследовательских работ.

 в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы;

 сущность темы, обоснованные научные предложения;

 выводы и предложения.

 основные положения доклада;

 основные выводы и предложения.

 краткие данные о методике исследования;

 анализ собственные научных результатов и их обобщение;

 выводы и предложения;

 ссылки на цитируемую литературу.

 краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

 значимость проведённой работы, её ценность для науки и практики;

 детальная характеристика применявшихся методов;

 существование новых научных результатов;

 заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы;

 выводы и предложения.

 подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема;

 выводы по каждому разделу (главе);

Формы предоставления исследования:

Публичная защита в форме лицензирования

Беседа и спор с оппонентами и коллегами

Основные принципы НИР:

Принцип сущностного анализа

Принцип единства логического и исторического

Принцип концептуального единства

Требования к содержанию научной работы.

Требования к содержанию

 наименование учебного заведения, где выполнена работа;

 фамилию, имя и отчество автора;

 тему научной работы;

 фамилию, имя и отчество научного руководителя;

 наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

 оценку современного состояния решаемой проблемы;

 обоснование необходимости проведения работы.

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке).

Примерный план написания научно-исследовательской работы.

Во введении автор обосновывает выбранную тему, коротко поясняет, в чём заключается его научный интерес, ставит цель работы. В этой главе автор раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе, определяет пути их выполнения, даёт характеристику предмета исследования.

Обзор литературы.

Автор даёт краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описывает процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.

Методики проведения экспериментальной или исследовательской части работы.

Подробное описание самой методики. Приводится список вопросов, которые были использованы для выполнения методик, приводится описание групп, участвовавших в исследовании.

Анализ исследовательских результатов.

В этой главе автор анализирует полученные в ходе эксперимента данные.

В этой главе автор делает собственные выводы по результатам данных, полученных в ходе эксперимента, сопоставляя их с теоретическим материалом третьей главы.

Завершает работу список использованной литературы.

Литературные источники можно расположить следующим образом:

1. Книги классиков в той области знаний, в которой написана работа.

2. Книги, раскрывающие теоретическое содержание работы (автор, название книги, издательство, город, год издания, страницы).

3. Энциклопедии, тематические словари, справочники.

4. Литература на иностранном языке (автор, год издания, страницы).

5. Сборники нормативных документов (если это необходимо).

6. Газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, № журнала, год издания, страницы).

Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:

 титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;

 текст работы должен быть пронумерован;

 работа должна иметь оглавление;

 основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);

 если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;

 работа должна быть снабжена списком использованной литературы;

 к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.

Основные требования к представляемым для участия в конференции работам.

 Чёткость и доступность изложения материала.

 Соответствие темы работы её содержанию.

 Актуальность и практическая значимость работы.

 Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы.

 Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме.

 Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме.

 Оформление научной работы.

 Культура выступления на конференции.

Культура выступления на конференции.

1. Регламент выступления на секции – до 10 минут.

2. Регламент выступления на конференции – до 7 минут.

3. Выступление должно проходить чётко.

4. Работа может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, фотографии, легенды, разработки мероприятий и т.д.).

Я считаю, что ценность организации научно-исследовательской работы на базе нашей школы имеет множество положительных моментов:

для педагогов - организация научно-исследовательской работы помогает организовать детей, раскрыть творческие, организаторские, лидерские способности ребенка, углубиться в исследуемую проблему;

для родителей – это организация свободного времени детей, улучшение результатов их учебы, возможность активного участия в школьной жизни;

образовательное учреждение получает возможность формировать адаптивную среду обучения и общения для всех сообществ, участвующих в образовательном процессе.

Читайте также: