Анализ выполнения гигиенических требований к образовательной среде в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Урок – форма организации педагогического процесса……………….4Здоровьесберегающие технологии в начальных классах…………….6Глава 2. Требования СанПиН к организации образовательного процесса в начальной школе………………………………………………………………7-11

Тема здоровья и образования очень актуальна в наше время, т.к. наши нынешние или будущие дети обязательно будут ходить в школу и получать не только знания а, возможно, если мы не позаботимся об этом сейчас, кучу болезней, начиная с близорукости и заканчивая гастритом. Ситуация, в принципе, ясна: с каждым годом здоровье наших чад становится все хуже и хуже, хотя уже кое-кто пытается это наладить, и у кого-то это действительно получается, но в целом по России обстановка не улучшается.

Институт возрастной физиологии Российской академии образования провел исследования: какие заболевания наиболее характерны для школьного возраста, и какова динамика их развития. Каковы результаты? От первого к одиннадцатому классу в 2 раза возрастает число детей с заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительных систем, органов зрения и слуха, в 5 раз – эндокринной системы. Рейтинговая оценка хронических заболеваний показала, что на первое место в первом классе выдвигается кариес. Состояние здоровья ребенка в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу. С чем это связано? А связано это с несоблюдением педагогических и гигиенических требований к учебной деятельности. Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса. И как это сделать я расскажу в своем реферате. Цель моего реферата: раскрыть педагогические и гигиенические требования к организации урока, через следующие задачи:

Найти и изучить литературу на данную тему;собрать подходящую информацию в Интернете;обобщить накопленный опыт.Глава 1. Педагогические требования к организации урока.

Урок – форма организации педагогического процесса.Классно-урочная система.

Преимущества урока, как формы организации педагогического процесса : сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы, позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности.

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной, познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников.

Специфические признаки урока: постоянная группа учащихся; руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них; овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.

Система организационных правил на уроке:

Доводить педагогические требования до своего логического конца;

Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого; Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. не делать чего-либо; Не предъявлять детям непосильных требований.Не мало важным является: характеристика качественной работы учителя, целенаправленность его деятельности на уроке; характер отношений с учащимися; индивидуально-личностный подход к учащимся; дифференцированный подход к обучению; умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся; работа учителя по формированию и развитию познавательного интереса, знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности; сфокусированность усилий на формировании понятий; развитие общих способностей учащихся; объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки.

Также для организации урока педагогу необходимо знать , требования к современному уроку: расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, проблемного обучения, которые способны активизировать познавательную деятельность учащихся; сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда, как коллективной деятельности; формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей; общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя; соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий; определение содержания и объема домашних заданий, не допуская перегрузки учащихся; четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций.

Здоровьесберегающие технологии в начальных классахДля успешной организации урока педагогу необходимо применять различные технологии, а особенно здоровьесберегающие:

1.Учет возрастных особенностей;

2. Учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

4.Структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;

5. Использование здоровьесберегающих действий :

оптимальная плотность урока;чередование видов учебной деятельности. На современном этапе актуальна организация психолого-педагогических мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников:

Смягчение адаптационных периодов;Улучшение санитарно-гигиенического состояния школы;Активизация жизнедеятельности детей средствами физической подготовки;Профилактика заболеваний;Сотрудничество со специалистами здравоохранения. Также педагогом должны проводится: Гимнастики для глаз;Пальчиковые гимнастики;Физкультурные минутки;Дыхательные гимнастики;Точечный массаж. Плотность учебной работы учащихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80 %.

Критерии оценивания урока:

– количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов);

– средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 минут);

– частота чередования различных видов учебной деятельности (норма: смена не позже чем через 7-10 минут);

– наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-й минуте урока, либо по мере утомления, снижения работоспособности 3– 4 упражнения).

Педагогом даются домашние задания учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах и соответствуют норме:

– во 2 классах до 1,5 часов;

– в 3-4 классах до 2 часов.

Домашние задания необходимо дифференцировать по сложности, степени подготовленности, учитывать индивидуальные возможности учащихся.

Глава 2. Требования СанПиН к организации образовательного процесса в начальной школе

Цель создания здоровьесберегающей среды в школе – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одной из немаловажных функций администрации школы является задача создания условий учебно-воспитательного процесса, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

I. Организация УВП

1. Соблюдение требований к минимальному возрасту детей при зачислении в 1-й класс

Способы и ресурсы рационального использования учебного времени и внеурочной деятельности в начальной школе, направленного на сохранение здоровья ребенка:

Нажмите, чтобы узнать подробности

лет. Наполняемость в классах не превышает 14 человек.

Учащиеся обучаются в одну смену.

Школа работает по пятидневной учебной неделе.

Расписание звонков составлено с учетом того, что продолжительность

перемен между уроками составляет: 3 перемены - по 15 минут, остальные по

10 минут. В первом классе один динамический час 40 минут после 4 урока

перед внеурочной деятельностью.

Учебные занятия начинаются с 8.00 часов.

Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой

умственной работоспособности учащихся. Распределение учебной нагрузки в

течение недели выполнено таким образом, чтобы наибольший объем

приходится на середину недели (вторник, четверг). На эти дни в расписании

уроков включаются наиболее трудные предметы, либо средние и лёгкие по

трудности предметы, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.

Наименьший объем нагрузки приходится на понедельник, пятницу и субботу.

Обучение детей в 1-м классе проводится с соблюдением следующих

-используется "ступенчатый" режим обучения:

- в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый + занятие на открытом

воздухе (экскурсия, подвижные игры);

- со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый

- со второго полугодия – 4 урока по 40 минут

- в середине недели проводится третий час физкультуры

- в середине учебной недели организован облегченный день;

- в середине учебного дня организована динамическая паузы

продолжительностью 40 минут;

- обучение ведётся без домашних заданий и балльного оценивания знаний

- предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей

В середине каждого урока проходит физминутка. Гимнастика на уроке,

позволяет снизить состояние усталости на уроке, ослабить психологическую

напряженность, вызванную интенсивностью занятий и дать ребенку

возможность подвигаться. В начальной школе объем двигательной

активности повышается также за счёт организации учителями подвижных

игр во время перемен.

На уроках учителя следят за правильной посадкой учащихся.

На уроках с применением ИКТ физкультминутки обязательно включают

помимо общеразвивающих упражнений и те, которые направлены на

ослабление напряжения зрения.

На уроках, где применяются другие технические средства обучения, строго

регламентируется длительность их непрерывного применения в соответствии

с требованиями норм СанПиНа (по возрастным категориям).

На уроках технологии происходит чередование видов деятельности.

Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их

выполнения в пределах, предусмотренных СанПиНом.

Во всех классах проводятся трехразовые занятия физической культуры в

неделю. При построении урока учитель обязательно

учитывает дифференцированный индивидуальный подход к учащимся с

учетом состояния их здоровья, пола, физического развития и физической

подготовленности с соблюдением гигиенических норм. Допуск в спортивный

зал разрешается только в специальной спортивной обуви, к занятиям – в

В школе регулярно проводятся физкультурно-

оздоровительные мероприятия: Для младшего звена проводятся

(волейбол, баскетбол, подвижные игры). Ученики участвуют как в

школьных, так и в районных спортивных соревнованиях. Перед

соревнованиями учащиеся проходят обязательный медицинский осмотр.

Целесообразность и длительность применения ТСО, объем домашнего

задания, чередование видов деятельности на уроках, проведение

динамических пауз и зарядки контролируется заместителем директора по

УВР во время посещения уроков и отражается в справках внутришкольного

На родительских собраниях освещались вопросы здоровьесбережения,

особенностей учеников, особенностей кризиса младшего школьного

возраста, поведенческих индивидуальных особенностей детей в младшей

школе, давались рекомендации по работе с гиперактивными и замкнутыми

Классными руководителями регулярно ведётся наблюдение за состоянием

физического и психического здоровья учащихся.

Проводилась работа по диагностике адаптации учащихся 1-го класса к

Учащиеся и родители диагностируются по вопросам ведения здорового

В школе реализуются программы «Профилактика дорожно-транспортного

наркотической и алкогольной зависимости в школьной среде и

В учебных классах после каждого урока проводится проветривание и

обработка дезинфекционными средствами, а после уроков влажная уборка.

Каждый обучающийся обеспечен удобным рабочим местом за столом в

соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели

соответственно росту учащихся произведена ее цветовая маркировка.

Для всех учащихся в школе организовано горячее сбалансированное

двухразовое питание согласно меню. После каждого приема пищи

проводится влажная уборка столовой.

соответствует условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников.

В школе также имеются библиотека, спортивный зал, раздевалка, столовая,

кабинет директора, его заместителей, кабинет старшей вожатой, учительская,

Нормами САНПИНа и воздушно-тепловой режим. Естественная и искусственная освещенность в учебных помещениях. Анализ учебной нагрузки учащихся школы, продолжительность уроков и времени выполнения домашнего задания. Радиационное заражение в классах.

Рубрика Безопасность жизнедеятельности и охрана труда
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 06.03.2019
Размер файла 46,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Состояние здоровья детей в России сегодня вызывает обоснованную тревогу. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания; за годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушением психического здоровья, в 3 раза - с заболеванием органов желудочно-кишечного тракта. К окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями.

анализ санитарно-гигиенических условий в школе №2 р. п. Русская Поляна.

- познакомиться с нормами САНПИНа;

- исследовать воздушно-тепловой режим;

-исследовать естественную и искусственную освещенность в учебных помещениях;

-провести анализ учебной нагрузки учащихся школы, продолжительности уроков, времени выполнения домашнего задания;

-проверить уровень радиационного заражения в классах, оснащённых компьютерами.

Гипотеза: Если мы будем знать и соблюдать все требования САНПИНов, то здоровье наших школьников улучшится.

Объект исследования: человек, его здоровье.

1. Исследование воздушно- теплового режима

Воздушно- тепловой режим - один из факторов, влияющих на работоспособность и состояние здоровья. Состояние воздушной среды характеризуют показатели температуры, влажности, подвижности воздуха и т. п. Любой показатель изменяется в разных пределах, но существуют:

- оптимальные параметры - это изменение показателя в малых пределах, они определяют зону комфорта, в которой работоспособность - максимальна;

- допустимые пределы - это изменение показателя в широких пределах, за пределами которых нарушаются санитарно- гигиенические нормы.

1.1 Температура

Температура воздуха в помещениях должна быть дифференцирована в зависимости от их назначения: максимальна - в учебных комнатах, ниже - в коридорах, самая низкая - в мастерских и спортзалах. Для измерения температуры использовался ртутный термометр.

В таблице приведены результаты измерений, проводимых в центре помещений на уровне моего роста осенью (в ноябре).

Допустимые параметры, єС

Результаты измерений, єС

Кабинет №14 (3 этаж)

Кабинет № 9 (2 этаж)

Результаты измерений показывают, что санитарные нормы по температурному режиму в этих помещениях соблюдаются. Положительное влияние на поддержание оптимальной температуры воздуха, очевидно, оказали следующие факторы:

-замена старых окон на стеклопакеты в 2012году;

-капитальный ремонт отопления в школе в 2007 году.

Для определения равномерности изменения температуры в кабинете №14 проведены замеры по диагонали помещения на расстоянии 0, 2м от наружной и внутренней стен и посередине на 3-х уровнях: 0, 1-1-1, 5м от пола. Из диаграммы видно, что перепад температур воздуха от наружной и внутренней стен не превышает 2єС, а по вертикали-2, 5єС на 1м, что соответствует оптимальным нормам.

1.2 Влажность

Наиболее благоприятным для жизнедеятельности человека считается воздух с относительной влажностью 40-60%.

При низкой влажности воздуха увеличивается потеря влаги организмом, высыхание слизистых оболочек носа, гортани, глаз, что ведет к ухудшению состояния организма.

При высокой влажности испарение с поверхности тела происходит очень медленно, что действует на организм угнетающе. Влажность я измеряла с помощью психрометра.

кабинет информатики (2 этаж)

библиотека (2 этаж)

мастерская (1 этаж)

Очевидно, что влажность во всех учебных комнатах соответствует гигиеническим нормам.

1. 3 Профилактика загрязнения воздуха

1). Для поддержания оптимальных условий воздушной среды необходимо, чтобы:

- численность учащихся соответствовала гигиенической норме вместимости;

- выполнялся режим проветривания;

- проводилась ежедневная влажная уборка классов после занятий и во время большой перемены;

- занятия с физической нагрузкой проходили в специальных помещениях.

В классах должно соблюдаться соответствие численности учащихся гигиенической норме вместимости. Нормы устанавливаются с учетом площади, необходимой на одного учащегося.

Норма площади на одного учащегося, кв. м

Реальная площадь, кв. м

Площадь на одного учащегося по результатам измерения, кв. м

Гигиенические нормы вместимости учебных кабинетов в нашей школе соблюдаются.

2). Должен строго соблюдаться режим проветривания. Приток воздуха осуществляется через форточки и дверь. Чистота воздуха помещений поддерживается правильной организацией проветривания во время перемен. Рекомендуется сквозное проветривание, когда одновременно открыты и форточка, и дверь, оно в 5-10 раз эффективнее по сравнению с обычным (проводится в отсутствии учащихся). Продолжительность проветривания определяется температурой наружного воздуха.

Температура наружного воздуха, єС

Время проветривания, мин.

В сентябре и мае, когда на улице тепло, форточки в кабинетах в течение всего времени занятий открыты. В остальные месяцы проветривание проводится на переменах, но не систематически и без учета длительности проветривания в соответствии с температурой наружного воздуха.

Предложение: систематически проводить проветривание кабинетов.

Естественное проветривание, насыщение воздухом, кислородом называется аэрацией.

Ка=Sвсех форточек : Sпола

-оптимальный 1: 30,

-допустимый 1: 50,

Из формулы видно, что чем больше площадь форточек, тем больше значение коэффициента.

Площадь форточек в кабинетах: 0, 58 кв. м.

Значит, необходимо открывать в каждом кабинете все форточки на указанный в таблице срок.

3). Влажная уборка помещений препятствует загрязнению воздуха. В кабинетах начальных классов она проводится 2 раза в день, в других помещениях - 1 раз после занятий.

Предложения: проводить влажную уборку между 1-й и 2-й сменами и после занятий- т. е. 2 раза в день во всех помещениях; ежедневно протирать шкафы, подоконники.

2. Освещенность

Значительное влияние на работоспособность оказывает освещенность рабочего места. Все учебные помещения должны иметь как источник искусственного освещения, так и естественное освещение.

Солнечный свет оказывает тонизирующее и укрепляющее воздействие на организм, повышает общую сопротивляемость заболеваниям, создает необходимые условия для роста и развития учащихся. Соблюдение норм освещенности - необходимые условия сохранения общей и зрительной работоспособности, предупреждение быстрой утомительности глаз и снижения зрения.

2.1 Естественное освещение

Естественное освещение определяется основными нормативами и косвенными показателями.

Основные нормативы: - расположение здания и расположение окон (должно быть естественное левостороннее освещение; при высоте помещений более 6 метров необходимо двустороннее освещение, при этом не допускается направление светового потока спереди и сзади обучающихся).

Ориентация окон помещений школы

Ориентация окон Оптимальная

Ориентация окон Допустимая

Ориентация окон всех учебных кабинетов соответствует нормам. В мастерской у мальчиков окна ориентированы на запад, но там имеется дополнительное освещение. Внеурочные занятия проводятся во второй половине дня, когда солнце освещает эти окна.

На уровень естественной освещенности влияют косвенные показатели, такие как:

-размер и конфигурация окон, их чистота;

-размер простенков, высота подоконника, расстояние от верхнего края окна до потолка;

-окраска интерьера помещения;

-расстановка и окраска мебели;

-расположение вблизи высотных зданий и деревьев.

Вблизи школы нет высотных зданий и деревьев. В классных комнатах нашей школы окна достаточно большие, их площадь 3, 8 кв. м., простенки по сравнению с окнами маленькие, их площадь кв. м. 1, 7, на подоконниках ничего не стоит, проникновению света ничего не мешает. Расстояние от верхнего края окна до потолка 0, 3 м.

Стены в учебных кабинетах окрашены в спокойные тона: светло-бежевый, светло-голубой, салатовый, бледно-розовый, кремовый. Школьная мебель имеет светло- коричневые оттенки натурального дерева, изготовлена из древесных стружечных материалов, поверхность столов гладкая, матовая. Доска в каждом кабинете окрашена в зелёный цвет.

Школа находится на расстоянии 56, 5 м от автодороги, поэтому окна запыляются, необходимо мыть их 1-2 раза в месяц внутри, и не менее 3-х раз в год снаружи. Режим мойки в школе соблюдается частично: снаружи окна моются реже.

2.2 Искусственная освещенность

Искусственная освещенность (ИО) осуществляется в нашей школе лампами накаливания и люминесцентными лампами. Люминесцентные лампы освещают доску и расположены над ней. Для определения достаточности искусственного освещения определим:

- гигиеническую норму ИО= удельная энергоемкость х площадь пола (Вт х м2)

- фактическую ИО= мощность 1 лампы х число ламп

Площадь пола, кв. м

Мощность лампы, Вт

Искусственная освещенность во всех помещениях ниже гигиенической нормы.

По традиции для освещения в школе применяются обычные лампочки накаливания. Коэффициент полезного действия в традиционных лампочках накаливания очень мал, и в лучшем случае достигает 50%. Из чего следует, что из той электроэнергии потребляемой лампами накаливания, за которую мы заплатили, только половина пошла на реальное освещение помещения. Вторая половина потраченной электроэнергии потрачена на нагрев данной лампочки. В настоящее время наряду с обычными лампами накаливания используются энергосберегающие лампы. Они обладают рядом преимуществ: 1) экономия электроэнергии. Коэффициент полезного действия у энергосберегающей лампы очень высокий и световая отдача примерно в 5 раз больше чем у традиционной лампочки накаливания. Например, энергосберегающая лампочка мощностью 20 Вт создает световой поток равный световому потоку обычной лампы накаливания 100 Вт. Благодаря такому соотношению энергосберегающие лампы позволяют экономить электроэнергию на 80%, при этом без потерь освещенности, 2) долгий срок службы. Энергосберегающие лампы, имея другую конструкцию и принципиально иной принцип работы, служат гораздо дольше ламп накаливания в среднем 5-15 раз. 3) Низкая теплоотдача. Благодаря высокому коэффициенту полезного действия у энергосберегающих ламп, вся затраченная электроэнергия преобразуется в световой поток, при этом энергосберегающие лампы выделяют очень мало тепла. 4) Большая светоотдача. В обычной лампе накаливания свет идет только от вольфрамовой спирали. Энергосберегающая лампа светится по всей своей площади. Благодаря чему свет от энергосберегающей лампы получается мягкий и равномерный, более приятен для глаз и лучше распространяется по помещению.

Простой пример: энергосберегающая лампа мощностью 20 Вт заменяет обычную лампочку мощностью 100 Вт, т. е. всего одна лампочка даёт экономию в 80 Вт. А если все лампочки будут такими?

Предложения по увеличению освещенности:

- замена ламп накаливания на энергосберегающие лампы (стоимость - 100 руб. / шт.)

Последний вариант наиболее оптимальный, т. к., хотя они и дороже, но срок службы энергосберегающих ламп в 5-15 раз больше, и их КПД в 5 раз больше, чем КПД ламп накаливания.

3. Определение уровня радиационного заражения

В связи с тем, что сейчас широко используется массовая компьютеризация, актуальным становится проблема здоровья.

Человеческий организм не способен с помощью своих органов чувств воспринимать наличие радиоактивных веществ и их излучения (до несмертельных значений), поэтому необходимы специальные измерительные приборы. Я провела измерения индикатором радиоактивности РАДЕКС РД 1503, который предназначен для обнаружения и оценки уровня ионизирующего излучения. Данный прибор применяется для оценки уровня радиации на местности и в помещении, а также для оценки радиоактивного загрязнения материалов и продуктов. Данный дозиметр указывает на повышенную интенсивность радиационной нагрузки свечением или звуковым сигналом, либо показывает величину в мкЗв/час. Я замерила уровень радиации в кабинете информатики и в библиотеке, где находится наибольшее количество компьютеров.

Презентация на тему: " Анализ санитарно- гигиенических требований к организации образовательного процесса младших школьников с точки зрения реализации ФГОС." — Транскрипт:

1 Анализ санитарно- гигиенических требований к организации образовательного процесса младших школьников с точки зрения реализации ФГОС

2 Система гигиенических требований, обеспечивающая безопасные для нормального роста и развития условия реализации основных общеобразовательных программ, призвана создать безопасные, комфортные условия обучения детей, а также устранить причины, вызывающие школьно- обусловленную патологию. ПРОЕКТ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ О СНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 2009 ГОДА

3 ТРЕБОВАНИЯ К организации медицинского обслуживания обучающихся СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ ТРЕБОВАНИЯ К размещению ОУ ТРЕБОВАНИЯ К соблюдению санитарных правил ТРЕБОВАНИЯ К естественному, искусственному освещению ТРЕБОВАНИЯ К воздушно-тепловому режиму ТРЕБОВАНИЯ К санитарному состоянию и содержанию ОУ ТРЕБОВАНИЯ К оборудованию помещений ОУ ТРЕБОВАНИЯ К водоснабжению и канализации ТРЕБОВАНИЯ К режиму образовательного процесса ТРЕБОВАНИЯ К зданию ТРЕБОВАНИЯ К территории ОУ ТРЕБОВАНИЯ К помещениям и оборудованию ОУ, размещенных в приспособленных зданиях

5 Гигиенические требования к режиму образовательного процесса Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек. При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры. Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; классов уроках. Контрольные работы рекомендуется проводить на уроках, но не более одной в день. Структура урока должна быть дробной – включать несколько видов деятельности (плотность урока должна составлять не более 80%).

6 Гигиенические требования к режиму образовательного процесса Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый); рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; для посещающих группу продленного дня, необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-х разового питания и прогулок; обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.

7 Гигиенические требования к режиму образовательного процесса Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса ). В течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) минут. С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз

8 Гигиенические требования к режиму образовательного процесса Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в классах не должна превышать минут. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во классах - 1,5 ч, в классах - 2 ч. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее см у обучающихся классов. Работа с техническими средствами обучения составляет минут.

9 Гигиенические требования к режиму образовательного процесса Рекомендуется проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно- активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм) Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%. На занятиях трудом, предусмотренными образовательной программой, следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.

10 Гигиенические требования к режиму образовательного процесса Учитель, при сотрудничестве с родителями, может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся классов должен быть не более 700 г. Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся х классов – более 1,5 кг, х классов - более 2 кг. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один - для использования на уроках в общеобразовательном учреждении, второй - для приготовления домашних заданий.

11 Требования к внеурочной деятельности Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п. Продолжительность таких видов деятельности как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должны составлять не более 50 минут в день для обучающихся классов. Кружковая работа должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

12 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 2. ТРЕБОВАНИЯ К ТЕРРИТОРИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ; 3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОМУ РЕЖИМУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 5. ТРЕБОВАНИЯ К ВОДОСНАБЖЕНИЮ И КАНАЛИЗАЦИИ 6. ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ 7. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ПОМЕЩЕНИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 8. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 9. ТРЕБОВАНИЯ К СОБЛЮДЕНИЮ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ 10. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Читайте также: