Организационно педагогические условия в доу это

Обновлено: 05.07.2024

Заведующий кафедрой УДО И.А. Селиверстова

Актуальность исследования. В официальных документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается объективная потребность усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме образования, как дошкольное образование. Качество дошкольного образования в немалой степени определяет то, каким будет качество последующих уровней системы образования России. Поэтому поиск путей улучшения системы управления качеством образования в дошкольных образовательных организациях является социально-значимой проблемой, стоящей перед педагогической наукой.

Одной из ведущих тенденций модернизации образования в России является усиление внимания к проблеме совершенствования его качества, что требует разработки концептуальных подходов к нахождению путей ее решения. Модернизация системы образования предполагает решение ряда задач, имеющих социальный и педагогический характер.

Актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне раскрывается в соответствии качества образования запросам общества, страны и жизненным потребностям людей. В сущности, речь идет о наличии связи между качеством образования как результата и качеством организуемого в образовательной организации образовательного процесса, благодаря которому при определенных условиях этот результат достигается. Иными словами для достижения качества образования управление должно быть также качественным, что предполагает поиск, разработку и практическое внедрение организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение прогнозируемого результата.

Анализ показывает, что в педагогических исследованиях уделяется достаточное внимание проблемам управления качеством школьного образования (В.А.Кальней, В.П.Панасюк, М.М.Поташник, С.Е.Шишов и др.), начального и среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимов, Н.Н.Булынский, А.Т.Глазунов, Г.И.Ибрагимов, В.Е.Сосонко и др.), системы высшего профессионального образования (В.И.Байденко, А.Г.Бермус, Н.А.Селезнева, А.И.Субетто и др.). Что же касается качества дошкольного образования, то эта проблема оказалась в поле зрения исследователей лишь в самое последнее время. Выполнен ряд исследований (Н.В.Войниленко, И.Б.Едакова, Л.Л.Иванова, Е.С.Комарова, Е.Ф.Купецкова, С.Г.Молчанов, Т.И.Оверчук, И.А.Рыбалова и др.), в которых выделены факторы и условия достижения качества дошкольного образования. Однако специальных исследований по выявлению организационно-педагогических условий повышения эффективности системы управления качеством дошкольного образования до настоящего времени не проводилось. В связи с этим, актуальность проблемы на научно-теоретическом уровне определяется потребностью создания теоретических основ влияния организационно-педагогических условий на управление качеством образования в дошкольных организациях.

Актуальность проблемы на научно-методическом уровне определяется недостаточностью изучения вопроса организационно-педагогических условий применения информационных технологий в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Научные исследования по проблемам качества дошкольного образования не в полной мере учитывают особенности современной дошкольной образовательной организации, реализующего образовательные программы, направленные на удовлетворение запросов различных потребителей - родителей, детей, общества.

Приоритетной задачей развития российского образования является достижение его качества и эффективности за счет обновления содержания, повышения уровня и реализации современных инновационных технологий как одного из организационно-педагогических условий управления качеством образования. Значительными дидактическими ресурсами обладают информационные технологии, реализация которых ориентирует на развитие единого образовательного информационного пространства, предоставление каждому участнику образовательного процесса новых возможностей.

Таким образом, в педагогической теории и практике сложилась ситуация, которая характеризуется рядом противоречий:

на социально-педагогическом уровне

  • между необходимостью включения родителей в образовательный процесс и отсутствием инструментального обеспечения этого направления деятельности у педагога;

на научно-теоретическом уровне

  • между потребностями практики и отсутствием адекватного теоретического обоснования управления качеством дошкольного образования;
  • между объективной необходимостью формирования эффективной системы управления качеством образования в дошкольных образовательных организациях и неразработанностью организационно-педагогических условий, способствующих эффективному управлению качеством образования в дошкольных образовательных организациях;

на научно-методическом уровне

  • между высокой практической востребованностью информационных технологий и недостаточной методической обеспеченностью вопросов их эффективного применения в управлении качеством образовательного процесса как организационно-педагогического условия.

Сформулированные противоречия послужили основой для определения проблемы исследования: каковы организационно-педагогические условия, способствующие эффективному управлению качеством образования в дошкольных образовательных организациях. Решение этой проблемы составляет цель исследования

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия применения информационных технологий в эффективном управлении качеством образования в дошкольных образовательных организациях.

Объект исследования: процесс управления качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия применения информационных технологий в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Гипотеза исследования: управление качеством образования в дошкольной образовательной организации будет наиболее эффективным, если:

  • информационные технологии позволят обеспечить вовлечение всех субъектов образовательной деятельности в процесс управления качеством образования;
  • удовлетворены информационные потребности руководителей, педагогов;
  • выявлены организационно-педагогические условия применения сайта в управленческой и педагогической практике.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать современное состояние, психолого-педагогические проблемы и перспективы управления качеством дошкольного образования.
  2. Исследовать возможности применения информационных технологий как одного из организационно-педагогических условий управления качеством образования в дошкольной образовательной организации.
  3. Выявить организационно-педагогические условия использования сайта в практике работы образовательной организации.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские положения о социальной сущности человека, его деятельности как специфического для субъекта способа отношения к внешнему миру. Исследование опирается на принципы личностного и деятельностного подходов (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Р.Х.Шакуров); работы по проблемам управления качеством образования (П.Ф.Анисимов, Г.Г.Габдуллин, Г.И.Ибрагимов, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, А.И.Субетто, С.Е.Шишов и др.), а также работы в области управления качеством дошкольного образования (М.И.Богомолова, Н.В.Войниленко, Л.Л.Иванова, С.Г.Молчанов, И.А.Рыбалова, Л.А.Седельникова и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретические: изучение научной литературы по проблеме исследования, нормативно-правовых актов, систематизация, анализ, сравнение, отбор методов исследования и оценивания компетенций;

Эмпирические: анкетирование, наблюдение, тестирование, метод проб и ошибок, метод исследования причинных связей, опытно-поисковая работа, опытно-экспериментальная работа, метод самооценки и экспертного оценивания.

Исследование проводилось на базе дошкольного отделения Муниципального бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения школы-интерната № 11 г.Челябинска.

Основные этапы исследования.

Первый этап (2013-2014) – организационно-педагогический. Этап включал определение актуальности проблемы. Изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая, научно-методическая литература, диссертационные исследования и научные статьи по проблеме исследования. Были сформированы исходные позиции и определено терминологическое поле исследования. Проводился констатирующий этап опытно-поисковой работы по определению состояния проблемы и выявлению возможностей и перспектив ее решения в условиях дошкольной образовательной организации.

Второй этап (2013-2014) – опытно-поисковый. На этом этапе обосновывался выбор теоретико-методологической основы исследования, проходило обоснование выбора методологических подходов исследования, шла разработка комплекса моделей и педагогических условий его эффективного функционирования, апробация разработанных условий в рамках опытно-поисковой работы.

Третий этап (2014-2015) итогово-диагностический. Завершающий этап исследования, включающий обобщение, систематизацию и описание результатов исследования, формулировку выводов по изучению организационно-педагогических условий функционирования сайта в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации сущности понятий: качество образования, управление качеством образования, организационно-педагогические условия, информационные технологии, сайт.

Практическая значимость исследования определяется тем, что изученные организационно-педагогические условия функционирования сайта дошкольной образовательной организации могут быть применены в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

- публикаций результатов исследования в научных журналах (Челябинск, 2014; Волгоград, 2015).

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, общих выводов, заключения, списка литературы (84 наименования) и приложения (16), содержит в основном тексте таблицы и рисунки. Объем работы 80 страниц.

Читайте также: