Какие песни пользовались особой популярностью у кубанских казаков почему кратко

Обновлено: 20.05.2024

Песня в жизни человека значит очень много. Она сопровождает его с момента рождения, и в свой последний путь он тоже уходит с песней. В песенной культуре можно выделить несколько жанров: бытовые, связанные с каждодневным трудом, колыбельные, свадебные, похоронные, военные и др. Как различны события в жизни человека, так различны и песни. Они могут быть весёлыми и грустными, протяжными – лирическими и задорными. Песня родится там, где живёт человек и во многом зависит от условий его жизни, рода занятий, климата и других факторов. Когда жизнь наполнена радостью – песни веселы, когда человек несчастен – меняется и напев песен. Главные линии исторической деятельности казаков нашли своё отражение в казачьей воинской песне.

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократическими порядками. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

Через сорок дней отец надевал на младенца саблю, подстригал ему волосы в кружок и сажал на лошадь, а потом возвращал сына матери, поздравляя её с казаком [2]. Трёхлетние дети уже довольно свободно ездили на лошадях по двору, а в пять – скакали по степи. Поэтому в казачьих военных песнях так много внимания уделено лошади:

Казачьих песен более четырёх тысяч. В них – казачья душа. В песнях казак вспоминал свое прошлое, воспевал героев, тосковал о милой, о родимой сторонушке, об участи казака – умереть в бою и быть похороненному на чужбине. С песнями казаки уходили в далекие походы.

Казачья песенная культура имеет некоторое сходство с традициями южнорусских областей России и, отчасти, украинской культурой. Но казачьи песни имеют черты, присущие только им. Гораздо более слабо, чем военная тематика, представлена в казачьих песнях и песенном фольклоре календарно-земледельческая обрядность, что опять-таки объясняется преимущественно военным образом жизни. Из обрядов жизненного цикла четко зафиксирован только свадебный.

Главное в казачьем военном фольклоре – не сами события (походы, штурмы, сражения), а чувства, настроения самих героев песен, их взгляд на происходящее. Героев военных песен казаков можно разделить на три группы. Первую составляют образы полководцев и командиров, которые часто лишь намечены, даны односторонне. Только в своей совокупности они дают обобщённый образ положительного героя-командира, от которого зависит успех дела. Командир всегда идёт впереди, воодушевляя казаков речами. Он ненавидит врага и не боится его, уверен в силе своей армии, понимает смысл происходящего как защиту Отечества. Ему присуще чувство национального достоинства и патриотизм. В песнях такого плана нашли отражение многие эпохальные события России. Особенно много таких песен об Отечественной войне 1812 г.:

В этой и других песнях предсказания, гадания, ворожба дают определённое представление об отношении казаков к религии, характеризует особенности их мировоззрения.

Третью группу героев песен составляет сама казачья масса, выступающая как решающая сила. Образ массы в песнях дан в лаконичной, но полной глубокого содержания форме. От казака, его удали, отваги зависит исход сражения. Казачья песня звала к победе:

Казачество использовалось государством для освоения новых территорий. Этот сложный, порой трагичный период в жизни казаков также нашел свое отражение в песенной культуре. В воинском казачьем фольклоре отражается тяжкая доля казака, вынужденного осваивать новые территории. Наиболее всесторонне эта тема представлена в песнях эпохи Кавказской войны:

Находясь вдали от родного дома, казаки тосковали по родным и близким им людям, по оставленным родным куреням и степям:

Исторические песни казаков имеют ту особенность, что в них довольно верно отражены подлинные события и факты, ярко передаются сила народа, его отвага, удаль, молодечество. Народ хранит песни в своей памяти в течение столетий. Из поколения в поколение передаются они, прославляя народных героев, борцов за Отечество. Широкому распространению исторических песен способствовали напевность, яркость и образность языка. В старину говаривали: коли нет в доме песни, значит и счастья в этом доме не водится. Казаки испокон веков славились своим зычным, удалым пением. Генерал Платов однажды рассказывал Кутузову, что ни разу не слышал, чтобы казаки шли в поход без песен. По этим самым песням он без труда мог отыскать казачьи подразделения в русском лагере близ Бородино.

После учреждения Петром I регулярной армии с 1722 г. каждому полку предписано было иметь свой оркестр [5]. Военное ведомство, понимая важность морального фактора, состояния боевого духа войск, уделяло большое внимание созданию и подготовке полковых оркестров, распространению и сохранению военных песен. С 1857 г. каждому полку было предписано иметь свой гимн (марш).

Казачьи песни – это большие развёрнутые композиции с широкораспевной, объёмной мелодией. Казаки пели везде: в походе, на привале, у костра в короткие минуты отдыха и потому среди песен много протяжных, в которых звучит тоска по родине, по родным куреням, родителям, детям, жёнам. Казачьи протяжные песни звучат архаично. Протяжные песни излагаются от лица мужчин, передавая их переживания.

В казачьих военных песнях и музыка, и слова ярко отражают сущность самого казака, как представителя военного сословия, большая часть жизни которого проводится в походах и сражениях. Музыка казачьих песен – это казачья душа, рвущаяся на свободу. Слова же песен – поэтическая оболочка этой души. Язык военных казачьих песен, его образность, говорят о неиссякаемой любви к Родине. Сплав же русского и украинского языков придаёт уникальную окраску, необыкновенное глубинное содержание текстам песен. По количеству сюжетов военные казачьи песни необозримы, поскольку казачество откликалось в песнях на события общегосударственной значимости и отражало факты более частного, местного значения. Именно такими были и есть военные казачьи песни.

Литература:

1. Савельев Е.П. Казаки. История. Т. 1. Владикавказ, 1991. С. 376.
2. Там же.
3. Фелицын Е.Д. Кубанское казачье войско, 1698 – 1888 год. Воронеж, 1888 .
4. Гордеев А.А. История казачества. М., 2006 . С. 274.
5. Там же. С. 315.
6. Шалыгин В. Мой край родной, казачий. Энциклопедия казачьей жизни. На примере Усть-Медведицкого округа Войска Донского. Волгоград, 2007.
7. Ткаченко П. Кубанские пословицы и поговорки. Краснодар, 2008 . С. 205.
8. Агарков Л.Т. История одной песни // Звезда Придонья. 1973. 9 мая.

Поддержка
и развитие Поддержка сайта:
Интернет-Имидж Разработка дизайна Все права защищены.
При использовании
материалов сайта ссылка
на источник обязательна

Ярлыки

  • Праздник каждый день
  • Традиции и быт кубанского казачества
  • Творческая гостиная
  • Консультации
  • Лето - прекрасная пора!
  • Занятия

суббота, 28 октября 2017 г.

Традиции и быт кубанских казаков. Кубань в песне.


I. Вступительное слово . (Звучит кубанская народная песня)

Какими не меркнущими в сознании картинами предстает перед нами образ родного края – видом ли отчего дома, утопающего в саду, вербами ли, глядящимися в воду, желтеющей ли нивой, стройными ли тополями, идущими вдоль дороги… Но звучит он в нашей душе народной песней, которая, как некая сказочная птица, пролетает над станицей, то затихая где-то высоко в небе, то касаясь самой земли. Узнаем мы ее по неповторимому голосу, так как в каждом краю водится своя птица – песня, какую не спутать с другой ; западает она в душу с детства, напоминая нам о родном крае, о Родине.

«…Кто огонь в гулком сердце погасит,
Кто в нем ветры уймет и громы?
Кто Кубань мою песней украсит,
Если это не сделаем мы?!





На Кубани слились воедино две богатейшие песенные культуры – украинская и русская. Они дополняли и обогащали друг друга.

Казаки любили песни, в них отражалась нелегкая судьба казачества, труд и подвиг, любовные переживания и дружба.

Различались песни: исторические, бытовые, обрядовые, колыбельные, свадебные, походные, шуточные.
А какая песня о Кубани самая известная, самая главная?

Сначала песня исполнялась в небольшом кругу фронтовиков. Через год-два её запели все кубанские подразделения действующей армии. В период гражданской войны она была официальным гимном Кубанской рады и Кубанской народной республики . И в годы Великой Отечественной песня поднимала боевой дух казаков и вместе с ними прошла победный путь от берегов Кубани до Эльбы . Ее слышали в Польше, Румынии, Болгарии, Венгрии, Германии.

Кубанская песня лучший рассказ о жизни казака. Как бы трудно не жилось народу в прошлом, но без песни - ни шагу. В песнях душа народа. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска. Очень любили казаки воспевать в песне нее только родной край, но и удаль молодецкую



Ведущий : - Казачью сказку слушать , что мед ложкой кушать. Стоит в привольной степи хата, живет в ней казак с казачкой , а по дороге бежит лиса. Хвост к земле, нюхает поживу. Добежала до станицы. Видит : возле куреня казак сидит , сапоги тачает. Притаилась лиса, а глаза во дворе. За плетнем куры в золе гнездятся, утки в ушате плещутся, индейки у колодца кулдыкают. Облизнулась лиса и захромала. Подлезла к казаку и жалобно запричитала :

Лиса : - Иду издалека, да со шляха сбилась, обходить, сил нет. Отвори ворота, пройду напрямик к околице.

Ведущий : А казак опять за свое дело – что время терять? Слышит, птичий переполох. Что такое? - думает. - Кто потревожил птицу? Подскочил к воротам, видит, через гумно лиса бежит с петухом в зубах.

Лиса : - Моя хитрость меня кормит, поит, к доверчивым людям водит. Спасибо тебе, казачок за петушка !





Ведущий : Заметила лиса собаку, метнулась в сторону, да поздно. Цепко держит за кабаржинку собака. Тут хитростям лисы конец. А казаку надоело дома сидеть , и пошел он счастье искать . Видит : стоит в поле шатер.


Казак : - Не мое ли счастье здесь ? А ну выходи, покажись, кто в шатре? Добрый человек или ворог лютый? С чем пожаловал на родную сторонку?








Ведущий : Очаровали Шамаханские царицы казака , и уснул он крепким сном. Спит казак день , и два, и три. Снится ему сон о сторонушке родной, да нет сил, проснуться, крепки чары Шамаханских цариц. Помогите ребята, разбудить казака .

Ведущий : Дам – ка я ему понюхать кисет с кубанскими травами степными, может они ему напомнят о родной сторонушке,

(подносит казаку мешочек с травами : чабрецом, зверобоем, мятой, предварительно дав понюхать зрителям.



Ведущий : Пошел казак в путь – дороженьку . Долго ли, коротко ли, встретились ему на пути Турецкий паша и Вельможный пан. Встретились и между собой повели речь.

Турецкий паша : - Чего тут думать? На свете всего милее жирный плов из риса с бараниной. Его ешь, и пальцы оближешь.



Вельможный пан : - А для меня, нет ничего милее на свете чем дорогие камни. Смотришь на них, и по всему телу побежит огонь, радостно становится сердцу.


Казак : - Вижу я, что один из вас обжора, а другой жадный да скупой. Всего милее на свете - родная земля, с ее широкими степями, дремучими лесами, высокими горами, и быстрыми реками. На чужой стороне мне и жирный плов не пойдет в горло, и камни драгоценные не нужны. А на родной земле, корку хлеба съем,- и сыт буду, воды попью, и другого ничего мне не надобно.


Ведущий : Больше с ними не стал казак терять даром слов и дальше пошел своею дорогой. Пришел казак к своему куреню .





Ведущий: Вы все конечно же услышали песню Марусэнька – с восточными мотивами, эта песня казаков – некрасовцев, про которых я вам сейчас расскажу.

Давным-давно жил донской казак. Звали его Игнат Некрасов. Недоволен был Игнат Некрасов царским правлением. Мол, обижает царь казаков. Стали казаки трудно и бедно жить. Собрал Игнат Некрасов отряд из донских казаков и повел их против царского войска. Но, силы были неравные, и царское войско жестоко расправилось с казаками.

После подавления восстания, спасая оставшихся казаков, Игнат Некрасов увел их вместе с семьями, пожитками, оружием и конями с Дона на Кубань.

Но, и там войска царя не давали казакам спокойно жить: обрабатывать землю и растить детей. Поэтому, казаки уходили все дальше и дальше за море, в Турцию. Там и начали новую жизнь на берегу озера, близ Мраморного моря. Там они пахали землю и ловили рыбу.

Казаки избрали Игната Некрасова своим атаманом и стали называть себя некрасовцами. Так в Турции образовалась община некрасовских казаков.

Жители Турции относились к общине некрасовских казаков по-доброму. Очень уважали их за честность и трудолюбие. И, конечно, в общине были свои законы, которые каждый казак, каждая казачка и каждый казачонок должны были непременно соблюдать. И если кто-то нарушал эти законы, то их строго наказывали. Законы, которые написал Игнат Некрасов, помогли казакам выжить на чужой земле, сохранить свой язык, свою культуру и традиции.

Но шло время. Сменялись люди, сменялись атаманы. И однажды, пришли казаки к своему атаману с просьбой покинуть Турцию и вернуться на родину в Россию.

В разных концах зала ставятся четыре стула, на которых лежат платки. Дети образуют вокруг стульчиков круги. Под веселую музыку все пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша) .

Много мы говорили о нашем крае, о славной кубанской земле, о больших урожаях. И всё это благодаря нашему трудолюбивому кубанскому народу, ведь только тем, кто трудится, да не лениться, дарит земля своё богатство. Кубанский народ умел и умеет не только трудиться, землю свою защищать, но и умеет повеселиться.

Черноморские казаки, выходцы из запорожских, хоть и были воинами, но вели все же более праздный образ жизни. Отсюда в музыкальной культуре у них преобладают веселые, шуточные песни.

Как написано в разных источниках эта песня – игра считается не только кубанской, а также украинской народной, русской народной и даже мордовской.

Ведущий: Наши дети уже показали вам свой сюрприз, теперь наши родители покажут детям, небольшую сценку.




На мольбертах стоят листы, на обратной стороне листа написано название песни и несколько строк. Родитель с ребёнком должен нарисовать песню, а остальные угадать. После того как песня разгадана все вместе поют первый куплет.

Много песен сегодня прозвучало в нашей гостиной. Песенной нитью с давних времён переплетаются песни через поколения. Так давайте все вместе сплетём эту песенную паутину.

Участники стоят в кругу. У первого в руках клубок. Оставляя конец нити участник поёт песню и перебрасывает клубок следующему игроку и т. д.






Ведущий: Ну какие же песни без танца, вам предлагаю всем выйти в наш зал и пуститься в задорный пляс.

4. Обзор творчества кубанских композиторов и поэтов.

На Кубани любят песни и умеют их петь! На Кубани и слагать умеют хорошие песни! Многие произведения современных кубанских композиторов и поэтов пользуются успехом не только у кубанцев. Благодаря радио телевидению Москвы наши песни знают во многих уголках России. И это не случайно. В новых условиях продолжателями богатейших южно-русских народных песенных традиций стали люди, сумевшие наполнить страницы музыкальной летописи Кубани яркими, вдохновенными песенными образцами! Это Григорий Максимович Плотниченко, Валентин Александрович Лаптев, Николай Михайлович Хлопков, Герман Анатольевич Селезнев, Григорий Федорович Пономаренко, Виктор Гаврилович Захарченко, Василий Михайлович Волченко, Виталий Кеворков, Анатолий Поляков и многие другие композиторы.

2 июля 1966 г. – официальная дата создания Краснодарской композиторской организации

5. О кубанской народной песне.

Кто огонь в гулком сердце погасит,

Кто в нем ветры уймет и громы?

Кто Кубань мою песней украсит,

Если это не сделаем мы?

(Иван Варавва)

Необъятны просторы нашей великой Родины – России! Какие щедрые красоты дарит взору ее Природа! В ее наряде есть жемчужина, которая зовется Кубанью. Это целое государство с пятимиллионным населением. Два теплых моря омываю его границы: Черное и Азовское. Здесь плодороднейшие поля и уникальные леса, отроги гор Северного Кавказа, богатые рыбой реки, озера и лиманы. И, конечно же, Кубань – хлебное поле России, воспетое в стихах нашими замечательными поэтами:

Что в жизни бывает красивей,

Чем юности цвет по весне

И спелое поле России

В казачьей моей стороне?

(Иван Варавва)

Столетиями летят над краем, над кубанскими хуторами и станицами прекрасные народные песни. Они, как бессмертные души наших славных пращуров, живущих среди нас, напоминая, что вечность – это память народная. Народные песни – это река времени. Река полноводная, могучая, своей духовностью питающая наши души, нашу добрую память.

В России трудно найти более песенный край чем Кубань. Почему? Потому что здесь, на южных рубежах великой державы, рядом с адыгейскими и татарскими народами, обрели свою новую Родины два славянских народа : русский и украинский, для которых песня всегда значила в жизни очень многое.

Два века назад по приказу Екатерины II из Запорожской Сечи на Кубань были переселены украинцы. Вот тогда – то и возник на Кубани своеобразный кубанский говор и украинские песни:

Пройдет еще много лет, а те песни, которые привезли казаки на Кубань, стали для всех кубанцев своими. До сих пор звучат на посиделках любимые русские и украинские песни на каком-то странном языке, который вобрал в себя русские и украинские слова.

6. Гимн Кубани

Время корректировало слова, песни. Лучший современный вариант нашего гимна создал Иван Варавва, сказались его глубокие казачьи корни и поэтический талант.

Ты, Кубань, ты наша родина

Ты, Кубань, ты наша родина,

Вековой наш богатырь!

Разлилась ты вдаль и вширь.

На Кубани любят песни и умеют их петь. Нелишнее будет сказать и о том, что на Кубани умеют и слагать хорошие песни. Так, самобытный автор Борис Малиновский написал гимн нашему хутору Белому Темрюкского района.

7. Государственный Кубанский казачий хор

Наверное, ни в каком другом уголке нашей страны, ни в какой другой области и другом крае нет такого песенного своеобразия, такого уникального песенного сплава, как у нас на Кубани. Большая заслуга в этом Государственного Кубанского казачьего хора, который был создан в 1969 г. В основу этой деятельности был положен самобытный песенный и танцевальный фольклор кубанского казачества. Уже в 1971 г. молодой коллектив стал дипломантом на международном фольклорном фестивале в г. Бургасе, в Болгарии.

В 1974 г. Кубанский казачий хор возглавил фольклорист и композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР Виктор Захарченко. Им была определена собирательская и последовательская работа по кубанскому песенному фольклору, записано огромное количество народных песен, лучшие из которых составили новую концертную программу хора. В 1975 г. на Всероссийском смотре профессиональных русских народных хоров Кубанский казачий хор занял 1-е место. В настоящее время искусство Кубанского казачьего хора пользуется неизменным успехом в нашей стране и за рубежом. Записи и обработки народных песен для Кубанского казачьего хора в последние годы сделаны его художественным руководителем В. Захарченко. Репертуар Кубанского хора отражает и другую сторону его художественных поисков: пропаганду ярких современных авторских песен о Кубанском крае, о трудовых буднях народа.

Традиционные песни казаков Кавказской Линии

Начало ей было положено в 1735 году основанием крепости Кизляр близ устья р. Терек. Годом позже была окончательно отвоевана у турок старинная крепость Азов в низовьях Дона. В 1761 г. основали крепость святого Дмитрия Ростовского там, где сейчас Ростов-на-Дону, а в 1763 г. крепость Моздок на Тереке. Пространство между этими опорным пунктами заселяли казачьими станицами, многие из которых тоже первоначально были крепостями – Георгиевская, Марьинская, Павловская.

Когда войны на Кавказе затихли, то Кавказскую Линию упразднили, а её станицы поделили между образованными в 1861 г. Кубанским и Терским казачьими войсками. Но главным в её почти вековой истории оказалось не столько военное назначение, сколько хозяйственное и культурное освоение богатейших территорий, ранее пустовавших из-за столетиями длившейся здесь тотальной войны всех против всех.

На Линии расположились станицы живших здесь с глубокой старины гребенских казаков, чьё происхождение загадочно, а внешний облик очень колоритен. Есть основания считать, что среди прочих здесь нашли свой дом бежавшие на Терек граждане Господина Великого Новгорода с Русскою Севера. Их потомками, возможно, являются жители нынешнего русского села Коктюбей в Дагестане. Сюда переселяли казаков с Волги и городовых казаков из Новохоперской крепости.

Несколькими волнами шло переселение донских и украинских казаков. В Кизляре и в станицах возле него (Александрийская, Красный восход) и сейчас живут казаки, предки которых пришли на реки Терек и Сулак с Дона ещё при Петре I во время его Персидского похода. Переселялись на Линию бывшие екатеринославские и азовские, а также уральские казаки. Жили компактными группами казаки из осетин, грузин и крещёных в Православие кабардинцев.

На Кавказ переводили из губерний российского Черноземья, именовавшихся однодворцами, потомков служилых людей, охранявших некогда русское пограничье, здесь селили отставных солдат, и сейчас существует целая станица Солдатская.

Станицы разрастались, иногда переходили с одного места на другое, более удобное для житья. Так из бывшей Павловской образовалось две станицы - Старо- и Ново- павловские, причем обе на новых местах. Нередко не боящиеся трудностей и опасностей крепкие хозяйственные казаки отселялись на отдельные хутора, из которых тоже со временем вырастали целые станицы.

Так казак Григорий Бакланов из Новотроицкой станицы положил начало новой станице, названной в честь него Баклановской.

Рядом с казаками в их станицах и в селах по соседству в больших количествах селились крестьяне из России и Украины. Десятки станиц, в их числе Новотроицкая в нынешнем Ставропольском крае и Шелковская в современной Чечне, были образованы при Николае I из бывших сел, а их обитатели стали казаками.

Случалось и наоборот, но многие жители бывших станиц, переименованных в села, и сейчас полтора столетия спустя помнят о своих казачьих корнях.

Некоторые станицы были относительно однородны в происхождении своих граждан. Так станицу Кавказскую заселили выходцы из донской казачьей станицы Романовской, а казачье население станицы Прохладной было полностью из украинцев. Павловскую, по преданию, основали бежавшие сюда после восстания Пугачева уральские казаки, но в дальнейшем заселяли в основном казаки и солдаты с Волги.

А вот в Архонскую станицу близ Владикавказа за 27 лет со времени её основания в 1838 г. переселили 214 семей из пяти разнохарактерных местностей, от Харьковской губернии на севере до Боржомского уезда в Грузии.

В Шелковской долгое время отдельно друг от друга жили гребенские казаки и казаки из грузии. В старинной Новогладковской станице жили отдельными слободами приверженцы старой веры гребенские казаки и переселенцы-малороссияне православного вероисповедания. Рядом с ними казанские татары-мусульмане из бывших дезертиров русской армии, женатые на чеченках и сами очеченившиеся за годы и десятилетия, проведенные в горных аулах. Их не только простили после капитуляции Шамиля, но и поверстали в казаки.

И хотя схожие условия жизни постепенно стирали различия между столь разнородными группами населения и у них вырабатывались общие черты, но в плавильный котел, где всё сварилось бы в однообразную массу, бывшая Кавказская Линия не превратилась.

В значительной степени из-за казачьего статуса большинства её обитателей. Казачество всегда было привержено традициям, испытывало повышенный интерес к собственным родовым корням, заботилось о сохранении своей культуры.

↑ Ой, орёл, ты орёл


Жанр: Полевые экспедиционные записи, казачьи песни
Исполнитель: Этнографические ансамбли с. Коктюбей, ст. Александрийская, с. Красный восход (Дагестан)
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год: 2009
Качество: 320 кбит/сек
Размер архива: 125 Мб

1. Вся духовная собранья 6:52
2. Прощай наша обитель святая 4:45
3. Братья мои, вы сёстры мои 3:05
4. Вот скоро настанет то праздник 4:46
5. Прилетел сокол 1:57
6. Ой, орел, ты орел молодой 4:26
7. Как при поле, при долине 2:37
8. Камыш-травка зеленеется 1:48
9. Ветер дует, дождь идет 1:18
10. Ай, во поле мой шатер 1:14
11. Эсминец на рейде у моря стоял 5:20
12. Калина с малиной рано расцвета 2:42
13. А чем я мужу не жена 2:30
14. Ой, вы, бабочки 1:16
15. Соловей кукушку уговаривал 6:13
16. Не бойся мальчишка 2:57
17. Ой, раненко, раненко во дворе 4:50

Общее время - 58:42


Состав фольклорно-этнографического ансамбля станицы Александрийская Кизлярского р-на Республики Дагестан:


Гурская Светлана Семеновна - 1948 г.р.
Северенко Раиса Кузьминична – 1939 г.р.
Копылова Галина Михайловна - 1940 г.р.
Такмакова Таисия Алексеевна - 1926 г.р.
Репкина Анастасия Осиповна - 1925 г.р.

Состав фольклорно-этнографического ансамбля с. Коктюбей Тарумовского р-на Республики Дагестан:

Редькина Нина Зиновеевна - 1935 г.р.
Редькина Мария Васильевна - 1940 г.р.
Сячина Мария Андреевна - 1937 г.р.
Коваленко Валерия Евгеньевна - 1934г.р.
Курбанова Прасковья Петровна - 1935 г.р.

Состав фольклорно-этнографического семейного ансамбля семьи Стаценко ст. Красный восход, Кизлярского р-на, Республики Дагестан:

Стаценко Иван Андреевич - 1929 г.р.
Стаценко Мария Григорьевна - 1930 г.р.
Стаценко Петр Иванович - 1954 г.р

↑ Оставляли мы станицу


Жанр: Полевые экспедиционные записи, казачьи песни
Исполнитель: Этнографический ансамбль ст. Старопавловская, Кировский р-н, Ставропольский край
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год: 2009
Качество: 320 кбит/сек
Размер архива: 245 Мб

1. Во пиру я была - свадебная 4:11
2. Ой, бочечка дубовая - лирическая 3:09
3. Чай пила и сладко ела - романс 6:37
4. Горе моё, горе - лирическая 6:36
5. Ой, как, братцы, надоела нам чужая сторона - протяжная (вариант 1) 3:14
6. Ой, как, братцы, надоела нам чужая сторона - протяжная (вариант 2) 3:14
7. Жил был Яшка у попа - шуточная 3:02
8. И кумушки пьют, голубушки пьют - свадебная 2:27
9. Как во поле, да полюшке - свадебная 3:03
10. Там под вишенкою - романс 3:58
11. На горе высокой два креста стоят - лирическая 7:01
12. Невинное сердечко - лирическая 3:48
13. Уж вы гости мои - шуточная 4:38
14. Ой, да как ходил, гулял - лирическая 3:08
15. Ой, да мил уехал - лирическая 5:24
16. Ой, да ты, змея - былинная песня 5:13
17. Ой, ты, роща - лирическая 3:18
18. А что это за верба - лирическая 2:54
19. Ой, на горе калина стояла - лирическая 2:54
20. Оставляли мы станицу - походная кавалерийская 3:42
21. По над лугом идет шлях-дороженька - историческая 4:49
22. Застольный тост - застольная 0:41
23. Шел я улком, переулком - свадебная шуточная 2:48
24. Уж ты, рюмка-чепурушка - свадебная застольная 1:37
25. Уж я пашенку пашу - свадебная 3:09
26. На горе стоял Шамиль - шуточная 3:43


Участники фольклорного коллектива станицы Старопавловская Кировского р-на Ставропольского края:

1. Беленко Валентина Васильевна - 1947 г.р.
2. Губина Лидия Федоровна - 1939 г.р.
3. Ильинова Тамара Георгиевна - 1937 г.р.
4. Клюева Лидия Александровна - 1940 г.р.
5. Наседко Надежда Тимофеевна- 1940 г.р.
6. Пелихова Клавдия Степановна- 1928 г.р.
7. Плетнева Лидия Петровна - 1940 г.р.
8. Форова Вера Павловна - 1941 г.р.
9. Шихалева Надежда Михайловна - 1936 г.р.

Общее время - 98:33


Музыкально-жанровая стилистика традиционных песен станицы Старопавловская Кировского р-на Ставропольского края.

Этнический состав населения станицы Старопавловской происходит в основом из Волгских казаков, которые сначала поселились на берегу р. Куры, а позже (в 1826 г.) переселились южнее на 20 км, на берег реки Малки. Постепенно в станицу переселяли жителей Харьковщины, Черниговщины, Полтавщины, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся украино-язычные песни в репертуаре фольклорного ансамбля станицы (Ой, чии то волы). Но всё же значительную часть репертуара составляют песни русского свадебного обряда (№ 1, 2, 22, 23, 24). А в свадебно-обрядовом цикле песен, связанных с опеванием невесты и коллективным причётом, можно услышать и тонкий (северный) подголосок. Другую не менее значительную часть репертуара ансамбля составляют казачьи песни: походно-кавалерийские (№ 19), военно-исторические (№ 20), лирические (№ 3, 4, 9, 10, 11, 13, 14, 16, 17, 18), шуточные(№ 6, 25).

Участники фольклорного коллектива станицы Старопавловская, несомненно, являются истинными и ревностными хранителями своей собственной песенно-обрядовой традиции, доставшейся и переданной им предками казаками.

↑ Ой, да вы, кубанцы


Жанр: Полевые экспедиционные записи, казачьи песни
Исполнитель: Этнографический ансамбль хутора Кубанский, Белореченский р-н, Краснодарский край
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2009 г.
Качество: 320 кбит/с

CD1
1. Ой, да вы кубанцы - протяжная историческая
2. Ещё солнце не затмело - протяжная историческая
3. Звёздочка моя полуночная - протяжная историческая
4. Пиво пьяное - протяжная историческая
5. Вспомним, братцы мы кубанцы - протяжная историческая
6. Ой, Дуня, Дуня – плясовая
7. По стёжечки, по дорожечки - духовный стих
8. Проспали мы, продремали мы - духовный стих
9. Дай, кто б нам, братцы, сказал – историческая
10. Дай, ночь тёмная, угрюмая – лирическая
11. Дай, ветер с поля, дай ветер с моря – лирическая
12. Ой, в 65-м году объявил турок войну – историческая
13. Как мы вчёра гуляли – плясовая
14. Пейте, хлопцы, вы горилочку – свадебная
15. Шуры, буры поднимала – плясовая

CD2
1. Дай, чем полюшко изукрашено – баллада
2. Как ударил гром из тучи – протяжная историческая
3. То не пыль да Кура, она подымалася – протяжная историческая
4. Красота же ты моя, куда ты девалася – лирическая
5. Мы живём среди полей – лирическая
6. Ой, спасибо тому, кто хозяин во дому – свадебная величальная
7. Создал Господь небо и землю – духовный стих
8. Сижу я во рву, беседаю – духовный стих
9. Была во Польше, ничё не слыхать – баллада
10. Выйду, выйду на горенку – свадебная
11. Брага моя, брага медовая – свадебная
12. Вот тут нам попеть, тут нам погулять – свадебная
13. Как из вечеру дождь – лирическая
14. Задумала тёща зятей угощать – масленичная шуточная
15. Соловей мой, только соловей – плясовая

Участники фольклорного коллектива, принимавшие участие в записи дисков:

Темирова Любовь Константиновна – 1950 г. р.
Башарина Мария Герасимовна – 1955 г.р.
Астахова Антонина Алексеевна – 1953 г. р.
Астахова Полина Михайловна – 1954 г. р.
Степанова Татьяна Васильевна – 1947 г. р.
Луткова Антонина Васильевна – 1956 г. р.
Клочкова Валентина Васильевна – 1949 г. р.
Чиненова Анастасия Никитична


Песня является одной из самых ярких сторон любой народной традиции. С давних пор песня передавалась из уст в уста, из поколения в поколение в естественной среде своего бытования. Она сопровождала человека от рождения до смерти, вела его по всем главным жизненным вехам и звучала в разнообразнейших ситуациях повседневной жизни.

Репертуар хора составляют подлинные образцы казачьих песен, унаследованные от отцов и дедов, и передающие из поколения в поколение все грани восприятия казаками своей истории, своей судьбы.

Песенная традиция хутора сложилась как из традиции собственно донской казачьей, так и из общерусской (сюжетные мотивы и мелодические обороты, звучащие в различных традициях России).

Именно преобладание распетых, протяжных форм, а также связь с глубинными пластами фольклора (особенно с эпосом) являются доминирующими стилевыми признаками песенной традиции хутора Кубанского.

Другая сторона традиции – песни, попавшие на Дон из различных русских традиций, а также песни, перенятые казаками в многочисленных походах. Это лирические, плясовые, шуточные, обрядовые календарные и свадебные, балладные и песни литературного происхождения, а также духовные песнопения, молитвы и псальмы.

Исполнительницы ансамбля бережно и осознанно сохраняют именно свою песенную традицию, которую, как они сами рассказывают, их предки принесли с Дона. Редко где сегодня можно зафиксировать такой развитый лирический цикл, который жив еще в памяти ансамбля. Всё, что приходило в традицию из вне не смешивалось со своим собственным наследием, продолжая существовать параллельно.

Многих участниц ансамбля связывают кровные узы. Зачастую молодое поколение перенимало от старших те песни, которые могли уже никогда не услышать в быту. С этой точки зрения, существование народного хора, с одной стороны способствует развитию традиции, с другой - играет важную роль в её сохранении.

↑ Оседлаю я коня


Жанр: Полевые экспедиционные записи, казачьи песни
Исполнитель: Народные исполнители станицы Баклановская, Изобильненский р-н. Ставропольский край
Издатель: Фонд казачьей культуры, г. Санкт-Петербург
Год издания: 2009 г.
Качество: 320 кбит/с
Размер: 208 Mb

1. Христос с учениками
2. Мимо Раю
3. Вниз по матушке по Волге
4. Ва лугах было всё то во лужочку
5. Выйду я на горушку
6. Горы закавказские
7. Да кукушачка, моя душачка
8. Для каво любовь отрада
9. Долина моя была долинушка
10. Из под тучки чёрный дым
11. Лезгинки
12. На родимую сторонку
13. Оседлаю я ж коня
14. Ой чии то волы
15. Ой младенький
16. Осенние ночи
17. Чарочка моя
18. Гости милые
19. Полно вам снежочки
20. По-над лесом
21. Да посеяли девки лён
22. Проснётся день красы моей
23. Раз пропала ершова голова
24. Усе утушки, усе серые
25. Уж рюмочка-чепурушка
26. Туман яром
27. Не заря моя зорюшка


Музыкально-жанровая стилистика традиционных песен станицы Баклановская, Изобильненский р-н. Ставропольский край.

Основная часть репертуара народных исполнительниц станицы Баклановской составляют лирические песни, где верхний подголосок звучит в очень высокой тиссетуре, взяв на себя функцию ведущего, которому подчиняются все остальные голоса. Несмотря на двухголосное (в основном) исполнение, обилие кварто-квинтовых интервалов говорит о том, что совсем ещё недавно (предыдущее поколение) песни звучали в трёхголосном гетерофонном варианте.

Ансамбль состоит из четырёх человек. Но тембральная особенность манеры исполнения народных певиц делает каждую песню монументальной, глубокой, придает ей неповторимый, присущий только для этой станицы, колорит, по своей глубине и мощи создает ощущение звучания целого хора. Верхний подголосок, который ведет Александра Яковлевна Жидкова, виртуозен, хрустально прозрачен и лёгок, неповторим.

Кроме того в репертуар баклановцев входят свадебно-обрядовые песни, календарнообрядовые, духовные и поминальные стихи, исторические, плясовые и шуточные песни.

Состав коллектива относительно молод: 1935, 1938, 1939, 1952 г.р., но при этом необходимо отметить потрясающую сохранность песенной традиции, которую они с трепетом и огромной любовью к своим родовым корням, донесли до нас, по возможности сохранив и не расплескав ни капли. Но если сегодня, не медля ни дня, ни минуты, ничего не предпринять для организации процесса передачи местной молодёжи песенной культуры казаков баклановцев, то в очень скором времени эти песни останутся только в записях.

Читайте также: