Анализ случаев конфликтных отношений между детьми с овз в доу и способами их разрешения

Обновлено: 08.07.2024

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе сегодня, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашей стране становится всё больше и больше.

Одна из первоочередных задач - правильно организовать деятельность воспитанника.

Особенно для детей подросткового возраста свойственно стремление высвободиться из-под опёки и контроля воспитателя. Такое стремление нередко и приводит к проблемным, конфликтным ситуациям, к агрессивному поведению, с чем мы чаще всего и сталкиваемся. Такие действия могут быть разными: детские шалости, споры, конфликты и драки.

В практике нашей работы наиболее встречаемые - это:

столкновение ребёнка с невыполнением его желаний, запретами;

отсутствие игровых навыков и социально-приемлемых способов общения у детей;

влияние телевидения и видео - продукции, где в той или иной мере присутствуют мотивы насилия;

агрессивное, враждебное отношение детей к окружающему миру, близким людям.

Но даже самый низкий уровень развития и поведения ребёнка не может быть основанием для отрицательной оценки личности в целом, для проявления неуважения к ней.

Все дети нуждаются в самопознании и самоутверждении, внимании и уважении к себе как к личности, в активной деятельности, в общении. Однако эти потребности часто не удовлетворяются в достаточной степени. Отсюда и деформации в ценности их ориентации, и сужение социальных связей, и школьное неблагополучие детей. Поэтому педагогам при поддержке других специалистов важно сосредоточить своё внимание на решении следующих задач :

побуждение детей к самопознанию и самовоспитанию;

обеспечение условий для ориентации активности детей на деятельность преобразующего плана;

создание условий для накопления воспитанниками позитивного опыта общения с окружающими.

Приёмы педагогического воздействия и коррекции.

В комплексе методов педагогического воздействия при решении возникающих проблемных ситуаций выделяются следующие приё мы:

задерживающие (тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников);

созидающие (содействующие развитию положительных качеств личности, которые помогают скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведение детей с отклонениями.

Созидающие приё мы:

содействующие улучшению взаимоотношений между воспитанниками и педагогами (проявление доброты, внимания и заботы, просьба, поощрение, прощение, поручительство);

вовлекающие воспитанников в совершение морально ценных поступков (убеждение, доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы).

Тормозящие приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога (констатация поступка, осуждение, наказание, приказание, предупреждение, проявление возмущения, выявление виновного)

Вспомогательные приё мы:

Организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с детьми, используя методы и приёмы педагогического воздействия на них, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения проблемной ситуации в поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность.

Приё мы воздействия коллектива могут быть следующими:

доверие (подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива);

постепенное приучение к деятельности на общую пользу, поручения мотивируются их общей значимостью;

поддержка коллективистических проявлений (поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих);

недоверие (коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике);

отклонение недобросовестного и некачественного выполнения работы (коллектив заставляет переделать работу, мотивируя более качественное её выполнение);

обсуждение безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

переключение критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

включение подростка в коллективные общественные виды деятельности, где он должен проявить своё отношение к совместной коллективной деятельности, умение сотрудничать с одноклассниками;

создание целевой установки (с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности – начатое дело доводить до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять любую работу, анализировать ошибки);

контрастность (от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней);

стимулирование личного достоинства подростка, защита его самолюбия, укрепление веры в успех, поддержка в трудной ситуации;

требовательное доверие (подчёркивается неизбежность выполнения задания, укрепляется надежда на то, что он эту деятельность осилит);

поощрение, похвала, побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Очень часто мы сталкиваемся с агрессией детей, которая приводит к возникновению различных проблемных ситуаций, как между детьми, так и между воспитателем и ребёнком.

Пытаясь решить проблему, следует проявить заинтересованность, доброжелательность и твёрдость, которые касаются конкретного поступка, а не личности в целом. Обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у ребёнка раздражение и будут способствовать уходу от решения проблемы. Вместо неэффективного чтения морали важно показать все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить способы разрешения возникшей ситуации.

Главным условием для достижения положительного результата в воспитательном процессе является наличие единой системы воздействия на воспитанников (согласованность действий, скоординированность планов учителей, воспитателей, психолога, социального педагога, медработника, логопеда, ориентированное не единство требований)

Продуманное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных приёмов и методов в коррекционно - педагогической работе с детьми с ОВЗ усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и в поведении ребёнка реальным, действенным, а задачи по решению проблемных ситуаций в воспитании детей осуществимыми.

Совместным взаимодействием мы должны создать такой психологический микроклимат, чтобы ребёнок с ОВЗ не чувствовал себя одиноким, непризнанным, неполноценным. Вступая в борьбу с недостатками в человеке, следует искать союзника в нём самом.

Игровые методы в процессе образования и воспитания дошкольников

Игровые методы в процессе образования и воспитания дошкольников Стимулирующая функция игры состоит в том, что она направлена на достижение позитивного эмоционального состояния, на поиск и решение нравственной.

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы

Методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность детей ДОО при ознакомлении с осенними явлениями природы Проблемой познавательного развития детей дошкольного возраста занимались такие ученые, как: Ж. Пиаже, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н.

Методы, средства и формы воспитания, используемые в тренировочном процессе дошкольников Для достижения поставленной цели и наилучших результатов в физической культуре я использую несколько методов, средств и форм воспитания.

Приемы воспитания культуры речи при ознакомлении старших дошкольников с художественной литературой. Беседа о А. С. Пушкине "Приемы воспитания культуры речи в процессе ознакомления старших дошкольников с художественной литературой. " "Беседа о А. Пушкине" Цель:.

Методы и средства элементарной диагностики уровня воспитания и развития детей при реализации индивидуального подхода Испытывая необходимость анализа результативности воспитательно – образовательной работы, а также для определения дальнейших перспектив мне.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию окружающего мира и себя в нем. Для успешной адаптации и самореализации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное казенное учреждение социального обслуживания

Краснодарского края «Гулькевичский реабилитационный центр для детей и

Конфликты и способы разрешения конфликтов в группе детей с ОВЗ

hello_html_m2d801583.jpg

Конфликты и способы разрешения конфликтов

среди детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии, которые нуждаются в создании специальных условий для получения реабилитации.

Конфликт – социальное явление, которое естественно для такого динамичного социума, каким является современный реабилитационный центр. Педагог в своей деятельности должен учитывать индивидуально-психологические, возрастные особенности личности воспитанника, социальную ситуацию его развития, иметь представление о социальном окружении ребенка (семья, деятельность, интересы).

Психологи предлагают другие методы. (Видеоролик «Как решать конфликты с детьми).

Также конфликты могут быть вызваны гендерным аспектом. Дело в том, что мальчики и девочки до 10-11 лет развиваются неодинаково. Бывает, что девочки намного лучше соображают, чем мальчики. Мальчики начинают наверстывать упущенное уже в более старшем возрасте. По причине того, что кто-то занимается лучше, а кто-то хуже, также возникают различные конфликты между детьми.

Среди детей с ОВЗ часто встречаются дети-задиры, склонные к ссорам и дракам. В работе с ними можно использовать различные игры и упражнения.

Возможен и такой вариант этого упражнения, когда спина к спине сидят взрослый и ребенок. Эта игра направлена на то, чтобы развить умение детей договариваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.

Эта игра направлена на то, чтобы помочь ребенку лучше осознать себя и черты своего характера. Для лучшего понимания можно попросить детей ответить на вопрос, почему ребенок похож на то или иное животное, птицу, дерево и т. п.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе сегодня, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашей стране становится всё больше и больше.

Одна из первоочередных задач - правильно организовать деятельность воспитанника.

Особенно для детей подросткового возраста свойственно стремление высвободиться из-под опёки и контроля воспитателя. Такое стремление нередко и приводит к проблемным, конфликтным ситуациям, к агрессивному поведению, с чем мы чаще всего и сталкиваемся. Такие действия могут быть разными: детские шалости, споры, конфликты и драки.


Решение проблемных ситуаций и

разрешение конфликтов в процессе

воспитания детей с ОВЗ.



Подготовила: Морозова Л.Н.,

МО октябрь 2018 г.

Дети с ограниченными возможностями — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе сегодня, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии, а таких детей в нашей стране становится всё больше и больше.

Одна из первоочередных задач - правильно организовать деятельность воспитанника.

Особенно для детей подросткового возраста свойственно стремление высвободиться из-под опёки и контроля воспитателя. Такое стремление нередко и приводит к проблемным, конфликтным ситуациям, к агрессивному поведению, с чем мы чаще всего и сталкиваемся. Такие действия могут быть разными: детские шалости, споры, конфликты и драки.

В практике нашей работы наиболее встречаемые - это:

столкновение ребёнка с невыполнением его желаний, запретами;

отсутствие игровых навыков и социально-приемлемых способов общения у детей;

влияние телевидения и видео - продукции, где в той или иной мере присутствуют мотивы насилия;

агрессивное, враждебное отношение детей к окружающему миру, близким людям.

Но даже самый низкий уровень развития и поведения ребёнка не может быть основанием для отрицательной оценки личности в целом, для проявления неуважения к ней.

Все дети нуждаются в самопознании и самоутверждении, внимании и уважении к себе как к личности, в активной деятельности, в общении. Однако эти потребности часто не удовлетворяются в достаточной степени. Отсюда и деформации в ценности их ориентации, и сужение социальных связей, и школьное неблагополучие детей. Поэтому педагогам при поддержке других специалистов важно сосредоточить своё внимание на решении следующих задач:

побуждение детей к самопознанию и самовоспитанию;

обеспечение условий для ориентации активности детей на деятельность преобразующего плана;

создание условий для накопления воспитанниками позитивного опыта общения с окружающими.

Приёмы педагогического воздействия и коррекции.

В комплексе методов педагогического воздействия при решении возникающих проблемных ситуаций выделяются следующие приёмы:

задерживающие (тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников);

созидающие (содействующие развитию положительных качеств личности, которые помогают скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведение детей с отклонениями.

содействующие улучшению взаимоотношений между воспитанниками и педагогами (проявление доброты, внимания и заботы, просьба, поощрение, прощение, поручительство);

вовлекающие воспитанников в совершение морально ценных поступков (убеждение, доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы).

Тормозящие приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога (констатация поступка, осуждение, наказание, приказание, предупреждение, проявление возмущения, выявление виновного)

Организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с детьми, используя методы и приёмы педагогического воздействия на них, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения проблемной ситуации в поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность.

Приёмы воздействия коллектива могут быть следующими:

доверие (подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива);

постепенное приучение к деятельности на общую пользу, поручения мотивируются их общей значимостью;

поддержка коллективистических проявлений (поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих);

недоверие (коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике);

отклонение недобросовестного и некачественного выполнения работы (коллектив заставляет переделать работу, мотивируя более качественное её выполнение);

обсуждение безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

переключение критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

включение подростка в коллективные общественные виды деятельности, где он должен проявить своё отношение к совместной коллективной деятельности, умение сотрудничать с одноклассниками;

создание целевой установки (с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности – начатое дело доводить до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять любую работу, анализировать ошибки);

контрастность (от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней);

стимулирование личного достоинства подростка, защита его самолюбия, укрепление веры в успех, поддержка в трудной ситуации;

требовательное доверие (подчёркивается неизбежность выполнения задания, укрепляется надежда на то, что он эту деятельность осилит);

поощрение, похвала, побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Очень часто мы сталкиваемся с агрессией детей, которая приводит к возникновению различных проблемных ситуаций, как между детьми, так и между воспитателем и ребёнком.

Пытаясь решить проблему, следует проявить заинтересованность, доброжелательность и твёрдость, которые касаются конкретного поступка, а не личности в целом. Обсуждая поступок, лучше воздержаться от эмоциональных критических замечаний, которые вызовут у ребёнка раздражение и будут способствовать уходу от решения проблемы. Вместо неэффективного чтения морали важно показать все возможные негативные последствия агрессивного поступка и обсудить способы разрешения возникшей ситуации.

Главным условием для достижения положительного результата в воспитательном процессе является наличие единой системы воздействия на воспитанников (согласованность действий, скоординированность планов учителей, воспитателей, психолога, социального педагога, медработника, логопеда, ориентированное на единство требований)

Продуманное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных приёмов и методов в коррекционно - педагогической работе с детьми с ОВЗ усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и в поведении ребёнка реальным, действенным, а задачи по решению проблемных ситуаций в воспитании детей осуществимыми.

Совместным взаимодействием мы должны создать такой психологический микроклимат, чтобы ребёнок с ОВЗ не чувствовал себя одиноким, непризнанным, неполноценным. Вступая в борьбу с недостатками в человеке, следует искать союзника в нём самом.

По мнению психолога М.М. Рыбаковой между педагогом и учащимися чаще всего встречаются следующие виды конфликтов:

- конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости учащихся, выполнения ими учебных и внеучебных заданий;

- конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с нарушением учащимися правил поведения в учебном заведении, чаще всего на занятиях, и за пределами учебного учреждения;

- конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и педагогов, в рамках их общения в процессе совместной педагогической деятельности.

Конфликты деятельности между педагогом и учащимися чаще всего проявляются в отказе учащегося выполнять учебное задание или связаны с плохим (недобросовестным) его выполнением. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание педагога вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты чаще происходят с учащимися, испытывающими трудности в учебной деятельности, когда педагог ведет учебные занятия по своему предмету непродолжительное время, и отношения между ним и группой ограничиваются только учебной работой. Конфликты поступков в основном связаны с особенностями поведения отдельных учащихся как в учебных, так и во внеучебных ситуациях. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если педагог ошибся при анализе поступка учащегося, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Один и тот же поступок может вызываться разными мотивами. Педагог часто корректирует поведение учащихся, оценивая их поступки при недостаточной информации об их подлинных причинах. Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь учащегося к педагогу, надолго нарушают их взаимодействие.

Рекомендации педагогам по управлению конфликтами с учащимися:

- контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии,“выпустить пар”;

- не приписывать учащемуся свое понимание его позиции, перейти на “я - высказывания (не “ты меня обманываешь” , а “я чувствую себя обманутым”);

- стараться не удалять учащихся из учебного помещения за какие-либо проступки;

- по возможности не обращаться к административным мерам разрешения конфликтных ситуаций и не привлекать в качестве своих помощников представителей административных структур;

- не отвечать на агрессию агрессией (это принизит достоинство педагога в первую очередь), не затрагивать личности воспитанника, если дело касается только его конкретного действия или поступка. Давать не абстрактную, а конкретную оценку только его определенным действиям;

- дать себе и учащемуся право на ошибку, не забывая о том, что “не ошибается только тот, кто ничего не делает”;

- независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношения с учащимся;

- не бояться конфликтов, брать на себя инициативу их конструктивного разрешения.


Понятие инклюзиив образованииможет быть рассмотрено как в широком, так и в узком смысле слова.

Инклюзия (в узком смысле) – включение в единое образовательное пространство детей с ограниченными физическими или психическими возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзия (в широком смысле) – включение в единое образовательное пространство учащихся разных национальностей, конфессий, культур, языков, инофонов и т.д. (в том числе детей с ОВЗ).

Цель данной статьи – обратиться лишь к одному из аспектов инклюзии, а именно – рассмотреть особенности конфликтов в образовании, в которых участвуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Помимо этого мы осветим способы разрешения подобных конфликтов и их профилактики, предложенные педагогом-психологом.

1) нехватка педагогов, готовых работать в инклюзивных классах;

2) интолерантность по отношению к детям с ОВЗ со стороны сверстников, нежелание взаимодействовать;

3) слабая адаптация некоторых детей с особыми образовательными потребностями;

4) психологические барьеры, возникающие при общении;

5) увеличение числа сложных межличностных конфликтов;

6) неумение некоторых педагогов предотвращать подобные конфликты, переводить деструктивные конфликты в конструктивные;

Этот список можно продолжать достаточно долго. Но, несмотря на эти сложности, существуют школы, в которых инклюзивные классы уже есть и активно развиваются. В них работают специальные педагоги и психологи. Основная проблема при работе в таких классах – это необходимость учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности каждого учащегося (познавательные, коммуникативные, а также специфику его дизонтогенеза).

Дети с ОВЗ очень разные, и к каждому ребенку нужен отдельный подход, особенно при решении конфликтов. Конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни, а в инклюзивном классе они практически неизбежны и могут иметь серьезные последствия как для одного ребенка, так и для всего класса. Важно то, что дети с особенностями развития как правило не могут самостоятельно решать конфликты со сверстниками, не владеют адекватными стратегиями поведения в конфликте. Конфликтное поведение детей с ОВЗ усугубляется еще и тем, что они имеют особые образовательные потребности. Поэтому педагогу обязательно нужно помогать детям решить конфликт, не допускать его обострения.

Конфликты также могут возникнуть между учеником и учителем, которые в большинстве случаев связаны с учебной деятельностью. Педагог должен знать особенности ребенка, чтобы не допускать этого. О подобных конфликтах и о некоторых других мы тоже поговорим в данной статье.

Некоторые особенности детей с ОВЗ, которые очень важны в педагогической деятельности (не всегда у одного ребенка есть весь набор этих особенностей):

1) негативное влияние на личность ребенка травмирующей ситуации (чувство беспомощности, изолированности);

2) зачастую неумение адекватно действовать в конфликтной ситуации;

3) заниженная или завышенная самооценка;

4) низкая познавательная активность;

5) повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность или заторможенность;

6) набор индивидуальных эмоциональных качеств личности;

Со многими из этих особенностей будут связаны конфликтные ситуации. Итак, рассмотрим возможные конфликты в инклюзивном образовании.

Среди подобных конфликтов в школе можно выделить следующие типы:

1. Ученик с ОВЗ – Здоровый ученик (и).

Это самые распространенные конфликты. Они могут возникнуть как между отдельными учениками, так и между учеником с ОВЗ и классом. Дети в школьном возрасте бывают интолерантны по отношению к тем, кто от них отличается. Особенно это касается подросткового возраста. В таком случае ребёнок с ОВЗ будет ощущать постоянное давление со стороны сверстников, закроется в себе. С другой стороны, дети с ОВЗ сами могут начать конфликт, проявлять недоброжелательность по отношению к сверстникам, отказываться налаживать контакт.

Стоит отметить особый тип конфликта – межгрупповой. Ребенок с ОВЗ может стать причиной размолвки между двумя классами. Например:

2. Ученик с ОВЗ – Учитель.

Такие конфликты связаны в первую очередь с учебной деятельностью. Дети с ОВЗ часто не проявляют активности в учебе. Учителя не всегда учитывают их индивидуальные особенности, не умеют с ними взаимодействовать, из-за этого ребенок может отказаться выполнять задания, неадекватно вести себя на занятиях.

3. Ученик с ОВЗ – Родители других детей.

Иногда родители по разным причинам скептически или отрицательно относятся к появлению детей с ОВЗ в классе, где учится их ребенок. Поэтому могут возникать конфликты между родителями и ребенком с ОВЗ, которые в большинстве случает перетекают в следующий тип конфликта – между родителями.

4. Родитель ребенка с ОВЗ – Другие родители.

Взрослые нередко включаются в конфликты между своими детьми, но не всегда могут их решить. Часто подобные вмешательства приводят к конфликтам между двумя или нескольким родителями, которые еще более усугубляют ситуацию.

5. Родитель ребенка с ОВЗ – Учитель.

Иногда родители отказываются участвовать или не могут помочь в разрешении конфликтов между своим ребенком и учениками или учителем. Напротив, учитель иногда избегает решения конфликта, чем вызывает недовольство у родителя особенного ребенка. Так возникает конфликт между учителем и родителем. Этот тип конфликта встречается реже всех остальных, но является самым сложным, поскольку в нем задействованы все стороны.

Особенности решения конфликтов в инклюзивном классе.

2. Необходимо знать специфику ребенка, уметь с ним взаимодействовать. Поэтому многим педагогам рекомендуются специальные курсы повышения квалификации по работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

3. Важно следить за эмоциональным климатом класса как на уроках, так и на переменах. Это нужно для того, чтобы не пропустить зарождение конфликта и вовремя начать его разрешение.

Предотвращение конфликтов с участием детей с ОВЗ:

2. После того как ребенок с ОВЗ пришел в класс, необходимо способствовать его адаптации в коллективе. Нужно включать его в общую деятельность. Не рекомендуется исключать ребенка даже из бытовых дел (уборка по классу). Кроме того, следует проводить постоянные занятия на сплоченность, на развитие навыков общения. Нужно добиться того, чтобы дети принимали ребенка с ОВЗ как равного себе и научились с ним взаимодействовать.

3. Необходимо также проводить психологические беседы с самим ребенком, общаться с его родителями.

4. Многие психологи рекомендуют прибегать к тьюторскому сопровождению.

Тьютор – это новая специальность в нашем образовании. Этот специалист обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе и вузе, а также в системах дополнительного и непрерывного образования. Такие специалисты помогут детям с ОВЗ быстро адаптироваться в учебной деятельности без ущерба их здоровью.

Таким образом, конфликты с участием детей с ОВЗ в инклюзивном образовании очень разнообразны и сложны, но их можно и нужно решать. Кроме того, необходимо проводить мероприятия по их предотвращению, и созданию благоприятного эмоционального климата в классе для всех детей .

Читайте также: