Что такое потребность и какие виды потребностей вы знаете технология 8 кратко

Обновлено: 05.07.2024

Потребность человека-это состояние, которое характеризуется зависимостью от внешних условий жизни и развития. Если говорить о базовых (начальных) потребностях человеческой натуры.

Секс не потребность

Занимаюсь козами, люблю животных, книги, штангу, учу языки. Круг интересов практически. · 3 нояб 2018

Потребностью называют ощущение/осознание нехватки, недостаточности чего-либо. Потребности могут быть: - биологическими (потребность в сне, в движении); - материальные (потребность в жилье, одежде); - социальные (потребность в общении); - духовные (потребность в самореализации), среди них же можно выделить эстетические потребности (в созерцании прекрасного). Читать далее

Со временем они меняются, дополняются, усиливаются. Но именно их удовлетворение заставляет нас действовать, двигаться вперед, идти к цели.

Потребности человека

Сегодня мы поговорим про то, что же это такое, узнаем, какие потребности присущи каждому человеку, на какие виды они подразделяются, а также подробно рассмотрим пирамиду потребностей людей от известного американского психолога Абрахама Маслоу.

Потребность — это.

Несложно понять, что такое потребности, так как ответ содержится в корне самого слова.

Это требование организма (в широком понимании) чего-либо, нужда, нехватка, которая ощущается в виде психологического и физического дискомфорта.

Что такое потребность

Таким образом, потребность проявляется на уровне физических ощущений и эмоций.

Возникший дискомфорт заставляет человека искать источник, с помощью которого можно избавить себя от нужды, что автоматически доставляет удовольствие.

И вот вы уже направляетесь к холодильнику и выискиваете там что-нибудь вкусное либо отправляетесь в магазин за продуктами. Славно покушав, вы расслабляетесь, появляется желание полежать на диване и насладиться сытостью, а может даже поспать. Это уже следующая потребность – предыдущая удовлетворена.

Далее вам захочется еще чего-нибудь, и еще, и еще. Человеческий индивид постоянно находится в состоянии нужды, одни желания сменяются другими. Собственно, благодаря им, мы проявляем активность и всегда к чему-то стремимся: будь то сон, любовь или признание.

Потребности людей безграничны, возникают с рождением и заканчиваются после смерти.

Потребности человека с точки зрения психологии

Процесс удовлетворения нужды есть не что иное, как целенаправленная деятельность. В этот момент личность сосредотачивает на ней все свое внимание: ставит цель, ищет средства для ее достижения, предпринимает конкретные действия.

Потребности человека тщательней всего изучает психология. Ведь счастье и душевное равновесие человека как раз зависят от того, умеет ли он удовлетворять свои желания или нет.

Особенности феномена

Потребность человека может им осознаваться, а может нет.

В первом случае личность имеет возможность беспрепятственно ее удовлетворить. Второй вариант – поле для работы психологов: долгое время люди могут испытывать душевные страдания (они нередко соматизируются – проявляются через телесные симптомы), но так и не понять, чего хотят на самом деле.

В момент, когда приходит понимание, чего хочется на самом деле (опредмечивание), рождает мотив.

Чем острее потребность, тем негативнее эмоции.

Часто случается так, что в один момент имеют место сразу две потребности.

Однако, есть ситуации, в которых личность просто не может сделать выбор и страдает от этого. Помните притчу про буриданова осла? Он помер от голода из-за того, что не мог выбрать, какая из двух кучек сена более аппетитная. Вот примерно то же самое происходит с людьми.

Ситуация, когда потребности – это две равнозначные кучки сена, называется внутренним конфликтом, который можно решить с помощью психолога.

Виды (классификация) потребностей людей

В широком понимании существует два вида потребностей: те, с которыми индивид родился, и те, которыми он обзавелся при жизни.

Через много лет этот человек, оказавшись без денег, будет остро переживать нехватку физического комфорта и тосковать по тому самому гусю. Возможно, он впадет в депрессию, а может заменит эту потребность какой-то другой.

Многие ученые выдвигали свою авторскую классификацию видов потребностей. Вот некоторые из них:

  1. Философ Эпикур еще в 3 веке до н.э. Делил все потребности на 3 вида:
    1. Естественные и обязательные (без них невозможно жить);
    2. Естественные и необязательные (без них возможно выжить);
    3. Неестественные и необязательные (хочу замуж за коня).
    1. Потребность в любви, дружбе, человеческих, теплых чувствах;
    2. В самоутверждении и собственной значимости в обществе;
    3. В принадлежности к группе, нации, государству, культуре, религии;
    4. В творческой деятельности, создании нового вокруг себя;
    5. В познании окружающего мира.

    Потребности Маслоу

    Причем человек не может перепрыгивать какие-либо ступени: например, если потребности второго уровня не удовлетворены или удовлетворены частично, то индивид просто не в состоянии испытывать потребности, находящиеся на четвертой ступени.

    Пирамида потребностей Маслоу

    Изначально пирамида потребностей Абрахама Маслоу имела всего 5 ступеней и выглядела следующим образом:

    Пирамида Маслоу

    Позднее автор скорректировал вышеописанную классификацию и добавил еще две ступени. Важно отметить, что последний уровень сам Маслоу считает недосягаемыми для большинства людей.

    Итак, обновленная версия структуры:

    Первые три потребности по Маслоу являются низшими или базовыми, они доступны всем психически здоровым людям, как человеческим существам. Остальные четыре – высшие, доступны только для личностей после удовлетворения первых трех.

    Часто бывает, что индивид всю жизнь варится на низших уровнях, так и не дойдя хотя бы до первой ступни из высших и не раскрыв своей индивидуальности.

    Заключение

    Таким образом, можно сказать, что чем выше вы взбираетесь по пирамиде, тем более раскрыт ваш потенциал и здоровее ваше Я в психическом плане.

    Нахождение на высших уровнях потребностей предполагает хороший сон, аппетит и самочувствие, внутреннюю гармонию и радость от своего бытия. Такая личность развита духовно и готова помогать другим.

    Эта статья относится к рубрикам:

    Комментарии и отзывы (4)

    Очередное подтверждение того, что у человека не так уж и много действительно важных потребностей.

    Сейчас идет настоящая война среди маркетологов, что бы втиснуть в эту пирамиду с потребностями, новые кирпичики.

    Человек может прекрасно обходиться без 99% того, что нам постоянно навязывают. И что обидно, многие люди начинают верить, что без кучи бесполезных вещей, они не смогут быть счастливыми!

    Через наши потребности нами же можно манипулировать, именно потому что человек, не удовлетворив одну потребность не перейдет на более высокий уровень. Вот так нас все время дёргают за ниточки эти неуловимые кукловоды.

    Домашняя работа по обществознанию потребность человека 6 класс

    все это можно купить — значит нужны деньги, немного ума чтобы потратить и воля, чтобы заставить тратить на себя- если ты действительно смог прийти к большим деньгам, часто отказывая себе.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    ФИО: Исмаилов Реван Камалудинович

    Должность: Учитель технологии.

    Предмет: Технология

    Урок разработан в соответствии с ФГОС

    Работа на уроке организована и индивидуально, и в группах.

    Цель: Знакомство с многообразием потребностей человека. Разъяснить учащимся сущность потребностей, познакомить с их разнообразием.

    - узнать, какие бывают потребности;

    - узнать причины их возникновения;

    - развивать умение анализировать иллюстрации.

    - развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде.

    - развивать умение оценивать изученный материал (с позиции значимости) и свои достижения.

    - способствовать воспитанию в себе потребностей высшего порядка, духовные потребности.

    - стимулировать развитие познавательного интереса.

    -Воспитывать уважительное отношение к труду, формировать стремление к разумным потребностям.


    Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, толковые словари.

    Тип урока: урок изучения нового материала с использованием презентации. (45 мин)

    Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, работа в парах.

    Планируемые результаты:

    Личностные: проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.

    Познавательные: работа с информацией, выполнения логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания.

    Регулятивные: управление своей деятельностью, умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

    Коммуникативные: уметь задавать вопросы, речевая деятельность, навыки сотрудничества.

    4. Закрепление изложенного материала. Практическая часть.

    Планируемые результаты:

    Личностные: проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности.

    Познавательные: работа с информацией, выполнения логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания.

    Регулятивные: управление своей деятельностью, умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

    Коммуникативные: уметь задавать вопросы, речевая деятельность, навыки сотрудничества.

    Название этапа урока

    Содержание этапа

    Организационный момент

    Опрос пройденной темы

    Здравствуйте, ребята, садитесь.

    Рефлексия настроения

    Изучение нового материала

    Постановка задач урока

    Этап мотивации.
    А каким термином можно назвать ваши желания иметь что-либо?
    Верно, потребности. (регулятивные УУД- целеполагание)

    Формулирование темы урока

    И, я думаю, вы можете назвать нашу тему урока? Правильно, сегодня мы будем говорить о потребностях человека и его семьи. Живет на свете человек. Всё у него есть. Всё его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?

    Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности.

    Постановка задач урока.

    - А каковы же задачи нашего урока?

    Вы знаете, что такое потребность? (нет)…

    Значит, первая задача – это узнать, что такое потребность;

    - Они возникают просто так? (нет, есть причины)

    Значит, следующая задача – выяснить названия и причины их возникновения;

    - А у вас есть потребности? (да)

    И еще одна задача – определить свои потребности;

    Как вы думаете, стоит ли вам изучать этот вопрос? Что вам это даст? Конечно, мы будем знать смысл и цель нашего существования

    Актуализация знаний. И так, что же такое потребность?

    С целью актуализации знаний

    (слайд 1) Потребности семьи. (слайд 2,3)

    Потребность- это осознанная необходимость иметь что – либо, материальное или духовное. Потребность — нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.

    На прошлом уроке мы уже немного затронули эту тему, сегодня мы её продолжим. Поговорим о потребностях, об их видах. А в конце урока вы выполните небольшую самостоятельную работу.- Надеюсь, что нам с вами сегодня будет приятно работать на уроке. Потребность- это осознанная необходимость иметь что – либо, материальное или духовное. Потребность — нужда в чем-либо, требующая удовлетворения.

    Потребности человека не могут быть одинаковы во все времена, они меняются с течением времени. Потребности зависят от условий, в которых живут люди, от уровня развития науки, производства, хозяйства.

    Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт. Это напряжение заставляет человека проявлять активность. Потребности удовлетворяются в процессе деятельности человека при использовании каких-либо ресурсов.

    ы с вами не досмотрели видиоурок. Сейчас вы самостоятельно поработаете с учебниками и закончите изучение нашей темы. Прочитали параграф.

    Находим ответы на вопросы: (слайд 4,5,6)

    Как классифицируют рациональные вещевые потребности?

    (Познавательные УУД –искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений ). Ответы учащихся: необходимые, желательные, престижные. если он неустанно стремится над собой возвыситься.

    Жюль Лашелье( на слайде)

    Как вы понимаете суть этого высказывания?( человеку нужно становиться лучше, самосовершенствоваться).

    Как самосовершенствуетесь вы?

    Самореализация - это раскрытие собственных возможностей, ведущее к счастливой и успешной жизни. Например, кто-то реализует себя как актёр, кто-то как художник…)

    А вы кем бы хотели стать? Почему?


    Что

    Первым, кто разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется иерархической теорией потребностей. А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших биологических до высших духовных. Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.

    Две нижние ступени – Биологическая реализация индивида;

    следующие две ступени по восходящей – Социальная реализация личности;

    три верхние ступени – Духовная реализация индивидуальности.

    Рассмотрите внимательно Пирамиды потребностей (рисунок 1 и 2), они вам помогут сделать тест.


    На протяжении жизни человек совершает множество действий: принимает пищу, спит, работает, воспитывает детей, слушает музыку, получает знания. Все эти действия направлены на достижение определённых целей, удовлетворение потребностей. Узнаем, какие бывают потребности, и кратко рассмотрим наиболее распространённые их классификации.

    Традиционная классификация

    В психологии принято выделять четыре основных вида потребностей: биологические, материальные, социальные и духовные.

    Биологические потребности

    Эта группа потребностей связана с телом человека, его физическим состоянием. Без их удовлетворения организм может погибнуть. Они даны нам с рождения и не зависят от происхождения, расы, пола. К ним относятся потребности в дыхании, воде, пище, сне, воспроизводстве рода.

    Учёные выяснили, сколько может прожить человек без удовлетворения физиологических нужд. Согласно их подсчётам, без воды можно существовать около 10 дней, без пищи — не более 60, без воздуха — около 5 минут. Эти цифры могут отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей организма каждого человека.

    Материальные потребности

    При решении вопроса о том, какие потребности есть у человека, мнения исследователей относительно материальных потребностей разошлись. Одни учёные считают их отдельной группой, другие включают в биологические.

    К этому виду относится удовлетворение нужды в комфорте, одежде, жилье.

    Социальные потребности

    Считается, что общение, участие, самоутверждение в коллективе нужны человеку не меньше, чем еда и сон. Социальные потребности подталкивают людей находить друзей, создавать семью, заниматься воспитанием детей. К ним можно отнести и трудовую деятельность, самореализацию, стремление к карьерному росту.

    Компания друзей

    Рис. 1. Компания друзей.

    Духовные потребности

    В список человеческих потребностей входят духовные, связанные с особенностями внутреннего мира. Они не заложены в нас природой, а возникают в процессе жизнедеятельности. Это понятие имеет другие названия: идеальные, познавательные, культурные потребности. Примерами могут быть:

    Все потребности находятся в тесной взаимосвязи. При этом они бесконечны, удовлетворить все нужды людей невозможно. Одни преобладают у человека в большей степени, чем другие: для кого-то важно социальное благополучие, для кого-то — возможность творить.

    Пирамида потребностей А. Маслоу

    В середине XX века получила распространение классификация потребностей по Маслоу, который разработал иерархическую модель. Согласно определению, иерархия — это расположение частей чего-либо в порядке возрастания, от низшего к высшему. При этом потребности определённой группы становятся актуальными только в том случае, если удовлетворены предыдущие. Познакомимся с кратким содержанием теории Маслоу.

    Психолог разделил все потребности на первичные, данные нам природой (физиологические и экзистенциальные) и вторичные, то есть приобретённые в процессе жизни (социальные, престижные, познавательные, эстетические, духовные).

    • Физиологические потребности необходимо удовлетворять, чтобы выжить (потребность в еде, сне).
    • Экзистенциальные — это потребности в безопасности, гарантированном будущем.
    • Социальные — потребности в совместной деятельности, поддержке, участии.
    • Престижные — стремление добиться более высокого общественного положения, потребность в уважении, общественном признании.
    • Познавательные — получение новых знаний, творческая деятельность.
    • Эстетические — стремление к прекрасному, тяга к искусству.
    • Духовные — саморазвитие, самореализация.

    С тем, что такое потребности, школьники знакомятся на уроках обществознания в 6 классе, на эту тему можно подготовить доклад.

    Что мы узнали?

    Потребность — это нужда в чём-либо, без удовлетворения которой человек испытывает дискомфорт. Традиционная классификация делит потребности на биологические, социальные и духовные. Также популярностью пользуется теория американского психолога А. Маслоу.

    Читайте также: