Социально гуманитарные знания и профессиональная деятельность кратко

Обновлено: 07.07.2024

Профессия (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.

Специальность (от лат. specialis — особый, особенный, species — род, вид), комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии

Понятие "должность" уже, чем понятие "профессия" и даже "специальность". Должность - это трудовой пост, который человек занимает в организации, учреждении и.т.д.

Начало профессиональной стратификации положили первые крупные общественные разделения труда, специализации в тех или иных сферах. Постоянно растущие потребности людей приводят к постоянному расширению круга профессий.

Профессиональные требования и конкуренция на рынке труда

В настоящее время образование является одной из социальных ценностей. При определенных условиях оно открывает доступ ко многим общественным благам. Сегодня в нашей стране по окончании учебного заведения не все получают трудоустройство. Молодые специалисты должны заниматься трудоустройством самостоятельно.

Особенности профессий социально-гуманитарной направленности

При всем разнообразии профессий социально-гуманитарной направленности они обладают некоторыми общими характеристиками.

Начнем со слов, определяющих этот круг профессий, - социальные и гуманитарные. Оба слова происходят от латинских слов socialis и humanus, означающих соответственно "общественный" и "человеческий, человечный". Можно сделать вывод, что профессии социально-гуманитарного профиля - это знания о человеке, о том, что окружает человека, что оказывает на человека влияние. Профессиональная деятельность выходит на межличностные отношения, в её основе лежит взаимодействие между людьми "человек-человек", а следовательно, для работы в этой сфере необходимо:

- Умение импровизировать
Также для специалиста в социально-гуманитарной сфере необходимо знание смежных областей научного знания. Наиболее важными дисциплинами практически для любого представителя сферы соц. гуманитарных знаний являются: философия, социология, психология и другие.


Источники:
-Википедия
- Академик (словари и энциклопедии)
- Обществознание: профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и др.

Общественные науки в ыявляют объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальное знание как продукт этих наук — это прежде всего знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д.

Социальное знание имеет и свои специфические особенности. Если представитель общественных наук — историк, социолог, философ — обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом его исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гуманитарное знание. Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы . Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения сути исторического развития она не была бы наукой.

Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария — понять его помыслы, побуждения, намерения. Понимание — одна из особенностей гуманитарного знания.

помощью эмпирических методов исследования и измерения реальных явлений.

История - это наука о прошлом человечества, способ его систематизации и

классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его

Этнография - наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных

Экономика - наука, устанавливающая характер закономерностей, действующих в сфере

производства и рынка, регулирующих меру и формы распределения труда и его

Философия - самая древняя и фундаментальная наука, устанавливающая наиболее

общие закономерности развития природы и общества.

Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей.

Эстетика - учение о развитии искусства и художественного творчества, способе

воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других

Правоведение - дисциплина, разъясняющая государственные нормы, права и

обязанности граждан, вытекающие из основного закона страны - Конституции, и

вырабатывающая на этой основе законодательную базу общества.

Социальная психология - пограничная дисциплина, сформировавшаяся на стыке

социологии и психологии. Она исследует поведение человека, его чувства и

мотивацию в групповой ситуации, изучает социальную базу формирования

Социология - наука, исследующая отношения между основными социальными группами

современного общества, мотивы и закономерности поведения людей.

Политология - наука, изучающая политическую систему общества. Она выявляет связи

партий и общественных организаций с государственными институтами

управления. Развитие политологии характеризует степень зрелости гражданского

Философский плюрализм - многообразие школ и направлений.

Умозрительная деятельность - вид деятельности, при которой философы опираются на

особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики.

Экзистенционализм - философия существования.

Онтология - учение о бытии.

Гносеология - учение о познании.

Философская антропология - учение о сущности и природе человека.

а) учение об обществе как целостной системе;

б) наука, изучающая человека;

в) наука, изучающая отдельные социальные группы общества.

3. Какую философскую категорию применяют для обозначения внутреннего содержания

предмета, выражающегося в единстве всех его многообразных свойств и отношений?

4. Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные

институты, процессы, группы, рассматривая их в связи с общественным целым?

5.Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого получило своё

название философское течение XX в. экзистенционализм?

в) бытие человека,

а) раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности;

б) совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;

в) раздел философии, изучающий фундаментальные природы бытия.

8. Назовите древнегреческого философа, автора знаменитого изречения «Человек - мера

9. Панельное исследование в социологии - это:

а) повторное исследование одного и того же объекта, проводимое через некоторое

б) социологическое исследование, проводимое на панели для изучения форм

в) социологические исследования, проводимые в так называемых спальных районах

10. Пилотажное исследование - это социологическое исследование:

а) свободного времени пилотов;

б) рабочего времени авиадиспетчеров,

в) пробное исследование на небольшой группе респондентов.




а) исследования в области социобиологии;

б) исследований в области социогеографии;

в) описания отношений и процессов на уровне общества в целом.

12. Кому принадлежит следующее высказывание «В одну и ту же реку нельзя войти

13. Кто сказал, что «человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они

14. Кто сформулировал следующую сентенцию: «Я знаю только то, что я ничего не

15. Кому принадлежит высказывание о том, что многознание уму не научает?

16. Кто из великих философов в качестве девиза своей философии сформулировал

19. Кто из французских философов, выражая свое отношение к церкви, призывал:

20. Кто из великих философов сказал, что философия - это эпоха, схваченная в мысли?

Уроки 4-6. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях (§ 2)

Мифология (от греч - предание, сказание и слово, учение) - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.

Реинкарнация - переселение душ живых существ после их смерти.

Йогай - соединение, связь.

Дао - путь, судьба.

Меритократия - буквально власть, основанная на заслугах.

Моизм - философская школа в Древнем Китае, основанная на идеях любви и

преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна

быть общая мера взаимной человечности, все должны печься о взаимной пользе

Легизм - философская школа в Древнем Китае, занималась проблемами социальной

теории и государственным управлением.

Упанишада - процесс обучения мудрецом своих учеников.

Буддизм - религиозное течение, направленное на поиски путей духовного освобождения

Инь - темное начало, пассивное ожидание.

Ян - нечто активное, освещающее путь познания.

Даосизм - одно из направлений древнекитайской философии, в котором центральным

Уроки 1-3. Наука и философия (§ 1)

Наука - систематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с

помощью эмпирических методов исследования и измерения реальных явлений.

История - это наука о прошлом человечества, способ его систематизации и

классификации. Она является базисом гуманитарного образования, его

Этнография - наука о происхождении, составе, расселении, этнических и национальных

Экономика - наука, устанавливающая характер закономерностей, действующих в сфере

производства и рынка, регулирующих меру и формы распределения труда и его

Философия - самая древняя и фундаментальная наука, устанавливающая наиболее

общие закономерности развития природы и общества.

Этика - теория морали, ее сущности и воздействия на развитие общества и жизнь людей.

Эстетика - учение о развитии искусства и художественного творчества, способе

воплощения идеалов человечества в живописи, музыке, архитектуре и других

Правоведение - дисциплина, разъясняющая государственные нормы, права и

обязанности граждан, вытекающие из основного закона страны - Конституции, и

вырабатывающая на этой основе законодательную базу общества.

Социальная психология - пограничная дисциплина, сформировавшаяся на стыке

социологии и психологии. Она исследует поведение человека, его чувства и

мотивацию в групповой ситуации, изучает социальную базу формирования

Социология - наука, исследующая отношения между основными социальными группами

современного общества, мотивы и закономерности поведения людей.

Политология - наука, изучающая политическую систему общества. Она выявляет связи

партий и общественных организаций с государственными институтами

управления. Развитие политологии характеризует степень зрелости гражданского

Философский плюрализм - многообразие школ и направлений.

Умозрительная деятельность - вид деятельности, при которой философы опираются на

особые способы аргументации, выходящие за рамки формальной логики.

Экзистенционализм - философия существования.

Онтология - учение о бытии.

Гносеология - учение о познании.

Философская антропология - учение о сущности и природе человека.

а) учение об обществе как целостной системе;

б) наука, изучающая человека;

в) наука, изучающая отдельные социальные группы общества.

3. Какую философскую категорию применяют для обозначения внутреннего содержания

предмета, выражающегося в единстве всех его многообразных свойств и отношений?

4. Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные

институты, процессы, группы, рассматривая их в связи с общественным целым?

5.Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого получило своё

название философское течение XX в. экзистенционализм?

в) бытие человека,

а) раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности;

б) совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;

в) раздел философии, изучающий фундаментальные природы бытия.

8. Назовите древнегреческого философа, автора знаменитого изречения «Человек - мера

9. Панельное исследование в социологии - это:

а) повторное исследование одного и того же объекта, проводимое через некоторое

б) социологическое исследование, проводимое на панели для изучения форм

в) социологические исследования, проводимые в так называемых спальных районах

10. Пилотажное исследование - это социологическое исследование:

а) свободного времени пилотов;

б) рабочего времени авиадиспетчеров,

в) пробное исследование на небольшой группе респондентов.

а) исследования в области социобиологии;

б) исследований в области социогеографии;

в) описания отношений и процессов на уровне общества в целом.

12. Кому принадлежит следующее высказывание «В одну и ту же реку нельзя войти

13. Кто сказал, что «человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они

14. Кто сформулировал следующую сентенцию: «Я знаю только то, что я ничего не

15. Кому принадлежит высказывание о том, что многознание уму не научает?

16. Кто из великих философов в качестве девиза своей философии сформулировал

19. Кто из французских философов, выражая свое отношение к церкви, призывал:

20. Кто из великих философов сказал, что философия - это эпоха, схваченная в мысли?

Уроки 4-6. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях (§ 2)

Мифология (от греч - предание, сказание и слово, учение) - это исторически первая форма миропонимания, объяснения людьми общественной жизни.

Реинкарнация - переселение душ живых существ после их смерти.

Йогай - соединение, связь.

Дао - путь, судьба.

Меритократия - буквально власть, основанная на заслугах.

Моизм - философская школа в Древнем Китае, основанная на идеях любви и

преуспеваемости, взаимной пользы. Обязательной для всех людей в обществе должна

быть общая мера взаимной человечности, все должны печься о взаимной пользе

Легизм - философская школа в Древнем Китае, занималась проблемами социальной

теории и государственным управлением.

Упанишада - процесс обучения мудрецом своих учеников.

Буддизм - религиозное течение, направленное на поиски путей духовного освобождения

Инь - темное начало, пассивное ожидание.

Ян - нечто активное, освещающее путь познания.

Даосизм - одно из направлений древнекитайской философии, в котором центральным

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по обществознанию "Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Обществознание" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

Урок 16 Обществознание, профильный уровень Д.З: индивидуально © А.И. Колмаков

Обществознание, профильный уровень

Д.З: индивидуально

© А.И. Колмаков

Понятия, идеи

Универсальные учебные действия

  • Знатьособенности профессиональной деятельности в сфере социально-гуманитарного профиля; выяснить и обсудить потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля; уметь: характеризовать и проанализировать основные профессии социально-гуманитарного профиля; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
  • Уметь:анализировать документы подавать развернутый ответ на вопрос, участвовать в обсуждении и формулировать свое мнение

Проверь себя

2. Опираясь на знания обществоведческого курса и знания истории, раскройте причины актуализации проблемы выбора профессии в XX в.

3. Охарактеризуйте общественные блага, которые дает образование. Докажите, что эти блага имеют значимость для каждого человека.

4. Чем вы можете объяснить, что профессия преподавателя имеет очень низкий рейтинг в профессиональных предпочтениях выпускников?

5. Ученые утверждают, что образование и правильно выбранная профессия позволяют человеку быть социально мобильным. Докажите связь профессионального выбора и личной мобильности. Объясните, какое значение для человека имеет возможность мобильности.

6. В параграфе дана профессиограмма лишь небольшого количества профессий. Составьте профессиограмму любых двух профессий: журналист, психолог, телеведущий, искусствовед, экскурсовод, воспитатель детского сада.

7. Как, по-вашему, в чем причины конкурентной борьбы на рынке профессионального образования? Какое влияние эта конкуренция оказывает на качество образовательных услуг? Используя знания обществоведческого курса и опираясь на свой жизненный опыт, сформулируйте критерии, которые следует учитывать абитуриенту при выборе учебного заведения.

8. Опираясь на знания литературы, приведите примеры литературных героев, причиной драмы которых стала их невостребованность.

9. В параграфе говорится, что, работая в разных сферах профессиональной деятельности, специалист обогащает свои знания и совершенствует свою профессиональную деятельность. Докажите правильность этого утверждения.

10. В параграфе говорится о том, что обществознание является необходимым учебным предметом для гуманитария. Опираясь на материал § 2—3, определите, что дают знания философии, социологии, политологии, социальной психологии для выбранной вами профессии.

а) М. Вебером;

б) К. Марксом;

а) учение об обществе как целостной системе;

б) науку, изучающую человека;

в) науку, изучающую отдельные социальные группы общества.

2.Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получило свое название философское течение XX в. экзистенционализм?

б) существование;

в) бытие человека.

а) раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности;

б) совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;

в) раздел философии, изучающий фундаментальные природы бытия.

а) Аниксимен;

3. Какую форму правления Аристотель считал правильной?

б) олигархию;

4. Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным,

как правление лучших и благородных?

а) аристократическое;

б) демократическое;

в) олигархическое.

4. Кастовый строй - общая черта многих древневосточных цивилизаций,

но в одном государстве он проявился с наибольшей силой. Что это за государство Древнего Востока?

5. Философия зародилась:

а) в Древнем Китае;

б) Древней Индии;

в) Древней Греции;

5. Конфуцианство - это:

а) свод боевых искусств;

б) этические нормы;

в) юридические нормы;

в) Б. Спиноза

а) цивилизация;

б) политическая надстройка;

в) общественно-экономическая формация.

7. Какие отношения К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли как основные в производственных отношениях?

а) отношения собственности;

б) отношения распределения;

в) отношения обмена.

7. Назовите европейского философа первой половины XIX в- представителя философии экзистенциализма:

в) Л. Фейербах.

б) Д. Гэлбрейт;

а) юридическое понятие заключения международных соглашений;

б) философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми;

в) понятие, означающее соглашение между двумя национальными государствами.

9. Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического

а) идея установления диктатуры пролетариата;

б) идея социалистической революции;

в) идея равенства

9. Кто первым в истории выдвинул идею идеального утопического государства?

б) Аристотель;

10. Что является источником прибавочной стоимости?

а) неоплаченный труд наемных рабочих;

б) избыток стоимости над первоначальной авансированной стоимостью;

в) неэквивалентный обмен на рынке.

10. Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства:

11. Какое философское направление объединяет эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер?

Читайте также: