Основные этапы развития экскурсионной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

§ 3. Экскурсия: сущность, признаки, принципы, цели и задачи, функции

Как особый вид деятельности [29] экскурсию можно рассматривать с позиции задействованности экскурсовода и экскурсантов.
Экскурсия – это комплекс взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Он предусматривает передвижение экскурсионной группы по маршруту, обход объектов, наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения экскурсовода и вопросы экскурсантов и др. Экскурсовод готовит и проводит экскурсию, стремится донести некоторую информацию до группы экскурсантов и целенаправленно подводит участников экскурсии к определенным выводам и оценкам. В идеале по окончании экскурсии ее участники должны проникнуться значением события или произведения искусства, которому была посвящена тема экскурсии. Вот почему нельзя сказать, что задача экскурсантов в экскурсии – просто развлечься. Ведь во время прохождения маршрута группа занимается наблюдением и изучением объектов, накапливает знания о них.
Если рассматривать экскурсию как специфическую форму общения [30] , то это прямое общение, которое способствует формированию общности чувств, настроений, мнений, взглядов. В ходе такого общения достигается взаимопонимание, происходит усвоение информации, укрепляются взаимосвязи людей. Экскурсовод и экскурсанты взаимодействуют на базе их совместной – на данный момент – деятельности. Один и тот же экскурсовод способен донести определенную информацию до множества экскурсантов, направляя их мыслительную деятельность в нужное русло. Экскурсант же, находясь в коллективе и общаясь, автоматически усваивает формы поведения, чувства и эмоции других людей. Здесь включаются психические механизмы – подражания и заимствования, сопереживания и идентификации [31] .
Как особая форма общения, экскурсия дает возможность миллионам людей получить значительный объем информации, формирует конкретные способы мыслительной деятельности. Общаясь с другими участниками мероприятия, экскурсант заимствует эмоции, чувства, формы поведения. В результате в процессе общения достигаются необходимая организация и единство действий людей, входящих в одну группу. Они начинают понимать друг друга на уровне эмоций, формируется общность их настроений, мыслей, взглядов.
Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу, к сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также к отношениям личностному (группа как сочетание отдельных личностей) и групповому (единый коллектив). Поэтому экскурсия обязательно должна быть адресной, проводиться на базе дифференцированного подхода [32] к группе экскурсантов. Знание основ психологии и педагогики помогает экскурсоводу правильно организовать процесс экскурсии. Правильно организованное общение экскурсовода и экскурсантов является основой экскурсии как педагогического процесса.
Практически общение представляет собой коммуникативную фазу [33] в деятельности экскурсовода. Коммуникативный компонент – важная часть профессионального мастерства экскурсовода. Эффективность экскурсии определяется не только обширными знаниями экскурсовода по теме, умением использовать методику преподнесения этих знаний аудитории, но и способностями в общении с экскурсантами, методистами и другими работниками экскурсионного учреждения, музея, с водителем автобуса. Важную роль в общении с аудиторией играют такие качества, как предупредительность, умение вести нормальный диалог.

Экскурсионное дело в России - одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:) конец XVIII - начало XX вв. - возникновение и становление экскурсионного дела в России;) 20-е - 30-е гг. XX в. - становление экскурсионного дела в CCCР;) 50-е - 80-е гг. XX в. - развитие и совершенствование экскурсионного дела в СССР;

IV) 90-е гг. XX в. - начало XXI в-развитие экскурсионного дела в Российской Федерации в постсоветский период.

В методике преподавания русского педагога XIX в. К.Д. Ушинского так же важную роль занимали природоведческие экскурсии. Передовые педагоги отдельных российских школ, частных гимназий, особенно коммерческих училищ во второй половине XIX в. начинают организовывать экскурсии-прогулки на природу и посещение предприятий. Кроме школьных экскурсий, экскурсия как способ познания мира начинает привлекаться членами российских научных обществ.

В конце XIX в. в крупных городах России стали создаваться художественно-промышленные выставки и музеи. Начинает формироваться методика музейной экскурсии. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей. В 1882 г. открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. В музеях организовывались экскурсии для студентов и учащейся молодежи.

После создания института представителей Общества на местах началось разъяснение Программы и Устава Общества, установление связи с местными велосипедными организациями. К началу XX века Общество велосипедистов - туристов стало главной туристской организацией России, способствовало росту его авторитета не только в нашей стране, но и во многих странах мира.

Много внимания в своей деятельности Общество отводило организации и проведению школьных экскурсий. Такая работа проводилась в различных учебных заведениях и ведомствах, например, при Ярославской дирекции народных училищ, при Юрьевском университете, при ряде педагогических институтов и музеев.

Таким образом, период развития экскурсионного дела в конце XVIII - начале XX вв. в России ознаменовался его формированием, прежде всего как части педагогическо-воспитательного процесса. Основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В частности широкое распространение получила разработка школьных экскурсий. В то же время мало внимания уделялось экскурсионной теории. Это обстоятельство вызывало тревогу у ученых-экскурсионистов.

Развитие экскурсионного дела в 20-е - 30-е гг. XX в.

В советский период развитие экскурсионного дела происходит в русле общей коммунистической идеологии. Созданный в ноябре 1917 г. Внешкольный отдел Наркомата просвещения наряду с другими методами обучения в системе внешкольного обучения взрослых начинает внедрять экскурсионный метод. Экскурсии решали новые цели и задачи, в первую очередь внедрение новой идеологии. Начинают создаваться новые учебные заведения по переподготовке учителей, открываются специальные учебные заведения по подготовке экскурсионных работников: Центральный музейно-экскурсионный институт (Москва), Экскурсионный институт (Петроград).

Турпоходы использовались для того, чтобы научить будущих бойцов ориентироваться на местности, азам альпинизма и лыжного туризма, изучению приграничных районов, водному туризму и, наконец, для военно-патриотической работы.

Туристы часто помогали крестьянам в посевной и уборочной компаниях. Известны случаи, когда во время эпохи массовой коллективизации туристы даже проводили учредительные собрания колхозов.

Одним из самых значимых массовых мероприятий был Всесоюзный исследовательский поход туристов, проходивший под эгидой Академии наук СССР. При активной поддержке академика А.Е. Ферсмана была составлена специальная памятка о способах разведки сырьевых ресурсов. Туристами были разведаны месторождения фосфоритов и горного хрусталя, добыты сведения о массивах кедровых лесов, залежах железной руды и известкового шпата и о многом другом.

Туризм приносил ощутимую помощь стране. Конечно, он был не только самоокупаем. При всех льготах и скидках на билеты музеи посетило около 1 млн. человек, что подразумевало значительные дотации со стороны государства.

Разница в деятельности ОПТ и Совтура заключалась в том, что ОПТ занимался организацией самодеятельных походов, а Совтур обслуживал группы отдыхающих по заранее определенным маршрутам, носящим в основном общеобразовательный и краеведческий характер.

Совтур, будучи организацией коммерческой, ориентировался на состоятельные слои населения. Строил комфортабельные гостиницы и базы отдыха. Но профсоюзы обязали его обслуживать и группы ОПТ на своих базах по льготным тарифам.

В начале 1930-х гг. было созвано Совещание при участии Наркомздрава, Осоавиахима, Всесоюзного совета по физической культуре и спорту, где были разработаны три категории туристских маршрутов в зависимости от возраста туриста и состояния его здоровья. Этими нормативами пользовались до конца 1970-х гг.

С середины 1930-х гг. туризм принимает уже всенародный размах, в нем прослеживаются и конкретные социальные сдвиги.

Таблица 1. Число туристов среди рабочих и колхозников в период с 1930-1936 годы

Число туристов среди рабочих и колхозников, % Год
31 1930
59 1931
61 1936

В 1932 г. в Москве открывается туристско-экскурсионный техникум, где начинается плановая подготовка кадров для туристской индустрии.

Монополистом в области внутреннего туризма в 1936 г. становится ВЦСПС. Распоряжением ЦИК СССР Всесоюзное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) ликвидируется, вся его материально-техническая база передается профсоюзам. В системе ВЦСПС создается новая управленческая структура - Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ). За пять лет, к началу Великой Отечественной войны, его материально-техническая база увеличилась в два раза, а предоставление туруслуг - в три раза. Накануне Великой Отечественной войны в СССР функционировало 165 Домов туриста, 50 турбаз, 12 туристических гостиниц, 24 стационарных турлагеря, сотни палаточных стоянок и других предприятий. А курортная индустрия в СССР в целом располагала в 1939-1940 гг. 1270 домами отдыха и 1828 санаториями.

Создавались на хозрасчетном принципе территориальные ТЭУ, в чьи функции входили отнюдь не только пропаганда туризма, разработка маршрутов, хозяйственное и культурно-массовое обслуживание туристов, но и строительство турбаз, Домов туриста, лагерей, а также и производство туристского инвентаря. Самостоятельный туризм должен был курироваться Всесоюзным советом физической культуры при ЦИК, альпинизм при этом от туризма отделялся.

Развитие экскурсионного дела в России 20-х-30-х годов являлось преимущественно массовым движением рабоче-крестьянской молодежи, которые и занимались данным видом туризма, осваивая все новые и новые границы. Так же особое внимание по-прежнему уделялось школьным, внешкольным и образовательным экскурсиям в целом. В данный период выпускались различные методики ведения экскурсий для детей школьного возраста, как на природе, так и в музеях. Активно начинает развиваться горный вид туризма, проводятся различные спортивные соревнования, в частности большой популярностью пользовался лыжные кроссы.

Развитие экскурсионного дела в 40-е - 80-е гг. XX в.

По итогам 1940 года только на местных маршрутах Туристско-экскурсионного управления ВЦСПС было обслужено более 60 тысяч человек; по 30 областным детским туристско-экскурсионным станциям к участию в самодеятельных Пуристских походах привлечена 261 тысяча школьников; в походах по местам гражданской войны, проведенных в 20 областях РСФСР, приняла участие 21 тысяча ребят.

год был объявлен годом массового похода школьников, а в 1941 году проводится Всероссийская экспедиция пионеров и школьников по маршрутам боевой славы гражданской войны. Только одна Московская ДЭТС организовала летом 1940 года 8 туристских баз, кроме того, в самых живописных местах были открыты туристские лагеря, в которых побывали 5000 детей. 25000 школьников столицы, оставшихся на лето в городе, участвовали в туристских походах по Подмосковью. Туристы нашей страны: и юные, и взрослые - готовились к летнему сезону 1941 года. Ленинградский дом физкультуры с 1 июня 1941 года открывает туристскую базу на озере Петяярви. Детская экскурсионно-туристская станция открывает несколько баз в различных районах перешейка.

В начале июня 1941 года проведен пленум Всесоюзной секции туризма Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта. Председателем президиума секции был избран дважды Герой Советского Союза И.Д. Папанин.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов прервала мирный труд советского народа. В ряды защитников Родины встали сотни тысяч туристов. Полученные ими в туристских путешествиях и экспедициях умения и навыки походной жизни, физическая и волевая закалка помогали им в бою.

В апреле 1945 г. Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) принял решение о возобновлении туристско-экскурсионной деятельности. Было восстановлено Туристско-экскурсионное управление в Москве, к 1948 г. Подобные управления функционировали в Ленинграде, Симферополе, Горьком, Свердловске.

В 50-х - 80-х гг. XX в. экскурсионное дело и туризм в целом продолжают активно развиваться. Особую популярность в тот период времени получили пешие походы на дальние маршруты, а так же альпинизм и походы на различные вершины гор. Туризм в России стал не только распространенным явлением, но и весьма прибыльным и полезным, поскольку занимались им туристы всех возрастов по всей стране. Помимо своей самоокупаемости, туризм позволял находить новые месторождения горных парод и добывать разного рода сведения по геологии и биологии. К сожалению, в годы войны туризм в нашей стране практически прекратил свое существование, однако уже в 1946 году началось стремительное возрождение утраченного.

-е гг. XX в. - начало XXI в-развитие экскурсионного дела в Российской Федерации в постсоветский период.

Центральный совет по туризму и экскурсиям предлагал Всесоюзной федерации туризма и Управлению самодеятельного туризма создать общественную организацию - Туристско-спортивный союз СССР.

С 14-16 декабря в Москве был проведен съезд, на котором Оргкомитет подготовил Декларацию об образовании Туристско-спортивного союза СССР. На учредительном съезде приняли устав, где указывалось, что Союз представляет демократическую общественную организацию. Были избраны президент и четыре его заместителя. Бюро Исполкома Союза состояло из 11 человек. Подобные Союзы были организованы в регионах, в том числе и в Ленинграде.

Чтобы как-то спасти положение и сохранить структуру, в июне 1992 года на I (учредительном) конгрессе был создан Международный туристско-спортивный союз. Инициаторами его создания стали туристско-спортивные организации России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Армении, Молдовы, Литвы, Москвы и Санкт-Петербурга.

Экскурсионное дело оказалось коммерчески невыгодным, а значит, имело мало шансов на выживание. В тот период полного развала страны, государству необходимо было поддерживать нормальное существование своих граждан и отдавать долги зарубежным инвесторам. Поскольку страна находилась в сильном экономическом истощении, никто не хотел вкладывать свои деньги в сферу, которая не пользовалась популярностью и в данный период не интересовала народные массы. Все что смогло сделать государство - это раздать акции, касающиеся экскурсионных объектов, работникам музеев, заповедников и т.д.

Организацию экскурсий как основного вида коммерческой деятельности могут себе позволить лишь некоторые экскурсионные учреждения Москвы и Санкт-Петербурга, тех городов, куда направляется большой поток туристов со всей России и из-за рубежа. Лишившись государственной как материальной, так и моральной поддержки, экскурсионное дело, особенно в периферийных городах, начало чахнуть, что, несомненно, представляет закономерное явление. Стране, лишившейся идеологической платформы, не нужны стали и идеологические механизмы, управляющие сознанием масс.

Несмотря на массу негативных явлений, которые произошли в организации экскурсионного обслуживания граждан, экскурсионное дело продолжает развиваться. В 90-е гг. началось формирование новой экскурсионной тематики, связанной с религиозным содержанием. В атеистической стране, в условиях господства коммунистической идеологии, экскурсии на религиозную тематику не могли существовать. Объектов же показа для создания подобных экскурсий было предостаточно, несмотря на потери, понесенные церковью в разное время в связи с целенаправленным разрушением храмов. Сегодня экскурсии на религиозную тематику созданы в стране повсеместно. Они организуются туристскими и экскурсионными учреждениями, паломническими службами епархий, монастырями.

Несмотря на свою новизну и кажущуюся популярность, экскурсии на религиозную тематику не занимают большого места в современной экскурсионной практике в стране. Наиболее востребованными в настоящее время остаются автобусные городские обзорные экскурсии, которые позволяют за короткое время познакомиться со многими сторонами жизни городов. Но они существенно отличаются от тех обзорных экскурсий, которые проводились в советские времена, когда под темы историко-революционной и ленинской тематики занимали ведущее место во всех экскурсиях. Они стали более свободными по содержанию, в них рассказывается и о тех сторонах жизни нашей страны, о которых ранее умалчивалось: о российских государях и их свитах, крупных дореволюционных предпринимателях, внесших большой вклад в российскую экономику, святых русской православной церкви. В процессе экскурсий организуется посещение храмов, что делает их более интересными и привлекательными.

Продолжают развиваться, правда, меньшими темпами, чем в 70-80-е гг., и тематические экскурсии, особенно связанные со школьной учебной программой. Востребованными у разных групп населения страны остаются экскурсии на историческую тематику, так как сегодня отмечается повсеместный интерес к истории государства Российского. Популярны природоведческие экскурсии, с которых и начиналось экскурсионное дело в России. Но они теперь насыщаются экологическим содержанием, что соответствует требованиям времени. Как и всегда граждане страны проявляют живой интерес к жизни и творчеству великих деятелей культуры, популярных писателей, а соответственно - к экскурсиям на искусствоведческую и литературную тематику.

В Законе указывается, что государство признает туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики РФ. В этом документе названы основы международного сотрудничества в сфере туризма, которые не только не противоречат, но основываются и дополняют фундаментальные Договоры, принятые крупнейшими международными форумами.

В конце 90-х годов население нашей страны стало проявлять больше интереса к экскурсиям, множество школьников, студентов и обычных туристов начали посещать различные музеи, памятники архитектуры и прочие достопримечательности Москвы и других городов.

Классификация экскурсий

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В.А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т.е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются:

а) по содержанию;

б) по составу и количеству участников;

в) по месту проведения;

г) по способу передвижения;

д) по продолжительности;

е) по форме проведения.

Таблица 2. Классификация экскурсий

№№ Цели Задачи Формы проведения
1. Отдых Поиск лечебных трав, ягод, грибов, фруктов Прогулка
2. Учебная Усвоение детьми знаний по учебному предмету (ботанике, географии, истории) Урок вне классного помещения
3. Научная Выявление экспонатов для краеведческого музея Экспедиция
4. Общеобразовательная Расширение общего культурного кругозора Беседа в туристического походе, путевая экскурсионная информация в транспортном путешествии
5. Культурно-просветительская Повышение уровня знаний по истории, архитектуре, литературе и другим отраслям Обзорная многоплановая экскурсия
6. Культурно-воспитательная Усвоение знаний в сочетании с воспитание Тематическая экскурсия

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Найди готовую курсовую работу выполненное домашнее задание решённую задачу готовую лабораторную работу написанный реферат подготовленный доклад готовую ВКР готовую диссертацию готовую НИР готовый отчёт по практике готовые ответы полные лекции полные семинары заполненную рабочую тетрадь подготовленную презентацию переведённый текст написанное изложение написанное сочинение готовую статью

Частица массой находится в одномерном потенциальном поле в стационарном состоянии, описываемом волновой функцией , где и - постоянные ( ). Найдите энергию частицы и вид функции , если .

Квантовый гармонический осциллятор находится в основном состоянии. Найдите вероятность обнаружения частицы в области , где - амплитуда классических колебаний.

Частица находится в одномерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками, имеющими ширину . В каких точках интервала плотность вероятности обнаружения частицы одинакова для основного и второго возбуждённого состояний?

Частица массой находится в кубической потенциальной яме с абсолютно непроницаемыми стенками. Найдите длину ребра куба, если разность энергий 6-ого и 5-ого уровней равна . Чему равна кратность вырождения 6-ого и 5-ого уровней?

Частица массой находится в основном состоянии в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Найдите энергию частицы, если максимальное значение плотности вероятности местонахождения частицы равно .

Частица находится в двумерной квадратной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками во втором возбуждённом состоянии. Сторона ямы равна а. Определите вероятность нахождения частицы в области: а) ; б) ; в) .

Частица находится в двумерной прямоугольной потенциальной яме с бесконечно высокими стенками. Координаты x и y частицы лежат в пределах 0 50 руб.

Волновая функция основного состояния электрона в атоме водорода имеет вид , где - расстояние электрона до ядра, - первый радиус боровской орбиты. Определите наиболее вероятное расстояние электрона от ядра.

Пользуясь решением задачи о гармоническом осцилляторе, найдите энергетический спектр частицы массой в потенциальной яме вида Здесь , а - собственная частота гармонического осциллятора.

Оцените с помощью соотношения неопределённостей Гейзенберга неопределённость скорости электрона в атоме водорода, полагая размер атома . Сравните полученную величину со скоростью электрона на первой боровской орбите.

Оцените относительную ширину спектральной линии, если известны время жизни атома в возбуждённом состоянии и длина волны излучаемого фотона .

Найти плотность сепарированной нефти 1-го горизонта при температуре 64 оС, если плотность ее при 20 оС равна 854 кг/м3, и нефти 2-го горизонта при 82 оС, если плотность ее при 20 оС равна 886 кг/м3.

При прохождении нефтегазовой смеси через штуцер в сепараторе образуются капли нефти диаметром 65 мкм. Смесь находится под давлением 0,4 МПа при 305 К. Найти скорость осаждения капель нефти и определить пропускную способность вертикального гравитацион

На дожимной насосной станции (ДНС) в сепараторе первой ступени поддерживают давление 0,4 МПа. Длина сборного коллектора, идущего от АГЗУ до ДНС, 12 км и (внутренний) диаметр его 0,3 м, разность геодезических отметок 10 м. Сборный коллектор горизонтал

Рассчитать основные параметры процесса освоения скважины, методом замены жидкости, выбрать промывочную жидкость и необходимое оборудование. Составить схему размещения оборудования при освоении скважины. Скважина заполнена буровым раствором плотностью

ЛЕКЦИЯ №1. История формирования экскурсионного дела в россии

Экскурсионное дело в России – одна из первых форм туристического обслуживания, одна из первых форм туристического бизнеса. Вместе с тем необходимо отметить, что в разные годы экскурсионное обслуживание населения выполняло различные задачи. Историю экскурсионного дела в России можно разделить на четыре основных этапа:

I) конец XVIII – начало XX вв. – возникновение и становление экскурсионного дела в России;

II) 20-е – 30-е гг. XX в. – становление экскурсионного дела в CCCР;

III) 50-е – 80-е гг. XX в. – развитие и совершенствование экскурсионного дела в СССР;

IV) конец XX – начало XXI вв. – развитие экскурсионного дела в Российской Федерации.

1.1. Развитие экскурсионного дела в конце XVIII- начале XX вв.

Рекомендуемые материалы

В конце XIX в. в крупных городах России стали создаваться художественно-промышленные выставки и музеи. Начинает формироваться методика музейной экскурсии. В 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей. В 1882 г. открылась Всероссийская художественно-промышленная выставка. В музеях организовывались экскурсии для студентов и учащейся молодежи.

Т.о. первый период развития экскурсионной методики в России ознаменовался ее формированием, прежде всего как части педагогическо-воспитательного процесса. Вместе с тем уже на ранних этапах экскурсия становится частью формирующегося рынка туристических услуг. В этот период формируются первые научные методики организации экскурсионного процесса.

1.2. Развитие экскурсионного дела в 20-е – 30-е гг. XX в.

В 1920 г. в центральных городах России были открыты инструкторские экскурсионные станции, которые готовили учителей к проведению и организации экскурсий для учащихся.

В рассматриваемый период продолжает, развивается теория и методика экскурсионного дела.

Большое значение в организации туризма и экскурсий приобрели профсоюзы. В Центральном бюро краеведения создается подсекция, на которую было возложено установление связей между профсоюзами и краеведческими организациями. Профсоюзы организовывали группы экскурсантов из рабочих и служащих и направляли их по туристско-экскурсионным маршрутам.

1.3. Развитие экскурсионного дела в 50-е – 80-е гг. XX в.

В период ВОВ продолжалось развитие теоретического экскурсоведения. В апреле 1945 г. Все­союзный Центральный Совет Профессиональных Союзов (ВЦСПС) при­нял решение о возобновлении туристско-экскурсионной деятельности. Было восстановлено Туристско-экскурсионное управление в Москве, к 1948 г. Подобные управления функционировали в Ленинграде, Симферополе, Горь­ком, Свердловске.

1. Определите периодизацию развития экскурсионного дела в нашей стране.

2. Дайте характеристику первому этапу развития экскурсионного дела в России.

3. Назовите характерные особенности второго этапа развития экскурсионного дела в СССР.

4. Определите характерные особенности развития экскурсионного дела в 50-е – 80-е гг. XX в. в СССР.

5. Определите характерные особенности российской методики экскурсионного дела.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ

Развитие экскурсионного дела начинается с 1880 – 90-х гг. под влиянием взглядов К.Д.Ушинского и его последователей, сторонников активных методов обучения. В программу отдельных школ, гимназий, коммерческих училищ стали включаться естественно-научные, а затем культурно-исторические, литературные экскурсии. Появились и первые внеучебные экскурсии и путешествия, организуемые гимназиями на Волгу, в Крым, за границу. Постепенно осуществляется переход к системе использования экскурсий как метода образования.

В 1910-ые гг. экскурсионное дело приобретает все большие масштабы, а первое послеоктябрьское десятилетие (1917 – 27) считается периодом становления отечественной экскурсионной школы, хотя практические, теоретические и методические вопросы разрабатывались и в первые годы ХХв.

Содержание экскурсионного дела в первые десятилетия ХХ в. заключалось в изучении мировой и отечественной истории, природных и культурных достопримечательностей страны, особенностей национальной культуры. К сер. 1920-х гг. экскурсионное дело достигло наивысшего расцвета, однако к кон.1920-х – нач. 30-х гг. его развитие, как и краеведения, было приостановлено. Многие экскурсоводы и краеведы подверглись репрессиям, а экскурсионные организации реорганизованы.

Уже с сер. 1920-х гг. Экскурсионное дело стало развиваться под руководством Главполитпросвета. В 1928 г. вместо ликвидированного РОТ было создано Общество пролетарского туризма., преобразованное потом во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (1930).

С 1936г. Руководство туризмом и экскурсиями стало осуществлять созданный при ВЦСПС Центральное туристско-экскурсионное управление. Уже в нач. 1920-х гг. все больше внимания стало уделяться пропаганде революционных завоеваний, а согласно решениям IV съезда обществ политпросвета экскурсионное дело должно было строиться только на основе марксистско-ленинской методологии. С нач. 1930-х гг. музеи провозглашаются политико-пропагандисткими центрами, а экскурсия из научного комментария превращается в агитацию
идеологического характера. Вплоть до сер. 1980-х гг. незыблемой установкой в экскурсионном деле являлся показ историко- революционной тематики и достижений социалистического строительства.

Во второй половине 1980-х гг. расширяется проблематика экскурсионного дела, начинается новый этап краеведения. Рубеж 1980 – 90-х гг. отмечен спадом экскурсионного дела, вызванного сложностями политического и экономического характера. Вместе с тем в музеях развиваются экскурсии под влиянием коммуникативной модели музея, разрабатываются новые методы и приемы в вовлечения в предметный мир культуры, как детской, так и взрослой аудитории. Все большее значение приобретает изучение отечественного экскурсионного опыта прошлых лет и современных достижений зарубежного музейного дела. Главным содержанием экскурсионного дела на современном этапе становится знакомство экскурсантов с непреходящими ценностями историко-культурного наследия.

Читайте также: