Состояние экологического образования в педагогической теории и школьной практике

Обновлено: 30.04.2024

Как педагогическая наука экологическая педагогика должна определить методологические подходы к экологическому образованию. Экологическое образование как самостоятельное направление в теории и практике общеобразовательной школы стало развиваться на рубеже 60–70-х гг. и характеризовалось включением экологических и природоохранительных знаний в учебные программы по биологии. Однако с течением времени целью экологического образования становится не столько формирование экологических знаний, сколько развитие экологической культуры. Это особенно актуально в условиях новой парадигмы образования, согласно которой образованию придается приоритетная функция культуры, и гуманистической парадигмы общественного сознания, содержащей идею благоговения перед жизнью как явлением. Можно определить особую системообразующую функцию в новой образовательной парадигме экологической культуры как процесс и результат воспроизводства в обществе духовного и материального продукта экологической деятельности, оптимизации взаимодействия общества и природы. Осмысление новой социально-экологической функции образования, социального заказа общества образовательным системам, позволяет сформулировать его как воспроизводство экологической культуры в обществе, экологическое воспитание, формирование экологического сознания личности.

Экологическая педагогика это отрасль педагогической науки, изучающей закономерности формирования экологической личности, характеризующейся экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой.

В монографии определены задачи экологической педагогики. Установление законов и закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее состояние экологического образования, экологической культуры; разработка объективных методов исследования, создание учебно-методической базы развития системы непрерывного экологического образования; разработка методологических подходов и принципов развития экологического образования и экологической личности. Определены интегрирующая и системообразующая роль экологического образования в системе общего образования; выявлены закономерности экологизации среды образовательных учреждений. Задачами экологического образования являются:

Формирование системы экологических знаний. Системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов. Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества. формирование экологического отношения (положительного, бережного, ответственного) к природе. Формирование потребности общения с ней. Формирование навыков природоохранительной деятельности. Освоение стратегий и технологий взаимодействия с природной и социальной окружающей средой. Развитие альтернативного и прогностического мышления, экологического сознания, экологической культуры при анализе природных объектов и деятельности в природе.

В монографии выявлены факты, определены механизмы и закономерности формирования экологической личности, обладающей экологическими знаниями, умениями, отношениями на основе закона о коэволюционном развитии как оптимальном взаимодействия Человека и изменяемой им природной среды.

Экологическое образование – это не узкая частная область общего образования, ограниченная рамками классической биоэкологии, а привносящая новый смысл и цель в современный образовательный процесс. В отличии от образования в области окружающей среды экологическое образования осуществляется по законам педагогики, а точнее по законам экологической педагогики. Анализируя различные концепции экологического образования: общего среднего экологического образования, общего школьного экологического образования, основ экологического мировоззрения как задачи народного образования, организации и развития непрерывного экологического образования – можно сделать вывод, что однозначного и общеприемлемого определения главной цели экологического образования нет. В одних случаях под целью понимают формирование экологически грамотного человека, в других – воспитание ответственного отношения к природе, в третьих – формирование экологического сознания, в четвертых – формирование экологической культуры, в пятых – формирование экологического мировоззрения, в шестых – формирование экологичной личности и т.д. Таким образом, экологическая культура, по- нашему мнению, должна явиться целью экологического образования и главной задачей экологической педагогики. Отсюда выведена стратегическая цель экологической педагогики и образования – это воспитание ответственного сознания, экологической ответственности как меры свободы человека в условиях экологической необходимости.

Б.Т. Лихачев выделяет три направления экологического образования. Это научно-образовательное, природопользовательно-природоохранительное и воспитательное этико-эстетическое. Такой подход охватывает все основные аспекты экологического сознания, формирует их в единстве, ставя экологическое сознание на прочный фундамент деятельно-практического, эмоционально-практического и эмоционально – чувственного отношения к окружающей среде. Это позволяет в формировании экологической культуры личности избежать опасного разрыва между сознанием и поведением, словом и делом, убеждениями и деятельностью. Проблема формирования отношения школьников к природе признается педагогической общественностью многих стран в качестве одной из центральных в экологическом образовании, и она получила фундаментальное развитие в работах. Определены принципы экологической педагогики и экологического образования.

Изучение литературных источников и материалов по вопросам педагогической экологии и экологической педагогики, которые издаются и публикуются в развитых странах, позволило, несмотря на некоторые частные различия редакционного, количественного и страноведческого характера, выделить общие для многих стран принципы экологического образования: целостность окружающей среды; междисциплинарность; непрерывность; взаимосвязь краеведческого, национального, регионального и глобального подходов к раскрытию проблем окружающей среды; направленность образования на развитие ценностно-мотивационной сферы личности, гармонизацию отношений с окружающей средой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Экологическое образование младших школьников

Экологическое образование в школе становится всё более приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это связано с тяжёлой экологической ситуацией на Земле. Человек испортил и загрязнил природную среду, в которой он живёт, достаточно сильно, и от этого загрязнения начал страдать сам. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Человек, благодаря своим интеллектуальным и физическим способностям, создал для себя искусственную среду обитания, весьма удобную, но порой вредную для всего живого планеты.

В 1972 году ООН созвала в Стокгольме Первую Международную конференцию по оценке состояния окружающей человека природной среды. Конференция пришла к выводу, что экологическое состояние окружающей человека среды стало угрожающим не только для здоровья, но и для самого существования человечества.

В 1993 году в России была создана Российская экологическая академия- общественная экологическая организация.

Международными организациями ЮНЕСКО и ЮНЕП и другими был поднят вопрос о необходимости пересмотра содержания и сроков экологического образования жителей нашей планеты.

Экология – наука о взаимодействии объектов и окружающей их среды.

Взаимоотношения человека с природой регулируются законом, суть которого – совершенство, целесообразность, мерность, красота, чистота. Постижение этих качеств и должно стать программой экологического образования.

Актуальной стала проблема разработки содержания экологического образования, форм и методов, способствующих внедрению современных экологических идей во все звенья школьного обучения.

Экологическое образование младших школьников – необходимое и важное звено в естественно – научном просвещении. От этого зависит дальнейшее отношение человека к природе.

Принципы экологического образования:

единство познания, переживания и действия,

взаимосвязь глобального и локального,

учёт возрастных и индивидуальных особенностей,

целенаправленное общение с природой.

Содержание сущности экологического образования позволяет выделить основные задачи его реализации:

формирование знаний о единстве живой и неживой природы, о закономерности природных явлений, взаимодействий природы, общества и человека, об экологических проблемах и способах их решения;

развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению состояния окружающей среды своей местности;

воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении экологических целей, способности научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

развитие способности к целевому, причинному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем, к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения и поступков людей по отношению к природной и социокультурной среде;

формирование убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, уверенности в правоте своих взглядов, стремления к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Система экологических знаний

экологические знания о биологических системах (лес, луг, водоём и т.д.), о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к ней, о взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком

знания о ценности, значимости изучаемых объектов в жизни природы и человека

знания о труде людей по использованию природных богатств

знания об объектах охраны. Эта группа включает в себя знания о широко распространённых растениях и животных родного края, при изучении которых школьники должны прийти к выводу, что любой живой организм нуждаются в

защите; виды растений и животных родного края, которые становятся редкими, исчезающими, находятся под угрозой исчезновения

знания о мотивах охраны растений и животных. Сюда относятся экономические мотивы (мотивы пользы), эстетические мотивы (мотивы красоты), гуманистические мотивы (мотивы доброты), гражданские мотивы охраны

природы, санитарно – гигиенические мотивы ( мотивы здоровья)

знания о мерах охраны природы. Знания о законах и постановлениях в области охраны природы, знания о рациональном использовании природных богатств в

трудовой и хозяйственной деятельности человека, знания о нормах и правилах поведения людей в природе, знания об охране редких растений и животных,среды их обитания, знания о формах охраны природы, в которых принимают

Необходимо в единстве со знаниями формировать умение работать с различными источниками, содержащими экологическую и краеведческую информацию: с учебниками, картами, картинами, журналами, справочниками, гербариями, коллекциями.

В содержании предметов гуманитарного цикла раскрываются экологические знания о природе как источнике красоты, вдохновения, эстетического наслаждения, творческой деятельности человека, о том, что жизнь, здоровье, душевное состояние человека зависят от окружающей природной среды.

Инструментом для вовлечения детей в познавательную деятельность служат разнообразные задачи и задания – вопросы, упражнения, проекты, игры, викторины, загадки.

Истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа – в традициях ответственно – бережного и любовного отношения к природным богатствам родной земли. В глубокой древности наши предки хорошо знали жизнь природных обитателей, их взаимоотношения и взаимосвязи. Они поклонялись силам и духам природы, осознавая свою неразрывную связь с ней. Народные знания, помогающие людям выжить в условиях суровой природы, нашли отражение в фольклоре. Загадки – древнейший жанр фольклора. Ещё К.Д.Ушинский сказал о загадках, что они доставляют уму ребёнка полезное упражнение.

Процесс преподавания предметов естественно – математического цикла помогает раскрыть следующие экологические знания: природа – объект целесообразной трудовой деятельности человека, направленной на её рациональное использование, улучшение, восстановление, охрану; характер трудовой деятельности зависит от состояния природы и наоборот, состояние природы находится в тесной зависимости от трудовой и хозяйственной деятельности человека.

Рассказы – задачи помогают школьникам приобрести навыки выявления элементарных природных противоречий, встречающихся в окружающем мире, умения разрешать найденные и сформулированные противоречия и делать выводы на основе полученных решений и результатов. Рассказы – задачи помогают в воспитании у детей активной жизненной позиции, целостно – ориентированного отношения к окружающему природному миру.

У выпускника начальной школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде, положено начало формированию экологического сознания.

Экологическое образование и воспитание могут идти и другим путём – через внеурочную деятельность по экологии для младших школьников.

Главным принципом организации внеурочной деятельности является опора на интересы детей. Интерес – мощный стимул активности учащихся. Воспитание интереса – необходимое условие развития активности и направленности личности. Интерес является стимулом формирования бережного отношения к природе и его результатом. Воспитание бережного отношения к природе идёт от развития уже имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от них – к интересу на более высокой его ступени.

Интерес к природе включает в себя различные компоненты: стремление познания натуральной природы (живой и неживой), чтение книг о природе, интерес к изображению в произведениях искусства ( живописи, музыке, поэзии, прозе), увлечения, связанные с природой ( рисование, сочинение стихов, изготовление поделок).

Природе отводится особая роль в формировании личности ребёнка. Природа окружает его с первых дней его жизни. Ребёнок знакомится с природой ещё до того, как произнесёт свои первые слова и сделает самостоятельные шаги. У детей рано проявляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для него благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это даёт ребёнку массу ярких впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать, ещё не познанное и незнакомое.

Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. А чтобы человек научился этому, мы прививаем ему любовь к природе с самого раннего детства.

Ребёнок с радостью познаёт и исследует то, что для него представляет интерес, то есть отношение к информации, которую он получает от взрослого первично, а сама информация – вторична. Поэтому первая и главная задача педагога – сначала заинтересовать объектом, а уже потом о нём говорить, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире.

Легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а загадками и задачами. В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь.

Основа рассуждений такова: если я (или кто – то) сделаю что – то, то, что в этом будет хорошего, но что в этом будет плохого. Если, наоборот: я (или кто – то) не сделаю что – то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет плохого. Решить противоречие – значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые основные и дополнительные требования для решения возникшей задачи.

Экологическое воспитание – непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения.

Первый этап экологического воспитания включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать своё отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы (цветущий сад, краски осеннего леса, закат солнца).

Второй этап предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе.

Третий этап утверждает в сознании и отражает в деятельности школьников принцип рачительного отношения к природе, её ресурсам, формирует умение решать хозяйственно – экономические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства.

Показатели степени сформированности ответственного отношения к природе у младшего школьника.

1. Соотнесение уровня экологических знаний и характера поведения в природе.

2. Практическая природоохранительная деятельность с учётом мотивов деятельности.

3. Интерес к природе, желание, намерение и потребность реализовать свои позиции в поступках.

4. Эмоциональное отношение к природным объектам и явлениям.

5. Пропагандистская деятельность природоохранительного характера.

6. Оценочные умения.

Система оценки ответственного отношения к природе у младшего школьника.

1.Экологические знания высокие. Поведение в природе соответствует известным детям правилам и нормам поведения.

2.Активно участвует в природоохранительной деятельности. Проявляет инициативу. Имеет сформированную систему мотивов деятельности, среди которых ведущими являются нравственный, эстетический, познавательный.

3. Мечтает о больших делах по охране природы. Проявляет готовность и желание лично участвовать в труде по охране природы.

4. Эмоционально отзывчив, использует эмоциональные выражения, яркие сравнения при описании природы. Желает выразить своё отношение в творчестве.

5. Самостоятельно пропагандирует идеи об охране природы через словесную и изобразительную деятельность.

6. Умеет оценивать состояние среды с экологических позиций (гигиенический, эстетический, материальный и биологический критерий). Критически оценивает свои и чужие поступки по отношению к природе. Осуждает неправильное поведение людей в природе, действия, наносящие ущерб.

1. Экологические знания хорошие, поведение почти всегда соответствует известным правилам и нормам поведения в природе.

2. По собственной инициативе или под руководством учителя активно работает в сфере охраны природы. Но при наличии прочих мотивов ведущим является лишь один, например, гигиенический или эстетический.

3. Проявляет достаточный интерес к природе, но слабое желание трудиться.

4. Эмоционально отзывчив, но не проявляет желания выразить своё отношение к природе в творческой деятельности.

5. Занимается пропагандой идей охраны природы под руководством учителя.

6. Умеет оценивать состояние среды, но не использует всех показателей. Проявляет озабоченность по поводу отрицательных поступков.

1. Экологические знания хорошие, но поведение в природе не соответствует известным нормам и правилам поведения в природе.

2. Практическая природоохранительная деятельность носит ситуативный характер. При наличии других мотивов ведущим является утилитарный.

3. Проявляет слабый интерес и желание охранять природу только при наличии условия или выгоды для себя.

4. Менее эмоционален, умеет видеть красоту природы, но эмоционально не проявляет своего отношения к природе.

5. Не занимается пропагандой, хотя считает, что это необходимо.

6. Оценивает состояние среды лишь по 1-2 показателям. Проявляет озабоченность по поводу отрицательных поступков других, но не может правильно оценить свои поступки.

1. Экологические знания удовлетворительные. Поведение в природе не соответствует известным нормам и правилам.

2. Эпизодическое участие в практической природоохранительной деятельности. Ведущий мотив деятельности – утилитарный.

3. Слабый интерес к природе. Отсутствие желания охранять природу.

4. Неумение видеть красоту природы. Слабая эмоциональная развитость личности.

5. Пропаганда природоохранных идей носит эгоцентристский характер.

6. Оценивает среду лишь с утилитарных эгоцентристских позиций (вредное или полезное для меня). Осуждает только жестокость, непосредственное уничтожение объектов природы.

1. Слабое знание, незнание и несоблюдение норм и правил поведения в природе.

2. Уклонение от практической природоохранительной деятельности. Несформированность мотивов деятельности.

3. Отсутствие интереса к природе и желания её охранять

4. Отсутствие положительных эмоций по отношению к природе, наличие отрицательных эмоций на отдельные объекты природы. Торможение этических и эстетических начал природоощущения.

5. Не пропагандирует идеи охраны природы, считает это лишним, ненужным.

6. Не умеет оценивать среду и деятельность людей в природе.

Уровни экологической ответственности:

1-6 баллов – низкий уровень,

7-12 баллов – ниже среднего,

13-18 баллов – средний,

19-24 –выше среднего,

25-30 –высокий уровень.

1. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75

2. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников // Начальная школа. 1998. № 6. С.63-64.

3. Жестнова Н.С. Состояние экологического воспитания учащихся // Начальная школа. 1989. №10-11.

4. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. - 1989. - № 5. - С.25-27.

5. Климцова Т.А. Экология в начальной школе // Начальная школа. 2000. №6. С.75-76.

6. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // Начальная школа. 1998. №6. С.50-52.

7. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа // Начальная школа. - 1991. - № 5. - С.2-8.

8. Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультативный курс. – М.: Просвещение, 1995.

9. Плешаков А.А. Планета загадок: Факультативный курс. – М.: Просвещение. 1995.


Статья посвящена экологическому образованию обучающихся, способствующему формированию у них экологического сознания и экологической культуры.

Ключевые слова:экологическое образование, воспитание, мышление, экологическая культура, окружающая среда.

В современном мире экологизация образовательного и воспитательного процесса способствует формированию целостной системы экологических знаний, охватывающей все ступени обучения и воспитания обучающихся.

В этой связи необходимо, чтобы специалист любого профиля, деятельность которого прямо или косвенно влияет на состояние природной среды, имел глубокие теоретические экологические знания и определенные практические навыки, знал природоохранное законодательство, умел применять их в повседневной жизни.

По мнению Л. А. Колывановой, Т. М. Носовой, важной задачей экологического образования и воспитания обучающихся, является формирование у них экологического сознания и мышления, а значит — экологической культуры [4].

Экологическое сознание — это есть осознание человеком своей роли на земле, ощущения себя и окружающего мира как единого целого, в то время как экологическое мышление представляет собой глубокое понимание взаимовлияния человека и природы, формирование экологически ориентированного мировоззрения, культуры щадящего отношения к природе [1].

Экологическая культура выражается в готовности к ответственному поведению и деятельности в соответствии с моральным долгом и нормами права. Формирование экологической культуры происходит постепенно, начиная с обычного наблюдения за процессами и закономерностями в природе, обнаруживаются разрушительные тенденции. Возникающее эмоциональное сопереживание и внутренний протест приводят к необходимости действий по изменению ситуации — к экологическим акциям. Именно в них экологическое сознание и мышление приобретают конкретную практическую направленность, что проявляется в виде определенных поступков.

Считая экологические акции узловым моментом в формировании личности, не следует забывать и их общественный смысл. Создавая прецеденты небольшого улучшения ситуации (прецеденты) неравнодушия к экологической проблеме, в обществе побуждается необходимость заниматься этими вопросами в полном объеме и надолго. Позиция, о которой заявляет общественная акция — это позиция большой ответственности. Из нее вытекает потребность в некотором кодексе человека, определившего свою нравственную позицию как экологическое неравнодушие.

Очевидно, что работа по экологическому образованию и воспитанию молодежи в настоящее время относится к одной из важнейших задач любого учебного учреждения.

Для реализации этой задачи необходимо качественное обновление целей, принципов и содержания экологической подготовки, основные элементы которой были бы синтезированы вокруг общих и профессионально значимых знаний и умений, необходимых для решения конкретных практических задач в области охраны окружающей среды (Г. А. Иванов, Криксунов Е. А.; В. Я. Курамшин, Пасечник В. В.) [5].

Ведущими принципами экологического образования и воспитания обучающихся являются:

– всеобщность и непрерывность;

– вертикальная и горизонтальная интеграция формальных и неформальных образовательных и воспитательных структур;

– гибкость, вариантность, проблемность, преемственность обучения и воспитания;

– единство общего и профессионального экологического образования, воспитания;

– связь с требованиями практики;

– учет национальных интересов, культурных и религиозных особенностей;

– гуманизация, ориентация на развитие социально-активной личности экологического сознания, мышления и культуры [6].

Экологическое образование может осуществляться как через экологизацию традиционных дисциплин, так и преподавание специального учебного курса. Но возможно и объединение обоих подходов в смешанной модели. Принципиальное значение придает модульному построению системы экологических знаний.

Первый модуль — базисный, основанный на синтезе экологических знаний высокой степени обобщения.

Второй модуль. На этом уровне изучаемый материал посвящается вопросам рационального природопользования и ориентируется на умение понимать экологическую ситуацию в конкретном регионе, принимать экологически взвешенные решения для улучшения положения, готовить будущего гражданина к бережному отношению к окружающему миру.

Третий модуль — прикладной, включает экологические знания профессионального характера. Знания этого уровня способствуют формированию ответственного отношения специалиста к трудовой деятельности. Выбор методов и средств экологического обучения определяется понятийным составом научных знаний и особенностями рассматриваемых во время занятий экологических проблем.

Система знаний, полученная в результате неформального обучения (использование средств массовой информации, чтение литературы, экскурсии на природу, посещение экомузеев, вечеров, выставок и участие в работе различных организаций по охране природы), позволяет заложить основу формирования экологически грамотной личности обучающихся [3]. При этом объектом изучения являются процессы глобально-планетарного характера, происходящие под влиянием общественного развития.

Экологически ответственное отношение человека к природе связано с восстановлением многих традиционных форм культуры, которым экологичность внутренне присуща, что нашло свое отражение в создании экологических объединений, клубов, общественных организаций.

Благородное стремление общественного движения и средств массовой информации пробудить интерес к экологической проблеме и подтолкнуть широкую общественность на практические действия по защите окружающей среды способствовали лишь осознанию грозящей экологической катастрофы. Но достижения науки в сфере экологии, деятельность правоведов по созданию природоохранных законов до сих пор остаются малоизвестными населению. Не став субъектами, осознающими свое место и роль в природе, граждане пребывают в неведении относительно своих прав и обязанностей в процессе природопользования и как, правило, не чувствуют непосредственной связи между состоянием природной среды и нравственным климатом в обществе. Нравственный аспект природопользования в результате оказался на периферии общественного сознания.

Отсюда становится очевидным необходимость использования методов формального обучения, предусматривающих формирование профессионально значимых знаний и умений в вопросах охраны окружающей среды и предупреждений вредного воздействия ее на человека. При этом широко используются имитационные и ролевые игры.

Имитационная игра делает попытку дать представление о сложном характере проблемы окружающей среды. Игровая ситуация в экологическом образовании может учитывать как широкий спектр самых различных факторов среды, так и ценности, интересы, поведенческие модели, стереотипы конкретных представлений общества (деятелей экономики и промышленности, ученых, представителей власти, жителей различных регионов), деятельность которых может служить как причиной возникновения экологических проблем, так и средством их разрешения.

Действительно, использование ролевых и имитационных игр в процессе обучения способствует углублению знаний, приобретаемых в рамках экологического образования, развивает активную позицию, способствует росту увлеченности и личной заинтересованности, что крайне необходимо, а также облегчает широкое внедрение междисциплинарности.

Экологическое образование школьников и профессиональная экологическая подготовка будущих специалистов, бесспорно, занимают важнейшее место и играют особую роль в процессе формирования экологического сознания и экологической культуры [2]. Специфика объекта экологии, подразумевающая рассмотрение явлений, одновременно включающих различные уровни организма материи, делает ее проблематику принципиально междисциплинарной. Реализация междисциплинарности возможна через курсы биоэкологии, геоэкологии, глобальной экологии, экологии человека, урбоэкологии, природопользования и т. п. Каждый из перечисленных курсов должен иметь свои содержательные особенности.

Таким образом, экологическое образование населения заключается в изучении окружающей среды, решении ее проблем, что определяет естественные жизненные проявления людей о ее органической необходимости.

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, экологическая культура, экологическое образование, экологическое сознание, природная среда, воспитание обучающихся, знание, массовая информация, рациональное природопользование, экологическая проблема.

Человечеству предстоит создать новую культуру взаимоотношений с природой - Экологическую культуру общества. Экологические представления проникают во все сферы научной и общественной жизни, являются фактором, объединяющим мировое сообщество в процессе глобализации. Экология становится лидером научной картины мира, а экологическое образование играет приоритетную и системообразующую роль по отношению к образованию в целом. Изменение научной картины мира принципиально меняет методологию образования на всех уровнях. В прежних научных картинах мира центральное место занимали физические теории: классическая механика - в механической картине мира, квантовая механика - в квантово-полевой картине мира. Сейчас, по выражению многих известных ученых, в том числе И.Пригожина, физики потеряли прерогативу полного описания научной картины мира. Для того, чтобы сохранить высокий уровень фундаментального образования, традиционно присущий российской высшей и средней школе, нужно найти новые подходы к формированию новой научной картины мира - экологической картины мира, и на ее основе новое научное мировоззрение - экологическое мировоззрение.

Нам представляется, что достойным ответом на вызов новых реалий является развитие экологического образования в контексте становления новой научной картины мира. Мировоззренческие и философские аспекты современной научной картины мира опираются на экологическую философию, а методология экологического образования должна определяться экологической педагогикой. С изменением научной картины мира меняется содержание обучения и методика преподавания, а экологизация процесса образования выступает как главное направление гуманизации и фундаментализации любого образовательного процесса. Понимание важности экологического образования сложилось в России только к 80-м годам ХХ века. Большой вклад в этот процесс внесли члены Проблемного совета РАО по экологическому образованию. Являясь его членом с 1991 года, можем отметить следующие характерные черты современного этапа экологического образования: - 1)оно проходит в условиях глобального экологического кризиса; - 2) экологическому образованию соответствует высокий уровень развития экологии и науки об окружающей среде, который отражает современные достижения естественных и гуманитарных наук; развитие научных и педагогических аспектов экологии происходит одновременно, взаимно дополняя друг друга. - 3) мировое сообщество стало гораздо более информированным и активным, что приводит к усилению роли международного сотрудничества в экологическом образовании и позволяет на основе компаративной педагогики выявлять мировые тенденции и специфические особенности развития экологического образования в России.

Экологическая педагогика это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности формирования экологичной личности, характеризующейся экологической воспитанностью, экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением, экологической культурой.

Объектом экологической педагогики является процесс экологического образования. Предмет экологической педагогики -- законы и закономерности экологического образования, в том числе факты, механизмы, закономерности формирования экологичной личности, обладающей экологическими знаниями, умениями, отношениями на основе закона о коэволюционном развитии как оптимальном взаимодействии Человека и изменяемой им природной среды.

Как педагогическая наука экологическая педагогика должна определить методологические подходы к экологическому образованию, то есть разработать теорию экологического образования. Экологическое образование как самостоятельное направление в педагогической теории и практике общеобразовательной школы стало развиваться на рубеже 60 - 70-х гг. и характеризовалось включением экологических и природоохранительных знаний в учебные программы по биологии, географии, природоведения и другие дисциплины. С течением времени целью экологического образования становится не столько формирование экологических знаний, сколько развитие экологической культуры, экологического сознания, эколого-ориентированного мировоззрения. Это особенно актуально в условиях новой парадигмы образования, согласно которой образованию придается приоритетная функция культуры, и гуманистической парадигмы общественного сознания, содержащей идею благоговения перед жизнью как явлением.

Задачами экологической педагогики будут являться: Установление законов и закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее состояние экологического образования , экологической культуры общества; - Разработка методологических подходов и принципов развития экологического образования с целью воспитания экологичной личности. - Разработка объективных методов исследования (экологическая диагностика личности, с выделением критериев и показателей экологической образованности, воспитанности, экологической культуры личности, экологического сознания, экологического мировоззрения, системы шкал), создание учебно-методической базы развития системы непрерывного экологического образования; - Определение интегрирующей и системообразующей роли экологического образования в системе общего образования; - установление закономерности развития региональных систем экологического образования и их интеграция в мировое образовательное пространство, закономерности экологизации среды образовательных учреждений.

Экологическая педагогика руководствуется следующими основными методологическими подходами: коэволюционный ( идеи универсального эволюционизма), цивилизационный, генетический, системный, культурологический, социологический, аксиологический, личностно-ориентированный, деятельностный, контекстный, проблемно-ориентированный, технологический.

Задачами экологического образования являются: 1.Формирование системы экологических знаний и экологической культуры отдельной личности. 2.Формирование системы представлений о мире природы как совокупности конкретных природных объектов. 3.Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества; формирование экологического отношения (положительного, бережного, ответственного, субъектного) к природе. 4.Формирование умений и навыков природосообразного поведения и потребности общения с природой. 5.Формирование навыков природоохранной деятельности. 6.Освоение стратегий и технологий взаимодействия с природной и социальной окружающей средой. 7.Развитие альтернативного и прогностического мышления, экологического сознания, экологической культуры при анализе природных объектов и деятельности в природе. Для решения этих задач экологическая педагогика опирается на следующие принципы: принцип природосообразности Я.А.Коменского, принцип всеобщности предполагает доступность и обязятельность экологического образования, принцип непрерывности и преемственности, системности, принцип интегративности, предполагающий горизонтальную и вертикальную координацию, принцип единства образования и воспитания, так как экологическое сознание не формируется в процессе овладения знаниями. Психолого-педагогические механизмы формирование заниий , умений и навыков и экологического сознания не одинаковы(В.А. Ясвин, С.Д.Дерябо), принцип опережающей функции экологического образования, принцип гибкости и вариативности, принцип культуросообразности, принцип региональности, который предполагает учет национально-культурных, демографических, природных и социально-экономических условий жизни людей, принцип экогуманизма и нравственного экологического империтива (Н.Моисеев).

К настоящему времени в экологической педагогике разработана Теория экологического образования, которая опирается на фундаментальные основания, уже имеет достаточно сложную структуру и характеризуется наличием методологической основы и ведущих принципов, специфических законов и закономерностей, системы научных категорий и понятий, гипотез и фактов. Одной из первых закономерностей экологической педагогики является: переход экологического образования от природоохранного к образованию для устойчивого развития. Вторая закономерность, отражающая усиление интеграционных процессов, проявляющихся во взаимосвязи общего, профессионального и экологического образования, и реализующихся на практике как через экологизацию существующих образовательных программ и образовательных стандартов, так и путем введения в учебные планы специальных предметов экологического содержания. Третьей важной закономерностью является единство содержательной и процессуальной сторон экологического образования, которое обеспечивается единством теоретических и практических составляющих образовательного процесса на основе универсального подхода, определяющего его успешное функционирование. Соотношение классической( традиционной ) педагогики и экологической педагогики можно определить по принципу соответствия Н.Бора. Четвертой закономерностью является формирование и развития региональных систем экологического образования. К закономерностям экологического образования можно также отнести: повышение роли школьных учителей, переход к проблемно-ориентированному и программно-целевому обучению, использование интерактивных и личностно-ориентированных методов обучения, укрепление международного сотрудничества. Экологическая педагогика рассматривает экологическое образование с одной стороны как историческое явление, как непрерывный образовательный процесс и как организационную структуру.

Анализ современного состояния развития теории экологического образования, методологических подходов и принципов, выявленных закономерностей позволяет сформулировать один из законов экологической педагогики - закон приоритетности и системообразующей роли экологического образования в мировом образовательном пространстве. Доказательством справедливости данного закона по мнению профессора Гильмияровой С.Г. является приоритетность экологических проблем в ряду многочисленных проблем современности.

Экологическая педагогика как наука изучающая закономерности развития экологического образования, является предметно-ориентированной педагогикой , так как приобретает ведущую роль в образования в целом, определяя его стратегические цели и ведущие направления, составляет интеллектуальную основу школы будущего. Экологическое образование являясь составной частью общего образования, подчиняется общим педагогическим закономерностям и принципам дидактики. Теория экологического образования вобрала в себя все лучшие достижения педагогики, с свою очередь обогатила мировую педагогическую науку новыми подходами к обучению.

Таким образом, науковедческий анализ показывает, что в настоящее время экологическая педагогика с теорией экологического образования является развитым научным направлением и ведущей отраслью педагогической науки.

Читайте также: