Организационно педагогическая структура школы

Обновлено: 08.07.2024

Организация обучения, на наш взгляд, отвечает критериям непрерывности, уровневости и профильности обучения, обеспечивая реализацию индивидуально-ориентированных учебных планов и образовательных программ.

Из опыта работы школы №1 с. Кожевниково (2002-2004 гг.)

Комментарий. Ниже представлен фрагмент модели многопрофильного межшкольного центра довузовского обучения при средней общеобразовательной школе №1 с. Кожевниково (директор Л.А. Костырева, научный руководитель А.И. Панов).

Модель многопрофильного межшкольного центра довузовского обучения сельских школьников

Цель многопрофильного довузовского обучения сельских школьников состоит в развитии и формировании обучающихся, повышении конкурентоспособности сельских школьников при поступлении в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения.

Целью многопрофильного межшкольного центра довузовского обучения (далее – ММЦДО) является создание благоприятных условий для осуществления обучения, самореализации сельских школьников с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и запросов родителей в условиях депрессивного сельского района.

Принципы построения и функционирования ММЦДО

- вариативность обучения . Предполагает проектирование и осуществление уровней и профилей обучения;

- адекватность уровней и профилей ММЦДО потребностям обучающихся, запросам родителей, заказу органов местного самоуправления, интересам высших профессиональных учреждений;

- профессиональная ориентированность обучения. Ориентирует обучение на выявление профессиональных интересов и намерений, на обеспечение условий для допрофессиональной подготовки и апробации обучающихся. Реализация данного принципа невозможна без создания пространства профессиональных проб;

- интеграция кадровых, материально-технических, финансовых ресурсов школ района. Требует выявления формы ассоциирования и её нормативно-правового представления;

- кооперация с учреждениями высшего профессионального образования. Требует разработки и заключения договоров с учреждениями высшего профессионального образования, преподавателями ВУЗов;

- институциализация ММЦДО как структурного подразделения школы, реализующего программы дополнительного образования.

- непрерывное воспроизводство ситуаций определения и самоопред еления обучающихся;

- адаптивность ММЦДО как средства индивидуализации и социализации обучающихся к непрерывно изменяющейся социальной ситуации их развития и формирования. Адаптивность реализуется через изменение уровней и профилей обучения, состава школ и учреждений высшего профессионального образования;

- жизнетворчество детей и взрослых в рамках коллективных форм организации жизнедеятельности (подельничество, коллективность) в процессе обучения.

Организационно-педагогическая структура ММЦДО

Формами организации обучающихся являются группы постоянного и переменного состава, обеспечивающие реализацию предметно-урочной системы обучения.

Форма организации обучающихся

Группы постоянного состава

Группы переменного состава

Английский язык. Математика. Физика. Химия. История.

Группы постоянного состава

Группы переменного состава

Английский язык. Математика. Физика. Химия. История.

Учебный план ММЦДО

Учебный план является формой представления содержания и времени обучения.

Обучающиеся с учетом своих потребностей, запросов родителей выбирают профиль обучения и набор предметов по свободному выбору.

Формы организации обучающихся

Группы переменного состава

Организация работы ММЦДО

Наполняемость групп не более 40 человек.

Формирование групп постоянного и переменного состава осуществляется на основе заявлений родителей обучающихся или их законных представителей.

Работа групп постоянного состава с целью изучения профилей осуществляется в субботу, групп переменного состава для изучения предметов по свободному выбору - в воскресенье.

Занятия проводятся в соответствие с расписанием.

Подвоз обучающихся организуется силами ММЦДО при наличии ресурсов (школьный автобус, водитель); родителями.

Ресурсное обеспечение ММЦДО

Для проведения занятий используется материально-техническая база школы, при которой создается ММЦДО.

Занятия проводят учителя школ района (на основе конкурсного отбора) и преподаватели ВУЗов.

Финансирование осуществляется по следующим каналам:

- бюджетное финансирования (ассоциирование части часов школьного компонента базисного учебного плана, дополнительное образование школьников);

- платные дополнительные услуги;

Из опыта работы средней школы №1 с. Молчаново (2002-2004 гг.)

Программа опытно-инновационной работы школы №1 с. Молчаново (2003-2004, 2004-2005, 2005-2006 учебные годы )

2. Обоснование темы: новая социальная ситуация развития и формирования детей характеризуется:

- наличием рынка как самоорганизующейся системы хозяйствования и низким уровнем культуры самоопределения и мобильности у работников;

- отсутствием отработанных моделей вариативного обучения, реализующих качественное индивидуально-ориентированное обучение в условиях села;

- повышение конкурентности за бюджетные места в системе среднего и высшего профессионального образования.

Истинный гуманизм педагогической практики заключается в максимальном сохранении и развитии индивидуальности ребенка. Школа призвана создать условия для непрерывного определения и самоопределения детей в ситуациях предметного, социального, нравственного, допрофессионального выбора.

Особое внимание в условиях социальной реконструкции должно быть уделено развитию и формированию эмоционально-волевой сферы на основе осуществления глубокой учебной и жизненной мотивации детей. Только обладая волей, порожденной гармоничным сочетанием личностного мотива и гражданского долга, ребенок способен к успешному проектированию и осуществлению своего жизненного пути.

Сегодня существует противоречие между локальными инновациями в школе и необходимостью создания педагогической практики на основе содержательного, технологического и организационного единства. Поэтому поиск путей и способов построения вариативной системы, обеспечивающей качественное индивидуально-ориентированное обучение в условиях села, представляет собой важную проблему .

3. Объект ОИР: образовательная система сельской школы.

4. Предмет ОИР: условия построения, функционирования и развития вариативной системы, обеспечивающей качественное индивидуально-ориентированное обучение в условиях села.

5. Цель ОИР: выявить комплекс дидактических условий функционирования и развития вариативной системы, обеспечивающий качественное индивидуально-ориентированное обучение в условиях села.

6. Основные идеи ОИР. Основными идеями являются:

- идея индивидуализации содержания обучения (уровневость, профильность);

- идея реализации деятельностного подхода в развитии и формировании детей;

- идея вариативности образовательного процесса как условие реализации индивидуальных образовательных программ;

- идея интеграции различных педагогических технологий в работе школы, каждого учителя.

Гипотеза: если образовательная система будет построена и будет функционировать на основе предложенных идей, то произойдет повышение качества индивидуально-ориентированного обучения детей в условиях села.

1). Разработка концепции системы вариативного обучения в сельской школе, удаленной от культурно-образовательных центров.

2). Разработать и реализовать модель системы вариативного обучения в сельской школе, удаленной от культурно-образовательных центров.

3). Выявить состав и формы организации содержания образования, адекватные концепции и модели школы вариативного обучения (учебные предметы, интегрированные курсы, межпредметные образовательные программы, циклы, комплексы, элективные курсы, факультативные курсы).

4) Разработать и реализовать организационную структуру, обеспечивающую индивидуально-ориетированное профильное, уровневое, ускоренное обучения.

5). Выявить и реализовать пространство различных видов деятельности, способствующих гармоничному развитию каждого ребенка.

6). Разработать и реализовать систему определения и самоопределения сельских школьников на основе повышения их социально психологической культуры, овладения методиками и техниками самореализации.

7). Осуществить оценку эффективности ОИР работы.

8. Условия проведения ОЭР:

необходимые в начале эксперимента:

- наличие исходных концептуальных представлений, модели сельской школы, учебного плана и адекватного им программно-методического обеспечения;

- наличие исходного уровня психолого-педагогической культуры ОИР у членов педагогического коллектива;

- наличие у большинства членов коллектива положительного отношения к целям, идеям, задачам ОИР и понимание их;

- наличие исходных следующих опытно-инновационных разработок: концепции школы вариативного обучения в современных социо-культурных и экономических условиях села; модели школы вариативного обучения, обеспечивающей реализацию всех форм профилизации – уровневой, профильной, по темпу; рабочего учебного плана, обеспечивающего вариативность обучения, его индивидуально-ориентированный характер; программ новых учебных предметов, элективных и факультативных курсов в 1 - 11 классах; методик работы с учащимися, имеющими комплекс трудностей в усвоении содержания обучения; программ работы социального педагога; программ работы школьного психолога;

необходимые по ходу:

- создание системы повышения педагогической культуры участников образовательного процесса;

- разработка механизма оперативного привнесения в педагогическую систему нового содержания и организации обучения без нарушения общей концепции школы (переход на учебный план, обеспечивающий возможность построения индивидуальных образовательных программ, изменение организации образования - использование мобильных групп, гимназических и профессионально-ориентированных классов, система воспитательной работы и др.).

9. Используемые методы и методики исследования в режиме ОИР:

- метод экспертных оценок (независимые характеристики, педконсилиумы и др.);

- тестовые задания по различным направлениям развития и формирования детей.

10. Этапы эксперимента в режиме ОИР:

I этап - 2003-2004 уч.год.

1) Разработка и реализация исходной концепции, модели, учебного плана и других опытно-инновационных материалов.

2). Осуществление исходной содержательной проблематизации и мотивации педколлектива.

3). Формирование и запуск системы ОИР в школе.

4). Разработка организационно-педагогической структуры школы, обеспечивающей профильную и уровневую дифференциацию.

5). Разработка учебного плана, режима и формирование исходного программно-методического обеспечения.

6). Выявление и реализация пространства различных видов деятельности, способствующих максимальному развитию и формированию детей.

7). Разработка программно-методического обеспечения профильного и уровневого обучения.

8). Разработка и реализация системы определения и самоопределения школьников.

9). Разработка и запуск программы изучения и оценки развития педагогической практики в условиях ОИР.

10). Проект развития экспериментальной базы.

Ожидаемые результаты I этапа:

теоретические (исходные для всего эксперимента):

а) концепция вариативной сельской школы;

б) модель вариативной сельской школы (дидактическая система, воспитательная система, система обеспечения деятельности);

в) Устав сельской школы вариативного обучения;

г) учебный план и режим деятельности школы, обеспечивающие возможность проектирования и реализации индивидуально-ориентированного обучения;

д) пакет исходного программно-методического обеспечения (учебные программы, методические материалы);

е) система повышения психолого-педагогической культуры субъектов образовательного процесса;

Примечание. Термины, принятые в приложении 1, означают:

организационно-педагогическая структура - соотношение количества потоков I-IV, V-VIII и IX-XI классов; например 1:2:0 означает, что в школе имеется один поток I-IV классов, два потока V-VIII классов и нет IX-XI классов;

класс - структурная единица школы (группа учащихся одного года обучения);

классные помещения - классные комнаты и учебные кабинеты (специализированные по учебным предметам классные комнаты).

Читайте также: