Кто и каким образом мог стать императором в византии кратко

Обновлено: 06.07.2024

– начало раздельного управления империей при Диоклетиане (конец

– империя времен Констанция II и превращение Константинополя в полноправную столицу (середина IV в.);

– разделение империи в 395 г.;

– упадок и гибель Западной империи (середина V в.– 476 г.);

– правление императора Юстиниана I (середина VI в.);

– эпоха после войн Ираклия I с персами и арабами (середина VII в.).

В 284 г. нашей эры престолом Римской империи овладел иллириец Диокл, принявший тронное имя Диоклетиана (284 – 305). Ему удалось обуздать кризис, терзавший обширное государство с середины III в., и фактически спасти империю от полного распада, проведя реформы основных сфер жизни страны.

Однако мероприятия Диоклетиана не привели к окончательному улучшению. Ко времени вступления в 306 г. на трон Константина, позднее прозванного Великим, держава римлян вступила в очередную полосу упадка. Система диоклетиановой тетрархии (когда государством управляли два старших императора с титулами августов и два младших – цезари) не оправдала себя. Правители не ладили друг с другом, огромная империя в который раз стала ареной разорительных гражданских войн. К началу двадцатых годов IV столетия Константину удалось победить соперников и остаться единодержавным властелином. Финансово-экономические и административные мероприятия Константина позволили стабилизировать положение государства, по крайней мере, до конца IV в.

Тот Рим, эпохи домината, не был похож на Рим первых августов или великих Антонинов, и не последнюю роль в этом сыграло изменение экономических факторов античного общества.

Все большую и большую роль в жизни страны (в основном на западе) начинают играть варвары-германцы. Уже с середины IV в. большая часть армии Запада и значительная – Востока комплектовалась не из римских свободных граждан, а из варваров-федератов, подчинявшихся римским властям до поры до времени. В 377 г. среди вестготских федератов Мизии вспыхнуло восстание. В августе 378 г. в битве при Адрианополе восточноримское войско потерпело от вестготов сокрушительное поражение, в бою погиб император Валент II.

Августом Востока стал военачальник Феодосий. Титул августа даровал ему император Запада Грациан. Через некоторое время Грациан пал под мечами взбунтовавшихся солдат, и Феодосий Великий, взяв в соправители малолетнего брата Грациана, Валентиниана II, остался фактически самодержцем. Феодосий сумел усмирить вестготов, отразить набеги других варваров и победить в тяжелых гражданских войнах с узурпаторами. Однако после смерти Феодосия в государстве произошел раскол. Дело вовсе не в разделе власти между Аркадием и Гонорием – подобное было привычным, – а в том, что с той поры Запад и Восток, давно осознававшие свое экономическое и культурное различие, стали стремительно отдаляться друг от друга. Их отношения стали напоминать (при формальном сохранении единства) отношения враждующих государств. Так началась Византия.

По завещанию Феодосия Великого к Византии после 395 г. отошли наиболее развитые территории: Балканы, владения Рима в Малой Азии, Месопотамии, Армении, Южном Крыму, Египет, Сирия, Палестина и часть Северной Африки. С начала V в. под власть ее императоров окончательно попали Иллирик и Далмация. Империя была многоэтнической, но ядро ее населения составляли греки, греческий и был ее основным (а с конца VI в. и государственным) языком. Отстояв свои владения от нашествия варваров в V в., Византия выжила и просуществовала, непрерывно изменяясь, более тысячи лет, оставшись уникальным явлением евразийской цивилизации.

В данной книге основная часть повествования начинается с императора Аркадия (об императорах Востока до Аркадия и Запада от Гонория до Ромула Августула читатель может узнать из [234]).

С середины VII столетия в плане административного устройства Византия начала отходить от принципов римской диоклетиановой системы, основанной на разделении военной, гражданской и судебной власти. Это было связано с началом становления фемного строя. Со временем вся территория империи была разделена на новые административные единицы – фемы. Во главе каждой фемы стоял стратиг, который осуществлял гражданское управление и командовал фемным войском. Основой армии стали крестьяне-стратиоты, получавшие от государства землю на условии несения воинской службы. При этом сохранилась главная особенность Византии, всегда отличавшая ее от стран христианской Европы,– централизованное управление государством и сильная императорская власть. Вопрос о генезисе фемного строя сложен, скорее всего, первые нововведения относятся к правлению императора Ираклия I, а окончательное оформление произошло в середине и конце VIII в., при императорах Сирийской (Исаврийской) династии.

При императорах Македонской династии (867 – 1028) Византия достигает своего второго расцвета.

С начала X в. намечаются первые признаки распада фемного строя. Все больше стратиотов разоряется, их земли попадают в руки крупных землевладельцев – динатов. Репрессивные меры, принимаемые императорами против динатов в X – начале XI в.,не принесли ожидаемых плодов. В середине XI в. империя снова попала в полосу сильнейшего кризиса. Государство сотрясали мятежи, трон империи переходил от узурпатора к узурпатору, ее территория сократилась. В 1071 г. в битве при Манцикерте (в Армении) ромеи потерпели сильнейшее поражение от турок-сельджуков; тогда же норманны захватили остатки италийских владений Константинополя. Лишь с приходом к власти новой династии Комнинов (1081 – 1185) наступила относительная стабилизация.

К концу XII столетия потенциал реформ Комнинов иссяк. Империя пыталась удержать за собой позицию мировой державы, но теперь – впервые! -страны Запада начинают явно превосходить ее по уровню развития. Вековая империя становится не в состоянии конкурировать с феодализмом западного типа. В 1204 г. Константинополь был взят штурмом католическими рыцарями – участниками IV крестового похода. Однако Византия не погибла. Оправившись от удара, она сумела возродиться на уцелевших от латинского завоевания малоазиатских землях. В 1261 г. Константинополь и Фракия были возвращены под власть империи Михаилом VIII Палеологом – основателем последней ее династии. Но история Византии Палеологов – это история агонии страны. Окруженная врагами со всех сторон, ослабленная гражданскими войнами, Византия гибнет. 29 мая 14S3 г. войска турецкого султана Мехмеда II овладели Константинополем. Спустя пять – десять лет под властью турок-османов оказались остатки ее земель. Византии не стало.

В плане культурном империю отличало еще большее своеобразие. Будучи христианской страной, Византия никогда не забывала антично-эллинистических традиций. Разветвленный бюрократический аппарат требовал массы грамотных людей, что обусловило невиданный размах светского образования. В те годы, когда Запад пребывал в невежестве, ромеи зачитывались древними классиками литературы, спорили о философии Платона и Аристотеля. В Константинополе с 425 г. существовал университет, работали первоклассные по тому времени больницы. Архитектура и математика, естественные науки и философия – все это сохранялось благодаря высокому уровню материального производства, традициям и уважительному отношению к учености. Купцы империи плавали в Индию и на Цейлон, достигали Малаккского полуострова и Китая. Греческие врачи не только комментировали Гиппократа и Галена, но и успешно привносили новое в античное наследие.

Византийские императоры

Кто бы ни занимал престол, этикет византийского двора не знал себе равных по торжественности и сложности 7 . Местом пребывания императора и его семьи был, как правило, Большой императорский дворец – комплекс зданий в центре Константинополя. Во времена последних Комнинов Большой дворец обветшал, и василевсы переехали во Влахернский.

Любой выход государя строго регламентировался правилами. Каждая церемония с участием императора была расписана до мельчайших подробностей. И конечно, с великой торжественностью обставлялось вступление на трон нового царя.

Важная роль церкви в ритуале коронации была не случайной, а диктовалась особыми отношениями светской и духовной власти Империи ромеев.

Провозглашение симфонии официальной доктриной вовсе не означало непременного осуществления этого идеала на практике. Бывали императоры, всецело подчинявшие себе церковь (Юстиниан Великий, Василий II), и бывали такие патриархи, которые считали себя вправе руководить императорами (Николай Мистик, Михаил Кируларий).

Константинополь

Столицей империи почти все время ее существования, за исключением периода с 1204 по 1261 г., был Константинополь – один из крупнейших городов античности и раннего средневековья. Для большинства византийцев (да и иноземцев) империя – это в первую очередь Константинополь, город был ее символом, такой же святыней, как императорская власть или православная церковь 10 . Город имеет древнюю историю, но под другим названием – Византии.

В 658 г. до н.э. жители греческих Мегар, следуя велению дельфийского оракула, основали на западном берегу пролива Босфор свою колонию – Византий. Город, построенный на пересечении торговых путей с Запада на Восток, быстро разбогател и приобрел известность и славу.

В 515 г. до н.э. персидский царь Дарий захватил Византий и сделал его своей крепостью. После битвы при Платеях (26 сентября 479 г. до н.э.), когда греки разбили персидского полководца Мардония, персы навсегда оставили город.

Византий принимал самое активное участие в греческой политике. Византийцы были союзниками афинян в Пелопоннесской войне, по причине чего город подвергался неоднократным осадам спартанцев.

Существуя по соседству с могущественными державами античности, Византий все-таки умудрялся сохранять относительную автономию, умело играя на внешнеполитических интересах окружающих государств. Когда восточное Средиземноморье стало привлекать внимание растущего Рима, город безоговорочно стал на его сторону и поддерживал – сначала Республику, а затем и Империю – в войнах с Филиппом V Македонским, Селевкидами, царями Пергама, Парфии и Понта. Номинально свободу город потерял при Веспасиане, включившем Византий в состав владений Рима, но и тут сохранил за собой немало привилегий.

В эпоху Византийской империи город имел мировую известность. Не случайно с даты падения Константинополя многие историки отсчитывают конец средних веков.

Особенностью устройства государственной власти в Византийской империи было то, что императором, по сути, мог стать любой человек, даже самого простого происхождения и низкого материального достатка. Согласно существующим традициям именно народ и сенат (синклит) выбирал императором самого достойного представителя. Поэтому императоров могли свергать даже народные массы, в случае недовольства его правлением. Однако на практике императоров чаще всего смещали с поста знатные слои населения, в результате различных дворцовых переворотов.

Кто бы ни занимал престол, этикет византийского двора не знал себе равных по торжественности и сложности 1. Местом пребывания императора и его семьи был, как правило, Большой императорский дворец - комплекс зданий в центре Константинополя. Во времена последних Комнинов Большой дворец обветшал, и василевсы переехали во Влахернский.

Любой выход государя строго регламентировался правилами. Каждая церемония с участием императора была расписана до мельчайших подробностей. И конечно, с великой торжественностью обставлялось вступление на трон нового царя.

Сам обряд провозглашения с течением веков не оставался неизменным. В ранней Византии коронация носила светский характер, официально императора ромеев избирал синклит, но решающую роль играло при этом войско. Церемония коронации совершалась в окружении отборных частей, кандидата в императоры поднимали на большом щите и показывали солдатам. При этом на голову провозглашаемого возлагалась шейная цепь офицера-кампидуктора (torques). Раздавались выкрики: "Такой-то, ты побеждаешь (tu vincas)!" Новый император раздавал солдатам донатив - денежный подарок.

С 457 г. в коронации начал принимать участие константинопольский патриарх (см. "Лев I"). Позже участие церкви в коронации стало более активным. Церемония поднятия на щите отошла на второй план (по мнению Г. Острогорского [187], с VIII в. вообще исчезла). Ритуал провозглашения усложнился и стал начинаться в палатах Большого дворца. После нескольких переодеваний и приветствий придворных и членов синклита кандидат входил в митаторий - пристройку к храму св. Софии, где облачался в парадные одежды: дивитисий (род туники) и цицакий (разновидность плаща - хламиды). Затем он вступал в храм, проходил к солее, молился и вступал на амвон. Патриарх читал молитву над пурпурной хламидой и надевал ее на императора. Затем из алтаря выносили венец, и патриарх возлагал его на голову новоиспеченного василевса. После этого начинались славословия "димов" - представителей народа. Император сходил с амвона, возвращался в митаторий и принимал там поклонение членов синклита.

Несколько иначе было обставлено провозглашение "младшего" императора-соправителя (…). Тогда корону и хламиду возлагал старший император - принимая, правда, их из рук патриарха.

Важная роль церкви в ритуале коронации была не случайной, а диктовалась особыми отношениями светской и духовной власти Империи ромеев.

В плане политическом идеалом отношений царя ромеев и православной церкви, в основном сложившимся к середине VI в. и продержавшимся до падения империи, была симфония - "согласие". Симфония заключалась в признании равноправия и сотрудничества светской и духовной властей. "Если епископ оказывает повиновение распоряжениям императора, то не как епископ, власть которого, как епископа, проистекала бы от императорской власти, а как подданный, как член государства, обязанный оказывать повиновение Богом поставленной над ним предержащей власти; равным образом, когда и император подчиняется определениям священников, то не потому, что он носит титло священника и его императорская власть проистекает от их власти, а потому, что они священники Божии, служители открытой Богом веры, следовательно - как член церкви, ищущий, подобно прочим людям, своего спасения в духовном царстве Божием" [151, с. 20]. В предисловии к одной из своих новелл император Юстиниан I писал: "Всевышняя благость сообщила человечеству два величайших дара - священство и царство; то [первое] заботится об угождении Богу, а это [второе] - о прочих предметах человеческих. Оба же, проистекая из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни. Поэтому нет важнейшей заботы для государей, как благоустроение священства, которое, со своей стороны, служит им молитвой о них Богу. Когда и церковь со всех сторон благоустроена, и государственное управление движется твердо и путем законов направляет жизнь народов к истинному благу, то возникает добрый и благотворный союз церкви и государства, столь вожделенный для человечества" [151, с. 24].

Византия не знала такой ожесточенной борьбы государей и церкви за власть, какая царила на католическом Западе на протяжении почти всего средневековья. Однако если император нарушал требования симфонии и давал тем самым повод обвинять себя в неправославии, это могло послужить идеологическим знаменем его противникам, "ибо царство и церковь находятся в теснейшем союзе, и . невозможно отделить их друг от друга. Тех только царей отвергают христиане, которые были еретиками, неистовствовали против церкви и вводили развращающие догматы, чуждые апостольского и отеческого учения" (патриарх Антоний IV, [182, с. 304]).

Провозглашение симфонии официальной доктриной вовсе не означало непременного осуществления этого идеала на практике. Бывали императоры, всецело подчинявшие себе церковь (Юстиниан Великий, Василий II), и бывали такие патриархи, которые считали себя вправе руководить императорами (Николай Мистик, Михаил Кируларий).

Со временем блеск империи угас, но авторитет ее церкви среди православных оставался непререкаемым, и императоры Византии, пусть номинально, считались их повелителями. В конце XIV в. патриарх Антоний IV писал великому князю московскому Василию Дмитриевичу: "Хотя по Божьему попущению неверные и стеснили власть царя и пределы империи, однако же и до сего дня царь поставляется церковью по тому же самому чину и с теми же молитвами [как и прежде], и до сего дня он помазуется великим миром и поставляется царем и автократором всех ромеев, т. е. христиан" [151, с. 6].

Дашков С.Б. Императоры Византии. – М., 1997, с. 19-22.

1. Отношение к этому было неоднозначным у самих ромеев. "Я полагаю, — писал еще в V в. Синесий, — что ничто и никогда не причиняло Римской империи такого вреда, как та театральная пышность, окружающая фигуру императора, которая втайне подготавливается священнослужителями и выставляет нас в варварском облике" [77, с. 345].

2. По мнению Г. Острогорского. Иногда полагают, что обряд миропомазания появился в Византии значительно раньше.

3. При провозглашении последнего императора Константина XII Палеолога на изготовление щита была использована последняя серебряная дверь Большого дворца.

[59] Никита Хониат. Никиты Хониата история, начинающаяся с царствования Иоанна Комнина / Пер. под. ред. В.И. Долоцког (1 т) и И.В. Чильцова (2 т) / ВИПДА, СПб, 1860-1862.

[187] Острогорский Г.А. Эволюция византийского обряда коронования // Византия, южные славяне, Древняя Русь, Западная Европа. Сб. статей в честь В.Н. Лазарева. М., 1973.

[151] Курганов Ф.А. Византийский идеал царя и царства и вытекающие отсюда, по сравнению с идеалом церкви, отношения между церковной и гражданской властью. Казань, 1881.

[182] Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Париж, 1990.

[77] Сметанин В.А. Перечень изданий поздне-византийских писем с 1502 по 1917 г. АДСВ. Вып. 6. 1969.

В состав Византии входила восточная часть Римской империи. Территорию государства можно условно поделить на три крупных области: европейскую (Балканский полуостров), азиатскую (полуостров Малая Азия и Ближний Восток) и африканскую (Египет). Позже, в процессе дальнейших завоеваний, границы Византийской империи были расширены (в состав вошли почти вся Северная Африка, Апеннинский полуостров и южная часть Пиренейского полуострова).

Основными народами, заселявшими империю, были греки, сирийцы, армяне, грузины, евреи и другие. Однако большую часть населения составляли именно греки. Этот факт имел огромное влияние на дальнейшее развитие государства. Официальным языком Византии стал греческий, а не латынь, как было во времена Римской империи.

2. Объясните, какое значение имели решения Константина Великого и Феодосия I прекратить гонения на христиан, а затем провозгласить христианство государственной религией Римской империи.

Император Константин Великий в 313 г. официально прекратил гонения против христиан, а вскоре христианство стало государственной верой, т.е. главной на территории Римской империи. Теперь римские власти оказывали ей всяческую поддержку и преследовали уже тех, кто не признавал новую религию или выступал против неё (в первую очередь язычников). Окончательно язычество было запрещено в 391 г. императором Феодосием І. Тем самым христианская церковь избавилась от своего главного конкурента.

Diagram Description automatically generated

4. Для чего созывались Вселенские церковные соборы? Какие решения они принимали?

Вселенские церковные соборы созывались для того, чтобы решить важнейшие проблемы церковной жизни или христианского вероучения. Именно на них решалось, что в религии считать истинным, а что – ложным. Те положения, которые получили одобрение, назывались догматами. Самые важные догматы были изложены в Символе веры. Он был составлен на Первом Вселенском соборе в Никее (созывался в 325 г.) и на Втором Вселенском соборе – в Константинополе (созывался в 381 г.). Мнения и взгляды, которые не получили поддержку на соборах были объявлены ересями, т.е. такими, которые вредят религии и церкви. Сторонников таких учений назывались еретиками. Они объявлялись преступниками и подвергались различным преследованиям.

5. Кто и каким образом мог стать императором в Византии?

В Византийской империи императором, по сути, мог стать любой человек. Нередко к власти приходили люди простого происхождения или даже бедные. Существовала традиция, что именно народ и сенат (синклит) выбирал императором самого достойного гражданина. И они же могли его свергнуть, если правление их не устраивало. Чаще всего византийская знать устраивала дворцовые перевороты. Однако бывало и такое, что народ поднимал вооруженное восстание и устранял неугодного им императора.

6. Обсудите, насколько могущественными были византийские императоры и ограничивало ли что-либо их власть. *Чем она отличалась от власти императоров времён величия Рима?

С одной стороны, византийский император имел огромную власть. Он считался самодержцем, т.е. полновластным правителем. Его решения были законом и никем не обсуждались. Он назначал государственных служащих, мог объявить войну или заключить мир. Однако существовали определенные традиции и порядки, которые ограничивали его власть. Прежде всего император должен был всегда советовался о важнейших делах с синклитом и высшим духовенством (в первую очередь, с патриархом Константинопольским). Также императора могли в любой момент свергнуть с престола и убить его же ближайшее окружение. Постоянные дворцовые перевороты в Византии стали нормой.

Власть византийских императоров имела много общего с римскими. Например, в Риме существовал сенат, а в Византии – синклит. Однако были определенные различия. На отличие от Византии, большинство римских гражданин не могли занять императорский престол. В Римской империи власть чаще всего передавалась именно по наследству. Существовали целые династии правителей: Юлиев-Клавдиев, Флавиев, Антонинов и т.п. А в Византии императором мог стать практически любой житель империи.

І раздел

Раннее Средневековье

Глава 1. В центре Ойкумены

Параграф 2. Расцвет Византии

Стр. 15

В каких случаях о стране говорят, что она достигла расцвета?

Если говорят, что страна достигла своего расцвета, высшей точки своего существования, то прежде всего имеют ввиду территорию, экономику и культурное развитие. Территория государства, чаще всего благодаря завоевательным походам, достигает наибольших размеров. Экономика и связанный с ней уровень жизни населения находятся на относительно высоком и стабильном уровне. Культура характеризуется наличием различных достижений и даже шедевров (например, строятся уникальные архитектурные сооружения, создаются памятники литературы и т.п.).

В чём выразился расцвет Византии в VI в.?

Расцвет Византии, который обычно датируют периодом правления императора Юстиниана І (527 – 565 гг.) выражается: во-первых, в территориальном расширении государства (площадь империи достигла максимальных размеров и почти сравнялась с бывшей Римской империей); во-вторых, в написании наиболее полного собрания законов (многие его положения действуют и по сей день в различных странах); в-третьих, в строительстве крупнейшего на то время христианского собора – храма святой Софии (современники и потомки называли его новым чудом света).


Коронация императора Византии (στέψιμον, либо stepsimon или στεφάνωσις или stephanosis ) является символическим актом, по случаю вступления на престол императора Византии . Церемония восходит к римским традициям избрания Сенатом или одобрения армией. Постепенно он превращается в сложный ритуал. Это стандартизирует начало византийской эпохи, в V - го и VI - го века, с появлением нового государя к народу и армии в Константинопольском ипподроме , где он был коронован и признание. Кроме того, решающее значение приобретает религиозность акта в присутствии Константинопольского Патриарха . Таким образом, с VII - го века , венчающим происходит в церкви, как правило , в Святой Софии , главного культового сооружения в Константинополе . После VIII - го века , ритуал часть времени и больше никаких изменений на полях. Помазание , появились в начале XIII - го века , главная новинка вписывающаяся церемонии, вероятно , под влиянием практики Западной Европы. Точно так же в 1250-х годах возвышение на бастион снова стало обычной практикой.

Резюме

У истоков: римская традиция

Восхождение на римский престол никогда не было предметом точно описанного церемониала. Со времен Августа императорский пост считается выборным. Императора выбирают римский народ , сенат и армия , чтобы определить наиболее подходящего. Тем не менее практика часто отмежевывается от этой теории.

Несколько императоров назначили своих преемников, будь то кровные родственники или усыновленные. Тем не менее династический принцип никогда не являлся правилом имперской преемственности. Следовательно, узурпаторы могут иметь законное право претендовать на трон, поскольку их поддерживает армия или народ. Поэтому историки назвали римский имперский режим абсолютизмом, смягченным правом на революцию.

Восточная Римская империя обладает этими фундаментальными характеристиками. В первые века двенадцать императоров происходили из рядов армии против девяти из императорской семьи, находившейся у власти. С VII - го века , сдвиг появляется с прогрессивным утверждением династического принципа, воплощенного в porphyrogenita (родился в фиолетовый), термин , описывающий ребенка царствующего императора. Македонская династия действительно установлена основательность династического принципа, который сохранялся под Комнина и, прежде всего, под Paleologians .

Выборы и приветствия под Римской империей

В отсутствие четко установленного процесса наследования нет фактической церемонии коронации. Постоянно только одобрение Сената, армии и народа. При принципате этот ритуал часто повторяется ежегодно в годовщину вступления императора на высшую должность. На протяжении веков акт аккламации все более и более формализовался, оставаясь при этом основополагающим аспектом легитимности суверена.

Во время принципата приход к власти также включает в себя дарение императорских знаков отличия, в основном генеральского плаща ( paludamentum или хламида ) пурпурного цвета. От Клавдия император обычно жертвует солдатам, природа которых колеблется между наградой и формой порчи. После Константина Великого (306-337) диадема стала элементом идентификации монарха, вдохновленным восточной традицией. Однако никакой церемонии коронации как таковой не принято. Во время Доминирования прибытие императора-победителя принимает вид празднования легитимности государя, хотя событие может происходить несколько раз во время правления.

Первым случаем такой церемонии является приветствие Юлиана в 361 году. Солдаты поднимают его на бастион, а затем провозглашают его Августом и венчают его заклинанием на уровне шеи вместо тиары. Эта традиция заимствована у немецких народов и продолжается среди военных узурпаторов до Фоки , прежде чем предаться забвению. Другая церемония - это церемония Валентиниана I в Анкире в 364 году. Избранный генералами, он одет в императорскую одежду и диадему, прежде чем солдаты провозгласят его Августом. Затем он обращается к ним, обещая им важные пожертвования. Эта церемония повторилась три года спустя, когда Валентиниен короновал своего сына Гратьена .

Первый век Византия ( V - го и VI - го века)

Первой описанной церемонией коронации Византийской империи является церемония коронации Льва I в 457 году. Церемония коронации его преемников ( Лев II , Анастасий I , Юстин I и Юстиниан ) была скопирована в De Ceremoniis императора Константина VII , основанного на сочинения Пьера ле Патриса . Это из Юстина II , который стал императором в 565, было описано с большой точностью по Кориппам в De laudibus Iustini Минорис .

В первые дни Империи, когда верховный пост был вакантным, назначение нового императора выпадало на долю главных чиновников двора. Этот ограниченный круг охватывает, в частности, magister officiorum и excobitorum в связи с Сенатом, который объединяет высшие фигуры Империи, имеющие ранг vir illustris . В случае назначения Анастасий I эр , эта элита остаткам на вдовствующей императрицы, Элия Ариадны . В любом случае их выбор должен быть принят армией палатинских полков, и процесс завершится одобрением населения, как правило, на ипподроме Константинополя. Соправители назначаются действующими императорами, консультации с Сенатом не являются обязательными.

Венец Leon I эр происходит в Константинополе, в соответствии с местом , близкой к Valentinien. Его увенчивает своего рода крутящий момент кампидуктором, затем поднимаются флаги, и солдаты приветствуют Леона, как Августа. Затем он одевается в императорскую тогу, затем диадема получает копье и щит, и сановники приходят, чтобы воздать ему должное ( прокинезе ) в соответствии с порядком протокола. В отличие от валентинианской церемонии, которая носит чисто военный характер, церемония Леона имеет гражданское измерение. Сенат утверждает кандидатуру, а затем император получает корону. Патриарх Константинопольский Анатоль присутствует, но не играет никакой роли, в отличие от своих преемников. Если коронация Жюльена с помощью крутящего момента была в значительной степени продиктована обстоятельствами, ритуал институционализируется с Леоном, предшествуя коронации как таковой. После этого Леон идет в Софийский собор, где кладет свою корону на алтарь. Там патриарх снова надевает его на голову.

Вслед за Леоном все его преемники коронованы на ипподроме, в отличие от Юстиниана, который получает украшение в Большом дворце .

Аплодисменты на ипподроме


После избрания Сенатом новый император переходит из Большого дворца в кафизму , место, отведенное для него на ипподроме, в компании патриарха и других высокопоставленных лиц. В ситуации коронации соправителя император призывает магистра официорума и патриархов ввести нового соправителя, который затем может сесть слева от суверена, а патриарх - справа. Император одет в одежду, доходящую до колен, диветезию , богато украшенную и удерживаемую поясом, инкрустированным драгоценными камнями, зонарин , дополненный малиновыми чулками и сандалиями малинового цвета ( кампагия ), нашитыми на золотом.

Возвышение на бастион

Императора обычно поднимают на бастион и увенчивают кампидуктором , после чего следует поднятие военных знамен и возгласы. Так отмечают Hypace во время восстания против Ники . Во время преемственности Анастасия один из кандидатов, Жан, был поставлен на щит экскубитами, но отвергнут фракцией синих, которая забросала его камнями. Точно так же Палатин Шоул пытается отдать предпочтение своему любимцу, подбадривая его, пока он стоит на столе, но его быстро убивают эксубиты.

Использование тиары

Среди императорской одежды мы находим длинную пурпурную тогу, доходящую до щиколоток, в сопровождении таблиона . Лучшее изображение императорского пурпура находится на мозаике Юстиниана в базилике Сан-Витале в Равенне . Одевшись в этот набор, император слушает молитву патриарха, прежде чем получить тиару, форма которой со временем менялась. Когда соправитель коронован самим сувереном, это последний возлагает диадему на свою голову, в противном случае за ней ухаживает патриарх.

Акламация и имперский адрес

Затем новый император возвращается в кафизму и, вооруженный копьем и мечом, провозглашается населением Августом . В отличие от Льва I - го , следующие императоры получить аккламации после формальной коронации патриархом , а не после возвышения на щите.

Затем сановник ( libellensis ) обращается к толпе и армии от имени императора, обещая им пожертвования. Сумма осталась той же от Жюльена, то есть пять золотых и фунт серебра на каждого человека.

Промежуточный период: VII - го века до XII - го века

В течение этих столетий обряд все больше и больше перемещается в церквях, в то время как формализация увеличивается, и церковный обряд становится преобладающим. Фока - первый император, коронованный в церкви в 602 году патриархом Константинопольским Сириаком в церкви Сен-Жан в Эеквенсе , недалеко от Константинополя. В 610 году его преемник, Ираклий , был коронован в церкви Сен-Филипп, рядом с императорским дворцом, затем он короновал своего сына Гераклона как соправителя в церкви Сент-Этьен во дворце Дафны . От Константина II церемония перемещается в Собор Святой Софии, за исключением соправителей, часто коронованных в Большом дворце или даже на ипподроме, таких как Константин VI . Что касается императриц, то их часто короновали одновременно с мужьями. В противном случае они находятся в залах Большого дворца или в церкви Сент-Этьен в Дафне.

Торжественный в VII - й и VIII - го века, неизвестно , потому что описание не сохранилось. Тем не менее, в конце VIII - го века церковного Обряд приобретает все большее значение. Мы должны дождаться Церемонии Константина VII, чтобы узнать подробности коронации. Возвышенности на бастион больше нет, и эта практика, кажется, исчезла, по крайней мере, со времен Фоки. Последний был поднят на щит повстанческой армией, но этот момент не является коронацией как таковой. Для Константина VII эта практика предназначена только для хазар .

Император одет в скарамангион и сагион и начинает процессию через зал Августа в Большой дворец в сопровождении евнухов императорского покоя, кубикулярного, во главе с предлогом. В комнате Оноподиона патрицы ждут его, чтобы пожелать ему удачи на долгие годы. Затем он идет в Большую консисторию, где присутствуют остальные сенаторы. Патрисами они совершают проскинезис. Затем он направляется в Зал Скоулза, где стоят представители фракций , которые затем перекрещиваются.

Читайте также: