Предназначение планов приведения в готовность гражданской обороны их краткое содержание

Обновлено: 08.07.2024

ВНИМАНИЕ: Если текст документа не отобразился, попробуйте обновить страницу, так же файл доступен по кнопке скачать внизу страницы!

ПОНЯТИЕ О ГОТОВНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГО И РСЧС, СТЕПЕНИ ИХ ГОТОВНОСТИ, ПОРЯДОК ПРИВЕДЕНИЯ В ГОТОВНОСТЬ

Подготовка к ведению гражданской обороны (ГО) заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне – это организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

При переводе в готовность сил гражданской обороны предусмотрены четыре степени готовности:

Органы управления и силы ГО, занимаясь повседневной деятельностью, находятся в готовности к выполнению возложенных на них задач согласно планам. Органы управления осуществляют текущее и перспективное планирование, организуют и обеспечивают мероприятия согласно плана в повседневном режиме работы. Системы оповещения и связи работают в дежурном режиме. Силы ГО занимаются повседневной деятельностью, проводят мероприятия обеспечивающие приведение их в готовность.

Такая степень готовности, когда органы управления и силы ГО проводят мероприятия, в результате которых повышается готовность системы ГО к выполнению задач мирного и военного времени. С введением данной степени готовности, осуществляется сбор руководящего состава, до них доводится обстановка, осуществляется постановка задач. Вводится круглосуточное дежурство руководящего состава, в пунктах повседневного размещения, уточняются планы ГО. На запасные пункты управления (ЗПУ) высылаются специальные группы, которые приводят в готовность средства связи и оповещения. Приводятся в готовность защитные сооружения (ЗС) на объектах экономики, работающие в военное время, принимаются меры к успешному завершению строительства и ввод в эксплуатацию ЗС, строящихся по плану текущего года. Приводятся в готовность расчетно-аналитические станции, химико-радиометрические лаборатории, оперативные группы. Проводятся и другие мероприятия направленные на повышение степени готовности ГО.

Такая степень готовности, когда органы управления и силы ГО, рабочие и служащие объектов экономики проводят мероприятия, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнение задач гражданской обороны в военное время. Руководящий состав переводится на круглосуточный режим работы, системы управления, оповещения и связи приводятся в полную готовность. Приводятся в готовность защитные сооружения, подвалы и другие заглубленные помещения переоборудуются под противорадиационные укрытия.

На объектах экономики работающих в военное время выдаются средства индивидуальной защиты и приборы дозиметрического контроля, развертываются медицинские пункты. Посты радиационного и химического наблюдения (РХН), учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) переводятся на круглосуточное дежурство. Проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов и безаварийной их остановке по сигналам. Могут быть и другие мероприятия, обеспечивающие сокращение сроков приведения ГО в готовность.

В Положении о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определено, что в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникающей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

  • режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
  • режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГО И РСЧС

Нештатное аварийно-спасательное формирование (команды, группы) предназначаются для розыска, извлечения и выноса пораженных, находящихся под завалами, в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях; оказания пораженным первой медицинской помощи и выноса их к местам погрузки на транспорт; расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных поврежденных защитных сооружений и выполнение других работ.

В зависимости от характера выполняемых задач нештатное аварийно-спасательное формирование усиливается формированием спасательных служб.

Аварийно-технические формирования сил ГО, предназначаются для локализации и ликвидации аварий и временного восстановления поврежденных участков и сооружений на коммунально-энергетических и технологических сетях.

Формирования спасательных служб предназначаются для выполнения специальных мероприятий при проведении АСНДР (ведения разведки, оказания медицинской помощи, локализации и тушения пожаров, проведения противорадиационных и противохимических мероприятий, охраны общественного порядка и др.), усиления других формирований и всестороннего обеспечения их действий при выполнении ими задач.

Все формирования приводятся в готовность по установленным степеням готовности с вводом в действие Плана гражданской обороны объекта при переводе гражданской обороны с мирного на военное время.

Мероприятия, выполняемые в различных степенях готовности:

Первоочередные мероприятия ГО 1-ой очереди:

(Все мероприятия проводятся скрытно для выполнения задач военного времени и открыто для решения задач мирного времени).

  • сбор руководящего состава НАСФ (формирований ГО);
  • доведение обстановки и постановка задач;
  • уточнение (корректировка) Плана приведения формирования ГО объекта экономики в готовность;
  • уточнение взаимодействия с другими формированиями ГО объекта экономики при решении поставленных задач;
  • уточнение порядка обеспечения действий формирований в местах проведения АСНДР;
  • проверка связи и оповещения на рабочих местах;
  • проверка готовности отведенных защитных сооружений, для укрытия личного состава НАСФ;
  • уточнение порядка выдачи средств индивидуальной защиты личному составу формирований ГО;
  • уточнение мероприятий по усилению охраны объекта, противопожарной защиты и общественного порядка;
  • по решению РГО объекта экономики, исходя из особенностей объекта и состояния ГО, могут проводиться другие мероприятия, обеспечивающие повышение готовности формирования ГО к действиям.

Первоочередные мероприятия ГО 2-ой очереди:

(Формирования ГО, рабочие и служащие объекта экономики проводят мероприятия, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнение задач в мирное и военное время).

  • приведение средств связи и оповещение в полную готовность.
  • приведение в полную готовность защитных сооружений;
  • дооборудование подвальных и других заглубленных помещений под ПРУ;
  • приведение в готовность в пункте постоянного размещения (без прекращения производственной деятельности) формирования ГО повышенной готовности;
  • выдача средств индивидуальной защиты и приборов дозиметрического контроля рабочим и служащим из запасов объектов городов, отнесенных к группам по ГО, объектов особой важности и первой категории;
  • проведение массовой иммунизации личному составу формирований ГО по эпидпоказаниям;
  • изготовление простейших средств индивидуальной защиты (при необходимости);
  • участие в проведении противопожарных мероприятий;
  • участие в проведении снижения запасов взрыво- и пожароопасных веществ на объекте экономики, расположенного в городе;
  • по решению РГО объекта экономики могут проводиться другие подготовительные мероприятия, обеспечивающие сокращение сроков приведения формирования ГО к действиям.

Общая готовность гражданской обороны:

(Вводится в действие План ГО в полном объеме, организуются и проводятся предусмотренные Планом мероприятия (кроме эвакуационных), обеспечивающие выполнение всех задач, возложенных на ГО в военное время)

  • выдача средств индивидуальной защиты (всему населению);
  • приведение в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения производственной деятельности) всех НАСФ (формирований ГО);
  • уточнение расчетов на проведение эвакуационных мероприятий;
  • проведение в полном объеме мероприятий по защите запасов материальных средств, источников водоснабжения, животных и растений;
  • в полном объеме проведение мероприятий по повышению устойчивости работы в военное время объекта экономики;
  • подготовка к выводу из города, отнесенного к группе по ГО формирований ГО повышенной готовности, предусмотренных Планом ГО, для подготовки загородной зоны к размещению эваконаселения и использование формирований ГО в случае необходимости для ведения работ в очаге поражения, зоне заражения;
  • подготовка формирований ГО, входящих в состав группировки сил ГО (КНС, личному составу формирований доводятся сигналы сбора, маршруты выхода в исходные районы, порядок построения колонн и управления ими в период ввода группировки сил ГО в очаги поражения).

Часть формирований решением соответствующего РГО может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи и выполнения других задач. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.

Для организованного приведения формирований в готовность к участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций для каждого формирования разрабатывается План приведения в готовность.

План приведения в готовность включает:

  • порядок оповещения и сбора личного состава в рабочее и нерабочее время;
  • место и время сбора личного состава;
  • место, порядок и сроки получения личным составом имущества, снаряжения, инструментов и других материальных средств;
  • порядок и время проверки готовности;
  • порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора (сосредоточения) или в район проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • порядок управления формированием в период сбора, приведения его в готовность и выдвижения в район сбора (сосредоточения) или к участку (объекту) работ;
  • организация комендантской службы;
  • порядок материально-технического обеспечения, вопросы взаимодействий и управления.

Готовность формирований проверяется на контрольных проверках, учениях и тренировках, а также при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проверки готовности формирований определяются:

  • реальность расчета по созданию формирований;
  • готовность НАСФ и их способность решать задачи по предназначению;
  • соответствие организационной структуры формирования характеру и объему выполняемых задач и особенностям деятельности объекта;
  • обеспеченность формирования СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения и готовность их к использованию;
  • время сбора формирования и выхода его в район сосредоточения (сбора) и к объектам (местам) работ.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ ПРИВЕДЕНИИ В ГОТОВНОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Основным планирующим документом по приведению в готовность к применению по предназначению в мирное время для главных управлений, учреждений и организаций МЧС России является План приведения главного управления, учреждения и организации МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время.

При введении режима функционирования повышенной готовности для структурных подразделений центрального аппарата, главных управлений, учреждений и организаций МЧС России выполняются следующие мероприятия (в соответствии с возложенными на них задачами и функциями):

  • оповещение и сбор личного состава;
  • перевод органов управлений на усиленный режим работы (организация круглосуточного дежурства лиц руководящего состава);
  • приведение в готовность дежурных сил авиационно-спасательных центров МЧС России на аэродромах базирования;
  • проверка готовности к убытию в зону возможных ЧС сил постоянной готовности и ОГ с последующей их отправкой;
  • приведение в готовность к выходу и применению автомобильной, пожарно-спасательной, специальной и другой техники. Подготовка оборудования, снаряжения и имущества – в соответствии с утвержденными расчетами или особыми распоряжениями;
  • организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по оповещению и информированию населения об угрозе возникновения ЧС и порядке их действий;
  • организация работы ОШ ЛЧСП;
  • уточнение мероприятий планов действий (взаимодействия) главных управлений;
  • осуществление непрерывного сбора и оценки данных обстановки в зоне возможной ЧС;
  • уточнение задач подразделениям, доведение предварительных распоряжений для подготовки к выполнению задач по предназначению;
  • возвращение в места (пункты) постоянной дислокации подразделений ФПС, спасательных воинских формирований МЧС России, находящихся на учениях (занятиях);
  • уточнение состава группировки сил и средств (включая АМГ), определение способов ее выдвижения в зону возможных ЧС (в районы погрузки) с проведением соответствующих расчетов на совершение марша. Погрузка техники и имущества группировки сил, а также посадка личного состава на транспорт;
  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

При введении для органов управления и сил МЧС России режима чрезвычайной ситуации выполняются мероприятия повышенной готовности, если они не были выполнены ранее и дополнительно:

МЧС России издал в 2020 году два приказа в сфере планирования мероприятий по гражданской обороне. Документы устанавливают правила разработки, согласования, утверждения Планов гражданской обороны и приведения в готовность гражданской обороны.

Нормативно-правовые акты

Перечень актов, которые учитывают при планировании мероприятий ГО, приведен в таблице.

Закон РФ от 21.07.93 № 5485-1

Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 № 804

Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1297-53

Приказ МЧС России от 27.03.2020 № 216ДСП (выписка)

Регулирует подготовку Планов ГО.

Приказ МЧС России от 02.03.2020 № 6с

Регулирует подготовку Планов приведения в готовность ГО.

Приказ секретный. Ознакомиться с его содержанием могут лица, имеющие допуск к гостайне.

Цель приказа 6с — конкретизировать содержание и порядок выполнения мероприятий по приведению в готовность сил ГО.

В чем отличие Планов?

План ГО содержит мероприятия по гражданской обороне, при введении военного положения, объявлении мобилизации в РФ или режиме чрезвычайной ситуации. Документ начинает действовать после Указа Президента РФ.

Приведение в готовность ГО — выполнение мероприятий по повышению защищенности населения и территорий в период нарастания конфликта, до объявления военного положения или режима ЧС. План начинает выполняться после сигнала оповещения, до Указа Президента РФ о введении режима ГО.

Кого касается

Мероприятия по ГО разрабатывают все предприятия.

План приведения в готовность ГО

План гражданской обороны

План гражданской обороны и защиты населения

Кто разрабатывает

Предприятия и организации

Организации без категории по ГО, либо численность работников (смены) которых в военное время составляет менее 199 (99) чел., получают выписку из Плана ГО муниципалитета.

Руководитель таких предприятий имеет право принять решение о разработке Плана ГО.

Органы местного самоуправления

Органы местного самоуправления

Организации, отнесенные к соответствующей категории по ГО

Кто подписывает

Зам. руководителя организации

Зам. Главы администрации муниципального образования, курирующий вопросы ГО

Кто согласовывает

Федеральное министерство или ведомство — для курируемых госкорпораций

ГУ МЧС России — кроме организаций 2 категории

Органы местного самоуправления — кроме госкорпораций

ГУ МЧС России по субъекту Федерации

Кто утверждает

Глава администрации муниципального образования

Сроки плановой ежегодной корректировки по состоянию на 1 января

Планы корректируют досрочно при введении соответствующего режима.

План ГО организации

Документ состоит из трех разделов и Приложений.

Раздел 1. Краткая оценка возможной обстановки

Блок состоит из подразделов:

a. указание всех зданий, сооружений, коммуникаций, объектов;

b. перечень опасных систем;

c. список мест, где возможно скопление любого транспорта с опасными веществами;

d. количество работников в организации/ в смене;

e. состав, предназначение сил и средств ГО организации.

  • Краткая оценка возможной обстановки во время или после военного конфликта либо ЧС:

a. объемы возможных разрушений и потерь;

b. возможная обстановка;

c. возможные объемы разрушений водо- и газообеспечения;

d. размеры зон вторичного поражения, и количество работников этих зон;

e. возможный объем аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР).

a. данные о потерях;

b. количество пострадавших;

c. скольким работникам нужна йодная профилактика;

d. перечень и объем АСДНР;

e. количество сил и средств, необходимых для проведения спасательных и аварийных работ;

f. сколько выделено на АСДНР.

Раздел 2. Ведение гражданской обороны

2.1. Порядок ведения ГО (объем, сроки, организация мероприятий).

2.2. Организация защиты работников — укрытия, защита от опасных веществ, медицинская защита.

2.3. Управление ГО и связь.

2.4. Оповещение работников.

2.5. Мероприятия по повышению устойчивости работы компании.

2.6. Устройство и проведение АСДНР.

2.7. Организация основных видов обеспечение мероприятий по ГО.

Раздел 3. Выполнение мероприятий по ГО при внезапном нападении противника

Приложения к Плану ГО

Основные показатели состояния ГО на 1 января текущего года.

Возможная обстановка на территории организации, с планами объектов.

Календарный план выполнения основных мероприятий по ГО.

План организации и проведения спасательно-аварийных работ.

Расчет укрытия работников и членов их семей.

План наращивания инженерной защиты работников.

План наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования.

Состав сил и средств ГО организации.

Обеспечение и выдача средств индивидуальной защиты.

План приведения в готовность ГО

Приведем примерное описание документа, поскольку доступ к точной структуре защищен гостайной.

Раздел 1. Общие положения

выписки из нормативных актов;

описание мероприятий по решению задач ГО;

Раздел 2. Мероприятия, включаемые в План (примерный список)

проверка готовности сил и средств;

уточнение перечня документации, планов, ресурсов;

принятие документов, согласно ситуации;

уточнение работ по взаимодействию с госорганами;

проведение предварительных работ по маскировке;

проверка технической готовности транспорта для эвакуации;

прочие действия, в зависимости от категории и организации предприятия.

Раздел 3. Список документов по реализации Плана

акты о выполнении, введении в действие и т.д. мероприятий по подготовке ГО;

планы проведенных совещаний;

доклады о выполнении пунктов плана и иных мероприятий;

другие возможные документы.

Порядок и сроки проведения мероприятий установлен в Приложении 1 к Постановлению Правительства РФ от 07.10.2019 № 1297-53.

Если какие-то мероприятия организацией не проводятся, это указывается в Планах. Если есть дополнительные действия, обязательные для выполнения, они дописываются в документы.

Оставьте заявку, и наши специалисты свяжутся с вами в течение ближайшего рабочего дня для бесплатной консультации.

📒План приведения в готовность гражданской обороны- новый документ в системе ГО РФ.

В соответствии с данным приказом организации должны разработать и согласовать Планы приведения в готовность гражданской обороны.

✅Что это за документ?

Планы приведения в готовность ГО определяют мероприятия, обеспечивающие повышение уровня защищённости населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера, и сроки их выполнения в период нарастания угрозы агрессии против РФ до объявления мобилизации в РФ.

План должен содержать следующие разделы:
I. Общие положения.
II. Мероприятия, включаемые в Планы приведения в готовность ГО.
III. Перечень документов по реализации Плана приведения в готовность ГО.

Рекомендуемый образец Плана приведения в готовность ГО приведен в приложении № 2 к настоящему Порядку. Сроки выполнения мероприятий не должны превышать временные показатели, приведенные в приложении № 1 к настоящему Порядку.

✅ Кто должен разработать данные Планы?

Эти Планы должны разработать органы местного самоуправления и организации: разрабатывают Планы приведения в готовность ГО муниципальных образований и организаций соответственно.

❗Организации, не отнесенные к категориям по ГО и (или) не имеющие мобилизационных заданий (заказов), собственные Планы приведения в готовность ГО не разрабатывают.

Мероприятия по приведению в готовность гражданской обороны указанных организаций учитываются в Планах приведения в готовность гражданской обороны соответствующих муниципальных образований.

✅ Какой порядок утверждения и согласования Планов приведения в готовность ГО?

Планы приведения в готовность ГО подписываются:

📒 план муниципального образования – заместителем руководителя местного самоуправления, возглавляющего местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

📒 план организации – заместителем руководителя организации.

Планы приведения в готовность ГО согласовываются:

📒план муниципального образования – с соответствующим Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации;

📒план организации, отнесенной к категории особой важности или 1-ой категории по ГО – с соответствующим органом местного самоуправления (администрацией муниципального района или городского округа (поселения) и Главным управлением МЧС России по субъекту РФ;

📒 план организации, отнесенной к категории особой важности или 1-ой категории по ГО, расположенной на территории 2-х и более субъектов РФ – с соответствующими Главными управлениями МЧС России по субъектам РФ;

📒 план организации, отнесенной ко 2-ой категории по ГО – с соответствующим органом местного самоуправления (администрацией муниципального района или городского округа (поселения).

Планы приведения в готовность ГО утверждаются:

📒 план муниципального образования и организации – должностным лицом местного самоуправления, возглавляющим местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) и руководителем организации соответственно.

✅ Сколько экземпляров Планов должно быть?

Утвержденные Планы хранятся:

📒 план муниципального образования:
первый экземпляр – в пункте постоянной дислокации (размещения),
второй экземпляр- на запасном пункте управления (при его наличии) соответствующего органа власти (организации),
третий экземпляр – в Главном управлении МЧС России по субъекту РФ;

📒 план организации, отнесенной к категории особой важности или 1-ой категории по ГО:
первый экземпляр – в пункте постоянной дислокации (размещения),
второй экземпляр на запасном пункте управления (при его наличии),
третий экземпляр – в Главном управлении МЧС России по субъекту РФ, четвертый экземпляр – в соответствующем органе муниципального образования;

📒 план организации, отнесенной ко 2-ой категории по ГО:
первый экземпляр – в пункте постоянной дислокации (размещения),
второй экземпляр на запасном пункте управления (при его наличии),
третий экземпляр – в соответствующем органе муниципального образования

*Будем рады ответить на ваши вопросы по Планам приведения в готовность ГО и прочим документам по ГО, ЧС, пожарной безопасности, пишите, звоните, приходите в гости:

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке приведения в готовность гражданской обороны в Российской Федерации" (подготовлен МЧС России 19.12.2017)


Обзор документа

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке приведения в готовность гражданской обороны в Российской Федерации" (подготовлен МЧС России 19.12.2017)

Досье на проект

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о приведении в готовность гражданской обороны в Российской Федерации.

2. Возложить на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оповещение федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о введении в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, а также о выполнении мероприятий по гражданской обороне в Российской Федерации.

3. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 6-месячный срок разработать и утвердить порядок оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, а также о проведении мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны в Российской Федерации.

Председатель Правительства Российской Федерации

Утверждено
постановлением Правительства Российской Федерации
от _______ N _____

ПОЛОЖЕНИЕ
о приведении в готовность гражданской обороны в Российской Федерации и выполнении первоочередных мероприятий по гражданской обороне

1. Настоящее Положение устанавливает порядок приведения в готовность гражданской обороны в Российской Федерации.

2. Приведение в готовность гражданской обороны в Российской Федерации заключается в выполнении в пределах своих полномочий федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями первоочередных мероприятий по гражданской обороне, обеспечивающих в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, возникновения угрозы агрессии, а также агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, повышение уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

3. При приведении в готовность гражданской обороны в Российской Федерации управление гражданской обороной осуществляется:

на федеральном уровне - Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации и структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти;

на региональном уровне - главными управлениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъектам Российской Федерации;

на муниципальном уровне - структурными подразделениями органов местного самоуправления, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны;

в организациях - структурными подразделениями (работниками) организаций, уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. Обеспечение координации деятельности органов управления гражданской обороной, управления силами и средствами гражданской обороны, организации информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при решении задач в области гражданской обороны, а также при осуществлении мер информационной поддержки принятия решений в области гражданской обороны осуществляют:

на федеральном уровне - орган повседневного управления (Национальный центр управления в кризисных ситуациях), находящийся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

на региональном уровне - органы повседневного управления (центры управления в кризисных ситуациях), находящиеся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны;

на муниципальном уровне - единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, создаваемые органами местного самоуправления в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

5. Мероприятия по приведению в готовность гражданской обороны в Российской Федерации определяются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями на основании примерных перечней первоочередных мероприятий по гражданской обороне согласно приложениям NN 1, 2 и 3 с учетом специфики деятельности и местных условий, и включаются в соответствующие планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.

6. Выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями мероприятий по приведению в готовность гражданской обороны в Российской Федерации осуществляется при введении в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично.

7. Оповещение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций о введении в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, а также о начале выполнения мероприятий по гражданской обороне осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

8. К выполнению мероприятий по гражданской обороне в Российской Федерации в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения привлекаются силы гражданской обороны, в состав которых входят спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

9. По решению руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководителей органов местного самоуправления и организаций могут проводиться в пределах, установленных для них в области гражданской обороны и защиты населения полномочий другие мероприятия, обеспечивающие повышение готовности гражданской обороны.

10. Прием сигналов оповещения о введении в действие Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в полном объеме или частично, а также о начале выполнения мероприятий по гражданской обороне осуществляется соответствующими дежурными службами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, отнесенных к категориям по гражданской обороне.

Обзор документа

Представлен проект Положения о приведении в готовность гражданской обороны в России.

Речь идет о выполнении первоочередных мероприятий по гражданской обороне, обеспечивающих в случаях возникновения ЧС, угрозы агрессии, а также агрессии или непосредственной угрозы агрессии против государства повышение уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Определяются органы власти, осуществляющие управление гражданской обороной. Закрепляется процедура оповещения о введении в действие плана гражданской обороны.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

ВНИМАНИЕ: Если текст документа не отобразился, попробуйте обновить страницу, так же файл доступен по кнопке скачать внизу страницы!

ПОНЯТИЕ О ГОТОВНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГО И РСЧС, СТЕПЕНИ ИХ ГОТОВНОСТИ, ПОРЯДОК ПРИВЕДЕНИЯ В ГОТОВНОСТЬ

Подготовка к ведению гражданской обороны (ГО) заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Мероприятия по гражданской обороне – это организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

При переводе в готовность сил гражданской обороны предусмотрены четыре степени готовности:

Органы управления и силы ГО, занимаясь повседневной деятельностью, находятся в готовности к выполнению возложенных на них задач согласно планам. Органы управления осуществляют текущее и перспективное планирование, организуют и обеспечивают мероприятия согласно плана в повседневном режиме работы. Системы оповещения и связи работают в дежурном режиме. Силы ГО занимаются повседневной деятельностью, проводят мероприятия обеспечивающие приведение их в готовность.

Такая степень готовности, когда органы управления и силы ГО проводят мероприятия, в результате которых повышается готовность системы ГО к выполнению задач мирного и военного времени. С введением данной степени готовности, осуществляется сбор руководящего состава, до них доводится обстановка, осуществляется постановка задач. Вводится круглосуточное дежурство руководящего состава, в пунктах повседневного размещения, уточняются планы ГО. На запасные пункты управления (ЗПУ) высылаются специальные группы, которые приводят в готовность средства связи и оповещения. Приводятся в готовность защитные сооружения (ЗС) на объектах экономики, работающие в военное время, принимаются меры к успешному завершению строительства и ввод в эксплуатацию ЗС, строящихся по плану текущего года. Приводятся в готовность расчетно-аналитические станции, химико-радиометрические лаборатории, оперативные группы. Проводятся и другие мероприятия направленные на повышение степени готовности ГО.

Такая степень готовности, когда органы управления и силы ГО, рабочие и служащие объектов экономики проводят мероприятия, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнение задач гражданской обороны в военное время. Руководящий состав переводится на круглосуточный режим работы, системы управления, оповещения и связи приводятся в полную готовность. Приводятся в готовность защитные сооружения, подвалы и другие заглубленные помещения переоборудуются под противорадиационные укрытия.

На объектах экономики работающих в военное время выдаются средства индивидуальной защиты и приборы дозиметрического контроля, развертываются медицинские пункты. Посты радиационного и химического наблюдения (РХН), учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) переводятся на круглосуточное дежурство. Проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов и безаварийной их остановке по сигналам. Могут быть и другие мероприятия, обеспечивающие сокращение сроков приведения ГО в готовность.

В Положении о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определено, что в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникающей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

  • режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
  • режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической) сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.

МЕРОПРИЯТИЯ, ПРОВОДИМЫЕ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ГОТОВНОСТИ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ ГО И РСЧС

Нештатное аварийно-спасательное формирование (команды, группы) предназначаются для розыска, извлечения и выноса пораженных, находящихся под завалами, в разрушенных и поврежденных зданиях и сооружениях; оказания пораженным первой медицинской помощи и выноса их к местам погрузки на транспорт; расчистки завалов, откопки и вскрытия заваленных поврежденных защитных сооружений и выполнение других работ.

В зависимости от характера выполняемых задач нештатное аварийно-спасательное формирование усиливается формированием спасательных служб.

Аварийно-технические формирования сил ГО, предназначаются для локализации и ликвидации аварий и временного восстановления поврежденных участков и сооружений на коммунально-энергетических и технологических сетях.

Формирования спасательных служб предназначаются для выполнения специальных мероприятий при проведении АСНДР (ведения разведки, оказания медицинской помощи, локализации и тушения пожаров, проведения противорадиационных и противохимических мероприятий, охраны общественного порядка и др.), усиления других формирований и всестороннего обеспечения их действий при выполнении ими задач.

Все формирования приводятся в готовность по установленным степеням готовности с вводом в действие Плана гражданской обороны объекта при переводе гражданской обороны с мирного на военное время.

Мероприятия, выполняемые в различных степенях готовности:

Первоочередные мероприятия ГО 1-ой очереди:

(Все мероприятия проводятся скрытно для выполнения задач военного времени и открыто для решения задач мирного времени).

  • сбор руководящего состава НАСФ (формирований ГО);
  • доведение обстановки и постановка задач;
  • уточнение (корректировка) Плана приведения формирования ГО объекта экономики в готовность;
  • уточнение взаимодействия с другими формированиями ГО объекта экономики при решении поставленных задач;
  • уточнение порядка обеспечения действий формирований в местах проведения АСНДР;
  • проверка связи и оповещения на рабочих местах;
  • проверка готовности отведенных защитных сооружений, для укрытия личного состава НАСФ;
  • уточнение порядка выдачи средств индивидуальной защиты личному составу формирований ГО;
  • уточнение мероприятий по усилению охраны объекта, противопожарной защиты и общественного порядка;
  • по решению РГО объекта экономики, исходя из особенностей объекта и состояния ГО, могут проводиться другие мероприятия, обеспечивающие повышение готовности формирования ГО к действиям.

Первоочередные мероприятия ГО 2-ой очереди:

(Формирования ГО, рабочие и служащие объекта экономики проводят мероприятия, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнение задач в мирное и военное время).

  • приведение средств связи и оповещение в полную готовность.
  • приведение в полную готовность защитных сооружений;
  • дооборудование подвальных и других заглубленных помещений под ПРУ;
  • приведение в готовность в пункте постоянного размещения (без прекращения производственной деятельности) формирования ГО повышенной готовности;
  • выдача средств индивидуальной защиты и приборов дозиметрического контроля рабочим и служащим из запасов объектов городов, отнесенных к группам по ГО, объектов особой важности и первой категории;
  • проведение массовой иммунизации личному составу формирований ГО по эпидпоказаниям;
  • изготовление простейших средств индивидуальной защиты (при необходимости);
  • участие в проведении противопожарных мероприятий;
  • участие в проведении снижения запасов взрыво- и пожароопасных веществ на объекте экономики, расположенного в городе;
  • по решению РГО объекта экономики могут проводиться другие подготовительные мероприятия, обеспечивающие сокращение сроков приведения формирования ГО к действиям.

Общая готовность гражданской обороны:

(Вводится в действие План ГО в полном объеме, организуются и проводятся предусмотренные Планом мероприятия (кроме эвакуационных), обеспечивающие выполнение всех задач, возложенных на ГО в военное время)

  • выдача средств индивидуальной защиты (всему населению);
  • приведение в готовность в пунктах постоянного размещения (без прекращения производственной деятельности) всех НАСФ (формирований ГО);
  • уточнение расчетов на проведение эвакуационных мероприятий;
  • проведение в полном объеме мероприятий по защите запасов материальных средств, источников водоснабжения, животных и растений;
  • в полном объеме проведение мероприятий по повышению устойчивости работы в военное время объекта экономики;
  • подготовка к выводу из города, отнесенного к группе по ГО формирований ГО повышенной готовности, предусмотренных Планом ГО, для подготовки загородной зоны к размещению эваконаселения и использование формирований ГО в случае необходимости для ведения работ в очаге поражения, зоне заражения;
  • подготовка формирований ГО, входящих в состав группировки сил ГО (КНС, личному составу формирований доводятся сигналы сбора, маршруты выхода в исходные районы, порядок построения колонн и управления ими в период ввода группировки сил ГО в очаги поражения).

Часть формирований решением соответствующего РГО может содержаться в повышенной готовности и использоваться для ведения разведки, борьбы с пожарами, организации охраны общественного порядка, оказания медицинской помощи и выполнения других задач. Для формирований повышенной готовности сроки приведения в готовность не должны превышать 6 часов.

Для организованного приведения формирований в готовность к участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций для каждого формирования разрабатывается План приведения в готовность.

План приведения в готовность включает:

  • порядок оповещения и сбора личного состава в рабочее и нерабочее время;
  • место и время сбора личного состава;
  • место, порядок и сроки получения личным составом имущества, снаряжения, инструментов и других материальных средств;
  • порядок и время проверки готовности;
  • порядок выдвижения и срок прибытия в район сбора (сосредоточения) или в район проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • порядок управления формированием в период сбора, приведения его в готовность и выдвижения в район сбора (сосредоточения) или к участку (объекту) работ;
  • организация комендантской службы;
  • порядок материально-технического обеспечения, вопросы взаимодействий и управления.

Готовность формирований проверяется на контрольных проверках, учениях и тренировках, а также при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В ходе проверки готовности формирований определяются:

  • реальность расчета по созданию формирований;
  • готовность НАСФ и их способность решать задачи по предназначению;
  • соответствие организационной структуры формирования характеру и объему выполняемых задач и особенностям деятельности объекта;
  • обеспеченность формирования СИЗ, техникой, имуществом и спецодеждой, порядок хранения и готовность их к использованию;
  • время сбора формирования и выхода его в район сосредоточения (сбора) и к объектам (местам) работ.

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ПРИ ПРИВЕДЕНИИ В ГОТОВНОСТЬ К ПРИМЕНЕНИЮ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Основным планирующим документом по приведению в готовность к применению по предназначению в мирное время для главных управлений, учреждений и организаций МЧС России является План приведения главного управления, учреждения и организации МЧС России в готовность к применению по предназначению в мирное время.

При введении режима функционирования повышенной готовности для структурных подразделений центрального аппарата, главных управлений, учреждений и организаций МЧС России выполняются следующие мероприятия (в соответствии с возложенными на них задачами и функциями):

  • оповещение и сбор личного состава;
  • перевод органов управлений на усиленный режим работы (организация круглосуточного дежурства лиц руководящего состава);
  • приведение в готовность дежурных сил авиационно-спасательных центров МЧС России на аэродромах базирования;
  • проверка готовности к убытию в зону возможных ЧС сил постоянной готовности и ОГ с последующей их отправкой;
  • приведение в готовность к выходу и применению автомобильной, пожарно-спасательной, специальной и другой техники. Подготовка оборудования, снаряжения и имущества – в соответствии с утвержденными расчетами или особыми распоряжениями;
  • организация взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по оповещению и информированию населения об угрозе возникновения ЧС и порядке их действий;
  • организация работы ОШ ЛЧСП;
  • уточнение мероприятий планов действий (взаимодействия) главных управлений;
  • осуществление непрерывного сбора и оценки данных обстановки в зоне возможной ЧС;
  • уточнение задач подразделениям, доведение предварительных распоряжений для подготовки к выполнению задач по предназначению;
  • возвращение в места (пункты) постоянной дислокации подразделений ФПС, спасательных воинских формирований МЧС России, находящихся на учениях (занятиях);
  • уточнение состава группировки сил и средств (включая АМГ), определение способов ее выдвижения в зону возможных ЧС (в районы погрузки) с проведением соответствующих расчетов на совершение марша. Погрузка техники и имущества группировки сил, а также посадка личного состава на транспорт;
  • принятие оперативных мер по предупреждению возникновения ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.

При введении для органов управления и сил МЧС России режима чрезвычайной ситуации выполняются мероприятия повышенной готовности, если они не были выполнены ранее и дополнительно:

Читайте также: