Опыты в начальной школе во внеурочной деятельности

Обновлено: 08.05.2024

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

РАССМОТРЕНО и РЕКОМЕНДОВАНО
научно-методическим советом школы-интерната

Рабочая программа внеурочной деятельности

срок реализации 1 год

возраст 9-10 лет

Количество часов: 1час в неделю (всего 34 часа)

Автор-составитель: учитель Сечко О. М.

2018 - 2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного курса

Специфика предмета состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания, и даёт обучающемуся материал естественных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

Цель изучения курса в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ре­бёнком личного опыта общения с людьми и природой; духов­но-нравственное развитие и воспитание личности, развитие личности школьника.

Одной из основных целей как естествоведческих курсов начальной школы является личностно-ориентированное образование - создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса. В качестве таких функций выделяет мотивирующую, критическую (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм), рефлексивную, смыслотворческую, ориентирующую (построение личностной картины мира - индивидуального мировоззрения), функция обеспечения уровня духовности в соответствии с притязаниями.

Основная задача - помочь ребенку в его развитии, и вся гуманистическая педагогическая практика должна быть направлена на развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сил школьника. К ним, по его мнению, относятся следующие сферы: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная и сфера саморегуляции. Именно эти сферы в развитом виде характеризуют целостность, гармоничность индивидуальности, свободу и разносторонность человека.

Дать каждому школьнику предметные знания и предоставить условия для гармонического развития и совершенствования всех сторон его индивидуальности - эта цель конкретна, достижима и реальна, психологически обоснована, так как соответствует природе развития ребенка.

Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружаю­щем мире. Курс обладает широкими воз­можностями для формирования у младших школьников фун­дамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблю­дения в природе, ставить опыты. Поэтому данный курс играет на­ряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личнос­ти.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет приучает детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать на­правление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как св oe личное, так и социальное благополучие. Курс представляет детям широкую панораму природных явлений как компонентов единого мира. В основ­ной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, истории и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы знаний. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Задачи программы обучения:

• изучить различные процессы и явления окружающего мира, формировать у детей

представление об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах;

• развивать умения задавать вопросы и искать в доступной им форме ответы на них;

• развивать логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, приводить примеры, доказательства;

• развивать представление о пространстве и времени;

• разностороннего развития личности ребенка;

• создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;

• формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры.

Содержательная линия предмета определена тем, что заложена основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Курс использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе и к самому.

Планируемые результаты изучения курса

Личностными результатами изучения курса являются:

осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

уважительное отношение к иному мнению;

уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

понимание образования как личностной ценности;

развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

мотивация к творческо­му труду.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы;

- умение осуществлять информационный поиск для выпол­нения учебных задач; соблюдать нормы информационной из­бирательности, этики и этикета;

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметными результатами изучения курса являются:

- усвоение первоначальных сведений о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности (в пределах из­ученного);

формирование целостного, социально-ориентирован­ного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных дисциплин;

- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных объектов;

- овладение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, способов решения проблем творческого и поискового характера, навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предмет помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы, воспитывает активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Успех обучения выражается в сформированной способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Поэтому в процессе ознакомления младших школьников с окружаю щим миром в роли главного метода выступает наблюдение. Свойства объектов изучаются через опыты с использованием эвристического, проблемного, исследовательского методов. Из словесных методов в процессе изучения курса чаще всего используется беседа . Наиболее эффектив­ но она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать зна ния детей о различных областях окружающей действительности.

Принцип подбора опытов – простота используемой материальной базы экспериментатора. Большинство экспериментов не требует специальных приборов, т.к. используются любые подсобные бытовые материалы. Это позволяет сделать физический эксперимент простым, доступным, вынести его за рамки урока и, таким образом, решить задачу формирования экспериментальных методов познания.

Требования к физическому эксперименту: эксперимент должен быть

Выразительным – при постановке эксперимента должны быть максимально убраны отвлекающие побочные явления.

Надежным – при повторении эксперимента не должно быть расхождения результатов.

Кратковременным – при демонстрации должна выдерживаться оптимальная скорость поступления информации.

Доступным – необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и имеющиеся знания, умения, навыки.

Конкретным – эксперимент должен отражать смысл конкретного учебного материала.

Оформленным – наблюдения, результаты и выводы должны быть представлены в письменной или устной форме.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса ученик должен:

Знать / понимать основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды.

Уметь наблюдать и определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране;

- владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;

- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях;

- аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы;

- осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, модели и др.;

- представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану);

- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Формы контроля: тестирование; индивидуальный контроль в форме общения; наблюдение; индивидуальные консультации; использование проблемных ситуаций.

В большей мере происходит накопление баллов за ответы (- рейтинговая балловая система), в остальном контроль носит скрытый следящий характер.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного занятия - создание условий для проявления творческой активности, познавательного интереса учащихся через включение их в эксперименты, опыты исследовательской направленности.

Тема: Проведение экспериментов

Цель: создание условий для проявления творческой активности, познавательного интереса обучающихся через включение их в эксперименты, опыты исследовательской направленности.

Задачи: Организовать образовательное событие с целью поддержки и повышения познавательной активности обучающихся.

Способствовать развитию стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Развивать наблюдательность, навыки исследовательского поиска.

Сформировано представление о главном способе получения научной информации — эксперименте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе: примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, авторы канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, и Примерной программы внеурочной деятельности под редакцией Горского В.А.- М.: Просвещение 2014

Весёлые научные опыты для детей и взрослых. Химия/С.В. Болоушевский.-М.:Эксмо, 2014.-72с.: ил.-(Опыты для детей и взрослых) (указать примерную программу/программы, автора, издательство, год издания при наличии)

ст.Маркинская

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Личностными результатами являются:

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание предложенного содержания, обеспечивающего морально-личностный выбор;

воспитание позитивного отношения к общению, овладение способностями позитивного взаимодействия с окружающим миром.

-приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.

Разработанные задания обеспечивают развитие познавательных процессов:

зрительного восприятия и зрительно-двигательной координации;

переключения, устойчивости и распределения внимания;

способности к комбинированию;

внутреннего плана действия;

различных видов памяти;

оперативной слуховой и зрительной памяти;

логического и пространственного мышления;

образного и словесно-логического мышления;

творческого мышления, подвижности и гибкости мышления;

способности к воссозданию мысленных образов.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих УУД.

Регулятивные УУД:

прогнозировать, осознавать границы собственных знаний и умений;

ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того что ещё неизвестно;

принимать задачу, сохранять и выполнять её с интересом;

планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;

контролировать свои действия, приложенные усилия и соотносить их с результатами своего труда;

оценивать правильность выполнения своих действий, при необходимости вносить коррективы в их выполнение;

оценивать правильность выполнения действий другого;

проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

развивать способность к рефлексии.

Познавательные УУД:

строить речевые высказывания в устной форме;

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

извлекать необходимую информацию из условий заданий, определять основную и второстепенную информацию для выполнения задания;

создавать алгоритмы своей деятельности при выполнении определённых заданий;

использовать знаково-символические средства;

владеть действием моделирования: строить модели, схемы при решении логических задач;

осуществлять логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;

устанавливать причинно следственные связи;

строить логические цепи рассуждений;

самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

быть открытым и способным выражать собственные мысли;

высказывать и аргументировать своё предложение;

убеждать и уступать;

с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;

брать на себя инициативу работая в группах;

осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания;

слушать своих сверстников;

принимать решения и помогать друг другу;

сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

работать в парах и малых группах.

Предметные результаты:

Ученик научится:

давать определение понятиям;

проводить эксперименты и опыты;

делать умозаключения и выводы;

Ученик получит возможность научиться:

Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

Целеполагать (ставить и удерживать цели);

Планировать (составлять план своей деятельности);

Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи.

Оценка достижений планируемых результатов.

В целом оценка достижений ожидаемых результатов внеурочной деятельности и осуществляется по следующим критериям:

Повышение интереса ребят к творческой деятельности

Повышение мотивации к учебной деятельности.

Повышение социальной активности.

Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности.

Положительная динамика вовлечения учащихся во внеурочную деятельность.

Оценочная деятельность учащихся заключается в определении учеником границ знания / незнания своих потенциальных возможностей, а также осознание тех задач, которые предстоит решить в ходе осуществления внеурочной деятельности.

Формы и инструментарий фиксации результатов во внеурочной деятельности:

Формы и инструментарий оценивания результатов

Уровневая таблица мониторинга результатов

Дипломы призёров олимпиад

Уровневая карта развития самооценки

Анкета вовлеченности обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность

Дипломы призёров конференций

Программа курса внеурочной деятельности

Общая рефлексивная карта внеурочной деятельности

Формирование УУД в модулях программы

Модуль 1 Опыты и эксперименты с водой.

В модуле учащиеся проводят целенаправленное исследование за объектом – водой, методом наблюдения, эксперимента. Младший школьник включается в самостоятельное решение учебных задач. Развивает исследовательскую компетенцию, изучая воду. Модуль развивает творческую исследовательскую активность, умение высказывать предположения, наблюдать, делать выводы. Темы модуля формируют прочные знания о воде, дают возможность учащимся расширить свой кругозор, провести практические опыты и эксперименты. Изучение модуля строится от простого к сложному на основе системно – деятельностного подхода к обучению. Модуль даёт возможность развивать воображение, память, мышление. Учащиеся могут использовать полученные знания во внешкольной обстановке, применять их в быту и на практике.

Определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды

Анализировать, обобщать , классифицировать , сравнивать воду, называя её существенные признаки.

Различать три состояния воды.

Наблюдать круговорот в природе.

Бережно относиться к воде

Тематические разделы модуля:

Вода и её свойства.

Вода в природе. Три состояния воды.

Круговорот воды в природе. Осадки.

Экологические проблемы. Охрана воды.

Модуль 2 : Опыты и эксперименты с воздухом.

Определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха.

Анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать , называя основные свойства воздуха.

Определять состав воздуха.

Понимать, что такое движение воздуха.

Бережно относиться к воздуху как к неотъемлемой части жизни на Земле.

Тематические разделы модуля:

Воздух и его свойства.

Движение воздуха. Ветер.

Метеорология и погода.

Экологические проблемы. Охрана воздуха.

Модуль 3: Опыты и эксперименты с металлом.

Определять с помощью наблюдений и опытов свойства некоторых металлов;

Анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать некоторые металлы, называя их существенные признаки.

Применять некоторые свойства металлов на практических занятиях;

Различать наличие металлов в полезных ископаемых;

Работать с информацией

Тематические разделы модуля:

Металл и его свойства.

Магнит и магнетизм.

Полезные ископаемые. Руды.

Взаимодействие металлов с объектами неживой природы. Коррозия металлов.

Хозяйственная деятельность человека. Использование металлов в экономике.

Модуль 4: Опыты и эксперименты с песком и глиной

Определять с помощью наблюдений и опытов характерные свойства песка и глины;

Сравнивать и анализировать свойства песка и глины, объяснять полученные данные с научной точки зрения;

Давать объяснения применению песка и глины в хозяйственной деятельности человека, основываясь на знания свойств данных веществ.

Наблюдать, исследовать, анализировать свою работу и делать выводы.

Тематические разделы модуля:

Песок и глина. Сходство и различие.

Песок и глина – полезные ископаемые.

Песок и глина в жизни человека.

Изучаем строение песка и глины

Модули внеурочной деятельности

Опыты и эксперименты с водой

Опыты и эксперименты с воздухом

Опыты и эксперименты с металлом

Опыты и эксперименты с песком и глиной

Виды деятельности: игровая, познавательная, интеллектуально – творческая, проектная.

Форма организации: групповая

Формы проведения занятий: совместная проектно – творческая деятельность взрослого и детей.

Календарно- тематическое планирование внеурочной деятельности

Интеграция образовательных областей

Пар – это тоже вода

Дать детям понятие о том, что пар – это тоже вода.

Познакомить со свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Безопасность: формировать аккуратность во время работы со стеклянным оборудованием.

познакомить родителей с играми – экспериментами,

которые могут провести дома вместе с детьми.

С водой и без воды.

Познакомить со свойствами воды. Помочь выделить факторы внешней

необходимые для роста и развития растений (вода,

Родительское собрание «Поможем

Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

формировать старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий.

Вода не имеет формы

Дать представление о том, что вода принимает форму сосуда.

Консультация для родителей по экспериментированию с водой. Цель: предложить некоторые опыты, которые можно провести со своими детьми дома.

Дать представление о том, что такое плотность воды.

Дать представление об образовании вакуума в закрытом стакане с водой и о взаимодействии воздуха и воды.

Консультация для родителей по эксперименту с водой.

Изучить свойство льда и сравнить его с жидким состояние воды.

Презентация работ по данному модулю

Презентация работ по данному модулю

Презентация работ по данному модулю

Тема экспериментальной деятельности

Задачи экспериментальной деятельности

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями)

Этот удивительный воздух

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха

Памятка: «Практические советы и рекомендации по совместному с детьми

Показать возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании

Изготовление корабликов из бумаги способом оригами по схеме.

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Здоровье: закреплять знания детей о здоровом образе жизни

Уточнить понятия детей о том, что воздух - это не

"невидимка", а реально существующий газ.

загрязненного воздуха для здоровья.

Уточнить знания детей о воздухе, о его значении для насекомых.

познакомить с правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Воздух при нагревании расширяется

Сформировать у детей представление о теплом и холодном воздухе.

Здоровье Закаливание с помощью воздушных ванн.

Безопасность: Соблюдать правила безопасности при работе.

Совместное детсковзрослое творчество:

В воде есть воздух

Дать представление о том, что в воде тоже есть воздух, как можно увидеть воздух в воде.

Курникова Т. Коммуникация:

формирование умений работать во взаимодействии

Узнать количество кислорода в воздухе.

Значение растений для дыхания человека.

Узнать , как рисует воздух. Сформировать представление о том, каким воздухом мы дышим.

Уметь наблюдать, анализировать, делать свои выводы.

Провести опыт в домашних условиях.

Дать представление о силе давления воздуха и сравнить её с силой тяжести.

Убедиться на практике о свойстве воздуха – расширяться при нагревании.

Уметь наблюдать, анализировать, делать свои выводы.

Провести наблюдения: как можно доказать свойство воздуха – расширяться во время нагревания.

Интеграция образовательных областей

Взаимодействие с родителями)

Тема 1: Парящий самолет

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими;

Определение частей света с помощью компаса на прогулке. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о

отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением

магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими, через какие материалы и вещества может воздействовать магнит;

Тема 2: Притягивает – не притягивает

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на разные предметы

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Тема 3: Как достать скрепку из воды, не замочив рук

Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности и желание заниматься ею

Совместное создание кукольного театра на магнитах.

Тема 4: Рисует магнит или нет

Познакомить детей с практическим применением магнита

Закрепление знаний детей о свойствах

в творчестве. Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных навыков;

нескольких магнитов с разными красками) Социализация: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

Заочно изучить свойства вольфрама.

Изучить свойства аллюминия и его применение в быту.

Определить происхождение поговорки. Изучить информацию о свойствах железа и сделать выводы.

Подготовить презентацию о свойствах железа.

Социализация: развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

Закрепить знания детей о свойствах металлов.

Тема экспериментальн ой деятельности

Задачи экспериментальн ой деятельности

Интеграция образовательных областей

Помочь определить, может ли песок двигаться

Беседа дома с детьми:

кто такие учёные;

что такое эксперимент

Тема 2: Глина, какая она?

Закрепить знания детей о глине. Выявить свойства глины (вязкая, влажная)

моделирование изделий из глины.

Социализация: Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Памятка: «Чего нельзя и что

нужно делать для поддержания интереса

детей к познавательному

Тема 3: Песок и глина – наши помощники.

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия

Художественное творчество: Лепка из глины по замыслу Здоровье: физминутка.

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей.

Тема 4: Ветер и песок

Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

«Цветок для Винни-

Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты

“ученых” для экспериментирования , сделать эмблемы.

Познакомить со свойствами мокрого песка




План исследовательской деятельности в первом классе
Экспериментальная часть








Приложение.
1. Оборудование для исследовательской деятельности:

1. Прозрачные и непрозрачные емкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного
размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи,
термометр.
10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
11. Цветные прозрачные стеклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для
самостоятельной исследовательской деятельности.

2. Материал, подлежащий исследованию:

1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный
уголь.
2. Растворимые ароматические вещества (соли для ванн, детские
шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, медный и железный купорос, сода, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки,
мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки
орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон,
кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.

3. Правила безопасности жизнедеятельности учащихся:
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
4. Показатели сформированности исследовательской деятельности:
• Умение видеть проблему;
• Умение формулировать и задавать вопросы;
• Умение выдвигать гипотезы;
• Умение делать выводы и умозаключения;
• Умение доказывать и защищать свои идеи;
• Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.





Читайте также: