Как нужно изучать иностранные языки урок 1 план абзац тема заголовок

Обновлено: 19.05.2024

Сейчас трудно себе представить мыслящего учителя, у которого вся перспектива ограничивается завтрашним уроком, учителя, который не заглядывал вперед и для которого вчерашний, сегодняшний, завтрашние уроки _ это уроки сами по себе, а не звенья одной цепи, хотя и самостоятельные, но прочно связанные между собой, обусловливающие друг друга. Поэтому урок как организационная единица учебного процесса лишь относительно самостоятелен.

Для правильного планирования необходим тематический план - цикл уроков по теме. Кстати, прибегать к тематическому планированию нередко заставляют обстоятельства, когда приходится по разным причинам перекомпоновывать материал учебника.

В методической литературе вопрос о планировании поднимается очень часто. Методистами представлены виды планов, показано их воплощение в УМК. Однако не разработана сама технология планирования, недостаточно конкретно описаны промежуточные действия учителя в процессе целостного планирования. Это приводит к тому, что большинство учителей пользуются готовыми методическими указаниями, представленными в книге для учителя, порой не испытывая необходимости в творческой переработке и разработке материалов для плана.

При составлении перспективного плана учитель выполняет следующие действия:

  1. познакомиться с заданиями, предложенными авторами конкретного учебника, и
    проанализировать;
  2. принять во внимание личностные способности учащихся каждой конкретной
    группы;
  3. в соответствии с уровнем обученности и другими личностными
    характеристиками поставить конкретные задачи на фоне общей цели;
  4. изучить и проанализировать необходимый теоретико-практический материал
    для успешного решения задуманного;
  5. выдвинуть рабочие гипотезы и проверить их истинность.

Перейдем теперь к описанию этапов перспективного планирования.

1. Знакомство с требованиями государственных программ и концепцией авторов конкретного учебника.

2. Анализ темы в УМК:

• знакомство с задачами и основным содержанием раздела (цикла, темы).

В зависимости от типа, целей и задач урока учитель дифференцированно отбирает и использует методические приемы обучения и воспитания учащихся:

  • предъявление новой лексики к параграфу ( чтение вслух с правильным произношением и ударением отдельных слов и словосочетаний);
  • работа с иллюстрациями учебника (вопросно-ответная система);
  • работа с текстом учебника - развитие навыков чтения, перевода, пересказа ( чтение текста с выборочным переводом и основным пониманием прочитанного, составление плана по тексту на английском языке у доски, ответы на вопросы по тексту с опорой и без, работа по словообразованию, устный рассказ по плану, конспектирование текста);
  • объяснение новой грамматической темы ( тренировочные упражнения по образцу: например, используя лексику урока, составить диалог по речевому образцу);
  • закрепление, самостоятельное выполнение упражнений ( разноуровневые задания), тестирование, перевод предложений с русского на английский и наоборот.
  • работа в парах, ролевые игры, развитие устной разговорной речи;

Эти формы и методы работы мотивируют речевую деятельность, т.к. обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать.

На первой ступени (в 2-4 классах) реализуются следующие цели и задачи:

  1. способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому пространству, когда еще дети не испытывают психологических барьеров в использовании ИЯ как средства общения;
  2. формировать у детей готовность к общению и положительный настрой к его изучению;
  3. сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности говорении, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возмоэ/сностей и потребностей младших школьников;
  4. ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором;
  5. приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
  6. формировать некоторые лингвистические понятия;
  7. понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  8. участвовать в диалогическом общении; вести этикетный диалог;
  9. кратко высказываться на темы для начальной школы;
  10. воспроизводить наизусть знакомые рифмованные произведения детского фольклора;
  11. овладеть техникой чтения вслух; читать про себя;
  12. писать краткое поздравление и личное письмо (с опорой на образец), заполнить анкету о себе;
  13. правильно произносить и различать на слух звуки, слова и словосочетания;
  14. соблюдать интонацию основных типов предложения;
  15. овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики начального этапа;
  16. освоить продуктивный лексический минимум в объеме не менее 500 лексических единиц;
  17. получить представление об основных грамматических категориях изучаемого
    языка;
  18. освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка.

• определение количества уроков по теме:

• анализ языкового и речевого материала:

Работа с языковым материалом - языковым минимумом, речевыми действиями, коммуникативным минимумом, текстами, формулировками заданий, помощью к заданиям, приложениями ( словарями, информационными источниками) дает возможность сделать выводы об актуальности, функциональности, аутентичности информационного и языкового содержания, его обоснованности с позиций соотношения культур родного и изучаемого языка, преемственности для данного контингента обучающихся и направленности обучения. Формулировки заданий и ознакомление с помощью к ним должны соответствовать:

  1. целям обучения,
  2. этапу работы над материалом,
  3. эффективности использования возможностей учебника, обеспечивать прочность усвоения материала и контроль усвоения.

При анализе языкового материала следует обратить внимание на:

  1. качество представления материала, т.е. как данный материал изучается в
    рамках той или иной темы;
  2. способы работы с упражнениями;
  3. обратную связь;
  4. формулировки и типы заданий;
  5. наличие различных уровней сложности;
  6. способы контроля и отслеживания результатов;

*Зашифровать тему можно с использованием ассоциативного ряда.

Например, “Charming happy rest in snowy time merriment and songs” – начальными буквами зашифровано слово Christmas. Учитель предлагает свой ассоциативный ряд, а затем учащиеся сами пытаются зашифровать тему, используя слова-ассоциации. Таким образом, учителем выделяется только общая главная идея урока, а ребята формулируют тему сами, включаясь таким образом в процесс планирования урока.

4) Самостоятельно сформулированная тема. Один из способов записан выше. Вариантов самостоятельной формулировки темы может быть очень много. Например, незаконченная фраза. “Travelling is …” Таким образом, фраза, которую составит ученик, становится его девизом при изучении этой темы. Эта же фраза может стать названием будущего монологического высказывания по теме. Самостоятельное озаглавливание темы урока побуждает учеников выразить свое понимание изучаемых явлений.

6) Тема в стихах, позволяет настроить учащихся на творческую атмосферу на уроке, обратиться к ассоциациям, обобщить активную лексику.

В Книге для учителя даются только общие рекомендации по планированию темы урока. К тому же у преподавателя может быть и свое видение темы. Кроме того, необходимость изменения , либо дополнения подтем устной речи вызывается изменениями в нашей жизни (появление новых острых проблем, изменением условий жизни, переоценкой ценностей и др.) Важно также учитывать и условия, в которых работает учитель: особенность города или села, особенности учащихся и др. По этим же причинам могут претерпевать изменения и задачи: в тех или иных условиях они становятся более конкретными, реальными и аргументированными.

Несколько слов о формулировании задач к целостному перспективному плану.

Практические задачи: научить школьников рассказывать о своих покупках и беседовать в связи с возникающими ситуациями по теме. Развивающие задачи: развивать умение пользоваться опорами для формулирования высказывания, развивать также общемыслительные и речевые способеости учащихся. Воспитательные задачи: содействовать воспитанию культуры поведения в магазине. Образовательные задачи: расширять кругозор учащихся в процессе изучения темы. Думается, что реализация указанных и более конкретных поурочных задач будет способствовать организации иноязычного общения на уроке.

3. Анализ и корректировка календарно-тематического и поурочного планирования.

В итоге комплексного анализа темы очевидны определенные изменения в ее структуре и содержании. Теперь учитель может иначе скомпоновать материал темы, дополнить содержание подтем, а также изъять какую-то часть материала. Важно только, чтобы все изменения и дополнения были обоснованы и целесообразны.

4. Составление речевого эталона.

Учитель должен обладать максимально полным знанием темы, в том числе средств и способов выражения суждений. Можно предложить прием составления речевого эталона, который способствует анализу смыслового содержания темы, установлению соотношения между планом содержания и планом выражения и в конечном итоге повышению информированности учащихся через информированность учителя.

Речевой эталон – это предполагаемое конечное высказывание учащихся, сформированное в процессе обучения различным видам речевой деятельности. Это как бы спроектированная речь учащихся.

Составление речевого эталона обусловлено, главным образом, особенностями языка, тем фактором, что язык является средством формирования и формулирования мысли. Сама же мысль, требующая соответствующих средств, должна быть предварительно сформулирована учителем. Надо подчеркнуть, что трудность в обучении иностранному языку заключается в том, чтобы заставить ученика говорить на интересующую его тему нужными нам средствами. Использование речевого эталона позволяет хотя бы частично снять эту трудность.

С учетом сказанного содержание речевого эталона должно:

  • а) соответствовать программным требованиям к устной и письменной речи учащихся данной возрастной группы;
  • б) максимально включать как уже изученный, так и дополнительный языковой и речевой материал, а также новую информацию;
  • в) отвечать интересам учащихся, их жизненному опыту;
  • г) учитывать резервы данного возрастного периода и способствовать возникновению новых интересов, мотивов;
  • д) отражать в целом содержание выделенных подтем.

При составлении речевого эталона используются как действующий учебник иностранного языка, так и дополнительные пособия. Ведь известно, что создание учебника – процесс длительный и некоторая информация устаревает либо вообще не находит отражения в учебнике. Поэтому очевидно, что для составления речевого эталона важнейшее значение имеет умение учителя отбирать дополнительную информацию, Таким образом, сам процесс составления речевого эталона является для учителя стимулом к обогащению своих знаний в родном и иностранных языках.

Работа по речевому эталону пронизывает почти каждый урок по теме. На одном уроке на материале речевого эталона может отрабатываться техника чтения. На втором учитель использует отдельные фразы речевого эталона для проведения письменных упражнений. Речевой эталон может представлять не только графический, но и звучащий текст, на его материале проводится обучение аудированию.

Наличие речевого эталона позволяет учителю управлять процессом порождения иноязычного высказывания.

Дорогие коллеги, если вы преподаете иностранный язык в начальной школе, подготовьтесь к этому очень серьезно, у вас кроме книги и мела должно быть очень много дополнительного материала. Младшим школьникам интересно подержать игрушку, карточку, картинку в своих руках.

Урок 1. С чего начинать изучение иностранного языка?

К изучению иностранных языков, как и к любому другому важному и ответственному процессу, следует подходить максимально серьёзно. А это значит, что первым делом необходимо подготовиться. Но вопрос подготовки здесь не следует понимать как тривиальное приготовление учебных материалов, рабочего места и всевозможных тетрадок-ручек-карандашей.

Процесс подготовки будет включать в себя гораздо более сложные, но вместе с тем, интересные вещи.

Содержание:

Почему мы перечислили столько составляющих? Да по той простой причине, что если вы будете ещё до начала своего самостоятельного обучения иностранного языка иметь ясное представление о том, что для вас наиболее интересно в процессе работы, чего вы желаете достичь, что вас мотивирует и способствует раскрытию вашего потенциала, а также если вы будете уметь концентрироваться на процессе получения знаний, а сами занятия и упражнения станут для вас привычкой, то и результат всей вашей работы будет поистине впечатляющим. К тому же, вы сможете гораздо легче преодолеть напряжённость и стрессовое воздействие, оказываемое знакомством с незнакомыми иностранными словами и грамматическими конструкциями.

Итак, давайте рассмотрим все вышеперечисленные составляющие подготовки к изучению иностранного языка по порядку.

Постановка цели

Что же касается второго вопроса, то здесь ситуация пусть и не намного, но всё же сложнее: иностранный язык может понадобиться, если вы отправляетесь в туристическую поездку, если вы собираетесь переехать на ПМЖ в другую страну, если ваша работа связана или будет связана с международными командировками и если, в конце концов, вы являетесь полиглотом, и хотите знать как можно больше языков.

Любая из причин, по которым вы хотите изучать язык или языки, подразумевает и свой результат, и свою систему действий. Иначе говоря, вам нужно определиться с целью – овладеть основами нового языка, научиться разговорному, деловому или профессиональному общению, изучить язык во всех подробностях и т.д. В дальнейшем от этого будут зависеть те шаги, которые вы начнёте совершать на пути к достижению своей цели.

Особенно важно ещё и то, что ваша основная цель должна быть разбита на несколько более мелких, т.к. любой серьёзный план осуществляется поэтапно. Более мелкие – промежуточные цели также разбиваются на несколько этапов, состоящих из конкретных шагов.

Простой пример: вы поставили перед собой цель овладеть базой испанского языка за 6 месяцев. Полгода составляют приблизительно 25 недель. Вот и разбейте сначала эти 25 недель на 5 периодов по 5 недель, а после всю базу испанского языка, которую вы хотите освоить, разделите на 5 самостоятельных этапов. Затем и эти 5 этапов разбейте на отдельные шаги, которые вы будете совершать ежедневно. Получится, что на каждый день у вас будет иметься определённая задача. Ежедневное выполнение плана приведёт к выполнению недельного, а выполнение недельного приведёт к выполнению полугодового.

В качестве дополнительного материала, который может пригодиться вам durante sus estudios (попались?!), вы можете использовать несколько специализированных материалов нашего ресурса – это материалы по формированию навыка постановки целей и освоению навыка планирования.

Понимание своих собственных интересов

Чтобы лучше понять, что вам интересно, вы можете просто написать список того, что вам нравится, перечислив любимые способы времяпрепровождения, а затем расставив приоритеты. Собственно, чему вы присудите наибольший балл, то и следует использовать для своих занятий.

Инструментов же, исходя из индивидуальных предпочтений, можно отыскать массу. Да и ходить далеко для этого вовсе не нужно – если у вас дома есть компьютер, вы можете просто зайти в Интернет, набрать в поисковике интересующий запрос и ознакомиться с результатами – всевозможными специализированными ресурсами, на страницах которых имеются материалы для просмотра, прослушивания и чтения. Кроме этого можно пройтись по книжным магазинам в поисках нужных источников информации. На их прилавках тоже немало CD и DVD, а также обучающих книг по иностранным языкам.

Таким образом, проявив немного инициативы и креативности, вы снабдите самих себя именно теми инструментами для обучения, которые подойдут именно вам, а также сослужат хорошую службу. Настоятельно рекомендуем вам не упускать из виду этот момент, т.к. от него действительно зависит многое. А уже после того, как вы определились со своими интересами, можно переходить к вопросам самомотивации и самоактуализации.

Самомотивация

С точки зрения психологии мотивация является побуждением к действию, динамическим процессом, направляющим поведение человека. Если говорить касаемо нашего тренинга, то это ещё и формирование отношения к процессу изучения иностранного языка, а также к самому языку.

Если у вас не будет мотивации, вы просто ничего не станете делать, но если она есть, то ничто вас не остановит в достижении желаемого: если человек хочет сбросить вес, он начинает бегать и ходить в спортзал, если устал от того, что его обижают, начинает заниматься боксом, если хочет больше зарабатывать, меняет работу или открывает собственный бизнес. Точно так же и здесь – хотите общаться с иностранцами в своём городе, мечтаете приехать куда-нибудь на Кубу или Мексику и свободно общаться с местными, желаете смотреть зарубежные фильмы без перевода, фантазируете на тему того, как поражаете своих знакомых глубокими познаниями en français, English или i svenska – будете заниматься.

Самомотивация включает в себя немалое количество всевозможных способов, посредством которых вы можете воздействовать на себя таким образом, чтобы всегда иметь стимул к обучению, заряд бодрости и энергии, положительный настрой и желание двигаться вперёд.

Для начала отметим то, что ваши занятия должны проходить в соответствующей обстановке, способствующей именно занятиям, а не праздному времяпрепровождению. Во-вторых, если уж вы поставили перед собой задачу выучить иностранный язык, то должны всегда помнить о том, для чего вы это делаете, и исключить любые отвлекающие факторы, как-то: звонки друзьям, компьютерные игры, просиживание в социальных сетях, кричащие за спиной дети и т.п.

Ещё вы можете повысить свою мотивацию, если каждый день или каждую неделю будете как-то вознаграждать самого себя за учёбу, например, походом в кино или вечером, проведённым с друзьями. Сюда же можно отнести и использование мотивирующих материалов, и выполнение разносторонней деятельности и много чего ещё. Так что в дополнение к этой информации предлагаем вам познакомиться с рекомендациями по самомотивации, десятью способами самомотивации и вот этим интересным материалом.

Самоактуализация

О самоактуализации мы бы хотели сказать только то, что этот термин означает стремление человека максимально выявить и развить свои личные возможности. Кстати, нередко самоактуализация является основным мотивирующим фактором для человека, т.к. только посредством неё, согласно мнению многих психологов, человек получает возможность самореализоваться, обрести смысл жизни и стать той личностью, которой действительно хочет быть.

Работа со вниманием и концентрацией

Внимание и концентрация являются краеугольным камнем в процессе изучения любой науки или дисциплины. Внимание представляет собой избирательную направленность восприятия человека на какой-либо объект, а концентрация – это сужение объёма этого самого внимания и поддержание его на необходимом на данный момент уровне.

То, насколько человек способен концентрироваться во время выполнения того или иного действия, оказывает прямое воздействие на то, насколько эффективно данное действие выполняется и какой приносит результат.

Вы и сами прекрасно знаете, что если человек рассеян и не собран во время обучения и постоянно на что-то отвлекается, то учебный материал усваивается очень плохо и практически ничего не запоминается. И напротив, если учащийся собран и сосредоточен на занятии, то всё, что он узнаёт, откладывается в его сознании и не просто воспринимается, а осознаётся им. И в дальнейшем полученная информация будет полезна и при последующем обучении и в практической деятельности.

Но работать над своим вниманием и концентрацией нужно уметь, иначе будут иметь место такие явления как неспособность сосредоточиться, систематические ошибки, неспособность запоминать и усваивать изученный материал, повышенный уровень отвлекаемости, неспособность доводить начатое до завершения и даже отрицательное отношение к самому процессу обучения.

Очевидно, что всего этого стоит избегать. Но важнее всего то, что стать более внимательным и развить свою способность к концентрации можно научиться – для этого можно использовать специальные игры и упражнения. Поэтому рекомендуем вам посвятить немного времени изучению наших материалов на тему концентрации и внимания (найти их можно здесь и здесь).

И последнее, о чём мы поговорим – это привычка.

Формирование привычки

Для начала давайте вспомним: привычка является сформировавшимся способом поведения, реализация которого в конкретной ситуации становится для человека потребностью, побуждающей совершать те или иные действия.

Доподлинно известно, что привычка формируется в течение 21 дня. Это, естественно, не означает, что по прошествии трёх недель вы не будете испытывать затруднений, но положительный результат будет однозначно. Вы должны привить себе привычку заниматься – хотя бы час, но ежедневно, продуктивно, не отвлекаясь, вопреки другим хотениям и стремлениям. Для этого можно использовать всевозможные напоминалки, будильники, мотиваторы, поощрения, наказания и т.д.

Всего три недели систематических занятий и вы заметите, как старые привычки понемногу начинают отходить на второй план, уступая местно новым – нужным и полезным. К таковым можно отнести привычку заучивать несколько десятков слов в день, изучать особенности наиболее непонятных слов, смотреть фильмы и читать книги на иностранном языке, выполнять упражнения и даже общаться, в общем, делать всё, что связано с иностранными языками.

Но тему привычек и самой подготовки к изучению языков можно продолжать до бесконечности, каждый раз находя всё новые интересные факты и зацепки. Однако делать этого мы не станем (хотя сюда всё же порекомендуем заглянуть), а только заключим, что если перед началом своих занятий вы учтёте хотя бы половину того, о чём мы поговорили (лучше, конечно, всё), изучать любой выбранный вами язык будет намного проще и интереснее, а результаты, которых вы добьётесь, поразят вас самих.

И последнее: за основу в своём самостоятельном обучении мы рекомендуем вам взять метод изучения языков Китайгородской, являющийся очень эффективным. Он позволит вам уже в течение нескольких месяцев добиться существенных успехов в изучении иностранного языка. Во всех подробностях вы можете узнать о методе Китайгородской из этой статьи.

На этом мы подводим итог первому теоретическому уроку, а во втором перейдём уже к практической работе – мы рассмотрим методы и приёмы запоминания иностранных слов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок иностранного языка.

1.сущность урока ия и его методическое содержание

2.определение задач урока и подготовка языкового материала

3.целенаправленность и содержательность урока ия

4.структура урока ия и его организация

5.формы взаимодействия учителя и учащегося на уроке ия

6. тематическое и поурочное планирования

Урок - основное звено процесса обучения, на котором осуществляется решение конкретных практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач, обеспечивающих достижение конечных целей. Особенность урока ИЯ заключается в том, что он - не самостоятельная единица учебного процесса, а звено в цепи уроков. В этом цикле уроков осуществляется динамика учебного процесса: то, что было целью предыдущего урока, становится средством последующего, что обусловливает тесную взаимосвязь уроков и обеспечивает поступательное движение к конечным учебно-воспитательным целям .

Урок иностранного языка имеет свою специфику, которая определяется самим содержанием предмета, практической направленностью обучения и тем, что иностранный язык выступает не только как цель, но и как средство обучения.

Основными психолого-педагогическими и методическими требованиями к современному уроку иностранного языка являются коммуникативность, индивидуализация процесса обучения, речевая направленность заданий, ситуативность обучения, новизна.

Основа для построения урока - это совокупность научных положений, определяющих его особенности, структуру, логику и приемы работы. Эту совокупность называют методическим содержанием урока.

1.Коммуникативность. Если необходимо научить человека общаться на иностранном языке, то учить этому нужно в условиях общения. Это значит, что обучение должно быть организовано так, чтобы оно было подобно процессу общения (коммуникации). Только в этом случае будет возможен перенос сформированных навыков и умений: учащийся сможет действовать в реальных условиях.

2.Индивидуализация. В процессе обучения речевой деятельности личностная индивидуализация приобретает чрезвычайную значимость, ибо безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Она тесно связана с сознанием, со всеми психическими сферами человека как личности. Нельзя эффективно обучать речевой деятельности, не обращаясь к индивидуальности учащегося. Следовательно, учителю необходимо изучить учеников класса, их интересы, характеры, взаимоотношения, жизненный опыт, мотивационную сферу и многое другое, сведя все данные в специальную схему-таблицу - методическую характеристику класса (МХК), которая и используется при подготовке и проведении урока. Сложность заключается в том, что эти знания нужно использовать при определении содержания упражнений и их организации. Не только содержание обучения, но и одни и те же приемы и методы по-разному влияют на учащихся в зависимости от их индивидуальных особенностей. Например, парная работа не даст никакого эффекта, если "собеседники" данной пары не питают симпатии друг к другу; бессмысленно предлагать классу задание - обращаться с вопросами к ученику, если речевой статус его в коллективе низок; не стоит подгонять флегматика или предлагать индивидуальное задание тому, кто по характеру общителен и любит беседу в группе.

Индивидуализированные задания удобно задавать на дом. В этом случае происходит сочетание индивидуального обучения групповым: ученик рассказывает в классе то, что выучил дома.

3.Речевая направленность урока Речевая направленность, прежде всего, означает практическую ориентацию урока, как и обучения в целом. Общепринято, что нельзя, например, научиться читать, усвоив только правила чтения и выучив слова, или говорить, - усвоив лишь правила грамматики. Именно практической речевой деятельности следует посвящать почти все время урока. Речевая направленность означает также речевой характер всех упражнений. Занятость учащегося практическими речевыми действиями еще не обеспечивает эффективного обучения, ибо обучение речевой деятельности возможно только посредством действий речевого характера. Речевая направленность предполагает и мотивированность высказывания. Человек всегда говорит не только целенаправленно, но и мотивированно, т.е. ради чего-то. Естественная мотивация в учебном процессе полностью не всегда достижима. Следует избегать использования на уроке ИЯ фраз, которые в реальном общении никогда не звучат.

4.Ситуативность . Ситуативность обучения иностранному языку требует, чтобы все произносимое на уроке как-то касалось собеседников - ученика и учителя, ученика и другого ученика, их взаимоотношений. Ситуативность - это и есть соотнесенность фраз с теми взаимоотношениями, в которых находятся собеседники. Ситуативность - условие, жизненно важное для обучения говорению. Ситуация это стимул к говорению. Итак, ситуативность как компонент методического содержания урока определяет следующие положения:

ситуация общения на уроке может быть создана лишь в том случае, если она будет основываться на взаимоотношениях собеседников (учеников и учителя);

ситуативность является необходимым условием не только при развитии речевого умения, но и в процессе формирования навыков, т.е. в подготовительных упражнениях (лексических и грамматических).

5.Новизна. Иностранным языком невозможно овладеть только путем интенсивного заучивания, поскольку это, во-первых, неэффективно: можно выучить массу диалогов и текстов и не уметь говорить на иностранном языке, а во-вторых, неинтересно. Есть другой путь - непроизвольное запоминание. Этот путь требует такой организации работы, при которой подлежащий запоминанию материал включен в деятельность, содействует достижению цели этой деятельности. При обучении говорению на иностранном языке принцип новизны предполагает постоянную вариативность речевых ситуаций, которая нужна для того, чтобы подготовить учащегося к "встрече" с любой новой ситуацией, а не только с той, которая встречалась на уроке. Достигается такое умение путем постоянного варьирования речевых ситуаций, путем замены в речевой ситуации каждый раз какого-то нового компонента.

Суммируя изложенное, можно сказать,новизна как компонент методического содержания урока иностранного языка является одним из главных факторов, обеспечивающих интерес учащихся. Здесь имеется в виду новизна содержания учебных материалов, новизна формы урока (урок-экскурсия, урок-пресс-конференция), новизна видов работы.

Каждый урок должен обеспечивать достижение практической, образовательной, воспитательной и развивающей целей через решение конкретных задач. Следовательно, первое, с чего должен начать учитель, это с определения и формулирования задач урока, опираясь на книгу для учителя. В ней, как правило, сформулированы практические задачи, которым легко можно придать конкретный вид, связав их с определенным языковым материалом, например:

тренировать учащихся в употреблении новой лексики (указываются слова); учить вести беседу по теме (указывается тема);учить выражать свое мнение, используя следующие выражения (перечисляются);

Поскольку воспитательная, образовательная и развивающая цели осуществляются через иностранный язык, то только практическое овладение ими делает возможным реализацию этих целей. Так, например, усвоение речевого этикета на иностранном языке: знакомство, приветствие, выражение благодарности и т.д. - оказывает воспитательное воздействие на ребят, учит их вежливости и тактичности. Чтение иноязычных текстов, освещающих разные стороны действительности страны изучаемого языка, обеспечивает расширение кругозора учащихся и тем самым достижение образовательной цели.

При современной тенденции учить учащихся учиться, важно доводить до них задачи урока, так как они должны быть учащимися приняты. Задачи необходимо "перевести" с методического языка на язык учащихся. Для этого, во-первых, нужно привлечь их внимание к тому, что связано с использованием языка в речевой деятельности. Следует придать формулировке конкретный вид, нужно учитывать возрастные возможности учащихся.

Целенаправленность урока предполагает также выделение "вершин" урока, его кульминаций. Их может быть от одной до трех по количеству задач, связанных с речью.

Ответственным моментом целенаправленного урока является его завершение. Учащиеся должны видеть, ощутить, чему они научились на уроке, дать оценку деятельности, психологически и фактически подготовиться к самостоятельной работе вне урока. Поскольку учащиеся к концу урока устают, подведению итогов следует придать форму, снимающую усталость. Наилучшим способом подведения итогов считается включение приобретенных знаний, навыков в игровую деятельность типа языковой игры, например, отгадать слово; подобрать рифму к усвоенным словам.

Требования к содержательности урока охватывают следующие моменты: во-первых, значимость самого материала, которым оперируют на уроке (доминанта содержания); во-вторых, адекватность приемов и упражнений задачам урока; в-третьих, оптимальное соотношение тренировки учащихся в усвоении материала и его использовании в речи.

Используемые на уроке примеры - это фрагменты общения, поэтому они должны быть связаны с личностью обучаемых и самого учителя. Включение жизненного опыта учащихся в общении значительно мотивирует усвоение материала на уроке.

Содержательность на уроке определяется также подбором приемов и упражнений, точно соответствующих поставленным задачам. Под соответствием задачам имеется в виду для устной речи учебные ситуации общения, для чтения - характер текстового материала. Под учебной ситуацией понимается специально созданные условия, обстоятельства, система взаимоотношений собеседников в целях учебно-воспитательного воздействия на учащихся при осуществлении речевых действий на иностранном языке.

Учебная ситуация должна быть по возможности адекватна реальной ситуации общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление. Учебная ситуация должна быть предельно ясна учащимся. Это значит: четко определена задача (о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить, опровергнуть и т.п.). В результате, учащиеся знают то, что от них требуется, что они могут или должны сделать, так как выполнение задания обеспечено конкретным языковым (слова, словосочетания, структуры) и речевым (готовые речевые клише) материалом, усваиваемым или усвоенным. Учебная ситуация должна способствовать формированию у школьников таких качеств как ответственность за выполнение задания, аккуратность и добросовестность, должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у учащихся интерес к заданию и желание его выполнить.

Итак, содержательность урока иностранного языка в плане развития устной речи определяют точно подобранные в соответствии с задачами урока и особенностями учащихся ситуации, и, конечно, языковой и речевой материал в этом случае становится мотивированным, а его применение - естественным. Требования к содержательности урока предполагают осознание материала и действий с ним, чтобы учащиеся видели смысл в выполнении заданий по изучаемому языку.

Урок как организационная единица обучения длится 40 - 45 минут. Структура его должна быть гибкой. Она определяется этапом обучения, местом урока в серии уроков, характером поставленных задач. В структуре урока должны быть инвариантные, т.е. стабильные, и вариативные моменты. Структура любого урока по иностранному языку включает: начало, центральную часть и завершение.

Центральная часть урока выполняет главную роль в решении его задач. Именно здесь учащиеся получают новые знания и расширяют свой речевой опыт.

На начальном этапе обучения, как правило, решается несколько задач, а поэтому центральная часть урока носит дробный характер. Все виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо) поддерживают друг друга и строятся на общей языковой базе активного языкового минимума. Другими словами, младшим школьникам на уроке иностранного языка нужно послушать, поговорить, почитать и пописать. Соотношение в использовании каждого из указанных видов деятельности должно быть в пользу устной речи.

На среднем этапе обучения в основном сохраняется такая структура центральной части урока. Однако уже возможны уроки с более цельной структурой, что связано с увеличением удельного веса чтения и возможностью решения одной задачи на уроке, например, беседа по домашнему чтению.

На старшем этапе явно преобладают уроки с цельной центральной частью, посвященной решению одной задачи. Но это не значит, что на старшем этапе не может быть уроков смешанного типа, хотя они составляют скорее исключение, чем правило.

Завершающей частью урока иностранного языка является подведение итогов, т.е. наглядная демонстрация того, что учащиеся усвоили на уроке с привлечением игровых моментов. В завершающий этап входит, как правило, и постановка домашнего задания с необходимыми разъяснениями со стороны учителя.

Атмосфера общения является ведущей чертой современного урока ИЯ. При обучении общению важен речевой контакт, учитель и ученики должны стать речевыми партнерами. Более того, "современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика" (Куманев А. А).

Атмосфера общения нужна для того, чтобы создать условия, адекватные, подобные реальным: иначе получается, что мы обучаем общению вне общения (Пассов Е. И). Задача учителя состоит в том, чтобы придать обучению (как специально организованному процессу) характер, форму общения. Формы общения могут быть разными.

Особый эффект, по мнению Роговой Г.В., дает сочетание индивидуальных форм с коллективными формами. Само понятие "коллективная форма" емкое.

Оно охватывает массовую форму, при которой вся группа выполняет одно задание, как правило, речевого рецептивного (аудируют, читают) характера; хоровую форму, когда вся группа выполняет устно работу тренировочного плана; работу в малых группах (подгруппах) с разной наполняемостью: два, три, четыри, пять участников.

Указанные коллективные формы организации учения увеличивают активное время учащихся на уроке, их общение друг с другом, однако они возможны при условии четкой организации её со стороны учителя.

1.2 Планирование учебной работы

Планирование - это обязательный компонент работы. В области обучения иностранным языка, цели программы могут быть достигнуты только при регулярной работе по строго намеченному и продуманному плану.

Благодаря планированию достигается правильная рациональная организация учебного процесса, становится возможным рациональное использование учебников и учебных пособий; осуществляется учет требований программ; растет авторитет учителя.

Благодаря планированию появляется возможность вовлечь всех учащихся в учебный процесс; появляется возможность предвидеть и учесть результаты работы. План чётко предусматривает совокупность умений и навыков в их последовательности и развитии. Планирование позволяет дозировать учебный материал и распределить его в хронологии.

Прежде чем приступить к планированию, лучше поговорить с прежним учителем. К планированию приступают в августе: с 15.08. по 25.08. Подводят итог прошедшего года.

годовые (календарные). Наиболее приблизительный разброс учебного материала;

тематический (план серии уроков по данному параграфу или теме);

Годовой план требуется редко. Он позволяет определить языковое содержание учебного процесса.

При составлении планов учителя принимают во внимание:

программу по иностранному языку для средней школы и программу для данного года обучения;

учебный комплекс по иностранному языку для данного года обучения;

подготовку учащихся по иностранному языку, а также общий уровень их знаний;

перспективы работы на следующем уроке, так и в следующей четверти и следующем году;

ступени обучения и возрастные особенности учащихся.

Календарный план работы по четвертям составляется большей частью институтами учителей и метод-объединениями школы. Учитель иностранного языка получает его уже готовым. Особенность и удобство этого плана в том, что он указывает на объем работы не только на каждую четверть, но и на каждую неделю данного года обучения (табл.1).

Подготовительная работа

Во-первых, выделите несколько часов в своем календаре для этой задачи. Если вы собираетесь учить первый иностранный язык, оцените свои приоритеты в обучении: спросите себя, насколько важно для вас достижение этой новой цели, насколько это будет полезно для вас, как знание нового языка повлияет на ваше будущее, где вы хотели бы оказаться в конце года или через два года с этим проектом.

Если вы уже изучаете язык какое-то время, первым делом нужно пересмотреть свои достижения за последний год. Вы достигли своих целей ? Если они, конечно, у вас были. Каковы были ваши успехи? Что не получилось? Что пошло не так? Как вы можете улучшить свой план на этот раз? Такой ежегодный обзор поможет точно оценить, где вы находитесь, чтобы определить, в каком направлении двигаться дальше. Он также расскажет, что сработало — и на эти стратегии можно будет опереться в этом году — и от чего следует избавиться на этот раз.

В этом может быть полезен языковой дневник, и если вы его не ведете, сейчас самое время его завести.

Определите свой текущий уровень

В этом может помочь шкала CEFR . В соответствии с этой шкалой различают следующие уровни:

A Элементарное владение

  • A1 Уровень выживания
  • A2 Предпороговый уровень

B Самодостаточное владение

  • B1 Пороговый уровень
  • B2 Пороговый продвинутый уровень

C Свободное владение

  • C1 Уровень профессионального владения
  • C2 Уровень владения в совершенстве

Оценку знаний можно провести самостоятельно либо записаться на официальное тестирование.

Чего вы хотите достичь?

Чего вы хотите достичь до конца года? Запишите, сколько времени у вас имеется на ежедневную языковую деятельность. Обозначьте все свои языковые цели . Для каждой цели необходимо определить возможные шаги, которые вы предпримете для ее достижения. Если вы хотите уметь общаться, как вы собираетесь практиковаться? С другом, который говорит на этом языке, или с помощью репетитора? Когда? Будет ли это вечером, после возвращения с работы, или утром, когда вы бодрствуете? Чем конкретнее вы будете, тем лучше.

Здесь я предложу интересную технику обратного планирования.

  • Запишите свою конечную цель. Чего конкретно вы хотите достичь и к какому сроку? (К июлю 2021 года я хочу свободно говорить на итальянском, потому что это дата, когда я переезжаю в страну.)
  • Спросите себя, какие вехи нужно пройти до этого. Что нужно делать и к какому сроку нужно достичь своей конечной цели? (К июню 2021 года я должен успешно сдать экзамен на уровень C1.)
  • Что нужно выполнить до этой цели? (Я должен изучать итальянский 3 часа в неделю.)
  • Что нужно сделать, чтобы убедиться, что предыдущая цель достигнута? (Я должен записаться на курс итальянского.)
  • Продолжайте таким же образом двигаться в обратном направлении. (Я должен попросить разрешения заканчивать работу раньше 3 раза в неделю).
  • Продолжайте, пока не определите самый первый этап.

Разбейте цели на простые задачи

Теперь, когда у вас есть четкое представление о том, чего вы хотите достичь, разбейте эти большие пугающие цели на простые задачи, которые вы запишете в свой дневник. Это позволит ежедневно концентрироваться на краткосрочных учебных целях. Так вы сможете понимать, что идете по плану и несете за этот план ответственность, установив крайний срок для этих задач.

К настоящему времени вы будете знать, что вы хотите узнать, доступные временные интервалы, ваши дедлайны. Единственное, что осталось, — это записать свой план в одном месте. Вы можете использовать блокнот или компьютер. Используя систему Pomodoro , разделите свое время на двадцатипятиминутные интервалы и назначьте каждому интервалу языковое задание. Не забудьте выделить не менее двадцати процентов своего времени на повторение и доработку.

Действие

Теперь все на месте: вы знаете свой текущий уровень, определили свою конечную цель, разбили промежуточные цели на небольшие задачи, составили расписание. Теперь осталось только действовать — просто начните выполнять задачи, записанные в вашем дневнике.

Создавайте привычки

Если вы искренне хотите добиться успеха, нужно быть последовательными и разорвать цикл новогодних обещаний, которые так и остаются на уровне планов. Необходимо регулярно заниматься изучением языка в соответствии с установленным расписанием. Это единственный способ добиться эффективного прогресса. Боюсь, волшебной палочки не существует.

Говорят, что на формирование привычки уходит 28 дней. Итак, вам следует упорствовать до тех пор, пока обучение не станет естественной частью вашей повседневной жизни, и тогда не нужно будет принуждать себя. Можно поделиться планами с окружающими, чтобы связать себя обещаниями.

Разработка представляет собой полное описание этапов работы с текстом на уроках английского языка, предлагаюся упражнения в зависимости от вида чтения.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_etapy_raboty_s_tekstom_na_urokakh_angliyskogo_yazyka.docx 22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Медведева Олеся Львовна,

ГБОУ школа-интернат № 576,

Этапы работы с текстом на уроках английского языка.

Чтение – это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, доступности и важности, т.к. именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма.

Следует отметить, что навыки восприятия письменной речи (навыки понимания прочитанного) крайне важны ещё и потому, что в повседневной жизни мы очень часто имеем дело с письменными образцами – это чтение книг, периодических изданий, просмотр кинофильмов, работа в Интернете и т.д.

Согласно Обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, в процессе обучения чтению учащиеся к концу 11-ого класса должны овладеть следующими умениями:

- умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;

- умение найти в тексте необходимую информацию;

- умение полно и точно понять сообщаемую в тексте информацию;

- умение применять знания о структуре и функциях языка при анализе текста.

Для того чтобы текст стал реальной и продуктивной основой обучения всем видам речевой деятельности, важно научить обучающихся работать с текстом, в связи с чем предпочтительно обращать внимание на все 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социо-культурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Немаловажное условие успешного проведения дальнейшей работы с текстом - создание доброжелательной атмосферы в классе, поэтому учитель на предтекстовом этапе должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым, создавая положительную мотивацию. Приёмы оперирования с материалом текста и соответствующие упражнения на предтекстовом этапе предназначаются для дифференциации языковых единиц и речевых образцов, их узнавания в тексте, овладения различными структурными материалами (словообразовательными элементами, видо-временными формами глагола и т.д.) и языковой догадкой для формирования навыков прогнозирования.

Цели: определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; создать необходимый уровень мотивации у учащихся; сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Примеры некоторых упражнений и заданий:

1.Работа с заголовком : определить тематику текста; перечень поднимаемых в нем проблем; ключевые слова и выражения.

2.Использование ассоциаций, связанных с именем автора:

- К какому жанру можно отнести текст?

- Кто будет главным героем, его профессия, национальность?

- Где и в какое время может происходить действие?

3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций.

4. Работа с новой лексикой и определение тематики/проблематики текста на основе языковой догадки.

5. Прочитать вопросы/утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.

6. Ответить на вопросы до чтения текста.

Цели: проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Примеры некоторых упражнений и заданий:

1 . Найди /выбери /прочти /соедини /вставь:

- ответы на предложенные вопросы;

- подтверждение правильности /логичности утверждений;

- подходящий заголовок к каждому из абзацев;

- подходящие по смыслу предложения, пропущенные в тексте;

- предложения со следующими словами /грамматическими явлениями;

- описание внешности /места /события /отношение.

- о значении слова по контексту;

- какая дефиниция /перевод наиболее точно отражает значение слова в данном контексте;

- как будут развиваться события во 2 главе /части текста.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля за степенью сформированности умений чтения и возможного использования полученной информации в будущей профессиональной деятельности.

Цель: использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой), содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Упражнения и задания:

1.Опровергни мои утверждения или согласись с ними.

4.Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ.

5.С какими из данных выражений был бы согласен автор.

6.Составь план текста, выделяя его основные мысли.

7.Расскажи текст от лица главного героя /наблюдателя и т.д.

8.Кратко изложи содержание текста /составь аннотацию/дай рецензию на текст.

9.Придумай новый конец текста.

При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам и т. д. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.

Поисковое чтение ориентировано на чтение газет и литературы по специальности. Его цель - быстрое нахождение в тексте или в массиве текстов вполне определенных данных (фактов, характеристик, цифровых показателей, указаний). Оно направлено на нахождение в тексте конкретной информации.

Таким образом, опираясь на цели каждого вида чтения и следуя этапам работы с текстом, можно предложить некоторые задания в зависимости от вида чтения:

Читайте также: