В какой период изучается в школе русский язык как системное явление система систем

Обновлено: 07.07.2024

Язык – это определенная система, так как он обладает тремя признаками системы:

а) состоит из элементов или единиц;

б) эти элементы связаны друг с другом: одна единица языка входит в состав другой (звуки – в состав морфем, морфемы – в состав лексем, лексемы существуют в определенных формах, из них составляются словосочетания, из словосочетаний – предложения);

в) элементы языка составляют нечто целое – сам язык, который существует как единство входящих в него единиц. При изменении или утрате одного элемента изменяется или разрушается вся система языка.

Язык – это и определенная структура, так как в нем выделяют определенные уровни и ярусы, соответствующие единицам языка.

Язык – теоретическая структура существующая в сознании носителей языка.

Речь – язык действий (практическое применение языка).

Язык обнаруживает себя только в речи и через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Принято говорить, что язык выражается (реализуется, функционирует) в речи. Язык (языковая система) и речь в совокупности образуют единый феномен языка. Речь, таким образом, - это воплощение языковых средств, процесс функционирования языковой системы, это язык в действии. Речь понимается двояко: как процесс говорения, происходящий в звуковой или письменной форме, и как результат этого процесса, реальное речевое произведение. В речи действуют определенные нормы, соответствующие уровням и единицам языка. Орфоэпические нормы действуют в устной речи. Орфографические и пунктуационные нормы – в письменной речи. Все остальные виды норм важны как для устной, так и для письменной формы речи.

Вопрос 2. Богатство русского языка. Формы существования русского языка: устная и письменная речь.

Русский язык относится к числу наиболее развитых языков мира, на нем написана богатейшая литература, отразившая исторический опыт великого русского народа и достижения всего человечества. Богатство русского языка проявляется на всех языковых уровнях.

На фонетическом уровне оно заключается в разнообразии звуков, богатстве ударения и интонации. По мнению ученых, русский язык входит в число наиболее музыкальных языков мира благодаря следующим своим характеристикам:

1. В нем имеется большое число гласных звуков, организующих слог и ритм слова.

2. Четвертая часть всех слов русского языка состоит из сонорных согласных, наиболее близких к гласным, которые также придают звучанию музыкальность.

3. Признаком музыкальности языка является и наличие большого числа мягких согласных. Почти каждый русский твердый звук имеет мягкий полный вариант.

Считается, что русский язык имеет сложное произношение. Главная причина этого – скопление согласных и наличие парных по твердости-мягкости согласных. В русском языке ударение разноместное, т.е. может падать в разных словах на разные слоги, и подвижное, т.е. может передвигаться в одном и том же слове при его изменении.

На морфемном уровне русский язык отличает богатство суффиксов: уменьшительный (-ик), ласкательных (-чек), увеличительных (-ищ), пренебрежительных (-ёнк), суффиксов производителя действия (-тель), носителя признака (-ик), ослабленной степени качества (-оват). Разнообразны и другие приставки. В одном слове может быть до трех приставок: по-при-от-крывать.

Богат русский язык и на уровне словообразования: в нем множество моделей для создания новых слов, особенно в области приставочно-суффиксального словообразования. Пример, слово голубь, слова образованные от него: …

На лексическом уровне русский язык отличается, во-первых, огромным словарным запасом. Словарь современного русского литературного языка (Большой Академический Словарь – БАС) включает более 110.000 слов, Словарь русских народных говоров – 102.000 слов, Большой словарь иностранных слов – около 30.000 слов, пользующийся большой популярностью Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля – более 200.000 слов. Даже если учесть, что названные словари в названных словарных статьях могут пересекаться, лексическое богатство русского языка не подвергается сомнению.

Во-вторых, в русском языке развита полисемия, т.е. многозначность. Так, 80% слов русского языка имеют не одно, а несколько значений.

В-третьих, наличие огромного словарного запаса и полисемии создало базу для развития синонимии и антонимии. Большое количество синонимов (слов, близких по значению) и антонимов (слов, противоположных по значению) украшает и обогащает русскую речь.

Фразеологическое богатство русского языка проявляется как в наличии большого количества собственно русских фразеологизмов (положить в долгий ящик; ткнуть пальцем в небо), так и в усвоении русским языком многочисленных заимствованных устойчивых выражений: греко-латинских (ахиллесова пята), библейских (зарыть талант в землю), фразеологизмов из западноевропейских языков (игра не стоит свеч).

В области морфологии свойственно богатство словоформ, в частности, разветвленная система склонения: 3 типа склонения существительных, 6 падежей и 2 числа – русское склоняемое существительное имеет 12 форм. Кроме этого, в русской системе склонения развита вариативность падежных окончаний: в родительном падеже ед.ч.; в предложном падеже ед.ч.; в именительном падеже мн.ч. Богат русский язык и в области глагольного формообразования (простые и сложные формы будущего времени, наличие причастных и деепричастных форм и т.д.).

Русский язык отличается стройным синтаксисом: словосочетание строится на основе трех видов связи (согласование, управление, примыкание), предложения по структуре делятся на простые и сложные, простые предложения по составу – на односоставные и двусоставные, сложные по наличию-отсутствию союзов – на союзные и бессоюзные, союзные по отношению между частями – на сложноподчиненные и сложноподчиненные.

Богатство русского языка проявляется и в большом разнообразии его стилистических средств (тропов и фигур речи), с помощью которых поэты и писатели создали художественные тексты мирового значения. Русская художественная литература – одна из самых развитых в мире.

Вопрос 3. Структура национального языка: литературные и нелитературные компоненты, их различия на разных языковых уровнях.

Диалект (говор) –речь сельского населения, ограниченная определенной территорией проживания её носителей.

Говоры отличаются фонетически, словообразованием.

Векша (белка) лексический уровень

Спелая картофель фонетический уровень

Иду тебя увидевши синтаксический уровень

Просторечье – неправильная речь малограмотных представителей городского населения (не ограниченная территорией проживания её носителей, являющаяся характеристикой малообразованного человека).

Отличия от литературного языка:

1. Фонетический уровень – редукция (ослабление гласных или согласных). Неправильное произношение слов. Неправильное ударение.

2. Словообразовательный уровень – лишние приставки (всё за-зря). Уничижительная (оскорбляющая) лексика характерна в просторечье.

3. Морфологический уровень – разговорные формы. Неправильно используется род, число. Склонение несклоняемых существительных. Неправильные формы глагола.

4. Синтаксический уровень –неправильное построение словосочетания (с ребенком проходите) – нет подлежащих и сказуемых.

Сгореть – попасться;

Медведь – сейф;

Медвежатник – человек, вскрывающий сейфы.

Арго – тайный уголовный язык. Язык – шифр. Некоторые арготизмы вошли в просторечье. Массово стали входить в сталинское время.

Сленг – молодежный язык (возрастные рамки 13-19). Способ шифровки.

Важные функции:

а) самоидентификация и идентификация;

При переходе в другие возрастные рамки надобность в сленге отпадает сама по себе. Меняется на студенческий сленг. Меняется при переходе к другим социальным обстоятельствам. Не ограничен по профессии. Образуется путем сложения основ: спиногрыз.

Литературный язык – язык образованного слоя населения, он является высшей формой существования национального языка, его ядром.

Отличия литературного языка от не литературного:

1. Литературный язык ничем не ограничен: ни территориально, ни социально, ни профессией человека, ни возрастом человека.

2. Литературный язык обслуживает все сферы деятельности человека: быт, культуру, политику, науку, производство, законодательство и т.д.

3. Диалекты, жаргоны и просторечье существуют лишь в устной форме, литературный же язык реализуется и в устной и письменной формах.

Устная речь – это обычно не подготовленная, спонтанная речь. Она создается в процессе говорения. Особенности: а) свобода в выборе слов, словесная импровизация, использование словесно бытовой лексики; б) простой синтаксис, отсутствие причастных и деепричастных оборотов и др. сложных конструкций; в) возможна незаконченность в выражении мыслей.

Письменная речь – это подготовленная, обдуманная речь, при этом возможна правка текста. Особенности: а) строгий отбор лексики и фразеологии. Преобладание книжной лексики, точность и правильность выражения ; б) сложный синтаксис, использование всех видов сложных предложений; в) логическая стройность и законченность высказывания.

Литературный язык имеет следующие основные характеристики:

1. Нормированность – наличие определенных норм;

2. Письменная фиксация;

3. Кодификация норм;

4. Стремление к устойчивости, к сохранению общекультурного наследства и литературно-книжных традиций;

5. Способность не только обозначать всю сумму знаний, накопленных человечеством, но и осуществлять отвлеченное логическое мышление;

Приложение (анкеты, буклет) ………………………………….

Введение

«Родной язык нам должен быть главною основою и

Петр Андреевич Вяземский,

русский поэт, литературный критик,

Моя исследовательская деятельность под руководством учителей началась еще в начальных классах. За это время были работы по литературе, краеведению, журналистике, географии, иностранному языку. Все работы, за исключением последней, написаны на моем родном языке, то есть на том, на котором говорю, пишу, мыслю, словом, с которым я – одно целое. Но вот работы по русскому языку нет. Это и подтолкнуло меня к ее написанию.

Цель работы – анализ роли и места русского языка в системе остальных предметов школьного курса и доказательство его важнейшего значения в образовательном процессе российской школы.

Объект исследования – русский язык как предмет общеобразовательного курса современной российской школы.

Задачи:

изучить учебный план МБОУ СОШ № 10 г. Павлово,

провести анкетирование учеников разного возраста на предмет важности с их точки зрения данного учебного предмета.

Методы исследования:

сбор информации (работа с различными источниками: научная литература, нормативно-правовые акты, Интернет-ресурсы),

анализ и обобщение информации.

В самом начале работы нужно определить базовые понятия, с которыми придется сталкиваться при поиске и обработке информации.

Средняя общеобразовательная школа – учебно-воспитательное учреждение, имеющее целью дать учащимся систематизированные знания основ наук, а также соответствующие умения и навыки, которые необходимы для получения в дальнейшем профессиональной подготовки и высшего образования 1 .

Обучение – педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими и специальными 2 .

Учебный план – это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени. Если иметь в виду общеобразовательную среднюю школу, то в ее учебном плане определены следующие данные:

1) полный перечень (список) учебных предметов по годам обучения;

2) количество часов (уроков), отводимых на каждый предмет на неделю, учебный год и за все годы обучения, например, на родной язык, математику, физкультуру и т.д.;

3) периоды производственной практики, лагерных сборов;

4) продолжительность учебных четвертей и каникул 1 .

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут найти применение на уроках русского языка, на классных часах и родительских собраниях, а также на педсоветах и методических объединениях учителей русского языка.

Какова роль русского языка в системе предметов общеобразовательного курса в современной школе?

Русский язык как учебная дисциплина: история и современность.

Русский язык как учебная дисциплина имеет многовековую историю. Древнерусский язык, сформировавшийся на землях Киевской Руси, в IX-XII веках утвердился в качестве средства общения восточных сла­вян, а также других географически соприкасавшихся с ним народностей. В последующий период он стал языком государственности не только самой Киевской Руси, но и Литовского и Молдавского княжеств и лег в основу единого церковно-славянского языка (языка Православной церкви). В 988 году в Киеве было учреждено первое на Руси образовательное учреждение, вторая подобная школа на Руси была создана в 1030 году в Новгороде при Софийском соборе 2 .

Во второй половине ХVIII века сеть российских учебных заведений расширилась: в каждом губернском городе учреждали главные училища с 4-мя классами образования, а в уездных центрах – малые народные училища с 2-мя классами. Было введено предметное преподавание, в том числе русского языка, появились первые методики преподавания и учебные планы.

В последнее десятилетие существования Российской империи количество школ с обучением на русском языке и число их учеников особенно стало увеличиваться, совершенствовалась и система управления учебными заведениями. В учебные программы в качестве обязательных предметов входили русский язык и чистописание.

Для сравнения. В царской России в 1900 году свыше 90% учащихся начальных школ получали образование на русском языке, в Советской России уже в 1925 году эта доля уменьшилась на 1/3. Русский язык при этом не был обязательным предметом в школах с обучением на национальных языках.

В конце 1930-х годов был взят курс на русификацию образовательных учреждений, в связи с чем Совнарком принял постановление о постепенном переводе обучения на русский язык. Он был также восстановлен в качестве обязательного учебного предмета в национальных школах.

Я считаю, что важнейшей причиной той безграмотности, какая имеется среди учащейся молодёжи, является преступная политика Наркомпроса в отношении русского языка…

Насаждалась безграмотность и постоянным сокращением количества часов русского языка в учебных планах школ, и нелепыми программами, и безграмотными грамматиками…

Все учителя школ, и даже преподаватели русского языка, не мобилизованы на борьбу за грамотность. Ученики пишут в тетрадях много по истории, по географии, по естествознанию. Преподаватели этих предметов не исправляют ошибок учащихся, даже в письменных работах. Ученик привыкает писать неграмотно.

Роль русского языка в системе образования повысилась в послевоенный период в связи с переходом к всеобщему 7-летнему образованию. Увеличению доли школьников, получающих образование на русском языке, способствовало принятие в 1958 году закона, согласно которому изучение национальных языков и обучение на них стало добровольным. В последующие 20 лет (с 1960 по 1980 годы) были приняты ещё 4 постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о расширении функционирования русского языка в национальных школах. К концу 1980-х годов почти во всех средних общеобразовательных школах (98%) работали кабинеты русского языка и литературы, в том числе в каждом шестом из них имелось лингафонное оборудование. Постоянно увеличивался выпуск соответствующей учебно-методической литературы, и расширялась подготовка учителей-русистов.

В советский период преподавание русского языка велось на серьезном уровне. По мнению авторов учебников и Министерства образования СССР, количество часов позволяло в полном объеме пройти государственную программу.

Российская школа (с 1990г. – до сего времени) стала преемником, но внесла свои коррективы, в том числе, к сожалению, и негативные в плане уменьшения часов на изучение русского языка.

Классы

1990-1995

2000-2005

Итого:

29

25

23 27

Однако есть опасения, что количество часов уменьшится. Планируется уроки русского языка и литературы для старшеклассников объединить в один предмет – словесность. Реформа школьного образования предполагает постепенную замену уроков русского языка и литературы для учащихся 10 – 11-х классов единым предметом – словесностью. Основное внимание будет обращено на культуру речи и духовно-нравственный аспект. Со следующего года в порядке эксперимента эту новую и еще не полностью разработанную программу введут в нескольких школах, а к 2020 году по этой системе должны работать уже все средние учебные заведения. У нового курса есть как сторонники, так и противники.

Сторонники говорят о том, что в советских школах старшеклассники уже не изучали русский язык, так как его правила в нужном объеме были изучены в предыдущих классах. Тем не менее за грамотностью следили: оценки за сочинение выставлялись двойные – за содержание и грамотность. В пример приводится также опыт Польши – там родной язык и литературу преподают одним предметом с самого первого класса.

Противники изменений утверждают, что уровень грамотности среди учащихся снижается и в этой ситуации убирать русский язык из программы старших классов было бы неразумным 1 .

2.2. Учебный план общеобразовательной школы

(на примере МБОУ СОШ № 10 г. Павлово)

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяет учебное время, отводимое на освоение федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта, по классам и образовательным областям.

В данном учебном плане учтены предметы федерального, регионального и школьного компонентов с соблюдение недельной часовой нагрузки на каждую параллель младшего, среднего и старшего звеньев. Школа, таким образом, обеспечила необходимые условия для ведения качественного образовательно-воспитательного процесса.

Сравнительный анализ почасовой нагрузки за последние несколько лет показывает стабильность по отношению к изучению русского языка.

Таблица № 2. «Количество часов русского языка по классам в

2.3. Русский язык в системе общеобразовательного курса

Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции:

- является предметом изучения и обучения ему,

- средством изучения всех остальных предметов.

2.4. Урок русского языка: зачем он школьникам?

Цели того или иного школьного предмета, в том числе русского языка, определяются следующими факторами: социальным заказом; уровнем развития лингвистики; педагогики, детской психологии и самой методики преподавания русского языка.

Современная школа с точки зрения социального заказа должна дать прочные знания о языке, добиться свободного владения им. Лингвистическая наука достаточно полно описала все уровни русского языка и все функционально-стилистические разновидности русской речи. Это позволило поставить задачу изучения языка во всех его основных проявлениях. Методика преподавания русского языка, опираясь на достижения педагогики и детской психологии, разработала систему изучения новых разделов науки о языке, включенных в программу, и развития связной речи, создав тем самым возможность реализации поставленных целей.

Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами). Также русский язык как учебный предмет имеет чрезвычайно важное значение в деле гуманитарной подготовки к жизни подрастающего поколения: он закладывает основы лингвистического образования, т.е. совокупности знаний об основном средстве общения – языке, его устройстве и функционировании в речи. Знания о нем выполняют две функции: они обеспечивают компетентность учеников в пользовании языком, а также служат базой формирования языковых и речевых умений и навыков.

Компетентность учащихся в знаниях о языке и речи обеспечивается в результате изучения всех сторон языка (его фонетики, лексики, словопроизводства, морфологии и синтаксиса) и речи (ее текстовой основы, стилевых разновидностей и типов организации высказывания), его обеих форм – устной и письменной, норм литературного языка. Все это, усвоенное достаточно прочно, обеспечивает школьникам сознательное пользование языком в собственной речи, базу для самоконтроля при применении языка как средства общения.

Лингвистические знания служат базой формирования у школьников языковых и речевых умений и навыков. Ни одно умение не может быть сформировано без опоры на знания. С ознакомления с ними начинается развитие умений, поэтому в школьную программу по русскому языку должны включаться лингвистические понятия.

В программу по русскому языку включено большое количество языковых и речевых умений и навыков, формирование которых теснейшим образом связано со знаниями о языке. Большое место среди умений и навыков, формируемых в школе, занимают орфографические и пунктуационные умения и навыки.

На уроках русского языка у школьников формируется эстетическое чувство, т.е. представление о прекрасном в языке и речи. Умение видеть прекрасное, понимать и ценить его по законам красоты необходимо каждому культурному человеку, поэтому, развивая эстетическое чувство у учащихся, школа готовит их к жизни, формируя тем самым одно из основных качеств разносторонней личности.

Русский язык как предмет изучения и объект овладения связан со всеми сферами жизни человека, поэтому в нем в словесной форме отражаются и природа, и общество, и личность человека, и искусство. Прекрасное предмет передает в текстах художественных произведений. Обучая школьников различным речевым умениям, необходимо одновременно уделять внимание формированию у них эстетического отношения к природе, обществу, человеку, искусству. Вместе с тем и сам русский язык как предмет изучения обладает чертами, способными вызывать у учащихся духовное переживание радости в связи с ощущением языковой и речевой гармонии. Эстетическое отношение к языку вызывается такими качествами литературного языка, как богатство средств выражения, его звучность и мелодичность, экспрессивность единиц языка, уместность употребления языковых средств в разных стилях речи. Необходима целенаправленная система работы, способная сформировать у учащихся эстетическое отношение к языку и речи.

Перед учителем русского языка стоят следующие задачи, направленные на эстетическое воспитание школьников:

познакомить детей с прекрасным в языке и речи (эстетическое познание языка и речи);

развить все стороны, входящие в структуру языкового эстетического чувства;

воспитать языковой эстетический вкус (сформировать языковой эстетический идеал);

развить у учащихся потребность в эстетическом совершенствовании своей речи.

Перечисленные задачи решаются на протяжении всего обучения русскому языку. Разумеется, в каждом классе должны реализоваться элементы тех задач, которые отбираются в соответствии со спецификой изучаемого программного материала и с возрастными возможностями учащихся. Пути их реализации будут различными.

Выделяются следующие группы практических целей обучения русскому языку:

формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

вооружение учащихся нормами литературного языка;

развитие умения связно излагать свои мысли.

Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Орфографическая и пунктуационная грамотность – важнейший элемент культуры письменной речи, поэтому задача ее достижения является одной из важнейших в средней общеобразовательной школе.

2.5. Анализ анкетирования учеников и педагогов

Исследовательская часть работы состоит в проведении анкетирования по заданной тематике учеников и педагогов и анализ полученных результатов.

В анкетировании приняли участие 53 школьника, из них учеников 4-го класса – 17 человек, 9-го класса – 15 человек, 11 класса – 21 человек. Девочек из общего количества было 31, мальчиков – 22.

1. Проблемы системы и структуры языка в современной линг­
вистике.

2. Признаки системы и специфика системы языка, ее откры­
тость и динамизм.

3. Язык как система систем. Система языка в синхронии и ди­
ахронии.

4. Теории единства структуры языка.

5. Ярусы структуры языка.

I. В современной науке невозможно назвать такую отрасль зна­ния, развитие которой не связывалось бы с внедрением в нее поня­тий системы и структуры. Изучение системных и структурных свойств объекта познания стало одной из центральных задач боль­шинства теоретических дисциплин, переходящих по мере своего | совершенствования от описания наблюдаемых фактов, их Knack­s' фйкации к познанию глубинных свойств объекта и принципов его организации, выражаемых прежде всего в системных и структур­ных отношениях.

Благодаря системному подходу к анализу различных языковых единиц и категорий в лингвистике произошли заметные изменения: 1) расширились и умножились ее связи с другими науками; 2) вы-•' Делились новые области исследования; 3) усовершенствовалась техника лингвистического анализа, и наши знания пополнились ; важными сведениями об особенностях языковых единиц и отноше­ний между ними; 4) рассмотрению с новых позиций подверглись >Сймые различные аспекты речевой деятельности и функционирова­вшим языка.

В итоге понятия системы и структуры стали основополагающи­ми теоретическими понятиями языкознания в целом.

Вместе с тем тезис о системности языка и важности изучения его структуры, принимаемый сейчас почти безоговорочно лингви­стами разных школ и направлений, раскрывается в конкретных ис­следованиях далеко не одинаково, и реальное содержание, которое вкладывается в соответствующие термины, оказывается не тожде­ственным.

Становление и эволюция системного подхода к языку происхо­дили на фоне общего поворота науки XX века от "атомистических" к "холистическим" взглядам (т. е. к признанию примата целого над частями и всеобщей связи явлений). В науке XXI века эти тенден­ции продолжаются.

Одним из первых о системе языка (употребив этот термин, но не дав ему лингвистической интерпретации) заговорил Н. М. Карам­зин в связи с выходом в свет шеститомного "Словаря Академии Российской" (СПБ, 1784-1794 гг.) — первого собственно академи­ческого словаря русского языка, насчитывающего 43257 слов: "Пол­ный Словарь, изданный Академиею, принадлежащий к числу тех феноменов, коими Россия удивляет внимательных иноземцев; наша, без сомнения, счастливая судьба во всех отношениях есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем не веками, а десятилетиями. Италия, Франция, Англия, Германия славились уже многими вели­кими писателями, еще не имея словаря: мы имели церковные, ду­ховные книги; имели стихотворцев, писателей, но только одного исконно классического (Ломоносова) и представили систему языка (выделено мной — Л. И.), которая может равняться с знаменитыми творениями Академии Флорентийской и Парижской". Отметим, что положение о системе языка Н. М. Карамзин высказал за 80 лет до Ф. де Соссюра, с именем которого связывают разработку этой кате­гории.

В учении Ф. де Соссюра система языка рассматривается как си­стема знаков. Ее внутреннюю структуру изучает внутренняя линг­вистика, внешнее функционирование системы языка, т. е. функци-

онирование в связи с внеструктурной действительностью, изучает внешняя лингвистика.

Большую роль в разработке учения о системе языка сыграли идеи И. А. Бодуэна де Куртенэ о роли отношений в языке, о разграниче­нии статики и динамики, внешней и внутренней истории языка, вы­деление им наиболее общих единиц системы языка — фонем, мор­фем, графем, синтагм.

Идеи о системной организации языка были развиты в несколь­ких направлениях структурной лингвистики.

В исследованиях конца XX — начала XXI века подчеркива­ется нежесткость, асимметрия системы языка, неодинаковая сте­пень системности различных ее участков (В. В. Виноградов, В. Г. Гак, В. Н. Ярцева). Выявляются отличия языка от других се­миотических систем (Вяч. Вс. Иванов, Т. В. Булыгина). Иссле­дуются "антиномии развития" системы языка (М. В. Панов), вза­имодействие внутренних и внешних факторов ее эволюции (Е. Д. Поливанов, В. М. Жирмунский, Б. А. Серебренников), за­кономерности функционирования системы языка в обществе (Г. В. Степанов, А. Д. Швейцер, Б. А. Успенский), взаимодей­ствия системы языка с деятельностью мозга (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Вяч. Вс. Иванов).




2. В современной лингвистике в принципе утвердилось следую­щее определение системы языка: (от греч. systema — целое, состав­ленное из частей) — множество языковых элементов любого есте­ственного языка, находящихся в отношениях и связях друг с дру­гом, которое образует определенное единство и целостность. Каж­дый компонент системы языка существует не изолированно, а лишь в противопоставлении другим компонентам системы (Т. В. Булы­гина, С. А. Крылов, ЛЭС, с. 452).

Структура — это строение системы.

А. С. Мельничук писал: "Следует признать наиболее целесооб­разным и соответствующим установившемуся в языке словоупот­реблению такое различение терминов система и структура, при ко­тором под системой понимается совокупность взаимосвязанных и

взаимообусловленных элементов, образующих более сложное един­ство, рассматриваемое со стороны элементов — его частей, а под структурой — состав и внутренняя организация единого целого, рас­сматриваемое со стороны его целостности. Так, например, подле­жащее представляет собой и элемент синтаксической сттщещщ предложения, и компонент системы членов предложения. Струк­тура (система) языка в самом языке непосредственному наблюде­нию не поддается. Объективно существующие структура и систе­ма языка обнаруживаются. в бесконечном повторении их различ­ных сторон и элементов, выступающих каждый раз в других конк­ретных проявлениях".

Язык является открытой динамической системой: он находится в состоянии постоянного развития, обогащаясь за счет новых эле­ментов и освобождаясь от устаревших.

От коммуникативных средств у животных система языка отли­чается способностью выражать логические формы мышления.

От искусственных формализованных знаковых систем система языка отличается стихийностью возникновения и развития, а так­же возможностью выражения дейктической, экспрессивной и по­будительной информации.

Будучи в известной степени открытой, система языка взаимо­действует с окружающей средой познавательной деятельности че­ловечества (ноосферой), что делает необходимым изучение ее вне­шних связей.

В современной систематике приняты следующие признаки сис­тем: 1) относительная неделимость элементов системы; 2) иерар­хичность системы; 3) структурность системы.

Рассмотрим эти признаки.

1. Относительная неделимость элементов системы. Элементы системы являются неделимыми с точки зрения данной системы. Ее элементы могут подвергаться дальнейшему членению, но для других задач, и, следовательно, составлять другие системы. Так, система синтаксиса состоит из системы сложного и системы про­стого предложения. Всякое предложение состоит из слов, т. е. можно говорить о системе лексики, слова распадаются на морфе-168

это уже система словообразования и т. д. Но и система лек-j и система словообразования — это уже другие, не синтак-юкая, системы. Иными словами, элементы потенциально де-а, но в данной системе мы имеем дело с неделимыми элемен-

'. Признак потенциальной делимости элементов тесно связан с по-Йдациальной делимостью систем, т. е. с иерархическим построени-t систем.

2. Иерархичность системы. Этот признак предполагает возмож->сть расчленения данной системы на ряд других систем (подси- Сймые различные аспекты речевой деятельности и функционирова­вшим языка.

В итоге понятия системы и структуры стали основополагающи­ми теоретическими понятиями языкознания в целом.

Вместе с тем тезис о системности языка и важности изучения его структуры, принимаемый сейчас почти безоговорочно лингви­стами разных школ и направлений, раскрывается в конкретных ис­следованиях далеко не одинаково, и реальное содержание, которое вкладывается в соответствующие термины, оказывается не тожде­ственным.

Становление и эволюция системного подхода к языку происхо­дили на фоне общего поворота науки XX века от "атомистических" к "холистическим" взглядам (т. е. к признанию примата целого над частями и всеобщей связи явлений). В науке XXI века эти тенден­ции продолжаются.

Одним из первых о системе языка (употребив этот термин, но не дав ему лингвистической интерпретации) заговорил Н. М. Карам­зин в связи с выходом в свет шеститомного "Словаря Академии Российской" (СПБ, 1784-1794 гг.) — первого собственно академи­ческого словаря русского языка, насчитывающего 43257 слов: "Пол­ный Словарь, изданный Академиею, принадлежащий к числу тех феноменов, коими Россия удивляет внимательных иноземцев; наша, без сомнения, счастливая судьба во всех отношениях есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем не веками, а десятилетиями. Италия, Франция, Англия, Германия славились уже многими вели­кими писателями, еще не имея словаря: мы имели церковные, ду­ховные книги; имели стихотворцев, писателей, но только одного исконно классического (Ломоносова) и представили систему языка (выделено мной — Л. И.), которая может равняться с знаменитыми творениями Академии Флорентийской и Парижской". Отметим, что положение о системе языка Н. М. Карамзин высказал за 80 лет до Ф. де Соссюра, с именем которого связывают разработку этой кате­гории.

В учении Ф. де Соссюра система языка рассматривается как си­стема знаков. Ее внутреннюю структуру изучает внутренняя линг­вистика, внешнее функционирование системы языка, т. е. функци-

онирование в связи с внеструктурной действительностью, изучает внешняя лингвистика.

Большую роль в разработке учения о системе языка сыграли идеи И. А. Бодуэна де Куртенэ о роли отношений в языке, о разграниче­нии статики и динамики, внешней и внутренней истории языка, вы­деление им наиболее общих единиц системы языка — фонем, мор­фем, графем, синтагм.

Идеи о системной организации языка были развиты в несколь­ких направлениях структурной лингвистики.

В исследованиях конца XX — начала XXI века подчеркива­ется нежесткость, асимметрия системы языка, неодинаковая сте­пень системности различных ее участков (В. В. Виноградов, В. Г. Гак, В. Н. Ярцева). Выявляются отличия языка от других се­миотических систем (Вяч. Вс. Иванов, Т. В. Булыгина). Иссле­дуются "антиномии развития" системы языка (М. В. Панов), вза­имодействие внутренних и внешних факторов ее эволюции (Е. Д. Поливанов, В. М. Жирмунский, Б. А. Серебренников), за­кономерности функционирования системы языка в обществе (Г. В. Степанов, А. Д. Швейцер, Б. А. Успенский), взаимодей­ствия системы языка с деятельностью мозга (Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Вяч. Вс. Иванов).

2. В современной лингвистике в принципе утвердилось следую­щее определение системы языка: (от греч. systema — целое, состав­ленное из частей) — множество языковых элементов любого есте­ственного языка, находящихся в отношениях и связях друг с дру­гом, которое образует определенное единство и целостность. Каж­дый компонент системы языка существует не изолированно, а лишь в противопоставлении другим компонентам системы (Т. В. Булы­гина, С. А. Крылов, ЛЭС, с. 452).

Структура — это строение системы.

А. С. Мельничук писал: "Следует признать наиболее целесооб­разным и соответствующим установившемуся в языке словоупот­реблению такое различение терминов система и структура, при ко­тором под системой понимается совокупность взаимосвязанных и

взаимообусловленных элементов, образующих более сложное един­ство, рассматриваемое со стороны элементов — его частей, а под структурой — состав и внутренняя организация единого целого, рас­сматриваемое со стороны его целостности. Так, например, подле­жащее представляет собой и элемент синтаксической сттщещщ предложения, и компонент системы членов предложения. Струк­тура (система) языка в самом языке непосредственному наблюде­нию не поддается. Объективно существующие структура и систе­ма языка обнаруживаются. в бесконечном повторении их различ­ных сторон и элементов, выступающих каждый раз в других конк­ретных проявлениях".

Язык является открытой динамической системой: он находится в состоянии постоянного развития, обогащаясь за счет новых эле­ментов и освобождаясь от устаревших.

От коммуникативных средств у животных система языка отли­чается способностью выражать логические формы мышления.

От искусственных формализованных знаковых систем система языка отличается стихийностью возникновения и развития, а так­же возможностью выражения дейктической, экспрессивной и по­будительной информации.

Будучи в известной степени открытой, система языка взаимо­действует с окружающей средой познавательной деятельности че­ловечества (ноосферой), что делает необходимым изучение ее вне­шних связей.

В современной систематике приняты следующие признаки сис­тем: 1) относительная неделимость элементов системы; 2) иерар­хичность системы; 3) структурность системы.

Рассмотрим эти признаки.

1. Относительная неделимость элементов системы. Элементы системы являются неделимыми с точки зрения данной системы. Ее элементы могут подвергаться дальнейшему членению, но для других задач, и, следовательно, составлять другие системы. Так, система синтаксиса состоит из системы сложного и системы про­стого предложения. Всякое предложение состоит из слов, т. е. можно говорить о системе лексики, слова распадаются на морфе-168

это уже система словообразования и т. д. Но и система лек-j и система словообразования — это уже другие, не синтак-юкая, системы. Иными словами, элементы потенциально де-а, но в данной системе мы имеем дело с неделимыми элемен-

'. Признак потенциальной делимости элементов тесно связан с по-Йдациальной делимостью систем, т. е. с иерархическим построени-t систем.

2. Иерархичность системы. Этот признак предполагает возмож->сть расчленения данной системы на ряд других систем (подси-

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе использовала собственный опыт.Проблематика моей работы находится в русле поиска новых методологических решений эффективного обучения русскому языку. Новые образовательные условия обусловливают поиск обновлённых методик и максимально эффективных технологий, позволяющих не только обеспечить положительные результаты, но и единые социальные условия успешности в дальнейшем обучении

Системный подход

к обучению русскому (родному) языку

и методическая система

речевого развития

Работа выполнена:

учителем русского языка и литературы,

Введение Проблематика моей работы находится в русле поиска новых методологических решений эффективного обучения русскому языку. Новые образовательные условия обусловливают поиск обновлённых методик и максимально эффективных технологий, позволяющих не только обеспечить положительные результаты, но и единые социальные условия успешности в дальнейшем обучении

Проблематика моей работы находится в русле поиска новых методологических решений эффективного обучения русскому языку. Новые образовательные условия обусловливают поиск обновлённых методик и максимально эффективных технологий, позволяющих не только обеспечить положительные результаты, но и единые социальные условия успешности в дальнейшем обучении

В работе я использовала учебную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, собственный опыт наблюдения на уроках развития речи.

В работе я использовала учебную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, собственный опыт наблюдения на уроках развития речи.

- положения о языке как уровневом системно-структурном образовании (И.А. Бодуэн де Куртенэ, P.A. JI.B. Щерба и др.); - концепция логико-смыслового структурирования письменного текста (В.Г. Ананьев, Т.А. Дегтярева, Т.А.Ладыженская и др.); - теория личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, и др.); теория методов обучения (И.Я.Лернер; М

- положения о языке как уровневом системно-структурном образовании (И.А. Бодуэн де Куртенэ, P.A. JI.B. Щерба и др.);

- концепция логико-смыслового структурирования письменного текста (В.Г. Ананьев, Т.А. Дегтярева, Т.А.Ладыженская и др.);

- теория личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, и др.);

(И.Я.Лернер; М'.С. Скаткин и др:);

Теоретическую основу работы составили:

Поиск и изучение новых методологических решений эффективного обучения русскому языку в рамках системного развития русской связной речи учащихся, направленных на формирование коммуникативных УУД. Процесс развития русской, связной речи учащихся. Закономерности, условия и методы системного развития русской связной речи учащихся. Цель исследования Объект исследования Предмет исследования

Поиск и изучение новых методологических решений эффективного обучения русскому языку в рамках системного развития русской связной речи учащихся, направленных на формирование коммуникативных УУД.

Процесс развития русской, связной речи учащихся.

Закономерности, условия и методы системного развития русской связной речи учащихся.

Цель исследования

Объект исследования

Предмет исследования

Определить лингвистические основы системного развития русской связной речи учащихся 5-9 классов. Выявить и обосновать основные подходы к системному развитию русской связной речи учащихся. Для реализаций поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: Изучить научную литературу в теме исследования.

Определить лингвистические основы системного развития русской связной речи учащихся 5-9 классов.

Выявить и обосновать основные подходы к системному развитию русской связной речи учащихся.

Для реализаций поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

Изучить научную литературу в теме исследования.

Работа проведена в три этапа На первом этапе - поисково-теоретическом (постановочном) изучалась педагогическая, лингвистическая и методическая литература по проблеме исследования;определялся круг вопросов в методике развития речи, требующих дальнейшего изучения. На втором этапе – практическом На этом этапе была сформулирована проблема, цель и задачи, методы исследования, разработаны экспериментальные материалы, осуществлена корректировка исходных положений. На третьем этапе — обобщающем (оформление и внедрение) был проведен анализ полученных результатов .

Работа проведена в три этапа

На первом этапе - поисково-теоретическом (постановочном) изучалась педагогическая, лингвистическая и методическая литература по проблеме исследования;определялся круг вопросов в методике развития речи, требующих дальнейшего изучения.

На втором этапе – практическом

На этом этапе была сформулирована проблема, цель и задачи, методы исследования, разработаны экспериментальные материалы, осуществлена корректировка исходных положений.

На третьем этапе — обобщающем (оформление и внедрение) был проведен анализ полученных результатов .

В практической части особое внимание уделено системе творческих упражнений по развитию речи и предложен комплекс упражнений, направленных на реализацию задач проекта Система творческих упражнений по развитию речи как в средних, так и старших классах составляется в соответствии с теми коммуникативными умениями, которые необходимо сформировать у учащихся: умения, связанные с усвоением норм литературного языка, с обогащением словарного запаса и грамматического строя, с работой над готовым текстом, с работой по созданию собственного текста.

В практической части особое внимание уделено системе творческих упражнений

по развитию речи и предложен комплекс упражнений, направленных на реализацию задач проекта

Система творческих упражнений по развитию речи как в средних, так и старших классах составляется в соответствии с теми коммуникативными умениями, которые необходимо сформировать у учащихся: умения, связанные с усвоением норм литературного языка, с обогащением словарного запаса и грамматического строя, с работой над готовым текстом, с работой по созданию собственного текста.

В связи с этим типология упражнений, формирующих и закрепляющих определенные коммуникативные умения, предложенные учеными М.Т.Барановым, А.Ю.Купаловой,Н. А.Купиной, Т. А. Ладыженской, и др. связана с типом применяемых в них умственных операций; аналитические (чтение и понимание текста; восстановление коммуникативной задачи автора, его замысла; выделение текста из ряда предложений ; определение; границ текста; темы текста и основной, мысли; определение типа (стиля) текста и др;); аналитико-синтетические (редактирование деформированного текста; вставка пропущенных в тексте слов и определение роли, которую они выполняют в тексте, различные виды разборов и др.); синтетические (создание речевых произведений, адекватных ситуации).

В связи с этим типология упражнений, формирующих и закрепляющих определенные коммуникативные умения, предложенные учеными

М.Т.Барановым, А.Ю.Купаловой,Н. А.Купиной,

Т. А. Ладыженской, и др. связана с типом применяемых

в них умственных операций;

аналитические (чтение и понимание текста; восстановление коммуникативной задачи автора, его замысла; выделение текста из ряда предложений ; определение; границ текста; темы текста и основной, мысли; определение типа (стиля) текста и др;);

аналитико-синтетические (редактирование деформированного текста; вставка пропущенных в тексте слов и определение роли, которую они выполняют в тексте, различные виды разборов и др.);

синтетические (создание речевых произведений, адекватных ситуации).

Типы творческих речевых заданий

исследование

«Фантастические

«Неожиданные свойства

«Толстые и тонкие

Сочинение-восхищение

Тип творческой работы

Каждое путешествие предпосылка для сказочного сюжета. Ребенок со своим героем отправляется в сказочное путешествие.

Здесь можно выделить приемы:

знакомые герои в новых обстоятельствах;

коллаж из сказок и переплетенных ситуаций;

изменение ситуаций в знакомых сказках;

Тип творческой работы

Задание : чтобы вы делали? Что могло произойти, встреча с кем-то? Захотелось ли вновь стать человеком? Почему?

( Можно на время стать взрослыми, руководителем, работником и т д.)

Задача: сначала хорошо подумать; потом ответить по формуле:

*что случилось бы, если бы;

Сочинение-исследование

В работах такого типа раскрывается представление ребенка о мире, природе, обществе и человеке.

Учитель дает начало :

Далее ученик раскрывает тему своей точки зрения.

Погружение в образ

Ребенок становится при описании картины например, частью природы, интерьера, экстерьера, героем картины или знакомым героев картины, или автором. Вся работа уже строится с этой точки зрения.

Учитель придумывает экстрим, требующий различных вариантов «спасательных решений кого угодно (живых людей, сказочных героев и т д.)

Далее учащиеся продолжают сами. Здесь применяется проблемная технология обучения .

Сочинение-восхищение

Сочинения такого типа можно проводить часто (можно мини-сочинение),задавать на дом, привлекать их к созданию фантазию и родителей. Их выполнение займет много времени, а польза от них огромна.

Дают возможность развивать творческие силы учащихся, учат их самостоятельному использованию полученных сведений о языке, создают эмоциональный заряд. Для развития способности писать миниатюры и этюды можно применять следующие упражнения:

Представьте себе, что вы дерево, у которого сломана ветка. Сочините рассказ – обращение к людям…

Прослушайте текст. По впечатлениям от услышанного нарисуйте свои картины природы.

Если вам захочется записать стихотворение, о каких явлениях природы вы бы написали?

Сочинения-миниатюры

Задание развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например:

Было ли. Дайте три объяснения, почему.

Почему, вы думаете.

Предположите, что будет, если .

Учащимся предлагается составить текст.

Тематика текста: события, происходящие в мире, стране, городе.

Подобные задания позволяют не только отрабатывать произносительные нормы, но и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Подобные задания использую на уроках не только с учащимися среднего звена, но и в старших классах, когда готовимся к ЕГЭ по русскому языку.

Урок – игра по правилам дорожного движения

Сложной для учеников 6–7-х классов является работа по составлению характеристики литературного героя, поэтому работу следует начинать с 5-го класса. Предлагается составить сначала цитатную характеристику (например, при изучении рассказа В.Г. Короленко “Дети подземелья”) пятиклассники учатся отбирать из текста самое главное для характеристики персонажа. Это поможет им в старших классах характеризовать героя, а не пересказывать историю его жизни, что часто делают ученики.

На уроке дети получают письмо : «Здравствуйте, ребята!

Пишут вам две сестрички-капельки. Мы слышали, что вы много знаете и умеете. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна из нас съежилась от холода и превратилась в льдинку. Вторая в эту минуту расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку, и очень заважничала. Стала собой любоваться. Снежинка не захотела признавать в льдинке родную сестричку. Она сказала: «Я вся из серебра и солнца — красавица, а ты из мутной воды — замарашка. И ты думаешь, что мы сестрички?

Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности.

(задание выполняется по частям, каждый ученик занят своей частью). Мы - зубчики одной пилы . Каждый ученик занят выполнением своего варианта задания.

Каждой группе предлагается одна (своя проблема), один текст и серия вопросов/заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. Примером такого подхода к организации может служить задание оперативно написать небольшой доклад или сочинение на изучаемую тему. В этом случае учащиеся группы вместе составляют план работы, распределяют, кто какую часть будет писать, чтобы быстро выполнить все задание, например, рефлексивное сочинение по теме (ЧАСТИ РЕЧИ).

Полученные результаты позволяют наметить нам некоторые перспективы дальнейшего изучения проблем развития речи, формирования умений и навыков учащихся Наиболее актуальными из них нам представляются : 1) развитие устной диалогической речи; 2) развитие письменной связной речи в разных ее формах; 3) разработка вопросов, связанных с проблемой культуры речи учащихся; 4) изучение проблемы, связанной с анализом единиц языка в стилистическом аспекте; 5) исследование речевых ошибок и их разновидностей на этапе порождения текста в устной и письменной формах

Полученные результаты позволяют наметить нам некоторые перспективы дальнейшего изучения проблем развития речи, формирования умений и навыков учащихся

Наиболее актуальными из них нам представляются :

1) развитие устной диалогической речи;

2) развитие письменной связной речи в разных ее формах;

3) разработка вопросов, связанных с проблемой культуры речи учащихся;

4) изучение проблемы, связанной с анализом единиц языка в стилистическом аспекте;

5) исследование речевых ошибок и их разновидностей на этапе порождения текста в устной и письменной формах

Читайте также: