Опытно экспериментальная деятельность на прогулке в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Цель: наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

Ход опыта: Повесить на солнце кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить песочек в песочнице и понаблюдать, как за время прогулки оно высохнет. Потрогать кирпичи, из которых выстроено здание детского сада, на солнечной и теневой сторонах.

Вывод: солнце нагревает предметы.

Цель: познакомить со свойствами песка

Материал: песок, формочки

Ход опыта: засыпать сухой песок в формочки, перевернуть их, посмотреть, что получится. Просыпать песок струйкой на ладонь. Затем песок намочить и проделать те же операции.

Вывод: мокрый песок может принемать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, мокрый песок слипается.

Цель: познакомить с радугой как с природным явлением.

Материал: таз с водой, зеркало

Цель: доказать, что ветер-это движение воздуха.

Ход опыта: дети делают парусные кораблики. Опускают их в емкости с водой. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Большие кораблики движутся тоже благодаря ветру.

Вопросы: Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный? (начинается буря, и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение)

Вывод: ветер-это движение воздуха.

Цель: закреплять представления о том, что в почве и воде есть воздух.

Ход опыта: взять два стакана с водой. Бросить в один стакан кусочек почвы. На поверхности появятся пузырьки воздуха.Взять другой стакан и соломинку: один конец соломинки опустить в воду, а в другой осторожно подуть.

Вывод: мы выдохнули воздух, он виден в воде в виде пузырьков.

Цель: познакомить со свойствами воздуха (не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях, не имеет собственного запаха); развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования.

Ход опыта: воспитатель предлагает взять (последовательно)

ароматизированные салфетки, корки апельсина, чеснок и почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: воздух невидим, но он может передавать запахи на расстоянии.

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений

Цель: формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растения

Ход опыта: из букета выбирается один цветок, нужно оставить его без воды. Через некоторое время сравнивают цветок, оставшийся без воды,и цветы в вазе с водой: чем они отличаются? Почему это произошло?

Вывод: вода необходима растениям, без нее они погибают

Цель: показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Дети рассматривают свои тени. Когда появляется тень?

(Когда есть источник света)

. Что такое тень? Почему она образуется
(Это темное пятно)
Оно образуется, когда световые лучи не могут пройти сквозь предмет, за этим предметом лучей света гораздо меньше, поэтому появляется пятно)

Вывод: Тень появляется при наличии света и предмета; очертания предмета и тени схожи; чем выше источник света, тем короче тень; чем прозрачнее предмет, тем светлее тень.

Цель: выяснить, от чего зависит направление полета семян одуванчика.

Аккуратно сорвать головку белого одуванчика и подуть на нее, посмотреть, как разлетаются воздушные парашютики одуванчика, как далеко они полетят ; подуть сильнее и определить, какие семена пролетают дальше.

Вывод: полет семян одуванчика зависит от силы дуновения, дальше летят те семена, которые сверху.

Цель: определить свойства предметов.

В лужу опустить металлические предметы, наблюдая за тем, как они тонут. Опустить в воду жестяную банку, постепенно заполняя ее металлическими предметами. Банка остается на плаву.

Вывод: банка не тонет, потому что площадь соприкосновения дна банки с водой больше, чем площадь соприкосновения любого предмета с водой, поэтому отдельные предметы, опущенные в воду, тонут.

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло. На стекле образуются капельки воды.

Вывод: вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.

Цель: показать, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать.

Предложить детям помахать рукой у лица. Какое ощущение? Подуть на руки. Что почувствовали? Все эти ощущения вызваны движением воздуха.

Цель: убедиться, что воздух есть везде.

Потихоньку выпускаем воздух из надувного шарика. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, то его можно почувствовать. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха- это ветер. Надувая воздушный шар,задаем детям вопрос: чем надуваем шар? (воздухом)

. А откуда он берется? Предложить детям закрыть нос и рот руками, не дышать Выяснить, что они испытывали при этом?

Вывод: В человеке есть тоже воздух, которым мы при выдохе заполняем воздушный шар. Если человек на некоторое время перестанет дышать, он испытывает дискомфорт, начинает задыхаться, значит, без воздуха невозможно жить.

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

В солнечный день предложить детям рассмотреть землю, потрогать руками,какая она: теплая (ее нагрело солнце, сухая (рассыпается в руках, цвет (светло- коричневая)

. Полить землю из лейки
(условный дождь)
и предложить снова потрогать ее и рассмотреть. Земля потемнела, она стала мокрой, при нажимании на ее, она липнет, собирается в комочки. От холодной воды почва стала холодной как от холодного дождя.

Вывод: Изменение погодных условий приводит к изменению состояния почвы.

Цель: выяснить, все ли перышки способны летать.

Предложить детям по два перышка. Маховое перышко — для полета. Пуховое — для согревания птиц. Дети подбрасывают перышки в воздух и наблюдают за их полетом.

Вывод: Пуховое перышко дольше держится в воздухе, оно легче махового.

Цель:показать детям движение воздуха, его свойство быть невидимым.

Вывод: Воздух невидим, но его движение можно ощутить и почувствовать.

Цель: познакомить со свойствами льда

Ход опыта: в прозрачную емкость необходимо положить мелкие предметы, залить водой и поставить на ночь на окно. Утром рассмотреть с детьми, как свквозь лед видны замерзшие предметы

Вывод: предметы видны через лед потому, что он прозрачен

Цель: выяснить, как быстро растает одинаковое количество снега на ладошке или в рукавичке.

Слепить два снежка, один положить в рукавичку, а другой держать в руке. Сделать вывод.

Вывод: Снег в ладошке быстрее превратиться в воду от тепла ладошки.

Цель: выяснить, как вода превращается в лед.

Взять две емкости с одинаковым количеством воды. Одна емкость выносится на улицу, а другую оставить в группе. На следующий день — в одной емкости вода превратилась в лед, так стояла на улице; в другой емкости вода была комнатной температуры и льда не образовалось.

Вывод: Вода превращается в лед при низкой температуре воздуха.

Цель: Наблюдение за льдом, выявление его свойств.

Предложить детям пройти по кромке льда, выяснить, почему он хрустит. (Там, где воды много, лед твердый, прочный, не ломается под ногами)

. чтобы убедиться, что лед прозрачный, надо в емкость с водой поместить различные предметы и выставить на улицу. Утром рассматриваем и приходим к выводу, что все предметы, которые опускали в воду видны сквозь лед.

Вывод: Предметы видны потому, что лед прозрачен.

Цель: с помощью эксперимента закрепить у детей знания о том, что вода может иметь различные состояния.

Внести в группу лед и снег и выяснить, что быстрее растает. Взять три емкости с рыхлым снегом, с утрамбованным снегом и со льдом.

Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем — утрамбованный, а последним растает лед.

Цель: познакомить детей со свойствами снега.

Поместить емкости с одинаковым количеством воды на поверхность сугроба, зарыть неглубоко в снег, зарыть глубоко в снег. Понаблюдать за емкостями в течение прогулки и сделать вывод.

Вывод: Чем глубже будет находиться емкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в емкости, стоявшей на поверхности сугроба. Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать экспериментально причинно- следственные зависимости.

Детям (один из них в рукавичках)

предложить взять кубик льда, и наблюдать, как лед растает и превратится в воду. Сравнить, у кого быстрее растает лед- кто держал его в рукавичках или голыми руками. Найти причину таяния льда и
разной скорости таяния.
Вывод: лед тает, превращается в воду от соприкосновения с теплом. В голых руках лед тает быстрее, а в рукавичках медленнее, потому что рукавички разъединяют тепло и холод льда.

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами снега, развивать способность видеть красивое в зимней природе.

Рассмотреть снежинки. Какие они? На что они похожи? Как их лучше рассмотреть?

Вывод: В природе не встречаются ни одной одинаковой снежинки.

Цель: подвести к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха (пластичность зависит от влажности, а влажность — от температуры воздуха)

В морозный день предложить детям слепить снежки (обратить внимание, что это невозможно)

. Принести в этот же день этот снег в группу, через некоторое
время слепить снежки и оказывается, что это легко сделать.
Вывод : Снег стал липкий, так как у него изменилась влажность.

Цель: установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугроба; измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада.

После снегопада измерить глубину сугробов в разных местах. Объяснить детям, что условной мерой длины люди установили метр, показать детям и промерить глубину выпавшего снега в разных местах.

Вывод: Чем выше сугроб, тем больше глубина.

Цель: продолжать знакомство со свойствами воды.

Принести сосульки в группы. Поместить их в емкости, каждую отдельно. Наблюдать за таянием сосулек. Если сосульки разного размера, то обратить внимание, какая их них растает быстрее.

Вывод: Лед — твердая вода.

Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.

Пройти, пробежать, пропрыгать на одной ноге, на двух ногах, на носочках, на пятках по свежему снегу. Рассмотреть следы птиц, животных.

Вывод: Разные люди оставляют разные следы. Следы птиц, животных тоже отличаются друг от друга.

Цель: продолжать знакомить детей с деревом, ставшим символом России.

Обратить внимание детей на ствол березы, определяют, в каком месте самое широкий ствол, в каком месте самый узкий. Дети обнимают дерево, пытаются вытащить дерево, но никак не получается. Если воткнуть веточку и попытаться выдернуть- это сделать легко.

Вывод: дерево стоит вертикально и крепко удерживается корнями в земле, поэтому береза не падает.

Цель: экспериментально закрепить различные состояния воды.

Внести в группу снег и лед. Где вода быстрее растает?. В одном ведерке- рыхлый снег,

в другом- утрамбованный, в третьем- лед.

Вывод: Рыхлый снег растает первым, затем растает снег в утрамбованном ведре, лед — в последнем ведре.

Цель: показать зависимость роста растений от освещенности растения.

Обратить внимание детей, что на деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо прогреваемых и защищенных от ветра местах, листья и цветы распускаются раньше, чем на аналогичных растениях, находящихся в тени.Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, травы появляются раньше и растут быстрее.

Вывод: Чем больше солнца, тем быстрее растет трава и распускается листва на деревьях.

Цель: выявить способность солнца нагревать предметы.

Повесить на участке сушиться кукольное белье, намочить песок водой, разлить воду на асфальте. Потрогать здание детского сада на солнечной и теневой сторонах.

Вывод: Чем ярче светит солнце, тем быстрее высыхают и белье, и песок, и асфальт.

Цель: развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

Налить воду в лунку с песком. Каким он стал? (Влажным, мокрым)

Вывод: Песок быстрее пропускает воду, чем глина.

Попытаться поймать кузнечика и рассмотреть его на зеленой бумаге, а затем на белой. Сделать вывод.

Вывод: Форма тела и окраска насекомого являются защитными приспособлениями насекомого.

Цель: установить, почему во время дождя черви вылезают на поверхность.

В коробку с землей, камнями, палочками и дождевыми червями налить воды. Вода вытесняет воздух из свободного пространства, черви начинают вылезать на поверхность земли.

Вывод: Черви вылезают наружу из-за нехватки кислорода в почве.

Цель: продолжать расширять знания детей о многообразии насекомых.

Предложить детям аккуратно поймать майского жука и большого муравья (после эксперимента положить насекомых на место)

. Насыпать на лист
картона песок тонким слоем. Дать пойманным насекомым побегать по песку. Сравнить, какие следы оставляют насекомые на песке.
Вывод: Чем крупнее насекомое, тем глубже след на песке.

Цель: Показать с помощью эксперимента свойства песка.

Горсть песка выпустить струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы. Движение песка похоже на течение.

Вывод: Песок может двигаться.

Цель: проверить с помощью эксперимента степень нагретости предметов.

Предложить детям потрогать камни и металлические предметы утром, днем и вечером, выяснить разницу между предметами.

Вывод: Более нагреты предметы в полдень.

Взять надувной шарик и подбросить его вверх

Вывод: Если нет ветра, то шарик будет летать только под действием руки.

Цель: расширять кругозор, воспитывать любознательность.

Сорванные листочки мяты, перья лука, листочки укропа растереть пальцами, ощутив запах.

Вывод: Каждое растение пахнет по -своему.

Цель: убедиться с помощью эксперимента, что быстрота испарения воды зависит от емкости.

В блюдце и в прозрачный стакан налить одинаковое количество воды. Сделать вывод.

Вывод: быстрее испаряется вода в блюдце, так как площадь испаряющейся поверхности у блюдца больше, чем у стакана.

Цель: воспитывать доброе милосердное отношение к природе.

В начале прогулки сорвать один цветок. В конце прогулки посмотреть, что с ним стало. Сравнить его с цветами на клумбе.

Вывод: Растение без воды погибает.

Цель: показать с помощью эксперимента, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть, увидеть его там, где его быть не должно.

Вывод: Чтобы отразить солнечный свет несколько раз, надо иметь несколько зеркал.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу — это задачи современной системы образования. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия.

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику). Согласно ФГОС педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог раскрыть и совершенствовать способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающей действительности.

Современные дети крайне редко бывают на природе, общение с ней им зачастую заменяют телевизионные передачи, компьютерные игры и видеофильмы. Особенность такого времяпрепровождения пассивная роль малыша, когда он выступает, в основном, в роли потребителя информации. Ему ничего не нужно искать, все желаемое можно получить в готовом виде, достаточно лишь нажать кнопку.
С наступлением теплого периода возникает вопрос:

-Чем занять ребёнка, когда у него появилось так много свободного времени? Как заинтересовать любознательного малыша непривычной игрой? Как играть не только с интересом, но и с пользой?

В детском возрасте ведущим видом деятельности является не только игра, как это принято считать, а в большей части экспериментирование.

Цели экспериментирования - это:

1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.

2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);

3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Среди приёмов и методов организации экспериментальной деятельности выделим актуальные для использования в дошкольном образовательном учреждении:

1.Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

2.Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

3.Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить предмет, попытаться разломить, извлечь звук и проч.), малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива

Виды детского экспериментирования:

По характеру познавательной деятельности детей -

иллюстративное (детям известен результат, и опыт подтверждает знакомые факты);

поисковое (результат неизвестен, его необходимо получить опытным путём);

решение познавательных задач.

По месту в образовательном цикле -

По характеру мыслительных операций -

констатирующее (наблюдение особенностей объекта или явления вне связи с другими объектами или явлениями);

сравнительное (есть возможность увидеть изменение свойств или качеств объекта во время какого-либо процесса);

обобщающее (есть возможность определить закономерность какого-либо процесса, рассмотренного в виде отдельных этапов в предыдущих экспериментах).

По способу применения -

В экспериментальной деятельности осуществляется развитие умственных и практических способностей детей. Если в процессе исследования задачей было получение новой информации при помощи совершенствования практических навыков, то опытно-экспериментальная деятельность в этом случае носит познавательный характер. Формирование новых навыков экспериментирования и обучение работать с различными инструментами осуществляется в рамках исследовательской опытно-экспериментальной деятельности.

Фиксация результатов экспериментальной деятельности воспитанников:

Фиксация результатов практического исследования или наблюдения является обязательным этапов опытно-экспериментальной деятельности. Приучать детей к фиксированию нужно постепенно, поскольку этот вид работы считается сложным для дошкольников. А необходим этот этап для того, чтобы результаты экспериментирования запечатлелись в памяти воспитанников (зрительной, сенсорной, слуховой, двигательной, обонятельной).

Способы фиксация результатов детского экспериментирования:

Графический. Простейший способ фиксации результатов наглядно при помощи готовых форм: карточки, картинки, графические схемы, фотографии, объёмные изображения, аудиозаписи. Этот способ можно применять в экспериментировании с детьми 3–4 лет, предлагая выбрать им из нескольких готовых форм ту, которая представляет собой изображение результатов практической работы. С воспитанниками средней группы используются простые графические схемы или мнемокарты.

Ментальный. Для фиксации результатов опытно-экспериментальной деятельности используются речевые навыки детей: ребёнок рассказывает о результатах практического исследования. Ментальный способ применяется в работе с детьми средней группы: воспитанники формируют умение самостоятельно проговаривать итоги эксперимента, сравнивают их с результатами подобных опытов, проводимых ранее. Старшие дошкольники во время ментальной фиксации совершенствуют умение обобщать и систематизировать знания об объектах.

Практический. Заключается в фиксировании результатов экспериментирования на бумаге — зарисовыванием или записыванием. В работе с дошкольниками чаще используется схематическое зарисовывание и зарисовывание условными символами. С этой целью дети ведут дневники наблюдений, журналы опытов, заполняют карточки экспериментов. Записывание рассказа о результатах практического исследования осуществляет воспитатель со слов детей, например, для закрепления отчёта о проделанной работе в журнале группы, на стенде в уголке познания.

Оформление центра экспериментирования:

Важным условием организации опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является создание предметно-познавательной среды. Это могут быть уголки для практических исследований в помещении группы. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, детские столы и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).

Особое внимание в настоящее время уделяется созданию центров воды и песка в группе. Экспериментируя с этими веществами, дети не только получают знания, но и совершенствуют мелкую моторику, а также восстанавливают баланс эмоционального состояния (занятия с водой и песком успокаивают, устраняют симптому переутомления, снимают напряжение мышц).

Материальное оснащение центра экспериментирования:

природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна;

приборы: магниты (в т. ч. магнитная стружка), увеличительные линзы, линейки, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы;

сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы;

медицинские материалы: латексные перчатки, пинцет, одноразовые шприцы без иглы, ватные диски, марля и бант;

вещества: соль, сахар, марганцовка, пищевые красители, мука;

фартуки, защитные очки, шапочки или косынки, перчатки, нарукавники;

листки наблюдений и журналы для фиксирования результатов экспериментирования.

Эксперименты с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей и являются прекрасным средством для познавательной активности.

Песок – это прекрасная развивающая среда для работы с детьми. Она дает неограниченные возможности экспрессии, так как игры с песком насыщены разными эмоциями (восторгом, удивлением, радостью, позволяет создавать символические образы, отражающие неповторимый внутренний мир ребенка. Песок –отличный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Ребята знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него, учатся действовать с водой. В итоге у них развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. Можно провести с детьми следующие эксперименты:

Экспериментирование с песком -

Эксперименты с водой – любимое занятие детей на прогулке. Выйдя на прогулку, ребята всегда спешат к нему, это любимое место, ведь играя с водой, они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости.

Экспериментирование с водой:

1. "Тонет, не тонет”. В ванночку с водой опускаем различные по весу предметы. (Выталкивает более легкие предметы)

2. "Подводная лодка из яйца”. В стакане соленая вода в другом пресная, в соленой воде яйцо всплывает. (В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли).

3. "Цветы лотоса”. Делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду, цветы распускаются. (Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки распускаются).

4. "Чудесные спички”. Надломить спички по середине капнуть несколько капель воды на сгибы спичек, постепенно спички расправляются, (волокна дерева впитывают влагу, и не могут сильно сгибаться и начинают расправляться).

На прогулке можно узнать много интересного и о воздухе и его

Экспериментирование с воздухом:

Опыты с солнечными лучами:

- " Где сильнее греет солнце"

- " Как появляются солнечные зайчики? "

- " Как появляется тень? "

Исследовательская деятельность на участке:

• Определить возраст одуванчика. Рассмотреть через лупу розетку цветка.

• Одну дорожку засыпать песком и посмотреть, что муравьи будут делать; вторую — сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Ответить, кто же самый сильный на земле?

• Найти божью коровку и определить ее название.

• Наблюдать за полетом мух (длина перелета).

Найти участок большого скопления мух (почему на данном участке большое скопление мух и как с этим бороться).

• Сравнить сухие и влажные комочки торфа.

Через лупу рассмотреть, из чего состоит торф (стебельки листья, корешки растений, мох, кусочки земли).

Сравнить песчаную и торфяную проталину. Ответить, где быстрее просыхает почва и почему?

• Определить направление ветра по компасу. Определить силу ветра с помощью флюгера.

• Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить,какие предметы быстрее нагреваются: темные или светлые? С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Темных стекол.)

Все опыты и эксперименты сопровождаются проговариванием и выдвижением множества догадок, попытками предугадать ожидающие результаты. Это положительно сказывается на умении делать выводы, узнавать разнообразные последовательные связи.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Консультация для педагогов


Я хочу предложить Вашему вниманию ряд опытов, которые можно провести на прогулке с детьми дошкольного возраста в детском саду. Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.
Описанные опыты можно проводить с детьми 3 – 7 лет.
Данный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: развитие интереса детей к поисково-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Развивать наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Дети очень любознательный народ. Им интересно все. Подвижный и активный ребенок 4-5 лет в день задает порядка 400 вопросов. И далеко не на все вопросы можно ответить так, чтобы малыш понял. Порой бывает мало одного ответа, возникает потребность провести экспериментирование – показать и рассказать, как происходит то или иное действо в природе, уточнить знания о свойствах и качествах объектов, их изменениях. Каждый опыт помогает находить решение различных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, увидеть закономерности своими глазами. Опытная и исследовательская деятельность несёт в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Дети подводятся к умению рассуждать, делать выводы и умозаключения, что обеспечивает становлению мировоззрения ребёнка, способствует развитию личностного роста. Данный вид деятельности позволяет каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность, развивает мышление, обогащает знания и словарный запас. У детей побуждается желание созидать, а не разрушать.
Виды экспериментов в ДОУ.
Экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным.
Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при котором объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы. В данном случае личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если малыш уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента, в противном случае возможна пассивная реакция группы.
Фронтальное наблюдение – это тот вид деятельности, при котором используется несколько объектов, которые исследуют дети самостоятельно. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех ребят, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск несоблюдения правил безопасности при выполнении некоторых опытов. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько педагогов. Можно проводить опыты с подгруппой детей.
Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, как партнёров - вместе, на равных. Активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка. В процессе такой активности формируются различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе – умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.
Детское экспериментирование в детском саду – это способ пробудить интерес к науке, поэтому от того, насколько яркими и интересными будут ваши опыты, зависит то, как будет развиваться познавательный интерес у ребенка в процессе поисково-исследовательской деятельности.
Подбирать опыты необходимо в соответствии с возрастом детей. Не следует в младшей группе давать сложные опыты с наличием стеклянных предметов, микроскопов и т.д. Перед началом экспериментирования необходимо заинтересовать детей, используя сюрпризные моменты, присутствие различных героев (Незнайки, Почемучки, дедушки Зная, Любознайка и т. д.) внесение атрибутов: капельки, тучки и т. д, загадывание загадок, чтение стихов. Необходимо напоминать детям о правилах безопасности в разных ситуациях с различными предметами.
Правила проведения экспериментов:
1.Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
2.Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
3.Установить план исследования.
4.Уточнить правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментов.
5.Распределить детей на подгруппы.
6.Провести анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
7.Результаты эксперимента отобразить в один из проектов развивающей среды.
Проведение экспериментов с дошкольниками должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление познания мира, умение изобретать, работать в коллективе, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, позволяют создавать творческую личность.

Опыты с водой.
Для проведения опытов с водой можно использовать следующий инвентарь:
1.Прозрачные и непрозрачные сосуды разной формы и объёма: Пластмассовые тазики, миски, бутылки, стаканчики.
2.Продукты: молоко, соль, сахар, лимон, ванилин.
3.Пластмассовые ложки и мензурки, воронки разной величины.
4.Резиновые груши разного объёма.
5.Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
6.Трубочки для коктейля.
7.Красители: пасхальная краска для яиц, гуашевая краска, зеленка, кристаллы марганцовки.
8.Природный материал: листья, веточки, шишки, семена, камешки, ракушки, скорлупа, кусочки коры, мех, и т.п.
9.Бросовый материал: бумага, кусочки кожи, поролона, пробки, проволока.
10.Игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные.
11.Часы песочные, механические.
12. Весы, безмен.



























Цель: выявить зави симость т яжести почвы от п огодных услови й.

Ход опыта : в солнечный день предложить потрогать земл ю руками,

какая она: с ухая (рассыпае тся в руках) . Полить земл ю (как будто проше л

дождь) ; предложи ть опять потрогать ее руками (она стала липкой,

склеивается в комочки) . Выдать каждому ребенку по 2 пустых пакета.

Предложить детям насыпать в од ин пакет сухую землю, а в другой –

Цель: формир овать представлен ие о твердых и ж идких вещ еств.

Ход опыта : раздать каждому ребенку деревянн ую палочку.

Воспитатель просит обследовать ее, постучать ею, сломат ь. Сколько теперь

стало палочек (2) . Попробуйте их соединить в одну. Получается? (нет) Те же

действия дети проводят с мелом. Что у деревянной палочки общего с

Вывод: если сломать что - то твер дое, то снова сделать их целым и

Цель: продолжать форми ровать представл ение о твердых и жидких

Ход опыта : раздать каждому ребенку травинку. Воспитатель просит

обследовать и порвать ее. Ско лько получилось частей (2) . Попр обуйте и х

соединить в одну. Пол учается? (нет) далее воспитатель раздает каждому

ребенку по 2 одноразовых стаканч ика. В один наливает воду.

У всех п олучилось 2 части воды? (да) а теперь из д вух частей сделайте одну.

Вывод: твердый предмет можно поломать, но снова сделать целым

не твердая, а жидкая. Все жидкие веще ства делятся, а потом соединяются в

Цель: знакомить детей со сво йствами мокр ых и сухих песка, почвы.

Ход опыта : разда ть детям по 2 пластмассовые бутылочки.

Предложить напол нить одну бутылоч ку сухим песком и сухой почвой, а

вторую – мокрыми веществами. Како й песо к и почва л учше наполняют

Вывод: рассыпчатые вещества (сухой песок и сухая почва) лучше

Цель: форм ировать представление о возмо жностях м окрых песка и

Ход опыта : Воспит атель предлагает детям собрать камн и на участке,

полить водой почву и песок, построить 2 башни из ка мней. Слои камней

более устойчивая к палящим лучам солнца из мокрого песка или мо крой

Вывод: более устойчивая прослойка к пал ящим лучам солнца из

Ход опыта : воспитател ь дает детям пластмассов ые бутылки,

наполненные сухим и мокрым песком. Показывает, как можно делать

Вывод: мокрый песок из бутылки не выпадает, тогда как су хой

Цель: выявить зави симость т яжести пес ка от погодных условий.

Ход опыта : в солнечный день предл ожить потрогать п есок руками,

какой он : сухой (рассыпае тся в руках) . Полить песок (как будто прошел

дождь) ; предложи ть опять потрогать его руками (он стал липкий,

склеивается в комочки) . Выдать каждому ребенку по 2 пустых пакета.

Предложить детям насыпать в один пакет сухой песок, а в д ругой –

Ход опыта : предложить детям намочить песок водой и понаблюдать

за его высыханием. Попробовать сделать торт из су хого и мокрого песка при

Вывод: мок рый песок лепится, сухой рассыпается. Мокрый песок

Ход опыта : предложить детям взять горсть песка и выпустить его на

одно место. Постепенно на месте падения образуется песчаный конус,

растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основа ния. Если

долго сыпать песок на о дно и то же м есто, то в другом, воз никают плавуны.

Вывод: движение песка похоже на течение. Свойство песка –

Цель: выяснить з ависимость со стояния вод ы от температ уры воздуха.

Ход опыта : в две банки налить одинаков ое количество воды. Одн у

вынести на холод, а другую оставить в группе . П ровести наблюден ие через

время. В банке, к оторую вынесл и на улицу, во да замерзла.

Вывод: вода замерзает на холоде. Жидкость превращается на холоде в

Цель: выяснить з ависимость состояния почвы от температу ры

Ход опыта : воспитатель предлагает детям потрогать руками почву на

солнце и ту, ко торая в тени. Постаратьс я разбить земляные комочки теплые и

Вывод: земля на со лнце теплее и теплые ком очки легко р азбиваются.

В тени земля холо дная. Комочки примерзают и не отрываю тся от земли.

Ход опыта : предлагает детям помахать руками п еред л ицом. Какое

ощущение? Подуйте на руки. Что почувствовали ? Все эти ощущения

Ход опыта : предло жить детям обсле довать пакет. Узнать, что в нем?

Цель: развивать познавательность в процессе эксперимент ирования с

Ход опыта : воспитатель разливает воду в сосуды разной формы.

Ход опыта : предл ожить о бследовать два пакета. Выяснить чем

похожи, в чем отличия. Сходства – вода и возду х прозрачные, не и меют

вкуса, запаха, принимают любую форму. Разница – вода тяжелее воздуха,

Вывод: в свойства х воды и в оздуха есть сходства и различ ия.

Цель: формир овать представлен ия об отвердевании ве ществ.

Ход опыта : воспитатель выносит на улицу стаканчик с водой.

Предлагает пон аблюдать за не й в течение прогулки .

Вывод: вода заме рзает от низк ой температ уры воздуха.

Ход опыта : вос питатель предлагает р ассмотреть лед на с олнце,

Цель: выявить связь между тем пературой в оздуха и сост оянием вод ы.

Ход опыта : в оспитател ь предлаг ает детям принести сосульки.

Поместить их в одноразовые стак анчики. От нести в группу .

Цель: подвести дет ей к п ониманию, чт о лед легче в оды.

Ход опыта : восп итатель предлагает детям поместить кус очки льда в

Цель: продолжа ть знакомить детей со свойства ми снега.

Ход опыта : предложить детям набрать снег в баночку. Отнести

Цель: показать, что самый чисты й снег гряз нее водопр оводной воды.

Ход опыта : воспит атель предлагает вз ять детям снег, положить его в

стаканчики и отнести их в группу . В тар елку набрать воду из водопрово да.

Вывод: снег – это грязная тал ая вода. Ее пить нельзя, она неприг одна

для питья. Ее мож но использ овать для пол ива растени й.

Ход опыта : восп итатель выносит две бу тылки с вод ой. И змеряет

температуру воды градусн иком. Одну бутылку зарывает в сн ег, другую

оставляет н а снегу. В конце прогулки измеряется температура воды в обеих

Вывод: снег сохраняет тепло. Он укрывает землю, охраняя растения

Ход опыта : воспитатель раздает детям по д ва пакета. Предлагает в

Вывод: лед тяже лее снега, потому что он плотнее, а снег

Цель: познакомить детей с тем, что вода заме рзает на холоде и воде

Ход опыта : вместе с д етьми воспитатель размешивает краску в воде,

заливают в формочки, о пускают дети в св ои формочки веревочки и

оставляют их на морозе. Н аблюдают за п роцессом всю прогу лку . Вынимают

льдинки из форм очек. Украшают раз ноцветным и льдинками участ ок.

Вывод: вода ль ется, раствор яет в себе к раску, замерзает на холоде.

Ход опыта : воспита тель предлагает д етям сгрести с нег, сдел ать в этих

сугробах углублен ия. Положить в них пер ья птиц. Проверить, улетели ли

Цель: выяснить, как солнечные лу чи влияют на м окрые п редметы.

Ход опыта : предл ожить детям полить водой из бут ылок свои

игрушки. Постав ить их на солн це. Понаблюдать, как они высыхают.

Предложить пот рогать стенк и игрушек на сол нечной ст ороне и на тенево й.

Вывод: со лнечные лучи согревают поверхности предметов и вода

Ход опыта : воспитатель раздает зеркала детям. Пр едлагае т

Вывод: свет может отражать из ображен ия многократ но.

Цель: выяснить , как изменя ется уровень воды от брошен ного в н ее

Ход опыта : воспитатель раздает детям стаканчик и с водой. На

стакане нар исована метка по пов ерхности во ды. П редлагает д етям б росить в

Вывод: уровень вод ы повышается от броше нных в нее предметов. Че м

Ход опыта : воспитатель раздает детям стаканчики с р езинками

удерживающих лоскут ки тканей на их по верхност и. Раздает ложки

пластмассовые. Пре длагает ими набирать воду из ведер. Затем снять резинки.

Вывод: чем т олще ткань, тем ме ньше воды в ста кане.

Цель: выяснить от чего зави сит плавуче сть предметов.

Ход опыта : в оспитатель раздает детям деревя нные п алочки и

водой. Какой предмет плавает, какой тонет? Утонул камень. Плавает

Ход опыта : в оспитатель раздает детям шарики. Предла гает детям

надуть их. Потом предлагает отпусти ть шарики. О ни начинают крутиться,

улетать. Воздух вы рывается из ша рика, заставляет ег о двигать ся.

Ход опыта : воспитатель предлагает детям взять в р уки камни

Вывод: камень – твердый предмет. Твердый предмет не меняет

Цель: показать детям, что источник света может быть природным и

Ход опыта : воспитатель предлагает детям посмотреть в ко робку с

отверстием. Там темно, ничего не видно. Что необходим о, чтобы увидеть

предмет в коробке (открыть ее, чтобы попал туда свет или посвети ть

Ход опыта : в солнечный день воспитатель предлагает детям

выполнить упражнения с руками. Посмотреть вниз на землю, чт о дети

видят? (свое темное отражение) Это темное о тражение называется тенью.

Далее воспитатель пр едлагает пойти д етям за детский сад (в тень) .

Предлагает им выполнить те же упражне ния. Увидят л и дети свое темн ое

Ход опыта : воспитател ь п редлагает детям взять свои любимые

игрушки на прогул ку . Положить их на место, где светит солнце. Что видят

дети? Есть ли у игрушек тень? Како й она формы, размера? У всех ли тень

Вывод: любые предметы имеют свою тень. Тень отражает форму

Цель: выяснить, зависит л и цвет предме тов от цвета стекла ?

Ход опыта : воспита тель раздает детям на прогулке цветные стекла и з

калейдоскопа. Пр едлагает посмот реть через них н а окружающие пре дметы.

Какого они цвета? Далее предлагает детям поменяться стеклышками и

посмотреть че рез них на те же предмет ы. Какого они т еперь цвета?

Цель: выяснить, что почва и пе сок по - разному вп итывают вод у.

Ход опыта : воспитатель раздает каждому по 2 стаканчика.

Предлагает в один набрать песок, в другой – землю. Полить водой песок и

Вывод: вода быстрее впитается в сыпучие вещества, чем в плотные

Ход опыта : воспитатель выбирает один цветок на клумбе и не

поливает (он спит, его не беспокоят) . Остальные цветы дети поливают.

Через нескольк о дней рассмат ривают вс е цветы на кл умбе, сравнивают и х.

Це ль : выяснить сте пень важн ости возд уха для раст ений.

Ход опыта : предложить дет ям выкопать травку с корешк ами, почвой

лопатками. П олить их водой. Положить это растение в п акет.

Через нескольк о дней рассмат ривают ра стение. Оно погибло.

Цель: выяснить п ричину отсутствия растений н а тропинка х.

Ход опыта : воспитатель раздает детям палочки. Предлагает детям

палочками попробовать плотность почвы на тр опинка х и на участке с

Вывод: растения лучше прорастают на мягкой земле, чем на п лотно й

земле. Если даже растениям удает ся пр орасти на тропинках, то все р авно их

Ход опыта : по предложению воспитате ля дети не пропалывают почву

на клумбе, где рас тет календула. Осталь ные участки пропалывают дети.

Через несколько д ней обратить вним ание детей на то, что на почве, г де дети

Читайте также: